Что такое социокультурная среда
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
Смотреть что такое «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА» в других словарях:
Социокультурная среда — конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных (макро и микро ) условий его жизнедеятельности и социального… … Педагогический терминологический словарь
Среда — окружающая человека социальное пространство (в целом как макросреда, в конкретном смысле как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. (Черник Б.П.… … Педагогический терминологический словарь
Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия
СКС — Свердловские коммунальные системы ОАО г. Екатеринбург, организация Источник: http://www.regnum.ru/expnews/235768.html СКС Союз казаков Семиречья Казахстан Источник: http://www.ln.mid.ru/ns dgpch.nsf/899815d7b7f8b5c143256da40037af72/b2b4b4294425c9e… … Словарь сокращений и аббревиатур
Индустриальные субкультуры — (от лат. industria деятельность, усердие, то же, что «промышленность») или урбанистические субкультуры (англ. urbanization, от латинских слов urbanus городской, urbs город) современные молодёжные субкультуры[1][2][3]… … Википедия
Лаптенок, Сергей Данилович — (р. 01.05.1935) белорус. философ, спец. по этике и теории воспитания; д р филос. наук, проф. Род. в дер.Васильевка Березин ского р на Минской обл. (Белоруссия). Окончил фи лол. ф т Белорус. гос. ун та (БГУ) (1958); асп. БГУ по кафедре истории… … Большая биографическая энциклопедия
Левит, Светлана Яковлевна — (р. 22.06.1944) спец. по истории филос., филос. культуры, культурологии; канд. филос. наук. Род. в Москве. Окончила филос. ф т МГУ (1968), асп. того же ф та (1971). С 1972 работает в ИНИОН РАН: сначала мл. н.с, затем (с 1980) ст. н.с, с 1989 и по … Большая биографическая энциклопедия
Пространство деятельности детских общественных объединений — места базирования, функционирования и развития детских общественных объединений (школы, ПТУ, дома и дворцы творчества детей, клубы по месту жительства, учреждения культуры, спорта, а также специально арендуемые помещения или помещения,… … Официальная терминология
КОНФЛИКТ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДИТЕЛЯМИ — – разновидность семейного конфликта «родители дети». Значительное число К. д. с р. в семье порождается комплексом условий (особенности возраста и личности ребенка, внутрисемейные отношения и социокультурная среда), что составляет социальную… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНФЛИКТ ПОДРОСТКА С РОДИТЕЛЯМИ — – разновидность семейного конфликта «родитель ребенок». К. п. с р. порождаются комплексом условий, наиболее существенными из которых являются: особенности возраста, внутрисемейные отношения, социокультурная среда, составляющие в целом социальную… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Социокультурная среда, сопровождающая личность дошкольника
светлана мельникова
Социокультурная среда, сопровождающая личность дошкольника
Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры педагогов и родителей.
Это пространство социокультурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями (субкультура ребенка, с одной стороны). Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т. е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется, как социокультурная среда образовательного учреждения.
Понятие «социальное развитие» рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова. Под социальным развитием в широком смысле понимается процесс становления человека как социального существа под влиянием общества. Л. С.Выготский пишет: «Слово «социальное» в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития«.
Таким образом, с одной стороны, понятие «социальное развитие» рассматривается как широкое, вбирающее в себя понятие «личность«, а процесс социального развития выступает условием формирования личности. В более узком значении социальное развитие рассматривают как процесс, который сопровождает формирование личности и составляет ее сущность.
Главный смысл социального развития ребёнка заключается в присвоении общественной сущности человека — от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нем.
В процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Процесс усвоения социокультурного опыта называют социализацией. В то же время человек приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. происходит его индивидуализация. По сути, индивидуализация и социализация являются необходимыми, неразрывно взаимосвязанными компонентами единого процесса социально-личностного развития, определённый уровень которого порождает само детерминацию, самоуправление личности, сознательно организующей свою собственную жизнь, а значит, и определяющей в той или иной мере своё собственное развитие.
Социокультурная средаобразовательного учреждения понимается как целостное единство:
1) происходящих в ней социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей. Так на сегодняшний день в нашей группе проходят такие мероприятия; «Мама, папа, я спортивная семья», «Капустник», чаепития на 8 марта, «Сабантуй» где главной целью является работа всеми за одно. Нами совершаются экскурсии в Чудный осенний, зимний лес, воспитывая в детях эмоциональную отзывчивость, видеть прекрасное изменение пейзажа. Большую роль играет театрализованная деятельность, дети получают огромный заряд теплых и добрых эмоций после просмотра; кукольных театров, сказок. У нас есть начинающие артисты, музыканты которые посещают «Детскую музыкальную школу». Они часто приходят к нам с концертами. Показывая нам новые программы. Ну, а мы конечно очень этому рады.
3) предметно-пространственной среды образовательного учреждения. Создавая предметно-пространственную среду, все пространство в группе мы разделили на определенные зоны.В связи с этим можно выделить следующие уголки:
-Учебный уголок (1. это «мастерская» для занятий продуктивной деятельностью. 2 для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми)
— Уголок творческой игры, детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол. Атрибуты для ряжения).
— Центр природы и экспериментальной деятельности;
— Уголок театрализованной деятельности «Здравствуй сказка»;
— Уголок книги «Книжкин дом»;
— Уголок Музыкальный центр;
В среднем дошкольном возрасте активностью деятельности вызывается предвосхищением получения ожидаемого результата, значимого для самого ребенка, а также желанием научится новым умениям, действовать вместе со взрослым, выступающим в роли партнёра,
Консультация «Дети и современная социокультурная среда» Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников,.
Среда как средство социализации личности дошкольника Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого.
Педсовет «Личность педагога в современной школе» Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы, материалов научно-практических конференций разработать модель личности.
Профессиональная деятельность и личность педагога Профессиональная деятельность и личность педагога. Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно,.
Эссе «Нестандартная личность» Эссе «Нестандартная личность» Развитие личности ребенка начинается с самого детства. Я хочу помогать, каждому ребенку развиваться и приобретать.
«Воспитать личность!» Эссе «Я — воспитатель» «Я воспитатель, а это значит… огромная ответственность за вверенных мне маленьких жизней, забота и переживания за них. Отдаешь: здоровье,.
Эссе «Как рождается личность» На такой важный вопрос, как рождается личность, так просто и не ответишь. Как из маленького человека растет и развивается полноценная гармоничная.
Эссе «Нестандартная личность» Развитие личности ребенка начинается с самого детства. Я хочу помогать, каждому ребенку развиваться и приобретать новые знания, поэтому.
Понятие «Социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка
Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка
Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место.
Социокультурная среда, таким образом, понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы: физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство» или «набор общедоступных деятельностей», условия непосредственной жизнедеятельности и хронотип.
Современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности. Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:
— относительной стабильностью и устойчивостью,
— связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;
— побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни; присвоенностью, осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребенок;
— «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;
— достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;
— направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.
На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. В философии социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:
1) мегасреда – современный социальный мир, окружающий человека и определяющий духовную и социально-психологическую атмосферу эпохи. К факторам, формирующим личность младшего школьника, относятся условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем, «распредмечивая» которые человек становится культурным.
2) макросреда – общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (детский сад, школа, учреждения культуры).
3) микросреда – социальное окружение младшего школьника в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.
Кроме этих факторов, можно выделить влияние биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.
Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом младшего школьника. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяются механизмами творческого развития.
Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для младшего школьника. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.
Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.
В пространстве социокультурной среды действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играют субкультуры, непрерывно взаимодействующие с макросредой и создающие самостоятельную канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной личности. Не случайно многие авторы считают, что молодое поколение само формирует свой социум.
Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время «индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я». В этот период возрастает ценность общества сверстников.
Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.
Как нам представляется, личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. В этом видится «саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке». Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится «выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой».
Социокультурная среда: особенности, составляющие элементы, факторы
Кардинальная трансформация системы политико-административных, социально-экономических и нормативно-правовых отношений, произошедшая за последние десятилетия, привела к осознанию обществом важности социальной стабильности. На социальной структуре сказываются любые изменения, происходящие в содержании и характере взаимодействия социальных слоев и групп, в уровне, природе и масштабах неравенств, выборе устремлений, жизненных целей и предпочтений.
Социальная стабильность и стабильное общество
Вам будет интересно: Беспризорные дети: определение, причины и последствия
С общефилософской точки зрения, социальная стабильность представляет собой не только устойчивость конкретных сфер жизни общества, но и интегральное свойство общества, не являющееся суммой стабильности всех его сторон. Одновременно с этим стабильность подразумевает воспроизведение социальных процессов, структур и отношений в категориях целого общества. Упомянутое воспроизводство должно быть не бездумным повторением предыдущего, но его изменением.
Вам будет интересно: Культурные конфликты: определение, виды причины и способы урегулирования
Социальная стабильность лежит в основе взаимодействия социальных групп, слоев, институтов и прочих единиц. Упомянутое взаимодействие проявляется как на макро, так и на микроуровне в человеческих отношениях, поведении и деятельности. Являясь интегральным явлением, она обеспечивается факторами и процессорами, одновременно выступающими в роли условий, предпосылок и средств.
Социокультурная среда
Основным фактором является социально-культурная среда, от которой зависит социализация индивида и его способность к усвоению общекультурных ценностей. Представления человека об окружающем мире и его месте в нем формируется на ее основе, она способствует созданию так называемой модели поведения на основе морально-нравственных ориентиров. Реформы общественной системы, проведенные в 1990-х годах в стране, не обошлись без сложностей изменения основных составляющих социокультурной среды, увеличения напряженности в социуме и углубления напряженности в нем, роста неопределенности.
Игнорирование перечисленных процессов может спровоцировать изменение социальной структуры, что может стать причиной гражданской революции. По этой причине изучение факторов, влияющих через призму социально-культурной среды на личность и социально значимые процессы, немаловажно.
Определение среды
Философы определяют социокультурную среду тремя компонентами:
Изучение социокультурных проблем
По сути, формирование и развитие социокультурной среды происходит только в процессе взаимодействия разных людей и под влиянием культурных, социально-экономических и других факторов. Сама среда предоставляет условия, мотивирующие людей для свершения ежедневных действий. Логично, что она влияет на предпочтения, устремления и жизненную позицию, необходимые для самореализации и удовлетворения основных потребностей. В случае изменения вектора развития трансформации могут подвергнуться факторы и особенности социокультурной среды.
Факторы среды
Вам будет интересно: Харьковский художественный музей: обзор экспозиции, отзывы посетителей
Качественные изменения, произошедшие в социально-культурной среде за последние десятки лет, затронули не только содержание мотивационной направленности, но и структуру представлений индивидов и целых групп о ключевых аспектах жизни общества. Объясняется это тем, что социальные и культурные значения и смысл всех действий человека и его жизни обусловлены тремя типами факторов.
Индивидуальное развитие
Состояние современной социокультурной среды во многом считается результатом процессов, проходящих в обществе, отражая в себе все конфликты и проблемы отдельно взятого социума. Одновременно с этим среда позволяет преодолеть перечисленные трудности.
В современной философии среда воспринимается как решающий, но отнюдь не единственный фактор, влияющий на индивидуальное развитие. Акцентируется в первую очередь взаимозависимая и пространственно-объемная связь индивида с окружающим его миром.
Социально-культурная среда и образование
Социокультурная образовательная среда в современной философии характеризуется как субстанция, обладающая определенными свойствами, способствующими взаимодействию разных объектов.
По мнению ученых, основные механизмы влияния среды заключаются в следующем:
Элементы среды
В социально-культурную среду входят три обязательных элемента: субъекты активной социокультурной деятельности, представленные социальными группами, институтами и индивидуумами; условия, возможности и факторы для ее воплощения; все этапы этого процесса.
Влияние на детей
Субкультура способствует формированию и развитию ребенка. Для нее характерно сочетание направленности на социализацию и человеческий мир с утверждением и индивидуализацией неповторимого «Я». В этот период социокультурная среда детей становится зависима от общества сверстников.
Отношения, определяемые социально-культурной средой, состоят из огромного количества контактов с природой, социальным миром, областью искусств, взаимодействиями с ближайшим социальным окружением. Совокупность упомянутых отношений оказывает влияние на творческие способности ребенка посредством психолого-педагогических механизмов.
В процессе творчества и воспитания социокультурная среда влияет на личностные факторы, выступающие в качестве стимула для дальнейшего движения и развития человека.
Семья и социокультурная воспитательная среда
Характеристики семьи как среды
Для потенциала семьи как воспитательной среды характерны следующие явления:
Функции социокультурного института семьи
Одновременно с этим семья выполняет социально-педагогические функции. К их числу причисляют:
Факторы воспитания
Воспитание ребенка в семье осуществляется под воздействием разных факторов. При рассмотрении семьи как одного из факторов учитываются процессы или явления, оказывающие непосредственное влияние на воспитательную деятельность родителей и социально-культурную среду семьи. Перспективы, трудности, успешность и проблемы в воспитании ребенка прогнозируются исходя из влияния социокультурной среды и ее отдельных факторов.
Социокультурная среда
Смотреть что такое «Социокультурная среда» в других словарях:
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА — культура и состояние общества, в котором живет и развивается человек … Словарь терминов по психологическому консультированию
Среда — окружающая человека социальное пространство (в целом как макросреда, в конкретном смысле как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. (Черник Б.П.… … Педагогический терминологический словарь
Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия
СКС — Свердловские коммунальные системы ОАО г. Екатеринбург, организация Источник: http://www.regnum.ru/expnews/235768.html СКС Союз казаков Семиречья Казахстан Источник: http://www.ln.mid.ru/ns dgpch.nsf/899815d7b7f8b5c143256da40037af72/b2b4b4294425c9e… … Словарь сокращений и аббревиатур
Индустриальные субкультуры — (от лат. industria деятельность, усердие, то же, что «промышленность») или урбанистические субкультуры (англ. urbanization, от латинских слов urbanus городской, urbs город) современные молодёжные субкультуры[1][2][3]… … Википедия
Лаптенок, Сергей Данилович — (р. 01.05.1935) белорус. философ, спец. по этике и теории воспитания; д р филос. наук, проф. Род. в дер.Васильевка Березин ского р на Минской обл. (Белоруссия). Окончил фи лол. ф т Белорус. гос. ун та (БГУ) (1958); асп. БГУ по кафедре истории… … Большая биографическая энциклопедия
Левит, Светлана Яковлевна — (р. 22.06.1944) спец. по истории филос., филос. культуры, культурологии; канд. филос. наук. Род. в Москве. Окончила филос. ф т МГУ (1968), асп. того же ф та (1971). С 1972 работает в ИНИОН РАН: сначала мл. н.с, затем (с 1980) ст. н.с, с 1989 и по … Большая биографическая энциклопедия
Пространство деятельности детских общественных объединений — места базирования, функционирования и развития детских общественных объединений (школы, ПТУ, дома и дворцы творчества детей, клубы по месту жительства, учреждения культуры, спорта, а также специально арендуемые помещения или помещения,… … Официальная терминология
КОНФЛИКТ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДИТЕЛЯМИ — – разновидность семейного конфликта «родители дети». Значительное число К. д. с р. в семье порождается комплексом условий (особенности возраста и личности ребенка, внутрисемейные отношения и социокультурная среда), что составляет социальную… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНФЛИКТ ПОДРОСТКА С РОДИТЕЛЯМИ — – разновидность семейного конфликта «родитель ребенок». К. п. с р. порождаются комплексом условий, наиболее существенными из которых являются: особенности возраста, внутрисемейные отношения, социокультурная среда, составляющие в целом социальную… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике