Что такое социокультурные истоки
Что такое социокультурные истоки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Незабудка»
Программа является апробированной образовательно-воспитательной и дидактической системой, призванной сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования позволяет:
В плане духовного развития:
— обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе системы категорий и ценностей.
В плане личностного развития:
— воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье;
— развивает управленческие навыки, формирует руководителя, взращивает лидера, способного брать ответственность на себя.
В плане социализации:
— развивает умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формирует навыки сотрудничества в социуме.
В плане профессиональной деятельности педагога:
— формирует добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на земле;
— предоставляет возможность использования в образовательной деятельности активного метода обучения и воспитания детей на основе истоковских педагогических технологий и современного образовательного инструментария.
В плане изменения подхода к построению воспитательно-образовательного процесса:
— объединяет воспитание, обучение и развитие личности в единый образовательный процесс;
— обеспечивает преемственность дошкольного образования и начальной школы;
— интегрирует занятия гуманитарного и научного направлений в целостный образовательный процесс;
Программа для ДОУ «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп:
— младшая группа (3-4 года);
— средняя группа (4-5 лет);
— старшая группа (5-6 лет);
— подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:
— в младшей группе (3-4 года) формирует понятия: Слово, Образ, Книга (работа строится на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.).
— в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней;
— в старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…).
— в подготовительной к школе группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Альбомы для рисования – новый вид творческого инструментария к программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования
Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей, поскольку пробуждает особые эмоции. Художественно-творческая деятельность очень важна для детской души, она снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Дети испытывают потребность в самовыражении, в художественной деятельности.
Эта потребность ребенка реализуется в процессе работы по оформлению страниц Альбомов для рисования, предназначенных для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет.
Альбомы для рисования разработаны в соответствии с целями и задачами программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и освоенными детьми социокультурными и духовно – нравственными категориями курса пропедевтики «Истоки».
В альбомы для рисования, которые одновременно являются и альбомами для развития, включены образы героев любимых детьми русских народных и авторских сказок.
Альбом «Дружная семья» для детей 4 – 5 лет включает персонажи к сказкам: «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Петушок — золотой гребешок», «Снегурушка и лиса», «Хаврошечка», «Правдивая история о садовнике» Н. К. Абрамцевой;
Альбом «Радость послушания» для детей 5 – 6 лет имеет образы к сказкам: «Гуси – лебеди», «Аленький цветочек» по С. Т. Аксакову, «Сивка – бурка», «Зимовье зверей», «Конёк – горбунок» П. П. Ершова, «Названный отец», «Никита Кожемяка» и рисунок к былине «Добрыня Никитич и змей»;
В альбом «Сказочное слово» для детей 6 – 7 лет включены образы героев любимых народных сказок: «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна Сокола», «Иван крестьянский сын и чудо – юдо», «Морозко» и сказок А. С. Пушкина – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
Доклад на МО «Социокультурные истоки»
Марина Лысаковская
Доклад на МО «Социокультурные истоки»
Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все,что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).
Сердцевину «Истоков» составляют ценности культуры (это народный фольклор, мудрые пословицы и загадки, хороводные игры, песенки, картины наших выдающихся художников, народные игрушки, поучительные сказки).
Значительную часть программы «Истоки»составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Они являются основой духовно-нравственного воспитания.
Ещё одна группа – ценности деятельности человека и социокультурные ценности,которые помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, единение и радость в празднике.
В программе заложена идея воспитания на социокультурном опыте, т. е приобщение взрослых и детей к социокультурной традиции нашего народа.
В её реализации важным, ключевым моментом является работа с родителями.
Ведь решающую роль в духовно-нравственном развитии ребёнка играет его семья.
В рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта была разработана концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.В этой концепции определена стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества».
Таким образом, программа «Социокультурные истоки», полностью соответствует требованиям ФГОС.
Программа «Социокультурные истоки» разработана и опробирована для дошкольного образования, начальной и основной школы, внеурочной и внеклассной работы.
В дошкольном образовании предлагается система занятий с детьми и их родителями на основе игровой деятельности и активных форм развития.
По этой программе наш детский сад начал работать с этого учебного года, приобретена вся необходимая методическая литература. Благодаря ей дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь
призму главных ценностей, ребёнок понимает, что значимо, а что менее значимо в жизни.
Со 2 младшей и до подготовительной группы дети и их родители вместе с нами, с педагогами, учатся понимать, что есть Добро и Любовь в жизни человека, ценности внутреннего мира человека и социокультурные ценности. На сегодняшний день это лучшая программа, в которой активную роль играют родители.
Программа «Социокультурные истоки» основана на реализации идеи активного воспитания. Каждый взрослый, (педагог, родитель) становится в активную позицию в воспитании детей.
Программа «Социокультурные истоки» предусматривает нетрадиционные формы работы с родителями и детьми.
Данная работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Проведение занятий с родителями по программе «Моя семья»;
2. Организация и взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. Содержание книг носит интегративный характер.В них содержатся произведения разных жанров: стихи, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки. Благодаря книгам для развития, родители приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей.
В нашем детском саду имеются комплекты книг для всех возрастных групп.
При успешном освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования и программы «Социокультурные истоки» к семи годам достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка:
— физически, психически и нравственно (в соответствии с возрастными особенностями) развитый, сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья.
— любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Бережно и созидательно относится к природе и к окружающему миру.
— эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции сверстников и взрослых. Сопереживает близким и окружающим его людям, персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально проявляет свои чувства при восприятии произведений изобразительного искусства, музыкальных, художественных произведений и мира природы;
— овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Имеет опыт позитивного и эффективного взаимодействия, умеет присоединяться к партнёру по общению, видеть, слышать, чувствовать другого человека. Терпимый к иному, отличному от своего, мнению;
— способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает общепринятые в семье, группе, обществе правила поведения на улице и в общественных местах;
— способный определять главное в жизни, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и социокультурный опыт в художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. ;
— имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, о мире. Ребёнок приобщён к базовым социокультурным ценностям Российской цивилизации, уважает традиции своего народа;
— овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Умеет управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, работать в паре, микрогруппе, структуировать время, приходить к согласию.
— овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Умка»
Доклад
Социокультурные истоки (из опыта работы)
Выполнила воспитатель Лысаковская Марина Сергеевна
«Социокультурные истоки» в системе образования ДОУ
Трегубова Дарья
«Социокультурные истоки» в системе образования ДОУ
Духовно- нравственное развитие личности осуществляется под влиянием многих факторов. В наше не простое время, время глобальных перемен, когда мир диктует свои правила, и мы следуем этим правилам, совсем забывая о духовности и нравственности. Как же быть, нам педагогам, чтобы возрождать и развивать духовно-нравственное развитие нашего подрастающего поколения?
Как говорил К. Д.Ушинский: «Небесные семена веры чудесным образом проникают в душу детей, вера врождена человеку. Это важно для педагога. Он должен дать пищу сердцу, уму и вере, чтобы не окорнать человека».
Немаловажную роль играют окружающая среда и, прежде всего, семья, где воспитывается ребенок, а также образовательное учреждение, которое он посещает. Важным фактором, влияющим на духовно- нравственное развитие ребенка, являются учебные программы, реализующиеся в образовательных учреждениях.
Программа существенно наполняет образовательные области «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» социокультурным и духовно- нравственным содержанием. Она позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к совершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно- нравственного развития дошкольников.
Содержание программы составляют ценности культуры: русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической литературы, песенки, поговорки, пословицы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
В течение месяца по тематическому плану согласно программе проводятся мероприятия, через разные виды детской деятельности, и в конце темы проводим итоговое мероприятие.
В нашей группе с детьми было проведено мероприятие, которое выпало на «День открытых дверей».По теме: «Верность родной земле».
Мероприятие «Богатыри земли русской»
На занятии, мы с детьми закрепили ранее полученные знания и познакомили педагогов не только нашего учреждения, но и всего Анивского городского округа с данной программой.
В рамках «Социального партнерства», запланирована экскурсия в храм Преподобного Серафима Саровского. Также отец Димитрий (настоятель Анивского храма, приглашен для беседы с родителями.
Наше дошкольное учреждение работает по данной программе с сентября 2019 года. Это только самое начало нашего пути. Мы надеемся, что через определенное время мы увидим «плоды» нашей работы. Также мы считаем, что если программа «Социокультурные истоки» войдет в обязательную программу и будет реализовываться во всех дошкольных образовательных учреждениях Сахалинской области, тогда мы сможем увидеть поколение с «фундаментом» знаний о ценностях и духовно – нравственном поведении в обществе и в жизни.
1. Истоковедение. Том 15.-М. : Издательский дом «Истоки», 2018.-160с.
2. Истоковедение. Том 11.-М. : Издательский дом «Истоки», 2017.-320с.
Макет «Русская печь». Программа «Социокультурные истоки» Емеля, Баба-яга, Илья Муромец… Что объединяет этих сказочных персонажей? Печка! Емеля использовал её как оригинальное средство передвижения,.
Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки» Доклад по теме: Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки». Автор: воспитатель МБДОУ детский сад «Красная шапочка» Семушина.
«Светлая Пасха». Конспект активного занятия по программе «Социокультурные истоки» Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сингапайская СОШ» Конспект активного занятия с детьми в группе.
Конспект НОД с детьми второй младшей группы 3–4 лет по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Умка» г. Урай Тюменской области Сульдина.
«Дороги добра». Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» «Дороги добра». Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные.
«Великие богатыри». Проект для детей от 5 до 6 лет по реализации программы «Социокультурные истоки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 «ЮГОРКА» Проект «ВЕЛИКИЕ БОГАТЫРИ» Составила.
Консультация «Социокультурные истоки» Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной.
Что такое социокультурные истоки
ИСТОКИ — апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.
ИСТОКИ — соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духа.
ИСТОКИ — уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурный приоритет образования и общества в России.
ИСТОКИ — программа активного «восполнения питания» от Истоков отечественной цивилизации.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») — преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.
Программа «Истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук) представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию, соответствующую требованиям ФГОС общего образования.
«ИСТОКИ» могут быть рассмотрены в качестве учебного курса основного общего образования в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на основе рекомендаций Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года, была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы (№3,5-707 от 20.07.1998 г.).
Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации.
Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.
Программа способствует решению ряда важнейших задач:
* развитию духовно-нравственных основ образования;
* интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
* формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
* приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
* укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.
Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней и старшей ступенях школы.
Программа «Истоки» оснащена учебно-методическим комплектом (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические издания — сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, книги для развития детей дошкольного возраста (3–7 лет) и учащихся общеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).
В 2002 г. учебный комплект программы получил гриф Министерства образования РФ.
Программа «Истоки» полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС основной общеобразовательной школы в:
* постановке стратегических целей;
* содержании духовно-нравственного развития и воспитания личности;
* формировании социокультурной идентичности;
* организации воспитательного пространства;
* интегративности программ духовно-нравственного воспитания.
Программа «Истоки» может стать концептуальной основой для разработки программ образовательных учреждений, муниципальных систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.
В рамках программы сложилась система активной подготовки и консультирования педагогов. В 2003 г. на I Всероссийской конференции «Стратегии и технологии в программе «Истоки» в Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва) программа получила поддержку представителей 21 региона России.
В настоящее время программа «Истоки» в виде регионального или школьного компонента успешно реализуется в 62 субъектах Российской Федерации, что является показателем ее эффективности.
С 2007 по 2010 гг. программа «Истоки» развивалась в русле Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России на 2006–2010 гг.».
Программа «Истоки» была рассмотрена и получила единогласную поддержку в октябре 2014 г. на Общественных слушаниях Комиссии по образованию Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.
Разработаны разноуровневые образовательные программы по подготовке педагогов Истоковедения. Они реализуются через:
* курсы повышения квалификации работников образования;
* проблемно-модульную подготовку педагогов;
* консалтинговые программы для различных категорий слушателей;
* посредством программ специализации учащихся педколледжей и студентов педагогических университетов.
Всего подготовлено более 15 тысяч педагогов в Вологодской, Нижегородской, Калининградской, Костромской, Архангельской, Свердловской, Московской, Ленинградской, Ростовской, Волгоградской, Мурманской, Смоленской, Тульской, Ивановской, Владимирской, Ярославской, Томской, Омской областях, г. Москве, Ханты-Мансийском АО, Чувашской Республике, Республиках Саха (Якутия) и Марий Эл, Ставропольском, Камчатском, Хабаровском, Приморском краях.
В 2007–2010 гг. Издательским домом «Истоки» совместно с Институтом содержания и методов обучения Российской Академии образования подготовлены научно-методические издания — сборники «Отечественное образование», т. 1–4 (Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины).
В рамках Международных Рождественских образовательных чтений проведено 11 Всероссийских научно-практических конференций «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки» (г. Москва), а также 12 Межрегиональных конференций (г. Вологда) по Истоковедению.
Издания по программе «Истоки» были неоднократно представлены на выставках в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.
С 1996 г. по настоящее время опыт развития программы «Истоки» неоднократно был представлен на международных и российских форумах.
Программа «Истоки» была представлена на заседаниях «Круглого стола» комитета по образованию и науке Государственной Думы (г. Рязань, январь 2003 г.), комитета по образованию Государственной Думы (г. Москва, сентябрь 2011 г.; г. Тамбов, март 2013 г.).
В качестве экспертов авторы программы «Истоки» были приглашены для участия во Всероссийской конференции «Инновационное развитие сельских территорий» (г. Вологда, март 2010 г.), проводимой Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В 2011 г. приказом Министерства образования и науки РФ Издательский дом «Истоки» был включен в Федеральный перечень издательств, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2 от 13.01.2011 г.).