Что такое социальный туризм на кого он ориентирован
Социальный туризм: виды, особенности, направления
Что же подразумевается под социальным туризмом? На самом деле это любой из видов активного отдыха, который оплачивается туристу из социальных средств. Причем покрываться может как часть суммы, так и полностью вся сумма. Средства выделаются из бюджетных средств или же благотворительных фондов, также их могут выделять сами работодатели. Деньги, которые выдало государство на социальный туризм, перечисляют туристическим фирмам, а сами туры распределяет министерство, которое связано с социальным обеспечением.
Это так называемая социальная помощь, которая направлена на отдых для людей, доходы которых ниже минимальных или же они и вовсе отсутствуют. Чаще всего это люди пенсионного возраста или те, чьи физические возможности ограничены.
Виды социального туризма
Данный вид туризма может быть совершенно разнообразным, к примеру: рекреационным, познавательным, экологическим и сельским. Сейчас самым востребованным направлением является именно сельскохозяйственный. Это направление предоставляет возможность городским жителям окунуться в сельскую жизнь и местность, познакомиться с бытом, увидеть, как на самом деле работают фермерские хозяйства. Часто турист имеет возможность поучаствовать во всей этой сельской жизни, приготовить традиционные сельские блюда или напитки. Самые смелые туристы решаются на то, чтобы оседлать лошадь или подоить корову.
Какие особенности имеет социальный туризм
На людей пожилого возраста социальный туризм влияет очень позитивно. С целью чего в принципе и была создана эта программа. Он способствует тому, чтобы у этих людей сохранялся активный образ жизни, и укреплялось здоровье. Также он помогает создать условия для социальных взаимодействий между людьми и установить дружеские контакты. Обеспечивает возможность избавиться от некого «вакуума», который часто возникает у людей, вышедших на пенсию. Многие из них начинают духовно развиваться, познавать природу, культуры и традиции.
Программы социального туризма очень важны для пожилых людей, они играют важную роль в повышении качества их жизни.
Направления социального туризма
Существуют различные направления, по которым реализуется социальный туризм:
Раздел 1. Социальный туризм: основные понятия, его роль и значение в удовлетворении рекреационных потребностях граждан
Раздел 1. Социальный туризм: основные понятия, его роль и значение в удовлетворении рекреационных потребностях граждан.
1.1. Основные понятия и виды социального туризма.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 01.01.2001 г. сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».[1]
Другими словами, социальный туризм – это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т. д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.
В целом социальный туризм рассматривается как экономическая категория и в большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным. Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма.
Процитированная из федерального закона формулировка – пока единственная в отношении именно социального туризма. Но до сих пор в нашей стране не разработан регламентирующий документ, который бы определял механизм получения от государства полагающееся по закону вспомоществование из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Нет и конкретного определения, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить финансовую поддержку от государства на эти цели.
В Ростовской области в целях оказания социальной поддержки при использовании конституционного права граждан на отдых, развитие социального туризма осуществляется в рамках областной целевой программы развития туризма и имеет приоритетное значение. За два года реализации туристской программы (2008 – 2009 г. г.) на организацию и проведение социальных туров из средств областного бюджета было выделено 1,2 млн. рублей. В 2010 году работа в сфере социального туризма будет продолжена, а приобретенный опыт, станет основой для рассмотрения создания новой формы господдержки регионального турбизнеса в виде субсидирования затрат, направленных туроператорами на организацию и проведение социальных туров в 2011 – 2013 годов.
Главная цель социального туризма – создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.
На примере ряда цивилизованных стран мы видим, что социальный туризм развивается в виде «ассоциативного туризма», организаторами которого являются профессиональные союзы туристских компаний и ассоциации социального туризма. Основной задачей социального туризма стала организация дешевых поездок для людей с низкими доходами. Немалую роль в развитии социального туризма сыграли и муниципальные органы власти, создавая для этого не только экономические условия (предоставление социально ориентированному турбизнесу льгот на землю, льгот в части налогообложения и др. преференции), но и инфраструктурные, в первую очередь, ориентированные на людей с ограниченными физическими возможностями. Именно поэтому в странах Европы туризм для этой категории граждан – обыденное явление. Свои услуги в этой сфере предлагают множество турфирм, имеющих разнообразные специализированные туристские программы и экскурсии для инвалидов. Экономически выгодному развитию социального туризма способствует не наличие отдельных единичных инфраструктурных элементов, а созданная целеполагающая система, обеспечивающая доступ людей к полноценному отдыху, а значит и эффективному восстановлению физических и духовных сил.
Так, например, в Германии в целях развития культурно-познавательного туризма все места досуга обустроены с учётом потребностей маломобильных граждан. В музеях и театрах, как правило, имеются кресла-коляски, которыми могут воспользоваться инвалиды. Большое внимание «доступному» культурно-познавательному туризму уделяется и в Испании. Британские турфирмы, предлагающие социальные туры провели инспекцию в Барселоне и признали ее одним из лучших туристских направлений в мире с этой точки зрения. Недавно был создан специальный сайт «Доступный туризм», содержащий все сведения о соответствующих поездках в Каталонию. Там можно найти подробную информацию о 19 турмаршрутах, на которых созданы необходимые условия для приема инвалидов и людей пожилого возраста.
В Финляндии (регион Порвоо) находится целая «гроздь» малых фирм, предлагающих услуги по организации водного туризма для инвалидов на прогулочных судах, куда могут подняться люди на инвалидных креслах[2].
Во Франции, наибольшее распространение получила такая форма социального туризма, как сельский туризм. Ассоциация социального туризма, развивающая это направление, владеет объектами отдыха и, предлагает их за небольшую плату своим пайщикам. Недорогой отдых на природе востребован круглый год, в том числе и молодёжью.
В Австрии наибольшее развитие получил спортивно-развлекательный туризм. Горный курорт Тироль вошел в число самых приспособленных для инвалидных колясок районов Европы. Люди, нуждающиеся в специальных средствах передвижения, получили возможность не просто беспрепятственно гулять по улицам Тироля и осматривать достопримечательности, но и подниматься на определенные горные высоты и, что самое ценное, заниматься всеми, доступными для них активными видами спорта на базах отдыха. Те, кто уже опробовал новую технику, утверждают, что инфраструктура Тироля действительно стала доступной и благоприятной для всех категорий туристов[3].
Мировой опыт убеждает – массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость населения, привлекает инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. Благодаря туризму повсюду в мире государства богатеют, поддерживая эту сферу законодательно выверенной политикой.
В современной России развитие социального туризма возможно пока только через государственное регулирование, поставив во главу угла общедоступность туризма внутри страны. В Ростовской области социальные туры сегодня предлагаются за счет бюджетных средств для детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, инвалидов и ветеранов. С учетом имеющихся возможностей организуются экскурсии и 2-х дневные туры по направлениям культурно-исторического и водного туризма.
В настоящее время также активизировалось направление санаторно-курортного отдыха. Часть предприятий (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, туристские базы, детские оздоровительные лагеря) вновь возвратилась к практике дотаций на организованный отдых работников и членов их семей. В Ростовской области лечебно-оздоровительные учреждения представлены санаториями, домами отдыха и детскими оздоровительными лагерями[4]. В перспективе – создание условий для социально адаптированного пляжного отдыха, отдыха на селе и участия в экологических турах.
1.2. Туризм для инвалидов и пожилых людей. Роль и значение социального туризма в социокультурной реабилитации инвалидов
Одним из сегментов социального туризма является инвалидный туризм. Это самая крупная из неохваченных ниш российского туристского рынка. Широкий информационный доступ (СМИ, Интернет, реклама) сформировали у людей с физическими и сенсорными нарушениями устойчивый спрос к путешествиям по доступным ценам. Об этом свидетельствуют результаты зарубежного исследования, проведенного Open Doors Organization.
Также мировая практика показывает, что созданные инфраструктурные условия для инвалидов-туристов, пользуются популярностью и у людей пожилого возраста. Так, за последние 20 лет число туристов среди граждан пенсионного возраста заметно увеличилось. Сегодня наиболее активными туристами в европейских странах являются лица старше 60 лет. Это лишь подтверждает правило – наличие изобилия разнообразных туристских услуг по доступным ценам, сразу повышает платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах.
В этой связи субъектам российской туриндустрии следует обратить внимание на туристов-инвалидов, направляя инвестиции в создание комфортных условий для путешествия и отдыха этой категории граждан: специально оборудовать номера в гостиницах, подготовить соответствующий персонал, организовать услугу сопровождения, создать условия для свободного передвижения (пандусы, лифты, эскалаторы) и пользования комнатами гигиены, приобрести специализированный транспорт. А самое главное разнообразить туристские предложения, применив мягкую ценовую политику.
В Ростовской области более 400 тысяч инвалидов (на начало 2009 г.). Социальный подход к решению рада проблем инвалидов непосредственным образом стимулирует их самостоятельную активность и пробуждает самих инвалидов включаться в нормальную жизнь общества. Это способствует дальнейшему развитию социокультурной реабилитации инвалидов.
Социальная реабилитация инвалидов является важнейшей задачей Международной Конвенции по правам инвалидов (принята на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г.)[5], к которой Россия присоединилась в 2008 году. Ее цель – подготовка инвалидов к эффективному участию в стандартных социокультурных ситуациях, к расширению сферы самостоятельности в отношениях с окружающими.
В этой связи сегодня социокультурная реабилитация инвалидов и людей пожилого возраста рассматривается, как комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи этой категории граждан в достижении и поддержании оптимальной степени их участия во взаимодействии и коммуникации с обществом. Это наиболее полно интегрирует их в общество, обеспечивая тем самым позитивные изменения в образе жизни.
Одним из востребованных сегодня направлений социокультурной реабилитации инвалидов является туротерапия – социокультурная реабилитационная технология, в основу которой положены туристские и экскурсионные виды деятельности[6].
Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом их доступности для людей со специальными нуждами – все это позволит создать равные возможности для осуществления права ограничено дееспособных граждан на отдых и приобщения их к культурным ценностям.
1.3. Хозяйствующие субъекты социального туризма
В процессе развития социального туризма участвовать имеют право граждане любой сферы деятельности, а также организации, которые не ограничивают себя единственной целью максимального получения прибыли, а стремятся обеспечить массовую доступность путешествий. Это положение было определено в Монреальской декларации «К гуманному и социальному ведению туризма»[7].
К числу таких организаций могут относиться субъекты туристской индустрии и социальной защиты населения, профсоюзы и общественные организации инвалидов, а также различные ассоциации, федерации, фонды, общества взаимопомощи и другие компании.
При этом необходимо учитывать, что детско-юношеский туризм, который занимает определенную часть обширного сегмента социального туризма, регулируется Федеральным Законом «Об образовании», а путешествия, например, для лиц с ограниченной дееспособностью, равно как и для всех российских туристов и субъектов туриндустрии – Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[8].
Несмотря на широкий круг возможных участников движения развития социального туризма, ответственность за формирование социально ориентированного турпродукта лежит на туроператоре. И, хотя в действующем законодательстве не прописаны требования к туроператору конкретно в этом направлении его работы, организация социальных туров, особенно для инвалидов и людей пожилого возраста всё же имеет ряд своих особенностей, которые будут рассмотрены во втором разделе настоящего пособия.
В любом случае, в том числе в сфере социального туризма, туроператор всегда отвечает за качество туруслуг, основные требования к которым определены государственными стандартами, утвержденными Госстандартом России (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) и лежащие в основе сертификации туристских услуг
В сфере туризма Российской Федерации действуют следующие государственные стандарты:
— ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения»;
— ГОСТ Р «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
— ГОСТ Р «Туристские услуги. Общие требования».
ГОСТ Р «Туристские услуги. Общие требования», введенный в действие с 1 июля 2001 г., восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, отсутствующие в Федеральном законе от 01.01.01 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «экскурсант», «экскурсионная услуга» и «туристская услуга»; «маршрут путешествия», «направляющая сторона» и «принимающая сторона»; «договор с туристом», «аннуляция» и др.
ГОСТ Р дает классификацию туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные, религиозные, с другими целями). Стандарт также определил требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента), оказывавшего туристские услуги. Стандарт также определяет условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны – иностранной туристской организации и перевозчика:
— для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом;
— для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента).
Сегодня качество любых услуг и любых товаров является главным приоритетом конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Приведем три основных понятия качества в сфере туризма, которыми хозяйствующие субъекты должны руководствоваться в своей деятельности.
Качество туристского продукта – это совокупность свойств туристских услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов. Качество туристского обслуживания характеризуется качеством услуг и культурой обслуживания.
Качество туруслуги характеризуется точностью и своевременностью исполнения, эргономичностью, эстетичностью и другими показателями потребительских свойств услуги.
Культура обслуживания – характеристика условий обслуживания туристов, выражающихся в этике общения обслуживающего персонала с потребителями услуг, комфортности и эстетичности среды обслуживания.
В мировой практике отношения участников социального туризма с государством выстраиваются как партнерские, а не как зависимые с прямым бюрократическим подчинением, сковывающим рыночную инициативу. Хозяйствующий субъект социального туризма по определению сам достигает необходимых уровней эффективности конкурентоспособного профессионализма в этой сфере деятельности и сам их регулирует, порой предвидя самостоятельно назревающие проблемы отрасли. Такой механизм взаимодействия государства и частного бизнеса позволяет вырабатывать собственные конкурентоспособные стандарты обслуживания и, соответственно, определять и регламентировать деятельность хозяйствующих субъектов социального туризма.
В современной России спрос на услуги в сфере социального туризма, как туризма доступного для широких слоев населения, сегодня является отправной точкой для освоения новой ниши на внутреннем туристском рынке. Приоритетность социального туризма на государственном уровне – это не только дополнительные конкурентные преимущества, но и
гарантированные формы господдержки.
[1] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», от 24.11.96г. N 132-ФЗ, Гл. I, ст.1; Гл. II, ст.4.
[3] http://www. alltravels.
[6] Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации/Минтруда и социального развития РФ; Российский институт культурологии Минкультуры РФ; Под общ. ред. и др. – М., 2002. – 144 с.
[7] Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма» Генеральной ассамблеи БИТС от 01.01.01 года.
[8] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 01.01.2001 г.
Социальный туризм: средства, стратегия, рынки
Что такое социальный туризм и какие его направления наиболее актуальны сегодня? Александр Мещанкин, создавший Камчатский центр молодежного туризма “Росомаха”, знает все тонкости этого бизнес-сегмента не понаслышке. Социальный предприниматель, всю жизнь проработавший в сфере организации активного отдыха, о поиске средств на развитие собственного проекта, идеальной команде и стратегии «50/50».
Социальный туризм — это любые виды активного отдыха, расходы на которые туристу полностью или частично компенсируются из социальных средств. Федеральный закон об основах туристской деятельности к социальному относит туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.
Социальный туризм может быть познавательным, рекреационным, сельским, экологическим и др. На сегодняшний день самым актуальным направлением в этой сфере является сельскохозяйственный, или агротуризм, дающий жителям больших городов возможность посетить сельскую местность, познакомиться с провинциальным бытом, жизнью крестьянско-фермерских хозяйств. Как правило, в агротуризме задействованы такие виды активности, как анимация и мастер-классы, позволяющие красиво преподнести традиции и обычаи региона.
Сегодня социальный туризм финансируют государство, фонды и социальные предприниматели.
Государственная поддержка
Государство выдает субсидии. На эти деньги в регионах разрабатываются программы финансирования социальных туров (например, на Камчатке на организацию социальных туров ежегодно выделяется от 3 до 5 млн рублей). Деньги перечисляются туристическим фирмам, а сами социальные туры распределяются министерствами, связанными с социальным обеспечением.
Также государство периодически выделяет гранты на организацию социальных туров (как правило, нацеленных на организацию молодежных экспедиций и детского туризма).
Поддержка фондов
Программы, в рамках которых внебюджетные фонды и некоммерческие организации, а также крупные предприятия создают условия для недорогого отдыха своих сотрудников. Сюда же можно отнести благотворительные программы и программы корпоративной социальной ответственности, реализуемые в области туризма.
Социальное предпринимательство
Социальные предприниматели работают над тем, чтобы туризм стал возможен для людей, стесненных в средствах (студенты, выпускники детских домов, члены многодетных семей, семьи с небольшим уровнем доходов) или нуждающихся в особых физических условиях и доступной среде (инвалиды). Соцпредприниматели повышают доступность туруслуг за счет предпринимательского подхода и инновационных решений привычных задач. Большинство социальных предпринимателей, используя бизнес-подход к решению тех или иных задач, одновременно участвуют в конкурсах на получение льготных займов и грантов.
Ресурсы и ограничения
Главные козыри предпринимателей в области соцтуризма — отсутствие конкурентов и высокий спрос на услуги экономкласса. Кроме того, преимуществом социального туризма являются приемлемые стартовые условия: земли на периферии много, и она доступна по цене, а современные технологии позволяют вести строительство в рамках довольно скромного бюджета.
Сложности в развитии данного направления связаны с сезонностью, а также с низким интересом инвесторов, предпочитающих вкладываться в более развитые сегменты туриндустрии. Нередко трудности вызывает поиск и покупка подходящего с точки зрения логистики и инфраструктуры участка земли.
Цели и средства
В настоящее время главная задача российского социального туризма — обеспечение клиентов комфортным и недорогим жильем в разных регионах страны. При этом важно минимизировать риски и расходы создателей подобного соцбизнеса.
В социальном туризме эти цели нередко достигаются за счет создания семейных предприятий, в работе которых участвуют несколько членов (иной раз – несколько поколений) одной семьи. При этом идеальным с территориальной точки зрения зачастую оказывается решение использовать уже имеющиеся в распоряжении семьи ресурсы. В случае, когда семья социального предпринимателя создает гостевой дом на базе собственной квартиры или коттеджа, отпадает необходимость поиска больших заемных средств и источников финансирования. При этом у семьи появляется возможность не только получить дополнительный доход, но и улучшить жилищные условия.
Как правило, семья решается на расширение и улучшение жилого пространства после нескольких сезонов работы соцпредприятия. Привлекать дополнительные средства и расширять уже имеющиеся площади побуждает появление постоянных клиентов. В итоге во время горячего сезона социальный предприниматель получает дополнительный доход и одновременно легче справляется с коммунальными издержками и выплатами по кредитам.
Кадровый вопрос
Обычно команда социальной турфирмы состоит из членов семьи создателя проекта и наемных сотрудников. Привлечение семьи к работе гостевого дома позволяет снизить налоговую нагрузку, избежать требований, связанных с карьерным и зарплатным ростом, а также обеспечить реинвестирование доходов в развитие проекта. Минусом привлечения наемного персонала, особенно молодежи, является текучка кадров и значительные временные затраты на обучение и контроль. Как правило, оптимальным решением вопроса является система, в которой члены домашнего хозяйства задействованы в проекте в качестве постоянного персонала, а наемные сотрудники — в качестве сезонных волонтеров (переводчиков, проводников и т.д).
Трудности и затраты
При выборе местоположения гостевого дома стоит учитывать такие факторы, как логистика и стоимость. Оптимальным решением в этом случае может стать участок земли в садовом некоммерческом товариществе недалеко от крупных транспортных узлов (железнодорожной станции, аэропорта).
Однако даже при тщательном подборе участка и серьезной подготовке к запуску на практике может возникнуть ряд непредвиденных проблем. Во-первых, это могут быть сложности местного характера (неорганизованность садового товарищества, которое закрывается на зиму, нерегулярно ремонтирует и чистит дорогу и не всегда может обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии). Во-вторых, возникает проблема при работе с командировочными, которым удобнее размещаться в городе, а не далеко за его пределами. Данная часть целевой аудитории обеспечивает стабильную прибыль в осенний и зимний периоды, поэтому необходимо выстраивать отдельную политику привлечения таких туристов. В-третьих, при решении непредвиденных вопросов значительно возрастают затраты, изначально запланированные на инфраструктуру.
Стратегия «50/50»
При запуске проекта стоит придерживаться стратегии «50/50». Суть ее — в подходе, согласно которому половину каждой туристической группы составляют так называемые полновесные туристы, а вторая половина приходится на туристов социальных. При таком сочетании первая часть группы оплачивает путевку по полной стоимости с маржинальным доходом, достаточным для того, чтобы был интерес заниматься туристическим бизнесом. На нее же приходится 50 % затрат. Работа с такими туристами приносит 72 % от всей прибыли. Вторая половина — социальные туристы — также дает 50 % затрат, но обеспечивает только 28 % прибыли.
От сезона к сезону эти цифры несколько разнятся, и в какие-то периоды может возникнуть дефицит прибыли. При планировании бизнеса важно быть к этому готовым. В камчатском туризме наиболее эффективной мерой борьбы с дефицитом бюджета является работа с VIP-туристами. Конечно, они размещаются не в экономичных гостевых домиках, а в более комфортабельных условиях, но активно пользуются всеми услугами и инфраструктурой. Одна-две группы таких клиентов в сезон дают возможность вернуться к изначально запланированным объемам прибыли.
Источником прибыли социального туризма являются экскурсионная деятельность, информационные и другие дополнительные услуги (помощь в поиске гида, предоставление трансфера и других транспортных услуг и т.п.), а также корпоративные мероприятия и семейные торжества.
Материал подготовила Анастасия Сухорослова