Что такое социология религии

Социология религии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социология религии – социологическая научная дисциплина, в рамках которой изучаются процессы и явления социального характера, происходящие в религиозной сфере.

Становление социологии религии

В концепции Э. Дюркгейма религия рассматривается как функциональное образование («коллективное представление»), в котором находит свое воплощение весь конгломерат одобряемых тем или иным социумом традиционных верований и связанной с этими верованиями деятельности. Самая важная функция данного образования, согласно Дюркгейму, состоит в сплочении социума, его глубокой интеграции путем установления значимых связей между индивидом и другими индивидами, а также между индивидом и обществом в целом.

Для М. Вебера религия – один из главных мотиваторов социального действия и взаимодействия, которому принадлежит серьезная роль в большинстве крупных социальных процессов и трансформаций. Так, классическим признано исследование Вебера о той роли, которую сыграла протестантская «хозяйственная этика» в зарождении и развитии капиталистических отношений в Европе (работа «Протестантская этика и дух капитализма»). Помимо того, Вебер акцентировал глубинную взаимосвязь религиозного сознания как с хозяйственной и экономической деятельностью всего общества, так и с интересами тех или иных общественных групп. Вебер опирался на методологию сравнительно-исторического анализа, что позволило ему создать собственную классификацию на основе двух выделяемых им базовых критериев:

Готовые работы на аналогичную тему

Три типа научных подходов в социологии религии

Подходы к социологическому изучению взаимоотношений между социумом и религией принято делить по трем основным критериям:

Источник

Социология религии

Социология религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений. [1] Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического. [2]

Содержание

История социологии религии

Предпосылки возникновения данной отрасли социологии были заложены в эпоху французского Просвещения. К этому времени накопился богатый фактографический материал по истории христианства и не европейских религий, требовавший упорядочения и осмысления. Многие идеологи французского Просвещения сформировали критический интерес к религии как социальному институту. Позитивистская методология Огюста Конта и рационалистическая гносеология Иммануила Канта сформировали методологическую основу анализа религии. [2]

Основоположниками современной социологии религии считают Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Георга Зиммеля. [2]

Эмиль Дюркгейм одним из первых начал анализа религии, в 1897 году он исследовал самоубийства среди католических и протестантских групп населения, дал описание основных функций религиозного ритуала. Работы Макса Вебера подчеркнули взаимосвязь между религиозной верой и экономическими основами общества, а также заложили основу типологии религиозных групп и религиозного лидерства. Дюркгейм также изучал вопрос о ранних формах религии.

Современная социология религии сосредоточена на таких вопросах, как секуляризация, гражданская религия, а также согласованности религии в контексте глобализации и мультикультурализма. [1]

Направления в социологии религии

Типология религиозных организаций

Религиозные группы, классифицируются как деноминации, конфессии и новые религиозные движения. Некоторые религиоведы считают, что «секта» и «культ» не следует употреблять, как перегруженные эмоциональными и богословскими коннотациями. [3]

См. также

Примечания

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Социология религии» в других словарях:

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — дисциплина, исследующая взаимоотношения между религией и социальной действительностью. Социологи выделяют три основных типа С.р.: исследование религии как важного аспекта социальной деятельности; исследование отношений между религией и др.… … Философская энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — англ. sociology of religion; нем. Religionssoziologie. sociologie religieuse; Отрасль социологии, изучающая религию как соц. институт во взаимодействии с др. социальными институтами в обществе; проблемы религиозности, секуляризации, психологии… … Энциклопедия социологии

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — специальная социологич. теория, изучающая генезис, соц. функции, место и роль религии в об ве, ее структуру. Религия рассматривается в качестве соц. подсистемы в общем соц. контексте, исследуются взаимосвязи религиозных групп, общностей, ин тов с … Российская социологическая энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — (sociology of religion) раздел социологии, имеющий дело с религиозными явлениями (см. также Религия). Исторически данная область занимала центральное место в работах большинства ведущих классических социологов, особенно Вебера и Дюркгейма. Идеи… … Большой толковый социологический словарь

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — отрасль социологии, изучающая религию как сферу культуры, как социальный феномен. К факторам, обусловившим возникновение С.Р. можно отнести: идеологию французского Просвещения, сформировавшую критический интерес к религии как социальному… … Социология: Энциклопедия

Социология религии — одна из отраслей знания, изучающая религию и имеющая междисциплинарный статус. С одной стороны, она является проблемной областью социологии, в рамках к рой выступает в кач ве прикладной, с другой представляет собой раздел религиоведения,… … Религии народов современной России

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — одна из отраслей религиоведения. Марксистская С. р. является разделом науч. атеизма, изучает соц. детерминированность религии, закономерности ее возникновения, развития, функционирования и отмирания, ее элементы и структуру, место и роль религии… … Атеистический словарь

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — отрасль религиоведения, изучающая религию как социальное явление. Сформировалась в конце 19 – начале 20 вв. Не раскрывает сущность религии, оставляя эту проблему философии религии, а исследует основные элементы религиозного комплекса (религиозное … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — (SOCIOLOGY OF RELIGION) В классической социологии исследование религии было связано прежде всего с двумя широкими вопросами: (1) каким образом религия способствует поддержанию социального порядка и (2) каковы отношения между религией и… … Социологический словарь

Социология религии — ♦ (ENG sociology of religion) изучение религии с позиций социологической теории и в ее социокультурном контексте … Вестминстерский словарь теологических терминов

Источник

Социология религии

Что такое социология религии. Смотреть фото Что такое социология религии. Смотреть картинку Что такое социология религии. Картинка про Что такое социология религии. Фото Что такое социология религии Что такое социология религии. Смотреть фото Что такое социология религии. Смотреть картинку Что такое социология религии. Картинка про Что такое социология религии. Фото Что такое социология религии Что такое социология религии. Смотреть фото Что такое социология религии. Смотреть картинку Что такое социология религии. Картинка про Что такое социология религии. Фото Что такое социология религии Что такое социология религии. Смотреть фото Что такое социология религии. Смотреть картинку Что такое социология религии. Картинка про Что такое социология религии. Фото Что такое социология религии

Что такое социология религии. Смотреть фото Что такое социология религии. Смотреть картинку Что такое социология религии. Картинка про Что такое социология религии. Фото Что такое социология религии

Что такое социология религии. Смотреть фото Что такое социология религии. Смотреть картинку Что такое социология религии. Картинка про Что такое социология религии. Фото Что такое социология религии

М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований. В частности, он пытался выявить роль протестантской «хозяйственной этики» в генезисе западноевропейского капитализму, а также связь хозяйственной жизни общества и интересов различных социальных групп с религиозным сознанием. Работы М. Вебера оказали существенное влияние на становление и развитие социологии религии как специальной области знания.

В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне религия рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. На эмпирическом изучается религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и ценности разнообразных религиозных общностей, их организации, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе.

Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием религии выступает изучение последней в качестве специфического социального института. В этом случае религия предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношения к богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку и достойным его поклонения.

Важнейшими структурными образованиями религии как социального института выступает, во-первых, система определенных верований, которые сопровождаются особыми эмоциональными переживаниями, чувствами, религиозно-культовыми действиями; во-вторых, конкретные религиозные организации: храмы, служители культа, паства. Кроме того, в развитых религиях, как правило, содержится некоторый свод морально-нравственных предписаний. В совокупности этот сложный комплекс многообразных элементов и составляет социальный институт религии.

Существенными компонентами религии как социального института выступают религиозные группы и организации.

Религиозной группой называется социальная общность, которая складывается в процессе отправления общих религиозных обрядов. Совокупность таких групп образует религиозную организацию, для которой характерна иерархичность социальных статусов, занимаемых еечленами. Так, в православной церкви клир подразделяется на низшее, не имеющее сана («церковнослужители»), и высшее, имеющее сан («священнослужители»), духовенство. Для высшего духовенства установлены три ступени священства с более дробными подразделениями внутри них: дьяконы, священники, архиереи.

Среди религиозных организаций различают три основных типа: церковь, секта, деноминация.

Церковь это религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих. В церкви имеет место деление на священство и мирян.

Что такое социология религии. Смотреть фото Что такое социология религии. Смотреть картинку Что такое социология религии. Картинка про Что такое социология религии. Фото Что такое социология религии

Характерными особенностями религиозного сектантства являются:

— претензии на исключительность вероучения, культа, организации;

— самоизоляция, замкнутость внутри религиозных общин;

— отказ от многих сторон общественной жизни;

— формирование у членов секты психологии избранности и непримиримого отношения к инакомыслящим;

— соблюдение строгой дисциплины и выполнения всех предписаний секты;

В функционировании религии, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены (религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила), а также религиозная деятельность.

Идеологический уровень (специализированное сознание) включает в себя некоторую совокупность теолого-философских теорий (догматы, утверждения о мире, природе, обществе и человеке), а также религиозно ориентированные философские, экономические и социально-правовые доктрины. Носителями этого сознания являются социально подготовленные люди: богословы, священники.

Психологический уровень (уровень обыденного сознания) представляет собой своеобразный синтез религиозных образов, разрозненных идей, представлений, экстатических видений, эмоций и т.д. Здесь весьма велика роль традиций и обычаев.

Культ — это система действий, с помощью которых люди пытаются повлиять на сверхъестественные силы, являющиеся предметом их веры.

Форма культа: религиозные обряды, жертвоприношения, проповедь, молитва, богослужение, религиозные праздники. Внекультовая деятельность охватывает сферу производства и истолкования религиозных идей и догматов, сочинение богословских произведений, миссионерскую деятельность, участие в работе соборов, преподавание религиозных дисциплин, религиозную пропаганду, управленческую деятельность в общине и т.д.

Свод морально-этических правил это представления о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете, шариат в исламе.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе.

Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Во всех развитых религиях предполагается некая загробная жизнь, бессмертие или возрождение: христиане попадают в рай или ад, буддисты перевоплощаются. Ритуалы, связанные с этими верованиями (например, поминки), утешают живых, уменьшают их страх перед смертью. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.

Основатель психоанализа 3. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.

Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм поведения.

Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии. Она заключается в том, что любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения. М. Вебер, изучая влияние религии на социальные изменения, показал, как вера кальвинистов в божественное предопределение, признаком которого является деловой успех, побуждала верующих к жизни, исполненной труда и бережливости. Таким образом, протестантизм породил соответствующую трудовую этику, которая позже обусловила возможность зарождения западноевропейского капитализма как весьма эффективной экономической системы.

Наряду с регулятивной, религия выполняет еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:

мировоззренческая. Религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;

компенсаторная. Религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;

интегрирующая заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия тем самым выступает одной из форм самоорганизации социума.

Социологический анализ религии не может обойтись без соответствующей интерпретации. Специфика функционирования религии проявляется в тех религиозных отношениях, которые вкладываются в процессе религиозной деятельности людей в соответствии с их религиозным сознанием. Влияние и распространенность их в системе общественных отношений зависит от того, какое место занимает религия среди других социальных институтов данного общества, а в связи с этим и какое влияние она оказывает на все сферы общественной жизни. Поэтому важнейшей характеристикой состояния религиозных отношений в обществе является религиозность населения.

В социологии религии принято выделять три фактора, характеризующих данный феномен:

религиозная вера (идентификация себя как верующего человека);

— религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совершении обрядов и таинств);

принадлежность к определенной религиозной конфессии.

Строго говоря, подлинно верующим может считаться лишь человек, обнаруживающий устойчивые признаки всех трех составляющих религиозности.

Американский социолог Ч. Глок полагает, что существует пять основных факторов религиозности:

— религиозный опыт (виды мистических и экстатических состояний, не пережив которых, человек не может говорить о своей глубокой религиозности);

— уровень религиозной информированности (знание индивидом основных положений вероучения);

— степень воздействия религии на поведение личности и групп.

Проведенные в последние годы российскими, белорусскими, украинскими социологами исследования динамики религиозности показали, что на огромных геополитических пространствах постсоветского общества проявляется бурный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. Наиболее рельефно этот процесс проявляется в быстром и внушительном росте религиозных объединений. Только за три года (с 1992 по 1995 включительно) их количество в Беларуси возросло с 1340 до 2016, или на 676, т.е. на одну треть.

Поэтому правильнее было бы говорить о религиозном Западе и атеистическом Востоке Беларуси, отдельно рассматривая изменение религиозных тенденций в этих зонах республики.

Следует также иметь в виду, что в последнее время на общем фоне своеобразного религиозного «ренессанса» в Беларуси возникли новые, достаточно экзотичные для нее религиозные общины, такие, в частности, как кришнаиты (6 общин), бахай (3 общины), мормоны (3 общины), дзен-буддисты (1 община). В Минске, Бресте, Гомеле, Орше существуют незарегистрированные секты сатанистов.

К идеям высшего суда, истины, добра, искоренения зла, бездуховности (необязательно в ортодоксальной церковной трактовке) обращается, не скрывая этого, значительная часть наших сограждан, в том числе и часть творческой интеллигенции. Все эти процессы, происходящие на фоне снижения жизненного уровня большинства населения, нарастания в различных его группах настроений неуверенности, тревожности, побуждают многих людей искать такую «нишу» в современном кризисном состоянии общества, которая создает относительно меньший риск существования, чем вне ее, и совпадает во многом с социальным статусом верующего.

В такой социально-психологической среде быстро возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит нарастающими темпами процесс переориентации значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего данный процесс связан не с глубоким осознанием «новыми верующими» сущности религиозных учений (они, как правило, их не знают), а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение крестиков, приобретение религиозных книг, икон, посещение богослужений, венчание, крещение детей, отпевание умерших и т.д.).

Религиозная вера воспринимается многими как реабилитационное средство воздействия на людей в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности. Нередко обращение к ней объясняется такими суждениями: «религия побуждает меня задуматься о смысле жизни и смерти», «она меня утешает», «в церкви я не так одинок».

В ситуации, когда на протяжении шестилетнего срока происходит почти двукратное увеличение приверженцев религии, причем религиозность различных индивидов и групп различна по своей интенсивности и характеру, возникает закономерный вопрос: какие факторы влияют на этот сложный процесс мировоззренческой, духовно-нравственной переориентации большинства населения?

Среди причин роста религиозности есть временные, преходящие, связанные с особенностями переходного состояния общества, но есть и глубинные, обусловливающие устойчивое воспроизводство религиозности на достаточно высоком уровне. К числу первых можно отнести эффект психологического отталкивания от всего, что навязывалось советской системой своим гражданам в качестве «обязательных» убеждений; вызванную этим эффектом моду на религию (как «маятниковая» реакция на ее длительный запрет); потребность в психологической защите у массы людей, оказавшихся в результате радикальных социально-экономических преобразований «выбитыми» из своих привычных социальных ячеек и не сумевших эффективно вписаться в новую социальную реальность, найти свое место в ней.

Разумеется, на рост числа верующих повлияла и легитимизация религии и церкви, что позволило открыто признаваться в своей религиозности людям, которые по разным мотивам раньше предпочитали этого не делать.

Большой интерес представляет выяснение вопроса: какими путями, при помощи какой информации, какого общения приходит наш современник к религии?

Социологическое исследование в Гомельской области показало, что 23,9 % респондентов приобщаются к религии в детском возрасте (в обычных ситуациях, где церковь не испытывает гонений со стороны властей, эта цифра бывает в 2-3 раза большей), а 21,2,% обращаются к Богу, став взрослыми.

Чаще всего социальной средой, побуждающей человека обратиться к религии, выступает семья, которая по силе влияния превосходит все остальные индивидуальные и групповые воздействия на внутренний мир личности. 34,5 % верующих отмечают, что именно в семье они приобщились к религии. От 6 до 10 % опрошенных указали на важную роль в этом процессе других людей из социального окружения, духовного наставника, священника.

Каковы особенности проявления религиозности людей в современном обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что с позиций и церковнослужителей, и исследователей религии, по-настоящему верующий человек должен обнаружить единство веры, культового поведения и принадлежности к определенной конфессиональной общине. Иными словами, подлинно религиозным может считаться человек, который не просто заявляет о наличии у него веры в Бога, но у которого эта вера ин-ституциализирована.

В принципе верующий должен стремиться к диалогу с объектом своей веры посредством совершения каких-то культовых действий, т.е. религиозное поведение вызывается у него внутренней духовной потребностью. Вместе с тем, как отмечают американские исследователи, еще в 60-е годы во многих развитых странах у верующих наметился разрыв между личной верой в Бога как состоянием сознания и культовым поведением как выражением этой веры. Так, в конце 80-х годов в США считали себя верующими людьми 94 % взрослого населения, в го же время церковь посещали лишь 40 % американцев.

Итак, первым направлением социодинамики религиозного сознания в постсоветскую эпоху в России и Беларуси является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий при слабой институализации их религиозного поведения.

Следующая тенденция, характерная для «новой религиозности», связана с широким распространением нетрадиционных религиозных верований.

В настоящее время среди достаточно оформленных в нашей стране и за рубежом можно зафиксировать четыре основных направления:

3. Нетрадиционные оккультные (околонаучные) секты, тяготеющие к мистике и магии, теософические общества, которые признают существование скрытых сил в человеке и космосе, познание которых доступно только для избранных («посвященных»), прошедших специальную психическую подготовку. К их числу принадлежат различные группировки, связанные с астрологией (наука о воздействии небесных тел на жизнь и судьбы людей, народов, государств), а также с Сайентологической церковью Р. Хаббарда.

Приведенная типология достаточно условна «и не всегда в каждом конкретном случае позволяет однозначно отнести ту или иную неорелигиозную секту к четко определенной группе. В частности, культы «мунитов», «Аум Сенрике», «Белого братства» содержат в себе экзотическую смесь христианства и восточных религий, мистики и «оккультных наук».

Суть этих изменений состоит в переходе от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, связанном с существенной индивидуализацией бытия человека в нем. Требования же к верующим, предъявляемые традиционной церковью, не вполне согласуются с новой социальной и технологической реальностью. Поэтому сознанию современного образованного верующего наиболее адекватными оказываются индивидуализированные формы религий, которые предлагаются нетрадиционными вероучениями.

В целом можно, очевидно, согласиться с выводом американского социолога Н. Смелзера о том, что сегодня в развитых странах с христианской традицией наблюдается одно и то же явление: отчетливо возрастающий интерес к христианству и его конфессиональным разновидностям; как правило, он проявляется на уровне увлечения религиозной символикой и церковной атрибутикой, т.е. увлечение формой. В то же время на уровне содержания, т.е. вероучения, особенностей догматики и т.д., такой интерес не является характерным. Наоборот, здесь приоритет получают нетрадиционные формы религий.

Социологические исследования, проведенные в Беларуси в 1989-1996 годах, позволяют считать, что верующие разных конфессий, даже в рамках христианства, различаются между собой столь существенно, что их изучение как единой группы становится некорректным. Разная конфессиональная принадлежность означает не только различия в вероучении. На уровне социологического анализа эти различия выражаются в существенной социально-демографический дифференциации верующих разных конфессиональных направлений. Каждая из конфессий привлекает к себе «своих» верующих и удовлетворяет потребность в вере совершенно разных людей.

Таким образом, исторически сложившаяся многоконфессиональность Беларуси предоставляет реальную свободу выбора веры самым разным людям. Предлагая широкие возможности реализации ценностных предпочтений, многоконфессиональная культура тем самым обеспечивает наиболее полное самовыражение каждому верующему. Вместе с тем в такой многоконфессиональной стране, как США, исследователи уже в 70-е ходы обнаружили тенденцию к конвергенции (росту сходства) социальных позиций представителей разных конфессий. Возможно, что по мере выхода из экономического кризиса, роста доходов и связанного с этим снижения уровня имущественной дифференциации различных групп населения подобная тенденция проявится и в Беларуси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *