Что такое социометрические методы

Что такое социометрические методы

Социометрический метод

Социометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrim – измерение. Впервые этот термин был употреблен в конце XIX века.

Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Особенно это относится к изучению неофициальных отношений.

Поскольку социометрический метод применяется для исследований межличностных отношений в малых социальных группах необходимо уточнить это понятие. Под «малой социальной группой» понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-либо общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Исходя из практических исследований, оптимальным принято считать численный состав малой социальной группы 12-15 человек.

Для анализа и интерпретации результатов социометрии большое значение имеет разновидность группы, где проводятся исследования.

В данном случае различают « группу членства » и « референтную » группу. Первая из них объединяет людей, формально входящих в нее; вторая – тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения». Кроме того, различают так называемую « диффузную » группу (взаимоотношения между членами группы строятся по принципу симпатии и антипатии), « ассоциацию » (основой отношений выступает преследование чисто личностных целей), « корпорация » (преследование антисоциальных целей) и « коллектив » (сочетание достижения как личностных, так и общественных целей деятельности.

Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса:

1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев.

2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы.

3. Опрос должен проводиться посторонним лицом.

4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.

Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз.

1. Подготовительная фаза:

а) определение проблемы, задач исследования;

б) выбор объекта исследования;

в) получение информации о членах группы, о самой группе.

2. Фаза социометрической разминки.

а) установление контакта с группой;

б) психологическая подготовка к опросу членов группы;

в) определение содержания социометрического критерия.

3. Фаза собственно опроса.

а) инструктаж респондентов;

б) тиражирование и раздача социометрических карт;

в) заполнение карт респондентом;

г) сбор социометрических карт.

а) обработка полученной информации;

б) проверка данных на надежность и достоверность.

5. Завершающая фаза.

а) формулировка выводов;

б) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных взаимоотношений, структурного состава группы.

Основой содержания социометрической карты является совокупность критериев, представляющих собой вопросы, ответы на которые и служат основанием для установления неформальной структуры в группе. Выбор критериев должен определяться задачами исследования. Как и вопросы анкеты, критерии в своем строении, форме должны отвечать общим требованиям. Одновременно они должны отвечать и специфическим требованиям, а именно:

1. В содержании социометрического критерия должны отражаться взаимоотношения между членами группы.

2. В критерии должна воспроизводиться ситуация выбора партнера.

3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора.

4. Применяемые критерии должны быть значимы для исследуемого коллектива.

5. Критерий должен описывать конкретную ситуацию.

При исследовании малых социальных групп в сфере физической культуры могут задаваться вопросы типа: «С кем из команды Вы предпочли бы проводить свободное время?», «С кем бы Вы хотели жить в одной комнате при пребывании на сборах?», «С кем бы Вы хотели отрабатывать технические действия на тренировке?», «Кто бы на Ваш взгляд мог заменить тренера на занятии при его отсутствии» и др. Приведенные примеры критериев могут быть сформулированы и в отрицательной форме. Например, «С кем бы Вы не хотели проводить свободное время?»

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданным количеством ограничений.

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому раздается анкета и список членов группы, фамилии которых для удобства кодируются номером в списке группы.

Вид карты может иметь следующий вид:

Номер члена группы

В таблице 2 приведены итоги социометрического опроса 8-ми членов группы.

Итоги социометрического опроса

Источник

Что такое социометрические методы

Что такое социометрические методы. Смотреть фото Что такое социометрические методы. Смотреть картинку Что такое социометрические методы. Картинка про Что такое социометрические методы. Фото Что такое социометрические методыВнизу есть список похожих материалов, составленный роботом. Посмотреть Для студентов, проходящих педпрактику.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы – социоматрицы.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).

Что такое социометрические методы. Смотреть фото Что такое социометрические методы. Смотреть картинку Что такое социометрические методы. Картинка про Что такое социометрические методы. Фото Что такое социометрические методы

Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
Предпочитаемые члены группы – набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
Пренебрегаемые члены группы – набравшие минимальное количество баллов (1-2).
Изолированные – получившие только отрицательные выборы.
По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.

На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.

Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.

Что такое социометрические методы. Смотреть фото Что такое социометрические методы. Смотреть картинку Что такое социометрические методы. Картинка про Что такое социометрические методы. Фото Что такое социометрические методы

Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

Что такое социометрические методы. Смотреть фото Что такое социометрические методы. Смотреть картинку Что такое социометрические методы. Картинка про Что такое социометрические методы. Фото Что такое социометрические методы

На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.

Источник

Социометрический метод исследования группы

Социометрический метод исследования группы

Метод социометрии (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых конкретных группах, существующих не меньше шести месяцев.

особенности систем неформальных отношений в группе;

степень психологической совместимости конкретных людей;

внутригрупповые статусы участников процедуры;

качество психологической атмосферы группы в целом.

Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложив­шихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И наконец, соци­ометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения ма­лой группы.

Рассмотрим основные понятия и содержание диагности­ческих процедур социометрии.

В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или об­ратным) и нулевым (отсутствие выбора).

Как правило, один вопрос требует нескольких ответов (выборов).

В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии коммуникативные, направленные на вы­явление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для. »), и гностические, выясняющие степень осоз­нания человеком своих взаимоотношений с членами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас. »).

По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения парт­нерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например, «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?»), и ординарные, связанные с установлением иерархических отно­шений лидерства и подчинения («Кого бы Вы выбрали брига­диром на субботнике?»).

По характеру ответов критерии могут быть предполагаю­щими положительные выборы (типа «Кого бы Вы выбрали для…?») или отрицательные выборы («Кого бы Вы отвергли при…?»).

По количеству ответов критерии подразделяют на непараметрические, или без ограничения числа возможных выборов, и параметрические, или с четким ограничением числа выборов.

Допустим, если в группе двадцать человек, то в первом случае респондент имеет право выбрать от нуля до девятнадцати из них (естественно, кроме себя самого), во втором же случае ему предписывается не выходить за пределы определенного количества выборов, скажем; от нуля до пяти человек.

Оптимальной величиной лимита выборов для школьного класса при социометрии считается три-пять человек.

Основные требования к формулировкам социометрических критериев заключаются в следующем:

смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возраст­ных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;

все ситуации выборов должны описываться максималь­но конкретно и точно (так, содержание критерия «С кем бы Вы хотели вместе работать?» нуждается в непременном уточ­нении (где? когда? и каком качестве? при каких условиях? и т.д.). Иначе различия в понимании словосочетания «вместе работать» превратят вопрос в тот, который обозначает для различных респондентов совершенно разные отношения);

необходимо, чтобы вопросы вызывали определенный ин­терес у большинства респондентов, имели значимость для них;

формулировки не должны содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы но интеллекту­альным, половым, физиологическим и другим признакам.

При проведении социометрического обследования нет и не может быть полной анонимности, иначе сама процедура ока­жется неэффективной. Поэтому карточки должны подписы­ваться респондентам.

Социометрическая карточка при параметрической процедуре может выглядеть таким образом (рис. 1):

Кого из класса Вы хотели бы пригласить домой на свой День рожденья?

Кого из класса Вы не пригласили бы к себе домой на свой День рожденья?

Рис. 1. Пример социометрической карточки при параметрической процедуре.

Желательно, чтобы социометрические карточки предъявля­лись респондентам в отпечатанном виде. Общее количество карточек соответствует численности группы.

Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь, друг с дру­гом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть группу.

Важным условием проведения социометрии является пред­варительное установление доброжелательных и достаточно до­верительных отношений исследователя и респондентов. Эф­фективность работы заметно повышается, если исследователь держится приветливо и уверенно. В тонкости анализа информации членов группы при этом не посвящает. Цель процедуры излагается в популярной форме.

Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что все результаты социометрии конфиденциальны. Заполненные карточки по окончании работы собирает сам исследователь. Окончательные итоги обычно сообщаются индивидуально, используя тактичность и доброжелательность.

При опросе нежелательно присутствие посторонних или официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.

После того как карточки заполнены собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.

Все социометрические карточки надо расположить по алфавиту. Результаты опро­са из каждой карточки занести в матрицу.

Приведем один из вариантов социоматрицы (рис.2).

Рис.2. Пример одного из вариантов составления первой социоматрицы

Социоматрица может быть построена только по положительным выборам (рис. 3). Взаимный положительный выбор обозначают крестиком, заключенным в кружок.

Что такое социометрические методы. Смотреть фото Что такое социометрические методы. Смотреть картинку Что такое социометрические методы. Картинка про Что такое социометрические методы. Фото Что такое социометрические методы

Рис.3. Пример одного из вариантов составления первой социоматрицы по положительным выборам

Для выявления микрогрупп на основе первой матрицы строят вторую (рис. 4).

Что такое социометрические методы. Смотреть фото Что такое социометрические методы. Смотреть картинку Что такое социометрические методы. Картинка про Что такое социометрические методы. Фото Что такое социометрические методы

Рис.4. Пример одного из вариантов составления второй социоматрицы

Выбор из первой матрицы надо продолжать до полной исчерпанности взаимных положительных выборов у всех, кого заносят в последую­щую строчку. Иначе говоря, должен замкнуться круг лиц со взаим­ным положительным выбором. Того, кто не имеет взаимного положительного выбора, записывают в конце матрицы. Микрогруппа может состоять из двух и более че­ловек.

Чем больше выборов получает человек, тем выше его положение в системе личных отношений (тем выше его социометрический статус). Самую верхнюю ступеньку занимают те, кто получил наибольшее число выборов – «звезды». Чтобы попасть в эту категорию, надо получить значительно больше выборов, чем положено в среднем. Так, если каждый член группы мог в среднем рассчитывать на 3 выбора, то те, кто получил 6 и более, попадают в «звезды».

Ступенькой ниже располагаются те, кто получил среднее и выше среднего число выборов. Это «принятые» или «предпочитаемые».

На первой ступеньке оказывается не больше 3-4 человек группы (из расчета, что группа состоит из 30 человек); на второй – 10-12; на третьей – столько же. На последней ступеньке – «изолированные» – может очутиться до 5 человек.

По этим количественным соотношениям можно делать некоторые выводы о характере личных взаимоотношений. Так, соотношений числа членов группы, которые находятся на первых двух ступеньках (они попали в зону благополучного отношения), и числа лиц, занявших неблагоприятные – третью и четвертую ступеньку, изменяет индекс УБВ – уровень благополучия взаимоотношений. При высоком УБВ большинство членов группы находятся в хорошем положении, при среднем – на верхних и низких ступеньках примерно равное число людей, при низком – большинство на третьей и четвертой ступеньках.

Диагностическим показателем является «индекс изоляции», который представляет собой процент изолированных, лишенных выборов членов группы. Ясно, что при прочих равных условиях психологический климат благоприятнее в тех группах и коллективах, где УБВ выше, а «индекс изоляции» ниже определенной средней величины.

На основе социоматрицы строится социограмма. Социограмма – это графическое изображение отношений рес­пондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии. Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализиро­вать групповые взаимосвязи.

Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом (рис.5):

Что такое социометрические методы. Смотреть фото Что такое социометрические методы. Смотреть картинку Что такое социометрические методы. Картинка про Что такое социометрические методы. Фото Что такое социометрические методы

Что такое социометрические методы. Смотреть фото Что такое социометрические методы. Смотреть картинку Что такое социометрические методы. Картинка про Что такое социометрические методы. Фото Что такое социометрические методы

Рис. 5. Условные обозначения на социограмме

Выбор тина социограммы определяется задачами исследования. Социограмма произвольного вида представляет собой следующее (рис.6):

Что такое социометрические методы. Смотреть фото Что такое социометрические методы. Смотреть картинку Что такое социометрические методы. Картинка про Что такое социометрические методы. Фото Что такое социометрические методы

Рис.6. Пример социограммы произвольного вида

Социометрические индексы служат для выявления коли­чественных характеристик отношений в группе. Различают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с.и.).

Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансив­ности (для выбирающего).

Индекс положительного статуса определяется но формуле:

количество положительных выборов i –члена группы

где N – численность группы.

Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:

количество отрицательных выборов i –члена группы

Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитываемся по формуле:

количество выборов, отданных i –членом группы

Аналогично исчисляются «+» и «-» индексы экспансивности. Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.

К групповым социометрическим индексам относят индекс психологической взаимности. Он характеризует во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает «удельный вес» положительной взаимности отношений в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:

где Х+ – число положительных взаимных связей в группе.

уровень благополучия взаимоотношений :

количество лиц, находящихся в категории «звезд» и «предпочитаемых»

Источник

Что такое социометрические методы

Что такое социометрические методы. Смотреть фото Что такое социометрические методы. Смотреть картинку Что такое социометрические методы. Картинка про Что такое социометрические методы. Фото Что такое социометрические методы

Школа интегральной психологии

Лимит выборов позволяет снизить вероятность случайных ответов и стандартизировать условия выборов в группе. В настоящее время принято считать, что для групп 22 –25 участников лимит выбора не должен превышать 4 –5 выбора.

Пример: с кем из участников группы вы бы отправились в разведку? Вы должны выбрать двух человек (параметрическая процедура).

В различных ситуациях мы можем применять различные типы социометрических процедур. В терапевтической группе мы всегда применяем спонтанные, игровые процедуры социометрии. В других ситуациях (например, отбора персонала или спортивной команды) нам нужно применять социометрический тест с последующим построением социометрической матрицы. Социометрический тест является результатом преобразования экспериментальных методов социологии. Однако в отличие от них он позволяет не только измерить существующие социальные отношения, но и исследовать их.

Социометрический тест позволяет выявить то что:

Социометрический тест проводиться в несколько этапов:

Остановимся на этом пункте более подробно.

Количество положительных выборов

Количество положительных баллов

Количество отрицательных выборов (отвержений)

Количество отрицательных баллов

Уже визуальный анализ социометрической матрицы многое говорит о взаимоотношениях в группе: как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто отвергается. Затем происходит детальный анализ:

а) Подсчитывается количество (+) выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству (+) выборов в каждом столбце таблицы.

б) Подсчитывается количество (+) баллов для каждого участника. За первый выбор испытуемому присваивается 2 балла, за второй 1, за все последующие по 0,5 балла.

в) Подсчитывается количество отрицательных выборов (отвержений) для каждого участника.

г) Подсчитывается количество (-) баллов для каждого участника, баллы присваиваются аналогично, только со знаком (-).

д)Если два участника имеют одинаковое число баллов то более высокий статус имеет участник с меньшим порядковым номером.

Здесь представлена социоматрица по одному критерию, можно построить суммарную социоматрицу по всем использованным критериям, а так же матрицы по данным межгрупповых выборов.

По результатам отраженным в социометрической матрице можно определить ряд важнейших количественных характеристик группы и положения в ней отдельных индивидов – социометрические индексы.

Социометрические индексы

Бывают групповые и персональные индексы.

Персональные социометрические индексы.

Количество полученных i-членом выборов

где N – численность группы.

Имеет смысл вычислять положительные и отрицательные статусы являющиеся составными частями общего статуса индивида.

Количество полученных положительных выборов

Индекс эмоциональной экспансивности – характеризует то, насколько член группы связан с остальным членам, сколь активен он в своих выборах.

Количество выборов отданных i-членом группы

Аналогично вышеописанному выводятся индексы положительной и отрицательной экспансивности.

Индекс групповой сплоченности.

Индекс групповой сплоченности не является показателем содержательного качества коллектива, т.к. степень сплоченности может быть высокой и в бандитской шайке и в уличной группировке. Однако, он всегда показывает насколько группа склонна к разрыву, распаду.

Индекс социометрической когерентности – характеризует меру связанности группы по выделенному критерию, настоятельность взаимных контактов, но без учета их знака и направленности.

Количество отданных ( или полученных )выборов

Из формулы понятно, что, «К» является средним арифметическим социометрического статуса и эмоциональной экспансивности.

Индекс взаимности – измеряет сплоченность группы, проявляющуюся в количестве взаимных положительных связей.

Количество взаимных положительных выборов

Социометрический индекс референтности

Количество взаимных положительных выборов

Количество положительных выборов.

Показывает насколько группа является референтной для каждого участника.

Классический социометрический тест, как и любая социометрическая процедура, после проведения, предполагает анализ мотивов, выборов, и отвержений, возможных причин и определение путей изменения неблагоприятных социометрических конфигураций.

Однако для нас важно понимать, что все эти индексы, по сути, характеризуют лишь различные аспекты таких комплексных проявлений человеческого взаимодействия как притяжение или отталкивание.

Социограммы локограмного вида заранее располагают на плоскости членов группы так, чтобы это расположение моделировало их действительное местоположение в том помещении, где происходит основная деятельность группы (класс, цех, офис)

После графического изображения результатов социометрического теста в социограмме, приступают к его качественной оценке. Существуют следующие позиции членов группы: Звезды притяжения, предпочитаемые члены группы, пренебрегаемые, изолированные, звезды отвержения или отвергаемые члены группы. Если, например, каждый член группы мог получить по три выбора то тот, кто получил 6 и более положительных – имеет статус «звезды», 3-5 – предпочитаемые, 1-2 – пренебрегаемые, 0 – изолированные, только отрицательные выборы – отвергаемые.

Несколько менее известна следующая интерпретация групповых позиций, учитывающая наличие в группе нескольких центров притяжения:

Анализ социограммы происходит с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько: структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются группировки из 2, 3 членов реже из 4 и более членов. Группировки выполняют роль эмоциональных ядер общения. Их наличие или отсутствие характеризует психологический климат группы. В хорошо организованных, сплоченных группах лидеры группировок положительно взаимосвязаны, что находит отражение на социограмме.

На одном небольшом предприятии, несмотря на благоприятные условия труда, существуют такие напряженные отношения между людьми, что из-за них страдает не только работа и процесс производства, но и сами работники. Некоторые из них вынуждены регулярно обращаться к врачу из-за психогенных недугов таких как головные и желудочные боли, расстройства сна и пр. Симптоматическое лечение, тем не менее, не приводит к цели если напряженность на предприятии остается скрытой и никто не знает в чем корень зла. Скрытой же она остается до тех пор, пока измеряется только внешняя структура, включающая руководителей двух подразделений (а и б), которые вместе с несколькими сотрудниками и секретаршами работают над различными проектами. Наряду с этим может быть исследована глубинная эмоциональная структура группы и расхождение между ними.

Как же применяется социометрический тест к группе, где возникли подобные нарушения?

В ходе тестирования членам упомянутого предприятия указывается на их проблемы и на важность знания выявляемых с помощью теста их выборов и отвержений для улучшения ситуации. В данном случае критерием теста является вопрос “ С кем из коллег из обоих подразделений вы хотели бы вместе работать, а с кем нет?” Каждый участник получает две карточки. На одной из них он указывает до пяти коллег, с которыми он хотел бы работать, а на другой тех с кем не хотел бы. Выполнив задание, участники тестирования сдают карточки с разным количеством выборов и отвержений социотерапевту. Так как социометрические выборы и отвержения зависят от критерия теста то для обстоятельного социометрического исследования должно быть проведено не менее двух социометрических тестов. На втором этапе исследования служащие определяются, с кем из коллег они хотелись бы сойтись поближе во время запланированной на предприятии совместной поездки на выходные. Обработку данных социометрических тестов можно провести не только с помощью математической обработки, но и на социограмме где данные структуры будут представлены максимально наглядно. Если мы исследуем социограммы 1 и 2 нашего примера ( небольшое предприятие с подразделениями а и б, то мы увидим одних и тех же участников но совершенно разные социометрические структуры)

Тестовый критерий 1 относится к совместной работе. Данная социограмма указывает на расслоение подразделения а) на две подгруппы. Его шеф (1) в первом выборе отдает предпочтение руководителю второго подразделения (А), во втором и третьем выборах секретаршам (2) и (3). Обе сотрудницы отвергают друг друга.

Необходимо также отметить крайне тяжелое в профессиональном отношении положение руководителей обоих подразделений, которые поддерживаются только взаимными выборами

Тестовый критерий 2 относится к совместному проведению досуга. Структурный анализ второй социограммы кардинально отличается от первой. Если в первой (5) только отвергается то во второй на веселую, молодую женщину приходиться 7 выборов, которые делают ее “звездой притяжения”. И наоборот (6) на этот раз оказывается полностью изолированной.

Групповая сплоченность подразделения б) по критерию сотрудничества с тремя внешними выборами лишь не намного меньше, чем сплоченность подразделения а). Отношение составляет 3:2. По второму критерию оно составляет вместе с отвержениями 7:1. Кроме того, на социограмме 2б) меньше парных, треугольных, цепных структур и нет фигуры звезды в качестве ключевой персоны. Структура подразделения б) по второму критерию является экстравертированной и характеризуется низкой сплоченностью.

Социометрический перцептивный тест

Данный метод является модификацией описанного выше социометрического теста.

В социометрическом перцептивном тесте от испытуемого требуется, исходя из своих представлений, отметить на листке в соответствии с заданным критерием вначале свои выборы и отвержения людей из данной группы, затем отмечать касающиеся его самого выборы и отвержения членов его группы, характеризуя тем самым те чувства, которые как ему кажется они к нему испытывают. Перцептивная социограмма становится релевантным только при сравнении с реальной социограммой. При их сопоставлении выявлено, что у психически здоровых людей, адекватно воспринимающих себя и окружающих перцептивная социограмма в значительной степени совпадает с реальной.

Подобную процедуру можно сделать непосредственно в группе, предложив участнику расставить членов группы вокруг себя по выбранному критерию (н-р, ближе стоят те кто испытывает ко мне симпатию, а дальше те кто равнодушен, сзади стоят те кому я не нравлюсь) а затем предложить участникам занять место в соответствии с собственным отношением.

Данный метод эффективно применять при семейной терапии, конфликтных взаимоотношениях в коллективе. Он позволяет сразу выявить наиболее нарушенные отношения и довести это до сознания пациента.

Практическое применение некоторых социометрических техник

Социометрические техники можно разделить на две большие группы: групповые и индивидуальные. К групповым относятся классический социометрический тест, социограмма, спектрограмма, импровизационная групповая игра и т.д. К индивидуальным относятся техники исследования социального атома, тест эмоциональной открытости, тест знакомства.

Групповые социометрические техники отличаются от индивидуальных тем, что участники находятся в равном положении и выполняют одинаковые действия, определяясь относительно выбранного критерия. В индивидуальной социометрии в центре действия находится какой-либо участник, который задает сам критерий, вокруг которого определяются либо все члены группы, либо те на кого упал выбор данного участника. (приведенный выше пример)

Социограмма кроме классической формы может выполняться в пространстве в процессе непосредственного группового взаимодействия. В данном случае члены группы располагаются в пространстве таким образом, чтобы дистанция между ними соответствовала их реальным отношениям. Вместо самих участников в пространстве могут располагаться их вещи, например обувь, платки, украшения.и т.д.. У социограммы может и не быть какого-либо окончательного варианта, так как она предполагает произведение необходимых для участников изменений отношений непосредственно во время процедуры. По окончании производиться анализ мотивов и причин выбора той или иной дистанции, ощущений участников.

Импровизационную групповую игру используют в качестве социометрической с точки зрения ее социометрической обработки. Такой анализ позволяет раскрыть социоэмоциональную структуру группы и позиции ее членов. Критериями обработки могут быть следующие:

на основе таких критериев анализа составляется актосоциограмма, которая отражает не непосредственные выборы и отвержения, а частоту активного обращения.

Тест эмоциональной открытости проводиться для исследования потенциала эмоциональной открытости. Основываясь на предпосылке, что человек обладает лимитом эмоциональной открытости и его запас не может распространяться на всех, исследуется количество выборов этого человека, имеющихся с помощью данного критерия. Измерение проводиться несколько раз.

Тест знакомства используется для определения количества людей, с которыми бы участник группы мог бы поговорить, обсудить свои проблемы. Здесь не важно, какое количество времени участник знаком с выбираемыми людьми и сколько раз они общались. Ограничение в выборе касается тех, с кем субъект живет вместе. В результате процедуры определяются потенциальные друзья, обсуждаются мотивы и причины выборов.

Эмоционально-психологические аспекты проведения социометрического исследования

Для преодоления названных трудностей социометрист, используя беседы, интервью, дискуссии должен разрушить непонимание, указать на причины страха. Главная идея социометрии состоит в том, что он несет лучшую организацию группы и более сбалансированное участие каждого ее члена. Именно социометрия с последующей проработкой вскрывшихся групповых конфликтов позволяет преобразовывать групповой сообщество в терапевтическое, высвобождать внутренние конструктивные силы группы. Именно это социометрист должен донести до каждого, направляя все свои усилия к достижению полного сотрудничества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *