Что такое совесть 4 класс

Классный час «Беседа о совести» 4 класс

Тема: «Беседа о совести»

Цель: расширять представления детей о понятии «совесть», о совестливых и бессовестных людях; учить рассуждать о том, зачем человеку совесть; на примере рассказа В. Осеевой «Почему?» рассмотреть поступок мальчика, пошедшего против своей совести, но сумевшего достойно выйти из неприятной ситуации.

Ход классного часа.

Учитель: что такое совесть и зачем она человеку? Давайте поговорим сегодня об этом.

Нечто невидимое, неслышимое, не определяющееся на ощупь, зовущееся совестью, является способностью человека контролировать свои поступки и самостоятельно оценивать их.

Все мы совершаем ошибки, кто-то чаще, кто-то реже. Вспомните случаи, когда вам было стыдно.

Чувство стыда – это показатель наличия совести у человека.

Какие чувства, ощущения вы испытывали?

Учитель: Народ придумал много крылатых выражений, пословиц о совести:

Совесть замучила; совесть гложет; душа не на месте; сгореть от стыда; совесть без зубов, а загрызет; наперед спроси у совести; угрызения совести.

И об её отсутствии:

Хоть наплюй в глаза: ему всё божья роса; хоть о стенку горох; душа христианская, а совесть-то цыганская.

Учитель: как отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой и сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признаться, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, тот, несомненно, человек совестливый.

Чего не сделает человек совестливый?

ü Не обидит слабого, старого, малого.

ü Не влезет без очереди.

ü Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.

ü Не свалит свою вину на другого.

ü Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.

ü Не выгонит из дома состарившегося пса.

ü Не будет радоваться чужому горю.

Учитель: о том, какие муки совести может испытывать человек, хорошо написала в своем рассказе «Почему?» В. Осеева.

(чтение рассказа учителем или хорошо читающим учеником).

Учитель: как вы думаете, почему мальчик не признался сразу?

-Почему мама после признания сына не стала бранить его?

-Есть ли совесть у этого мальчика?

-Кто может сказать, какого цвета совесть?

-А где она находится?

-Если совесть мучает, как её успокоить? (загладить вину: попросить прощения, покаятся, совершить хороший поступок)

-Для чего человеку совесть, если она доставляет ему столько неудобств? Наверное, для того чтобы человек смог остаться человеком, умел отличать добро от зла, контролировать свои поступки, быть судьёй самому себе, отвечать за свои действия перед самим собой. А как думаете вы?

Учитель: повторю, мы все временами совершаем ошибки. Но давайте учиться признавать их – это самое трудное! Давайте учиться быть мужественными и честными перед собой, своей совестью. Это нужно, прежде всего, нам самим для того, чтобы мы могли себя уважать, и тогда нас будут уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!

Учитель: продолжите фразу: «Сегодня я понял…»

— Смотри, Бум, — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

Уши мои горели. Я развёл руками:

— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

— Ты очень испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

— Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

— Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»

Мама долго не спала. Она тоже думала:

«Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё «почему».

Источник

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ по теме «Совесть»(4 класс)

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ОРКСЭ совесть 4 класс.docx

Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль: «Основы светской этики»

Тема урока : «Совесть» Класс : 4 класс. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

— дать представление о нравственных понятиях – совесть и стыд;

— развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;- воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа, рассказ), практические (упражнения), наглядный (демонстрация).
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применений знаний, методы проверки знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый, проблемное изложение изучаемого.
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.
Методы формирования ответственности: формирование понимания личностной значимости.
Методы организации взаимодействия и накопления социального опыта: временная работа в парах, группах.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).

І. Организационноый этап

Я рада вновь увидеть Вас,

Отбросьте страхи и волненье.

Мы с вами уже многое узнали

О Родине, культуре и традициях,

Надеюсь, что Вам было интересно,

Продолжить обученье есть желание?

Тогда мы можем смело приступать

К разгадке тайн и постиженью новых знаний.

-О том, что знаешь ты,

И то, что мне известно.

-Нам будет интересно!

А теперь давайте улыбнутся все те, кто справа от нашей поляны Доброты, а теперь все те, кто слева от нашей поляны, а теперь друг другу.

На сегодняшний урок к нам пожаловали гномы.

Провожу тренинг «Как не попасть в сети зла?»

Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

3.Прими правильное решение.

4.Похвали себя за это.

-Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на Земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это?

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
Что главное, скажите в человеке? (Предположения- Добро, ….)

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека – совесть!

ІІІ. Этап планирования и постановки учебных задач

Просмотр видеоролика на песню » Что говорит нам Совесть « https://www.youtube.com/watch?v=qfybuD7uCF8

Обмен впечатлениями после просмотра. Как зовут третьего гнома?-Совесть.

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

3.Прими правильное решение.- Воля

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Источник

Презентация классного часа «Совесть и раскаяние» 4 класс

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

«Совесть и раскаяние»

Описание слайда:

2
Совесть и раскаяние

Описание слайда:

3
Цели
-Дать понятие о совести и раскаянии
-Развивать стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения;
-Формировать нравственные качества личности: ответственность и порядочность

Описание слайда:

4
Ввод в тему.
Случай из жизни
Мальчик бросил в чужое окно мяч и с гордостью рассказывал своим приятелям о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала скорая помощь и врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна. И теперь недавний «герой» готов был отдать все на свете, лишь бы не было этого подвига. То, чем он гордился стало поводом для его глубочайшего стыда и позора.

Приведите пример из своей жизни, когда вам было стыдно за себя или окружающих?

Описание слайда:
Описание слайда:

6
Работа с индивидуальными карточками
Люди с чистой…
Со спокойной…
Угрызения…
Поступить по…
Сделать на…
Для очистки…
Этот поступок лежит на его…
И как только у него… хватило
Без стыда и…
совестью
совестью
совести
совести
совесть
совести
совести
совести
совести
Вставить пропущенные слова:
Объяснить значение выражений

Описание слайда:
Описание слайда:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство,
Есть еще:
Совесть
И честь А.Яшин.

Описание слайда:

9
Работа в парах (группах)
Чтобы стать ловким и сильным- упражняют тело. Чтобы хорошо учиться- упражняют ум, а можно ли упражнять совесть? Давайте подумаем как это сделать?
-размышлять что хорошо, а что плохо
-учиться ставить себя на место других
-видеть последствие каждого своего поступка
-думать об окружающих, а не только о себе
-делать людям добро, а не делать зла

Описание слайда:

10
Два дела
«Вложив совесть в человека, Бог поручил совести
два дела:
1.Перед выбором совесть показывает, как должен
поступить человек.
2.После ошибки совесть срабатывает как тревога:
«Так нельзя, исправься».
Самое главное в жизни человека быть в ладу со
своей совестью».
Священник А.В.Кураев

Описание слайда:

11
Соверши доброе дело
Найдите дело, противоположное совершенному поступку:

Пожадничал попроси прощения

Сказал злое слово скажи правду

Описание слайда:

-Кто пытался помочь человеку?
-Чем кончились попытки?
-Кто помог человеку выбраться из пропасти?
-Что вы знаете о покаянии?
Притча о покаянии

Описание слайда:
Описание слайда:

Раскаяние (покаяние)- это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам
О раскаянии

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

17
Святые мысли
«Если ты заболел и ищешь исцеления, то, прежде всего,
позаботиться о совести. Все, что она говорит, сделай и найдешь
пользу»
(Святой Марк Подвижник)
«Дверь покаяния всегда открыта и неизвестно, кто прежде войдет
в нее, ты ли осуждающий или осуждаемый тобою»
(Святой Серафим Саровский)
«Многие люди не стыдятся грешить, но они стыдятся просить о
прощении»
(Августин)

Описание слайда:

18
Определи состояние человека, изображенного на картине
Стыд
Раскаяние

Описание слайда:
Описание слайда:

20
Рефлексия
Как вы думаете, нужна ли эта тема сегодня?
Что нового узнали?
Хотели бы вы что-то изменить в себе после нашего разговора?
Напишите на простом листе бумаги о своем злом поступке или пороке с которым бы вы хотели расстаться. Мысленно попросите прощения. Порвите этот листок.

Описание слайда:

Основы православной культуры. / А.В.Кураев
Притчи для маленьких и взрослых/ Монах Варнава (Санин), том 1

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация по ОБЖ «Пожарная безопасность» 1-2 класс

Сценарий классного часа «Как себя вести»

Методическая разработка плана воспитательной работы 11 класса

Презентация по окружающему миру «Личная гигиена школьника»

Презентация рабочей тетради классного руководителя

Доклад по теме самообразования классного руководителя «Личностно-ориентированный подход в воспитании подрастающего поколения»

Родительское собрание «Как поддержать интерес к учебе»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5424153 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое совесть 4 класс. Смотреть фото Что такое совесть 4 класс. Смотреть картинку Что такое совесть 4 класс. Картинка про Что такое совесть 4 класс. Фото Что такое совесть 4 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока на тему «Совесть» по ОРКСЭ (4 класс)

Конспект урока по теме «Совесть».

Цель урока: формирование мотивации младших школьников к осмыслению сущности нравственного понятия.

Задачи:

— дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;

— развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;

— воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Планируемые результаты:

Личностные – развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками, оценивать собственное отношение к изучаемой теме.

Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).

Коммуникативные умения- слушать и вступать в диалог; участвовать в групповом обсуждении вопросов; организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия; оформлять свою мысль в письменной и устой речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация, музыкальный и видео материалы.

1. Подготовка к активной деятельности, мотивационная установка.

Показ отрывка из мультфильма «Лунтик» 350 серия.

-Что такое совесть?

Но чтобы ответить на этот вопрос, мы сегодня поиграем в игру «Путь истины».

2.Проведение технологической игры «Путь истины»

1 этап-формирование индивидуального продукта.

Каждый самостоятельно в произвольной форме отвечает на поставленные вопросы. Если кто-то не хочет участвовать, на первых порах не надо давить. Результат обязательно должен быть зафиксирован на листке №1, устные высказывания не допускаются. Надо ответить на вопросы: по вашему мнению, совесть:

1.Что это?

2.Из чего состоит?

3.Зачем это?

2 этап-согласование в парах ответов на поставленные вопросы.

Участники объединяются в ДУЭТЫ. Из двух продуктов составляется один так, чтобы получилось новое качество, но при этом не должна потеряться индивидуальность. Возможны три уровня согласования:

-Интеграция-новое качество, включающее оба продукта;

-Структурирование, обобщение с сохранением индивидуальности.

Это поле «СО» с сохранением поля «САМО». Результат фиксируется на листе №2.

На втором этапе вступает в силу основной закон игры:

«РАЗРЕШАЕТСЯ, как угодно дополнять и уточнять мысль партнёра с его ведома»

ЗАПРЕЩАЕТСЯ игнорировать и выбрасывать мнение партнёра и говорить слово «НЕТ» (возможно использование формулы «ДА, если…»)».

3 этап-согласование пар в четвёрках, создание КВАРТЕТов.

Работа начинается с оргмомента, где оговаривается ход работы и распределяются роли (координатор-хранитель законов игры;

Спикер-протоколист;

Регламентатор-хранитель времени;

Гармонизатор- тот, кто согласует, следит за согласием в группе).

Вводится закон «ТРЁХ П»: принять, поддержать, понять.

Результат согласования заносится на лист №4.

4этап-выступление команд (название, результаты согласования ответов на поставленные вопросы).

Итог игры :

Работа над понятием.

-А теперь сравним, что сказали герои мультфильма по этому поводу.

(смотрим мультфильм до конца).

-Что же такое совесть по мнению героев мультфильма?

Запишем это в тетрадку.

(Это внутренний голос, который не даёт человеку совершать плохие поступки.)

Поиск понятия в других источниках.

-Где ещё можно найти это понятие? (в словаре Ожегова)

-Найдите. Запишите в тетрадках.

(Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.)

Работа с учебником.

(Это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Это стыд перед самим собой.)

Сопоставление данных в источниках определений со своим собственным.

-Совпало ли ваше понимание с мнением разных авторов?

Вопросы по содержанию учебника.

-Нужен ли человеку кто-то для того, чтобы совесть начала мучать его?

-О чём напоминает совесть?

3) об ответственности.

-Какие два главных чувства сопутствуют голосу совести?

Обращение к личному опыту детей.

Вспомните ситуацию, когда вы совершили что-то, за что вас мучала совесть. Совершая дурной поступок, ты остаёшься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно.

Наедине с самим собой:

-ты размышляешь над тем, что совершил;

-эта мысль тебя преследует;

-ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;

-ты исправляешь положение;

-наступает мир с самим собой.

-Какой вывод из всего этого можно получить?

1. Собрать пословицы и поговорки.

Нечистая совесть спать не даёт.

Совесть без зубов, а загрызёт.

У кого совесть чиста, у того под головой подушка не вертится.

2. Собрать стихотворение из заготовок.

Сердца раненого… (стук).

Совесть не умеет … (спать или лгать).

Совесть учит … (понимать),

Что не будет в жизни …(счастья),

Если ты у зла во … ( власти).

Предложение из 4 слов, выражающее основную мысль урока

Синоним слова совесть.

Грызёт, мучает, напоминает

По словам древнегреческого философа Демокрита, «Надо стыдиться не только дурных поступко в, но даже речей и мыслей о них».

Выберите для себя самый важный из всех вопрос и постарайтесь на него ответить.

-Над чем необходимо работать каждому из нас?

-К чему нужно стремиться?

-Какие случаи из жизни вызывали у вас чувства угрызения совести?

Если у вас такие случаи были в жизни, подумайте, как правильно из этой ситуации выйти.

Найти и прочитать рассказы

1) Л.Н.Толстого «Косточка»,

2) А.П.Гайдара «Совесть»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *