Что такое социальный риск

Что такое социальный риск

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ

SPECIFICITY OF SOCIAL RISKS

В данной статье описан риск как социальное явление. Рассмотрены подходы к определению и изучению понятия «социальные риски», предложена их типология. Выявлены и раскрыты основные черты данных рисков.

риск, социальный риск, общество риска, особенности социальных рисков, компоненты риска.

The article is dedicated risk as a social phenomenon. Approached to the definition and study of the concept of «social risks» are considered, and their typology is proposed. The main features of these risks are identified and disclosed.

risk, social risk, «risk society», specificity of social risks, risk components.

В наши дни явление «риска» становится глобальным и всеобщим, а общество всё чаще упоминается как «общество риска». С увеличением количества негативных последствий от техногенных и природных рисков, мир стал задумываться о значимости человеческого фактора. То есть, о социальных рисках, связанных с разнообразными явлениями: конфликты социальных групп и институтов, военными конфликтами, маргинальными сообществами, политическими кризисами и т.п. В социологии источником риска считается любое нарушение социального порядка, несоблюдение норм: «именно социальные нормы определяют целесообразность или нежелательность тех или иных поступков или проявления каких-либо форм поведения, способных увеличить степень рискогенности ситуации» [1, с.193].

Социальный риск может возникать по некоторым причинам: случайное проявление различных событий, явлений, факторов; нахождение людей в неблагоприятных условиях [2, с. 294].

Понятие «социальный риск» может трактоваться по-разному, соответственно, существует разнообразие научных подходов к определению данного понятия. Например, социальный риск – это «деятельность человека, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, поражения, выигрыша, попадания в цель и отклонения от цели» [3, с. 236]. Ещё одно часто встречаемое определение понятия: «риски, в преодолении которых участвует все общество, а большая часть членов общества подвержена им» [4]. Стоит отметить, социологическое понимание риска по Зубкову В.И.: риск – это «социальное поведение субъекта, осуществляемое в условиях неопределенности его исходов» [5, с. 4]. Можно сделать вывод, что существует разнообразие и некая разобщённость взглядов на социальный риск. Это можно доказать даже на примере того, что одни учёные считают «риск» понятием субъективным (т.к. действия человека и оценивание риска являются субъективными), другие исследователи говорят о том, что «риск» – это объективное явление (поскольку рассматривают компоненты окружающей действительности как источник риска).

В связи с этим, исследование социальных рисков поделилось на 3 течения:

Первый подход, постмодернистский, говорит нам о том, что социальные риски обостряются из-за перемен, которые происходят в современном обществе. Социальные риски – это результат человеческой деятельности; они изменяют социальную структуру и общество в целом. Такому подходу придерживались упомянутые раннее У. Бэк и Э. Гидденс.

Второй, поведенческий подход, определяет социальные риски как главную характеристику современного мира. В данном течении риск исследуют со стороны процесса принятия решений. Основные представители – Н. Луман, В. И. Зубков, А. П Альгин.

Третий подход, перцептивистский, рассматривает социальный риск со стороны восприятия культурных норм и ценностей социальными группами. Данный подход освещали – М. Дуглас, А. Вилдавски, П. Словик.

Все три похода имеют право на существование, они рассматривают риски с трех разных сторон, дополняя друг друга и углубляясь в сущность социальных рисков.

Выясним, на что направлено изучение социальных рисков. Объектами социального риска будут являться индивиды или социальные группы, подверженные влиянию принятых решений в ситуации риска. А так как риск – это неотъемлемая часть жизни, его воздействие затрагивает и тех, кто принимает эти решения. Значит, объекты могут быть параллельно и субъектами риска. Это одна из основных особенностей социального риска.

Ещё одна особенность – это наличие признаков, по которым можно распознать социальные риски. А среди основных признаков социальных рисков выделяют:

Стоит выделить главные компоненты риска – это личностные характеристики индивида (например, смелость), которые он проявляет в ситуациях риска и выбор альтернатив действия, которое зависит от предпочтений индивида или группы.

Важным элементом в анализе социального риска является оценка. Она определяет его обоснованность, а также, какие меры и варианты защиты стоит применить в ситуации риска.

Стоит рассмотреть и факторы социального риска – это «условия, обстоятельства, конкретные причины, более других ответственные за возникновение и развитие болезней» [2, с. 305]. Данное определение хоть и является узким, но в общем и целом отражает суть понятия. Факторы риска можно разделить на две категории: предвидимые (ожидаемые) и непредвидимые (неожидаемые). К первым можно отнести факторы, которые поддаются оценке и управлению, ко вторым – те факторы, которые невозможно обнаружить на начальном уровне анализа, сложны для управления.

Социальные риски имеют свою классификацию. Правда, классификации вариативны – имеют множество оснований и критериев. Это является ещё одной особенностью социальных рисков. Рассмотрим основные.

Вполне развёрнутую классификацию социальных рисков предложил В.И. Зубков. Он выделил следующие основания для классификации: субъективно-объективные характеристики, условия возникновения, содержание, возможные последствиям [5, с. 29]. Можно заметить, что разделение социальных рисков в некоторой степени повторяет классификацию самих рисков.

Также, можно предложить следующее разделение социальных рисков:

По степени распространения риски можно разделить на массовые (которые касаются большей части общества) и локальные (затрагивают меньшую часть/отдельных индивидов).

По возникновению можно разделить на субъективные (связан с внутренним воздействием) и объективные (с внешним воздействием).

По роду опасности: природные (связанные со стихией и климатом), технические (связанные с хозяйственной деятельностью; нарушением технологий), экономические (повышение цен, инфляция), политические (связанные с государственной властью), национальные (конфликты менталитетов, ценностей) и инновационные (внедрение новых технологий).

По степени выражения: слабые, средние, сильные.

По возможности регулирования: контролируемые и неконтролируемые.

В довершении ко всему, можно добавить к классификации социальных рисков «развивающихся и развитых сообществ; риски стабильных, трансформирующихся и посттрансформационных обществ» [2, с. 67].

Резюмируя, можно дать такое определение: социальный риск – это риск, связанный с поведением человека или группы людей, находящихся в неопределённой и требующей действий ситуации, исходы которой могут повлиять на большую часть общества. Изучение социальных рисков является значимым в современном мире. Потому что социальные риски будут увеличиваться в связи с дальнейшим научно-техническим прогрессом, усложняя жизнь обществу. Социальные риски касаются не только общества, но и отдельного индивида в ситуации, когда он принимает решения при существовании нескольких вариантов исхода

А, также, стоит выделить следующие особенности социальных рисков:

Использованные источники:

Что такое социальный риск. Смотреть фото Что такое социальный риск. Смотреть картинку Что такое социальный риск. Картинка про Что такое социальный риск. Фото Что такое социальный рискjournalmeridian@gmail.com

Что такое социальный риск. Смотреть фото Что такое социальный риск. Смотреть картинку Что такое социальный риск. Картинка про Что такое социальный риск. Фото Что такое социальный рискПрофиль в elibrary

© Научный электронный журнал Меридиан, 2020

Источник

Социальный риск

Смотреть что такое «Социальный риск» в других словарях:

Социальный риск — 4. Социальный риск характеризует масштаб и вероятность (частоту) аварий и определяется функцией распределения потерь (ущерба), у которой есть установившееся название F/N кривая1. В общем случае в зависимости от задач анализа под N можно понимать… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Социальный риск — см. Риск социальный … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Социальный риск, или F/N кривая — зависимость частоты возникновения событий F, в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N. Характеризует тяжесть последствий (катастрофичность) реализации опасностей;. Источник: Постановление Госгортехнадзора … Официальная терминология

риск — 2.19 риск (risk): Потенциальная опасность нанесения ущерба организации в результате реализации некоторой угрозы с использованием уязвимостей актива или группы активов. Примечание Определяется как сочетание вероятности события и его последствий.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Риск аварии — 2.8. Риск аварии мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий. Основными количественными показателями риска аварии являются: технический риск вероятность отказа… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

РИСК ПОЖАРНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ — Степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара. Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123 ФЗ (ст.2, ст.93). Зависимость вероятности (частоты) возникновения событий, состоящих в поражении… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

социальный риск 1 ) — 3.1.14. социальный риск1): Зависимость вероятности (частоты) возникновения событий, состоящих в поражении определенного числа людей, подвергшихся поражающим воздействиям пожара и взрыва, от числа этих людей. Характеризует масштаб… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Социальный страховой риск — Социальный страховой риск предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Федеральный закон «об основах обязательного социального страхования» определяет социальный страховой риск… … Википедия

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование;. Источник: Федеральный закон от 16.07.1999 N 165 ФЗ (ред. от 11.07.2011) Об основах обязательного социального страхования … Официальная терминология

Риск социальный — Показатель опасности или совокупности опасностей, установленный для определенной группы населения, находящейся в зоне возможного поражения, в виде потерь этой группы (гибель, ранение, заражение, моральная травма и т.д.) за заданное время Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Понятие социального риска. Виды социальных рисков

Организация системы социального страхования как формы защиты трудящихся. Социальные риски – это вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами.

РубрикаСоциология и обществознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления04.04.2016
Размер файла158,3 K

Что такое социальный риск. Смотреть фото Что такое социальный риск. Смотреть картинку Что такое социальный риск. Картинка про Что такое социальный риск. Фото Что такое социальный риск

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Самарский государственный экономический университет

Понятие социального риска. Виды социальных рисков

Хитцова Валерия Андреевна

В условиях социализма основным работодателем и собственником средств производства являлось государство, оно же выступало и в роли страхователя, брало на себя ответственность за профессиональные и социальные риски и их финансовое обеспечение. Сами риски в целом были меньшими и структурно иными, чем сегодня. Система учета социальных рисков была нечеткая и не играет решающей роли, уровень социальных гарантий не был велик и бюджет позволял покрывать возникающие незначительные перерасходы.

Данная тема контрольной работы является актуальной в настоящее время, т.к. на сегодняшний день существенно изменились принципы распределения общественного продукта и роль государства в системе социальной защиты, в результате чего, госбюджет перестает быть ее гарантом. Поэтому действенной формой социальной защиты выступает социальное страхование на случай рисков.

Понятие социального риска

Риск является объективным явлением, суть которого обусловлена неоднозначностью событий, которые произойдут в будущем. Он связан с упущенной возможностью, потерей, ущербом. Когда они наступают, происходит практическое проявление риска. До этого риск остается гипотетической опасностью. Хотя будущее принципиально непредсказуемо, ожидаемые события можно предвидеть с той или иной погрешностью в зависимости от того, какова природа таких событий: вероятностная или неопределенная. социальный страхование риск

Социальные риски по праву социального обеспечения характеризуются следующими признаками: 1) имеют исключительно объективный характер: они наступают независимо от воли лица и не могут быть устранены ею самостоятельно через внешние факторы, а не из любых субъективных причин;

2) ограничивают (или нарушают) жизнедеятельность человека и предопределяют ее социальную необеспеченность;

3) закреплены национальным законодательством как обстоятельства, вследствие наступления которых лицо может потребовать помощи государства или общества;

4) потенциально закономерными для каждого человека: обязательно или, как правило, случаются или могут произойти при определенных обстоятельствах.

Социальные страховые риски:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

Понятие социального риска служит тем универсальным критерием, который позволяет отграничить их от других групп общественных отношений, сходных с ними по внешним признакам (от гражданско-правового личного страхования).

Перечисленные социальные риски, несмотря на свое различие, имеют одну общую характеристику. Им невозможно противостоять в одиночку. Только системное постоянное взаимодействие государства и общества, а иногда и международных институтов способно преодолеть либо сгладить воздействия такого масштаба. Только объединив усилия можно определить приоритеты и механизмы социально-экономического развития и противостояния, как новым, так и старым социальным вызовам.

Защита от социальных рисков

Такой подход отвечает природе социальной политики при общественном устройстве с развитой рыночной экономикой, которая формируется на следующих принципах: самоответственность людей наемного труда, их работодателей, других категорий трудозанятого населения за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты; солидарная поддержка трудозанятым населением и работодателями наименее защищенных работников и их семей (здоровый платит за больного, работники с более высокими доходами оказывают солидарную помощь работникам с низкими доходами); оптимальная поддержка (принцип субсидиарности), который определяет меру (рамки) солидарной поддержки и фиксирует ее размер.

Мировой (более чем столетний) опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений (секторов) социального страхования: пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца); медицинское страхование (оплата медицинской помощи), включая оплату временной нетрудоспособности; страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве); страхование в связи с безработицей (пособия по безработице, переобучение и трудоустройство). Целесообразность такого членения социального страхования объясняется раз личной природой социальных рисков, от которых они призваны защищать, сходством удовлетворяемых потребностей застрахованных, а также спецификой правового регулирования различных видов страхования.

Виды социальных рисков

Социальная защита служит для того, чтобы представители общественности, в том числе каждый гражданин страны, мог избежать рисков, которые приведут к потере минимальных условий для нормальной жизни в условиях современных человеческих потребностей.

Впрочем, говоря о практике, то в жизни это выглядит несколько иначе: человек не лишается рисков, а в случае появления в его жизни условий, которые были вызваны этими социальными рисками, и усложнения ситуации, он может рассчитывать на поддержку со стороны правительства. Именно эта поддержка и выражается в социальной защите населения.

На рисунке 1 изображена схема признаков социальных рисков.

Рисунок 1 Признаки социальных рисков

Среди признаков социальных рисков можно выделить:

· всеобщность (определенной ситуации, способствующей ухудшению состояния или условий, подвержены все члены общества);

· кризисогенность (существует определенная вероятность, что при бездействии по отношению к развитию социальных рисков и увеличению их в масштабах, появятся благоприятные условия для формирования политической, кризисной, социальной и других видов нестабильности, и т. д.).

Выделяют следующие группы социальных рисков:

· Предвидимые риски. Эта группа достаточно предсказуема. Она содержит в себе всевозможные риски, которые присутствуют в обществе. Их можно увидеть, предугадать и обозначить на будущее путем изучения, проведения анализа текущей ситуации, исторических факторов, а также других показателей, которые могут быть задействованы в сфере социальности. Опыт берется как из истории отечественного общества, так и со стороны зарубежных государств;

· Непредвидимые риски. Сложные группы социальных рисков для управления, не поддаются сравнению. На основании исторического и других видов анализа определить время и вероятность их активного развития и появления, как такового, попросту невозможно.

Социальное страхование в ряде случаев не является гарантом от появления рисков, а также устранения их последствий.

Так, одним из самых проблемных направлений в группах социальных рисков России является жилищное.

Говоря простыми словами, на практике купить или снять жилье не возможно для большинства людей.

При этом ипотеки дорогостоящие, социальных программ существует не много, а фонды страхования и обеспечения людей обычно наполнены в недостаточном объеме.

Это является предпосылками для появления высоких рисков в социальной сфере, влекущие появление других рисков.

На практике риски могут иметь несколько видов, которые охватывают формы обязательного соцстрахования, а также добровольное направление предоставления страховых услуг (рисунок 2).

Рисунок 2 Виды социальных рисков

Среди видов социальных рисков можно выделить:

· медицинскую помощь. Ее получение считается обязательным, причем это неоспоримо;

· страхование случаев, когда гражданин по независящим причинам от себя теряет возможность заработка;

· расходы на восполнение последствий после наступления страхового случая (касается и страхователя, и его родственников);

· временная утрата трудоспособности (например, болезнь; первые три дня предприятием оплачивается больничный лист, а дальше выплаты производит фонд социального страхования);

· получение трудовых увечий;

· заболевание, вызванное влиянием условий, связанных с профессией;

· выход на пенсию (достижение возраста, считающегося старостью);

Такова мировая практика. Подобный подход позволяет грамотно, надежно и эффективно осуществлять социальную защиту, в том числе в форме социального страхования.

Список используемых источников и литературы

2. Никулина Н.Н., Березина С.В., Страхование. Теория и практика. [Электронный ресурс] Учебное пособие.- М.: Юнити-Дана.,2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие социального обслуживания. Системная функция коррекции работы механизмов саморегуляции и самоорганизации общества. Функции государственных социальных служб. Специфика деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

контрольная работа [37,2 K], добавлен 23.12.2013

Актуальность темы социального страхования. История появления и развития системы социального страхования в России. Система социального страхования в других странах. Социальные гарантии, которые предоставляет государство.

контрольная работа [23,7 K], добавлен 17.06.2007

Понятие Дюркгейма об идее аномии. Характеристика групп социального риска, угроза стабильности и безопасности общества и личности со стороны их представителей. Подростки и молодые люди как отдельная категория групп риска. Факторы социального риска.

реферат [30,0 K], добавлен 15.09.2015

Понятие общества с различных точек зрения. Экономическая, социальная, политическая и идеологическая подсистемы общества. Политический строй в стране, формы правления и устройство государства. Теории социального обмена. Теория социального детерминизма.

эссе [10,4 K], добавлен 23.08.2012

Принципы социального проектирования, характеристика проектного управления социальной сферы. Виды технологий данного проектирования на основе разновидности социальных проектов. Алгоритмы разработки социального проекта, требования, предъявляемые к нему.

курсовая работа [50,6 K], добавлен 08.04.2011

Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

контрольная работа [27,5 K], добавлен 17.01.2009

Понятие, предмет исследования социального обеспечения. Основные формы и виды социального обеспечения. Виды социальной помощи для определенных групп населения. Формы и средства защиты права граждан в сфере социального обеспечения.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 11.08.2007

Источник

Виды социальных рисков

Страницы: 1 2

Содержание

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ РИСКАХ

1.1. Понятие социальных рисков

1.2. Признаки социальных рисков

ГЛАВА 2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ

2.1. Виды социальных рисков и управление ими

2.2. Индивидуальная защита от социальных рисков

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современное общество характеризуется постоянным ростом различных угроз, поэтому обеспечение общественной и личной безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека является приоритетной задачей государства и гражданского общества.

Для принятия социально обоснованных решений, направленных на обеспечение безопасности населения, используется категория риска. Последний выступает важным элементом многих процессов и явлений в общественной жизни, экономике, политике, технике, науке.

Понятие риска является междисциплинарным, используется как в естественных, так и в общественных науках.

Каждая из них использует собственную методологию, принципы и способы анализа проблемы риска. Наука пока не сформировала общее понятие «риск», отсутствует взаимосвязанная теория, структурирующая эту область исследований.

Предметом нашего исследования является такая разновидность риска, как социальный, поскольку он присущ человеку как живому существу, связанному социальными связями в процессе своей жизни. В широком смысле все риски, с которыми сталкиваются люди, являются социальными, ибо они обусловлены общественным бытием.

Современное общество, сознавая опасность возникновения социальных рисков и стремясь к защите каждого своего члена от их возможных последствий, при формировании механизма такой защиты должно использовать инструментарий, разработанный различными науками — экономической, математической, социологической, философской, правовой. Преимущества интегративного подхода к проблеме компенсации социальных рисков, а следовательно, в целом к проблематике социальной защиты и социального обеспечения в полной мере проявляют себя в концепции управления социальными рисками.

Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования защиты населения от социальных рисков.

Предмет исследования – правовое регулирование социальных рисков в Российской Федерации и защиты от населения от социальных рисков.

Цель исследования – комплексный анализ понятия и сущности социальных рисков и способов зашиты населения от социальных рисков в Российской Федерации.

Задачи исследования:

-определить понятие социальных рисков;

-выделить признаки социальных рисков;

-рассмотреть виды социальных рисков и особенностей управления и распределения социальных рисков;

-проанализировать индивидуальные способы защиты населения от социальных рисков.

Методологической базой исследования выступили общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него следующие частные методы: системно-структурный, формально-догматический, системного подхода и др.

Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов как Вигдорчик Н.А., Захаров М.Л., Кожевников Д.Е., Мачульская Е.Е., Федорова М.Ю. и др.

Нормативную базу исследования составляют Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод», Конституция РФ, ряд федеральных законов, например Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» и др.

Структура исследования обусловлена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ РИСКАХ

1.1. Понятие социальных рисков

В общей части отрасли права социального обеспечения помимо основного института, института правосубъектности, следует также выделить самостоятельный институт — институт оснований, влекущих возникновение права на социальное обеспечение.

Для того чтобы определить его место в общей части отрасли права социального обеспечения, нам необходимо решить ряд важных задач, а именно: рассмотреть понятие «социальный риск», доказать, что социальный риск так или иначе оказывает влияние на возникновение всех материальных отношений, как страховых, так и нестраховых, регулируемых особенной частью названной отрасли. И наконец, обосновать тот феномен, что «социальные риски» — это не что иное, как юридические факты со специфическим отпечатком, отражающим социальную направленность, которые влекут возникновение социально-обеспечительных правоотношений.

До настоящего времени понятие «социального риска» не было подвергнуто достаточно глубокой научной разработке с позиции расположения норм, касающихся социальных рисков в системе права социального обеспечения. В той или иной степени «социальный риск» рассматривался при исследовании проблем социального страхования.

Полагаем необходимым обратиться к основным положениям, касающимся понятия «социального риска», высказанными некоторыми из них.

Так, Н.А. Видгорчик писал: «Слово «социальный» употребляется для обозначения всего того, что так или иначе связано с устройством общественной жизни. Так, неравенство между людьми, зависящее от богатства одних и бедности других, называют «социальным» неравенством. Все те меры, которые направлены к изменению общественного устройства, называют «социальными» мероприятиями. К социальному страхованию ученый относил следующие виды страхования: на случай болезни; от несчастных случаев (на случай увечья); на случай инвалидности (т.е. потери работоспособности на долгое время или навсегда); на случай старости; на случай смерти (т.е. страхование вдов и сирот); страхование материнства (т.е. страхование женщин на случай родов); на случай безработицы. Социальное страхование должно заботиться не только о самих застрахованных, но и об их семьях. И все то, что социальное страхование дает самому застрахованному, оно должно предоставить и его жене, и его детям.

Е.Е. Мачульская определяет социальный риск как вероятностное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падения уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты со стороны государства.

М.О. Буянова, уточняя определение, данное Е.Е. Мачульской, говорит о том, что, во-первых, нельзя связывать социальный риск только с вероятностью наступления материальной необеспеченности. Государство обеспечивает инвалидов и престарелых в стационарных и полустационарных учреждениях независимо от их материального положения. Содержание детей в детских учреждениях, предоставление различных услуг инвалидам: протезирование, трудоустройство, профессиональная подготовка, обеспечение транспортными средствами, как правило, тоже не связывается с их материальным положением. Во-вторых, названные причины утраты заработка, дохода или внутрисемейного содержания не охватывают всего спектра оказываемых видов социального обеспечения (одиночество, бедность, вынужденные переселенцы, беженцы и т.д.).

По мнению Т.К. Мироновой, старость, болезнь, инвалидность и тому подобные причины являются теми социальными рисками (т.е. возможными опасностями для работников наемного труда), которые приводят к наступлению неблагоприятных последствий для здоровья человека, его материального благополучия. Строго говоря, даже не столько сами эти причины являются «роковыми» для наемного работника, сколько связанная с ними угроза потерять работу и, следовательно, заработок как единственный основной источник их материального обеспечения.

М.Ю. Федорова, проведя исследование понятия «социальные риски», делает вывод, что социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства и общества. Это не только риски материальной необеспеченности, но и риски социального неблагополучия (сиротства, безнадзорности, одиночества и др.). Они выступают как основания для социальной защиты и социального обеспечения.

Разновидностью социальных рисков являются социально-экономические, которые представляют собой возможность утраты или уменьшения заработка или иного трудового дохода (основные) или несения повышенных социально значимых расходов (дополнительные). Страховым социальный риск становится только в том случае, если он назван в законе или договоре, которые предусматривают его компенсацию за счет обособленного финансового источника (страхового фонда), создаваемого из страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной трудовой доход застрахованных лиц, примерно в одинаковой степени подверженных данному риску.

Доктрины прав человека, правового государства и солидарности получили свое развитие в концепции социального обеспечения Международной организации труда. Нормы МОТ, касающиеся социальных рисков можно разделить на два этапа: первый — до принятия ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 г., второй — с 1948 г. до настоящего времени.

В первый период — до 1948 г. МОТ был принят ряд Конвенций, которые в основном распространялись либо на отдельные категории граждан в зависимости от их социального статуса, либо в зависимости от вида предоставляемого обеспечения.

Во второй период — после 1948 г. Международная Организация Труда, принимая во внимание положения, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, направила свои усилия на «создание общемировой, глобальной системы правовых стандартов в социально-трудовой сфере» независимо от категорий граждан и их социального статуса. К основополагающим актам МОТ, которые расширили перечень социальных рисков и видов социального обеспечения, можно отнести Конвенцию N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.), Конвенцию МОТ N 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962 г.), Конвенцию N 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.).

Согласно указанным выше Конвенциям к социальным рискам отнесены:

Признавая социальные риски, МОТ соответственно увеличивает количество видов социального обеспечения и определяет необходимость государствам — членам организации МОТ, обладающим законодательством в сфере социального обеспечения, эффективно применять его к собственным гражданам: медицинскую помощь; пособия по болезни; пособия по беременности и родам; пособия по инвалидности; пособия по старости; пособия по случаю потери кормильца; пособия в случае трудового увечья и профессионального заболевания; пособия по безработице; семейные пособия.

Тем не менее российский законодатель, в соответствии с Конституцией РФ, принимая федеральные законы, учитывает положения международных нормативных правовых актов. Так, согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 19 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование, страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

В ст. 7 указанного Закона определены виды социальных страховых рисков и страховые случаи. Видами социальных страховых рисков являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование — это только часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Именно поэтому другой частью государственной системы социальной защиты населения в Российской Федерации является социальное обеспечение граждан, независимо от их социального статуса и того факта являются они застрахованными или нет в рамках обязательного социального страхования. В данном случае социальное обеспечение при наличии социального риска осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и средств работодателей, направленных на эти цели. Полагаем, что важнейшей проблемой в настоящее время для уяснения смысла и содержания понятия социального риска именно в рамках отношений по социальному обеспечению является отсутствие единого кодифицированного акта.

Тем не менее, проводя анализ массива законодательства различного уровня, можно выявить социальные риски. К ним следует отнести:

Анализ социальных рисков, закрепленных в Конвенциях МОТ и в российском законодательстве, показывает, что в Российской Федерации данное понятие более широкое и включает в себя помимо «классических социальных страховых рисков», такие риски, как малообеспеченность, трудная жизненная ситуация, радиационное воздействие, поствакцинальные осложнения.

Социальные риски в широкой трактовке угрожают практически всем категориям населения и потому выступают как основания для социальной защиты населения.

Совершенно правильно отмечает М.Ю. Федорова, что социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки со стороны государства и общества. Это не только риски материальной необеспеченности, но и риски социального неблагополучия (сиротства, безнадзорности, одиночества и др.). Они выступают как основания для социальной защиты и социального обеспечения.

Таким образом, все социальные риски оказывают непосредственное влияние на возникновение материальных отношений (как страховых, так и нестраховых), которые в рамках Особенной части права социального обеспечения реализуются через определенные виды правоотношений.

1.2. Признаки социальных рисков

Рассмотрим ключевые признаки социальных рисков. Первым из них является всеобщность, поскольку социальные риски касаются как каждого индивида, так и общества в целом.

Причины этого объективны, обусловлены человеческой природой, его социальным положением.

Материальная необеспеченность связывается с физиологией (болезнь, старость), обусловлена демографическими факторами (рождение и воспитание детей), порождается экономическими причинами (отсутствие спроса на рабочую силу, потеря источников существования).

В современных условиях реализация в отношении работающих любого из названных факторов, учитывая достаточно низкий уровень оплаты труда, создает опасности экономического характера, порождает неуверенность в будущем.

Поэтому Конституция связывает право на социальную защиту с наличием известных социальных рисков, а именно: полной, частичной или временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от него обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Важным признаком риска является вероятность или мера возможности наступления негативных последствий его действия. Это характеризует количественную и качественную стороны явления и позволяет судить о способности риска к измерению, его распространенности, глубине социально-негативных последствий.

По сути, риск является вероятным событием, даже если это касается старости и смерти кормильца.

Если рассматривать социальную незащищенность как следствие риска, очевидно, что она не будет затрагивать состоятельных лиц, которые постарели.

Следовательно, социальный риск касается не всех, а лишь тех, кто, зарабатывая средства к существованию, под воздействием риска становится бедным.

Количественная характеристика риска показывает степень неотвратимости наступления негативных последствий.

Чем чаще он возникает, чем больше людей затрагивает. Соответственно тем вероятнее он попадет в поле зрения организатора системы социальной защиты.

Анализ масштабов распространения социального риска, структуры общественного поражения позволяет выбирать наиболее оптимальную организационно-правовую форму социальной защиты, определять необходимый объем ресурсов для преодоления негативных последствий.

Так, в отношении необеспеченности, обусловленной старостью, используется весь потенциал системы социальной защиты, так как старость неизбежно приводит к утрате трудоспособности и как следствие потере источника средств к существованию. Поэтому граждане охвачены системой страхового пенсионного обеспечения либо обеспечиваются государственными пенсиями.

Тем, кто не приобрел право на страховую пенсию, предоставляется пенсия социальная.

Зато от риска утраты дохода вследствие болезни среди трудоспособных лиц защищены лишь лица, застрахованные посредством социального страхования на случай болезни (временной утраты трудоспособности).

Принципиальная разница в подходах законодателя к этим ситуациям заключается в оценке социально-правового статуса экономически активного и престарелого человека, возможности самостоятельного преодоления негативных последствий риска.

Неизбежность социальных рисков заключается в том, что они вызывают последствия, которые невозможно исключить полностью, а можно лишь снизить в той или иной степени.

Управляя, влияя на определенные социальные риски, можно достигнуть определенной результативности. Так, с развитием индустриализации в начале 30-х годов прошлого века, породившей колоссальный спрос на рабочую силу, безработица как социальное явление в СССР была преодолена.

Но это привело к свертыванию социального страхования на случай безработицы.

Качественная сторона социального риска воплощается в его последствиях.

Порождением социального риска является состояние социальной незащищенности (материальной необеспеченности) человека, семьи, класса или общества.

В связи с этим требует осмысления феномен бедности. Сейчас в науке распространено мнение, согласно которому бедность (нужда) является самостоятельным социальным риском.

Очевидно, что это обусловлено практикой международно-правового регулирования социальной защиты, где бедность рассматривается как основание для социального обеспечения наряду с классическими социальными рисками.

Так, в соответствии со ст. 30 Европейской социальной хартии (пересмотренной) устанавливаются определенные социальные обязательства подписавших ее сторон с целью обеспечения эффективного осуществления права на защиту от бедности и социального отчуждения.

Федоровой М.Ю. предлагается понятие бедности. Она определена как невозможность вследствие недостатка средств поддерживать образ жизни, присущий конкретному обществу в конкретный период времени.

В литературе определены различные способы преодоления бедности. В частности, предусмотрено, что отдельным стратегическим направлением преодоления бедности является введение страховых принципов социальной защиты работников, предохраняющее их от риска попасть в категорию бедных.

Система общеобязательного государственного социального страхования должна быть направлена на усиление социальной защиты работников и членов их семей от возможной бедности вследствие невозможности получения дохода в случае потери работы или трудоспособности вследствие болезни, несчастного случая, увечья, старости или смерти кормильца.

Итак, на законодательном уровне бедность рассматривается как результат действия любого из социальных рисков. Поэтому может ли она сама рассматриваться как отдельный риск? С одной стороны, выделение иных социальных рисков лишается смысла. Достаточно говорить об одном глобальном риске — риске бедности. В таком случае не стоит создавать диверсифицированную систему социальной защиты населения, которая ориентирована как на социальный статус человека, так и на причины социальной необеспеченности.

С другой стороны, отсутствие достаточных средств к существованию может носить затяжной и хронический характер, быть вызвано на определенном этапе каким-либо реализованным социальным риском, но далее — не давать возможности преодолеть нужду.

Видимо, именно этот случай и представляет собой отдельный социальный риск бедности.

Как представляется, в нормальном обществе работающий не должен быть бедным, поэтому защита от риска нужды или бедности должна распространяться на лиц, не охваченных системой социального страхования.

Управление социальными рисками предусматривает социальную ответственность различных социальных и профессиональных групп, их социальную солидарность.

Только общество, руководствуясь социальной солидарностью, способно облегчить бремя социальных рисков. Поэтому вряд ли можно согласиться с наделением рисков самостоятельными функциями, связанными с защитой от них же самих.

Потенциальная кризисогенность социальных рисков заключается в том, что они становятся причинами или катализаторами возникновения и распространения экономических, демографических, политических и других кризисов.

Так, например, Э.Ф. Бурджалова, исследуя влияние социальных рисков на состояние экономики и общества, обоснованно считает бедность существенным фактором возрастания различных угроз национальной безопасности России.

Предсказуемость социальных рисков характерна для известных, так сказать, «классических» социальных рисков, с которыми общество столкнулось давно.

Они в той или иной степени уже изучены, поэтому могут быть прогнозируемыми.

Однако постоянно возникают новые виды рисков, обусловленные развитием техники, технологии, общественными процессами. Их прогнозирование невозможно до формирования определенного объема знаний о них.

Следствием предсказуемости социальных рисков является их формализованность, что предполагает закрепление их в законодательстве в качестве юридических фактов, имеющих значение для социального обеспечения.

Следует согласиться с мнением, что свободное толкование и расширение социальных рисков недопустимо и не должно иметь место в правовой практике.

Категория социального риска имеет исторический характер. Большинство причин социальной необеспеченности давно известны.

Сама ее сущность не менялась в течение всего периода развития человечества, развивались лишь формы ее проявления и причины возникновения.

Однако именно с появлением социального класса наемных работников социальные риски приобрели массовый характер.

Таким образом, развитие учения о социальных рисках предопределяет разнообразие форм и методов социального обеспечения, что, в свою очередь, влияет на правовое регулирование соответствующих отношений. Очевидно, что социальные риски не могут трактоваться с точки зрения традиционного понимания понятия «риск» как будущий неопределенный случай, который может произойти не по воле человека.

Например, достижения пенсионного возраста вряд ли можно считать риском на подобных основаниях. Природа социального риска позволяет понимать его как случайность, влекущую необходимость социального обеспечения.

Сегодня в науке социальные риски рассматриваются в качестве его краеугольного камня и объективной основы социального обеспечения. Не исключено появление новых их видов. Однако ключевым для дальнейшего развития права социального обеспечения должна оставаться позиция законодателя.

Только после официального признания той или иной причины материальной необеспеченности социально значимым юридическим фактом, который служит основанием предоставления социального обеспечения, можно говорить о новом социальном риске в полном смысле этого понятия. Перспективным в этой связи видится признание отдельным социальным риском потребности должного уровня медицинского обслуживания, реализуемой в рамках обязательного социального медицинского страхования.

Кроме того, социальные риски предопределяют оптимальную структуру системы социального обеспечения. Прежде всего она должна предполагать установление механизма предупреждения возникновения социального ущерба для человека, далее — восстановление статуса пострадавшего от социального риска и лишь затем — компенсировать ущерб, причиненный социальным риском.

Наиболее подобной схеме соответствует общеобязательное социальное страхование.

Страницы: 1 2

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *