Что такое социокультурные истоки

Что такое социокультурные истоки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Незабудка»

Программа является апробированной образовательно-воспитательной и дидактической системой, призванной сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования позволяет:

В плане духовного развития:

— обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе системы категорий и ценностей.

В плане личностного развития:

— воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье;

— развивает управленческие навыки, формирует руководителя, взращивает лидера, способного брать ответственность на себя.

В плане социализации:

— развивает умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формирует навыки сотрудничества в социуме.

В плане профессиональной деятельности педагога:

— формирует добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на земле;

— предоставляет возможность использования в образовательной деятельности активного метода обучения и воспитания детей на основе истоковских педагогических технологий и современного образовательного инструментария.

В плане изменения подхода к построению воспитательно-образовательного процесса:

— объединяет воспитание, обучение и развитие личности в единый образовательный процесс;

— обеспечивает преемственность дошкольного образования и начальной школы;

— интегрирует занятия гуманитарного и научного направлений в целостный образовательный процесс;

Программа для ДОУ «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп:

— младшая группа (3-4 года);

— средняя группа (4-5 лет);

— старшая группа (5-6 лет);

— подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:

— в младшей группе (3-4 года) формирует понятия: Слово, Образ, Книга (работа строится на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.).

— в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней;

— в старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…).

— в подготовительной к школе группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Альбомы для рисования – новый вид творческого инструментария к программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования

Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей, поскольку пробуждает особые эмоции. Художественно-творческая деятельность очень важна для детской души, она снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Дети испытывают потребность в самовыражении, в художественной деятельности.

Эта потребность ребенка реализуется в процессе работы по оформлению страниц Альбомов для рисования, предназначенных для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет.

Альбомы для рисования разработаны в соответствии с целями и задачами программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и освоенными детьми социокультурными и духовно – нравственными категориями курса пропедевтики «Истоки».

В альбомы для рисования, которые одновременно являются и альбомами для развития, включены образы героев любимых детьми русских народных и авторских сказок.

Альбом «Дружная семья» для детей 4 – 5 лет включает персонажи к сказкам: «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Петушок — золотой гребешок», «Снегурушка и лиса», «Хаврошечка», «Правдивая история о садовнике» Н. К. Абрамцевой;

Альбом «Радость послушания» для детей 5 – 6 лет имеет образы к сказкам: «Гуси – лебеди», «Аленький цветочек» по С. Т. Аксакову, «Сивка – бурка», «Зимовье зверей», «Конёк – горбунок» П. П. Ершова, «Названный отец», «Никита Кожемяка» и рисунок к былине «Добрыня Никитич и змей»;

В альбом «Сказочное слово» для детей 6 – 7 лет включены образы героев любимых народных сказок: «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна Сокола», «Иван крестьянский сын и чудо – юдо», «Морозко» и сказок А. С. Пушкина – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Источник

Доклад на МО «Социокультурные истоки»

Что такое социокультурные истоки. Смотреть фото Что такое социокультурные истоки. Смотреть картинку Что такое социокультурные истоки. Картинка про Что такое социокультурные истоки. Фото Что такое социокультурные истоки Марина Лысаковская
Доклад на МО «Социокультурные истоки»

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все,что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

Сердцевину «Истоков» составляют ценности культуры (это народный фольклор, мудрые пословицы и загадки, хороводные игры, песенки, картины наших выдающихся художников, народные игрушки, поучительные сказки).

Значительную часть программы «Истоки»составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Они являются основой духовно-нравственного воспитания.

Ещё одна группа – ценности деятельности человека и социокультурные ценности,которые помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, единение и радость в празднике.

В программе заложена идея воспитания на социокультурном опыте, т. е приобщение взрослых и детей к социокультурной традиции нашего народа.

В её реализации важным, ключевым моментом является работа с родителями.

Ведь решающую роль в духовно-нравственном развитии ребёнка играет его семья.

В рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта была разработана концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.В этой концепции определена стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества».

Таким образом, программа «Социокультурные истоки», полностью соответствует требованиям ФГОС.

Программа «Социокультурные истоки» разработана и опробирована для дошкольного образования, начальной и основной школы, внеурочной и внеклассной работы.

В дошкольном образовании предлагается система занятий с детьми и их родителями на основе игровой деятельности и активных форм развития.

По этой программе наш детский сад начал работать с этого учебного года, приобретена вся необходимая методическая литература. Благодаря ей дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь

призму главных ценностей, ребёнок понимает, что значимо, а что менее значимо в жизни.

Со 2 младшей и до подготовительной группы дети и их родители вместе с нами, с педагогами, учатся понимать, что есть Добро и Любовь в жизни человека, ценности внутреннего мира человека и социокультурные ценности. На сегодняшний день это лучшая программа, в которой активную роль играют родители.

Программа «Социокультурные истоки» основана на реализации идеи активного воспитания. Каждый взрослый, (педагог, родитель) становится в активную позицию в воспитании детей.

Программа «Социокультурные истоки» предусматривает нетрадиционные формы работы с родителями и детьми.

Данная работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Проведение занятий с родителями по программе «Моя семья»;

2. Организация и взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. Содержание книг носит интегративный характер.В них содержатся произведения разных жанров: стихи, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки. Благодаря книгам для развития, родители приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей.

В нашем детском саду имеются комплекты книг для всех возрастных групп.

При успешном освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования и программы «Социокультурные истоки» к семи годам достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка:

— физически, психически и нравственно (в соответствии с возрастными особенностями) развитый, сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья.

— любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Бережно и созидательно относится к природе и к окружающему миру.

— эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции сверстников и взрослых. Сопереживает близким и окружающим его людям, персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально проявляет свои чувства при восприятии произведений изобразительного искусства, музыкальных, художественных произведений и мира природы;

— овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Имеет опыт позитивного и эффективного взаимодействия, умеет присоединяться к партнёру по общению, видеть, слышать, чувствовать другого человека. Терпимый к иному, отличному от своего, мнению;

— способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает общепринятые в семье, группе, обществе правила поведения на улице и в общественных местах;

— способный определять главное в жизни, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и социокультурный опыт в художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. ;

— имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, о мире. Ребёнок приобщён к базовым социокультурным ценностям Российской цивилизации, уважает традиции своего народа;

— овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Умеет управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, работать в паре, микрогруппе, структуировать время, приходить к согласию.

— овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Умка»

Доклад

Социокультурные истоки (из опыта работы)

Выполнила воспитатель Лысаковская Марина Сергеевна

Источник

«Социокультурные истоки» в системе образования ДОУ

Что такое социокультурные истоки. Смотреть фото Что такое социокультурные истоки. Смотреть картинку Что такое социокультурные истоки. Картинка про Что такое социокультурные истоки. Фото Что такое социокультурные истоки Трегубова Дарья
«Социокультурные истоки» в системе образования ДОУ

Духовно- нравственное развитие личности осуществляется под влиянием многих факторов. В наше не простое время, время глобальных перемен, когда мир диктует свои правила, и мы следуем этим правилам, совсем забывая о духовности и нравственности. Как же быть, нам педагогам, чтобы возрождать и развивать духовно-нравственное развитие нашего подрастающего поколения?

Как говорил К. Д.Ушинский: «Небесные семена веры чудесным образом проникают в душу детей, вера врождена человеку. Это важно для педагога. Он должен дать пищу сердцу, уму и вере, чтобы не окорнать человека».

Немаловажную роль играют окружающая среда и, прежде всего, семья, где воспитывается ребенок, а также образовательное учреждение, которое он посещает. Важным фактором, влияющим на духовно- нравственное развитие ребенка, являются учебные программы, реализующиеся в образовательных учреждениях.

Программа существенно наполняет образовательные области «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» социокультурным и духовно- нравственным содержанием. Она позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к совершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно- нравственного развития дошкольников.

Содержание программы составляют ценности культуры: русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической литературы, песенки, поговорки, пословицы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

В течение месяца по тематическому плану согласно программе проводятся мероприятия, через разные виды детской деятельности, и в конце темы проводим итоговое мероприятие.

В нашей группе с детьми было проведено мероприятие, которое выпало на «День открытых дверей».По теме: «Верность родной земле».

Мероприятие «Богатыри земли русской»

На занятии, мы с детьми закрепили ранее полученные знания и познакомили педагогов не только нашего учреждения, но и всего Анивского городского округа с данной программой.

В рамках «Социального партнерства», запланирована экскурсия в храм Преподобного Серафима Саровского. Также отец Димитрий (настоятель Анивского храма, приглашен для беседы с родителями.

Наше дошкольное учреждение работает по данной программе с сентября 2019 года. Это только самое начало нашего пути. Мы надеемся, что через определенное время мы увидим «плоды» нашей работы. Также мы считаем, что если программа «Социокультурные истоки» войдет в обязательную программу и будет реализовываться во всех дошкольных образовательных учреждениях Сахалинской области, тогда мы сможем увидеть поколение с «фундаментом» знаний о ценностях и духовно – нравственном поведении в обществе и в жизни.

1. Истоковедение. Том 15.-М. : Издательский дом «Истоки», 2018.-160с.

2. Истоковедение. Том 11.-М. : Издательский дом «Истоки», 2017.-320с.

Что такое социокультурные истоки. Смотреть фото Что такое социокультурные истоки. Смотреть картинку Что такое социокультурные истоки. Картинка про Что такое социокультурные истоки. Фото Что такое социокультурные истокиМакет «Русская печь». Программа «Социокультурные истоки» Емеля, Баба-яга, Илья Муромец… Что объединяет этих сказочных персонажей? Печка! Емеля использовал её как оригинальное средство передвижения,.

Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки» Доклад по теме: Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки». Автор: воспитатель МБДОУ детский сад «Красная шапочка» Семушина.

«Светлая Пасха». Конспект активного занятия по программе «Социокультурные истоки» Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сингапайская СОШ» Конспект активного занятия с детьми в группе.

Конспект НОД с детьми второй младшей группы 3–4 лет по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Умка» г. Урай Тюменской области Сульдина.

«Дороги добра». Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» «Дороги добра». Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные.

«Великие богатыри». Проект для детей от 5 до 6 лет по реализации программы «Социокультурные истоки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 «ЮГОРКА» Проект «ВЕЛИКИЕ БОГАТЫРИ» Составила.

Что такое социокультурные истоки. Смотреть фото Что такое социокультурные истоки. Смотреть картинку Что такое социокультурные истоки. Картинка про Что такое социокультурные истоки. Фото Что такое социокультурные истокиКонсультация «Социокультурные истоки» Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной.

Источник

Что такое социокультурные истоки

ИСТОКИ — апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.

ИСТОКИ — соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духа.

ИСТОКИ — уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурный приоритет образования и общества в России.

ИСТОКИ — программа активного «восполнения питания» от Истоков отечественной цивилизации.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») — преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

Программа «Истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук) представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию, соответствующую требованиям ФГОС общего образования.

«ИСТОКИ» могут быть рассмотрены в качестве учебного курса основного общего образования в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на основе рекомендаций Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года, была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы (№3,5-707 от 20.07.1998 г.).

Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации.

Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.

Программа способствует решению ряда важнейших задач:
* развитию духовно-нравственных основ образования;
* интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
* формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
* приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
* укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней и старшей ступенях школы.

Программа «Истоки» оснащена учебно-методическим комплектом (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические издания — сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, книги для развития детей дошкольного возраста (3–7 лет) и учащихся общеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).

В 2002 г. учебный комплект программы получил гриф Министерства образования РФ.

Программа «Истоки» полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС основной общеобразовательной школы в:

* постановке стратегических целей;
* содержании духовно-нравственного развития и воспитания личности;
* формировании социокультурной идентичности;
* организации воспитательного пространства;
* интегративности программ духовно-нравственного воспитания.

Программа «Истоки» может стать концептуальной основой для разработки программ образовательных учреждений, муниципальных систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.

В рамках программы сложилась система активной подготовки и консультирования педагогов. В 2003 г. на I Всероссийской конференции «Стратегии и технологии в программе «Истоки» в Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва) программа получила поддержку представителей 21 региона России.

В настоящее время программа «Истоки» в виде регионального или школьного компонента успешно реализуется в 62 субъектах Российской Федерации, что является показателем ее эффективности.

С 2007 по 2010 гг. программа «Истоки» развивалась в русле Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России на 2006–2010 гг.».

Программа «Истоки» была рассмотрена и получила единогласную поддержку в октябре 2014 г. на Общественных слушаниях Комиссии по образованию Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.

Разработаны разноуровневые образовательные программы по подготовке педагогов Истоковедения. Они реализуются через:
* курсы повышения квалификации работников образования;
* проблемно-модульную подготовку педагогов;
* консалтинговые программы для различных категорий слушателей;
* посредством программ специализации учащихся педколледжей и студентов педагогических университетов.

Всего подготовлено более 15 тысяч педагогов в Вологодской, Нижегородской, Калининградской, Костромской, Архангельской, Свердловской, Московской, Ленинградской, Ростовской, Волгоградской, Мурманской, Смоленской, Тульской, Ивановской, Владимирской, Ярославской, Томской, Омской областях, г. Москве, Ханты-Мансийском АО, Чувашской Республике, Республиках Саха (Якутия) и Марий Эл, Ставропольском, Камчатском, Хабаровском, Приморском краях.

В 2007–2010 гг. Издательским домом «Истоки» совместно с Институтом содержания и методов обучения Российской Академии образования подготовлены научно-методические издания — сборники «Отечественное образование», т. 1–4 (Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины).

В рамках Международных Рождественских образовательных чтений проведено 11 Всероссийских научно-практических конференций «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки» (г. Москва), а также 12 Межрегиональных конференций (г. Вологда) по Истоковедению.

Издания по программе «Истоки» были неоднократно представлены на выставках в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.

С 1996 г. по настоящее время опыт развития программы «Истоки» неоднократно был представлен на международных и российских форумах.

Программа «Истоки» была представлена на заседаниях «Круглого стола» комитета по образованию и науке Государственной Думы (г. Рязань, январь 2003 г.), комитета по образованию Государственной Думы (г. Москва, сентябрь 2011 г.; г. Тамбов, март 2013 г.).

В качестве экспертов авторы программы «Истоки» были приглашены для участия во Всероссийской конференции «Инновационное развитие сельских территорий» (г. Вологда, март 2010 г.), проводимой Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 2011 г. приказом Министерства образования и науки РФ Издательский дом «Истоки» был включен в Федеральный перечень издательств, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2 от 13.01.2011 г.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *