Что такое совесть беседа
Занятие по нравственному воспитанию «Совесть»
Мария Якупова
Занятие по нравственному воспитанию «Совесть»
Тема: «Совесть»
Цель: Раскрыть на конкретных примерах значение понятия «совесть»; способствовать воспитанию этого качества у детей.
1 Психологическая пауза.
2 Чтение и анализ рассказа «Пропала совесть»
3 Эвристическая беседа «Совесть, бессовестный».
4 Выводы, обобщение.
Ход занятия:
— Ребята, закройте глаза и мысленно вспомните, был ли у вас момент, когда вам было стыдно, вы раскаивались в своем поступке. Поднимите руки у кого такое произошло. Ребята,в такие моменты говорят: Нас мучила совесть
По В. Н. Далю совесть-это внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в которм отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру.
-Кто из вас понял это понятие?
2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»
Классный руководитель: Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.
Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ)
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
— Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.
3. Интерактивная беседа.
– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 30 лет)
– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)
3 Чтение рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
— Что произошло когда пропала совесть?
-Почему у ребенка, когда он вырастет будет большая совесть?
— Почему же у дитя сердце чистое как совесть?
— Как вы понимаете строчки:
-И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.
— Так что же такое совесть?
4 А теперь вместе с вами попробуем составить образ совестливого человека.
Сейчас я вам расскажу одну историю.Слушайте внимательно:
В одном городе жила одна небольшая семья: папа. Мама, их сын Петя и бабушка. Папа
И мам допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды Петина бабушка заболела.
— Петенька, купи мне, пожалуйста молоко!- попросила бабушка,- только недолго ходи. У меня очень болит горло!
Петя быстренько собрался, взял деньги и убежал. Проходит час, другой. А Пети все нет. Наконец-то раздался звонок в дверь. Наконец пришел Петя.
— Петя где же ты так долго был?- переживая спросила бабушка.
— Гулял с мальчишками из соседнего двора!- весело ответил Петя.
-Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка заплакав сказала:
— Какой же ты бессовестный Петя, а я так на тебя надеялась.
— Почему бабушка назвала Петю бессовестным?
— А вас так когда-нибудь называли так7
— Как бы вы поступили на месте Пети?
— Давайте поможем Пете исправиться и досочиняем рассказ.
— О каком же нравственном качестве мы говорили?
— Как вы поняли, что такое СОВЕСТЬ?
Совесть – это драгоценное слово.
Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи):
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
С этим словом употребляют очень сильные выражения:люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.
. А вот как объясняется значение слова «стыд» (читает): это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Стыд – это очень сильное чувство.Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».
«В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.
В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.
Читают пословицы,записанные на доске:
1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
2. Совесть без зубов загрызет.
3. От человека утаишь, от совести не утаишь
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
5. Игра «Чего нужно стыдиться?»
Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.
Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: А вы,поднимаете руки, если считает, что этого нужно стыдиться)
• поношенная, но аккуратная одежда;
• не престижная работа родителей;
• твое «простое» происхождение;
• невежество, необразованность, безграмотность;
• грубое, бездушное отношение к людям;
6. Ситуации выбора. «Голос совести».
Классный руководитель.Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять тысяч рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию.Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести?
Дети высказываются по поводу ситуации
7. Упражнения совести.
А) «Минута раскаяния»
Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.
Классный руководитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.
Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица.
Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения.Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста».В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».
Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?
Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.
Классный руководитель. Советую вам провести такое упражнение дома.
8. Интерактивная беседа. «Что делать с нахалами?»
Классный руководитель. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете?
Примерные ответы детей:
– Хорошо жить, можно спать спокойно.
– Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.
– Конечно, хорошо, нахальство – второе счастье.
– Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу – вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.
– Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут.
Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?
Примерные ответы детей:
– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.
– Нужно объявить бойкот.
– Не подавать руки, не здороваться.
Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.
9. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? Заставит ли задуматься о своих поступках?
Примерные ответы детей:
– Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.
– Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не пробудить.
– Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом.
Запомните дети. Именно на совестливых людях держится мир и порядок в доме. В нашей стране. Я думаю, каждый для себя сделал выводы.
Конспект занятия по духовно-нравственному развитию «Совесть — добрый помощник» для подготовительной группы Конспект занятий по духовно-нравственному развитию «Совесть-добрый помощник». (для подготовительной группы) Воспитатель МБДОУ детский.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание милосердия. Инклюзивное образование» Цветок милосердияАвтор: Смирнова Любовь Владимировна Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию Выступление на педсовете на тему «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей» Воспитатель: Боголепова Е. Н.
План по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад № 52 «Малинка» 143900 Московская.
План по нравственному воспитанию Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное.
Проект по нравственному воспитанию «Моя семья» Краткосрочный проект «Моя семья» средняя группа «Малинка» МАДОУ «Детский сад № 79» Ноябрь 2015г. Воспитатели: Краморова К. Е. Актуальность.
Занятие для старших дошкольников по духовно-нравственному воспитанию «Солнце — источник света и тепла» Программное содержание Образовательные задачи: совершенствовать вокально- хоровые навыки детей на знакомом музыкальном материале в процессе.
Классный час «Что такое совесть?»
Классный час на тему: «Что такое совесть?»
— уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние;
— формировать умение критически относится к себе;
— давать честную оценку своих поступков;
— побудить учащихся к самоанализу, размышлению о себе и о своих поступках;
— поиск высоких нравственных идеалов.
Поручить двум ученикам выяснить по словарю значение слов «стыд», «совесть», подобрать словосочетания, пословицы и поговорки с этими словами.
На перемене перед классным часом написать на доске: Совесть – наш внутренний судья. Стыд – осознание вины за свой проступок.
План классного часа:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из важнейших нравственных понятий, которое актуально в любые времена – о понятии совести.
Что такое совесть? Можно ли ее увидеть, потрогать? Где она находится?
Ученики: Совесть живет внутри нас, а именно в душе, поэтому ее невозможно увидеть и потрогать.
Учитель: Понятие совести – понятие нравственное, корневое. К тому, как мы строим дом, как чертим чертеж, делаем открытия, лечим людей, общаемся с товарищами – к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение СОВЕСТЬ. Ведь СОВЕСТЬ – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились СОВЕСТЬ, СТЫД, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДОЛГ.
Эти четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.
Ребята, послушайте, пожалуйста, рассказ. О чем в нем говорится?
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с посудой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спокойно спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться, чтобы обрести покой. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том месте с той же кружкой.
Итак, ребята, был ли счастлив человек, ведь у него было все?
Ученики: Нет, он не был счастлив!
Учитель: Почему? Чего у него не было на протяжении этих 50 лет?
Ученики: Не было покоя.
Учитель: В чем причина? Что именно не давало ему покоя?
Ученики: Его замучила совесть, она грызла его все эти годы.
Учитель: Конечно же совесть! Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
Ученики: Сразу же после совершения этого поступка.
Учитель: Хороших ли детей воспитает герой рассказа?
Ученики: Таких же, как сам.
Учитель: Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?
Ученики: Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.
Учитель: И все-таки что такое совесть? Каково значение этих слов? Предоставляю слово Рустаму и Юле.
Ученики выходят к доске.
Юля: Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
И есть еще Совесть и Честь.
Юля: Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
Рустам: С этим словом употребляют очень сильные выражения: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила».
Очень хорошо, когда что-то делаешь «со спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.
Юля: В словарях мы нашли много пословиц о совести. Вот некоторые из них:
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
Рустам: Совесть без зубов загрызет.
Юля: От человека утаишь, от совести не утаишь.
Рустам: Жизнь дана на добрые дела.
Юля: В ком стыд, в том и совесть.
Рустам: Совесть – это наш внутренний судья.
Учитель: Спасибо, ребята, садитесь. Молодцы!
Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни? Я буду читать слова, а вы говорите, этого нужно стыдиться или нет.
— непристижная работа родителей;
— твое «простое» происхождение;
— невежество, необразованность, безграмотность;
— грубое, бездушное отношение к людям.
Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни, ребята, ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме подобно тому, как это делает боль. Только боль сигнализирует о нарушениях физиологических, а совесть – о нарушениях этических. Сходство усиливается тем, что совесть захлестывает иногда и физиологическую сферу – колотится сердце, краснеют щеки. Моральный ожог напоминает физический. Как боль полезна нашему физическому организму тем, что предупреждает об опасности, так и совесть.
Понятие совести интересовала людей во все времена. О ней много говорили, говорят и буду говорить.
Посмотрите на листочки, которые лежат перед вами. Прочитайте. Как вы понимаете каждое из данных изречений.
Ученики по одному читают и объясняют.
Учитель: Итак, ребята, какой вывод можно сделать из всего сказанного нами сегодня? Что же такое совесть?
Ученики делают выводы, исходя из нашей беседы.
Учитель: Совесть живет в нашей душе только на питательной почве совестливости, стыда. Бесстыдство – опасный порок души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нем думают люди, а потом доходит до того, что ему становится безразличной собственная судьба.
Стыд и совесть – почти синонимы. И не зря говорится в народе: есть стыд, значит есть и совесть.
Есть у великого педагога А.С.Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было. Надо поступать правильно ради долга перед самим собой».В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.
На этом, ребята, наш классный час подошел к концу. Дома выберите утверждение из листочков, которые я вам раздала и письменно обоснуйте правильность выбора.
До свидания, ребята!
Ученики: До свидания!
Список использованной литературы
1. Давыдова А.В. Классные часы. – М.: ВАКО, 2008.
2. Дмитриева А.А., Черных О.Г. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО, 2008.
3. Егорова Л.А. Классные часы. – М.: ВАКО, 2008.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Классный час по теме «Разговор о совести»
Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
План классного часа:
1. Проблемная ситуация. Рассказ «Камень вместо хлеба»
2. Беседа по рассказу.
3. Работа с понятиями «совесть» и «стыд»
4. Народная мудрость о совести и стыде.
6. Нравственные законы.
7. Ситуации выбора. «Голос совести»
8. Игра «Чего нужно стыдиться?»
9. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа:
Проблемная ситуация. Рассказ «Камень вместо хлеба»
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю послушать небольшой рассказ. Слайд 1.
Мальчик Гриша бегал за воробьями и бросал в них камни, а они при каждом взмахе его руки с шумом перелетали с крыши сарая на плетень и с плетня на крышу. Это очень забавляло Гришу. Вдруг в самый разгар его беготни за воробьями у ворот показалась девочка в коротком платье и поношенной курточке. Густые пряди белокурых волос ее падали на плечи. Ноги ее были босыми и в пыли. В руке девочка держала корзинку.
Гриша подошел к девочке и сказал:
— Ты, нищенка, тебе хлеба надо, подставляй руку.
Девочка доверчиво протянула к нему свою маленькую ручку.
Девочка ничего не сказала, только посмотрела на серый камешек, потом сквозь слезы взглянула на Гришу и, понурив голову, тихо пошла по пыльной дороге.
Гриша поник. Он не был злым мальчиком, а только, расшалившись, захотел пошутить, но шутка оказалась очень плохой. Гриша побежал на кухню, отрезал большой кусок хлеба, вышел за ворота и побежал по дороге в поле. Гриша бегал, заглядывал туда и сюда, но девочки не нашел. Крупные слезы текли по его лицу. Он готов был отдать девочке все, что имел, но девочка исчезла бесследно и унесла с собой его серый камень вместо хлеба.
Беседа по рассказу.
Учитель: Как вы думаете почему изменилось настроение Гриши? Почему он начал плакать и искать девочку? (Ответы)
Так о чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести и стыде) Слайд 2.
В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях, которые являются важнейшей основой человеческой морали.
Слайд 3. К 12-13 годам подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они ее не включают. Более того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они ежедневно видят на экранах телевизора. А между тем по русской православной традиции к 12-13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребенок допускается к исповеди), а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу. В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или преступления.
Давайте же сегодня задумаемся о том, что такое совесть и стыд.
Понятиям совесть и стыд уделяли внимание многие наши писатели.
Вот какие строки принадлежат В.О Жуковскому: Слайд 4.
Ученик: Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Работа с понятиями «совесть» и «стыд».
Учитель: Так что же такое совесть и стыд? Как бы вы определили эти понятия? (варианты ответов).
А сейчас заглянем в словарь. Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи): Слайд 5.
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
В Древнем Риме говорили: «Совесть – это тысяча свидетелей». А известный немецкий философ И. Кант замечал: «Голос совести, голос морального закона заставляет трепетать даже самого смелого преступника».
Народная мудрость о совести и стыде.
Народная мудрость из глубины веков доносит до нас: «От человека утаишь, от совести не утаишь». В народных пословицах и поговорках в пословицах отражается народная мудрость, отношение людей к чему-либо, которое сложилось веками. А какие пословицы и поговорки, в которых говорится о стыде и совести, знаете вы? ( ответы ) Слайд 6.
1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
2. Совесть без зубов загрызет.
3. От человека утаишь, от совести не утаишь
4. Больная совесть, что больной зуб.
5. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
6. Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет.
7. За совесть да за честь — хоть голову снесть.
Можно ли не согласиться с этими пословицами? (ответы)
Чтобы подчеркнуть важность и силу понятий «совесть» и «стыд», я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами? Но прежде предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик (просмотр видеоролика)
Слайд 7. С этими словами употребляются очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила».
Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».
«В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.
Все слышали такое выражение «муки совести». А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов» так описывает это состояние: Слайд 8.
Душа сгорит, нальётся сердце ядом,
Как молотком звучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда…ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»
Слайд 10. Действительно, это ужасное состояние души, когда мучает совесть. Такое и врагу не пожелаешь. Важно узнавать голос совести . Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».
Совесть- это заложенный внутри человека нравственный закон жизни, добра, любви и справедливости. Человек может знать через внутренний голос совести о качестве своего поступка.
Для того, чтобы узнавать голос совести, нужно знать и исполнять ее нравственные законы:
— Закон сеяния и жатвы. Слайд 11.
Сеется семя одно, а урожай, плод бывает обильным. От того какое семя ты посеял, зависит и твой урожай. Если ты питаешься только плохой информацией, то пожнешь только плохое. Если ты совершаешь зло по отношению к другим, то ответом будет такое же отношение к тебе, как человеку.
Целеустремленность, избирательное отношение к информации, к общению, к взаимоотношениям, работа над своим характером, честность, уважение и любовь к людям, стремление к полезным знаниям, даст свои обильные положительные плоды. Плод, как известно, вырастает из одного семени. Урожай собирают по роду посеянного семени, в многократном размере.
— «Побеждай зло добром » Слайд 13.
Почему зло побеждается только добром?
7. Ситуации выбора. «Голос совести»
Учитель: Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс, и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?
Игра «Чего нужно стыдиться?»
Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Слайд 15. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)
• поношенная, но аккуратная одежда;
• непрестижная работа родителей;
• твое «простое» происхождение;
• невежество, необразованность, безграмотность;
• грубое, бездушное отношение к людям.
Подведение итогов (рефлексия).
Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас в руках кружочки зелёного и красного цветов. Слайд 16.