Что такое социогенез антропогенез
Всемирная история. 10 класс (проба)
§ 2 ПЕРВОБЫТНАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Периодизация истории первобытного общества
Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых цивилизаций – получил название история первобытного общества.
Это самый длительный период истории человечества, который охватывает несколько миллионов лет.
Мы знаем про историю этого периода не по письменным источникам, а только по данным археологии. Поэтому надо понять, о чем думали древнейшие люди, как представляли себе мир. Это первая и главная трудность в изучении первобытности. Еще одной сложностью является вопрос расселения совсем небольших родовых коллективов на огромной территории. Они редко жили оседлой жизнью, часто передвигались, поэтому археологам очень трудно найти материальные свидетельства их жизни. Чаще всего археологи находят костные останки человеческих скелетов, но за миллионы или сотни тысяч лет эти кости сохранились плохо и не полностью. Поэтому сложно составить целостную картину развития от обезьяны к человеку на основе этих фрагментарных находок. Однако ученые собрали уже значительный материал, который дает возможность построить схему развития человека и периодизацию первобытного общества.
Существует ряд систем периодизации первобытной истории – геологическая, археологическая, антропологическая и др. Геологическая периодизация базируется на последовательной смене эпох развития самой Земли. Эта периодизация не может дать нам ответы на вопросы о развитии человека. Антропологическая периодизация отмечает этапы изменений физического облика человека по находкам костных останков. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда и использованных материалов.
Схема «Археологическая периодизация истории первобытности»
Что такое социогенез антропогенез
Проблемы антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека
Когда и откуда появились эти различия? Что представляют эти различия? Долгие века во взгляде на проблему происхождения человека господствовала теологическая, богословская точка зрения, берущая своё начало в Библии, согласно которой человека создал Бог. В 1654 г. архиепископ Джеймс Ушер Ирландский (1581-1656) подсчитал, что Бог сотворил человека из глины точно в 9 часов утра 23 октября 4004 г. до Рождества Христова, и, таким образом, к 1999 г. человек насчитывал 6003 лет своего существования. Правда, русское православие считает, что архиепископ Ушер ошибся, и точкой отсчёта надо считать 5508 г. до Рождества Христова, а человеку в настоящее время исполнилось 7507 лет. С той поры, когда были проделаны эти расчёты, прошло не так уж много исторического времени. Но взгляды на время появления человека разительным образом изменились.
Антропологи выдвинули гипотезу о двух скачках в процессе антропогенеза. Первый произошёл при формировании семейства гоминиды, он характеризуется появлением мышления и языка и подводит к образованию самого человека. Второй скачок связан с появлением самого человека, он характеризует процесс образования «готовых» людей из людей формирующихся, что сопровождается изменениями в морфологии (строении) человека и его культуре. Таким образом, современный человек образует собой вид sapiens рода Homo, относящегося к семейству гоминиды отряда приматов. Все существующие расовые отличия могут быть отнесены к одному виду.
К образованию человека подвели процессы, в которых мы можем выделить два этапа:
2. Второй этап связан с появлением архантропов, людей. Отсюда и берёт своё начало процесс антропогенеза. В нём мы выделяем три этапа.
1. Прямохождение. Известно, что животные предки человека передвигались на всех четырёх лапах. Лишь изредка у них освобождались передние конечности. У человека это естественный способ передвижения. Освобождение передних конечностей позволило осуществлять предметную деятельность, привело к специализации конечностей.
2. Появление ног и рук вместо лап (передних и задних конечностей).
3. Изменения в кистях рук, появление ладони с противопоставленным большим пальцем.
4. Высокоразвитый мозг (цефализация). Примерно 2-3 млн. лет назад у первых человеко-образных происходят резкие изменения в развитии мозга. Причём эти изменения происходят быстрее, чем этого требовало изменение среды, т.е. происходит опережающее развитие мозга.
5. Постоянное использование орудий труда.
Мы можем отметить множество признаков, процессов, которые образуют антропогенез, но важнейшими среди них являются социальные факторы: причины, обусловленные жизнью в обществе. Именно появление новой, социальной, реальности вызвало разительные изменения в биологической, животной жизни человека: обуздало его «зоологические» инстинкты; привело к необходимости речевого, вербального общения между собой; изменило телесную организацию человека, приспособив её для жизни в обществе и др.; создало ряд новых, социальных, норм: совместное потребление пищи, сохранение жизни престарелым членам общества, забота
о больных и увечных, уравнительное, равнодостаточное распределение, обряды инициаций, захоронений, институты гостеприимства, избеганий, табу и пр.
отношения к природе, важнейшие из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил;
отношения между людьми в процессе производства, что и создает общину.
В средствах труда ведущую роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются, и проследить их эволюцию труднее.
Целесообразное использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определённой общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.
Отсюда возникает и общественный, коллективный характер распределения, обмена и потребления добычи: то, что добывал человек на территории общины, потреблялось коллективно, совместно. В отношениях внутри общины господствовали отношения равно необходимого распределения. Всё, что добывалось членами общины, приносилось на стоянку и уже здесь распределялось в соответствии с потребностями коллектива. Это приводило к тому, что охотник не обязательно получал самую лучшую или большую часть добычи. Продукт распределялся внутри общины, и все её члены наделялись своей долей.
Основные этапы антропосоциогенеза
Просмотр содержимого документа
«Основные этапы антропосоциогенеза»
ТЕМА : «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА»
Оглавление.
Введение. 3 1. Антропосоциогенез. 4 1.1.Антропосоциогенез и философия. 4 1. 2.Факторы и предпосылки антропосоциогенеза. 5
1. 3.Проблема антропосоциогенеза. 6
1.4.Стадии антропогенеза. 8
1.5. Этапы антропосоциогенеза. 10
2.1. Ранний человеческий коллектив. 12
2.2.Родовой строй. 13
2.4.Появление классов. 15
Список используемой литературы. 18
Введение В эпоху средневековья господствовало учение о божественном творении человека. Начиная с эпохи Возрождения предпочтение, начинает отдаваться естественным причинам происхождения человека, среди которых наибольшую известность получила эволюционная концепция Дарвина. По мере индустриализации на первый план вышла трудовая теория происхождения человека. К этим теориям примыкает идея недостающего звена, помогающая объяснить морфологический скачок между человекообразной обезьяной и человеком (Гексли), близкой к идее «недостающего звена» является концепция Поршнева, объединившего питекантропов, неандертальцев и австралопитеков в семейство прямоходящих высших приматов (троглодитов). Но до сих пор не удалось обнаружить это «звено». На отсутствие кардинальных сдвигов в морфологическом строении между обезьяной и человеком указывал Тейяр де Шарден. Имеют место версии инопланетного происхождения человека (Бехтерева). Наличие множества концепций свидетельствует о сложности и нерешенности проблемы происхождения человека. Что касается становления современного человека, то большинство исследователей считают его биологическую эволюцию законченной, тогда как социальную характеризуют как бесконечный процесс. Поэтому разговор о культуре первобытного общества целесообразно начать с рассмотрения вопроса об основных этапах происхождения человека и социума, т.е. с антропосоциогенеза.
1.1.Антропосоциогенез и философия
Современные представления о факторах антропогенеза, в общем, сводятся к пониманию того, что человек является продуктом действия тех же факторов эволюции, которые создали живой мир, однако с учетом специфики человека должны были действовать также и специфические факторы антропогенеза.
1. 2.Факторы и предпосылки антропосоциогенеза.
Выделяются факторы антропосоциогенеза :
-естественный и половой отбор;
-социальный фактор (групповое взаимодействие);
-возникновение сельского хозяйства;
Абиотические предпосылки антропосоциогенеза представляют большое поле исследования для современного естествознания. Каким образом происходило естественное возникновение человека, общества и сознания? Каковы основные закономерности и этапы антропосоциогенеза, этого связующего звена между историей природы и историей общества? Разумеется, мы не знаем всех деталей перехода от биологического к социальному. Но современной наукой уже создана достаточно целостная и стройная общая картина.
Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы. Пьедесталом антропосоциогенеза явилось развитие органического (биологического) мира в его единстве с геологическими, географическими, климатическими, физико-химическими, космическими и другими неорганическими (абиотическими) системами. В соответствии с современной теорией эволюции, историческое развитие биологических организмов определяется рядом эволюционных факторов (мутационными процессами, популяционными волнами, изоляцией, естественным отбором и др.), включенными во взаимодействие с абиотическими системами природы. Эволюция действует не на отдельного индивида, а на популяцию. Через последовательную смену поколений сохраняются и утверждаются те признаки, которые оказываются удобными в данных условиях среды. Такое взаимодействие абиотических систем с эволюционными факторами определяло предпосылки и протекание антропосоциогенеза.
В ходе исследований стало совершенно ясно, что животные стали людьми не в процессе какого-то одного существенного события. Это был довольно длительный, постепенный переход от одного физического и социального состояния к другому, современному. Ученые, рассматривая проблему антропосоциогенеза, сошлись во мнении, что этот процесс происходил на протяжении 3 или 4 миллионов лет. То есть значительно дольше, чем вся известная нам на сегодня история эволюции человечества.
Проблема антропосоциогенеза, факторы и принципы развития антропосоциогенеза указывают на то, что одним из важнейших факторов нужно считать появление членораздельной речи и, как следствие, языка, пригодного для общения. Установлено, что в процессе разговора люди достигают максимального единения и взаимопонимания. Вся предметная среда вокруг человека обозначается посредством языкового описания, обретает так называемый знаковый смысл. Только при помощи языка возможно синхронизировать и конкретизировать окружающий мир. Из этого можно сделать вывод, что деятельность с изготовлением и использованием каких-либо орудий труда могла возникнуть никак не раньше появления разговорной речи.
— язык (возникновение и развитие речи),
-социальная жизнь (объединение людейи установление основных межличностных отношения и запретов).
Эти главные посылы антропосоциогенеза выделил Деметрий Фалерский, древнегреческий философ.
Антропология – это наука о происхождении и развитии человека.
Как и большинство современных наук, она возникла и сформировалась в период XVII-XIX веков. Эволюция человека качественно отличается от эволюции других видов. Сложность эволюции человека связана с двуликостью этого существа. В человеке выделяют две стороны: биологическую и социальную. Можно говорить и о духовной составляющей человека, которая включает интеллект, систему ценностных ориентаций и установок. Биологическая сторона представлена определенной физиологической структурой человека и генотипом. Социальная сторона отражается в науке, религии, искусстве, технике и т.д., т.е. культурой в широком понимании этого термина. Наследственная конституция человека сложилась в результате постепенного и продолжительного процесса эволюции. У непосредственных предшественников человека в процессе эволюции на базе генетической программы непрерывно возникали противоречия между их морфофизиологической организацией и формирующимися элементарными способами трудовой деятельности на инстинктивной основе. Решение этого противоречия связано с естественным отбором, который привел к развитию конечностей, головного мозга и определил формирование сознания (интеллекта).
Это один шаг в направлении специализации генов. В результате чего одни гены отвечают за формирование структуры организма, а другие осуществляют регуляцию развития. Очевидно, что развитие человеческого вида не было равномерным, оно сопровождалось скачкообразными качественными изменениями. Развитие сознания вызвало новые формы приспособления и некоторым образом ограничило естественный отбор.
В основе выделения стадий антропогенеза лежит целый комплекс критериев (признаков).
К важнейшим из них относятся:
1. признаки телесной конституции человека, включая развитость свойств тела и его отдельных органов (прямохождение, функции рук, головы, глаз, гортани и т.д.)
2. уровень организации функционирования мозга;
3. орудийная оснащенность человека (виды орудий труда, технологии их изготовления и использования),
4. степень развития языковой (речевой) способности и способы общения;
5. социокультурные факторы (виды хозяйственной деятельности, общинно-коллективные формы отношений, семья, практические знания, опыт, искусство, религия и т.п.);
6. развитие психических и интеллектуальных способностей.
Отсюда вытекают этапы антропогенеза. В настоящее время они представлены следующим образом. Около 30 миллионов лет назад надсемейство гоминоидов разделилось на семейство понгид и гоминид. Примерно 25 млн лет назад сформировался дриопитек; 14 млн лет назад – рамапитек.
Различия понгид и гоминид на генетическом уровне проявилось около 7 млн. лет назад и выражается в том, что у человека 23 пары хромосом, а у обезьян 24 пары. Это связано с явлением хромосомной транслокации. Стадии филогенеза человека по современным научным данным составляют следующий ряд:
1) предшественник человека (австралопитеки);
2) архантропы (древние люди);
3) палеантропы (непосредственные предки homo sapiens);
4) неоантропы (ниандертальцы и кроманьонцы, ныне живущие люди).
1.5. Этапы антропосоциогенеза
Рассмотрим обобщенные сведения об основных этапах антропогенеза:
Биологический или антропологический тип
Основные черты эволюции
• по облику, среде обитания, образу жизни близки к современным шимпанзе; • совершили переход от древесно-наземного к исключительно наземному образу жизни; • перейдя на землю, не могли уже существовать без использования различных природных объектов в качестве орудий (для охоты и защиты от хищников).
• прямохождение; • высвобождение передних лап от функций передвижения и превращение их в руки; • увеличение объема головного мозга; • систематическое использование камней, палок и костей для охоты и защиты от хищников.
• морфологически мало отличались от австралопитека; • всеядны; • обладали способностью к труду: изготовляли примитивные каменные орудия с помощью техники, не требующей мышления (разбивание); • отсутствие мышление, языка, воли.
• сознательно изготовляли ручные рубила, об рабатывая камни с одной стороны; • пользовались самовозгорающимся огнем • и поддерживали его в течение длительного • времени; • формировались мышление, язык, воля.
• похожи на современного человека, но имел более тонкую кору головного мозга;
• изготовляли разнообразные орудия труда; • сам добывали огонь; • появились начатки верований.
«Человек разумный» (homo sapiens)
• завершилось биологическое формирование современного человека; • возникли расы и сложились первичные этнические различия.
2.1. Ранний человеческий коллектив.
Второй составляющей антропосоциогенеза является социогенез.
Социогенез— процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.
Ранний человеческий коллектив представлял собой группу людей, основанную на совместном добывании пищи и взаимной защите от внешних опасностей. Человек того времени был мало обеспечен средствами существования, их добыча носила случайный характер. Поэтому не могло быть сколько-нибудь прочной и постоянной человеческой группы. В разных местностях, в зависимости от возможностей пропитания, сезона и прочих обстоятельств возникали более или менее крупные группы, которые могли распадаться и вновь скапливаться, изменяясь в своем составе.
Первобытная эпоха явилась исторически первым, ранним типом производственных отношений. Основу первобытнообщинного строя составила общественная собственность на средства производства. Низкий уровень развития производительных сил обусловил необходимость общего, коллективного труда, который привел к общей, коллективной собственности, как на средства, так и на продукты производства. Частной собственности не существовало, как не существовало ни общественного неравенства, ни классов.
Развитие производительных сил потребовало существования прочного и постоянного, тесно связанного производственного коллектива, который одновременно обеспечивал бы непрерывность хозяйства, преемственность опыта и навыков.
Форму новой организации общества дало естественное родство. Возник род, или родовая община.
Различают ранний матриархат, когда женщина играла равнозначную с мужчиной роль в общественном производстве, что обусловливало ее общественное равноправие, и развитый матриархат, когда женщина занимала доминирующее общественное положение. Развитый матриархат знаменовался переходом к новой форме брака: от группового к парному.
В основе перехода от матриархата к патриархату лежал рост производительных сил, определивший развитие хозяйства: переход от мотыжного земледелия к плужному и от разведения домашних животных к скотоводству. Произошла перестановка места мужчины и женщины в общественном производстве и в хозяйстве семьи. Женщина, игравшая прежде главную роль в мотыжном земледелии, оказалась преимущественно занятой в домашнем хозяйстве. Мужчина, занятый прежде охотой, сделал областями своей деятельности земледелие и скотоводство. Переход к плужному земледелию и скотоводству — важнейшее основание перехода от матриархата к патриархату.
На смену непрочному парному браку приходит моногамный брак, прочно соединяющий мужчину и женщину вместе с их потомством.
Борьба между большой и малой семьей за землю (между главами больших и малых семей), длящаяся поколениями, разрушает семейный коллективизм и демократизм. Глубокие противоречия, создавшиеся в общине, разрешаются в конце концов ее распадом, выделом отдельных малых семей или полным разделом большой семьи, вместе с разделом всего имущества. Малая семья взрывает большую, становится на ее место основной хозяйственной и общественной ячейкой.
Появляется рабство. Его начальным источником стал захват пленных в ходе междуплеменных столкновений. С развитием хозяйственных отношений внутри общины возникает имущественный и денежный заем. Неоплата займа ведет к личной зависимости и кабале. Так появляется новый источник рабства, к которому присоединяется и купля-продажа. Труд рабов использовался не только для удовлетворения непосредственных потребностей собственников, но и для производства товаров.
Возникает имущественная дифференциация семей внутри рода. На смену первобытному равенству родовой общины приходит имущественное неравенство. Вслед за разделением общества на классы свободных и рабов зарождается новое социальное разделение на богатых и бедных.
Аналогичная дифференциация имеет место и внутри племени, между родами. Возникающие противоречия ведут к международным столкновениям (поводы: споры из-за земли, убийства, похищения женщин, вообще любые посягательства на права и неприкосновенность рода). Наиболее зажиточные, «старшие» семьи образуют племенную аристократию. Она стоит во главе племени, вершит все его дела, определяет состав племенного совета. Соответствующим образом выдвигается и поддерживается глава племени, позднее становящийся наследственным.
Связь, на которой было построено и искони основывалось единство, как рода, так и племени, связь по родству падает, теряет свою силу. Чувства и отношения родства отступают перед противоположностью экономических и общественных интересов. В результате родовая община распадается.
Личность (от лат. рersona – маска, роль) –это человек, не похожий на других, по-особому действующий, мыслящий, любящий, это целостная, автономная, устойчивая система уникальных и неповторимых индивидуальных качеств.
Основными характеристиками личности являются:
• наличие разума, сознания и самосознания,
• чувство и сознание собственного достоинства,
• уникальность, неповторимость, своеобразие.
В) Антропогенез и социогенез.
I. Палеолит
А) Периодизация.
Казахские ученые до последнего времени пользовались для обозначения древнего периода развития человечества понятием “первобытно – общинный строй”, основанном на формационном подходе к истории и выделявшем в качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе.
Антропогенез (морфологические развития человека от обезьяноподобных форм к современному типу)
Техногинез (развитие техники обработки и применения орудий труда, что привело к привело к прогрессу материальной культуры)
Социогинез ( развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к сложному общинному коллективу)
Эти три линии в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека.
Эпоха камня – это период формирования человека, т.е. антропогинез.
Эпоха камня подразделяются учеными на три периода: палеолит, мезолит и неолит.
Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (состоит из трех этапов – олдувай, амель, мустьер ) и завершается 10 тыс. лет назад до н.э.
Неолит (ново-каменный век) датируется 7-5 тыс. лет до н.э.
Переходной от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (медно-каменным веком) и совпадает с 4-3 тыс. до н.э.
Затем наступает бронзы и раннежелезный век (2-1 тыс. до н.э.)
Б) Хоз-во, материальная и духовная культура.
На территории Казахстана не найдено костных останков гоминид, но есть результаты деятельности – кремневая индустрия.
Первыми орудиями древнекаменного человека были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древние орудия относятся к мельской культуре.
В более позднее время встречаются рубила более тщательной обработки. Появляется дифференсация орудий, человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники.
Сто тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня – мустьерская. На основе прежней, амельской, но орудия более специализировались, улучшалось качество обработки камня.
В период верхнего палеолита продолжают преобладать каменное орудия, но круг их расширился: ножи, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличилось количество орудий из кости – рыболовных крючков, гарпунов иголок с ушками.
Охота играет ведущую роль в хозяйстве эпохи палеолита. Фауна Казахстана в это время представлена такими животными как мамонт, шерстистый носорог, бык-тур, мелкий бизон, пещерный медведь и тигро-лев. В горных и степных лугах паслись сайгак, архар, олень-косуля и др.
В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей.
Человек занимался собиранием разнообразной растительной пищи: дикого орешника, ягод, дикой моркови, щавеля, луковиц и клубней некоторых растений.
В) Антропогенез и социогенез.
Австралопитек (южная обезьяна) появился в Африке 4 млн. лет назад в нескольких видах. Около 2 млн. лет назад от одного из них появился вид рода – хомо (человек).
Первый известный вид рода хомо – хомо хабилис (homo habilis) – человек умелый. Рост его был не более 1,5 метров, лицо имело архаичную форму: развитый надбровный валик, плоский нос, выдающая вперед челюсть. Этот человек обладал более развитым мозгом, в котором уже выделялся речевой центр. Homo habilis занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.
Следующей ступенью развития человека был homo erectus – человек прямоходящий, живший около 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Он имел более крупный мозг и тело. Череп сохраняет архаичные черты.
300 тыс. лет назад homo erectus стал превращаться в человека современного типа. Этот вид homo sapiens – человек разумный: невысокого роста, плотного телосложения, развитый по сравнению с предшественниками мозг.
Вполне современный человек – подвид homo sapiens – сформировался на огромной территории Евразии около 40 тыс. лет назад. Существуют две территории возникновения человека:
1) моноцентрическая – современный человек появился на одном континенте (в Африке), а потом расселился на другие вытиснив неандертальцев.
2) Ученные утверждают, что архаичные местные формы превратились в подвид homo sapiens независимо друг от друга.
Реконструкция социогенеза, то есть развитие человеческого общества, является самым сложным в изучение доисторического человека.
Человеческое общество появилось не сразу. Ему предшествовал длительный период превращения из стада человекообразных обезьян – эпоха праобщества. Основной формой организации в этот период была праобщина, называемая так же “первобытным человеческим стадом”.
Праобщина возникла с появлением австралопитеков и homо erectus и представляла собой необходимую черту, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, один мужчина и несколько женщин.
С появлением homo sapiens праобщина начинает превращаться в родовую общину, имевшую важнейшую отличительную черту – экзогамию (запрет на брачные отношения внутри общины). Основой было кровное родство между индивидами, которое устанавливалось между потомками одной матери (т.к. отцовство устанавливать было трудно). Поэтому первой формой этого общества была материнская община (матриархат).
Экзогамия вела к установлению прочных связей между соседними родами и образованию коллективов более высокого уровня – зародыша племени. Появляются брак и семья, в начале дуально-родовой групповой брак, позже парный.
Первоначально два рода связывали только брачные отношения, но со временем контакт порождал и регулярное экономическое сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимопроникновение. Складываются группы родов – племена (эпоха мезолита).
В эпоху неолита материнский род заменяется отцовским. Непрочный парный брак вытесняется патриархальной семьёй.
Г) Памятники палеолита.
В пределах Казахстана в настоящий момент известны две четко различающиеся зоны палеолитических культур: Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и Северо-Казахстанская (Сары-Арка).
В Северо-Восточной части хребта – малый Каратау на площади радиусом 5-10 км. обнаружена 12 палеолитических стоянок, собрано свыше 5 тыс. кремневых изделий. Наиболее интересные находки шельн-ашельского периода сделаны в Каратау в урочищах Жабакты, Танир-Казган, Боры-Казган, Ак-Коль-I, Казангап.
В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана. В этот период выделяется 3 зона культуры – Восточный Казахстан, органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем.
Стоянки доисторического человека в центральном Казахстане: Карабас 3, Батпак 7, Ангресор 2; в Восточном: Новоникольское.