По курсу: социологии
По теме: социологическое мышление и воображение.
1. Социологическое воображение. 4
1.1 Типы социологического воображения, их динамика. 6
2. Социологическое мышление. 10
Список использованной литературы 14
Социальные науки в нашей стране, в том числе и социология, находятся в кризисном состоянии. Это определено тем, что вместе с рухнувшей общественной системой оказалось в основном не у дел то научно-идеологическое социогуманитарное знание, которое ее обслуживало. В этих условиях идет пересмотр концептуальных оснований социальных наук, освоение мирового теоретического опыта, его парадигм. Утвердилось понимание того, что социальные науки носят глобальный характер.
Понятно, что этот процесс сложный и в одночасье не решаемый. Это подтверждает то, что любая ревизия «веры», теорий, программ – явление чрезвычайно болезненное, но без этого нет и развития.
Можно утверждать, что в социологии изменения и инновационные идеи проявляются наиболее сложно и противоречиво. Это связано, кроме всего сказанного, с тем, что российская социология имеет очень трудную историю. В конце XIX и в начале XX веков, когда происходило бурное развитие и институционализация мировой социологии, в России она была фактически запрещена. Основная часть русских социологов вынуждена была создавать свои работы за рубежом; другая же — занималась социологией в рамках иных наук (права, истории, политической экономии, философии). Поэтому многие проблемы социологии уходили в структуры упомянутых наук, что мешало определению ее предмета и проблематики. По утверждению Т. Парсонса, российские «социологи изучали то, что не успели охватить представители этих наук». Это не способствовало предметной институционализации российской социологии, распространению
широкого социального взгляда, формированию элементов социологического
мышления. М. Ковалевский в начале XX в. писал: «. социология, обнимающая все области социального знания, синтезирующая их основные
выводы, раскрывающая перед нами причины прогресса и упадка отдельных
наций, указывающая на условия примирения порядка с поступательным ходом истории, продолжает оставаться изгнанной из высших школ. «.
1. Социологическое воображение.
Обучение социологов преследует четыре цели:
а) научить языку этого предмета, набору понятий, с помощью которых познается социальная реальность;
б) привить определенный взгляд на предмет, перспективу подхода к социальной реальности;
в) научить применять методы, процедуры и технику эмпирических исследований;
г) использовать информацию об основных фактах и сведениях о современной общественной жизни.
а) рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов, индивидов либо групп и идентифицировать этих агентов;
б) понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь, в том числе те возможности, которые имеются в распоряжении агентов (Мирра Комаровски писала: «Чтобы распознавать невидимую социальную структуру, от студентов требуется терпеливое формирование социологического взгляда на общество» );
в) изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее;
г) воспринимать общественную жизнь в ее динамике, изменчивом процессе становления;
На мой взгляд, развитие социологического воображения и навыка его применения в социальной жизни является абсолютно необходимым в образовании социологов, как тех, кто планирует заниматься академической наукой, так и тех, кто выбирает профессии, ориентированные на практику.
Развитие социологического воображения почти то же самое, что овладение социологической теорией. Речь идет не о запоминании имен и школ, определений и аргументов. Суть дела заключается в применении теории, то есть соотнесении ее с конкретным опытом, рассмотрением текущих проблем современного общества, его дилемм и возможностей, а также с осмыслением наших личных судеб и жизненных возможностей в контексте теории. Социологическое воображение должно вооружить нас своеобразной картой, ориентацией в хаосе событий, изменений, трансформаций. Оно должно дать нам более глубокое понимание мира, более ясный взгляд на вещи, следовательно, дать нам более широкие возможности сознательно и рационально строить свою жизнь и заниматься общественными делами.
1.1 Типы социологического воображения, их динамика.
Основоположником концепции социологического воображения явился Ч. Р. Миллс, опубликовавший в 1959 году одноименный труд. Данная концепция возникла во время расцвета третьего поколения социологических теорий, которому, как показано выше, соответствовал динамический тип социологического мышления. Это во многом объяснимо: ведь социологическое воображение, по существу, предполагает внутреннюю, достаточно сложную динамику мысли.
Существовало ли социологическое воображение, не как термин и концепция, а как явление, ранее? Полагаем, на этот вопрос следует дать утвердительный ответ: социологическое мышление и социологическое воображение возникли вместе, имеют свою общую, имманентную логику развития. При этом мы далеки от механистической трактовки их взаимодействия. Разумеется, в социологическом воображении гораздо больше и рельефнее, чем в социологическом мышлении, проявляются личностные качества социолога, его способности к самовыражению. И все же эти индивидуальные способности, по нашему мнению, задаются структурой (в гидденсовском понимании) социологического воображения, которая, будучи «внутренним» фактором, не только ограничивает свободную сферу творческой деятельности, но и дает возможности. При этом сама структура социологического воображения подвержена динамике, которая способствует переходу от одного типа социологического воображения к другому. Рассмотрим типы социологического воображения в контексте их динамичного развития.
Второй тип социологического воображения, сформированный на основе антипозитивистского мышления, был главным образом нацелен на выявление внутренних, латентных, как правило, неосознаваемых механизмов деятельности людей, формирующихся в контексте определенных ценностей. Анализ «духа капитализма», проделанный М. Вебером, позволил раскрыть внутренний смысл современного капитализма, формирование принципиально новых типов рациональностей, солидарностей, экономических и политических организаций.
Спустя почти пятьдесят лет П. Штомпкой выработана концепция социологического воображения, представляющая ее исторически четвертый тип. Эта концепция, адекватная рефлексивной метапарадигме радикального модерна, делает акцент на восприятии общественной жизни в контексте «ускользающего мира» (Э. Гидденс), «текучей современности» (З. Бауман), на признании увеличивающегося разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни. Ее основные постулаты следующие: рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов и идентифицировать их; понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь; изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее; воспринимать общественную жизнь в ее динамике; признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни.
2. Социологическое мышление.
Социология, используя данные своих исследований и других социогуманитарных наук, должна составлять каркас мышления как системного понимания объективных и субъективных основ социальных процессов, взаимодействий социальных субъектов. Она при этом опирается на систему общих и частных понятий, исходя из которых формирует свою технику мышления, интеллектуальный инструментарий размышлений, размер поля сбора информации, который отличен от традиций социальной философии и конкретных наук.
Как пишет Бауман, социология имеет «свой угол зрения и набор вопросов
для изучения человеческих действий, а также собственную совокупность
принципов интерпретации фактов».
диции, связанные, к примеру, с именами таких ученых, как Дюркгейм, Маркс, Вебер, Парсонс, Ковалевский, Сорокин и др. Они имеют свои исходные понятия, принципы и методологию. Это не разрушает единого социологического знания. Социология, имеющая в своей основе наиболее общие понятия и объяснительные принципы, выступает неким общим системным знанием по отношению к конкретным социогуманитарным наукам. К сожалению, становление социологического мышления, социологической культуры у нас, как уже говорилось, идет медленно. Сложность определяется тем, что был потерян опыт фундаментальных исследований в нашей социологии, заложенный М. Ковалевским, Н. Кареевым, Н. Данилевским, П. Сорокиным и др. Например, социологические труды М. Ковалевского не издавались с 1910 года до последнего периода. Такова же примерно судьба работ и других русских социологов. Зато миллионами экземпляров издавались работы одних и тех же авторов, угодных существовавшему режиму. В результате складывалось однобокое социальное мышление, лишенное разнообразия идей, парадигм и системности.
Мало переводилось фундаментальных социологических работ западных
ученых, а большая масса критических исследований в основном были упрощением того, что есть.
Вместе с тем нельзя сказать, что в период с 30-х до 90-х годов, несмотря на
все трудности, не появлялись интересные, глубокие научные труды. Они
Утверждение о предпосылочном для социологического мышления характере понятия органической целостности стоит, по нашему мнению, в одном ряду с известным положением И. Канта о том, что разум видит только то, что он создает по собственному плану. Диалог умозрения с самим собой очень скоро превращается в монолог спекулятивного мышления, подменяющего объективно-истинное мышление лихорадочным воображением. Дело не в том, что «целостность» плоха. Проблема заключается не столько в «скверной Философии, сколько в неспособности социологов однозначно интерпретировать фундаментальную онтологическую модель. До сих пор мы строили изложение таким образом, что не высказывали своего отношения к существующим концептуальным разработкам проблемы целостности.
Принимая наличные подходы как некую данность, мы стремились лишь артикулировать их, придать большую определенность, додумать до конца. В нашей работе нет онтологической уверенности. Имея готовый «ответ» на все, мы тем не менее спрашиваем вновь и вновь, причем делая это не в просветительских целях, не для других, но в первую очередь для себя. Быть может, специалисты в теории образа жизни упрекают нас в неадекватности отражения авторских концепций, использовании приема ad absurdum. Действительно, доведенное нами до противоположности различие между «системным» и «диалектическим» подходами к целостности образа жизни в литературе только лишь намечено. Но именно неуверенность позиций большинства исследователей представляет собой главный порок советской теоретической социологии. Предположим, что мы фиксируем образ жизни как нечто целое, а затем приступаем к определению составляющих его видов деятельности.
Источник
Социологическое воображение эссе
Социологическое воображение эссе
Но социология представлена не только теориями. Её неотъемлемой чертой является социологическое воображение. Оно представляет не менее важный инструмент познания социального мира, интерпретации поведения людей.
Известный американский социолог Чарлз Райт Миллс считал, что чтобы понять те или иные социокультурные реалии, отношение к ним людей и их поведение, социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснить её методологические принципы. Необходимо ещё проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя кажутся естественными, не заслуживающими внимания вообще. И тогда привычное может приобрести совершенно иной смысл. Обыденные вещи могут предстать не тем, чем они всем кажутся. Но инакомыслие не является конечной целью ученого. Скорее с этого момента лишь начинается социологическое исследование. Но чтобы оно состоялось ученый, по мысли Миллса, должен проявить социологическое воображение.
В социологическом воображении сливаются воедино наука и искусство. Речь идет, прежде всего, об «искусстве не доверять» своему обычному видению мира, об особой функции разума на основе приобретенных знаний проникать в сущность окружающих реалий, видеть их оборотную сторону и различные грани.
Социолог приводит следующий пример: «Одним из результатов изучения социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных материалах, что является очень не простой задачей, необходимо научиться связывать сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни общества, а также тенденции, частью которых они являются… Суть дела заключается в следующем: социология – это, прежде всего, способ выхода за рамки того, о чем мы читаем в газете. Она дает систему понятий и вопросов, помогающих нам сделать это».
Известный современный социолог П. Штомка понимает умение рассматривать общество под определенным углом зрения, которое включает пять компонентов:
(а) рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов и идентифицировать их;
(б) понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь;
(в) изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее;
(г) воспринимать общественную жизнь в ее динамике;
(д) признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни8.
Основой предмет изучения социологии – это общество, его структура, социальные процессы, взаимодействия и деятельность человека в обществе.
Источник
СОДЕРЖАНИЕ
Определения
Социологи расходятся в понимании этого понятия, но этот диапазон предполагает несколько важных общих черт. Вместе они приходят к выводу, что К. Райт Миллс определил социологическое воображение как «осознание взаимосвязи между личным опытом и обществом в целом».
Социологическое воображение: применение образного мышления для постановки социологических вопросов и ответов на них. Кто-то, использующий социологическое воображение, «отвлекается» от привычного распорядка повседневной жизни.
Миллс верил в силу социологического воображения связать «личные проблемы с общественными проблемами».
Применение в реальной жизни
Отсутствие социологического воображения
Социологическое воображение охватывает социологические концепции и информацию о мире как обществе. Как мы это интерпретируем и как мы это видим. Чтобы установить связь, нужно понимать жизнь отдельного человека и жизнь общества одновременно. Таким образом, сравнение ситуаций в жизни с ситуациями в обществе реального мира.
Это может помочь изменить то, как мы смотрим на мир и как мы преодолеваем определенные умственные препятствия, чтобы общаться с людьми, событиями и ситуациями, которые обычно не находятся под нашим контролем. Это заставляет нас ставить себя на место других людей, тем самым решая некоторые из наших проблем и, в свою очередь, принося личную пользу себе.
Все это связано с простым различием наших личных ситуаций и социальных ситуаций, которые влияют на все сообщество. В свою очередь, выяснение того, как использовать повседневную борьбу и вещи в обществе, чтобы делать лучший личный выбор и приносить пользу себе, делая мир лучше. Это делает жизнь проще, менее стрессовой и в целом, ставит нас в ситуации, которые приносят нам пользу и делают нас счастливыми и, в свою очередь, делают правильные поступки как личность.
Социологическая перспектива
Питер Л. Бергер ввел родственный термин «социологическая перспектива». Он заявил, что социологическая перспектива видит «общее в частном» и помогает социологам осознать общие закономерности в поведении конкретных людей. Можно думать о социологической перспективе как о собственном личном выборе и о том, как общество играет роль в формировании жизни людей.
Использование в фильмах
Широко признаны преимущества использования популярных фильмов для улучшения понимания студентами социологических тем. Те, кто преподает курсы по социальным проблемам, сообщают, что используют фильмы, чтобы рассказать о войне, чтобы помочь студентам принять глобальную перспективу и противостоять проблемам расовых отношений. Есть преимущества использования фильмов как части мультимедийного подхода к преподаванию курсов по популярной культуре. Он предоставляет студентам, изучающим медицинскую социологию, тематические исследования для практического наблюдения. Он признает ценность фильмов как исторических документов об изменениях в культурных идеях, материалах и учреждениях.
Художественные фильмы используются во вводных курсах социологии, чтобы продемонстрировать актуальность социологического мышления и показать, как социологическое воображение помогает людям осмыслить свой социальный мир. Фильмы, как привычная среда для студентов, помогают им установить связь между собственным опытом и более широкой теорией. Основное предположение состоит в том, что социологическое воображение лучше всего развивается и упражняется во вводном классе, связывая новые материалы в контексте теории конфликта и функционализма.
Социологическое воображение, используемое при определении и анализе художественных фильмов, в некоторой степени важно для среднестатистической социологической точки зрения, но при передаче точки зрения социологического воображения может стать полезным инструментом в изучении социологических перспектив, тем самым приобретая их в процессе. И социология, и кинопроизводство действительно идут рука об руку из-за сообщения и темы, которые изображаются, и реакции зрителей на это, таким образом, создавая пространство для дискуссий с точки зрения интерпретации.
Во время просмотра происходят дискуссии между людьми, которые смотрят фильм с намерением получить удовольствие от развлечения или даже для того, чтобы по-настоящему понять или интерпретировать тему фильма. В этом обсуждении делаются сюжетные моменты, делаются выводы и многие второстепенные проблемы / ситуации в современном обществе действительно исправляются, если, по крайней мере, идти на компромисс в пользу определенных групп, ситуаций и процессов, которые происходят в сегодняшнем мире. Мир. Таким образом, это создает дополнительное социологическое воображение для поиска полезных и эффективных способов помощи людям, определения того, что является морально допустимым или недопустимым, и даже уступая дорогу новым идеям и способам объединения людей через взаимосвязанные идеологии и аспекты, которые могут изменить или даже добавить социологические перспективы к чьему-то душевному состоянию.
Создание
Миллс создал советы, которые помогут провести достоверное и надежное социологическое исследование, используя социологическое воображение:
Другие теории
Герберт Блумер в своей работе « Символический интеракционизм: перспектива и метод» развивает идею нестандартного взгляда на окружающий мир; помощь социологам в понимании и анализе изучаемой области.
Источник
|