Что такое социокультурный феномен
Молодежные революции как социокультурный феномен
Определение философского термина «феномен» и понятие социокультурного феномена. «Социокультурность» по П.А. Сорокину. Революция как качественный скачок в развитии и социокультурный феномен. Анализ системных подходов к изучению молодежных революций.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.02.2015 |
Размер файла | 20,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Молодежные революции как социокультурный феномен
1. Социокультурный феномен как предмет изучения
Если оглянуться вокруг, то можно увидеть множество предметов, почувствовать запахи, теплоту или холод, увидеть красоту и восхититься ею, услышать музыку и прийти в восторг от ее мелодичных звуков. Все эти предметы и явления в философии принято называть феноменом. Для того чтобы дать понятие социокультурного феномена, сначала нужно дать определение феномену. Философский термин “феномен” произошел от греческого “ цбйньменпн”, что означает “являющееся”, “редкий факт”, “необычное явление”. Это философские понятия, которые обозначают те явления, которые можно постичь в чувственном опыте. Все они могут стать объектом созерцания и научного наблюдения.
Следует перечислить те явления, которые попадают под определение социальный феномен. Это целый набор понятий, которые затрагивают личность, живущую в обществе себе подобных. Конечно, это не полный список, но вот некоторые из них: деньги; мода; бедность; религия (в том числе и сектантство); социальные сети; новости; слухи и сплетни и т.д.
А это перечень социокультурных феноменов: образование; наука; политика; туризм; духовность; телесность; воспитание; семья; мода; бренд; религия; миф, легенда; доверие; счастье; горе; правовая действительность; материнство; толерантность; и т. д. Этот список можно продолжить до бесконечности.
2. Основные подходы к изучению молодёжных революций
Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык термин вошёл из названия книги Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер», 1543).
Под термином «молодёжная революция» следует подразумевать в первую очередь не политически изменения, вызванные активностью молодёжи (как раз таки в политическом отношении успехи молодёжных движений были весьма скромными [2]), а именно качественное изменения самой роли молодого поколения в политической, социальной и культурной жизни общества. Именно выход молодёжной мысли за рамки доминирующей культуры следует считать основной особенностью означенного феномена и именно эта особенность возымела наиболее масштабные последствия для общества и культуры ХХ и ХХI веков. Далее следует определить методы изучения молодежных движений в современной науке.
Что касается подходов к изучению непосредственно молодёжных революций, то можно выделить несколько наиболее подходящих:
Системный подход пришел в культурологию как общенаучный и рассматривает культуру как универсальное свойство общества. При этом культура в целом и любой культурный феномен представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения. Данный подход позволяет изучить данную культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений и с другими культурами, и с подсистемами своей культуры, сопоставить ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества. Этот подход ориентирован на изучение конечного результата культуры, ее материальных и духовных ценностей.
Социологический подход изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп, т.е. любое явление культуры оценивается с позиции его принадлежности определенной социальной группе итого, как оно выражает ее интересы. [13]
Герменевтический подход, характерный для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, поскольку знание и понимание отличаются друг от друга. Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с толкованием сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов [13]
Молодежная революция, как было сказано выше, направлена на изменения роли молодого поколения в политической, социальной и культурной жизни общества. Она ориентирована на то, что выход молодежной мысли переступит рамки основной культуры. Точно так же Молодежные субкультуры объединены общим с молодежными революциями стремлением оторваться от доминирующей культуры, занять свою социальную и культурную нишу. Следует дать определения методам изучения молодежных субкультур, т.к. молодежные субкульутуры неразрывно связаны с молодежными революциями.
В современной науке можно выделить три основных подхода: системно-динамический, синергетический и функционалитсткий [1].
Системно-динамический подход рассматривает молодежную субкультуру как сложную систему с совокупностью взаимосвязанных элементов, претерпевающую различные изменения и имеющую несколько фаз своего развития: зарождение, угасание на время либо приобретение новых черт, а также адаптирование к изменениям, происходящим в социуме.
Синергетический подход отображает процесс взаимодействия молодежных неформальных объединений. Практически все молодежные субкультуры взаимодополняются, переплетаются, перетекают одни в другие.
Исследователями также выделяется когнитивный подход при анализе молодежных субкультур, который состоит в рассмотрении молодежного неформального объединения как своеобразной системы познания действительности, через которую молодежь получает информацию об окружающем мире, его иерархии ценностей и нормах поведения[3].
Особое внимание хотелось бы уделить именно системно-динамическому и синергетическому подходам, ведь именно постоянная трансформация и тесная связь друг с другом являются главными отличительными чертами современных субкультур. Так например, если рассматривать большую часть современных молодёжных субкультур, то мы с лёгкостью увидим, что центральной идеей в них будет отчуждённость, оторванность от общества, выражающаяся в возведении в культ одиночества, смерти, девиантного поведения, что, если верить Щепанской, было неотъемлемой частью так называемой «Системы».[4; С.38]
Не менее важной частью любой субкультуры является наличие у неё определённого сленга и жаргонных выражений. Что интересно, там где человек далёкий от любой субкультуры едва ли сможет пробиться через дебри жаргонизмов, англицизмов и прочих специфичных выражений, представитель другой субкультуры, даже достаточно далёкой, если вообще не враждебной, скорей всего, поймёт собеседника без лишнего труда.
Подобные факты как нельзя наглядней демонстрирую как процесс трансформации одной субкультуры в другую под действием различных факторов, будь то смена музыкальных вкусов или изменение политической обстановки в стране и мире, так и синергетическую связь между различными субкультурами.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Молодежные неформальные объединения в России: классификация и признаки. Понятие «неформалов» и история их возникновения. Анализ участия неформальных молодежных объединений в культурной жизни общества на примере байкеров города Иркутска и Шелехова.
курсовая работа [42,3 K], добавлен 14.04.2014
Краткий обзор теоретических и эмпирических исследований волонтерства. Специфические особенности научного изучения данного феномена. Целесообразность предложенного подхода к анализу волонтерства как социокультурного феномена и социокультурных практик.
статья [35,6 K], добавлен 24.11.2017
Феномен виртуальной реальности в контексте осмысления технических средств для ее создания и перспектив функционального применения. Социальные сети как ресурс социальной адаптации. Виртуальные сообщества в ролевых онлайновых играх – социальные функции.
реферат [19,3 K], добавлен 23.11.2009
Детство как это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. Три исторических типа детства по В.Т. Кудрявцеву. Оценка жизненных ориентиров и достигнутых успехов в зависимости от условий воспитания и семьи.
презентация [383,4 K], добавлен 22.02.2016
Роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения. Структура феномена отцовства как этапа социализации мужчины в социально-культурологическом аспекте, его место в современном обществе. Распад семьи, его последствия для детей, основные проблемы.
курсовая работа [62,9 K], добавлен 07.01.2014