Что такое совесть кратко для 4 класса
Классный час «Беседа о совести» 4 класс
Тема: «Беседа о совести»
Цель: расширять представления детей о понятии «совесть», о совестливых и бессовестных людях; учить рассуждать о том, зачем человеку совесть; на примере рассказа В. Осеевой «Почему?» рассмотреть поступок мальчика, пошедшего против своей совести, но сумевшего достойно выйти из неприятной ситуации.
Ход классного часа.
Учитель: что такое совесть и зачем она человеку? Давайте поговорим сегодня об этом.
Нечто невидимое, неслышимое, не определяющееся на ощупь, зовущееся совестью, является способностью человека контролировать свои поступки и самостоятельно оценивать их.
Все мы совершаем ошибки, кто-то чаще, кто-то реже. Вспомните случаи, когда вам было стыдно.
Чувство стыда – это показатель наличия совести у человека.
Какие чувства, ощущения вы испытывали?
Учитель: Народ придумал много крылатых выражений, пословиц о совести:
Совесть замучила; совесть гложет; душа не на месте; сгореть от стыда; совесть без зубов, а загрызет; наперед спроси у совести; угрызения совести.
И об её отсутствии:
Хоть наплюй в глаза: ему всё божья роса; хоть о стенку горох; душа христианская, а совесть-то цыганская.
Учитель: как отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой и сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признаться, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, тот, несомненно, человек совестливый.
Чего не сделает человек совестливый?
ü Не обидит слабого, старого, малого.
ü Не влезет без очереди.
ü Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.
ü Не свалит свою вину на другого.
ü Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.
ü Не выгонит из дома состарившегося пса.
ü Не будет радоваться чужому горю.
Учитель: о том, какие муки совести может испытывать человек, хорошо написала в своем рассказе «Почему?» В. Осеева.
(чтение рассказа учителем или хорошо читающим учеником).
Учитель: как вы думаете, почему мальчик не признался сразу?
-Почему мама после признания сына не стала бранить его?
-Есть ли совесть у этого мальчика?
-Кто может сказать, какого цвета совесть?
-А где она находится?
-Если совесть мучает, как её успокоить? (загладить вину: попросить прощения, покаятся, совершить хороший поступок)
-Для чего человеку совесть, если она доставляет ему столько неудобств? Наверное, для того чтобы человек смог остаться человеком, умел отличать добро от зла, контролировать свои поступки, быть судьёй самому себе, отвечать за свои действия перед самим собой. А как думаете вы?
Учитель: повторю, мы все временами совершаем ошибки. Но давайте учиться признавать их – это самое трудное! Давайте учиться быть мужественными и честными перед собой, своей совестью. Это нужно, прежде всего, нам самим для того, чтобы мы могли себя уважать, и тогда нас будут уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!
Учитель: продолжите фразу: «Сегодня я понял…»
— Смотри, Бум, — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.
Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.
— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?
Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.
Уши мои горели. Я развёл руками:
— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…
Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.
— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.
Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.
— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?
Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.
— Ты очень испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.
— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.
Но я перебил её, торопясь и заикаясь:
— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!
Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.
— Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.
Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…
Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.
Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.
Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:
— Не надо было разбивать чашку.
После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.
— Хоть в кухню… мамочка!
Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.
— Иди спать, — со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…
То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.
Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.
Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.
— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…
Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»
Мама долго не спала. Она тоже думала:
«Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»
И я тоже думал, лёжа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»
В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё «почему».
Текст-рассуждение для 4 класса «Что такое совесть», что писать?
Литература, 4 класс
Действительно, у меня ребенок учится в 4 классе и ему, правда по русскому языку, задали составить сочинение-рассуждени е на тему «Что такое совесть?». Учитель сказал, что писать надо своими словами. В итоге, после проведения беседы с ребенком я узнала, что он на самом деле искренне не знает, что такое совесть. Выдумывать мы ничего не стали, а составили следующий текст:
Возможно, текст получился немного примитивным, но необходимо учитывать, что он должен быть составлен четвероклассником, а значит написан просто и понятно.
Это довольно странный вопрос для детей 11-12 лет. Дело в том, что совесть развивается постепенно в течении всей жизни и к 12 годам развиваются только первые её зачатки. Хотя есть научные работы, где утверждается, что к 12 годам совесть должна быть уже развита и потом только укрепляется. Но даже при этом дети в таком возрасте не могут дать определения, что такое совесть. Совесть является причиной дебатов и споров многих философов. Для того, чтоб дать определение совести нужно обладать высоким самосознанием, понимать что такое нравственность, обладать словарным запасом взрослого человека и уметь им пользоваться на уровне человека с IQ выше 110.
И даже далеко не каждый взрослый может ответить адекватно на поставленный вопрос. Даже гуманист с высшим образованием задумается, как на него ответить. (Можно, конечно, заглянуть в словари и Гугл, но ребенок из этого ничего не поймет)
Классный час «Совесть» 4 кл.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя (полная) общеобразовательная школа №8»
города Рославля, Смоленской области.
Методическая разработка классного часа
Учитель начальных классов: Денисова М.В.
Классный час по теме «Совесть».
Цель : формирование основ морали – осознанной необходимости опреде-
ленного поведения обусловленного в обществе представлениями о добре и зле, знакомство со значением понятий «совесть» и «раскаяние», как мерилом добрых и злых поступков.
Развивающая : умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение анализировать и делать выбор;
Воспитывающая : воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека; понять, что значит вести диалог со своей совестью.
Ключевые понятия : добро, совесть, стыд, позор, покаяние, быть в ладу со своей совестью.
Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, творческая работа.
— Учащиеся смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
— Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
— Осознавать, какую роль в жизни человека играет совесть. Оборудование: мультимедиа-проектор, видеоролик «Два волка»; цветные карточки: желтые, зеленые, голубые; рисунки: «смайлики»; карточки со словами: «Жить в ладу со своей совестью», карточки для 1 группы: совесть, доброта, грех), 2 группа: дружба, совесть, ложь, 3 группа: любовь, совесть, трусость; карточки со словами: ДОБРО, ЗЛО; произведение В. Осеева « Почему?»; словари: БСЭ, В.Даля, Ушакова; пословицы; кроссворд; альбомные листы и фломастеры.
1. Организационный момент
Учитель. Добрый день, дети. Выберите себе цветную карточку. Дети с желтой карточкой сядут за 1 ряд, вы – 1 группа, с зеленой карточкой – за 2 ряд (2 группа), с голубой карточкой – за 3 ряд (3 группа). Сегодня мы с вами будем общаться группами.
Учитель. В начале нашего занятия я бы хотела знать ваше настроение. У вас на партах есть по два « смайлика»: один- веселый, а другой- грустный. Выберите и поднимите тот «смайлик», который соответствует вашему настроению.( Дети поднимают карточку. Обсуждение выбранного «смайлика» )
Учитель. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.
3. Мотивационная установка на успех
Учитель. У меня есть еще одно пожелание, оно напечатано на отдельных карточках. Соберите слова по смыслу. Прочитает дружно та команда, которая быстрее всех соберет. (Жить в ладу со своей совестью.)
4. Сообщение темы и цели занятия
Учитель. Кто из вас догадался, какова тема нашего занятия? Учитель. Молодец.
Учитель. А теперь вместе подумаем, с какой целью мы будем говорить.(Фразы на доске).
– я узнаю…– будем учиться развивать в себе и помогать …-воспитывать …
Учитель. Молодцы, вы правильно определили.
Учитель. Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как СОВЕСТЬ и узнаем, какие правила помогут детям жить в ладу со своей совестью.
5. Знакомство с произведением В. Осеевой «Почему?»
А теперь распределите по признаку эти качества на 2 группы. Что у вас получилось? (добрые и злые)
Работа с доской : прикрепите карточки в 2 столбика: ДОБРО ЗЛО
Учитель. Какое слово повторяется несколько раз? (Совесть.)
Учитель. Оцените поступок мальчика. Почему автор так назвал свой рассказ? Что он хотел сказать? (Д: Мальчик совершил плохой поступок и ему было очень стыдно, но он боялся признаться и его мучила совесть.) Учитель. В каких эпизодах автор показал, что героя мучила совесть? А как вы понимаете выражение « муки совести»? (Ответы детей)
Учитель. В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой – к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.
Учитель демонстрирует видео «Два волка»
Учитель. Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души?(добрые)
Учитель. Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев?
Учитель. Что является лекарством, исцеляющим душу?
Учитель. Что такое СОВЕСТЬ?
Учитель. Продолжите мою фразу: «Совесть – это…»
Работа с дополнительным источником.
Учитель. А как толкуют значение этого слова авторы словарей.
Предлагаю группам поискать это определение в разных словарях и хорошо читающие дети вслух произносят.
1 группа. БСЭ. С о весть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
3 группа. Совесть (по Ушакову) СОВЕСТЬ
Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.
Учитель. Подберите слова-синонимы к слову СОВЕСТЬ.(стыд, честь)
Учитель. Подберите слова-антонимы к слову СОВЕСТЬ (наглость, безбожность, бесстыдство)
Учитель. В народе созданы пословицы и поговорке о совести, вспомните их.
Работа с пословицами и поговорками.
1. Соедини части так, чтобы получилась пословица.
Чтение пословиц по 1 от каждой группы.
– Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить (каждой группе по 1 пословице)
Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
Учитель. Помогите восстановить пословицу.
Учитель. В чём её мудрость?
Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
Недоброе чувство, мысль или дело.
Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
Учитель. Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.
Стихотворение Александра Яшина
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство
И есть еще – Совесть и Честь.
Учитель. Когда мы с вами знакомилось с понятием «совесть»? (на уроках ОРКСЭ).
Учитель. Можем ли мы назвать совесть нашим помощником?
-Совесть –это внутреннее ощущение человеком добра и зла. Совесть –это внутренний советчик и судья.
Работа в группе. Рисование символа совести.
Учитель. Ребята, предлагаю вам придумать символ, который олицетворял бы совесть и был бы понятен всем.
(Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…)
Выставка символов на доске. Выбор лучшего.
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
– Что самое главное в человеке? А еще?
Ответы детей на листочках фломастерами: Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.
– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: ( пауза )…
Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть! (прикрепляю карточку)
Построение символа совести.
(Дети берут полоски со словами строят из них символ (дом, сердечко, дерево..)
Учитель. Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека. Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.
– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера? (ответы детей).
Я узнал (а)…Было приятно….Меня удивило….
Учитель. Спасибо за занятие.
Литература и интернет –ресурсы:
Дуисеева Наталья Семеновна Классный час по теме « Совесть».// www.1september.ru
В. Осеева «Почему?» // Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч./ Сост. Л.Ф. Климанова и др.-М. : Просвещение, 2010 г.
Значение слова «совесть»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СО’ВЕСТЬ, и, мн. нет, ж. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто. едина разве совесть. Пушкин. Меня и совесть никогда не грызла. Пушкин. Жгучие упреки совести язвили его, как иглы. Гончаров. Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь. Пушкин. Спокойная с. С. не позволяет. Угрызения совести. Усыпить с. Поступить по совести. Есть ли в тебе с.? (не совестно ли тебе). Ни стыда, ни совести нет. Без зазрения совести (см. зазрение). ◊
разг.) — говоря откровенно, чистосердечно. Никем, по совести, она не дорожит. Грибоедов. Кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Маяковский.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
со́весть
1. чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и моральности своих поступков перед самим собой и перед другими ◆ ― Жена и муж едина плоть. Погрешили, говорю, мы с тобой и будет, надо совесть иметь и бога бояться. А. П. Чехов, «Бабы», 1891 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему. Требования совести суть то, что на христианском языке называется волей бога, и потому смысл жизни и ответ на оба вопроса: для чего жить и как сделать, чтобы иметь право жить? состоит в том, чтобы исполнять волю бога, сознаваемую вами в нашей совести. Л. Н. Толстой, «Письма», 1894 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Это очень трудно, это почти невыносимо, но мы должны идти и идти и делать то, что велит нам наша совесть! Юрий Герман, «Дорогой мой человек», 1961 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова самопал (существительное):
Сочинение Примеры совести из жизни
Совесть – это чувство ответственности за все свои поступки и слова не только перед окружающими, но в первую очередь перед самим собой. Совершив нехороший поступок, человек испытывает «муки совести» или «угрызение». Однако далеко не все принимают правильные нравственные решения. Почему же так важно жить по совести? Какие примеры совести чаще всего встречаются в жизни?
Я тоже столкнулся с совестью. Это случилось когда я порвал любимые обои родителей в прихожей. Изначально мой страх поборол муки совести и я во всем этом обвинил нашу собаку. Но потом увидев как мама и папа лишили Шарика его любимых игр и в глазах пёсика начала прорисовываться тоска, мне стало очень обидно за него и я решил во всём им признаться. Но родители ругать и наказывать меня не стали, они просто объяснили мне, что так поступать нельзя, ведь это очень плохо. Но это не единственный случай, когда совесть очень мучает душу. Со мной ещё случилось два подобных случая.
Второй случай произошёл на речке. Мой друг украл велосипед у маленького мальчика, его родители подняли шум на всё село, ведь этот велосипед был очень дорогой покупкой для их семьи. Я зная о том, кто его украл не хотел этого рассказывать, но всё же совесть не давала мне покоя и я всё решил рассказать. И этот случай стал примером для меня и уроком для моего друга.
Ещё было несколько случаев, сейчас расскажу.
Я увидел пример совести на улице, когда ждал автобус до дома. Мужчина проходивший через толпу парней и девушек уронил свой бумажник, в этой толпе стояло много человек, но подняла и отдала мужчине его бумажник всего лишь одна девушка, хотя все в толпе видели, что мужчина потерял его. Это свидетельствует о том, что у этой девушки есть совесть, ни как у неё компании.
Ещё подобный случай я тоже увидел на улице. Старенькая бабушка поскользнулась на льду и упала, а рядом проходил парень, он просто взял и прошёл мимо, но сделав несколько шагов он повернулся и помог бабушке встать. Вот что может сделать совесть с людьми. Бабушка была настолько ему благодарна, что на лице парня прорисовывалась улыбка, от того что он помог ей.
Про такой случай с совестью мне рассказали друзья. Мои друзья пошли на речку купаться, а там была компания маленьких детей, им, наверное, было лет то семь. Они задумывали что-то плохое, как я понял, они хотели украсть футбольный мяч. Вся эта компания пошла исполнять задуманное, но один мальчик, который выглядел младше, он остановился и не решил идти с ними.
Совесть есть у всех людей, просто некоторые не умеют ей пользоваться.
Сочинение 2
Обратимся к общеизвестному примеру из жизни. Очень часто средства массовой информации коверкают правду, выставляя публичные личности в плохом свете. Безусловно, очень выгодно возвышаться над униженным и опущенным. В случае клеветы, совесть осужденного будет запачкана обществом, хотя обвинений заслуживают лишь те, кто распространяют недостоверную информацию, распускают слухи и принижают личность другого человека. К сожалению, не все люди испытывают «угрызения совести». Это означает, что они пали духовно и нравственно: ничто не способно сподвигнуть их на высокоморальные поступки. Потеря нравственных качеств и человечности – это самое страшное. Именно с этого момента начинается активный процесс омертвения человеческой души.
Рассмотрим пример совести в повседневной жизни. Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибки: будь то разбитая мамина любимая ваза или плохая оценка в школе. Ошибки совершать очень важно и нужно, потому что только оступаясь можно набраться опыта, сделать правильные выводы и проанализировать свои действия. Ужасное чувство скрытой правды всегда тяготит. Даже если утаена незначительная мелочь, чувство вины бьет изнутри очень сильно, так и вынуждая сознаться в содеянном. Неважно, насколько страшно признавать свою оплошность, главное, что потом жить можно «с чистой совестью» и «спокойной душой». Ведь если не лгать и не утаивать, чиста будет не только совесть, но и разум. Запутаться в собственном вранье очень легко. Ложь и безнравственные поступки заставят потерять не только близких и настоящих друзей, но и самого себя.
Таким образом, я в очередной раз убеждаюсь в правоте своей позиции: жить по совести – жить спокойно, счастливо. Правда и совесть сохраняют не только авторитет, но и укрепляют личность, индивидуальность. Не лгать окружающим – значит не лгать и самому себе. Нет смысла оттягивать момент истины, ведь тайное всегда становится явным. Очень важно жить по совести и сохранять личность, честь и достоинство.
Рассуждение
Совесть – это способность человека, которая помогает ему контролировать свои поступки, делить их на хорошие и плохие, а также воспитывать в себе только положительные качества. Стоит упомянуть, что это сильное чувство есть не у каждого человека и если подумать, то без него намного проще жить. Только вот проще не значит правильнее. Я думаю, что совести нельзя научиться, человек уже рождается с ее зачатком, а при взрослении в нем растят это чувство родители и сам человек. С раннего детства нам говорят, что хорошо, а что плохо. Как лучше поступить в той или иной ситуации, а может лучше просто бездействовать, по сути, это тоже действие, только пассивное.
Вспомним один из уроков совести детства: «брать чужое без разрешения нельзя! А воровать тем более». Кто из нас не завидовал другим детям? Как только у товарища появлялся новый велосипед или машинка, нам сразу же хотелось во все это поиграть. Дети бывают разные, и некоторые не приучены делиться, вот тогда и закрадывается мысль взять без спроса, пока друг не видит. Но что будет, если мы забудем вернуть эту игрушку другу? Во-первых, он расстроится, ведь эта вещь ему тоже нравится. Во-вторых, его, вероятно, накажут дома за его невнимательность. Если эти мысли приходят в голову к тому, кто взял чужую вещь без спроса – то у него есть совесть. Если чувство вины за обиду друга берет верх над желанием играть в чужую игрушку, то это уже называется угрызение совести. Наше же сильное чувство не дает нам покоя, пока мы не исправим свой дурной поступок. После возвращение игрушки лучше признаться в том, что все было неслучайно, но это никогда не повторится, урок «не брать чужого» усвоен.
Еще одни урок совести гласит: «врать нехорошо». Ложь нужна для того, чтобы что-то утаить, только всегда следует помнить одно золотое правило: «тайное всегда становится явным». Почти у всех был такой момент в школе, когда в теплый майский денек вы с другом никак не могли удержаться от того, чтобы променять последний урок математики на мороженое в парке. И вот, вернувшись домой, вас встречает вопросительный взгляд мамы, которая интересуется успехами в школе. Конечно, в ход идут рассказы как все хорошо, а мама тем временем, дослушав все до конца, говорит, что видела вас в учебное время с мороженым, пока возвращалась с работы. В такие моменты обычно лицо наливается красным цветом, и вы, опустив глаза, сидите смирно и ожидаете приговора. Совесть берет верх над вашей, вроде бы, безобидной ложью, которая так скоро облачилась в правду. Остается только извиниться перед мамой и загладить свою вину осознанием совершенного проступка.
В заключение хочу сказать, что жить по совести это выбор каждого, но как по мне, этот путь выбирают только по-настоящему сильные люди, которые готовы нести ответственность за свои слова и поступки.
Примеры совести из жизни
Популярные сочинения
Так же, как Шишкин является признанным мастером изображения лесных красот, так Айвазовский известен нам как убежденный, опытный маринист, работы которого поистине уникальны, гениальны, великолепны
В русском языке очень много слов, благодаря которым мы общаемся друг с другом. Для удобства слова поделены лингвистами на части речи. Глагол, наряду с именем существительным, является главной самостоятельной частью речи.