Что такое совесть 5 класс однкнр
Презентация по ОДНКНР 5 класс на тему «Совесть»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс По теме «Совесть» МБОУ «Антоновская СОШ» Назарова О.Н.
Покаяние-добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке.
*Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. *В ком стыд, в том и совесть. *Жить в ладу со своей совестью. *От человека утаишь, а от совести нет.
*физических недостатков человека *плохих поступков *не модной, но аккуратной и чистой одежды *положения родителей, их работы *своего невежества, необразованности *жестокого отношения к окружающим *своей внешности *неряшливого вида, грязных рук
Даймонд – состоит из 7 строк. Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-071686
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация классного часа для 5 класса по теме «Совесть»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон
Совесть – это способность человека осознавать свои поступки и намерения и оценивать их с позиции добра и зла. Совесть можно назвать внутренним голосом человека. Она помогает делать правильный выбор в сложных ситуациях.
Стыдно перед соловушкой
За что нам бывает стыдно?
Найди дело, противоположное совершенному проступку УКРАЛ СОЛГАЛ ПОЖАДНИЧАЛ СКАЗАЛ ЗЛОЕ СЛОВО ПОДАРИ ПОПРОСИ ПРОЩЕНИЯ ВЕРНИ НАБЕРИСЬ СИЛ СКАЗАТЬ ПРАВДУ
заставляет размышлять о своих поступках критически оценивать свои поступки напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности С О В Е С Т Ь заставляет говорить о себе правду
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-638767
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Совесть» (5класс)
А втор: Моисеенко Наталья Владимировна
Место работы: Ново-Ключевский филиал ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
Должность: учитель начальных классов
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы светской этики»
Урок получения новых знаний
Р азвить представление о ценности осознанного нравственного поведения человека, воспитывать чувство чуткости, ответственности к своим поступкам.
Цель урока: развить представление о ценности осознанного нравственного поведения человека, воспитывать чувство чуткости, ответственности к своим поступкам.
-показать роль совести человека в обществе
-объективно оценивать свои поступки
-объективно оценивать чужие поступки
— Добрый день, ребята. Посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и подарите всем частичку своего тепла. Хорошо.
Изучение нового материала.
Тему урока мы с вами узнаем через разгадывание кроссворда.
А) На доске кроссворд с ключевым словом « совесть».
(Учитель задает вопросы и вписывает правильные ответы в кроссворд).
1. Что нужно совершить, чтобы добиться успеха? (поступок)
2. Чего боится трус? (позор)
3. Что не дает человеку уснуть? (вина)
4. Что помогает преодолеть все трудности? (вера)
5. К чему стремятся правдолюбцы? (истина)
6. Что мучает человека? (стыд)
7. Что мешает человеку в делах? (лень)
Тема урока (разгаданное ключевое слово) записывается в тетрадь. «СОВЕСТЬ».
Ребята, какие цели вы поставите себе сегодня на уроке?
Учитель предлагает учащимся определить значение слова «совесть».
Сегодня на уроке мы поговорим о совести.
1. Что такое совесть
2. Как работает совесть
— Я предлагаю вам посмотреть мультфильм про Лунтика.(до слов, а что такое совесть?)
-Ребята, а как бы вы ответили Лунтику, что такое совесть?
Формирование темы, цели и задач урока
— Давайте разберемся, что такое совесть.
Работа со словом СОВЕСТЬ
На доске пишут слово «Совесть».
Как вы думаете, что такое совесть? Ученики дают свои варианты ответов.
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,
которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ»
— А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово ученые. Вы услышите три высказывания. Выберите то, которое понравится вам больше других (Читать нужно медленно, ставя логическое ударение. Между цитатами должны быть паузы, чтобы ученики смогли осмыслить услышанное).
Даль В.И. «Нравственное чутье в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине»
— А как же ответил Лунтику дядя Корней?
Вывод: Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.
Открытие новых знаний
Совесть часто сравнивают с компасом, который так необходим путешественникам, чтобы не попасть в беду. Если компас правильно работает и если им пользоваться вместе с подробной картой, можно избежать беды. Это очень похоже на совесть. Если она правильно обучена, она нас будет защищать, но только если мы будем быстро реагировать на ее предупреждения.
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
— Как поступит герой притчи?
-Почему он вернет кошелек хозяину?
-Что помогает человеку отличить добро от зла?
— Ребята, а какой вы себе представляете СОВЕСТЬ? Если бы вас попросили нарисовать её, то виде кого или чего вы её изобразили?
Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
-Кто изображен на картине?
— Как выглядит мальчик? ( грустный, расстроенный)
Как вы думаете, сожалеет ли мальчик о содеянном?
— Почему вы сделали такой вывод?
— Кто ему сочувствует?
— Почему вы так решили?
Испытывает ли мальчик «раскаяние»?
А тут не выдержала, обнаружив дикий беспорядок на столе. Это после пятого – то напоминания! В сердцах легонько хлестанула. Полные слез, широко раскрытые глаза сына…
Юный деспот демонстративно и, не спеша, оделся. Не реагируя на вопрос «ты куда?», бросился на улицу.
— Ничего, пусть помучается. Узнает, как руки распускать! – наслаждаясь местью, думал сынок.- Она еще пожалеет…
Когда уже окончательно стемнело, что-то его остановило. С трудом сдерживая рыдания, мальчишка рванулся к дому. В груди что-то ныло и сердце рвалось на части. Перед глазами была мама, обезумевшая от страха за него.
-Какой же я болван! Как я мог! Из-за чего. Сам развел грязь, а она убирает! Да еще помалкивай – спасибо, мол, сынуля… Ремень? Да
За что мать наказала сына?
Справедливым ли было наказание?
Какие чувства вызывает у вас поступок сына?
Отчего сердце мальчика ныло и рвалось на части?
Совести в человеке поручено два дела:
— Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
— После ошибки совесть срабатывает как тревога: « Так нельзя! Исправься! ».
Совесть как заноза.
У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и если не умело её загнать глубже будет только хуже.
Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
Взаимодействие совести с другими силами человека
Совесть взаимодействует с другими силами человека. С его умом, чувством и волей.
И в этом союзе совесть не только говорит человеку о том, что хорошо или плохо, но и обязывает его непременно делать добро и избегать делать дурное.
Добрые действия сопровождаются чувством радости и удовлетворения, а действия дурные – чувством стыда, страха, душевной муки.
В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.
а ) Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите их сами, раздайте друзьям.
Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла
Не допускайте грубости
Во всём помогайте ближним
Будьте добрым человеком
-Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.
б) Согласны ли вы с утверждениями:
-у всех людей есть совесть;
-«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;
-плохих людей, преступников совесть не мучает;
-бессовестному человеку жить легче?
— а как вы понимаете наш эпиграф к уроку?
— Запомните! Бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.
Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Не забывайте использовать слова: Сегодня я узнал … Мне было интересно …
— Активно работали на уроке….
— Интересны были высказывания…
Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
Пусть голос совести звучит в вашей душе звонко и отчётливо. Пусть она будет вестником хорошего, доброго в ваших сердцах.
Мы делаем для памятки зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Она скромна, не говорит ни слова,
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово
Как раз о том, что ты забыть хотел.
Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга,
Поют ли в перелески соловьи –
Держи ответ и ни жены, ни друга
В свидетели напрасно не зови.
От природы всем дана способность слышать голос своей совести, но не все развивают эту способность. Не отвергайте свою совесть, не будьте глухими к её голосу, в противном случае она замолкнет. Совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных состояниях тревоги, страха, неудовлетворённости. Одним словом – болит душа.
1.Написать сочинение на тему «Когда совесть раздавали, его дома не было»
Конспект урока ОДНКНР в 5 классе по теме «Совесть»
Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».
— дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;
— развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;
— воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Личностные – развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).
Виды деятельности: беседа, групповая работа
Оборудование: компьютер, проектор, экран, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация, музыкальный и видео материалы
Ссылки картинок презентации:
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
2.Актуализация опорных знаний по теме.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
-Что главное скажите в человеке?
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.-
Я поклонилась голову склоня.
Второй ответил: -Воля на пути-(прикрепляем карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.-
Я поклонилась в пояс мудрецу.
-Послушайте, что строго он ответил( пауза). Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Запишите в тетради.
Невелика моя об этом повесть,
-Давайте поставим цель урока
1.Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
3.Что значит поступать по совести?
-Этому важнейшему качеству каждого человека и посвятим урок
-Проверим домашнее задание(каждый ученик приготовил кластер)
3.Изложение нового материала.
-Как вы думаете, что означают выражения: «это совестливый человек», «он совсем потерял совесть»?
-Совесть неотделима от таких нравственных качеств человека, как честность, справедливость, доброта.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть. Тогда он просит прощения, кается ( приносит покаяние)чувствуя свою вину. Что же такое покаяние?
Покаяние-добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке.
* Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста .
*В ком стыд, в том и совесть .
* Жить в ладу со своей совестью.
*физических недостатков человека
*не модной, но аккуратной и чистой одежды
*положения родителей, их работы
*своего невежества, необразованности
*жестокого отношения к окружающим
*неряшливого вида, грязных рук
В тетрадях будет следующая запись:
-учиться говорить правду
-уметь признать ошибки
-самоуважение и уважение
-чуткость и внимание
4.Самостоятельная творческая работа в группах.
Задание первое. «Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
Даймонд – состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке
строчка 1: тема (существительное) Совесть
строчка 2: определение (2 прилагательных) правдивая, честная
строчка 3: действие (3 причастия) побуждает, творит. улучшает
строчка 4: ассоциации (4 существительных) беспощадная совесть, выгодная корысть
строчка 5: действие (3 причастия) обогащается, наживается, вредит
строчка 6: определение( 2 прилагательных) завистливая, бесстыжая
строчка 7: тема (существительное) Корысть (Эгоизм)
Не забывайте использовать слова….
Мне было интересно…
Активно работали на уроке….
Интересны были высказывания…
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы
6.Домашнее задание : написать мини-сочинение(эссе) на тему «Крошечные искры небесного огня, что зовутся совесть
* Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста .
*В ком стыд, в том и совесть .
* Жить в ладу со своей совестью.
* Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста .
*В ком стыд, в том и совесть .
* Жить в ладу со своей совестью.
«Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
«Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
Тема урока: «Совесть»
Цель и задачи урока:
Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
Метапредметные результаты:
Ожидаемые результаты:
Ход урока
Самое главное украшение – чистая совесть.
Цицерон
І. Оргмомент. Мотивация.
Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
ІІ. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение.
Работа в паре.
Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:
— Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?
— Назовите тему урока. (Совесть).
Прочитайте эпиграф урока.
«Самое главное украшение человека – чистая совесть».
Цицерон
Какой вопрос возникает?
Совесть украшает человека?
Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?
(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)
— Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.
ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
Что такое совесть? Попробуйте дать определение.
А) Моделирование понятия “совесть”.
Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
Афоризмы:
Ребята работают в паре.
Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:
Б) Работа со словарем. (работают 2 пары детей)
– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель.
Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)
Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;
2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.
— Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).
— С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).
В) Работа с текстом учебника.
— Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
— А есть ли в их значении какое-то различие?
Работа в паре.
— Найдите и запишите в тетрадь из 1 абзаца понятия стыд и совесть.
(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
— В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В парах)
Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Беседа по притче.
— Как поступит герой притчи?
— Почему он вернет кошелек хозяину?
— Что помогает человеку отличить добро от зла?
Конечно же, это совесть.
— В чем смысл притчи?
— Ребята, зачем человеку нужна совесть? (Ответы детей).
— Мы ответили на второй вопрос урока.
«Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):
— Кот Базилио и Лиса Алиса;
— Маша из сказки «Маша и Медведь»;
Ж) Работа с текстом учебника с. 49.
Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?
— Что значит поступать по совести?
— Работа с пословицами.
— Чему учат нас эти пословицы?
— А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?
Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы. (ПИРАМИДА СОВЕСТИ)
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой
— Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть – это наш внутренний судья.
и) Работа с текстом учебника с. 49.
Прочитайте 2, 3 абзацы.
— Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).
— Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).
— Прочитайте эпиграф нашего урока.
— Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете.
V. Творческое применение знаний.
1. Портрет совестливого человека.
Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
2. Вопросы без ответа вслух.
Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
3. «Муки совести»
Как понять выражения:
4. «Раскаяние»
Как вы понимаете значение слова «раскаяние».
5. «Совесть»
Согласны ли вы с утверждениями:
6. «Собиралки»
Нужно собрать пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц)
— Кто выиграл в наших соревнованиях?
— Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.
— Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла.
Не допускайте грубости.
Во всём помогайте ближним.
Будьте добрым человеком.
— Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека.
— Прочтите сами, раздайте друзьям.
VI. Рефлексия.Оценка.
1. Закончи предложение.
VІІ. Итог занятия.
На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!
VIII. Домашнее задание.
Дома вы продолжите работу по данной теме.
1) Найти 5 пословиц и поговорок о совести.
2) Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр. 48-49.