Что такое совесть определение для детей 3 класс
Конспект НОД «Что такое совесть»
НОД по духовно-нравственному воспитанию.
«Что такое совесть».
Формирование базовой культуры духовно- нравственного воспитания у детей дошкольного возраста на основе нравственных ценностей.
-Углублять представление детей о добре, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, (следовать морально-нравственным нормам и правилам).
-Развивать способность чувствовать окружающий мир, проявлять к нему доброе отношение.
— Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
-Уметь отражать свои впечатления в рисунке.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей д. в. является игровая деятельность содержание программы «Добрый Мир» организованно как тематические игры-путешествия. Эти формы носят интегрированный, вариативный характер, реализуя на основе содержания программы принципы интеграции с образовательными областями «Коммуникативно-речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход НОД.
Самый лучший тот на свете,
Кто, как луч весенний, светел,
Кто поможет, руку даст,
Даст поплавать новых ласт,
Лыж, ни разу не надетых,
Откусить хоть полконфеты,
Это чувство доброта.
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое хорошо, что такое плохо. И почему нужно поступать хорошо.
Я хочу задать вам вопрос: А вы знаете кто такой Творец? (ответы детей).
Тот, кто сотворил наш мир, природу, нас, всех животных. Он сделал это, потому, что очень добрый, и чтобы мир был тоже добрым.
Он дал нам всем правила для доброй жизни. Если человек выполняет эти правила, он поступает хорошо, а если нарушает- поступает плохо.
А, еще наш Творец поместил внутри каждого человека доброго помощника. Этот помощник наша совесть. Совесть приносит человеку сообщение (весточку) о том хорошо поступает человек или плохо. Например, тебе подарили игрушку. Совесть подсказывает тебе: не жадничай – поделись с тем, у кого ее нет. Поделился-хорошо, ну а если чувствуешь жалко, сам буду играть – поступаешь плохо. Совесть как яркий огонек светит в душе человека. И если ты спросишь у своей совести хорошо ли ты поступаешь, то она обязательно даст тебе ответ, и ты почувствуешь, как тебе поступить.
А еще у совести есть 3 главных противника. Противник это тот, кто не хочет нам добра, противится тому, чтобы мы сделали что-то хорошое. Один из них всегда говорит – «Не хочу», второй – «Сделаю попозже», третий – «А почему это должен делать я?». И если нам удастся побороть в себе этих трех противников, то мы будем поступать хорошо и совершать хорошие поступки. И поверьте никакое хорошее дело не пройдет зря.
Давайте будем стараться делать что-то доброе и поступать хорошо.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам угадать несложные загадки. Если вопрос о вежливости и добре,вы все хором отвечаете:
«Это я, это я, это все мои друзья», а если вопрос вам не по душе – промолчите.
• Кто, из вас проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо?
• Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?
• У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
• Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?
• Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «Спасибо».
• Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Молодцы! Я рада, что вы не ошиблись.
А, сейчас давайте немного разомнемся.
Физкультминутка «Вокруг солнышка»
«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять,
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся,
И в кружочек соберёмся.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ребята, сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Угадай правильные ситуации».
Показ картинок на интерактивной доске. В каких ситуациях дети поступают хорошо, а в каких плохо.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.
Дети, сегодня мы много говорили о том, что такое хорошо, что такое доброта. Посмотрели ситуативные картинки, в каких случаях дети поступали хорошо, а каких неверно.
А, сейчас я хочу предложить вам нарисовать солнце. И пусть у этого солнца будут столько лучей, сколько хороших и добрых поступков вы вспомните. У детей картинки на которых нарисованы три хмурые тучки (три противника совести).
Самостоятельная деятельность детей. Дети рисуют. Звучит песня с мультфильма про Леопольда «Если добрый ты».
После, все рисунки детей расставляются на выставку детских работ.
Воспитатель: А, сейчас я хочу вам подарить вот таких улыбающихся человечков, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
Конспект совместной НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.
Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей второй младшей группы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Что такое хорошо и что такое.
Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?» Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?» Задачи: Образовательные: формирование у детей основополагающих морально-нравственных.
Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.
Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.
Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.
Как объяснить ребенку, что такое совесть?
Понятие совести
Совесть – контролирует отношения с окружающими людьми, для каждого, это понятие индивидуальное. Совесть – это регулятор наших морально- этических качеств, которые зависят от воспитания, образования, образа жизни. Совесть – способна доставить страдания и боль человеку, совершившему неприглядный поступок. Что такое совесть, необходимо объяснить ребенку.
Основы совести
Основы совести, закладывают родители ребенку в семье. В процессе воспитания, можно дать понятия о хороших и плохих поступках, о добре и зле. Собственным примером, надо показывать свое отношение к различным ситуациям. Для ребенка, родители являются эталоном поведения, поэтому говорить ребенку неправду – недопустимо. Солгав один раз ребенку, в следующий раз – вы получите такую же реакцию. Объясните своему чаду, что человек, у которого есть совесть, не может лгать.
Познакомьте с таким понятием, как чистая совесть, т. е., человек не солгал, не совершил плохой поступок, не совершил подлость. Если поступки человека вызывают положительные чувства, то они совершены согласно с совестью. Если, человек совершил поступок, который не дает покоя совести, то это может подвигнуть к совершению поступка, искупающего свою вину. Важно, чтобы в семье были уважительные отношения друг к другу, почитали старшее поколение. Все это, формирует понятие совести у ребенка.
Если ребенок сделал не правильный поступок, то следует объяснить ему, к чему это может привести, каковы будут последствия. По мере взросления, на поведение ребенка и его воспитание могут влиять другие люди, которые объяснят, что совестью обладают благородные и достойные люди. Что, совесть – это голос Души в человеке, и когда человек совершает хорошие поступки, то в Душе у него теплое и радостное чувство и Совесть его не беспокоит.
Формирование совести
Если в подростковом возрасте, у ребенка не развито чувство собственного достоинства, уважение к старшим, умение дружить, то и чувство совести у него тоже не развито. Ответственность, за формирование понятия и чувства совести у подростка, лежит на родителях. Совесть является фактором при принятии решений. Совестливый человек – ведет диалог внутри себя о добре и зле, важно, чтобы растущие дети жили в согласие со своей Совестью, и она побуждала их, на благовидные поступки.
Конспект внеурочного занятия «Что такое совесть и зачем она человеку» (3 класс)
Стадченко Татьяна Вячеславовна
учитель начальных классов
МОУ «Вейделевская СОШ»
«Что такое совесть и зачем она человеку»
Учитель. Что такое совесть и зачем она человеку? Давайте поговорим сегодня об этом.
Нечто невидимое, неслышимое, не определяющееся на ощупь, зовущееся совестью, является способностью человека контролировать свои поступки и самостоятельно оценивать их.
«Совесть замучила», «Совесть гложет», «Душа не па месте», «Сгореть со стыда», «Совесть без зубов, а загрызет», «Наперед спроси у совести», «Знает кошка, чье мясо съела», «Угрызения совести».
Есть пословицы и об ее отсутствии:
«Хоть наплюй в глаза: ему все божья роса», «Кошачьи глаза дыму не боятся», «Душа христианская, а совесть-то цыганская».
Как отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой, сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признать свою вину, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, гот, несомненно, человек совестливый.
Чего не сделает человек совестливый?
— Не обидит слабого, старого, малого.
— Не влезет вперед без очереди.
— Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.
— Не свалит свою вину на другого.
— Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.
— Не выгонит из дома состарившегося пса.
— Не будет радоваться чужому горю.
Приведите свои примеры поведения совестливого человека.
В семье бережно хранили вещи погибшего отца.
Сын нечаянно разбил чашку, из которой всегда пил чай папа, но обманул маму, свалив свою вину на собаку Бума.
Когда все осталось позади, каждый из трех героев долго не мог уснуть и думал о своем «почему». Бум думал о том, почему его выгнали, а потом впустили и обласкали. Мама думала о том, почему сын не сказал ей правду сразу. А мальчик думал о том, почему мама не стала его бранить, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил не Бум.
Для чего человеку совесть, если она доставляет ему столько неудобств? Наверно, для того, чтобы человек смог оставаться человеком, умел отличать добро от зла, контролировать свои поступки, быть судьей самому себе, отвечать за свои действия перед самим собой. А как думаете вы?
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял. ».
Классный час «Совесть»3 класс
Конспект урока: «Совесть»
Цель: знакомство с понятием «совесть» с помощью обсуждения притч, пословиц, просмотренного мультфильма.
Задачи:стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроль в повседневном поведении на основе формирования этического понятия совести; формировать у обучающихся культуру общения; развивать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный пересказ на тему, работа с цифровыми ресурсами, самостоятельная работа с источниками информации.
Оборудование:Проектор, компьютер, экран, тексты, СD-диск «Лунтик» 350 серия, учебник, раздаточный материал – карточки с заданиями.
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная; фронтальная; групповая.
Основные термины и понятия: «совесть», «стыд».
2.Актуализация опорных знаний по теме.- Внимательно посмотрите и послушайте героев мультфильма.
— О чем спрашивает Лунтик?
— А как вы понимаете, что такое «СОВЕСТЬ»? (у детей возникает проблема ответить на вопрос.)
— Сформулируйте тему нашего урока ( на доске появляется карточка со словом «совесть»).
— На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? (ответы учеников)
· Нужна ли человеку совесть?
· Различаются ли понятия стыд и совесть?
· Когда появилось понятие совесть?
3. Изучение нового материала
— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову совесть? (на доске появляются карточки со словами: БЕССОВЕСТНЫЙ – нечестный, наглый, безнравственный; ДОБРОСОВЕСТНЫЙ – честный, правдивый, высоконравственный.)
— Как мы называем такие слова? (антонимы)
— Какое бы вы дали определение этим словам?
— А теперь мы сможем дать определение слову совесть?
— А хотите узнать, что ответил Корней Корнеевич Лунтику? (включаем фрагмент мультфильма)
(Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.) (Михаил Телегин)
— А теперь вы поняли, что такое совесть? Что же это?
4. Работа с текстом учебника
— Давайте посмотрим, как автор учебника знакомит нас с понятием «совесть». Откройте, пожалуйста, страницу 48 учебника (читают часть текста самостоятельно, читают первые 2 абзаца)
— Найдите слова и фразы непонятные для вас.
— Что удивило, может быть, поразило вас при чтении текста? (древнегреческий философ Демокрит, это переживание связано со стыдом, но отличается от него. Надо стыдиться не только поступков, но и мыслей)
— Изменилось ли представление о совести в наши дни? (в наши дни не все стыдятся своих мыслей)
5. ФизминуткаРуки кверху поднимаем.Руки кверху поднимаем,А потом их отпускаем.
А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрейХлопай, хлопай веселей.
6. Работа с текстом притчи.-Послушайте притчу (рассказывает мотивированный ученик).
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
( Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.)
— Как поступит герой притчи? (он вернет кошелек)
— А почему вы так думаете?
— Как можно назвать этого человека? (обращаем внимание на однокоренные слова)
— А человека, который не вернет кошелек, как мы его назовем?
Работа с текстом учебника
— Давайте найдем в учебнике еще одно однокоренное слово к слову совесть ( читают 3 абзац и находят слово совестливый).
-Можно ли назвать данного героя притчи совестливым (появляется еще одно однокоренное слово)
Получить полный текст Подписаться на рассылку!
7. Закрепление Работа в группах Задание первое.
Закончите предложения, и у вас получится памятка порядочного человека
Не берите чужого…. без разрешения.
Не желайте никому…. зла
Не допускайте…. грубости
Во всём помогайте…. ближним
Будьте добрым…. человеком
(на столе маркеры и лист формата А3)
Задание второе. «Автобус»
В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса.
Обыграйте ситуацию и ответьте, кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?
-А как еще ее можно назвать? А мальчика, как бы вы назвали? (возвращаемся к однокоренным словам)
Задание третье. Рифмовка.
Попробуйте собрать стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто.
Я кошку выставил за дверь, (С)
Сказал, что не впущу.Весь день ищу ее теперь, (О)
Везде ее ищу.Из-за нее (В)
Вторую ночьВсе повторяется, (Е)
Точь-в-точь,Во сне, как наяву: (С)
Я прогоняю кошку прочь, Я прогоняю кошку прочь, (ТЬ)
-Теперь давайте узнаем как оно называется (на обратной стороне должно получиться слово «совесть»).
— Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой?
Задание четвертое. «Найди пару»
— Вы должны найти вариант, как можно заменить данные предложения.
1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.)5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то ( поступок на его совести).
Задание пятое. «Собиралки»
— Соотнеси начало пословицы с продолжением (стрелочки разного цвета).
НАЧАЛО ПОСЛОВИЦЫ ПРОДОЛЖЕНИЕ
без совести – полчеловека
Без рук, без ног – калека,
Вечно живет в страхе тот,
у кого совесть нечиста.
кроме нечистой совести.
8. Отчет о результатах проделанной работы (каждая группа дает свои ответы).
Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский.
Способность отделить, добро от зла.
Возможность честно, посмотреть в глаза.
Несправедливость видя, не молчать.
Свершится злу, готовность помешать.
Заботу дать, как постареет мать.
Поступки добрые, от сердца совершать.
Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.
-Не забывайте использовать слова…..
Самое интересное задание…
Самое сложное задание…
— Мы ответили на вопросы, поставленные в начале урока?
Дома вы продолжите работу по данной теме.
1) Прочитайте рассказ Л. Н.Толстова «Косточка», Н. Артюховой «Совесть», А. Гайдара «Совесть» (по выбору).
Расставаясь, я хочу пожелать:
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы!
Тренинг «Как не попасть в сети зла? Слайд №6
Учитель. Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?
Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик.
3. Формулирование темы урока, постановка цели:
— А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)
Использование метода «Кластер». Слайд №8
Учитель. Разгадав кроссворд,сделайте предположение, о чём мы будем говорить на уроке.
Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
Недоброе чувство, мысль или дело.
Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
Состояние полной, высшей радости.
Учитель. Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.
— Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?
1.Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
3.Что значит поступать по совести?
4.Какая совесть бывает чиста?
Предлагаю заполнить таблицу
1. Что такое совесть?
2. Нужна ли человеку совесть?
3. Что значит поступать по совести?
4. Какая совесть бывает чиста?
Учитель. Однажды перебирая книги, я обратила своё внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история. История, которая может случиться с каждым из вас.
– Какое впечатление произвела на вас Нина? (звучит рассказ Гайдара «Совесть») Проведём исследование.
Заполнение кластера. Слайд №10
– Каким был мальчик, которого встретила Нина?
Заполнение кластера. Слайд №11
Учитель. Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала? Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (Ответы учащихся.)
Вот как о совести сказал наш современник поэт Олег Воротынский
Способность отделить, добро от зла.
Возможность честно, посмотреть в глаза.
Несправедливость видя, не молчать.
Свершится злу, готовность помешать.
Заботу дать, как постареет мать.
Поступки добрые, от сердца совершать.
Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
4. Работа с текстом учебника.
Разобраться чем отличаются понятия «стыд» и «совесть» нам поможет учебник. Откройте, пожалуйста, страницу 48 учебника (читают часть текста самостоятельно)
— Что удивило, может быть, поразило вас при чтении текста?
— Изменилось ли представление о совести в наши дни?
-Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»:
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову. А.Барто
— Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой? Слайд№13
Дети поочерёдно называют В.Осеева «Почему?», Л. В. Драгунский «Друг детства» и т.д.
А) «Минута раскаяния»
Учитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают.
Учитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.
Однажды в классе уронили цветок.
Совершил это я, непоседа.
Кто разбил? Выяснение шло.
И тогда я свалил на соседа.
С той минуты повсюду, всегда
Взгляд его тяготил мою душу.
Я боялся его, как огня,
И ребят на уроках не слушал.
Но однажды на уроке ОРКСЭ
Нам пояснили про слово «совесть».
И тогда мое сердце,
Словно камень, сорвалось в пропасть.
И я, из-за парты вставая,
Учителю правду сказал
И просил его очень, рыдая,
Чтобы строго меня наказал!
Учитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
А сейчас я хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается шкатулка. В ней красные сердечки.)
-Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.
Учитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения.
Все знают такой праздник, как Масленица.
Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».
Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?
Дети пожеланию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.
Учитель. Советую вам провести такое упражнение дома.
Вот мы руки развели,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
6.Работа в группах (игра)
Учитель. А сейчас я предлагаю вам игру. Разобьемся на две группы (первый, второй ряд)
Задание первое. «Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
Задание второе. «Автобус»
В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?
Задание третье. «Муки совести»
Как понять выражения:
-меня мучает совесть;
-моя совесть молчит;
Задание четвертое. «Раскаяние»
Как вы понимаете значение слова «раскаяние».
Согласны ли вы с утверждениями:
— у всех людей есть совесть;
-«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;
-плохих людей, преступников совесть не мучает;
-бессовестному человеку жить легче?
Нужно собрать пословицы ( у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц ).
Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста . Итальянская пословица.
В ком стыд, в том и совесть . Русская пословица.
— Кто выиграл в наших соревнованиях?
-Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.
Рисование символа совести.
Учитель. Ребята, я предлагаю нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем.
(Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…)
Выставка символов на доске. Выбор лучшего.
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
Ответы детей на листочках фломастерами: Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.
– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: ( пауза )…
Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть! (прикрепляю карточку)
Построение символа совести.
Теперь я предлагаю вам построить наш символ на доске из полосок с личностными качествами, которые записали вы.
(Дети берут полоски со словами строят из них символ (дом, сердечко, дерево..)
– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?
Дети высказывают свои мысли: У меня будет много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не будет грызть совесть…
Спрашивает, учит, мучит
Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.
Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).
Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла
Не допускайте грубости
Во всём помогайте ближним
Будьте добрым человеком
— Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.
-Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?
У вас на парте две ручки (красная и синяя) и листочек, цветочек от дерева. Синей пастой напишите, какими качествами ты хотел бы обладать, а красной – от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться.
На доске нарисовано дерево. Слайд№16.
Дети по очереди подходят и приклеивают цветочки и листочки на дерево.
Учитель. Посмотрите, человек силой своего характера, целеустремленностью даже сухое дерево может превратить в цветущее.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Не забывайте использовать слова….
Мне было интересно…
Активно работали на уроке….
Интересны были высказывания…
Дома вы продолжите работу по данной теме.
Образец рабочей тетради для каждого учащегося.
1.Расспросите родителей о значении совести в их жизни.
2. Подобрать стихотворение любого поэта или сочинить самому на тему: « Совесть ».
3.Найти 5 пословиц и поговорок о совести.
4. Написать эссе « Моя совесть»
5.. Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр.48-49.
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Слайд №17 Всё в Ваших руках.
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Спасибо за урок! Исполнение песни «Дорога добра»
Нина Михайловна Артюхова
СОВЕСТЬ ЗАГОВОРИЛА
Дима Тепляков с тревогой раскрыл тетрадь—контрольную работу по арифметике. Первое, что ему бросилось в глаза—красным карандашом написанное весёлое слово «хорошо». Глаза обрадованно забегали по странице и увидели в правом нижнем углу невесёлую двойку.
Дима очень удивился и медленно прочитал всю фразу: почерк у Николая Михайловича был красивый, но не очень разборчивый.
«Хорошо списано у Володи Кузьмина».
Вот тебе раз. Но как Николай Михайлович догадался?! Одинаковые ошибки, вот что подвело! Но почему Николай Михайлович так уверен, что именно Дима списывал у Володи, а не наоборот?
Возвращаясь домой, Дима с грустью думал: до чего всётаки ему не везёт в жизни. Думал и о том, какое это недоразумение, что Николая Михайловича все считают близоруким.
А тут ещё председатель совета отряда Серёжа Конёнков и звеньевой Витя Ивашов, Димины попутчики, пилили его с двух сторон, как будто напополам хотели разрезать большой пилой, без всякого снисхождения.
— Не понимаю, зачем ты с Володькой дружишь, — говорил Витя, — он тебя разлагает.
— А ещё все радовались на прошлом сборе, что ты стал твёрдым троечником! — Это Серёжа потянул «пилу» в свою сторону.
Дима расстроенно молчал. Мальчики дошли до ворот и остановились. Серёжа и Витя жили в небольшом домике во дворе, Витя на первом этаже, а Серёжа на втором. Диме нужно было перейти улицу к высокому дому напротив.
И вдруг Диме стало грустно расставаться и идти кудато одному.
Как хорошо дружат Серёжа и Витя. И живут рядом. А с Володькой Кузьминым, хоть и сидишь за одной партой…
Серёжа понял Димино грустное настроение и вдруг сказал:
— Хочешь, зайдём ко мне, мы с Витей тебя ещё немножко проработаем?
По его тону Дима понял, что нравоучений больше не будет. К тому же уроки кончились раньше-обычного: не было физкультуры. Значит, мама не ждёт… тем более не ждёт двойку по арифметике… и нечего спешить с этой двойкой…
Дима вошёл в ворота вместе с Серёжей и Витей.
— Кого это прорабатывать и за что?
От сарая с охапкой дров шла Витина старшая сестра Лена. Мальчики сейчас же рассказали ей, за что «прорабатывали» Диму.
— Ай, ай, ай! — Лена укоризненно покачала головой, отчего зашевелились, как живые, толстые белокурые косы— одна спереди лежала, через плечо, прихваченная вместе с дровами, другая висела за спиной, ярко выделяясь на тёмно-красном джемпере.
Лена была всего года на четыре старше брата, но Диме она казалась очень солидной и взрослой. Мама не мама, а так, вроде чьей-то тёти, — смотрит на них, на маленьких третьеклассников, сверху вниз.
— Иди обедать, Витя, — сказала она.
— Я сейчас, только к Серёже на минутку зайду. Лена уже стояла на крыльце и открывала дверь кончиком туфли.
— Не задерживайся, мне скоро в школу на собрание идти. — Она исчезла в сенях, прикрыв за собой дверь всё с той же ловкостью, при помощи ноги.
В глубине двора зашипел белый сварочный огонь. Пахло карбидом.
— Что это? — спросил Дима.
Там стоял большой грубый стол на железных ножках. На столе с обеих сторон тиски. Две девушки в комбинезонах чтото делали с длинной узкой трубой, похожей на газовую трубу.
— Это нам теплоцентраль проводят, — сказал Серёжа, — стояк гнут.
— Хорошо вам будет. С дровами не возиться. Дима отвлёкся немного, наблюдая за работой девушек. Потом вспомнил про неудачу с арифметикой и снова загрустил. Серёжа открыл дверь своим ключом—в квартире не было никого.
— Пообедаешь со мной? — спросил Диму.
— Нет, нет, спасибо, я домой обедать пойду.
— Ладно, тогда посиди у меня в комнате, а я погрею суп. Витя сказал:
— Дай мне полотенце, у меня все руки в чернилах, — и тоже пошёл в кухню вместе с Серёжей.
Дима присел на диван в углу у окна и стал разглядывать комнату.
Сохранились ещё такие дома на окраинах города: с низкими подоконниками, с белым кафелем голландских печей…
Белый кафель напомнил Диме тетрадь в клеточку, с неудачной контрольной работой. Интересно, если бы сам сделал задачу, не списывал бы у Володи Кузьмина, что тогда? Не такая уж трудная задача… Тройка, во всяком случае, была бы, а может быть, и целая четвёрка… В последнем вопросе даже засомневался, правильно ли перемножено у Володи, сделал по-своему, а потом перечеркнул и написал с ошибкой, как у Володи…
— Ах, Дима, Дима! Списывать нечестно!
Дима даже вздрогнул от неожиданности и громко спросил:
— Кто это?
Молчание. В комнате не было никого… Где-то там, в кухне или в ванной, переговариваются Серёжа и Витя…
Так кто же это сказал, что нечестно списывать?
Голос был низкий, глуховатый, слова прозвучали совсем близко, рядом… Диме казалось, что заговорил диван, на котором он сидел.
Стараясь не пугаться, Дима спросил:
— Кто здесь?
В коридоре шаги. Вошли Серёжа и Витя.
— Это мы, Димка, — сказал Серёжа, открывая буфет.
— Кто у вас в комнате спрятался? — спросил Дима.
— Как кто? — удивился Серёжа. — Нет здесь никого.
— Кто-то сейчас мне сказал…
— Что сказал?
— Сказал: «Ах, Дима, Дима! Списывать нечестно!»
— Кто же мог сказать? Мы с Витей были в кухне. Витя засмеялся:
— Это, Димочка, у тебя совесть заговорила! Серёжа и Витя опять ушли в кухню. Всё тот же глуховатый голос подтвердил:
— Да, Дима, я—твоя совесть.
— Врёте вы всё! — крикнул Дима, стукнув по дивану рукой. — Никакой совести не бывает!
— Как не бывает совести? — удивился таинственный голос. — Нет, Дима, совесть есть у каждого человека. Только иногда совесть засыпает, и люди забывают о ней, а потом совесть пробуждается и начинает говорить…
— Ну и что? — спросил Дима, заглядывая за диванные подушки.
— Как что? И тогда человек начинает раскаиваться. Ты разве не раскаиваешься, что списывал у Володи Кузьмина?
— Раскаиваюсь, — пробормотал Дима. Он отогнул один валик, другой… Даже под диван заглянул, хотя под таким диваном не могла бы спрятаться даже кошка. Диван, с двумя валиками и тремя твёрдыми пёстрыми подушками, стоял на полу так же плотно, как стоит шкаф, пожалуй, даже подметать под ним нельзя было, не отодвигая.
Посередине комнаты большой обеденный стол. Дима заглянул под скатерть… У двери—буфет. Серёжа оставил его приоткрытым, когда доставал хлеб… Ничего в буфете не видно, кроме тарелок и банок… Занавески на окнах тюлевые, прозрачные.
— Что ты бегаешь, Дима, стулья передвигаешь? — спросил всё тот же голос. — Сядь, поговорим. Кого ты ищешь?
— Тебя ищу! — полуиспуганно, полусердито ответил Дима. Он сел, но не на диван, а на стул около обеденного стола.
— Правильно делаешь, что меня ищешь. Потерять совесть—это большая беда!
Голос слышался всё в том же углу… Димина совесть была спрятана в диване—это ясно.
Очень просто! У таких диванов откидывается сиденье, а там…
Дима отогнул оба валика, приподнял сиденье дивана… Оно приподнималось легко, как крышка сундука. Диван внутри—обыкновенный деревянный ящик… почти пустой. Аккуратно сложенные одеяло и простыни… больше ничего там не было.
Дима торопливо опустил сиденье и опять сел на диван, ничего не понимая.
— Ты меня больше не теряй, Дима, — сказала совесть. — А уж теперь, раз я в тебе заговорила, я тебя, Дима, замучаю!
Диме вдруг показалось, что он просто спит, сидя у Серёжи на мягком диване… Заснул—и всё это ему снится… как он искал под столом… и в буфете… как шумит вода в ванной, а в кухне Серёжа негромко позвякивает посудой… и голос совести…
Дима знал, что в таких сомнительных случаях—когда человек хочет проверить, спит он или не спит, — нужно ущипнуть себя за руку. Но он не был уверен, что, собственно, должно при этом произойти. К тому же он пожалел ущипнуть себя слишком больно. Щипок за руку ничего не выяснил.
— Дима, ты—пионер? — спросила совесть.
— Да.
— Пионер—а списываешь! Видишь, как я тебя мучаю! Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
— Я ещё не знаю.
— Ты, кажется, интересуешься техникой, будешь мастером или инженером… Если мастером на заводе—придётся заглядывать в соседний цех, смотреть, как там другой мастер распоряжается, — и делать то же самое, что он. А станешь инженером, будешь списывать дипломные работы, проекты, диссертации… Скажут тебе, например: «Рассчитайте, товарищ Тепляков, как реку Печору повернуть на юг, чтобы она впадала в Каспийское море?» Ты сейчас же побежишь к инженеру Кузьмину: «Володька, дай списать!» А инженер Кузьмин разведёт руками: «Знаешь, Димка, у меня совсем другое задание: завтра улетаю на Марс, буду там строить атомную электростанцию. Сам бы охотно списал у кого-нибудь проект, да уже не успею. А на месте подсказки не жди: марсиане понашему ещё не научились». Так ответит тебе инженер Кузьмин. Что тогда будешь делать?
«Нет, я не сплю! — решил Дима. — Должно быть, Серёжа и Витька провели сюда телефон какой-нибудь, говорят из кухни и меня разыгрывают!» Но никаких проводов на полу около дивана и на стене не было видно. Дима принёс палку из передней. Серёжа окликнул его издалека:
— Что ты там бродишь, Димка? С кем ты сейчас разговариваешь?
— Ни с кем! — крикнул Дима. — Я просто так.
— Как так—ни с кем? — сейчас же отозвался голос из угла. — Ты разговаривал со своей совестью!
Диван стоял вплотную к стене, даже валик плохо откидывался с этого бока, только приподнимался. Дима, опираясь на валик, хотел пошарить палкой в тёмном углу… Как странно… палка, не достигая пола, опускается всё ниже и ниже… беззвучно уходит в никуда.
Дима грудью упал на валик, успел только подумать:
«Сплю. Сплю и вижу страшный сон: диван не на полу стоит, а просто так, в воздухе!»
— Ах, Дима, Дима! На совесть палкой замахиваешься?! Невидимая сила потянула за палку и вырвала её из Диминой руки… Палка исчезла.
Звонок и громкий стук в парадную дверь. Серёжа побежал из кухни в переднюю.
Две девушки в комбинезонах, шумно разговаривая, вносили в квартиру длинную, немного изогнутую трубу.
— Стоячок вам принесли, опять побеспокоим…
— Это нам стояк? — удивился Серёжа. — А разве дырку пробили уже?
— Как же, как же— сегодня утром, пока ты в школе был, всё уже приготовлено… Вот диванчик этот опять отодвинуть придётся…
Девушки отодвинули диван и стали опускать трубу в первый этаж через довольно большое квадратное отверстие.
Пока они разворачивались со своим стояком, Дима успел заглянуть в квадратную дырку. Он увидел далеко внизу кусок Витиного письменного стола, на столе—угол табуретки, плечо в красном джемпере и белокурую косу… короче говоря, небольшой кусок Витиной сестры Лены, как раз в тот момент, когда Лена спрыгивала со всей этой пирамиды.
Нет, не похожа была Витина сестра ни на какую маму, даже на тётю не похожа! Дима услышал звонкий девчоночий смех.
Лена крикнула:
— Димка! Скажи Вите, пускай и у него хоть немножко заговорит совесть! Обещал сию минуту обедать прийти, а я его уже полчаса жду!
Так и осталось невыясненным: есть ли у Димы совесть и может ли совесть заговорить?
Во всяком случае, контрольные работы у Володи Кузьмина Дима больше никогда не списывал.
Во всяком случае, контрольные работы у Володи Кузьмина Дима больше никогда не списывал.
Читать рассказы Льва Толстого: «Косточка»:
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах
есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель: знакомство с понятием «совесть» с помощью обсуждения притч, пословиц, просмотренного мультфильма.
Задачи:стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроль в повседневном поведении на основе формирования этического понятия совести; формировать у обучающихся культуру общения; развивать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный пересказ на тему, работа с цифровыми ресурсами, самостоятельная работа с источниками информации.
Оборудование:Проектор, компьютер, экран, тексты, СD-диск «Лунтик» 350 серия, учебник, раздаточный материал – карточки с заданиями.
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная; фронтальная; групповая.
Основные термины и понятия: «совесть», «стыд».