Что такое социологические методы исследования и какие их виды вам известны
Методы социологии: классификация, виды, описание
Социология – это наука об обществе, входящие в него системы, а также закономерности функционирования и развития общества, социальных институтов, формирующихся отношениях и группах.
Таким образом, объектом изучения социологии является общество, а именно, его внутренние механизмы функционирования и строения, принципы развития структурных элементов. Отдельного внимания заслуживают особенности взаимоотношений между обществом и личностью. Одним из неотъемлемых элементов социологии, как и любой другой науки, являются методы.
Что такое методы социологии?
С точки зрения научной литературы метод — способ достижения определенной цели, конкретный алгоритм, позволяющий решить определенную проблему. По сути, это достаточно полно характеризует этот термин, который действительно на практике подразумевает использование определенного набора инструментов и подходов для решения задач. Слово «метод» пошло из греческого языка, и при дословном переводе означает «путь к чему-либо».
Методы в социологии – основной способ получения информации, а также последующей систематизации научного знания об особенностях социальной реальности. В эту категорию входят также все тонкости организации познавательной деятельности, регулятивные нормы и правила, а также общий набор инструментов и алгоритмов действия. Таким образом, можно сделать вывод, что методы в социологии позволяют провести изучение конкретного объекта, поскольку они являются набором знаний и инструментов для осуществления подобной деятельности.
Основные методы социологии
В самом общем смысле все основные методы социологии могут быть объединены в две основные категории – общенаучные и частные научные. Рассмотрим каждую из этих групп несколько подробнее.
1. Общенаучные методы
В категорию общенаучных относятся методы, которые являются инструментом для многих наук. Из числа общенаучных социология использует следующие методы:
1.1. Метод сравнительного анализа
Определение имеющихся схожих черт и различий между двумя изучаемыми объектами. Сравнение – инструмент, позволяющий лучше понять конкретную ситуацию, а также способствует формированию понимания причин использования конкретного образования. В данном подходе основой является предпосылка о наличии общих закономерностей проявления социального поведения. Она основывается на том, что достаточно много компонентов культуры, социальной и политической жизни различных народов обладают множеством схожих черт. Сравнительный анализ подразумевает сравнение двух однотипных явлений, чтобы можно было выделить конкретные пункты и характеристики для сравнения. Сравнительный метод позволяет серьезно расширить кругозор исследователя, а также в собственных наработках учитывать опыт других стран и народов.
1.2. Исторический метод
Подход, заключающийся в изучении динамики развития конкретного объекта.
1.3. Количественный анализ
При использовании данного метода происходит отказ от изучения содержания, а все внимание уделяется изучению явления по его форме проявление. Создание математического описания позволяет завершить научный анализ, ведь вершиной проявления научного знания является возможность использования математического аппарата. В социологии также используются математические подходы, в основном – методы качественного анализа. Использование математического аппарата позволяет лучше сориентироваться в общем нагромождении фактов, а также смоделировать имеющиеся социальные процессы.
Однако на практике моделирование социальных процессов является крайне слабой задачей из-за слабости имеющегося математического аппарата. Здесь потребуется использование качественно нового математического аппарата, который значительно отличается от того, что используется в несоциальных науках.
1.4. Системный подход
Изучение конкретного объекта во всем наборе его взаимосвязей с другими категориями объектов, формирование понимания имеющихся структурных образований и зависимостей.
1.5. Абстрагирование
Абстрагирование – особый метод социального познания, который подразумевает выделение определенных свойств, качеств и взаимосвязей в социальных фактах. Впоследствии производится их обобщение от изучаемого социального факта, на основе чего формируются конкретные понятия. Эти понятия позволяют проводить различные мыслительные действия над объектами, например, формировать следственно-причинную связь.
2. Специальные методы
Эта категория включает в себя методики, которые были разработаны для дальнейшего использования в рамках конкретной науки. В социологии можно выделить следующие специальные методы:
Заключение
Стоит отметить, что в социологии отсутствует идеальный метод, который мог бы предоставить на 100% верную информацию, и лишь комплексное исследование с использованием множества методик позволяет достичь наиболее прогрессивных и качественных результатов.
Методы исследования в социологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие метода
В рамках программы социологического исследования один из самых важных компонентов является выбор правильных методов. Важно правильно выбрать способ получения необходимой информации социологического характера для решения поставленной задачи. Метод происходит от греческого «путь к чему-то». Метод позволяет узнать суть предмета.
Виды методов
В общем смысле методы социологии можно разделить на общенаучные и частнонаучные. Общенаучные используются во многих науках, например, сравнительный, сравнительно-исторический и пр. К частон аучным, например, социометрия, биографический метод и пр.
В рамках обыденных представлений социология работает прежде всего с опросами и анкетированием, но по факту социолог может использовать самые разные методы:
Эксперимент и наблюдение не являются специфическими социологическими методами. Но сегодня их активно применяют в различных гуманитарных науках.
Для примера разберём подробно два распространённых метода.
Наблюдение
Готовые работы на аналогичную тему
Чаще всего наблюдение используют для того, чтобы отслеживать поведения и коммуникацию отдельных людей или групп. Наблюдение чаще всего используют для анализа конфликтных ситуаций. Наблюдение позволяет следить за людьми в реальном времени, анализировать явления в их развитии и не зависеть от объекта наблюдения.
При этом метод имеет свои недостатки: ситуации часто имеют частный характер, а полученные результаиы могут распространяться на более широкое поле. Часто повторить наблюдение невозможно, так как процессы, происходящие в обществе, в основном, не имеют обратного характера. Также важно, что качество информации находится в зависимости от того, кто проводит наблюдение.
Наблюдение бывает нескольких видов.
Опрос
Опрос может быть представлен в виде анкетирования, интервью и в других формах. Сбор может проводиться в словесной и письменной форме, заочно и напрямую, по заранее разработанному плану и без него.
Метод опроса применяют в таких ситуациях:
Особое место как вид опроса занимает анкетирование. В социологии составление анкеты требует большого внимания, существуют требования к формулировкам и принципам составления.
Правила выбора методов
При определении того, какие применять методы, нужно ориентироваться на следующие принципы:
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 10 07 2021
Классификация методов социологического исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методы социологического исследования – это способы обоснования и формирования социологического знания, средства получения и систематизации научного знания о социальной действительности.
Самых первых античных социологов называли социальными философами, как и современные исследователи, они занимались изучением обычаев, традиций и отношений между людьми и социальными группами, они обобщали факты, выдвигали концепции, создавали практические рекомендации о том, как улучшить общество.
Методы социологического исследования включают в себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способов и приемов действия, порядок (схему или план) действий. В социологии нашли применение как частнонаучные методы, так и общенаучные.
Классификация методов в социологии
По масштабу применения методы могут быть:
По этапам исследования:
Рисунок 1. Социологическое исследование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Характеристика методов социологического исследования
При проведении социологических исследований, чаще всего используются следующие методы.
Анализ документов – с помощью анализа документов можно узнать о каких-либо событиях или явлениях, лично при которых присутствовать уже не возможно. Анализ документов может выявить и динамику или развитие какого-то процесса. Источниками социологической информации могут быть текстовые сообщения в различных письмах или докладах. Важным источником информации может стать социальная статистическая информация, которая ранее была не доступна или доступ к ней был частично ограничен.
Контент-анализ – в социологически исследованиях он направлен на объективное изучение текстовой информации с целью, исследовать социальные процессы, объекты или явления, которые отражены в этих текстах. Контент-анализ это количественный метод, суть этого метода заключается в переводе текстовой или графической информации к количественным показателям.
Опрос – опрос является самым распространенным методом сбора информации, опрос всегда предполагает обращение к кому-то и имеет целью такие стороны явления или процесса, которые не поддаются наблюдению, точнее наблюдать за ними можно, но это не принесет никаких результатов. Если какие-то отношения скрыты от внешнего глаза, но их необходимо изучить, то лучше всего для этого подойдет опрос.
Принято различать два вида опроса – анкетирование и интервьюирование.
Рисунок 2. Социологический опрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Анкетирование – во время анкетирования респондент сам заполняет ответы на вопросы, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него, к примеру, онлайн опрос. Анкетирование может быть очным и заочным, с помощью анкетирования можно в очень короткие сроки опросить большое количество людей.
Интервьюирование. В отличие от анкетирования предполагает личное общение с участником опроса, при котором интервьюер задает вопросы, а полученные ответы фиксирует. Интервью может быть прямым или опосредованным, к примеру, с помощью телефона.
В зависимости от носителя (источника) первичной социологической информации опросы могут быть массовыми и специализированными. В массовом опросе главным источником информации выступают участники разных социальных групп, деятельность которых не связана с предметом анализа. Участники массовых опросов обычно называют респондентами. В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, которые могут дать адекватную оценку по интересующим ученого вопросам. Исходя из этого широко распространенными в социологии считаются название таких опросов – экспертные опросы или оценки».
Социологическое наблюдение – это систематизированное и целенаправленное восприятие явления, его характеристик, особенностей и свойств, которые после будут зафиксированы исследователем. Фиксация может иметь разные формы, в виде дневника или бланка или с помощью технических средств (видеосъемка).
Особенностью наблюдения как метода сбора информации является способность воспроизводить жизненные ситуации во всей их полноте. С помощью наблюдения можно зафиксировать поведение и жесты, эмоции целых групп и отдельных людей. Часто наблюдение используют совместно с другими методами сбора информации. Наблюдение может быть использовано при изучении степени активности населения на собраниях, митингах и общественно-политических мероприятий и т.д.
Кроме этих методов в практику социологических исследований вошли ещё и другие методы, такие как социометрический опрос, тестирование, шкалы приемлемости и еще целый ряд других приемов, которые могут быть использованы для специфических форм анализа.
Социометрический опрос используют для изучения межличностных отношений в не больших контактных группах. Создателем этого метода является американский ученый Дж. Морено, он понимал социометрию, как науку об измерении межличностных отношений в малой группе посредством изучения выбора, сделанного его участниками по тем или иным критериям. В настоящее время социометрия очень активно развивается.
Тестирование – стандартизированная проба с помощью которой можно узнать информацию о индивидуальных особенностях людей, под унифицированными пробами понимают специально разработанные вопросы или задания (так называемые тесты).
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Всего можно указать на десять основных методов:
1) анализ документов;
3) социальное (социологическое) наблюдение;
6) метод экспертных оценок;
7) социометрический опрос;
9) социальный (социологический) эксперимент;
Анализ документов предполагает систематическое исследование различных источников (книг, рукописей, видео- и аудиозаписей, электронных файлов и т.п.) с целью получения наиболее полной и точной информации.
Трактовка понятия «документ» в социологии весьма широка: его нельзя сводить к тому, что обычно понимают под документальным произведением в области искусства:
«Документ — средство закрепления каким-либо способом на специальном материале информации о фактах действительности и мыслительной деятельности человека. Сюда относятся научные публикации, отчеты по предыдущим исследованиям, различные статистические и ведомственные документы».
Основная цель анализа документов заключается в изучении письменных (и подобных им) источников — либо способом традиционного (качественного) исследования, либо на основании формализованных (количественных) методов, наиболее распространенным из которых является контент-анализ.
Контент-анализ — метод количественных исследований документальной информации, основанный на переводе качественных параметров изучаемого текста в количественные характеристики и их последующей обработке и анализе.
«Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой».
Исследование по методу контент-анализа начинается, как правило, с выделения основных смысловых единиц текста, которые составляют базу для рабочих гипотез, продуцируемых методологическими предпосылками данного исследования; главная цель всех формальных процедур контент-анализа — обеспечить надежность и полноту получаемой социальной информации.
Социальное (социологическое) наблюдение — это метод сбора социологических данных способом непосредственного изучения того или иного социального явления в его естественных условиях.
Основные задачи социального наблюдения как научного метода в его социологической интерпретации формулирует В.А. Ядов:
а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;
б) наблюдение планируется по заранее обдуманной программе;
в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;
г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость».
Классифицировать социальные наблюдения можно по-разному: включенное и невключенное (см. выше), контролируемое и неконтролируемое, полевое и лабораторное и т.д. Подробный анализ основных типов социального наблюдения будет дан нами в связи с проблемой экономического наблюдения в главе 8 этого курса.
Анкетирование — метод так называемого социологического опроса («опрос — способ получения вербальной (устной или письменной) информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми (респондентами) в форме регистрации ответов на вопросы при помощи специальных документов»), где респондент заполняет специальную анкету, отвечая на те или иные вопросы исследователя. Все эти вопросы находятся между собой в особом внутреннем единстве, согласованности, и в результате, анализируя совокупность всех вопросов, исследователь получает необходимый для рабочей гипотезы массив социальной информации.
Интервью — метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы (формализованной или неформализованной) исследователя с респондентом.
«Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отношения, которые устанавливаются между интервьюером и респондентом, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму «возмущающего» влияния личности интервьюера».
В ходе проведения интервью исследователь оценивает не только сами ответы респондента, но и само его отношение к интервьюированию, что может немало значить для самого процесса социологического исследования.
Метод экспертных оценок (экспертный опрос) — вид опроса (устного или письменного), где исследователь получает информацию от высококвалифицированных специалистов в данной области знания. Это особый тип исследования, применяемый в основном в отношении сложных социальных проблем.
«Экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов».
Одним из вариантов экспертного опроса является так называемый дельфийский метод (по названию древнегреческого города Дельфы): здесь практикуется неоднократное обращение к экспертам с постепенным уточнением их позиций по различным аспектам проблемы с последующей попыткой оценить также Уровень согласованности экспертов по наиболее важным пунктам.
Социометрический опрос — особый тип опроса, где объектом исследования является малая группа. Здесь анализируются межличностные отношения внутри малых групп и выявляются так называемые «связи предпочтения» (члены исследуемой группы полностью свободны в своих контактах). Итог исследования — составление особых матриц и графических изображений, показывающих взаимодействие между членами группы.
«Результаты социометрического опроса фиксируются в виде социоматриц (таблиц, обобщающих предпочтения членов групп) и социограмм (графических изображений связей внутри группы)».
Социометрический метод также широко используется в других науках — психологии, этнографии, антропологии и т.п.
Тестирование — способ проведения исследования при помощи специальных методик, называемых тестами. Тест — это специальная процедура, в ходе которой измеряется уровень развития или уровень выражения психических (и иных) свойств индивида или группы. При помощи тестов можно получить реальное представление об уровне интеллекта, способностей, информированности, характере темперамента, мотивации или ценностей исследуемого объекта. Главные требования к тестированию — многократный контроль, надежность, полнота, гибкость.
Социальный эксперимент — в данном случае означает социологическое исследование социального процесса или явления в искусственных, специально созданных условиях. Он, как правило, имеет две основные задачи: практически-преобразовательную и научно-познавательную.
«Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. В последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эффекта управления некоторыми процессами. Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.
Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно называем передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений».
Мониторинг — это особый тип наблюдения (в данном случае социального наблюдения), при котором ведется контроль над тем, чтобы социальные процессы или явления находились в определенных параметрах, не превышающих заданные пределы (выход за эти пределы может стать социально опасным или даже привести к социальным конфликтам или катастрофам). Мониторинг может осуществляться в отношении различных процессов экономического, политического, экологического, демографического и иного характера: например, экономический мониторинг — это может быть контроль над уровнем цен, доходов, безработицы и т.п.
Таким образом, социологические методы исследования являются весьма эффективными в качестве использования их как методов социальных исследований и в результате позволяют получать весьма достоверную информацию о социальном мире. Значительная часть этих методов может быть с успехом применена и в экономической науке, особенно в качестве методов сбора первичной экономической информации. Однако экономика все же большей своей частью ориентируется на теоретический анализ и на теоретические методы исследования социальной реальности (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и т.п.). Именно эти методы и должны стать основным объектом методологической рефлексии в современном экономическом знании.
Реферат: Виды и методы социологических исследований
Название: Виды и методы социологических исследований Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат Добавлен 14:18:06 19 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 1249 Комментариев: 15 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.7 Оценка: неизвестно Скачать |