Что такое социогенез тест
Всемирная история. 10 класс (проба)
§ 2 ПЕРВОБЫТНАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Периодизация истории первобытного общества
Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых цивилизаций – получил название история первобытного общества.
Это самый длительный период истории человечества, который охватывает несколько миллионов лет.
Мы знаем про историю этого периода не по письменным источникам, а только по данным археологии. Поэтому надо понять, о чем думали древнейшие люди, как представляли себе мир. Это первая и главная трудность в изучении первобытности. Еще одной сложностью является вопрос расселения совсем небольших родовых коллективов на огромной территории. Они редко жили оседлой жизнью, часто передвигались, поэтому археологам очень трудно найти материальные свидетельства их жизни. Чаще всего археологи находят костные останки человеческих скелетов, но за миллионы или сотни тысяч лет эти кости сохранились плохо и не полностью. Поэтому сложно составить целостную картину развития от обезьяны к человеку на основе этих фрагментарных находок. Однако ученые собрали уже значительный материал, который дает возможность построить схему развития человека и периодизацию первобытного общества.
Существует ряд систем периодизации первобытной истории – геологическая, археологическая, антропологическая и др. Геологическая периодизация базируется на последовательной смене эпох развития самой Земли. Эта периодизация не может дать нам ответы на вопросы о развитии человека. Антропологическая периодизация отмечает этапы изменений физического облика человека по находкам костных останков. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда и использованных материалов.
Схема «Археологическая периодизация истории первобытности»
социогенез
Полезное
Смотреть что такое «социогенез» в других словарях:
СОЦИОГЕНЕЗ — (от лат. societas общество и греч. genesis происссож дение, возникновение) англ. socio genesis; нем. Soziogenese. 1. Учение о происхождении общества. 2. Процесс исторического и эволюционного формирования общества. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Социогенез — (социогенезис; новолат. sociogenesis от лат. societas общество и др. греч. γένησις происхождение) Социогенез происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями… … Википедия
социогенез — <. > в отличие от биогенеза история происхождения и развития психологических функций, формирующихся в процессе общественной жизни человека. В филогенетическом плане социогенез охватывает весь процесс исторического развития поведения… … Словарь Л.С. Выготского
Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь-справочник по педагогической психологии
Социогенез — (отлат. societas) общество и греч. genos происхождение) происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно экономических формациях … Словарь по педагогической психологии
Семёнов, Юрий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Семёнов, Юрий. Юрий Иванович Семёнов … Википедия
Папуасская мифология — мифологические представления папуасов коренного населения острова Новая Гвинея и ряда близлежащих островов и архипелагов Меланезии. К папуасам относят несколько сотен отдельных этнических сообществ, которые отличаются значительной языковой… … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
Секацкий, Александр Куприянович — Александр Секацкий Дата рождения: 24 февраля 1958(1958 … Википедия
Значение слова «социогенез»
Социогенез в социологии и социальной антропологии — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.
Социогенез в социальной психологии — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.
Биосоциогенез в социальной антропологии — это прогрессирующая адаптация человека к природной среде в процессе его борьбы за существование с образованием на определенной стадии общества. Исторически изначально возникло первобытное родовое общество, дальнейшее развитие которого определяли две взаимно противоположные тенденции: дифференциация общества с обособлением в нем личности и контрдифференциация с развертыванием все более широкой в нем социальной связи. Соответственно этим тенденциям развивались, приспособляясь все к той же борьбе с природой, и человеческие формы мышления с их современной двойственностью, т.е. с индивидуально- и социально-организованным опытом этой борьбы.
социогенез
1. в социологии и социальной антропологии: процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества. ◆ Этногенез на базе биосферы под действием космической энергии порождает социогенез, который создает культурогенез. B.Б. Живетин, «Риски цивилизаций», 2007 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова штамповочный (прилагательное):
Социальная антропология Тест с ответами
1. В психологии личность означает:
• целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого
2. Теория, которая считает, что агрессивность человека является результатом несоответствия в познавательной сфере, называется:
• когнитивизмом
3. Принципиальные изменения происходят в культуре с точки зрения накопления человеческого опыта
• с появлением письменности
4. Имя исследователя, применившего энвайроментальный метод к анализу истории цивилизации, считающего что факторами, стимулирующими развитие цивилизации, являются прежде всего внешние: географические, климатические, экологические причины
• А. Тойнби
6. Одним из первых авторов теории социальной стратификации, рассмотревшим классовую структуру общества как одну из исторических форм социального расслоения, является:
• К. Маркс
7. Известный социальный антрополог, который ввел понятия модальной и нормативной личности, — это:
• Линтон Р
8. Положение о социальной стратификации как «структурно регулируемом неравенстве» было выдвинуто американским социологом
• Б. Барбером
9. Человек, не умеющий управлять собой в процессе личностного развития, в греческой философии получил термин
• стультус
10. Автор высказывания о том, что всякое отклонение от культурной нормы есть нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия, — это:
• Мертон Р
11. Освоение личностью ценностей и норм через социальное взаимодействие называется:
• интернализацией
12. Отвержение одной культурной средой элементов «донорской» культуры — это:
• реакция
13. Материальные предметы культуры изучаемого народа — это:
• артефакты
14. Р. Линтон трактует понятие «инфантильность» как проявление комплементарности поведения, которое выражается в том, что личность
• подстраивается под систему наличных ожиданий
15. Логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователей в выборе точки (мысленного) обзора, является:
• предметом науки
16. Цивилизация — это:
• основное содержание общественной жизни в конкретно-исторический отрезок времени
17. Л. Гумплович, который считал, что «в уничтожении слабых проявляется естественный закон борьбы за существование» был представителем
• социал-дарвинизма
18. Теоретико-методологическое направление, которое пытается превратить методы исследования антропологами примитивных культур в процедуры изучения социальных и культурных явлений, — это:
• этнометодология
20. Уберите лишний элемент. С точки зрения П. Сорокина, культурно-исторический процесс представляет собой динамику культурных суперсистем:
• «дезинтегративной»
21. Имя социального антрополога, одного из основателей теории ролей, который ввел понятие модальной и нормативной личности
• Линтон Р
22. Ученый, который разделил общество на четыре категории, оказывающие различное влияние на язык в зависимости от своего положения в социальной пирамиде, — это:
• Моль А
23. Имя философа, который, выдвинул идею исторического круговорота (теорию спирали) и утвердил греческую идею о цикличном развитии цивилизации, перешел к исследованию элементов для определения общих моделей: так, он выработал принципы исследования таких культурных характеристик, как классовое сознание, мифы и техника
• Дж. Вико
24. Способы (технологии) производительной деятельности — это:
• производственно-техническая культура
25. Наиболее примитивным и глупым народом Х. Мейнерс считал:
• американских индейцев
26. «Пансексуализмом» называют:
• концепцию З. Фрейда
27. Если личность принимает цели сообщества, но стремиться их осуществить непризнанными, возможно, не одобряемыми сообществом средствами, эта модель социальной адаптации называется:
• инновационной
28. Игра относится к тем культурным образованиям, суть которых выявляется в процессе
• внутреннего переживания
29. Одним из основателей учения об аккультурации был немецкий ученый:
• Р. Турнвальд
30. Положение человека в контексте социальных отношений, связей называется:
• статусом
31. Х. Мейнерс делил все человечество на две расы
• кавказскую и монгольскую
32. Письменная речь развивалась в следующих формах
• эпиграфика, нумизматика, палеография
33. __________________ ясно высказался в пользу биогенетической природы агрессивности человека, заявляя, что «пагубный по своим размерам агрессивный инстинкт, который как дурное наследие и по сей день сидит у нас, людей, в крови», был пронесен через многие тысячелетия как результат генетической селекции.
• К. Лоренц
34. «Совокупностью компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные) качества, не присущие ее образующим» является:
• система
35. Понятие расовой души введено французским социологом и психологом:
• Г. Лебоном
36. Внешним по отношению к изучаемой культуре наблюдателем называется:
• аутсайдер
37. Неповторимость биологических и социальных свойств человека определяет его:
• индивидуальность
38. Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, это:
• культура
39. Английский антрополог, положивший начало полевой этнографической практике, — это:
• Б. Малиновский
40. В соответствии с концепцией персонализации индивид характеризуется желанием оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы. Эта характеристика называется:
• потребностью быть личностью
41. Основной предмет социолингвистики
• функционирование живого разговорного языка
42. На основе трудовой теории антропогенеза можно утверждать, что первые каменные орудия появились:
• 2-6 млн. лет назад
43. Квази-формами игры-мимезиса являются:
• эстетство, салонные игры, богемное поведение
44. Научные парадигмы, которые являются моделями объяснения и интерпретации поведения изучаемого объекта природного, социального, можно определить как:
• парадигмы культурантропологического познания
45. Понятие «гигиенического отбора» введено:
• Л. Вольтманом
47. Основателем этнометодологии является:
• Г. Гарфинкель
48. Расой земледельцев, согласно М. Гранту, является __________________ раса.
• альпийская
49. Процесс развития личности — это:
• процесс её вхождения в социальную среду
50. Мысль о том, что производство и распределение информации представляют собой род экономической деятельности, имеющий большое значение, впервые выдвинул американский экономист
• Махлуп Ф
51. Автор книги «Моисей и монотеизм», описавший в ней процессы коллективной психологии, — это:
• Фрейд З
52. Личность развивается в группах, __________________ расположенных на ступенях онтогенеза.
• иерархически
53. Согласно взглядам Л.Н. Гумилева, этнос — это:
• биолого-ландшафтная общность людей
54. Эпиграфика как раздел письменной речи развивалась в форме
• надписей на надгробных памятниках
55. В основу классификации социальной адаптации Р. Мертон положил отношение личности к:
• выработанным в обществе культурным нормам, господствующим ценностям и правилам достижения благ
57. Имя философа, который обосновал вывод о том, что на Земле можно одновременно наблюдать все разнообразные стадии эволюции, все социальные ступени развития человеческого общества применяя сравнительно-исторический метод исследований
• О. Конт
58. Мысль Л. Гумпловича: «естественная природа человека диктует закон борьбы за существование и естественного отбора в органической природе. в уничтожении слабых проявляется естественный закон борьбы за существование..» отражает взгляды
• социал-дарвинизма
59. К ритуалам относится:
• одевание шапочек и мантий судьями и студентами
60. Упорядочение жизни множества людей, происходящее путем структурирования и ценностного отбора их социального опыта — придание смысловой направленности (ориентации) любым социальным процессам (формирование смысловых конструктов социальных действий — обеспечение преемственности поколений посредством их социализации, научения культуре — интегрирование людей в единые социокультурные континуумы (общее культурное поле) — это:
• социальные функции культуры
61. «Личность является носителем ценностей, которые постигаются благодаря любви, направленной на личность и представляющей собой интенциональное переживание», — утверждал:
• М. Шелер
62. Антрополог и этнограф, который для характеристики примитивной ментальности ввел категорию «аффективная категория сверхестественного», — это:
• Леви-Брюль К
63. Деструктивный тип социального взаимодействия — это:
• конфликт
64. Различия между двумя типами деятельности фиксирует деление культуры на:
• материальную и духовную
65. По мнению М. Гранта, средиземноморская раса превосходит нордическую и альпийскую в области:
• искусства
66. Этнометодологи различают два типа суждений
• индексный и объективный
67. Этнос в узком смысле, включающий в себя собственно этнические характеристики, — это:
• этникос
68. Немецкий ученый Р. Турнвальд называл этносоциологией
• этнопсихологию
70. Среди персонажей русской литературы игра-экстазис воплощена в:
• Евгении из «Медного всадника»
71. Если противоречие между группой и индивидом оказывается неустранимым, возникает дезинтеграция, следствием которой оказывается:
• изоляция и вытеснение личности из группы
72. Английский функционализм восходит к идеям
• Б. Малиновского
73. Анализ языка как элемента социокультурной жизни позволяет установить следующую его типологию
• литературный, утилитарный или стандартный, разговорный (фамильярный)
74. Понятие, характеризующее ценностные ориентации общества, глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, называется:
• ментальностью
75. Три стадии социализации как процесса освоения ролей (М. Мид) — это:
• имитация, игра, групповое членство
Итоговое тестирование по главе 2 обществознание 10 класс
Список вопросов теста
Вопрос 1
Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике
Варианты ответов
Вопрос 2
Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как
Варианты ответов
Вопрос 3
Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как
Варианты ответов
Вопрос 4
Главным проявлением личности человека является(-ются)
Варианты ответов
Вопрос 5
К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
Варианты ответов
Вопрос 6
И человек, и животные обладают
Варианты ответов
Вопрос 7
В отличие от животных, человек способен
Варианты ответов
Вопрос 8
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом.
Б. На поведение человека влияют подсознание, природные инстинкты и влечения.
Варианты ответов
Вопрос 9
Верны ли следующие суждения о проявлениях
природы человека?
А Познание человеком мира — проявление исключительно социальной природы человека и никак не связано с природой биологической.
Б. Биопсихологические предпосылки развития социального в человеке обусловливают возможности его интеграции в мир общества
Варианты ответов
Вопрос 10
Верны ли следующие суждения о формировании
личности?
А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.
Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.
Варианты ответов
Вопрос 11
Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Вопрос 12
Первичными (биологическими, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности
Варианты ответов
Вопрос 13
Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.
Варианты ответов
Вопрос 14
Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?
А. Свобода человека — это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям.
Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
Варианты ответов
Вопрос 15
Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?
А. Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.
Б. Наличие моральных норм делает свободу человека невозможной.
Варианты ответов
Вопрос 16
Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?
А. Свобода человека в обществе — это возможность поступать в соответствии только со своими желаниями и стремлениями.
Б. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.
Варианты ответов
Вопрос 17
Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.
Варианты ответов
Вопрос 18
Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?
А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого.
Б. Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой.
Варианты ответов
Вопрос 19
Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.
Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.
Варианты ответов
Вопрос 20
Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?
А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.
Б. Темп общественных изменений возрастает.
Варианты ответов
Вопрос 21
Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является(-ются)
Варианты ответов
Вопрос 22
Реформа, в отличие от других форм социальных изменений,
Варианты ответов
Вопрос 23
Революция и реформа являются
Варианты ответов
Вопрос 24
Общественный прогресс выражается в
Варианты ответов
Вопрос 25
Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют
Варианты ответов
Вопрос 26
Общество, в отличие от природы
Варианты ответов
Вопрос 27
Обществом в широком смысле называют
Варианты ответов
Вопрос 28
Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризуют общество как
Варианты ответов
Вопрос 29
В отличие от природы, общество
Варианты ответов
Вопрос 30
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности человека».
Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Вопрос 31
Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.
Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные.
Найдите и укажите название, относящееся к потребностям другого вида.
Вопрос 32
Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Вопрос 33
Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество?
Варианты ответов
Вопрос 34
Какой признак характеризует аграрное (традиционное) общество?
Варианты ответов
Вопрос 35
Для аграрного (традиционного) общества свойственно
Варианты ответов
Вопрос 36
И традиционное, и индустриальное общества характеризуются
Варианты ответов
Вопрос 37
Основой общественно-экономической формации является:
А. Определенный способ производства материальных благ.
Б. Особенности духовной жизни данного общества.
Варианты ответов
Вопрос 38
Т. Гоббс назвал догосударственное состояние общества:
Варианты ответов
Вопрос 39
Для цивилизационного подхода характерно:
А. Признание единства исторического процесса для всех народов
Б. Рассмотрение уникальных особенностей отдельных цивилизаций
Варианты ответов
Вопрос 40
Процесс возникновения человека и общества называется:
Варианты ответов
Вопрос 41
Автором классической экономической теории был:
Варианты ответов
Вопрос 42
К. Маркс и Ф. Энгельс считали определяющим фактором в жизни общества:
Варианты ответов
Вопрос 43
Общество как динамическая система характеризуется:
Варианты ответов
Вопрос 44
Переход к цивилизации был начат после
Варианты ответов
Вопрос 45
Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А) В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.
Б) В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи
Варианты ответов
Вопрос 46
Верны ли следующие суждения о формационном подходе к изучению общества?
А. Формационный подход утверждает, что ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
Б. Формационный подход утверждает, что главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений
Варианты ответов
Вопрос 47
Верны ли следующие суждения о социологии?
Варианты ответов
Вопрос 48
Верны ли следующие суждения о культуре?
Варианты ответов
Вопрос 49
Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?
А. В индустриальном обществе автономия, свобода и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных.
Б. Характерной чертой индустриального общества является товарно-денежное (рыночное) хозяйство.