Что такое совесть для детей объяснить

Конспект НОД «Что такое совесть»

НОД по духовно-нравственному воспитанию.

«Что такое совесть».

Формирование базовой культуры духовно- нравственного воспитания у детей дошкольного возраста на основе нравственных ценностей.

-Углублять представление детей о добре, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, (следовать морально-нравственным нормам и правилам).

-Развивать способность чувствовать окружающий мир, проявлять к нему доброе отношение.

— Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

-Уметь отражать свои впечатления в рисунке.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей д. в. является игровая деятельность содержание программы «Добрый Мир» организованно как тематические игры-путешествия. Эти формы носят интегрированный, вариативный характер, реализуя на основе содержания программы принципы интеграции с образовательными областями «Коммуникативно-речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход НОД.

Самый лучший тот на свете,

Кто, как луч весенний, светел,

Кто поможет, руку даст,

Даст поплавать новых ласт,

Лыж, ни разу не надетых,

Откусить хоть полконфеты,

Это чувство доброта.

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое хорошо, что такое плохо. И почему нужно поступать хорошо.

Я хочу задать вам вопрос: А вы знаете кто такой Творец? (ответы детей).

Тот, кто сотворил наш мир, природу, нас, всех животных. Он сделал это, потому, что очень добрый, и чтобы мир был тоже добрым.

Он дал нам всем правила для доброй жизни. Если человек выполняет эти правила, он поступает хорошо, а если нарушает- поступает плохо.

А, еще наш Творец поместил внутри каждого человека доброго помощника. Этот помощник наша совесть. Совесть приносит человеку сообщение (весточку) о том хорошо поступает человек или плохо. Например, тебе подарили игрушку. Совесть подсказывает тебе: не жадничай – поделись с тем, у кого ее нет. Поделился-хорошо, ну а если чувствуешь жалко, сам буду играть – поступаешь плохо. Совесть как яркий огонек светит в душе человека. И если ты спросишь у своей совести хорошо ли ты поступаешь, то она обязательно даст тебе ответ, и ты почувствуешь, как тебе поступить.

А еще у совести есть 3 главных противника. Противник это тот, кто не хочет нам добра, противится тому, чтобы мы сделали что-то хорошое. Один из них всегда говорит – «Не хочу», второй – «Сделаю попозже», третий – «А почему это должен делать я?». И если нам удастся побороть в себе этих трех противников, то мы будем поступать хорошо и совершать хорошие поступки. И поверьте никакое хорошее дело не пройдет зря.

Давайте будем стараться делать что-то доброе и поступать хорошо.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам угадать несложные загадки. Если вопрос о вежливости и добре,вы все хором отвечаете:

«Это я, это я, это все мои друзья», а если вопрос вам не по душе – промолчите.

• Кто, из вас проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо?

• Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?

• У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

• Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?

• Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «Спасибо».

• Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Молодцы! Я рада, что вы не ошиблись.

А, сейчас давайте немного разомнемся.

Физкультминутка «Вокруг солнышка»

«Раз, два, три, четыре, пять —

Вместе мы пойдём гулять,

Ручки к солнцу потянулись,

Мы друг другу улыбнулись.

Быстро за руки возьмёмся,

И в кружочек соберёмся.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ребята, сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Угадай правильные ситуации».

Показ картинок на интерактивной доске. В каких ситуациях дети поступают хорошо, а в каких плохо.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

Дети, сегодня мы много говорили о том, что такое хорошо, что такое доброта. Посмотрели ситуативные картинки, в каких случаях дети поступали хорошо, а каких неверно.

А, сейчас я хочу предложить вам нарисовать солнце. И пусть у этого солнца будут столько лучей, сколько хороших и добрых поступков вы вспомните. У детей картинки на которых нарисованы три хмурые тучки (три противника совести).

Самостоятельная деятельность детей. Дети рисуют. Звучит песня с мультфильма про Леопольда «Если добрый ты».

После, все рисунки детей расставляются на выставку детских работ.

Воспитатель: А, сейчас я хочу вам подарить вот таких улыбающихся человечков, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Конспект совместной НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.

Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей второй младшей группы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Что такое хорошо и что такое.

Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?» Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?» Задачи: Образовательные: формирование у детей основополагающих морально-нравственных.

Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.

Источник

Как объяснить ребенку, что такое совесть?

Понятие совести

Совесть – контролирует отношения с окружающими людьми, для каждого, это понятие индивидуальное. Совесть – это регулятор наших морально- этических качеств, которые зависят от воспитания, образования, образа жизни. Совесть – способна доставить страдания и боль человеку, совершившему неприглядный поступок. Что такое совесть, необходимо объяснить ребенку.

Основы совести

Основы совести, закладывают родители ребенку в семье. В процессе воспитания, можно дать понятия о хороших и плохих поступках, о добре и зле. Собственным примером, надо показывать свое отношение к различным ситуациям. Для ребенка, родители являются эталоном поведения, поэтому говорить ребенку неправду – недопустимо. Солгав один раз ребенку, в следующий раз – вы получите такую же реакцию. Объясните своему чаду, что человек, у которого есть совесть, не может лгать.

Познакомьте с таким понятием, как чистая совесть, т. е., человек не солгал, не совершил плохой поступок, не совершил подлость. Если поступки человека вызывают положительные чувства, то они совершены согласно с совестью. Если, человек совершил поступок, который не дает покоя совести, то это может подвигнуть к совершению поступка, искупающего свою вину. Важно, чтобы в семье были уважительные отношения друг к другу, почитали старшее поколение. Все это, формирует понятие совести у ребенка.

Если ребенок сделал не правильный поступок, то следует объяснить ему, к чему это может привести, каковы будут последствия. По мере взросления, на поведение ребенка и его воспитание могут влиять другие люди, которые объяснят, что совестью обладают благородные и достойные люди. Что, совесть – это голос Души в человеке, и когда человек совершает хорошие поступки, то в Душе у него теплое и радостное чувство и Совесть его не беспокоит.

Формирование совести

Если в подростковом возрасте, у ребенка не развито чувство собственного достоинства, уважение к старшим, умение дружить, то и чувство совести у него тоже не развито. Ответственность, за формирование понятия и чувства совести у подростка, лежит на родителях. Совесть является фактором при принятии решений. Совестливый человек – ведет диалог внутри себя о добре и зле, важно, чтобы растущие дети жили в согласие со своей Совестью, и она побуждала их, на благовидные поступки.

Источник

Юлия Гиппенрейтер: как объяснить ребенку, что такое совесть

Редакция «Времена» (АСТ) выпустила книгу по психологии, предназначенная не для взрослых, а для детей.

Имя Юлии Борисовны Гиппенрейтер наверняка слышал каждый родитель. Даже тот, кто никогда не интересовался книгами по детской психологии, – настолько это имя на слуху. Юлия Борисовна – профессор МГУ, специализируется на семейной психологии, нейролингвистическом программировании, психологии восприятия и внимания. На ее счету невероятное количество публикаций, более 75 научных работ.

Сейчас редакция «Времена» (АСТ) выпустила новую книгу Юлии Гиппенрейтер, посвященную детской психологии, – «Добро и его друзья». Книга предназначена не для взрослых, а для детей. Но, разумеется, читать ее лучше вместе с родителями. Согласитесь, довольно трудно объяснить ребенку, что такое добро, справедливость, честность, сочувствие. А в книге разговор пойдет именно об этом. На примере простых примеров и интересных историй ребенок сможет понять, а главное, почувствовать, о чем идет речь.

А мы публикуем отрывок из этой книги, призванный помочь малышу понять, что же такое совесть.

«Совесть – это друг и защитник Добра.

Как только кто-то поступит не по-доброму, так этот друг начинает человека беспокоить. У него много способов это делать: иногда «скребет на душе», или как будто что-то «жжет под ложечкой», а иногда какой-то голос твердит: «Ой, как нехорошо…», «Не надо было!» – в общем, становится плохо! И так до тех пор, пока не исправишься, не извинишься, не увидишь, что тебя простили. Тогда Добро улыбнется и начинает снова с тобой дружить. Но не всегда все так хорошо кончается. Например, старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» не исправилась, со стариком ругалась все время, с начала и до конца сказки, даже приказала побить его! И ни разу не извинилась! Видно, Совесть у нее спала или вообще умерла! Но пока Совесть жива, она не дает нам делать плохие вещи, а если мы их делаем, то нам становится стыдно. Как только совесть заговорит, надо обязательно к ней прислушаться! Обязательно!

Я расскажу тебе историю про одного мальчика. Звали его Митя. История случилась давно-давно, больше ста лет назад. О ней написал сам мальчик, когда стал взрослым и начал писать книжки. А в то время ему было четыре года, и у них в доме жила старая няня. Няня была добрая, ласковая. Они вместе гуляли, заходили в церковь, ставили свечки. Няня рассказывала ему сказки, вязала носочки.

Однажды Митя играл в мячик, а няня сидела на диване и вязала. Мячик закатился под диван, и мальчик крикнул: «Нянь, достань!» А няня отвечает: «Митенька достанет сам, у него спинка молодая, гибкая…» «Нет, – упрямо сказал Митя, – ты достань!» Няня гладит его по головке и повторяет: «Митенька сам достанет, он у нас умница!» И тут, представь себе, этот «умница» бросается на пол, колотит руками и ногами, ревет от злости и кричит: «Достань, достань!» Прибежала мама, подняла его, прижала к себе, спрашивает: «Что, что с тобой, мой дорогой?!» А он: «Это все противная нянька меня обижает, мячик не достает! Выгони ее, выгони! Уволь! Если не уволишь, значит, ее любишь, а меня – нет!» И вот добрую милую няню уволили из-за скандала, который устроил этот капризный избалованный мальчишка!

Ты спросишь, а при чем тут Совесть? А вот при чем. Писатель, которым стал этот мальчик, пишет: «Прошло уже пятьдесят лет (представь себе, пятьдесят лет!), но угрызения Совести возвращаются, как только я вспоминаю эту жуткую историю с мячиком!» Смотри, эта история ему вспоминается через полвека. Он повел себя нехорошо, не слышал голоса Добра. И вот угрызения совести оставались у него в глубине души и мучили его.

Кто-то может сказать: но ведь мама пожалела мальчика – он так плакал, а вы сами говорили, пожалеть – это Доброе Дело. И снова, как про «Сказку о рыбаке и рыбке», мы ответим: «Нет, получилось не Доброе Дело! Нельзя было уступать капризу ребенка и увольнять старую няню, которая несла с собой в дом только тепло, уют и добро!» С няней поступили очень несправедливо, и это очень плохо!

Источник

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Что такое совесть»

Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть фото Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть картинку Что такое совесть для детей объяснить. Картинка про Что такое совесть для детей объяснить. Фото Что такое совесть для детей объяснить Лариса Покидова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Что такое совесть»

Цель: формирование у воспитанников понятия «совесть» как одной из морально-этической ценности нашего общества.

познакомить детей с понятием «совесть»;

— формировать личностно-ценностное отношение к окружающим людям;

— помочь воспитанникам понять, что значить жить в ладу со своей совестью;

— формировать способность и готовность к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни;

— воспитывать в детях умение обоснованно делать выбор в пользу добра.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы: сердечко из картона, цветные квадраты по количеству детей, атрибуты к сюжетно-дидактической игре «Поможем Машеньке».

Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных качеств»,чтение-обсуждение рассказов: В. Драгунский «Тайное становится явным», Л. Толстой «Косточка».

I. Сообщение темы и цели занятия.

— Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие в страну Совести. В этой стране познакомимся с честностью, справедливостью, и поможем ее жителям научиться жить, не обижая друг друга.

— Как вы понимаете пословицу: «Жизнь дана на добрые дела».

Совесть помогает человеку быть неравнодушным к чужим проблемам.

— Работать по совести – значит стараться все сделать как можно лучше.

Совесть не позволяет человеку поступать неправильно даже тогда, когда его никто не видит.

Совесть позволяет нам поступать справедливо в любых ситуациях.

Вопрос к детям: «Как вы понимаете, что такое совесть

II. Чтение сказки А. Лопатиной, М. Скребцовой «Голос сердца».

Беседа по вопросам:

1. Как ты думаешь, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом стал охранять ее гнездо?

2. Можно ли по глазам, голосу, жестам человека узнать, какое у него сердце?

3.Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?

4. Какую роль в жизни человека играет сердце?

5. Как ты думаешь, «о чем стучит твое сердце»?

III. Проблемная ситуация «Как поступить?».

Мальчики во дворе играли в мяч. Миша неудачно бросил мяч и разбил стекло.Мама спросила: «Кто разбил стекло?». Все промолчали.Мама сказала: «Если виновный не признается, все будут лишены прогулки в зоопарк».

1. Скажешь, что это сделал Миша?

3. Спокойно попросишь Мишу признаться?

— Что значит поступить справедливо?

— Что значит поступить честно?

IV. Физкультминутка «Друзья».

Мы шагаем дружно в ногу, я твой друг и ты мой друг.

(Ходьба на месте, руками указывать на себя и на друга).

Только дайте мне дорогу, обойдём мы всё вокруг.

(Руки вперёд, ладони вверх, ходьба на месте, руки вниз).

Дружим с лесом, полем, лугом.

(Остановиться, обозревают верх и низ).

Крепко дружим мы друг с другом.

(Взяться за руки, сомкнутые руки поднять вверх).

V. Чтение стихотворения А. Лопатиной, М. Скребцовой.

— Мама, что такое совесть?

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живёт –

Никого не подведёт.

Совесть – клад души твоей,

Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет.

Он спасёт тебя от бед.

Он в тебе всегда горит,

Он твой самый прочный щит.

Вопросы к стихотворению:

1. Как ты думаешь, где в человеке живет совесть?

2. Что значит «поступать по совести»?

VI. Сюжетно-дидактическая игра «Поможем Машеньке».

Машенька подружилась с тремя медведями и решила сделать им приятный сюрприз на Мишуткин день рождения. Вместе с любимым котом Мурзиком Машенька направилась в дом трех медведей.Она украсила дом к празднику: вымыла везде полы, постелила мягкие коврики, а на стол решила поставить вазочку с цветами. Машенька нечаянно уронила вазу, когда наливала воду. Ваза разбилась, а это была любимая ваза мамы – медведицы. И Машенька решила сказать, что вазу разбил кот Мурзик.

Дети объясняют, как бы они поступили на месте Машеньки, и обосновывают свой выбор.

VII. Игра «Сердечко совести»

Дети стоят в кругу, у каждого по одному цветному квадратику. Педагог дает одному из детей вырезанное «сердечко совести», разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко совести».

Продолжи фразу: «Поступать по совести – это значит…» (При ответах помочь детям раскрыть понятие «совесть»).

1. Алпатова К. А., Барсукова С. А. Когнитивный подход к проблеме формирования нравственности и совести // Философия, вера,духовность: истоки, позиции и тенденции развития: Монография / Под общ. ред. О. И. Кирикова. Кн. 26. Воронеж, 2011.

2. Барсукова С. А. Понимание совести в отечественной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». Т. 1. 2009. № 4. С. 15–21

3. Барсукова С. А. Проблема исследования нравственных представлений (на примере исследования представлений о совести). М., 2013.

Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.

Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть фото Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть картинку Что такое совесть для детей объяснить. Картинка про Что такое совесть для детей объяснить. Фото Что такое совесть для детей объяснитьКонспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть фото Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть картинку Что такое совесть для детей объяснить. Картинка про Что такое совесть для детей объяснить. Фото Что такое совесть для детей объяснитьКонспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны» Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: Развивать внимание,.

Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть фото Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть картинку Что такое совесть для детей объяснить. Картинка про Что такое совесть для детей объяснить. Фото Что такое совесть для детей объяснитьКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть фото Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть картинку Что такое совесть для детей объяснить. Картинка про Что такое совесть для детей объяснить. Фото Что такое совесть для детей объяснитьКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть фото Что такое совесть для детей объяснить. Смотреть картинку Что такое совесть для детей объяснить. Картинка про Что такое совесть для детей объяснить. Фото Что такое совесть для детей объяснитьКонспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

Источник

Конспект: «Что такое совесть?»

Беседа «Что такое совесть? ».

Цель: знакомство с понятием «совесть», воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон

-Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, что такое совесть и где она находится у человека? Может быть, совесть помещается – слева, рядом с сердцем, или в голове. А может быть, вообще кто-то сомневается, есть ли она у людей.

-Так, что же такое совесть? Я бы ответила так.

Все вы видели и хорошо знаете компас, прибор со стрелкой, который показывает, где располагается север, а где юг. Он нужен человеку, чтобы не заблудиться. У каждого в душе есть свой компас, который показывает нам, что есть добро, а что есть зло.

Потому что Совесть – это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Она не даёт совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить своё поведение.

-Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, отворачиваются от неё, закрывают уши. Но от совести не убежишь.

-Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?

1. Игра. Я – против всех.

• физические недостатки-людей инвалидов;

• поношенная, но аккуратная одежда;

• неряшливый, грязный вид;

• не престижная работа родителей;

• недостаток денег в семье;

• невежество, необразованность, безграмотность;

• вульгарная, вызывающая внешность;

• грубое, бездушное отношение к людям;

• обещание, которое не сдержали.

Вывод: я рада, что многие правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний компас – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

2. Игра «Найди пару». Работа в паре.

— Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить

Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
спокойна».

Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то ( поступок на его совести).

3. Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. Они разные по высоте. С чего начинается зло? С маленьких безобидных шалостей. Вы впускаете его в себя. Это – первый пальчик. Вы растёте, и шалости становятся всё обиднее и хуже…. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Этого человека уже не остановят слова, нужны действия. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Человек становится всё слабее и слабее. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Он становится злым агрессивным. Ему хочется ударить кого-то.

— Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)

-Какой надёжный щит поставить на пути зла?(совесть)

4. Ситуации выбора. «Голос совести».

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку первокласснику, прочитать чужую записку, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, человек идёт на сделку со своей совестью. А ведь каждый должен сделать этот выбор не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о вас.

5. Давайте рассмотрим ситуации. И узнаем, трудно ли вам будет поступить по совести?

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 50 рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

На каникулах класс планирует поездку в цирк. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил окно в коридоре. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда учительница наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что окно случайно разбил ваш друг. Как можно тут поступить по совести?

Дети высказываются по поводу ситуации.

Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Начнём: МИЛОСЕРДИЕ, злость, ПОСЛУШАНИЕ, трусость, зависть, ДОБРОТА, наглость, гнев, раздражительность, грубость, пьянство, курение, сквернословие.

— Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми. Выпрямляем спинку, встаём прямо.

А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения.

Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Подумаем, и напишем, что не разрешает, запрещает вам делать совесть. Назовём это упражнение «Минута раскаяния».

-Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления. Затем учитель зачитывает.

Совесть мне запрещает

Беседа. Работа с притчами.

В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем.

Работа с притчами. (В группах )

В чем заключается смысл притчи?

Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

2 группа: Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель

— Ребята, зачем человеку нужна совесть?

(Совесть – заставляет размышлять о своих поступках, критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.)

— Что значит поступать по совести?

Цель: учимся анализировать поступки.

Оцените ситуации. Найдите правильные решения.

1. Максим пришёл из школы домой раньше, чем всегда. До прихода мамы оставалось три часа. «А не сходить ли мне в кино? – подумал мальчик. – Мама не разрешает без взрослых ходить, но ведь она не узнает».

□ Даже если мама не узнает, поступок Максима нечестный, бессовестный.

□ Мальчик может сходить в кино, мама ничего не узнает и не расстроится.

□ Лучше не ходить в кино. Вдруг кто-нибудь увидит и расскажет маме.

2. Петя выполнил задание за Марину. Девочка получила «5». Учительница очень хвалила Марину. Класс молчал. Можно ли про ребят сказать: «Их совесть молчала»?

□ Нужно отказать Марине, сказать: «Делай сама!».

□ Рассказать учительнице правду.

□ Помочь Марине заранее подготовиться к контрольной работе.

Составление портрета совестливого человека

Портрет совестливого человека

Это – человек… (справедливый, добросовестный, ответственный. )

Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

Он не совершает поступков … (которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

Он не пройдет мимо … (беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то ( непреднамеренно ), и они вызывают у него… ( глубокое раскаяние ).

Совесть выражается в …( глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков ).

Она побуждает человека следовать… ( добру, истине и справедливости ).

Отвращает его от… ( дурных поступков и действий ).

Правила тренировки совести.

НЕ ОБИЖАЙ ДРУГИХ, НЕ ПРИЧИНЯЙ ОГОРЧЕНИЙ!

НЕ СОВЕРШАЙ БЕЗНРАВСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ!

ОБДУМЫВАЙ КАЖДОЕ СВОЕ ДЕЙСТВИЕ!

11. Ну и закончить наш классный час мне хочется притчей.

Однажды юноша шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у него было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

— Почему юноша бросил осколки в кружку слепого? (шутка)

— Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?(стыдно)

— Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

— Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 30 лет)

— Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

— Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. д)

Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека, мы пытались ответить на вопросы, на которые взрослые не всегда находят ответы. Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, всегда излучает свет, который и есть нравственное здоровье человека. Всегда оставайтесь людьми и будьте честным по отношению к себе и окружающим, не скупитесь на доброту. Спасибо вам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *