Что такое соцветие у растений 1 класс
Соцветия растений, биологический смысл, простые и сложные соцветия
Цветки могут быть одиночными либо собранными в группы. Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в соцветия?
Количество цветков в соцветиях может быть различно: от небольшого количества у большинства растений (в пределах десятка) до сотен, а у некоторых растений — до десятков тысяч (агавы, пальмы).
Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром. Когда цветки собраны в группы, насекомые-опылители могут быстрее перемещаться от одного цветка к другому, перенося пыльцу с тычинок на рыльце пестика. Также небольшие цветки, объединённые в соцветия, стают более заметными и привлекают ос, пчел, бабочек. У ветроопыляемых наличие такой конструкции повышает возможность оплодотворения, а также дают большее количество плодов, чем одиночные цветки.
Существуют различные типы соцветий, которые классифицируют по разным признакам, но чаще всего выделяют простые и сложные.
Простые соцветия
Простые — соцветия, где цветки находятся на основной оси, и ветвление не превышает второй порядок (примеры, черёмуха).
К простым относятся: кисть, щиток, колос, початок, сережка, зонтик, головка, корзинка.
Соцветие кисть — отдельные цветки, расположенные на удлиненной оси. Цветоножки каждого цветка имеют примерно одинаковую длину (резеда, люпин, черемуха, ландыш).
Щиток — у нижних цветков более длинные цветоножки, чем у верхних. Благодаря этому все цветки расположены почти в одной плоскости (груша).
Колос — на главной удлиненной оси находятся сидячие цветки. Простой колос характерный для многих видов подорожника, злаковых, вербена.
Початок отличается от колоса мясистой утолщенной осью, цветки лишены цветоножек, соцветие часто окружено листьями (кукуруза).
У сережки в отличие от кисти свисающая ось (ива, смородина), она достаточно длинная, с плотно расположенными цветками.
Зонтик — цветоножки отдельных цветов разной длины отходят от верхушки стебля, как спицы зонтика. Цветки располагаются в одной плоскости или куполообразно (лук, вишня).
Головка — на укороченной и расширенной главной оси находятся тесно сближенные цветки (клевер).
Самый специализированный вид простого соцветия — корзинка, которая встречается у растений семейства Сложноцветные.
Корзинка представляет собой множество мелких сидячих цветков, которые располагаются на укороченной и утолщенной блюдцеобразной оси. Снаружи корзинка имеет обвертку из одного или нескольких рядов прицветных листьев (подсолнечник, василек).
Сложные соцветия
Сложные соцветия состоят из нескольких простых соцветий, при этом ветвление идет выше второго порядка (примеры, пшеница, рожь).
В зависимости от вида нарастания и направления раскрывания цветков сложные соцветия делят на:
Рацемозные— с моноподиальным нарастанием осей, а раскрытие цветков начинается с основания, постепенно достигая верхушки (примеры, иван-чай).
Цимозные— с симподиальным нарастанием осей, при этом вырастают равнозначные оси, каждая из которых заканчивается цветком. Раскрытие цветка начинается с верхушки и заканчивается основанием (например, медуница).
Рацемозные
К сложным рацемозным относятся: двойные кисти, метелка, вильчатое соцветие, шишка.
Двойные кисти — характеризуются длинной основной осью, на которой расположены пазушные простые кисти. Встречаются у растений из семейства Мотыльковые. Сложный колос и зонтик являются разновидностями двойной кисти.
Метелка имеет больше ответвлений, чем двойная кисть, а также нижние простые соцветия у них сильнее развиты, чем верхние (сирень, бирючина, виноград). На ветвящейся главной оси располагаются кисти либо простые колоски.
Есть и иные варианты этого соцветия. Если идет снижение числа простых соцветий в верхнем слое, метелка стает щитковидной (калина, бузина, рябина).
Вильчатое соцветие — основная ось дает две супротивные ветви второго порядка (примеры, медуница, окопник).
Шишка — представляет собой плодовую часть и соцветие хвойных деревьев. Формируется из чешуек, которые расположены в виде колоса.
Цимозные
К сложным цимозным соцветиям относятся: дихиазии, монохазии, плейохазии, тирс.
Цимоиды — основная ось не прослеживается. Выделяют три типацымозных соцветий: дихазии, монохазии и плейохазии, что зависит от количества боковых ветвей, сменяющих исходную.
Дихиазные — имеют несколько осей, от которых отходят 2 оси следующего порядка. Новые оси формируются в верхней части исходной, приобретая вид ложных зонтиков.
Монохазии — из каждой исходной оси выходит лишь одна дочерняя. Когда соцветие отцветается, оно похоже на кисти или колосья. Среди монохазий есть извилины и завитки.
Плейохазии характеризуются наличием одной материнской оси, которую сменяют мутовчатые ветви (пример, бузина).
Тирс — моноподиально нарастающая основная ось с прикрепленными соцветиями-цимоидами. Тирсы встречаются часто, типичные представители семейства Яснотковые, Бурачниковые.
Растения одного семейства могут иметь как простые, так и сложные соцветия. К примеру, для бобовых таковыми являются кисть или метелка.
По наличию и характеру прицветных листьев (прицветников) соцветия классифицируют на:
Давайте определимся, что такое соцветие, какие бывают виды соцветий, почему они вообще образуются, какие известные растения относятся к тому или иному виду, какова их биологическая роль.
Что такое соцветие
Покрытосеменные характеризуются наличием цветка. Они могут быть расположены одиночно или собраны в соцветия.
Соцветие – часть побега, несущая группу цветков. Эта часть обычно четко отделяется от остального побега. Цветы в ней расположены в определенном порядке, классификация основана именно на этом признаке.
Классификация соцветий в биологии основана на нескольких основополагающих признаках.
По характеристикам прицветных листьев выделяют:
голые (эбрактеозные) – редис, икотник.
По последовательности раскрывания венчиков:
По типу поведения точки роста:
закрытые – верхушечная меристема образует верхушечный цветок;
Таблица «Основные типы соцветий»
Схема и изображение
У цветков, расположенных ниже, цветоножки длиннее, за счет этого все цветки располагаются в одной плоскости.
Цветоножки одинаковые по длине и расположены на длинной общей оси. Свисающую кисть называют сережкой.
Ландыш, люпин, черемуха, береза
У простого колоса цветки без цветоножки, расположены на центральной оси
Центральная ось, несущая сидячие цветки, утолщена. У початка часто сильно развиты крупные присоцветные листья с функцией защиты и привлечения опылителей.
Цветоножки отходят из верхушки стебля, цветки образуют плоскость или сферу.
Главная ось короткая и сильно утолщенная. На ней плотно расположены сидячие цветки.
Центральная ось разрастается, принимая форму блюдца, на ней плотно расположены мелкие цветки без цветоножек и венчиков, кроме наружного ряда, где венчики ярко выраженные.
Длинная основная ось, на ней растут простые кисти. Разновидностями являются сложный зонтик и сложный колос
На общей оси расположены простые колоски.
Боковые оси несут простые зонтики.
У такого соцветия ответвлений больше, чем у двойной кисти, при этом нижние соцветия гораздо крупнее.
Сирень, виноград, рис
Султан или ложный колос
Представляет собой сжатую метелку.
От основной оси отходят две ветви второго порядка.
От основных осей отходят 2 оси последующего порядка
Характерно симподиальное нарастание. Каждая предыдущая ось дает начало последующей.
От главной оси ответвляются поочередно оси, несущие по одному цветку.
От основной оси отходят мутовчатые ветви.
Биологическое значение соцветий
Растения в процессе эволюции вырабатывают разнообразные способы для выживаемости вида.
Это могут быть приспособления как вегетативные, так и генеративные. Появление соцветий является проявлением стратегии растений по увеличению количества семян и плодов, образующихся на одном побеге.
Эволюционно соцветия более выгодны для растений за счет повышения эффективности опыления и образования семян:
крупное соцветие легче заметят насекомые-опылители;
насекомое опылит большее количество цветков, так как расположены они близко друг другу;
большое количество цветков издает более сильный аромат, чем одиночный;
венчики в соцветии развиваются и раскрываются в определенной последовательности, таким образом увеличивается период цветения, увеличивая шансы на опыление;
увеличенное количество семян, образующихся из большого количества цветов.
Презентация по окружающему миру «Соцветие»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«СОЦВЕТИЯ» КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Выполнила: учитель-логопед МОБУ СОШ №1 Грибкова Лариса Сергеевна FokinaLida.75@mail.ru
Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке. FokinaLida.75@mail.ru
Виды соцветий: простые сложные метёлка сложный зонтик сложный колос кисть колос зонтик головка корзинка початок FokinaLida.75@mail.ru
Зонтик – цветоножки выходят из вершины оси. П Р О С Т Ы Е FokinaLida.75@mail.ru
Головка – главная часть укорочена и округло расширена, на ней тесно расположены сидячие цветки или цветки на очень коротких цветоножках. П Р О С Т Ы Е FokinaLida.75@mail.ru
Колос – сидячие цветки (без цветоножек) расположены на главной оси. П Р О С Т Ы Е FokinaLida.75@mail.ru
Корзинка – сидячие цветки на разросшемся плоском ложе соцветия. П Р О С Т Ы Е FokinaLida.75@mail.ru
Початок – главная ось сильно утолщена, на ней расположены сидячие цветки. П Р О С Т Ы Е FokinaLida.75@mail.ru
Метёлка – несколько кистей на общем стебельке. С Л О Ж Н Ы Е FokinaLida.75@mail.ru
Сложный зонтик – несколько простых зонтиков из вершины общей оси. С Л О Ж Н Ы Е FokinaLida.75@mail.ru
Сложный колос – несколько простых колосьев на общей оси. С Л О Ж Н Ы Е FokinaLida.75@mail.ru
Спасибо за внимание! FokinaLida.75@mail.ru
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1508553
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема урока: «Соцветия»
Презентация к уроку
Цель: Раскрытие роли соцветий в жизни растений.
Оборудование: слайд-презентация, мультимедийный проектор, компьютерная презентация “Соцветия”, учебник.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
А) Фронтальный опрос.
Какие части цветка находятся в его центре и каково их строение? (пестик: рыльце, столбик, завязь с семязачатками; тычинка: тычиночная нить, пыльник с пыльцой).
Чем простой околоцветник отличается от двойного? (Двойной состоит из венчика и чашечки, а простой – только из венчика).
Чем обоеполые цветки отличаются от однополых? (В обоеполых цветках находятся и пестик и тычинки, а в однополых – либо пестик, либо тычинки).
Растения с однополыми цветками могут быть двудомными и однодомными. Какие растения называются однодомными? Приведите примеры. (это растения, с однополыми цветками, располагающимися на одном растении. Береза, огурец, кукуруза: пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении.)
Какие растения называются двудомными? (Это растения с однополыми цветками, располагающимися на разных растениях: тычиночные на одном, а пестичные – на другом. Крапива двудомная, облепиха, ива, тополь).
Б) Рассказ учащегося.
Таблица «Строение цветка» – учащийся рассказывает о строении цветка.
В) Индивидуальные ответы учащихся.
Г) Описание цветка по его формуле.
Д) Закончите предложение:
1. Укороченный побег, служащий для семенного размножения – (цветок).
2. Цветки растений размещаются на тонких стебельках – (цветоножках).
3. Совокупность лепестков образуют – (венчик).
4. Главные части цветка – это (тычинки и пестик).
5. Пестик состоит из – (завязи, столбика и рыльца).
6. Тычинка состоит из – (тычиночной нити и пыльника).
7. Внутри пыльника развивается – (пыльца).
8. Совокупность чашелистиков образуют – (венчик).
3. Формирование новых понятий.
— Ребята! Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос. (слайд №2)
Цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности?
— Тема урока – “Соцветия” (слайд №1). Запишите в тетрадь.
— Что такое соцветие? Запишите понятие в тетрадь. (Слайд №3)
Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках, или сидячие.
— Строение соцветий. (Слайд №4)
Если в образовании соцветия – только главная ось, то соцветие образуется простое, если главная ось и отходящие от неё боковые оси, то соцветие образуется сложное. (Слайд №5)
— Зарисуйте в тетрадь таблицу.
1. Кисть
1. Сложная кисть (метёлка)
— Рассмотрим сначала простые соцветия
1. Кисть и колос (слайд№6)
2. Початок и зонтик (слайд №7)
3. Корзинка и головка (слайд №8)
— Работа с учебником (найти растения, имеющие названные соцветия).
— Теперь рассмотрим сложные соцветия:
1. Сложная кисть (метёлка) и сложный колос (слайд №9)
2. Сложный зонтик (слайд №10)
— Работа с учебником (найти растения, имеющие названные соцветия).
Лабораторная работа “Соцветия”.
— Вопрос к классу: Какова биологическая роль соцветий? (слайд №11).
— Биологическая роль соцветий. (слайд №12)
4. Подведение итогов урока.
Тест.
1. Соцветия кисть характерно для:
2. К сложным соцветиям относятся:
3.У большинства цветков в первую очередь замечаешь:
4. Неправильные цветки у растений:
5. Установите соответствие
А) Орган растения, на месте которого 1 – цветок развивается плод 2 – венчик цветка
Б) Пестик и тычинки цветка 3 – главные части цветка В) Чашечка и венчик 4 – околоцветник
А) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности
Б) видоизмененный побег
В) видоизмененный цветок
7. Простым называется соцветие, у которого:
а) цветки располагаются непосредственно на главной оси
б) цветки располагаются на боковых побегах
в) цветки располагаются на верхушках побегов
Задание “Первая буква”
Нужно называть соцветия, название которых начинаются на ту же букву, что и названия животных. Например:
Задание: “Сквозная буква”
Вместо черточек поставьте буквы и получите названия соцветий:
— С какой темой вы познакомились на уроке?
— Вам было интересно на уроке?
— Что вы узнали нового на уроке?
— Как вы считаете, вам пригодятся знания о соцветиях в вашей жизни?
— Как бы вы оценили свое участие на уроке?
В. Домашнее задание.
Параграф 29, задания на карточках.
Зарисуйте соцветия, отгадав, о каком из них идёт речь
8) Если убрать три последние буквы в моем названии, я превращусь в суп из капусты. (Щиток – щи.)
Дополнительная информация к уроку
Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает. (слайд №13)
Самое маленькое соцветие имеет растение ряска австралийская.
Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. В качестве примера можно привести шоколадное дерево (Theobroma cacao). (слайд №14)
Урок «Цветки и соцветия»
Разделы: Биология
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Технология – проблемного обучения, развивающего обучения, группового обучения.
Решаемые проблемы – Что такое цветок? Какие бывают цветки? Каковы причины формирования соцветий? Какие они бывают?
Виды деятельности – фронтальная беседа, рассказ учителя, демонстрации, работа с гербариями, выполнение задания, решение задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
Метапредметные УУД – развивать элементы исследовательской деятельности – уметь сопоставлять, делать выводы и заключения;
Личностные УУД – формирование познавательного интереса к предмету исследования; формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире; отработка умения совместной деятельности.
Оборудование:ноутбук,мультимедийный проектор, интерактивная доска, подборка изображений «Строение цветка», «Разнообразие цветков», «Соцветия», гербарии с соцветиями кисть и корзинка, модель строения цветка, комнатные растения, шаблоны таблицы «Типы соцветий».
План-конспект урока
1. Организационный этап
Постановка учебной задачи в беседе с классом.
Итак, мы продолжаем изучать жизнь растений. Мы уже знаем, что у высших цветковых растений есть две группы органов… вегетативные и генеративные.
Вегетативные органы, это…корень и побег.
Они нужны для…обеспечения повседневной жизни растений (питания, роста).
С помощью побега и корня у цветковых растений возможно осуществление какого типа размножения? Вегетативного.
Какие способы вегетативного размножения вам известны? Ползучими побегами, корневищами, клубнями, луковицами, корневыми отпрысками и др.
А многолетнее растение зацветает на первый год (например, саженец яблони)? Нет.
Почему? Т.к. одно из важных условий цветения и плодоношения растений является развитие корня и побега, образование и накопление ими запаса питательных веществ. Т.е. семенному размножению предшествует подготовительный период роста и развития растения. Ведь только в благоприятных условиях растение зацветет и оставит после себя потомство.
Развитие вегетативных органов – Накопление веществ – Возможность семенного размножения
Итак, в благоприятной обстановке у взрослых цветковых растений развиваются… генеративные органы – цветки, плоды и семена.
Растения нашей планеты очень разнообразны (например, комнатные растения), как разнообразны и условия жизни на Земле. А разнообразие в строении цветков связано еще с приспособлениями к разным способам опыления.
Запись темы урока в тетрадь.
2. Повторение и беседа по ранее изученному материалу
При знакомстве с органами цветкового растения мы говорили о строении цветка – отличительной черте цветковых растений:
3. Изучение нового материала
3.1 Цветок – видоизмененный побег
Давайте подумаем, на какой части растения развивается цветок? На побеге.
Что развивается на месте цветка? Плод с семенами.
Цветок – видоизмененный побег, орган семенного размножения.
Почему сбор редких цветущих растений на букеты приносит вред природе? Сорванное цветущее растение не оставит после себя семян.
3.2 Изучение многообразия цветков
Сравнение по изображению различных цветков (подборка изображений с цветками различного строения). В ходе сравнения выясняется, что у цветков имеются различия в строении:
Околоцветника – одинаковые листочки (околоцветник простой) или есть чашечка и венчик (околоцветник двойной);
Чашечка может быть сростнолистная и раздельнолистная;
Венчик (привлечение насекомых–опылителей) – сростнолепестный и свободнолепестный;
Простой околоцветник, например, у тюльпана; двойной – у примулы.
Тычинок и пестиков – главных частей цветка, отвечающих за образование семян и плодов.
Двуполые цветки (есть и тычинки и пестики) – например, у тюльпана и примулы. Однополые тычиночные и пестичные цветки могут быть у однодомных (огурцы) и двудомных растений (ива).
Решим задачи:
Итак, цветки в природе очень разнообразны, они отличаются окраской, размерами, строением т.к. приспособлены к различным способам опыления.
4. Изучение соцветий
Сравним по изображению цветки, например, тюльпана и ландыша. В чем разница? В размере, количестве цветков на цветоносе.
У тюльпана – одиночный цветок, у ландыша – соцветие.
Соцветия – это группы цветков, расположенных в определенном порядке.
Познакомимся с основными типами соцветий и заполним таблицу.
Знакомство с типами простых и сложных соцветий. Учитель называет тип соцветия, его краткую характеристику, примеры растений, демонстрирует на изображениях, вписывает в заранее подготовленную на доске таблицу (а учащиеся в шаблоне) названия соцветий и примеры растений с данным типом соцветия.