Что такое социология кратко и понятно

Что такое социология: понятие, предмет изучения, методы

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно

Приветствую Вас, друзья!

Среди прочих наук социология занимает особое место, поскольку изучает достаточно сложные, неоднозначные и часто непредсказуемые явления. Многие процессы, происходящие в обществе, просто невозможно предугадать, а эксперименты, благодаря которым их удаётся изучить, ставит сама жизнь. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляет собой социология, какие явления и процессы она изучает, когда она появилась и как развивалась, а также выясним, какие функции она выполняет в современном мире.

Что такое социология?

Данный термин образован от латинского слова societas (компания, общество) и древнегреческого λόγος (наука). Таким образом, социология – это наука об обществе. Она изучает особенности существования общества, проявляющиеся в нём закономерности, отношения между группами людей, реакцию общества на определенные события и прочее.

Главная особенность социологии, отличающая её от других наук, заключается в том, что «общее не равно сумме частей». То есть, обладая полной информацией о том, как в определенной ситуации поведёт себя каждый конкретный человек, нельзя предсказать, как будет вести себя группа людей.

Социология изучает законы, в соответствии с которыми формируется общество, исследует его структуру, ищет принципы формирования отдельных социальных групп и отношений между ними, пытается находить закономерности в массовых явлениях.

Основоположником социологии считается французский философ XIX века Огюст Конт. Основные работы, посвященные данной науке, он написал в период с 1830 по 1842 год. В качестве названия он выбрал термин «социология», предложенный французским политиком Эмманюэлем Жозефом Сьейесом (аббатом Сьейесом) в 1780 году.

Интересно, что изначально у Конта было собственное понимание того, что такое социология и какой она должна быть. Он представлял её некой всеобщей научной дисциплиной, объединяющей новые и накопленные знания из истории, философии, политики и прочих сфер. Но в дальнейшем она сформировалась в самостоятельную и самодостаточную науку.

Что изучает социология?

Предмет изучения социологии – социальная жизнь общества. Эта наука исследует взаимодействие между слоями общества, социальными группами, организациями, общностями и иными обособленными частями общества. Также в сферу её изучения попадают нормы поведения и морали, существующие в рамках определенной части социума. Разумеется, социология не может существовать обособленно, поэтому пересекается с другими гуманитарными науками.

Помимо взаимодействия между социальными слоями и группами данная наука изучает также взаимоотношения общества и отдельно взятой личности. Важно понимать, что социология не является наукой, изучающей людей или взаимоотношения между отдельными людьми. А вот то, как человек взаимодействует с окружающим его социумом, представляет для этой науки интерес.

Человек зависит от общества. А общество состоит из большого количества отдельно взятых людей. Каждый из них в отдельности не является объектом изучения для социологии. А вот совокупность связей, отношений и взаимодействий между ними – это социальная реальность, и именно её изучает данная наука. Каждый конкретный социальный объект имеет собственное множество уникальных связей и отношений, организованных определенным образом и образующих некую социальную систему.

Социология как наука существует уже более полутора веков. Всё это время объектом её изучения оставалось человеческое общество, а вот предмет изучения непрерывно менялся. Изначально это способствовало окончательному отделению социологии от философии и превращению её в самостоятельную науку. На данный момент основным предметом исследования для неё являются взаимодействия социальных групп между собой и взаимодействие личностей с социальными группами.

Отличия социологии от других наук

Существует достаточно много научных дисциплин, изучающих общество и взаимоотношения внутри него: экономика, политика, юриспруденция и прочие. Но социология – это единственная наука, изучающая общество как единую и неделимую систему. Другие же науки концентрируются на конкретных процессах и явлениях, представляющих для них интерес, в отрыве от остальных аспектов социального взаимодействия.

Кроме того, социология отличается от других наук своими методами изучения. Она рассматривает общество и происходящие в нём процессы через призму потребностей, интересов, ценностей и иных установок, руководящих людьми. Такой подход позволяет не просто анализировать определенные явления, но и строить объясняющие их модели, повышающие точность дальнейшего прогнозирования и дающие возможность целенаправленно управлять социальными процессами.

История появления и развития социологии

Как было отмечено выше, основоположником данной науки является французский философ Огюст Конт. В 1842 году он опубликовал работу «Курс позитивной философии», в которой обосновал необходимость существования социологии. Эту необходимость подтверждали события, происходившие в то время. Европа была охвачена войнами, социальными конфликтами и революциями, которые вспыхивали хаотично и практически всегда неожиданно.

Становление науки происходило во второй половине 19 века. Теоретические основы социологии заложили Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие ученые того времени. В 20 веке происходило бурное развитие новой науки. Заметный вклад в неё внёс Карл Маркс, а также российские ученые Питирим Сорокин, Михаил Бакунин, Пётр Лавров, Николай Михайловский и другие.

Многие социологические концепции, предложенные на рубеже 18 и 19 веков, остаются актуальными и сегодня. И всё же современная социология сильно отличается от социологии того периода. В ней появились принципиально новые направления и взгляды на социальную реальность. Современный этап развития социологии начался на рубеже 20 и 21 веков. Одной из основных его целей является создание единой социологической теории, которая интегрировала бы в себе все знания, получение за более чем полуторавековую историю данной науки.

Виды социологии

В современной социологии рассматривается два варианта внутренней классификации этой науки: по подходу к изучению, а также по целям и задачам.

По подходу к изучению она делится на два вида:

По поставленным целям и задачам социология также делится на два вида:

Функции социологии

Социология – это важная наука, которая решает большое количество задач, направленных на исследование социальных явлений и процессов, прогнозирование их развития, управление ими, поиск решений возникающих проблем и прочее. Исследователи выделяют следующие функции современной социологии:

Социология предоставляет широкие возможности манипулирования общественным сознанием. Поэтому она может быть как беспристрастной наукой, направленной на улучшение социального климата, так и мощным инструментом пропаганды и манипуляции в руках недобросовестных политиков и иных деятелей.

Методы социологии

Ещё основоположник социологии Огюст Конт утверждал, что данная наука может опираться исключительно на научные методы, дающие достаточно точную и достоверную информацию. В основе современной социологии лежат такие методы как:

Заключение

Чтобы понять, что такое социология и чем она отличается от остальных наук, изучающих социальные явления, нужно рассматривать общество как единую и неделимую систему, все процессы внутри которой подчиняются определенным законам. Если другие науки сосредотачиваются на отдельных аспектах, то социология изучает все виды взаимодействия между социальными объектами. Она изучает, как и почему люди вступают в определенные связи и образуют структуры, поведение которых не подчиняется привычной человеческой логике, а в чем-то напоминает поведение живых организмов.

Источник

Что такое Социология

Социология — это наука, изучающая отношения между людьми, которые принадлежат сообществу или различным группам и составляют общество. Социология принадлежит к группе социальных наук.

Термин «социология» в переводе означает «учение об обществе» (от латинского societas — общество, компания, ассоциация + греческий logos — слово, учение, причина).

Социолог

Социолог — это тот, кто изучает общество и социальное поведение, исследуя группы, культуры, организации, общества и социальные движения, которые люди развивают.

Большинство социологов работают в исследовательских организациях, колледжах и университетах, региональном и федеральном правительстве, а также в консалтинговых компаниях.

Что изучает социология

Объект социологического изучения — общество. Предмет изучения социологии охватывает анализ всех явлений взаимодействий между людьми и общностей, социальных слоёв, социальной мобильности, ценностей, организаций, норм и законов, конфликтов и форм сотрудничества, которые появляются через социальные отношения, это социальная жизнь общества.

Слово «социальное» относится к жизни общества в связи их взаимоотношений.

Социология изучает взаимоотношения формальностей, которые существуют в обществах и в жизни вообще.

Поскольку социология касается фактов и реальности, она не устанавливает правила социума или особенностей человеческого поведения, поскольку это является целью социальных философии и этики.

Социология охватывает много разных областей, в том числе военную социологию и социологию бизнеса, социологию искусства и социологию кино, социологию молодёжи и социологию детства, социологию города, социологию науки, экологическую социологию и многие другие.

Благодаря исследованиям явлений, которые повторяются в социальных взаимодействиях, социологи наблюдают общие закономерности для формулирования теорий о социальных фактах.

Методы исследования социологии включают качественные методы (подробное описание ситуаций и поведения) и количественные (статистический анализ).

Появление социологии

Слово «социология» было создано Огюстом Контом (1798-1857), но сама концепция возникла через социальную и философскую мысль эпохи Просвещения (например, в Монтескьё и Томасе Гоббсе) и в немецком идеализме (например, Георг Вильгельм Фридрих Гегель).

Социология возникла в восемнадцатом веке как дисциплина, изучающая последствия двух великих событий: Промышленной революции и Французской революции. Обе революции вызвали огромные экономические, политические и культурные изменения в обществе того периода.

Термин «социология» впервые был использован французским философом Огюстом Контом (Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт) в его «Курсе позитивной философии», опубликованном в 1830 году в попытке объединить исследования, связанные с человеком, такие как история, психология и экономика.

Позитивистская социологическая концепция, основанная Контом, позднее была продолжена Эмилем Дюркгеймом. Другие важные социологические течения были инициированы Карлом Марксом, Максом Вебером и Гербертом Спенсером.

Теоретическая и прикладная социология

Социология имеет два главных раздела: прикладной и теоретический.

Теоретическая социология изучает самые обобщённые закономерности группы людей («коллектива», «профессии», «общества», «страны» и т. д.). А социология прикладная, в свою очередь, направляет своё внимание на предоставление результатов в фактическом виде.

Допустим, социология проводит сбор данных касательно жизни одной группы людей, чтобы применить эти результаты для достижения каких-либо своих целей.

Действие прикладной социологии можно понятно видеть на примере политических выборов. Социологи делают опрос жителей с намерением посоветовать политикам, что и как им нужно обещать избирателям, в каких тональностях им нужно говорить, даже как им нужно одеваться и в каких местах выступать.

Теоретическая социология, в свою очередь, основательно отталкивается от данных прикладной. Прикладная социология снабжает теоретическую данными для её построений.

Сухая теория без фактического содержания неинтересна. Прикладная социология — это область науки, в наибольшей степени приближённая к практике. Она ориентирована на применение приобретённых сведений, чтобы решить жизненно важные, практические и реальные дилеммы социума.

Экономическая социология

Экономическая социология исследует социальные аспекты роста экономики, её воздействие на деятельность, кругозор, поступки, восприятие индивидуальности и социальных сообществ.

Экономическая социология нацелена изучать социальные аспекты и результаты прогресса экономической деятельности социума в рыночных взаимоотношениях. А также содействовать эффективности социального механизма развития экономики и принимаемых административных распоряжений, с целью повышения качества жизни населения.

По мнению экономистов, это, в основном, макроэкономические закономерности эволюции социума. В понимании социологов — это социальные взаимоотношения в области экономики и экономическое поведение.

Однако социальные и экономические закономерности тесно связаны между собой, и для того, чтобы понять предмет экономической социологии, это является наиважнейшим фактом.

Социология права

Социология права — это отрасль социологии, которая изучает то, как работает закон на практике, а не в теории. Это направление, которое находится между юриспруденцией и социологией.

Социология права изучает: кто, как и при каких обстоятельствах действует с применением закона. Эта социология заинтересована в действиях полиции, прокуратур, судов и прочих.

Она анализирует, какие у них есть организационные мотивы, будничные мнения и техники социализации, а также как это доводит до того, что написанные на бумаге законы превращаются в стабильные технологии. Ещё её интересует то, как разные люди воспринимают и применяют законы.

Социология религии

Это другая отрасль социологии, которая исследует взаимоотношения между обществом и религией; изучает то, как религия, как социальный институт, взаимодействует с другими социальными институтами в социуме, исследует темы религиозности, психологии верующих, секуляризации (движение в сторону снижения значимости религии в жизни социума).

В главные темы, обсуждаемые социологией религии, входят:

Социология Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм был французским социологом, который занял видное место в конце 19-го и начале 20-го веков. Вместе с Карлом Марксом и Максом Вебером он считается одним из главных основателей современной социологии.

В труде Дюркгейма, как исследователя и теоретика, основное внимание было уделено тому, как общество может формироваться и функционировать, или как оно может поддерживать стабильность и порядок. По этой причине он считается создателем функциональной перспективы в социологии.

Дюркгейма больше всего интересовало, что именно объединяет общество. Он сосредоточился на совместном опыте, перспективах, ценностях, убеждениях и поведении. Это позволяло людям чувствовать, что они являлись частью группы, они работали вместе для поддержания этой группы в общих интересах.

В сущности, работа Дюркгейма была больше связана с культурой, и поэтому она остаётся актуальной и важной для того, как социологи изучают культуру сегодня, в наши дни.

Его вклад используется, чтобы понять, что удерживает нас вместе как социум, а также, что разделяет, и как мы с этими раскалываниями справляемся (или нет).

Отрасли социологии

Социология рассматривается сравнительно юной наукой, которая ещё не закончила своё формирование. Однако уже существует большое количество её отраслей, например:

Источник

Наука социология — предмет и объекты изучения, функции социологии и стоящие задачи

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин социология и все связанные с ним слова все глубже проникают в нашу жизнь.

Это и социологические опросы, и социальные нормы поведения, и социальная сфера, и многое другое.

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно

Однако как наука социология существует относительно недавно, но при этом ее важность и востребованность только нарастают. Поэтому сегодня мы поговорим про то, что это такое, какие функции возложены на социологию, что является ее предметом и объектом изучения.

Социология — это.

Термин «социология» состоит из двух слов, относящихся к разным языкам:

В более широком определении социология — это наука, изучающая закономерности взаимодействия в социуме, а именно:

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно

Данная научная сфера собирает информацию об общественных явлениях, изучает их, классифицирует.

Цель такой работы – возможность предсказывать будущие события в демографическом, экономическом, правовом и других аспектах, а также управление ими.

В связи с этим социология опирается на разные сферы учения: психологию (что это такое?), антропологию, политологию и др. гуманистические направления.

Предмет, методы и объекты изучения

Официально эта наука возникла в начале 19 века, благодаря французскому мыслителю О.Конту (хотя первые попытки изучения общества и протекающих внутри него процессов относят к 13 веку).

Конт первым сказал о том, что социология, как наука может существовать только с опорой на научные методы, которые могут дать более точную и объемную информацию об объекте.

К социологическим методам исследования относят:

До этого момента социальные явления рассматривались преимущественно в контексте метафизического подхода, гласящего примерно следующее: каждый человек живет в своей персональной, самостоятельно выдуманной реальности.

Такое осмысление явлений общества фактически оставляло ученым лишь позицию наблюдателя.

Но в начале 20 столетия объектом и предметом социологии становится развитие и прогнозирование социальных процессов, а не просто их наблюдение и фиксация.

Задачи социологии

Данная наука «преследует» 3 основные задачи:

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно

Функции социологии

Функции социологии основаны на ее задачах и представлены учеными в следующем виде:

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно

Парадигмы науки

Множество парадигм (что это такое?), в которых существует наука социология, можно разделить на две большие группы:

Эти знания дают возможность осмысления происходящих в обществе событий.

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно

Проще говоря, это изучение частей общества, состоящих из разного числа индивидов (кто это?); подсистем, имеющих общую религиозную, научную, этическую, культурную и т.д. основу.

Подходы в микросоциологии

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно

Подходы в макросоциологии

Макросоциология, в свою очередь, имеет два подхода:

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Все чаще это слово употребляется в негативном контексте. Уж очень удобно манипулировать социологией в своих целях. Всем опросам, которые проводятся в нашей стране, я уж точно не доверяю. Этот инструмент хорош в демократическом обществе, но не у нас.

Изучает социология общественные отношения или что-то ещё, но где достойные плоды этого изучения? Вот сделали материнский капитал, чтоб граждане больше рожали детей, наверняка же это социологи подсказали.

Ну и что, разве у нас сейчас не демографический кризис? Значит данная мера неэффективна. А если взять социологические опросы, не так ведь много людей опрашивают, но результат опроса отождествляют со всей страной, говорят, такой запрос в обществе назрел, но выглядит всё это как манипуляция.

До середины 20 века в селе было млн лошадей и коров, соответственно конюхов и животноводов. Затем население сел перебрались в города. Как люди приспособились в новой среде. Наука им помогала ли.

Источник

Что такое социология кратко и понятно

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Архив статей и поиск
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятноТехническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно Бесплатный архив статей
(500000 статей в Архиве)

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятноАлфавитный указатель статей в книгах и журналах

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятноБонусы:
▪ Ваши истории
▪ Викторина онлайн
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Голосования
▪ Карта сайта

Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов

Техническое обеспечение:
Михаил Булах

Программирование:
Данил Мончукин

Маркетинг:
Татьяна Анастасьева

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно
сделано в Украине

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно

Социология. Шпаргалка: кратко, самое главное

Что такое социология кратко и понятно. Смотреть фото Что такое социология кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое социология кратко и понятно. Картинка про Что такое социология кратко и понятно. Фото Что такое социология кратко и понятно

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА И МЕТОДА. СОЦИОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Методы социологии: 1) общенаучные методы исследования; 2) специфические методы исследования свойственные именно социологии.

— метод типологизации и моделирования;

— дедукция и индукция;

— движение от конкретного к абстрактному;

— движение от абстрактного к конкретному.

— опросные методы (анкетирование, интервьюирование прессовый опрос, почтовый опрос, телефонный опрос, телевизионный экспресс-опрос).

Родоначальник социологии Огюст Конт (1798-1857) как позитивист признавал только естественные науки и считал их методы единственно научными В целом сделать социологию позитивной наукой не удалось, но многие методы естественных наук прижились в социологии.

Взаимодействие социологии и естественных наук не ограничивается только выработкой единьк методов. Для изучения общества очень важен междисциплинарный подход. Используя его, можно выявить, какие физико-химические и биологические процессы могут влиять на социальные изменения и, следовательно, прогнозировать поведение общественных групп. Важную роль в обработке данных социологического опроса приобретают компьютеры и возможности информатики. Использование машинных методов вычисления позволяет обрабатывать огромное количество информации, создавать графики социальной активности и т. п.

В целом использование междисциплинарного подхода дает не только новые данные для изучения, но и влияет на развитие социологии как науки.

2. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Данные социологических исследований необходимы другим дисциплинам, изучающим общество. Политологам, юристам, журналистам необходимы данные об активности масс для прогнозирования и выработки линии поведения партии, правительства составления журнала и газеты. Только естественных методов исследования общества недостаточно.

Экономика тесно связана с социологией. К. Маркс ставил в основу всего общественного развития производственные отношения, экономический строй общества. Влияние экономических наук на социологию очень велико. В своих исследованиях социологи опираются на данные экономических наук, используют методы и учитывают тенденции развития последних. А социология влияет на развитие экономических наук и экономики в целом. В социологии есть области знаний, занимающиеся исследованиями труда (социология труда), экономики (экономическая социология) и т. д., без данных которых трудно прогнозировать экономику, составлять стратегию экономического развития государства.

3. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Термин «функция» в социологии подразумевает:

— значение элемента системы по отношению к ней как к целостности;

— зависимость, при которой изменения в одной части системы зависят от изменений в другой части или от изменений целостной системы.

Функции социологии: 1) познавательная; 2) прогностическая; 3) управленческая; 4) мировоззренческая; 5) инструментальная.

Познавательная функция направлена на теоретическое и эмпирическое изучение взаимосвязанных социальных фактов. Познавательная функция заключает в себе ряд других, которые в совокупности и представляют комплекс знания о проблеме.

Последняя функция определяет роль социологии в системе наук.

Социальное моделирование позволяет создать модель протекания социальных процессов, группировать и обобщать социальный материал. Социальное планирование предусматривает не просто прогноз а целенаправленную политику для достижения поставленной цели. Таким образом, социология начинает выполнять организационно-управленческую функцию.

4. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, УРОВНИ ЗНАНИЯ И ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИИ

Прикладная социология направлена на исследование конкретных социальных фактов. В ходе исследования формируется набор сведений, которые подвергаются первичной обработке. Основными методами служат: наблюдение; опросные методы; восхождение от конкретного к абстрактному. Материал и первичные результаты его обработки формируют прикладной уровень знаний в социологии. Между фундаментальным и прикладным уровнями знаний возникают противоречия.

По уровню исследования различают макросоциологию (выяляет закономерности глобальных общественных изменений развития) и микросоциологию (исследует конкретные социальные явления)

Структуру социологического знания можно также представить в виде соотношения общего и отраслевого в социологии. Тогда структура социологии определяется отраслевыми областями знаний (социология труда, экономическая социология, история социологии и т. д.).

5. СОЦИАЛЬНОЕ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Категория социального в социологии занимает особое место. Она практически очерчивает круг социологического знания и пронизывает любую социальную мысль. Однако единого определения социального нет. Можно так охарактеризовать природу социального: это совокупность общественных отношений процессов и явлений, при которых осуществляется обязательное влияние одного участника или группы участников на другого или группу других участников. в результате чего образуется социальное пространство.

Смена парадигм зависит от уровня развития науки и происходит из-за возникновения противоречий в текущей парадигме. Как правило, это сопровождается прорывом в научных изысканиях и приобретением новых знаний. Таким образом, история социологии как науки может быть представлена в виде смены одной парадигмы на другую. О. Конт предложил теорию трех стадий: 1) теологическая; 2) метафизическая; 3) позитивная, или научная.

В современной науке одновременно существует несколько парадигм социального знания:

— диатропический способ познания;

В современных условиях правильнее говорить о появлении новой, а не о замене старой парадигмы.

6. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Специфика объекта и предмета науки социологии обусловила специфику ее метода. В социологии используются как общенаучные методы, так и специфические, свойственные именно социологии. Основными, именно социологическими методами являются:

— группа методов опроса и др. Социологическое наблюдение делится на несколько видов по:

— положению наблюдателя (включенное и невключенное);

— характеру наблюдения (постоянное, систематическое, случайное).

Поскольку для познания социального процесса явления и т. д. необходимы получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование, которое включает в себя:

1) теоретическую часть:

— разработка программы исследования;

— обоснование цели и задач;

— определение гипотез и этапов исследования;

2) инструментальную часть (процедурная часть)

— набор инструментов сбора информации;

— выбор метода сбора информации;

— определение результативной выборки;

— возможность обработки информации;

— получение характеристик состояния исследуемой реальности.

Социальный эксперимент, как и любой другой эксперимент, должен проводиться в контролируемых условиях.

Важную роль в обработке информации приобретает применение компьютеров, что позволяет исследователю осмыслить и освоить гораздо больший материал.

Огюст (Август) Конт (1798-1857) считается родоначальником социологии. После опубликования в 40-х гг. XIX в. его труда «Курс позитивной философии» социология была признана в качестве отдельной специальной науки. Необходимость появления нового знания О. Конт пытается объяснить поступательным развитием истории. Он считает, что общество в своем развитии прошло три стадии, кото рые характеризуют степень познаваемости человечеством окружающего мира: 1) теологическую 2) метафизическую; 3) позитивную, или научную.

На первой стадии человек объясняет явления сверхъестественной силой; вторая характеризуется поиском абсолютного знания о мире с помощью абстрактных сущностей, которые скрыты за всеми явлениями окружающего мира. На третьей стадии человек сосредоточивает свое внимание на позитивном опыте, получаемом из частных наук. О. Конт призывает сконцентрировать свое внимание на мире явлений, который доступен эмпирическому познанию.

8. УЧЕНИЕ Г. СПЕНСЕРА. НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В СОЦИОЛОГИИ

Развитие общества Спенсер видит в борьбе В процессе борьбы происходят интеграция и новая дифференциация социальных институтов, т. е. в недрах самого общества заложено стремление к развитию, эволюции социальной жизни. Спенсер ввел в категориальный аппарат социологии такие термины как «система», «структура», выделил типы обществ и охарактеризовал их, дал оценку социальным институтам.

Учение Г. Спенсера способствовало развитию натуралистических школ в социологии. Представители различных школ пытались описать общество, действующее по принципам физики, механики, биологии. Л. Гумпилович использовал принцип Ч. Дарвина, описывая социальную действительность, а Ж. Гобино пытался представить социальные действия зависимыми от «биологической наследственности». Исследование К. Хаусхофера было направлено на выявление глобальных общественных закономерностей. Главным фактором, влияющим на общественное развитие, он считал окружающую среду. Географическое расположение общества влияет на его судьбу и определяет историческую роль.

Развитие натуралистических школ окончательно отделило религию и социологию, однако отождествление социальных процессов с биологическими и физическими законами препятствовало дальнейшему развитию социологического знания.

9. СОЦИОЛОГИЯ МАРКСИЗМА. К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС О МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

В основе базисных отношений лежат производственные отношения и отношения к собственности на средства производства. Они образуют основу надстройки, которая состоит из политических, правовых, религиозных, моральных и других отношений в обществе. Во взаимоотношении базиса и надстройки разворачивается историческое развитие общества К. Маркс делает вывод, что «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития общество со своеобразным отличительным характером» представляет собой общественно-экономическую формацию.

К. Маркс выделил несколько формаций, характеризующих развитие человечества: первобытно-общинный строй; рабовладельческий строй; феодальный строй; капиталистический строй; социалистический строй; коммунизм.

Маркс нарушает один из базовых постулатов своего учения, называя коммунистическую стадию конечной: тем, к чему стремится вся история человечества. К. Маркс также разработал идею об альтернативе эволюции пути развитию истории. Он выделил революционный путь развития, который очень тесно переплетается с учением о классовой борьбе и классовом сознании в обществах. Суть этого пути развития заключается в том, что человечество может форсировать естественное движение истории, приблизить желанную коммунистическую стадию, но сделать это можно только насильно.

10. ПОНЯТИЕ АНОМИИ. КОНЦЕПЦИЯ «СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ»

Э. Дюркгейм под аномией понимал отсутствие четкой моральной организации действий людьми.

Понятие аномии очень тесно связано с поведением, которое отклоняется от привычных норм. Поэтому понимание аномии, согласно Р. Мертону, надо выводить из того, что происходит игнорирование норм общественного существования. Связано это с тем, что происходит конфликт между целями и средствами достижения поставленной цели в рамках определенных культурных норм, характерных для данного общества. Таким образом, понятие аномии можно использовать для характеристики явлений выходящих за рамки культурных установок.

Современное понимание аномии не ограничивается только характеристикой культурных норм. Оно активно применяется для характеристики любого явления, выходящего за рамки правил его протекания Таким образом, можно говорить об аномии в экономике, политике и т. д. Применительно к социологии можно использовать оценку Р. Мертона, но социальный процесс, как и любой другой, имеет свои законы (причинно-следственная связь), которые тоже могут нарушаться, поэтому определение Р. Мертона не стоит абсолютизировать.

Предметом понимающей социологии М. Вебера является «социальное действие». Концепция «социального действия» очень тесно связана с понятием «социального» у М. Вебера. Матрица «ожидание ожидания ожидания» формируется как раз из целенаправленных действий человека, группы, класса.

Человек, действуя целенаправленно на другого человека, группу, ожидает определенного ответного действия, которое соизмеримо с его действием. Человек, на которого направлено воздействие, ожидает самовоздействия и понимает, что человек, воздействующий на него, ожидает определенной реакции.

Таким образом, эти три ожидания и формируют «социальное», в рамках которого происходит любое «социальное действие», а оно и есть то воздействие которое формирует ожидание. Идеальным типом «социального действия» М. Вебер считает действие которое поддается осмыслению рациональным действием. Естественно, уменьшение рационального компонента в действии приводит к тому, что оно удаляется от «идеального типа». М. Вебер считал, что целью исторического процесса является движение к идеальному типу, история человечества рационализируется и приобретает осмысленные формы.

11. ТЕОРИЯ «РАЦИОНАЛИЗАЦИИ»

Теория «рационализации» включает в себя два аспекта: понимание истории как движения к рациональному; понимание истории как условия устройства жизни.

Большое внимание М. Вебер уделял хозяйственному укладу общества. По степени рационализации организации и ведению хозяйства исследователь выделил несколько типов общества. Он пришел к выводу, что степень рационального зависит от многих факторов, но наиболее важные, по его мнению религиозно-этнические установки. Для традиционных обществ характерно превалирующее влияние именно этих факторов, поэтому рациональное начало в них развито крайне слабо.

12. СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА. ТИПЫ ГОСПОДСТВА

М. Вебер делит идеальный тип на исторический и социологический.

М. Вебер выделил несколько типов господства (власти). В основе их деления также лежал принцип рационализации. Он переносится на устройство общественной жизни и всех ее составляющих:

первым типом господства ученый считает легальный, при котором легитимность власти находится на самом высоком уровне. Естественно, характеризуется наибольшими выгодами для индивида. Поэтому такой тип власти признается исследователем «идеальным типом». Однако это не значит, что существующие другие типы власти не могут считаться легитимными, просто их легитимность не объясняется идеальными категориями, а следовательно, и типы власти не идеальны;

тип власти, основанный на господстве нравов и традиций. М. Вебер считает именно этот тип власти самым устойчивым, так как индивид при таком устройстве государства не только признает легитимность власти, но и считает любые попытки ее изменить неправомерными. Именно при таком типе власти индивид приучен или вынужден повиноваться, не заботясь о своих выгодах;

следующий тип господства связан с понятием «харизма». Это самый неустойчивый тип власти, он заканчивается очень часто со смертью харизматического лидера. Так же как и тип власти, основанный на традиции, этот тип авторитарен по отношению к индивиду, что, естественно, наносит ущерб его интересам.

13. ПРОБЛЕМА ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ «ИДЕАЛЬНОГО ТИПА». ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Г. ЗИММЕЛЯ

Само понятие «легитимность власти» достаточно неопределенное. М. Вебер считал, что власть легитимна, когда индивиды, подчиняющиеся ей, признают ее таковой. Однако возникает вопрос, при каком соотношении «довольных» и «недовольных», которые всегда существуют, власть номинально считается легитимной. С другой стороны, легитимность власти исследователь объясняет также степенью повиновения, с которой индивиды готовы считаться. Индивиды «ожидают» от власти установок и понимают, что власть «ожидает» выполнения этих установок, так как их поставила. М. Вебер считает, что легитимность власти также зависит от соотношения приобретаемых выгод от наличия власти и потерь, связанных с ней же. Если власть удовлетворяет требования индивидов, соотношение их устраивает, то власть вполне может себя считать легитимной. Исследователь выбрал эти критерии для определения степени легитимности власти как основные. Они могут сочетаться в разных пропорциях, по сути, объясняя существование того или иного типа власти, но не сводят типы власти к легитимности. Легитимность власти объясняется рационализмом, т. е. получением оптимального соотношения свободы и ее ограничения, позволяющим индивиду извлекать из такого соотношения наибольшую пользу.

Г. Зиммель, как и М. Вебер, считал, что социолог должен в первую очередь обращать внимание на то что вкладывает человек в свои действия, какой смысл и какая цель лежат в основе. Исследователь утверждал, что поведение разных индивидов в определенных ситуациях схоже, поэтому поведение можно классифицировать.

Г. Зиммель пришел к выводу, что форма социального взаимодействия надындивидуальна. Поэтому схема социальных форм взаимодействия поможет понять и сам процесс, и тот смысл, который вкладывают в него участники. Г. Зиммель в своих исследованиях много внимания уделил изучению форм социального взаимодействия: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др.

Он пытался создать схему «чистых форм», которые характеризовали бы отношение между индивидами и выводили бы универсальные ценности, характерные для всех людей. Через эти ценности раскрывается мир идеального бытия. Взаимодействия между отдельными индивидами формируют единство, общество. Формы социального взаимодействия позволяют изучать не только отдельные социальные явления но и общество в целом. Учение исследователя о формах социального взаимодействия, бесспорно, способствовало развитию социологии как на теоретическом, так и на практическом уровне, обогатило методологическую базу.

14. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Г. ЗИММЕЛЯ, В. ПАРЕТО. КОНЦЕПЦИЯ «ОБЩИНЫ» И «ОБЩЕСТВА» Ф. ТЕННИСА

Г. Зиммель изучал социальное взаимодействие выделил несколько форм взаимодействия, которые лежат в основе структуры «социального». Исследователя интересовали количественно-качественные характеристики взаимодействия: их соотношение и влияние этого соотношения на процесс. Например как количество человек в группе влияет на качество действий отдельного индивида в группе.

В. Парето пытался при помощи социологии объяснить некоторые «нелогические» процессы в экономике и политике. Он представлял общество как систему, в которой происходит циркуляция элит, их интересов, «дериваций» и т. д. Много внимания уделял «общественным элитам», считая, что именно циркуляция элит характеризует движение социальной системы и определяет ее форму.

Ф. Теннис разделял теоретическую и прикладную социологию, он проводил ряд прикладных исследований, например исследование преступности, где главным методом был контент-анализ. Статистические данные ученый считал основными для социолога. Ф. Теннис достиг немалых результатов в прикладной социологии, однако наиболее известными его исследованиями являются исследования в сфере теоретической социологии.

Ф. Теннис выделяет два типа социальных связей: общинные и общественные.

15. ТЕОРИЯ ЦИРКУЛЯЦИИ ЭЛИТ

В. Парето пытался при помощи социологии объяснить некоторые «нелогические» процессы в экономике и политике. Он представлял общество как систему, в которой происходит циркуляция элит, их интересов, «дериваций» и т. д. Много внимания уделял «общественным элитам», считая, что именно циркуляция элит характеризует движение социальной системы и определяет ее форму.

В. Парето в основе социального развития видел «циркуляцию элит». Это связано с тем, что общество представлялось исследователю как система, главными элементами которой являются «осадки», интересы, «деривации», «социальные элиты и их циркуляция».

16. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ

Социология в России в своем формировании прошла несколько этапов. Развитие этой науки сильно зависело от идеологии, деятели общественных движений уделяли много внимания социальным явлениям. Поэтому развитие социологии в России находилось в тесной взаимосвязи с общественными движениями, религией, массовым сознанием. Концепции которые выдвигали российские ученые, признаны остальным научным сообществом и влияли на общее развитие этой науки. История социологии в России представлена двумя течениями:

— история социологии как теоретико-методологическая;

— история социологии как научная дисциплина Социология в России прошла через три главных;

Социологическая мысль в России на первом этапе находилась в тесной связи с развитием социологии на Западе. Первые исследователи социальных явлений в России испытывали влияние разных западных философских течений и социологических учений, подстраивая их под реалии России. Наряду с западными течениями в России появлялись свои идеи, что обусловило огромное разнообразие школ:

— религиозная, или христианско-православная;

В отличие от западных ученых, которые пытались создать идеальные теории устройства общества, т. е. то, к чему надо стремиться, российские теоретики пытались изменить существующее, их социальные взгляды идеологически основывались на разных общественных движениях. Практические исследования в России получили большее распространение. Поэтому социальные взгляды в России очень тесно переплелись с общественными движениями. Это привело к тому, что социальное знание в России изначально носило идеологизированный характер, хотя на первом этапе наблюдался плюрализм самих идеологий, что способствовало бурному росту науки.

В советское время марксизм окончательно сложился как идеологическая основа, следовательно, социология и социологические исследования как несовместимые с марксистско-ленинской идеологией стали постепенно приходить в упадок. Однако надо отметить, что русская социологическая мысль развивалась, но уже в эмиграции, так как связи с эмигрантами были прерваны, влияние исследователей-эмигрантов, так же как и западных, на социологическую мысль в СССР пресекалось. После падения режима социологи обратились к богатому наследию наших соотечественников за границей.

17. ДОКТРИНА ПАНСЛАВИЗМА Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АНАРХИСТОВ

Культурно-исторические типы в своем развитии проходят несколько стадий подобно любому организму- стадии рождения, возмужания, дряхления гибели. Развитие культурно-исторических типов связано с постоянной борьбой, которая ведется с окружающей средой. Под культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский понимал совокупность «экономических, социальных и политических отношений, а также науку, философию, религию, искусство, этику, право и многие другие проявления духовной жизни, сформировавшиеся на определенной исторической территории и воспроизводящиеся в поколении».

Н.Я. Данилевский отмечал, что «славянский» культурно-историческим тип является самым перспективным в истории. Этот тип наибольшее свое выражение нашел в русском народе. Н.Я. Данилевский предполагал, что русский народ возьмется за утверждение этого типа в мире и возьмет на себя мессианскую роль. За эту идею на автора обрушились критики которые нашли в его взглядах отход от гуманистических традиций русской общественной мысли и культуры. В отличие от других философских концепций, которые были преимущественно направлены на построение новых общественных порядков, анархизм был направлен на утверждение отношений, восходящих к культурным традициям русского народа.

П.А. Кропоткин пытался представить историю как социологическое движение. Используя этот метод, он по-новому оценил политические события. Например он первым заметил несколько потоков, разных по убеждениям и направленности, в Великой французской революции. Учение анархистов было обращено на социальные течения и признание приоритета их интересов над государственными. Государство не должно вмешиваться во все сферы жизни и замещать Божественную власть на земле.

18. МАРКСИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ. СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Марксистское направление в русской социологии было представлено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным. Н.И. Бухариным, А.А. Богдановым, П.С. Грибакиным. П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановским, Н.А. Бердяевым и др.

Большое влияние на развитие этого направления оказала работа В.И. Ленина «Развитие капитализма в России». Надо отметить, что впоследствии возник ряд противоречий между этими направлениями, что привело к полному исчезновению так называемого легального марксизма, так как радикальные взгляды представителей ортодоксального марксизма еще больше охладили интерес либералов к учению К. Маркса, считая его опасным.

Основоположником субъективной социологии в российской социальной мысли считается Петр Лаврович Лавров (1829-1900). В своем труде он высказал ряд идей об общественном развитии: главной задачей общества является сознательное историческое движение. Это движение к цивилизации осуществляется через критику современного общества вскрытие его недостатков и слабых сторон. Критически мыслить, согласно исследователю, может только устоявшаяся личность, поэтому развитие осуществляется с помощью исторических личностей. В этом проявляется субъективизм.

В связи с субъективным подходом к социологии находится и методология субъективной социологии Общественные явления, по мнению субъективистов, постоянно находятся в развитии и характеризуются индивидом, т. е. индивид выступает мерилом общественного процесса. Поэтому метод изучения общественных явлений должен быть субъективным, скорее всего, он даже не может быть другим.

19. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА

Основоположником первой институциональной академической школы считается А.В. Смолл (1854-1926): он исследовал деятельность группы, считая что это главная единица социального исследования Именно движение этих групп, столкновение их интересов дает развитие социальному процессу.

Чикагская школа прошла в своем развитии несколько этапов. Первый этап связан с деятельностью А. Смолла, Д. Дьюи, Дж. Г. Мида, Т. Веблена (с основания школы до Первой мировой войны), которые сформировали мнение о необходимости перестройки общества на основе компетентных, научных исследований. Представители чикагской школы тесно сотрудничали с администрацией и политическими деятелями, благодаря чему в США сформировалась ориентация на либерализм в принятии политических решений.

Чикагская школа разработала основополагающие концепции социологии, внесла вклад в методику исследования методов познания, предложила новый взгляд на общественные явления, их функциональную роль.

20. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ Т. ПАРСОНСА И Р. МЕРТОНА

Толкотт Парсонс(1902-1979)разрабатывал теорию общественного движения на макроуровне. На его взгляды большое влияние оказал Бронислав Малиновский, который разработал метод функционального анализа. Применив этот метод в социологии, Т. Парсон представил общество и его элементы при помощи выполняемых ими функций.

«Социальное действие», согласно исследователю не только определяет место элемента в структуре, но и выделяет разные уровни социальной реальности социальная система; культура; личность; организм. Любое «социальное действие» подчиняется мотивации или ценностной ориентации; помимо этого на «социальное действие» влияет несколько переменных. Если первое направляет, то второе выбирает путь.

Каждое социальное действие определяется этими пятью переменными; они организуют процесс. Социальные системы всегда взаимосвязаны и влияют друг на друга, например культура и личность. Если один из элементов системы выбивается из общей структуры, происходит реорганизация структуры или элемент исключается.

Роберт Мертон (1910-2003) попытался использовать структурный функционализм для объединения теоретической и прикладной социологии. Он разработал теорию структурного функционализма «среднего уровня»: данные прикладной социологии и общетеоретические выкладки должны сочетаться в теориях среднего уровня. Исследователь сосредоточил внимание не на самих функциях, а на дисфункциях, из-за которых происходят сбои и возникает напряжение в системе. В отличие от Т. Парсонса Р. Мертон исходил из того, что изучение именно дисфункции необходимо для социологии, так как это позволит применить знания на практике.

21. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (А. ШЮЦ, П. БЕРГЕР, Г. ГАРФИНКЕЛЬ)

Взгляды ученого породили в социологии два течения: феноменологическую социологию (П. Бергер) «этнометодологию» (Г. Гарфинкель). Представители первой разрабатывали теорию «легитимизации», вторые занимались поисками мифологизированной рациональности.

22. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

Во второй половине XX в. в социологии развивается комплексный подход к оценке социальных явлений. В рамках социологии формируются новые области знания, они выводятся сначала как отраслевые а затем превращаются в самостоятельные науки, такие, как: социальная философия; социальная антропология; социальная статистика; экономическая социология; конфликтология; социальная психология социальная педагогика.

В социологии происходит бурное накопление методов как сбора информации, так и ее обработки появляются новые методики, активно используются новые методы, связанные с развитием информатики и математического анализа информации.

В социологическом знании наблюдается движение к субъективизму, номинализму. Это связано с появлением новых концепций. Происходит движение к человеческим проблемам. Например, учение «социального обмена», разработанное Дж. Хоманс и П. Блау, не ставит систему выше человека. Суть этого учения заключается в том, что взаимодействие представляется исследователям как единый процесс Он характеризуется обменом, но это обмен не только материальными вещами, но и любыми знаниями впечатлениями. Именно с такой позиции стоит рассматривать, по мнению представителей этой школы взаимодействие между людьми.

Проблеме взаимодействия уделили внимание также представители других социальных концепций Например, Ю. Хабермас разработал теорию коммуникативного действия. Суть этой теории в том, что любой человек находится во взаимодействии. Это взаимодействие коммуникативное, целью его является достижение понимания между людьми. Понимание создает основу человеческому, социальному.

Социологи обращают внимание на существование противоречий между макро- и микросоциологией прикладными и теоретическими исследованиями Попытки создать теории среднего уровня приводят к появлению новых социальных концепций. Сегодня проблема толкования социологии еще не снята и наблюдается определенный плюрализм мнений.

23. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК О СИСТЕМНОМ ОБРАЗОВАНИИ

24. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

— относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами;

— социальные институты и организации;

— социальные группы и общности;

— сословия (принадлежность к тому или иному сословию определяется сложившимися традициями, действующими законами и уровнем экономического благосостояния);

— социальные нормы и ценности.

Каждый из этих элементов находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе. Задача социологии состоит, прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных образований. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. При этом социальная система имеет новые, интегральные качества, не сводимые к характеристике отдельных людей или их групп.

25. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Дезорганизующие общество факторы: отсут ствие справедливого и работающего законодательства; • отсутствие социального контроля и системы наказывающих или поощряющих санкций; • нарушения в социальной структуре общества (отсутствие среднего класса, наличие криминальных сообществ и люмпенизированных элементов); • отсутствие стабильной системы внешней и внутренней политики государства.

Задача состоит в том, чтобы на соответствующей экономической основе развивать и совершенствовать гражданское общество, в котором каждый гражданин мог бы свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и всему обществу. Причем любой человек в реализации своих прав должен быть всесторонне защищен действующими законами и правоохранительными органами. В свою очередь, каждый гражданин должен выполнять свои обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.

26. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА». ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ И УНИВЕРСАЛИИ

Факторами, значительно влияющими на культу ру, являются:

— литература, прочитанная в детстве и юности;

— биологические факторы (уровень физического и психического здоровья);

— иные формы искусства.

27. СОСТАВ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ, ПРИНЦИПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

28. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Еще со времен разложения первобытного общества и социальной дифференциации возникла и дифференциация культуры. Основные формы культуры:

Основные проблемы современной культуры:

Состояние современной культуры характеризует понятие «техногенная цивилизация». Акцент делается на развитии техники и технологии вне их социокультурного, человеческого измерения. Возникает техногенный образ жизни. В связи с глобализацией становится актуальным вопрос сохранения уникальности и своеобразия национальных и этнических культур.

Современное состояние культуры характеризуется как кризисное. Пути выхода из этого кризиса: изменение приоритетов в ценностной шкале; создание экологической культуры; переключение акцента с технико-технологической и экономической эффективности на социокультурное измерение.

29. РОЛЬ БЫТОВОЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

Быт можно разделить на несколько уровней: индивидуальный, семейный, производственный и общественный. В бытовой сфере, как уже сказано, главную роль играют духовные и материальные потребности.

Улучшая бытовую сферу жизни, можно сгладить противоречия, возникшие на основе имущественного неравенства. Это поможет избежать социального недовольства и волнений.

— самоконтроль (т. е. способность контролировать свои поступки и нести за них ответственность)

— наличие определенных жизненных ценностей и включенность в общественные отношения

Если определяющих качеств нет, то про такого человека говорят, что «он не состоялся как личность». Считается, что нет ничего более пагубного для личности, чем беспринципность. При этом личность не растворяется в обществе: сохраняя свои индивидуальность и самостоятельность, она влияет на него.

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Существует два основных научных подхода к формированию личности:

1) личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, которые играют доминирующую роль;

Необходимо отметить, что для создания полной картины, несомненно, нужно учитывать и биологические особенности личности, и ее социальный опыт. Большинство современных социологов считают, что социальные факторы формирования личности более значимы и являются определяющими. На формирование личности влияют: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и индивидуальный опыт.

— опыт (умения, знания, навыки, привычки)

— личные качества (убеждения, мировоззрение, интересы);

В зарубежной социологии наиболее распространена типология, связанная с социальным характером определенных социальных групп (тип «делового человека» и др.). Концепция Л.Н. Гумилева (типология по количеству энергии). Он выделяет несколько типов личности: первый располагает достаточной для нее энергией, второй («пассионарий») обладает избытком энергии и работает ради высоких, идеальных целей, третий располагает недостаточной энергией («субпассионарий»). Соотношение людей разных типов определяет лицо нации или региона.

31. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Существуют различные подходы к определению этапов социализации личности. Но все подходы связаны с определенными возрастными периодами жизни человека (детство, отрочество, юность, зрелость и т. д.)

32. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ. ПРЕДПИСАННЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Человек может являться членом разных социальных групп. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия «социальный статус» и «социальная роль».

Обучение большинству важнейших ролей начинается в раннем детстве. Дети из повседневного опыта выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о профессиональных отношениях и т. д.

Пол и возраст универсально используются в обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей. Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Женщины, например, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

33. ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ. РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В примитивных (традиционных) обществах статусы чаще всего являются предписанными. В современных индустриальных обществах большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Общество нуждается в мобильности трудовых ресурсов, происходит четко выраженная ориентация на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями.

Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т. е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна.

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям.

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Первым социологом, изучившим социальную структуру общества, был Г. Спенсер (XIX в.). Его работу продолжил Э. Дюркгейм, но особую популярность это понятие приобрело после Второй мировой войны в связи с развитием теории Парсонса.

Парсонс полагал, что общество эволюционирует через дифференциацию социальной системы путем реформ. В связи с этим социолог выделял «примитивные» (не знающие дифференциации), «промежуточные» и «современные» общества; смена обществ происходит благодаря социальной стратификации.

Первым дал полное объяснение социальной стратификации и подтвердил свою теорию ученый Питирим Сорокин, основатель социологического факультета Гарвардского университета. Социальные катастрофы XX в. он объяснял тем, что в этот момент совершается переход к новой фазе развития человечества, в которой произойдет конвергенция (слияние] русской и американской культур.

Признаки социальной дифференциации (расслоения) половозрастные характеристики; этнические и национальные характеристики; вероисповедание уровень доходов и др.

Причиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределения награди поощрений. Концентрация власти, собственности и других ресурсов у элиты способствует образованию социальных конфликтов.

Чаще всего страты классифицируются по какому-то одному признаку. Однако в действительности положение каждого человека определяется множеством признаков. Общеизвестно, что если характеризовать страту одним или двумя признаками, то можно получить неверные, очень упрощенные результаты. Поэтому необходимо использовать сразу несколько свойств. Подобная комбинация называется «индекс социальной позиции» и свидетельствует об общих тенденциях, присущих обществу. Он неодинаков в разных областях деятельности, в разных социальных группах. Это свидетельствует о том, что расслоение на разных уровнях социальной организации различно.

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС»

Человек имеет свой статус в каждой социальной сфере жизнедеятельности, к которой он причастен (дома, на работе, в компании друзей, в дороге), и его положение непрерывно изменяется в течение жизни (с обзаведением или потерей семьи, продвижением по службе и т. д.). Совокупность статусов, характеризующих позиции человека, называется статусным набором. Общая сумма всех статусов иллюстрирует индивидуальность человека и его место в системе общественных отношений. Совокупность всех статусов в любом обществе организована в иерархические ряды (находятся в связи и подчиненности друг другу)

36. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Уровень притязаний во многом определяется социальным положением. Потребности, интересы и ценности выступают мотивами действия. Каждому действию соответствует множество мотивов, но один из мотивов, как правило, является доминирующим. Система мотивации динамична, т. е. часто и серьезно изменяется.

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА»

Социальные общности подобно социальным организациям зависят от интересов и потребностей общества. Социальные общности могут также служить показателем степени разделения труда в обществе, так как интересы индивидов, которые они выражают, формируются в зависимости от производственных причин и отношения к собственности на средства производства. Социальные общности выполняют в общественных отношениях, кроме определения общественных интересов, важные функции: консультативные, директивные, регулятивные. Социальные общности приобретают наибольшее влияние в демократических обществах. Их требования выражаются в общественном мнении. На основе общественного мнения происходит формирование новой социальной структуры, социальных организаций.

38. СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ, КЛАССИФИКАЦИИ

В социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки; интересы, функции или цели, общее социальное положение и т. д. В каждом реальном обществе таких объединений, таких групп и общностей множество.

Основные типы социальных общностей: обладающие: пространственно-временными характеристиками (например, планетарное сообщество людей государственные общности, демографические общности); • обладающие объединяющими интересами (например, социально-классовыми, профессиональными, этническими, национальными и др.).

39. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Механизм социального взаимодействия: индивиды совершающие действия; изменения в социальной общности, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов; обратная реакция индивидов.

Социальные общности часто деформируются. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. Дезорганизация функций социальных общностей выражается в расшатывании ценностей, нарастании противоречивости образцов поведения, что, в свою очередь, ведет к росту отклонений (девиаций) в поведении ее членов. Причины дезорганизации социальных общносте:

— участие личности в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности;

— отсутствие социального контроля;

— неясность критериев оценок поведения.

40. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социальные организации можно разделить на деловые и союзные, главной задачей и в том и в другом случае является выполнение определенных задач ориентированных на изменение социальной действительности. Деловыми социальными организациями считаются те, которые производят материальные и духовные ценности. Союзные направлены на организацию социальной жизни общества, например партии, фонды и т. д. Именно благодаря этому общество не только организованно, но и функционирует.

Функции социальных организаций: 1) сплочение общества; 2) удовлетворение потребностей. Поэтому социальные организации выражают интересы разных групп общества; чем их больше, тем ярче выражен спектр интересов в обществе. Существование большого числа союзных социальных организаций ведет к тому, что появляется проблема их функционирования, так как возникают конфликты. Например общество рыбаков, охотников конфликтует с защитниками животных.

— контрольная (за поведением членов общества в целях урегулирования возникающих конфликтов); • коммуникативная (общение между членами общества)

— закрепительная (общественных отношений, процесса социализации); • управляющая.

41. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕГО СТРУКТУРА И ДИНАМИКА

Особенности социальных организаций:

1) имеют четкие цели и созданы для реализации этих целей; 2) одновременность совершения действий; 3) однонаправленность действий (т. е. действия преследуют определенную цель и совершаются в определенном направлении); 4) специализация и комбинирование труда; 5) разделение труда 6) кооперация.

Свойства организаций: а) создаются для достижения целей; б) иерархичность; в) структурированность; г) управляемость.

Девиации присутствуют в каждой социальной системе и могут быть результатом любого резкого изменения, например экономического или политического кризиса. Термин предложен Э. Дюркгеимом и долго связывался только с криминальными явлениями (преступлениями).

43. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Социальный контроль предполагает применение санкций в отношении неправильного, отклоняющегося (девиантного) поведения и поощрение и одобрение желательного поведения. Любой поступок может не отвечать социальной норме по целям и мотивам, результатам. Он может быть новаторским или консервативным, полезным или вредным, случайным или типичным и т. д. Социология занимается и определением общих причин и последствий девиации, ее влияния на развитие социальных процессов. В последнее время объяснению возникновения девиаций уделяют меньше внимания.

Субъекты контроля: государство; социальные институты: образование, мораль, культура и т. п. Объекты контроля: правовые и моральные нормы; обычаи административные решения (законы) и т. д.

Элементы социального контроля:

44. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Виды социального контроля:

а) экономический; б) социальный; в) технический г) управленческий (помогает реализовать планирование и руководство и др.); д) государственный (политический, административный, судебный); чем сильнее гражданское общество, тем незаметнее контролирующая роль государства; е) внешний; ж) внутренний з) побочный (осуществляется методом идентификации с «законопослушной» группой).

Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религии, политики и т. п. Санкция имеет определенный характер: она направлена на повторение, изменение или даже прекращение поведения индивида.

Формы социального контроля:

Функции общественного мнения: экспрессивная (контрольная); консультативная; директивная (направляющая).

45. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Этапы реализации социального контроля:

— установление социальных норм и стандартов;

— сопоставление результатов с эталонными нормами и определение возможных отклонений;

Методы осуществления социального контроля:

репрессивный (назван так условно из-за применения санкций).

Каждый из приведенных методов имеет свои преимущества и недостатки.

Все это требует от системы контроля большой гибкости. Если система контроля слишком сложна и люди не понимают и не поддерживают ее, то такая система не может быть действенной. Установлено, что в периоды социальных потрясений социальный контроль заметно ослабляется.

В демократических странах контроль осуществляется и со стороны партий, общественных организаций, СМИ, а также в письмах, жалобах, заявлениях граждан, участии в выборах и референдумах. На уровне индивидуального бытия социальный контроль проявляется как самоконтроль личности (личный контроль каждого человека над собой).

46. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ЕГО ВИДЫ

Конфликт всегда вызван противоречием интересов и потребностей, а также и другими явлениями, например контрастами в материальном благосостоянии, уровне здоровья. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное] поведение.

По сфере прохождения конфликты могут быть: экономическими; политическими; военными; семейными и др. В зависимости от зон разногласия выделяют: личностный конфликт; межличностный конфликт; межгрупповой конфликт; конфликт принадлежности; конфликт с внешней средой.

47. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ Структура конфликта:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *