Что такое социология определение по обществознанию 6 класс
Что такое социология определение по обществознанию 6 класс
СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(сводный миниконспект по всем темам раздела)
Тема: Социальная структура и социальные отношения.
1. СОЦИОЛОГИЯ — наука, изучающая взаимодействие людей между собой в группах, а также взаимодействие групп между собой.
2. Основные проблемы социологии?
1) поиск критериев отнесения людей к тем или иным группам.
2) перемещение людей и групп в «социальном пространстве».
3) формирование и распад отдельных групп.
4) сущность и проявление социального неравенства.
3. СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — разделение общества на группы.
4. Чем группы отличаются между собой?
1) наличием некоторых специфических признаков у составляющих их людей (пол, возраст, особенности характера и интересов)
2) неодинаковым доступом к экономическим ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам
5. СТРАТА — это совокупность (слой) людей, ведущих сходный образ жизни.
6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ — это социальное неравенство, существующее в любом обществе.
6.1. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО — это деление общества на бедных и богатых, управляющих и управляемых и т. д.
6.2. ИЕРАРХИЯ — соподчинение от низшего к высшему.
7. СОЦИАЛЬНАЯ ОДНОРОДНОСТЬ — отсутствие социального неравенства.
8. Виды социальной стратификации?
1) Экономическая (различие в доходах, в уровне жизни; существование бедных и богатых слоёв населения).
2) Политическая (деление общества на управляющих и управляемых).
3) Профессиональная (выделение в обществе различных групп по роду деятельности).
9. КЛАССЫ (общественные) — это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, а следовательно, и по размерам получения доли общественного богатства.
Тема: Социальная мобильность
1. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — переход людей из одних общественных групп в другие.
2. Виды соц. мобильности?
1) горизонтальная (переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя (смена гражданства; переход из семьи в семью, с одной фабрики на другую))
2) вертикальная (переход с одной ступени иерархии на другую)
3. ЛЮМПЕН — человек, опустившийся на дно общественной жизни (бродяги, нищие, бомжи).
4. МАРГИНАЛЫ — группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями (напр., крестьяне, переехавшие из деревни в город).
Тема: Социальные институты.
1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА — это рассмотрение общественной жизни через призму основных социальных институтов.
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ — совокупность норм, предписаний и требований, устойчивых общепринятых моделей поведения, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.
3. ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ — это процесс становления социального института.
4. Признаки социального института?
1) наличие определённой системы социальных ролей и статусов
2) наличие общепринятых моделей поведения
3) наличие социальных норм, регулирующих поведение
4) использование символов, говорящих о принадлежности к данному институту
5) материально-техническая база
5. ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Призваны удовлетворять базовые потребности людей
1) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (производство, рынок)
Добыча средств существования.
2) ПОЛИТИЧЕСКИЕ (государство, институт президентства, институт монархии)
Безопасность, поддержание социального порядка.
3) СЕМЬЯ (институт брака)
Потребность в продолжении рода
4) СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ институты (наука, образование, культура)
Обогащение знаний и представлений об окружающем мире, передача накопленного опыта, социализация молодёжи.
5) РЕЛИГИЯ (институт церкви, институт папства)
Поиск смысла жизни, нравственное совершенствование.
6. Функции социальных институтов?
1) удовлетворение определённой потребности общества
2) закрепление и воспроизводство общественных отношений
(Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада)
3) обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения
(Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания)
4) интегративная функция (обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов общества)
5) транслирующая функция: передача ценностей, норм и ролей ин-та новому поколению людей.
7. ДИСФУНКЦИЯ — затруднение, нарушение, расстройство.
8. Социальная инфраструктура —
1) (в широком значении) та материальная база, которая обслуживает всю совокупность деятельности людей (производственные помещения, склады и т. д.).
2) (в узком значении) те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья (т. е. учреждения культуры, образования, здравоохранения, транспорт, спортивные сооружения и др.).
1. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС — это положение человека в обществе, предполагающее наличие у него определённых прав и обязанностей.
2. Чем определяется соц. статус?
3) Соц. происхождением
5) Другими показателями
3. ГЛАВНЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА — это та позиция, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально.
4. Что составляет социальный статус человека?
а) Предписанные статусы — это статусы, данные человеку при рождении и независящие от него как от личности (пол, возраст, расовая принадлежность).
б) Достигаемые статусы — это статусы, которые человек обретает сам (образование, специальность, должность).
5. ПРЕСТИЖ — это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.
6. АВТОРИТЕТ — это степень влияния личности в социальной группе или обществе.
7. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — это ожидание, предписание соответствующего статусу поведения.
8. РОЛЕВОЙ НАБОР (=РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР) — это совокупность ролей, выполняемых человеком.
9. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей.
10. Что влияет на социализацию личности?
4) Религиозные институты
5) Средства массовой информации
11. МАНИПУЛЯЦИЯ — тип воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.
12. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.
13. КОНФОРМИЗМ — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей господствующих мнений и т. д.
Тема: Социальные ценности и нормы.
1. ЦЕННОСТЬ — это положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта (природного и культурного явления, идеи, поступка) для субъекта (человека, группы, общества).
2. СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА — это общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.
6) обычаи, традиции, обряды, ритуалы
4. Роль соц. норм в жизни общества?
1) Регулируют отношения м/у людьми и их объединениями.
2) Задают стандарт действия: говорят, как поступать в той или иной ситуации.
3) Позволяют ожидать определённого поведения от других людей.
5. МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ — это правила поведения.
6. МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ — это высшие ценности морали (гуманность, справедливость, милосердие).
7. Специфика правового регулирования социальных отношений?
1) Право формально уравнивает всех членов общества.
2) Право регулирует соц. отношения нормами права, тем самым делая эти отношения правовыми.
3) Становясь правоотношениями, социальные нормы не утрачивают своего фактического содержания (т. е. продолжают оставаться экономическими, политическими, семейными и т. д.).
8. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — это социальные отношения, урегулированные нормами права.
9. Особенности правовой культуры?
1) Является частью общей культуры (неподготовленного в юридическом отношении человека нельзя назвать культурным).
2) Находит своё выражение в уровне развития правовой деятельности общества (в качестве юридических актов, уровне правосознания, степени гарантированности государством и обществом прав и свобод человека).
3) Основа правовой культуры — правовые знания.
Тема: Отклоняющееся поведение и социальный контроль.
1. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ — это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество.
2. Причины отклоняющего поведения?
1) БИОЛОГИЧЕСКОЕ объяснение (прирождённая предрасположенность у некоторых людей к нарушению социальных норм).
2) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ объяснение (особенности ценностно-нормативных представлений личности, понимания ей окружающего мира).
3) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ объяснение (зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии; конфликт м/у господствующей культурой и культурой к.-л. группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы).
3. ПРЕСТУПЛЕНИЕ — это виновное общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания.
4. ПРЕСТУПНОСТЬ — это совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени (особенность преступности — наличие определённого контингента лиц (преступников), для которых преступная деятельность стала профессиональной).
5. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ — это любая группа лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом.
6. Важнейшие элементы механизма соц. контроля?
1) социальные нормы
2) общественное мнение
4) индивидуальное сознание
Тема: Социальные интересы и формы социального взаимодействия.
1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — это интересы людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (политическую партию, профессиональное объединение и т. п.). Соц. интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, соц. нормы, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе.
2. Основные формы соц. взаимодействия? 1) сотрудничество 2) соперничество
3. СОТРУДНИЧЕСТВО — это участие в общем деле (деловое партнёрство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др.). Основа сотрудничества — наличие общих соц. интересов и общая деятельность в их защиту.
4. СОПЕРНИЧЕСТВО — это пересечение и несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами социального бытия (материальные и иные ресурсы, доступ к власти).
5. Виды соперничества?
6. Особенности конкуренции?
1) предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим
2) не всегда предполагает знание конкретного соперника
3) проявляется в демонстрации своих возможностей перед третьими лицами
7. Особенности конфликта?
Предполагает прямое воздействие на другую сторону, чтобы оттеснить её.
8. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — это конфронтация соц. групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.
9. Методы разрешения конфликта?
1) Избегание конфликта.
3) Медиация (использование посредничества).
10. Что нужно для успешного разрешения конфликта?
1) Определить его причины.
2) Выявить объективно существующие противоречия, интересы, цели.
3) Освободиться от недоверия сторон друг к другу.
4) Начать переговоры.
5) Все участники переговоров должны быть заинтересованными в том, чтобы прийти к согласию.
11. КОНСЕ́НСУС — принятие решения на основе общего согласия.
Тема: Межэтнические отношения и национальная политика
1.1. ЭТНОС (ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.
1.2. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ (МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ) ОТНОШЕНИЯ — это отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
2. ЭТНОЛОГИЯ — наука, предметом изучения которой являются народы, их происхождение, закономерности развития, межэтнические отношения.
3. ЭТНИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, сближение всех сторон жизни народов.
4. ЭТНИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — стремление народов к национальной самостоятельности.
5. ЭТНИЧЕСКИЙ СЕПАРАТИЗМ — это требования суверенитета для этнически обозначенной территории, направленные против гос. власти страны проживания.
6. КСЕНОФОБИЯ — нетерпимость, неприятие, ненависть к чужому, чужеродному.
7. ГЕНОЦИД — это действия по истреблению рас и народов.
8. ХОЛОКОСТ — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период существования фашистской Германии.
9. СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРА́НТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпение, выносливость) —терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.
10. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ —политические и организационные меры, проводимые властями России в отношении народов, проживающих на её территории.
Тема: Демографическая ситуация в современной России.
1. ДЕМОГРАФИЯ — наука о народонаселении, его численности, плотности, возрастной и половой структурах.
2. МИГРАЦИЯ — перемещение населения с целью изменения места жительства.
3. ИММИГРАЦИЯ (от лат. immigro — вселяюсь) — въезд в страну иностранных граждан с целью постоянного в ней проживания.
4. ЭМИГРАЦИЯ (от лат. emigre — выселяюсь, переселяюсь) — выезд из одной страны в другую на постоянное проживание.
5. ДЕПОПУЛЯЦИЯ — процесс сокращения численности населения страны вследствие устойчивого превышения смертности над рождаемостью.
6. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — это целенаправленная деятельность государства и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
7. Октябрь 2007 г. — утверждение указом президента РФ «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года».
8. Приоритетные задачи демографической политики РФ?
1) Укрепление состояния здоровья всех поколений россиян.
2) Сокращение уровня материнской и младенческой смертности.
3) Повышение уровня рождаемости.
4) Выборочное привлечение мигрантов на постоянное местожительство в РФ.
5) Создание условий для сокращения эмиграционного потока из РФ.
6) Стимулирование возращения в РФ эмигрантов, ранее выехавших за границу.
Термины по обществознанию. 6 класс
Словарь терминов по обществознанию. 6 класс
Антипатия — чувство неприязни, нерасположения. Противоположное — симпатия.
Безнравственный — так говорят о человеке, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.
Гарантия — ручательство; условие, обеспечивающее что-либо.
Групповые нормы — правила, по которым живёт группа.
Гуманизм — человеколюбие, уважение к человеку.
Деятельность — способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание — изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.
Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не столько в её результатах, сколько в самом процессе. Важное средство воспитания, обучения и развития детей.
Инцидент — случай, происшествие, недоразумение.
Карьера — 1) продвижение в какой-либо сфере деятельности; 2) профессия, род занятий (разг.); 3) достижение известности, славы, почёта.
Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Логика — 1) способность правильно мыслить; 2) учение о последовательности и методах познания.
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Межличностные отношения — взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Мораль (нравственность) — представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.
Общение — взаимные деловые или дружеские отношения людей.
Официальный — должностной. Официальными могут быть отношения, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом.
Понятие — мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам.
Потребность — осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развития личности (социальные, духовные потребности).
Правозащитник — активный защитник прав и свобод человека и гражданина. Человек, который делает это не по обязанности (должности), а по собственному желанию и убеждению.
Привычка — сложившийся способ поведения (стереотип) в определённых ситуациях.
Принцип — 1) основное, исходное положение; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, норма, правило поведения.
Ритуал — выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал; сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.
Симпатия — внутреннее расположение, устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям. Противоположное — антипатия.
Сознание — способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности.
Стереотип — устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо (например, об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе).
Суждение — высказывание, содержащее определённую мысль.
Умозаключение — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений к новым суждениям.
Ущерб — 1) непредвиденные расходы, утрата имущества, недополученная выгода; 2) вред, наносимый действиями одного субъекта другим субъектам, природе, людям.
Этикет — принятая в определённых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо (например, придворный этикет, дипломатический этикет и т. д.).
Социология
Содержание
Классификация социологии
В структуре социологии принято выделять три уровня:
Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.
Понятие социальной реальности и социального пространства
Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.
М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.
Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.
И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.
Социология как полипарадигмальная наука
Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.
Микро- (субъект) | Макро- (объект) |
---|---|
1. Понимание социальной реальности | |
Индивидуальная (номинализм) | Надиндивидуальная(холизм) |
2. Значение объективных и символических аспектов жизни | |
Субъективизм (феноменологическое понимание) | Объективизм (позитивистское понимание) |
3. Значение внешних и внутренних факторов | |
Внутренние факторы (действие) | Внешние факторы (структура) |
4. Преобладающие подходы к социальным механизмам | |
Деятельностно-активистский | Структуралистский |
5. Степень свободы индивида | |
Индетерминизм (случайность, абсолютная свобода) | Детерминизм (причинная обусловленность) |
Социология в рамках позитивизма
С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.
«Наша главная цель — расширить научный рационализм, применив его к человеческому поведению… То, что называют нашим позитивизмом, есть не более чем следствие этого рационализма.»
— Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода» (1895).
В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.
— Лестер Уорд, Очерки социологии (1898). [8]
С тех пор понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных эпистемологических подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остаётся доминирующей парадигмой, особенно в США.
Французский социолог Луис Вокант выделяет три главные разновидности позитивизма: Дюркгеймовский, логический и инструментальный. Хотя Дюркгейм отвергает большую часть философии Конта, он оставляет и совершенствует её метод. Дюркгейм поддерживает утверждение о том, что науки об обществе являются логическим продолжением естественных наук в сферу человеческой активности, и настаивает на том, что они должны сохранить свои объективность, рационализм и взгляд на причинность. Он разработал понятие объективного «социального факта» sui generis, для того, чтобы выделить уникальный эмпирический объект, подлежащий изучению в рамках социологии.
Разновидностью позитивизма, которая остаётся преобладающей в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надёжности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом.
Макросоциология
Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?
Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).
При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений — теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др.).
На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:
В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:
Микросоциология
Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.
В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.
Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.
Методы социологии
Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.
Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.
Социология как наука использует ряд методов:
Источник информации | Методы |
---|---|
Документальный | Анализ документов, контент-анализ. |
Внешние проявления социальных явлений | Наблюдение |
Человек | Опрос (анкета, интервью) |
Малая группа | Социометрический опрос |
Социальный опыт | Экспертный опрос |
Организованная группа | Эксперимент |
1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.
2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:
4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.
Социологические труды
Переводные
Отечественные
Социологические организации
Организации в России
Научно-исследовательские институты
Исследовательские центры
Ассоциации и общества
Профессиональные журналы
Социологическое образование
Организации в других странах
Научно-исследовательские центры
Ассоциации и общества
Профессиональные журналы
Направления социологии
См. также
Связанные дисциплины
Центральные понятия
Примечания
Ссылки
Обществознание
Полезное
Смотреть что такое «Социология» в других словарях:
социология — социология … Орфографический словарь-справочник
СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка
Социология 4М — «Социология: 4М» Специализация: научный социологический журнал Периодичность: 2 номера в год Язык: русский Страна … Википедия
социология — и, ж. sociologie f. Наука об обществе и законах его развития. БАС 1. В прекрасной статье Исторические идеи Огюста Конта он на самом Конте показывает, как и для этого предполагаемого основателя социологии история служит арсеналом, из которого он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Социология — Социология ♦ Sociologie Наука об обществе или об обществах. Термин предложил Огюст Конт, однако подлинным основателем социологии как научной дисциплины считается Дюркгейм. Именно он предложил рассматривать факты социальной жизни как вещи, то … Философский словарь Спонвиля
СОЦИОЛОГИЯ — (от латинского societas общество и. логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.… … Современная энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ — СОЦИОЛОГИЯ, социологии, мн. нет, жен. (от лат. socius состоящий в обществе, в сообществе и греч. logos Учение). Наука об обществе и его развитии. Буржуазная социология, как и сам термин, получила начало в работах О.Конта. Учение об общественно… … Толковый словарь Ушакова
социология — обществоведение Словарь русских синонимов. социология сущ., кол во синонимов: 8 • макросоциология (1) • … Словарь синонимов
СОЦИОЛОГИЯ — наука об обществе, общественных отношениях, закономерностях общественного развития, социальных группах и их взаимодействии. Создателем социологии считают греческого философа Аристотеля. Социология тесно граничит с экономической наукой. Райзберг Б … Экономический словарь