Что такое социокультурная реабилитация инвалидов

Что такое социокультурная реабилитация инвалидов

Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Смотреть фото Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Смотреть картинку Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Картинка про Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Фото Что такое социокультурная реабилитация инвалидов

Социокультурная реабилитация инвалидов — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.

В рамках социокультурной реабилитации инвалидов реализуется досуговая реабилитация. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга. Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют проживающих интерната и по возможности организовать их реализацию.

Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Смотреть фото Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Смотреть картинку Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Картинка про Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Фото Что такое социокультурная реабилитация инвалидов

Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала проживающего. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия. Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

Основные виды социокультурной реабилитации.

Массовые культурно-развлекательные мероприятия – театральные постановки, музыкальные концерты, танцевально-музыкальные вечера.

Массовые культурно-просветительские мероприятия – информационные беседы, литературные вечера, просмотр кинофильмов по различным тематикам.

В интернате представлен широкий спектр творческих кружков по различным направлениям:

Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Смотреть фото Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Смотреть картинку Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Картинка про Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Фото Что такое социокультурная реабилитация инвалидов

Выездные культурно-массовые мероприятия – выступление с собственными театральными постановками и музыкальными концертами на различных площадках города Москвы.

Выездные экскурсионно-познавательные мероприятия – посещение различных музеев, парков, достопримечательностей города Москвы.

Также в интернате организуются тематические выставки, на которых проживающие демонстрируют результаты своего труда.

Источник

6. Социокультурная реабилитация как одно из современных направлений комплексной реабилитации инвалидов

Пермский край, г. Пермь ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов»
А. С. Морозова

ИнтересыЗанимаетесь ли вы данной деятельностью в настоящее время?Хотите заниматься данной деятельностью в 6удщем? ли вы
ДаНетДаНет
Общение
Прогулки
Путешествия
Отдых на природе
Садоводство, цветоводство
Собирание грибов, ягод
Рыбалка
Охота
Катание на велосипеде, роликах, коньках и т.д.
Спорт
Плавание
Танцы
Музыка (прослушивание, пение, игра на инструментах)
Настольные игры
Коллекционирование
История
Иностранные языки
Кино
Просмотр телепередач
Кулинария
Шитье, вязание, вышивание, макраме, бисероплетение и т.д.
Мода
Забота о животных
Работа на компьютере
Рисование
Написание стихов
Чтение
Работа по дереву
Гончарное дело
Ремонт
Ремонт машины
Бизнес

Приложение 1
Оценка интересов

Ф.И.О.
Возраст
Место жительства
Группа инвалидности
Диагноз
Уровень образования
Какими техническими средствами реабилитации вы пользуетесь
Чем занимаетесь в настоящее время
Какие мероприятия вам интересны (отметьте)
— Интеллектуально-познавательные
— Развлекательные
— Музыкальные
— Спортивные
— Творческие
— Другие (укажите)
Какие места вы бы хотели посетить (отметьте)
— Парк Горького
— Набережная
— Прогулка на теплоходе
— Театр (Оперы и балета. Драмы, ТЮЗ, У моста)
— Цирк
— Планетарий
— Музей
— Выставочный зал
— Художественную галерею
— Кинотеатр
— Органный зал
— Совершить экскурсию по городу
— Зоопарк
— Другие (укажите)

Приложение 2
© ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов»

Ф.И.О.
Анкета обратной связи
Возраст
Какие мероприятия больше всего запомнились? Что нового узнали?
Чему научились?
Что в вас и в вашей жизни изменилось?
Чего достигли?
Что не получалось? Что вызвало трудности?
Что не понравилось?
Что понравилось?
Ваши пожелания (что бы вы хотели изменить, добавить. ) для моей будущей работы
Место для фото

Приложение 3
© ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов»
Анкета для переписки

Фамилия Имя Отчество Мой возраст
Я
В свободное время я люблю
Мне нравится
Я хочу общаться с человеком, который
Мне можно написать по адресу: Индекс город (село, поселок, деревня)
улица дом квартира
E-Mail (электронная почта)
Или позвонить по телефону: код города 8 () номер

Источник

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Под социокультурной реабилитацией лиц с ограниченны­ми возможностями следует понимать комплекс мероприя­тий и условий, позволяющих им адаптироваться в стан­дартных ситуациях: заниматься посильной работой; нахо­дить и использовать нужную для практической деятельности и развлечений информацию; адекватно участвовать в об­щении и пользовании доступными средствами массовой информации.

Отечественный и зарубежный опыт решения средства­ми культуры и искусства проблем социальной адаптации и социокультурной реабилитации инвалидов свидетель­ствует о высокой эффективности соответствующих про­грамм и технологий, об их возможностях обеспечения интеграции данной категории людей в социальную и куль­турную жизнь.

В России средства культуры стали использоваться в ра­боте с инвалидами с начала 70-х гг. XX в., однако формы и методы создавались в основном специалистами-практика­ми, делавшими акцент на досуге. В результате сложилась ситуация, когда при множестве используемых на практике технологий реабилитации научное обоснование их эффек­тивности отсутствует.

Конечно, трудно разработать способы социокультурной реабилитации, использование которых приведет к полной интеграции каждого инвалида в обычную жизнь. Но пред­принимать соответствующие усилия следует, поскольку любое расширение сферы самостоятельности в отношении со средой оказывается во благо как самому инвалиду, так и окружающим его людям.

Термин «технология социокультурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное». Категория «социальное» указывает, что технология отно­сится к классу гуманитарных, обращена к личности чело­века и в качестве целевой установки предполагает дости­жение позитивных изменений его образа жизни. «Соци­альное» предполагает выход инвалидов на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные контакты, предусматривает различные формы взаимодей­ствия инвалидов между собой и с окружающей средой.

Понятие «культурное» фиксирует содержательные гра­ницы, обозначает те средства, с помощью которых инва­лид проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. «Культурное» подразумевает освоение инва­лидами культурных ценностей, норм и традиций, пользо­вание конкретным дидактическим материалом из различ­ных видов и жанров искусства.

Результаты исследований, проведенных в Московском государственном университете культуры и искусств, сви­детельствуют о том, что 62% опрошенных инвалидов выбирают для себя активный вид досуговой деятельно­сти. Значительная часть их высказывается за развитие ди­алоговых, дискуссионных форм, а значит — за интерак­тивные досуговые технологии.

Стремление к активным формам рекреации нацеливает инвалидов на обогащение и расширение их социально включенности, тогда как ориентация на пассивно-созер­цательные виды досуга обусловливает понижение общего жизненного тонуса, способствует их социальной изоляции.

Приоритет принадлежит развивающимся технологи­ям, связанным с включением лиц с ограниченными воз­можностями в различные виды художественного, техни­ческого и прикладного творчества, которые оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возмож­ности для самоутверждения и самореализации, социаль­ной адаптации и продвижения в сфере общественного разделения труда. Рекреация расширяет коммуникатив­ные связи реабилитантов, возможности их интеллекту­ального и физического развития.

Приобщение к активной деятельности в рамках куль-турно-досуговых учреждений позволяет в определенной степени дисциплинировать, ввести рациональное распре­деление времени, сил, знаний человека с ограниченны­ми возможностями, дает ему возможность целенаправ­ленно и разносторонне запрограммировать и реализовать свободное время.

Разнопрофильные досуговые программы (информаци­онно-образовательные, развивающие, художественно-публицистические, спортивно-развлекательные) базиру­ются на активных, часто нетрадиционных формах клуб­ной работы. Они способствуют сплочению людей, удовлетворению их потребностей в общении, самореа­лизации и самоутверждении.

В целом можно выделить просветительское, досуговое и коррекционное направления социокультурной реабилита­ции. В коррекционном направлении осуществляется вос­питательное, развивающее и образовательное воздействие.

Познавательное воздействие ориентировано на приоб­ретение инвалидами знаний, понятий о реальных явле­ниях, осознание окружающего их мира, связи с другими людьми.

Эмоционально-эстетическое воздействие способствует освоению человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позво­ляет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.Известно, что в процессе адаптации у человека долж­на быть сформирована главная установка — принятие им социальной роли. При этом эффективность адаптации зависит от того, насколько адекватно человек с ограни­ченными возможностями воспринимает себя и свои со­циальные связи. У таких людей часто из-за социальной депривации (ограничение, лишение активного социаль­ного развития) наблюдается недостаточное или искажен­ное развитие представлений о себе, что ведет к наруше­нию социальной адаптации.

Программы психокоррекционной помощи, внедрен­ные в социокультурные сферы жизни, особенно эффек­тивны, так как позволяют органически увязать в единый процесс успешную творческую самореализацию и пре­одолеть те болезненные убеждения, которые так часто со­провождают ограничения жизнедеятельности: «Я ущербный и не стану нормальным», «Я несчастлив и жду помощи от других», «За что мне такая жизнь?», «Все мне обяза­ны помогать» и др.

Изменения в социальной ориентации, обновление видения своей роли в обществе у лиц с ограниченными возможностями успешно решаются в процессе творче­ской деятельности, при разных формах общения, само­выражения, самоанализа, самопроявления и самоутвер­ждения. Творчество помогает преодолеть депрессию и компенсировать недостаточность, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение. Каждый человек чем-то одарен природой, и важно помочь ему разглядеть в себе скрытые потенциальные возможности. Это помо­жет победить недуг, заставит радоваться жизни.

Технологии социокультурной реабилитации включа­ют методики развития межличностного и внеличност-ного общения. Например, технология формирования коммуникативных умений включает в себя навыки меж­личностного общения. Среди них — аудирование (пони­мание на слух содержания текста); говорение (общение в рамках стандартных ситуаций, связанных с бытом, досугом, семейными традициями, природой и др.), ус­тные высказывания по предмету общения; чтение и понимание художественных, публицистических и функ­циональных текстов; оформление и передача элемен­тарной информации (анкета, письмо, декларация, вы­писка из текста).

Для успеха реабилитации необходимо хорошо знать проблемы инвалида и выстроить программу коррекци-онной помощи, отобрать соответственно его возможнос­тям психокоррекционные социокультурные технологии. Необходимо создать доступную, безбарьерную коррек-ционно-развивающую среду.

Вопросы и задания

1. Перечислите основания для классификации ограни­
чений жизнедеятельности.

2. Что, на ваш взгляд, является основой социальной
интеграции и адаптации лиц с ограниченными возмож­
ностями?

3. Охарактеризуйте особенности социализации лиц с
ограниченными возможностями.

4. Как строится реабилитационная программа?

5. Назовите этапы реабилитационного процесса.

6. Каковы назначение, структура и основные направ­
ления деятельности медико-социально-педагогического
патронажа?

7. Укажите назначение и особенности индивидуаль­
ной программы реабилитации.

8. Назовите группы инвалидности и основания для их
определения.

9. Раскройте смысл понятия «социальная недостаточ­
ность», перечислите ее основные уровни.

10. Укажите направления адаптации и критерии соци­
ально-психологической адаптивности.

11. Приведите классификацию биосоциальных функций.

12. Назовите особенности социокультурной реабили­
тации лиц с ограниченными возможностями.

13. Какие вы знаете технологии социокультурной реа­
билитации?

14. Какова роль коммуникации в реабилитационном
процессе?

Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Смотреть фото Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Смотреть картинку Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Картинка про Что такое социокультурная реабилитация инвалидов. Фото Что такое социокультурная реабилитация инвалидов15. Чтопонимается под «коррекционно-развивающейсредой»?

Литература

Гусева Н.К., Старикова Н.В., Разумовский А.В. Основ­ные направления работы врача-реабилитолога: Метод, рек. Ниж. Новгород, 1997.

Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М., 1999.

Жарков АД. Технология социокультурной деятельно­сти. М., 1998.

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ / Э.А. Орлова и др. М., 1997.

Кудрявцев В.А., Трошин О.В. Проблемы социально-пси­хологической реабилитации лиц с ограниченными воз­можностями. Ниж. Новгород, 2003.

Кукушкина Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руковод­ство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. Л., 1989.

Организационно-методические основы социально-пси­хологической реабилитации инвалидов: методические рекомендации / Сост. М.П. Ширанович, Р.Г. Мархаева и др. Вып. 18. М., 2000.

Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коро­бов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999.

Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др. СПб., 2002.

Социальная работа с инвалидами: Настольная книга спе­циалиста/Под ред. Е.И. Холостовой, АИ. Осадчих. М., 1996.

Трошин О. В. Основы психологии коммуникации. Ниж. Новгород, 2002.

Трошин О.В., Кудрявцев В.А. Динамика дезадаптацион-ных проявлений при ЗПР в процессе применения эмо­ционально-экспрессивного тренинга. Ниж. Новгород, 2003.

Шабалина КБ. и др. Особенности социальной инте­грации инвалидов: Метод, рек. для врачей ВТЭК. М., 1992.

Роль реабилитации в специальной психологии

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Специальная психология изучает особенности формирова­ния психологических функций у детей с отклоняющимся развитием. Она обеспечивает психологическое сопровожде­ние лиц с ограниченными возможностями в течение всей жизни, а также исследует возможности реабилитации, адап­тации и интеграции детей с различными вариантами соци­ально-психологической дезадаптации в обществе.

Задачи специальной психологии:

—исследование психологических механизмов нарушений
у детей с отклонениями в психическом развитии;

—диагностика психофизических, индивидуально-пси­хологических и социально-психологических рас­стройств;

—разработка программы психологического консуль­тирования, социально-психологической реабилита­ции и интеграции;

—внедрение методов психологической коррекции нарушений у детей.

Специальная психология тесно взаимодействует с воз­растной и медицинской (клинической) психологией, имеет тесные связи с дифференциальной, генетичес­кой психологией, психодиагностикой, невропатологи­ей, психопатологией, нейропсихологией, патопсихоло­гией и педагогикой (коррекционной, лечебной, реаби­литационной).

Психодиагностика.Это область психологической на­уки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Она позволяет определить особенности развития аномаль­ных детей, специального коррекционного обучения, сте­пень отставания от нормы, уровень познавательной дея­тельности.

Современная психодиагностика направлена на наибо­лее раннее выявление отклонений (в возрасте до года), на своевременное начало компенсаторного развития, эффективную социальную адаптацию и интеграцию де­тей в обществе. Психодиагностика занимается также раз­работкой и апробацией новых методик, составлением к ним инструкций, выработкой правил поведения при об­следовании, способов обработки и интерпретации полу­ченных результатов.

К психодиагностическим методикам относятся: тесты (для определения особенностей интеллекта, способно­стей, свойств личности); опросники и анкеты (для выяв­ления интересов, склонностей, ориентации личности); проективные методики (для диагностики установок, от­ношений, предпочтений); психофизиологические мето­дики для диагностики свойств нервной системы, дина­мических особенностей психики (работоспособность, переключаемость внимания, темп деятельности); мало-формализованные методики (методы наблюдения, бесе­ды). Психодиагностические методики должны быть стан­дартизированы, надежны и валидны. Задачи психодиагностики:

— поиск причин возникновения конкретных психо­
логических проблем у ребенка (этиологический ди­
агноз);

— поиск определенного психологического признака,
позволяющего соотнести индивидуальные особен­
ности испытуемого с нормой (симптоматический
диагноз);

— определение психологических симптомов, ведуще­
го синдрома и выявление типа отклонений в раз­
витии (синдромологический диагноз);

— изучение механизмов развития психического откло­нения (патогенетический диагноз);

— решение частных вопросов (определение готовно­
сти ребенка к обучению в школе, выяснение при­
чин неуспеваемости, нарушений в эмоционально-
личностной сфере, сложностей в отношениях с
родными и сверстниками, навязчивых страхов, пе­
реживаний и т.д.).

На основе данных психодиагностики проводится пси­хологическое консультирование родителей и учителей.

Психопрофилактика.Это система психологического оздоровления ребенка, создания адекватных условий ин­дивидуального, семейного, образовательного развития его психологической сферы. Цель психопрофилактики — пре­дотвращение возможных психологических отклонений. Психопрофилактика бывает первичной, когда проводится на фоне здорового состояния ребенка и не позволяет сформироваться отклонениям в психическом развитии; и вторичной, когда начинается на фоне уже имеющейся органической недостаточности ЦНС или первичных пси­хических отклонений. Цель вторичной профилактики — предотвращение развития дополнительных вторичных нарушений, которые могут значительно усложнить тече­ние аномалии.

Психопрофилактика должна начинаться с момента рождения ребенка и постоянно продолжаться для созда­ния наиболее благоприятных психологических условий его развития. Первые мероприятия проводятся уже на стадии внутриутробного развития плода. Важным являет­ся правильный психологический настрой женщины на будущую беременность, эмоциональное принятие ребен­ка, адекватная подготовка к родам с использованием специальных техник саморегуляции и расслабления.

Психопрофилактика должна следовать за естествен­ным процессом психологического развития ребенка, со­здавая для каждого этапа условия наибольшего психо­логического комфорта. Это позволяет сформировать оп­ределенные качества личности. Однако в специальной психологии психопрофилактика преимущественно вто­ричная. Она связана с поздним обращением родителей за помощью, несвоевременным выявлением аномалий или первичных отклонений в психическом развитии. В целом психопрофилактика обеспечивает предотвраще­ние развития патологических черт характера, семейной, образовательной и социальной дезадаптации; приспо­собление ребенка к аномалии или к психическим от­клонениям для адекватного выполнения основных со­циальных функций.

Психологическая коррекция.Под психическим здоро­вьем понимают состояние психического благополучия, характеризующееся отсутствием психологических пато­логических проявлений, адекватной регуляцией поведе­ния, деятельности. У здорового человека субъективные образы соответствуют отражаемым объектам действитель­ности, а психологические реакции — внешним раздра­жителям; он имеет адекватный возрасту уровень зрело­сти эмоционально-волевой и познавательной сфер лич­ности; приспособлен к микросоциальным отношениям и способен к саморегуляции поведения; разумно плани­рует жизненные цели и достигает их.

Психологическая коррекция (от лат. «исправление») — это система психологических мероприятий, направлен­ных на исправление, ослабление или восполнение име­ющихся недостатков психофизического развития детей.

Психологическая коррекция может исправить первич­ный биологический дефект (глухота, слепота и др.), но в ряде случаев (язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и др.) удается в определенной степени корригиро­вать проявления болезни с помощью психологических воздействий. Это наблюдается, когда биологический де­фект (органическая болезнь) имеет психосоматический характер, т.е. вызывается психическими патогенными факторами и является вторичным по отношению к ним.

Кроме того, при умеренно выраженных биологиче­ских аномалиях, не достигающих степени выпадения фун­кции органа, психологическое воздействие может значи­тельно исправить эту функцию. Коррекция высших функ­ций обеспечивает значительное исправление более низших. Однако, как правило, исправляется не биологический де­фект, а отклонение в психическом развитии, так как методы воздействия и место их приложения соответству­ют друг другу. Различают коррекцию вторичных отклоне­ний в психическом развитии (на фоне аномалии или дру­гих психических отклонений) и первичную, когда ис­правляются впервые возникшие психологические нарушения.

Однако достичь исправления имеющихся нарушений удается не всегда и тогда решается задача их ослабления.

Ослабление психических нарушений обеспечивает предот­вращение выраженных отклонений в развитии, социаль­ной адаптации на последующих этапах развития. Одновре­менно проводится психологическая десенсибилизация (по­нижение чувствительности) ребенка к уже имеющимся нарушениям, снижение субъективной чувствительности к дефекту или психической аномалии. Ребенок учится спокойно жить с аномалией и болезненно не восприни­мать имеющиеся отклонения. Вырабатывается адекватное восприятие себя и своих возможностей в коммуникации, обучении.

Психологическая компенсация(от лат. «возмещение, уравновешивание»). Это сложный процесс замещения или перестройки нарушенных, недоразвитых функций орга­низма. В основе перестройки нарушенных функций лежат механизмы приспособления психофизических систем че­ловека к изменяющимся условиям внутренней и внеш­ней среды. При этом перестраиваются как психологичес­кие связи человека, так и социальные с окружающим миром. Изменение имеющихся связей обеспечивает вос­становление адекватных функций мозга и органов (био­логическое приспособление); функций соответствующих психологических систем (психологическое приспособле­ние); функций коммуникации, общения, учебной дея­тельности (социальное приспособление).

Психологическое воздействие способствует высвобожде­нию потенциальных возможностей, эмоционально активи­зирует личность, мотивирует ее на изменение своего отно­шения к аномалии, указывает пути деятельности. Роль пси­хологической опоры в восстановлении функций играют не только психолог, но и близкие, сверстники, учителя.

Другой процесс — замещение утраченных функций с помощью других систем, которые берут на себя функ­цию первой. Это могут быть: другие зоны мозга, связан­ные с пораженной зоной; другие ВПФ, ассоциирован­ные с измененной ВПФ; внешние инструментальные приспособления, искусственно усиливающие сниженную Функцию (слуха, зрения); специальные пособия для обу­чения, коррекционные материалы и методики. Здесь ком­пенсация связана с коррекцией, восполняющей нарушенную функцию с помощью специальных способов обу­чения и воспитания.

Выделяют также псевдокомпенсацию или ложную ком­пенсацию, когда пораженная функция временно оказы­вается компенсированной, а затем снова декомпенсиру-ется. Псевдокомпенсация возникает также в случаях от­каза ребенка от выполнения обычной деятельности, в которой может проявиться недостаточность функции. Если ребенок осуществляет такую деятельность (например, учебную), то скрытая недостаточность функции стано­вится явной, что связано с отсутствием истинной ее ком­пенсации.

Декомпенсация — процесс обратный компенсации и связанный с повторным нарушением ранее восстановле-ной функции.

Сверхкомпенсация связана с чрезмерным замещением или усилением нарушенной функции, когда ее недоста­точность преобразуется в избыточность. Компенсаторная избыточность, как и недостаточность, способствует воз­никновению отклонения в развитии, но противополож­ного по своим свойствам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *