Что такое социальный субъект кратко

Субъекты социальной системы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальный субъект

Под социальным субъектом понимается индивид или их группа, самостоятельно реализующая выбранные ими программы действий для достижения целей. Цели тоже выбираются самостоятельно. Это является главным отличием субъектов.

Только субъект может реализовывать целеполагающую деятельность, а также определять условия и средства её достижения. Субъекты, для достижения своих целей, могут привлекать группы индивидов, цели которых отличны.

Интересы и потребности социального субъекта специфические и находятся в противоречии с интересами других социальных групп. Потребности субъекта для него являются очень важными, а чтобы их удовлетворить, необходимо осуществить тип деятельности необходимый системе.

Получается, таким образом, что интересы субъекта являются средством удовлетворения его потребностей, а удовлетворение потребностей субъекта для системы является средством реализации его интересов.

Социальные группы, которые реализуют свои потребности для обеспечения условий своего существования, являются субъектами МК. Их потребности предполагают обязательное внесение в массовое сознание таких социальных установок, которые выражаются в их собственной идеологии. В результате социальные группы имеют большую заинтересованность производить массовую информацию.

Они не ставят цель всесторонне и полно информировать аудиторию, потому что их цели и потребность в прибыли находятся на первом месте.

Качество субъектов в процессе массово-коммуникативной деятельности получают:

Готовые работы на аналогичную тему

Все участники этой социальной деятельности тоже являются субъектами только другого деятельностного ряда. Каждый из субъектов свои цели и способы реализации этих целей определяет самостоятельно.

Выделяют два типа социальных субъектов – институциализированные или подкрепленные законодательством, и неинституциализированные субъекты.

К первым относятся студенты, пенсионеры, несовершеннолетние люди, а ко вторым – пожилые люди, молодежь.

К основным социальным субъектам общества относятся:

Социальный субъект можно соотнести с «сегментом рынка», который является маркетинговой категорией. «Сегмент рынка» – это группа потребителей, которая обладает сходной реакцией на маркетинговое мероприятие. Сама маркетинговая коммуникация – это частный случай массовой коммуникации.

Социальные системы как социальные субъекты

Человека окружают самые разнообразные естественные и искусственные системы – большие, сверхбольшие, открытые и закрытые и др. Искусственные системы создаются человеком – это политические, экономические, военные и др.

Любая система состоит из совокупности тесно связанных между собой компонентов. Изменение одного из них, вызывает изменение других компонентов, а иногда и всей системы. Субъектами и участниками социальных процессов выступают социальные системы.

Субъект социальных процессов выполняет свою роль, которая заключается в том, чтобы определить направление изменений, происходящих в обществе и сознательно им сопротивляться. Можно назвать три уровня субъекта социальных процессов. Во взаимоотношениях с объектом они определяют различные способы восприятия и оценки таких изменений – личность, социальная группа, культура.

Личность, следуя поставленным целям, по сравнению с другими субъектами, должна учитывать особенности конкретных ситуаций, лежащих в основе локальных процессов. Личность, как система, для выбора наилучшего варианта поведения, образует вокруг себя совокупность символических ориентиров. Такая символическая система расширяет спектр возможностей и задает диапазон действий.

Степень рациональности в действиях человека и характер восприятия происходящих изменений определяется в пределах этого диапазона. К таким процессам можно отнести все социальные изменения, связанные с социализацией человека. Процессы имеют свои результаты и на судьбах конкретных людей отображаются по-разному, поэтому между собой не всегда имеют какую-либо связь.

Следующим уровнем субъекта социальных процессов являются социальные группы. Данные сообщества формируют такие социальные процессы, когда масштабные преобразования в обществе являются их источником и направленным объектом воздействия. К такому роду процессов, например, можно отнести военные столкновения, биржевую торговлю, избирательный процесс и др. Реализация подобных процессов в обществе может привести к таким изменениям, которые повлияют на сложившуюся коммуникационную систему и переведут её на качественно новый уровень.

К системе особого типа относится культура. Формообразующим фактором таких систем является наличие значительного слоя материальных и духовных предпосылок. Поскольку культуры различны, то социальные процессы, вызванные отличиями между ними, будут иметь наивысшую продолжительность и максимальную устойчивость в отношении возможных регуляторов. Глубоко анализировать исторические, философские, литературные источники информации о развитии общества возможно только со знанием механизмов таких процессов.

Субъекты социальной политики

Социальная система может быть представлена как совокупностью индивидов, так и общностями и организациями. Они объединяются устойчивыми социальными связями и отношениями и взаимодействуют со средой как единое целое.

По масштабу социальные системы могут быть разные, от семьи, состоящей из двух человек, до крупных устойчивых объединений людей, какими являются, например, классы, нации. Остановимся на субъектах социальной политики.

Термин «социальная политика» имеет много вариантов с позиции субъект-объектных отношений. Это деятельность государства в социальной сфере с одной стороны, а с другой стороны – это взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур.

К субъектам социальной политики относятся органы государственной власти, организации и учреждения, а также негосударственные организации, общественные объединения граждан, инициативы. Законодательные, исполнительные, судебные органы власти.

При общественном участии они определяют цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики. Они же проводят работу по реализации социальной политики государства, в которой участие принимают множество субъектов.

В основе их деятельности лежит нормативно-правовая база. В наше время государство определяет перспективы своего развития и является основным субъектом реализации социальной политики. Осуществление социальной политики происходит на федеральном, реиональном, муниципальном уровнях.

На федеральном уровне определяются цели и задачи, принципы социального развития и способы достижения.

Деятельность субъектов на региональном и местном уровне в области социальной политики направлена на решение конкретных проблем населения, так, например, жилищная политика, политика в области образования, здравоохранения и др. реализуется региональными органами власти.

По сравнению с другими сферами именно для социальной области характерна большая стабильность и исполнение законов. Вместе с государством субъектами социальной политики также выступают:

Источник

Лекция 9. Социальный субъект. Роль данного понятия в теории массовой коммуникации. Типы социальных субъектов. Развитие МК и развитие социальных субъектов.

Социальный субъект – источник целенаправленной активности, индивид или группа индивидов, которая реализует самостоятельно выбранные программы действий, способствующие достижению самостоятельно выбранных и поставленных целей. В этом и состоит главное отличие субъектов – только субъект осуществляет целеполагающую деят-ть и определяет условия и средства ее достижения. При этом для достижения цели субъектом могут привлекаться другие индивиды или группы индивидов с отличными целями.

Социальный субъект обладает специфическими интересами и потребностями, которые, как правило, входят в противоречие с интересами других социальных групп. Субъекта, социальная инстанция, чью потребность удовлетворяет продукт данной деятельности. Для субъекта важнее всего его потребности, Но для того, чтобы их удовлетворять, он должен реализовать интерес, т.е. осуществлять тип деятельности, который необходим системе. Т.о. для субъекта интересы – средство удовлетворения его потребностей, а для системы удовлетворение потребностей субъекта – средство реализации его интересов.

Субъектами МК как таковой являются социальные группы, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования. Эти потребности связаны с необходимостью внесения в массовое сознание социальных установок, выраженных в их собственной идеологии. Исходя из этих потребностей, социальные группы заинтересованы производить массовую информацию.

Субъекты массово-коммуникативной деятельности не имеют цели всестороннего и полного информирования аудитории. Для них всегда на первом месте остаются их цели, и их потребность в прибыли или в особом отношении массовой аудитории.

В процессе осуществления массово-коммуникационной деятельности качество субъектов обретают:

— носители социальных интересов (их цели заключаются во влиянии на массовое сознание)

— владельцы отдельных СМК как субъекты реализации коммерческих интересов

— журналисты (коммуникаторы) как субъекты реализации творческих и профессиональных интересов

— массовая аудитория как совокупность субъектов, имеющих общую цель – получение информации для ориентации в среде существования.

Субъектами МК как вида социальной деятельности, как правило, выступают социальные группы, занимающиеся трансляцией духовных значений в массовое сознание. Каждый из участников данной деятельности также является субъектом, но субъектом другого деятельностного ряда. Любой субъект сам определяет свои цели и способы их реализации.

Существует два типа социальных субъектов – институциализированные (т.е. подкрепленные законодательством – несовершеннолетние, пенсионеры, студенты) и неинституциализированные (молодежь, пожилые люди) субъекты.

Основные соц. субъекты общества:

5) власть и граждане

6) работодатели и наемные работники

7) богатые и бедные

8) занятые в общественном производстве и незанятые в общественном производстве

Понятие “социальный субъект” соотносится с маркетинговой категорией “сегмент рынка” – т.е. группа потребителей, обладающих сходной реакцией на маркетинговое мероприятие. Маркетинговая коммуникация является частным случаем массовой коммуникации.

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 2281 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ

Полезное

Смотреть что такое «СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ» в других словарях:

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС — (лат. status положение) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и… … Новейший философский словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ — парадигмальная установка социально исторического познания, основанная на трактовке общества и его исторической эволюции в качестве объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию в рамках субъектно объектной оппозиции. Различают… … Новейший философский словарь

Субъект преступления — У этого термина существуют и другие значения, см. Субъект. Субъект преступления лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно правовой охраны и способное нести за это ответственность. Признаки субъекта преступления образуют один из… … Википедия

СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — носитель системы научного знания, обладающий способностями адекватного усвоения и воспроизводства накопленного в обществе научного знания и обеспечения приращения имеющейся системы знания новым научным знанием. В понимании субъекта научного… … Философия науки: Словарь основных терминов

Социальный интеллект — способность понимать др. людей и действовать, или поступать мудро в отношении других. Термин был введен в начале XX в. Э. Торндайком. Можно выделить след. линии изучения С. и. Первая анализирует С. и. во взаимосвязи с вербальными способностями,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ — – философская – этико антропологическая концепция, разработанная С.Л.Рубинш­тейном в книге «Человек и мир», которая опиралась на психологические концепции жизненного пути Ш.Бюлер и раннего Рубинштейна. Первоначально понятие жизненного пути… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС — (лат. status положение) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и… … Социология: Энциклопедия

СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА в переходной экономике — физическое или юридическое лицо, испытывающее повышенные риски в осуществлении предпринимательской деятельности в связи с неоформившимся законодательством в экономической и правовой сферах, а также в связи с социально психологическим отторжением… … Социология: Энциклопедия

Контроль социальный — способ саморегуляции общественной жизнедеятельности, который посредством принятых в обществе социальных ценностей и норм обеспечивает упорядоченное функционирование всех ее компонентов. Основной функцией К. с. является постоянное воспроизводство… … Социологический справочник

Смирнова, Наталия Михайловна — (р. 09.04.1952) спец. в обл. соц. филос. и соц. ист. эпистемологии; д р филос. наук, проф. Род. в г. Мариуполь Донецкой обл. Окончила филос. ф т МГУ (1976), асп. там же (1979). В 1979 1990 работала на кафедре филос. Моск. инж. физ. ин та асс.,… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки

Что такое социальный субъект кратко. Смотреть фото Что такое социальный субъект кратко. Смотреть картинку Что такое социальный субъект кратко. Картинка про Что такое социальный субъект кратко. Фото Что такое социальный субъект кратко

Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.

Что такое социальная сущность человека?

Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.

Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.

В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:

Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.

Отличия социальной сущности от биологической

Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:

Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.

Становление социальной сущности человека

Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.

Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.

Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.

Социальные качества личности

Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:

Основные социальные качества личности:

С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:

Самосознание и самореализация

Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.

Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.

Заключение

Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.

Источник

Объекты и субъекты социальной структуры общества

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристика объектов социальной структуры

Как правило, социальная структура представлена совокупностью взаимодействующих между собой категорий, социальных групп и слоев, а также институтов. В структуре важны характеристики взаимодействий и взаимоотношений, поскольку от них в большой степени зависит, насколько эффективны эти отношения, и насколько устойчива структура перед нестабильными явлениями в экономике и политике.

Объекты структуры определяются в зависимости от состава ее элементов, а также от того, в каком порядке они располагаются, и каковы зависимости между ними.

Связи между элементами социальной структуры могут складываться в зависимости от того, какую эмоциональную окраску они сами придают им:

Говоря об объектах современной социальной структуры, необходимо выделить три основные группы:

Человек является представителем общего социума, но несмотря на свое биологическое начало, он не может существовать вне человеческого общества. В нем он получает знания, адаптируется и социализируется, получает воспитание, навыки и опыт, который затем распространяет на различные сферы своей жизнедеятельности. Без общества человек не сможет реализовывать самого себя, свои интересы и потребности, поэтому он стремится к налаживанию социальных связей.

Когда индивиды объединяются на основании общих интересов и потребностей, а также поддерживают одни и те же идеологические воззрения, то они образуют социальные общности. Это условно стабильная совокупность, состоящая из людей, которые обладают некоторыми схожими признаками, а также ведут достаточно похожий друг на друга образ жизни. В социальной общности индивиды имеют одни и те же интересы, могут осуществлять совместную деятельность, ориентироваться на достижение определенного результата или разрешение проблемы, которая волновала их на протяжении долгого времени, но в одиночку они не могли самостоятельно решить ее.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальные общности, которые уже имеют похожие интересы, со временем объединяются в социальные институты. Сегодня исследователи выделяют такие социальные институты, как:

Все они ориентированы на более обширные изменения, которые могут коснуться большинство жителей общества или государства. Социальные институты формализованы, они придерживаются законодательной базы, отношения между ними очень тесны, взаимозависимости практически невозможно разрушить, поскольку иначе могут разрушиться и отношения на уровне государства. Также институты более уполномочены, они представлены организациями, учреждениями, правлениями, каждое из которых выполняет свои функции в соответствии с той сферой деятельности, которая нуждается в изменениях и значительных трансформациях.

Социальный субъект

Говоря о социальном субъекте общественных отношений, исследователи подчеркивают, что это достаточно сложное философское понятие. Оно означает самостоятельного участника социального процесса, который берет на себя роль трансформатора социальной реальность.

Изменения происходят в зависимости от интересов и потребностей субъекта социальных отношений, поэтому и они исключительно субъективны. То, что может быть хорошо одному человеку, может быть совершенно бесполезным для других членов общества. так же, как и социальным объектом, социальными субъектами может быть отдельная личность, более обширная социальная группа, классы или целые нации, которые отражают свои интересы и ценности.

Субъект обладает деятельностным отношением к окружающей среде, стремится преобразить ее, изменить, но чаще опирается исключительно на свое видение, не учитывая потребностей других лиц, которые так же, как и он, являются полноправными членами социума. Он активно относится к миру, оставаясь элементом действительности, который не просто принимает то, что уже есть, но и трансформирует это.

Но нельзя просто так определить человека или группу как социальный субъект: в обязательном порядке он должен обладать рядом характеристик, которые отражают его сущность. К характеристикам относится деятельностное отношение, интерес к преобразованиям, отсутствие страха перед трансформациями и глобальными изменениями. Инновация – это еще один термин, который нередко используют социальные субъекты для того, чтобы отразить некоторые аспекты собственной деятельности. Это желание привнести в общественную систему что-либо новое, оказать влияние на интересы, мировоззрение и потребности граждан, продемонстрировать альтернативные пути развития, которые не рассматривались до этого из-за боязни не суметь трансформировать их под особенности своей реальности.

Субъекты и объекты могут совпадать. Человек, который был объектом социальной структуры, может сам осознать необходимость в изменениях, и привлекать собственные ресурсы для их осуществления. Но при этом крайне важно понимать, что изменения эти выйдут за рамки жизни одной личности, поэтому людям все же стоит формировать некоторые личностные качества, чтобы трансформации были осмыслены и несли пользу другим членам общества. без такого отношения подобные действия будут нести бессмысленный, а в некоторых случаях разрушительный характер. Таким образом, личность – это понятие, которое было выработано с целью отразить социальную природу человеческой личности, а также рассмотреть его не только как объект социальной структуры, но и как субъект социокультурной жизни, который может влиять на некоторые экономические и политические условия. Человек – носитель культурной составляющей, который может преобразовывать различные аспекты и формы деятельности, и который имеет возможность оказывать влияние на происходящие события и явления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *