Что такое социокультурная система
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА» в других словарях:
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ — к природной среде, система традиционных механизмов освоения конкретной природной среды конкретным народом (этносом) или его частью (этнической группой), обеспечивающая гомеостаз (динамическое равновесие) во взаимодействии человека и биосферы.… … Экологический словарь
Система социокультурная — целостный, динамично развивающийся общественный организм, включающий в себя деятельность людей по созданию и применению ценностей, норм, идеалов культуры, совокупность таких норм, воплощаемых в искусстве, морали, философии, науке, религии,… … Социологический словарь Socium
РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — одна из осн. функций культуры, связанная с обеспечением коллективных форм жизнедеятельности людей. Р.С. осуществляется в рамках организации социокультурной как процесс установления и поддержания опр. упорядоченности во взаимодействии… … Энциклопедия культурологии
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — (от лат. сообщение, передача; communicare делать общим, связывать) процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией… … Энциклопедия культурологии
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — ценностно нормативный аспект социальной организации сооб тв и их сегментов, задающий мировоззренч., идейные и нравств. основания для социальной консолидации, регуляции, коммуникации и воспроизводства человеч. коллективов. При этом под… … Энциклопедия культурологии
СКС — Свердловские коммунальные системы ОАО г. Екатеринбург, организация Источник: http://www.regnum.ru/expnews/235768.html СКС Союз казаков Семиречья Казахстан Источник: http://www.ln.mid.ru/ns dgpch.nsf/899815d7b7f8b5c143256da40037af72/b2b4b4294425c9e… … Словарь сокращений и аббревиатур
СОРОКИН — Питирим Александрович (1889 1968) социолог и культуролог. С детства работал маляром, декоратором и золотых дел мастером, занимаясь поновлением церквей в селах и городах вологод. севера. Окончив школу, учительскую семинарию и сдав… … Энциклопедия культурологии
Типы государства — Типология государств это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует… … Википедия
ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (р. 1929) нем. философ, представитель символического интеракционизма. В 1949 1954 изучал философию в ун тах Гёттингена, Цюриха и Бонна, одновременно занимаясь психологией, историей, литературоведением и политэкономией. В 1956… … Философская энциклопедия
Жаров, Сергей Николаевич — (р. 02.11.1955) спец. в обл. онтологии и теории познания, филос. и методологии науки; канд. филос. наук, доц. Род. в Архангельске. Окончил физ. ф т Воронежского гос. ун та (1978), асп. кафедры филос. того же ун та; доц. кафедры систематической… … Большая биографическая энциклопедия
Система социокультурная
Смотреть что такое «Система социокультурная» в других словарях:
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА — термин, используемый в социальной антропологии и культурологии в качестве альтернативы терминам “социальная система” и “культурная система”. Использование этого понятия помогает обеспечить многофакторный подход к изучению социокультурной… … Энциклопедия культурологии
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ — к природной среде, система традиционных механизмов освоения конкретной природной среды конкретным народом (этносом) или его частью (этнической группой), обеспечивающая гомеостаз (динамическое равновесие) во взаимодействии человека и биосферы.… … Экологический словарь
РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — одна из осн. функций культуры, связанная с обеспечением коллективных форм жизнедеятельности людей. Р.С. осуществляется в рамках организации социокультурной как процесс установления и поддержания опр. упорядоченности во взаимодействии… … Энциклопедия культурологии
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — (от лат. сообщение, передача; communicare делать общим, связывать) процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией… … Энциклопедия культурологии
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — ценностно нормативный аспект социальной организации сооб тв и их сегментов, задающий мировоззренч., идейные и нравств. основания для социальной консолидации, регуляции, коммуникации и воспроизводства человеч. коллективов. При этом под… … Энциклопедия культурологии
СКС — Свердловские коммунальные системы ОАО г. Екатеринбург, организация Источник: http://www.regnum.ru/expnews/235768.html СКС Союз казаков Семиречья Казахстан Источник: http://www.ln.mid.ru/ns dgpch.nsf/899815d7b7f8b5c143256da40037af72/b2b4b4294425c9e… … Словарь сокращений и аббревиатур
Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия
СОРОКИН — Питирим Александрович (1889 1968) социолог и культуролог. С детства работал маляром, декоратором и золотых дел мастером, занимаясь поновлением церквей в селах и городах вологод. севера. Окончив школу, учительскую семинарию и сдав… … Энциклопедия культурологии
ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — культурологи ческие и социально психологические теории, описывающие и объясняющие человеч. поведение и социальную реальность через взаимодействие между людьми. Элементы Т.в. содержались в социологии Зиммеля, феноменологии Гуссерля и… … Энциклопедия культурологии
КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и об ве и изучающая культуру как целостность, как специфич. функцию и модальность человеч. бытия. Хотя происхождение термина К. принято связывать с именем … Энциклопедия культурологии
Общество как социокультурная система.
Включение человека в обще6ство осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицируется, через социальные институты, социальные организации и комплексы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру.
Термин «социокультурная» призван подчеркнуть единство и взаимопересечение этих двух сфер общества, и определенный примат «социального», выражающего сущность исторически определенного взаимодействия людей (общностей, объединений, групп, институтов).
Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.
При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.
Основные понятия системного подхода:
При социокультурном анализе общественной жизни обычно обращают внимание два важнейших результата этого взаимодействия.
Первое — групповой характер общественной жизни и второе — поведение людей в группах, которое регулируется и направляется определенной системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Оба аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.
Отмеченные две стороны общественной жизни в социологии принято обозначать, как говорилось выше, двумя популярными терминами — общество (социальная система) и культура (система культуры). Они отражают предельно широкие понятия — две наиболее существенные стороны общественной жизни, в реальности тесно взаимосвязанные, но специально разделяемые в научном социологическом познании.
Выделение этих двух ключевых понятий имеет огромное познавательное значение для социологического познания и во многом предопределяет специфику социологического видения общественных явлений.
В социологии расчленение понятий «общество» (в узком смысле слова) и «культура» имеет большое практическое и познавательное значение, ибо позволяет лучше уяснить сущность общественной жизни, ее отличие от природы в целом и коллективных форм поведения в животном мире.
Во-первых, обращается внимание на то, что «социум» и «культура» являются двумя взаимосвязанными подсистемами единой общественной жизни.
Во-вторых, особенность социальной системы заключается в том, что это понятие отражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой понимаются содержательные аспекты человеческой жизнедеятельности, определяемые ценностями, значениями, идеалами, нормами и др.
Термин «социальная система» обозначает отношения между индивидами и коллективами, тогда как культура определяет их ценностно-смысловое значение. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение.
2. Общество как социокультурная система
Вся история социологической мысли есть история научных подходов и методов построения теории общества.
Общество – это определившийся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивый, универсальный способ организации социальных связей и отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.
Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.
Социально-исторический детерминизм – один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. В различных социологических концепциях, в вопросе о том, какой же функциональный компонент общества определяет облик общества в целом, предпочтение отдавалось либо экономической составляющей (экономический детерминизм К.Маркса), либо системе ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества (культурный детерминизм П.Сорокина), либо образу мыслей, прогрессу разума человека (детерминизм О.Конта).
Типология обществ
Различные типы классификации обществ основываются на выделении наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы об-ществ от других. Устойчивым в социологии считается деление обществ на простые (традиционные) и сложные (современные). Критерием выступает степень социальной дифференциации и число уровней управления.
К. Поппер различает два типа обществ, на основании степени свободы индивида и отношений социального контроля. Закрытое общество – общество, характеризующееся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, невосприимчивостью к нововведениям, авторитарной идеологией, коллективизмом (Спарта, Нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма, Пруссия). Открытое общество – общество, которое отличается динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, индивидуализмом (Древние Афины, современные западные демократии).
О. Конт различал три стадии развития общества: от теологического типа общества через метафизический – к индустриальному типу. В основе изменения и становления обществ лежит прогресс разума человека. К. Маркс предложил типологию обществ, в основании которой лежали экономические факторы. История развития общества представляет собой смену пяти общественно-экономических формаций, каждая из которых основывается на определенном способе производства материальных благ и уровне развития производственных отношений, которым соответствует социально-классовая структура общества (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации).
Распространенным в социологии является деление обществ на традици-онные, индустриальные и постиндустриальные, на основании изменения технологического строя, который сказывается на организации всей системы социальных связей и отношений (Д. Белл, У. Ростоу).
Модернизация – процесс перехода от одной стадии развития общества к другой. Различают первичную модернизацию, примером которой является промышленная революция в Англии в XVIII веке, происходящая естественным образом, и вторичную модернизацию, не являющуюся результатом естественного хода развития общества. Она привносится «извне», осуществляется с привлечением помощи «стран-первопроходцев».
Социальные изменения. Социальное развитие
Социальные изменения – переход социального объекта из одного со-стояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нём образцах поведения.
Виды социальных изменений:
Социальный прогресс – тип развития социальной сферы, при котором она в целом или отдельные её элементы переходят на более высокую в качественном отношении ступень, стадию развития.
В целом развитие человечества от первобытного общества к современному может быть охарактеризовано с точки зрения нарастания прогрессивных социальных изменений. К некоторым областям социальной жизни понятие прогресса неприменимо (культура, искусство, религия). Здесь можно говорить лишь об эволюционных изменениях. Противоречивый характер социального прогресса проявляется в том, что в социальной жизни абсолютного прогресса, как совершенствования социального устройства всех сфер жизнедеятельности общества в направлении нарастания позитивных изменений так же, как и абсолютного регресса, не существует.
Важнейшим условием нормального существования любого общества является социальная стабильность. Социальная стабильность – процесс воспроизводства социальных структур и отношений в рамках целостности всего общества. Социальная стабильность достигается за счёт своевременного осуществления назревших социальных изменений и предполагает постоянное развитие при сохранении устойчивости.
Социальное поведение и социальный контроль
Массовое социальное поведение – образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами массового социального поведения являются массы, толпа, публика, социальные группы и индивиды.
Массы – большое количество людей, которых нельзя объединить ни в какую организацию, в соответствии с общими признаками, интересами, условиями жизнедеятельности и т.д.
Толпа – внешне не организованная социальная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих её индивидов, имеющая единый объект внимания и сходное эмоциональное состояние.
Публика – большая группа людей, объединенных на основе общих интересов, но внешне не организованная. В отличие от толпы у публики возможно проявление рационального мышления.
Индивиды являются субъектами массового социального поведения в том случае, когда их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, принимают массовый характер (демографический взрыв).
Проблемами массового социального поведения, межгруппового взаимодействия занимается психологическое направление в социологии. В развитии данного направления следует выделить: «Психологию народов» (В. Вунд), «групповую психологию» (Г. Лебон, Г. Тард), символический интеракционизм (Дж. Г. Мид).
«Групповая психология» изучает непосредственно сущностные характеристики группового и массового поведения. Определяющим фактором общественной жизнедеятельности выступает, согласно Г. Лебону (1841-1931) («Психология толп»), «коллективная душа», основу которой составляют психологические механизмы. Доминирование в «коллективной душе» бессознательных субстратов психики обуславливает общность инстинктов, чувств, настроений, стремлений большой группы людей, которую Г. Лебон определяет как толпу. Толпа является, по мнению Г. Лебона, движущей силой истории (представляющей собой смену культурного доминирования рас) и играет решающую роль на новом этапе развития европейской цивилизации с конца XIX века («эра толпы»). Г. Лебон сформулировал психологический закон «духовного единства толпы»: нахождение в толпе ведёт к образованию «коллективной души», которая подавляет рациональные начала и превращает индивидов в иррациональные субъекты, стремящиеся к некритической реализации внушённых им идей.
Г. Тард (1843-1904)(«Законы подражания», «Общественное мнение и толпа») определяет социологию, как науку, изучающую психологию взаимо-действия между людьми, которое составляет основу общественного развития и всех социальных процессов. И общество, таким образом, является продуктом взаимодействия индивидов и возникающих при этом взаимодействии межиндивидуальных социальных отношений.
Г. Тард развивает теорию «трёх основных социальных процессов»: подражание (повторение), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация), на основе которой формулирует три универсальные социальные закономерности.
Анализируя деятельность больших социальных групп, действующих на арене социальной жизни, Г. Тард определил их как толпу и публику. Толпа – большая социальная группа слабо, но непосредственно связанных индивидов, объединённых на основе коллективной психологии, поведение которых иррационально. XX век Г. Тард определял не как «эру толпы», а как век публики. Публика – группа индивидуумов, физически разделённых, но связанных духовно на основании общих увлечений или убеждений. Публика характерна для развитых обществ, поскольку основным средством её формирования являются средства массовой информации. Она несёт на себе отпечаток индивидуальности её создателя и вдохновителя. Действие публики более разумно и осмысленно, и этим она отличается от толпы. Хотя не исключена возможность превращения публики в толпу. В ходе исторического развития основной задачей является постепенная замена толпы публикой, что выразится в распространении интеллектуализации и терпимости в обществе.
В целом, следует отметить, что и Г. Лебон и Г. Тард в своей трактовке социологического психологизма вскрыли механизмы внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий, таких как механизм межгрупповой агрессии, стихийного поведения индивидов в толпе, эффект группового принятия решений, роли лидера толпы или публики и т.д., что является актуальным и сегодня, когда большие массы людей вовлечены в решение назревших проблем социальной жизни.
Классификация массового социального поведения в соответствие с мас-штабами и степенью организации.
1. Социальные движения – массовые действия большой социальной группы, направление на удовлетворение потребностей и обеспечение группо-вых или общественных интересов.
2. Коллективное поведение – массовые, спонтанные реакции людей на критические, внезапно возникающие ситуации. Субъект коллективного поведения – толпа. Среди основных особенностей коллективного поведения следует выделить: несоответствие определённым стандартам, экстремальность поведения индивидов, наличие определённой социальной ситуации, способствующей проявлению основных свойств толпы как субъекта коллективного поведения (высокий уровень безработицы, тяжёлое социально-экономическое положение населения и т.д.).
ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Понятие общества как социокультурной системы появилось у нас в последние годы. Исходный тезис: соц взаимодействие рассматривается как фундамент общественной жизни.
Ценности складываются в ходе установления межличностных или групповых предпочтений по отношению к опред предметам и социокультурным образцам. Культурные ценности еще более социально обязательны. Они фиксируют индивидуал или групповые предпочтения, эталонные образцы, в соответствии с которыми люди оценивают значим собствен опыта, деятельности и поведения других.
Социокультурные нормы — относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого. Они носят обязательный характер. Их нарушение вызывает соц, правовые санкции.
Сорокин 1889-1968 «Социальная и культурная динамика» (труд об истории культуры с древнейш времен и о переходе от 1й культурной системы к др или от одного культурного стиля к другому).
Широкое использование понятия Д.К. приходится на 2ю половину XX, когда в область научного исслед вторгаются проблемы развития, изменения и распростр культурных институтов, культурных конфликтов и инноваций, деградации, застоя и кризиса культуры. Специалисты говорят об интеграционной или дезинтеграцион, восходящей или нисходящей К.Д., об эволюцион или революцион характере ее изм.
• независимых открытий (открытие 1х и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия 1х и тех же потребностей или объективных условий)
Культурогенез— 1 из видов соц и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурн системы, в формировании новых культурных систем и конфигураций
Энциклопедия социологии: Аккультурация— процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии различных социальных и культурных систем. Термин используется для обозначения как этого процесса, так и его результатов. Линтон (амер. антрополог): 2 типа условий, при которых может происходить: 1 свободное заимствование контактирующими культурами элементов др др, протекающее при отсутствии военно-политич господства 1 группы над другой 2 направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политич отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы