Что такое совесть преступление и наказание

Сочинение: “Проблема совести” в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 10 класс

Примеры готового сочинения на тему «Проблема совести» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Пример 1

Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” поднимает много вопросов: о человеческой морали, о совести, о праве на убийство. Однако центральной темой все же является человеческая совесть, благодаря которой люди могут анализировать свои поступки и делать правильные выводы, помогающие раскаяться и исправиться.

Автор спрашивает нас: “А смог ли Родион пройти проверку совестью?”. Скорее всего – да. Ведь он сознался и заплатил сполна. Однако сам он бы не смог прийти к верному решению, его подтолкнула Соня, а так же Разумихин, который проводил много времени с матерью и сестрой Родиона, тем самым дав студенту время для размышлений наедине с собой. И мы понимаем, что совесть нас мучает тогда, когда человек не одинок, а находится в обществе, которое помогает осознать верно или неверно он поступил.
Это произведение является доказательством того, что за все свои действия в этом мире нужно платить. Совесть не может молчать, она всегда подсказывает, что правильно, а что нет.

Пример 2

Достоевский был глубоко верующим человеком, которого очень интересовала тема греха и покаяния. Именно поэтому его главные герои часто проходят путь от грехопадения до духовного очищения. Но шанс спастись есть не у каждого, лишь у тех, кто совестлив. Муки совести всегда страшны, их нельзя заглушить, они сводят с ума или помогают воскреснуть, стать лучше.

Раскольников и Свидригайлов. Два героя-двойника. Каким будет борьба каждого из них с собственной совестью? И есть ли она у них вообще?

В начале романа Раскольников одержим безумной идеей о том, что он имеет полное право избавить мир от гадкой, ненужной старухи-процентщицы. Он не только хочет отомстить за всех униженных бедняков, он хочет возвыситься над теми, кто терпит несправедливость всю жизнь. Раскольников замышляет жестокое убийство, а его совесть молчит. Он крадет топор, звонит в дверь. Совесть молчит. Убивает, пытается найти ценные вещи в доме. Совесть нема. И тут происходит то, что наконец вытащит Раскольникова из его безумного состояния душевной глухоты. Появляется Лизавета. Для меня именно она становится символом совести главного героя. Убив безобидную и беззлобную сестру старухи, Раскольников больше не может себя оправдывать. С каждым днем муки совести становятся тяжелее. Это настоящий душевный ад, через который Раскольникову помогает пройти Соня, чтобы он осознал аморальность своей теории. В финале романа он признает, что никаким счастьем нельзя оправдать пролитую кровь, что сделать мир лучше можно только с помощью добра.

Источник

Проблема совести в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

В романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского очень важное место занимает проблема совести.

Совесть — это инструмент, благодаря которому человек может анализировать себя и свои поступки, приходить к выводам, исправляться.

Родион Раскольников на протяжении всего романа испытывает муки совести. Моральная измученность, усталость и истощение стали причиной истощения физического и болезни молодого человека. Он страдал не только морально, но и физически.

Родион Раскольников переживал, что совершил преступление не идеально чисто. Его не устраивал план, к которому он подошел. Он не подумал, что после него придет еще один посетитель, что в соседней квартире будет идти ремонт. Он боялся, что попался на глаза свидетелям, которые сообщат полиции, что он — убийца.

Его внутренние переживания сказывались на его внешнем поведении. Например, его пригласили в отдел полиции с целью допроса как свидетеля, а он всем своим нестандартным и необычным поведением выдавал себя. Также он упал в обморок, что еще больше показало следователю, что он виновен. Родион Раскольников стал более меланхоличным, медлительным, осторожным. Он всегда чего-то боялся. Он не мог нормально спать, работать, учиться. Его жизнь была окутана страхом из-за мук совести.

Совесть — очень важный регулятор общественной жизни, если человек предварительно моделирует в голове ситуацию и анализирует возможные последствия. Родион Раскольников же не думал о последствиях перед тем, как совершить убийство. Он совершил его неосторожно, нелепо и, в целом-то, очень глупо. Вся его предварительная подготовка оказалась пустой и не помогла ему.

Муки совести Родиона Раскольникова усиливались и от того, что он был очень невротичным и тревожным. Он много переживал, поэтому такое глобальное событие стало для его души большой проблемой.

Смог ли Родион Раскольников пройти испытание совестью? Можно сказать, что да, ведь в конце всего он пришел в полицию с признанием. Однако, сам он не мог бы прийти к такому поступку. Ему помогли его друзья: Соня одна знала правду и не бросила его, Разумихин помогал Авдотье и Пульхерии, тем самым позволил Родиону проводить больше времени наедине с собой и своими мыслями. Без поддержки совесть не работает. Да и в целом, совесть немыслима без общества. Она действует и возникает лишь тогда, когда человек находится в группе людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема совести в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой сказочную повесть, предназначенную для маленькой читательской аудитории, основной темой которой является возможность

Большов является человеком, который полностью отражает буржуазию Руси в 19 веке. Персонаж этот был изначально беден, находился в низших слоях общества, зарабатывал тем, что торговал.

Вопреки общему корню в словах «гордость» и «гордыня», они означают совершенно разные понятия. Слово «гордость» означает уважать самого себя, осознавать свои достоинства.

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов считал любимым из собственных произведений, хотя и не дождался его публикации из-за жесткой цензуры. Поэт обращался к самой злободневной теме XIX века

В биографии Афанасия Афанасьевича Фета есть много противоречивых фактов. Поэт много времени посвятил службе в армии и исполнению государственных обязанностей.

Источник

Наказание преступления по закону совести в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Пример 1

Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” поднимает много вопросов: о человеческой морали, о совести, о праве на убийство. Однако центральной темой все же является человеческая совесть, благодаря которой люди могут анализировать свои поступки и делать правильные выводы, помогающие раскаяться и исправиться.

Автор спрашивает нас: “А смог ли Родион пройти проверку совестью?”. Скорее всего – да. Ведь он сознался и заплатил сполна. Однако сам он бы не смог прийти к верному решению, его подтолкнула Соня, а так же Разумихин, который проводил много времени с матерью и сестрой Родиона, тем самым дав студенту время для размышлений наедине с собой. И мы понимаем, что совесть нас мучает тогда, когда человек не одинок, а находится в обществе, которое помогает осознать верно или неверно он поступил. Это произведение является доказательством того, что за все свои действия в этом мире нужно платить. Совесть не может молчать, она всегда подсказывает, что правильно, а что нет.

Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?

Как раскрывается проблема совести в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

Потом Раскольников понял, что сам нарушил этим убийством нравственный закон, который есть в каждом человеке с самого момента его рождения. В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки.

Достоевский представил нам величайший роман времени «Перступление и наказание». Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы.

Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести. В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.

Такой я вижу проблему совести в романе «Преступление и наказание».

Совесть ярко проявляет себя во второй половине этой книги, когда в душе главного героя наступает диссонанс. Родион не может понять, прав он или нет, хорошо или плохо он сделал, убив жадную старуху для помощи семье Мармеладовых. Тем более что он пошел на убийство не только и не столько из-за Сони и ее отца, но и также в подтверждение собственной философии.

Постепенно его начинает мучать совесть, и это доходит до той ступени, что Родион сам приходит в полицию и признается.

В каком-то смысле можно сказать, что его совесть — это Соня, добрая и спокойная девушка, всем сердцем любящая его.

Что такое совесть преступление и наказание. Смотреть фото Что такое совесть преступление и наказание. Смотреть картинку Что такое совесть преступление и наказание. Картинка про Что такое совесть преступление и наказание. Фото Что такое совесть преступление и наказание

В романе Достоевского «Преступление и наказание», проблема совести раскрывается после того, как Раскольников дал оценку своему поступку, это один из кульминационных моментов романа, где главный герой признается об убийстве Соне, после чего абсолютно меняется его мировоззрение, он понимает, что нельзя делить людей «на плохих и хороши» и уж тем более, никоим образом, нельзя вершить самосуд, какой бы плохой человек не был.

Совершив убийство, он скрылся. Но после в нём взыграла совесть. Он не мог нормально спать, он даже днём не мог отдохнуть из-за навязчивых мыслей. Его идея о «сверхчеловевке», стала для него мучением. Раскольникова начали терзать ужасные сомнения в правильности его поступка: он начал понимать, что не должен был всего этого совершать. Позже он встречает Соню — милую, добрую и милосердную девушку, которая также мучается угрызениями от того, что подрабатывает проституткой. Раскольников рассказал всё ей о своём страшном поступке и она подтолкнула его к тому, что надо признаться и тогда станет легче. В итоге Раскольников сдался полиции, его сослали на каторгу, но в душе ему действительно стало легче. Раскольников всё осознал, он понял, что «сверхчеловек» — это придуманная им история, что люди не должны убивать. Человек должен оставаться человеком всегда. Он покаялся и хотя бы ссылкой решил искупить свою вину.

Пример 2

Достоевский был глубоко верующим человеком, которого очень интересовала тема греха и покаяния. Именно поэтому его главные герои часто проходят путь от грехопадения до духовного очищения. Но шанс спастись есть не у каждого, лишь у тех, кто совестлив. Муки совести всегда страшны, их нельзя заглушить, они сводят с ума или помогают воскреснуть, стать лучше.

Раскольников и Свидригайлов. Два героя-двойника. Каким будет борьба каждого из них с собственной совестью? И есть ли она у них вообще?

В начале романа Раскольников одержим безумной идеей о том, что он имеет полное право избавить мир от гадкой, ненужной старухи-процентщицы. Он не только хочет отомстить за всех униженных бедняков, он хочет возвыситься над теми, кто терпит несправедливость всю жизнь. Раскольников замышляет жестокое убийство, а его совесть молчит. Он крадет топор, звонит в дверь. Совесть молчит. Убивает, пытается найти ценные вещи в доме. Совесть нема. И тут происходит то, что наконец вытащит Раскольникова из его безумного состояния душевной глухоты. Появляется Лизавета. Для меня именно она становится символом совести главного героя. Убив безобидную и беззлобную сестру старухи, Раскольников больше не может себя оправдывать. С каждым днем муки совести становятся тяжелее. Это настоящий душевный ад, через который Раскольникову помогает пройти Соня, чтобы он осознал аморальность своей теории. В финале романа он признает, что никаким счастьем нельзя оправдать пролитую кровь, что сделать мир лучше можно только с помощью добра.

Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Источник

Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Guru · 12.04.2018

(303 слова) Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, во всех тонкостях раскрывающее душу человека с ее переживаниями и радостями. На примере главного героя, Родиона Раскольникова, мы наблюдаем за поведением убийцы, осознавшего всю тяжесть свершенного им преступления. Автор, как истинный психолог, описывает чувства юноши: страх за проделанное, растерянность, сострадание. Но главным душевным составляющим Родиона становится совесть, и именно под ее влиянием Раскольникову удается найти правильный путь и выбраться из сложной ситуации.

Автор поделил роман на две основные части: преступление главного героя и наказание. Можно смело предположить, что платой за убийство для Родиона стала не каторга, а угрызения совести, которые оказались для персонажа мучительнее физических испытаний.

Именно совесть пробуждает разум Раскольникова, который был усыплен теорией «низших и высших людей». Одиозные мысли главного персонажа не позволяли ему трезво оценивать ситуацию, поэтому осознание произошедшего вдвойне ударило по душевному состоянию Родиона. Он не мог держать всей правды в себе, но при этом боялся сознаться в содеянном. Терзающая сердце совесть сводила с ума героя, ему казалось, что все кругом знают о преступлении, и скрывать это не имеет смысла. Лишь Соня Мармеладова, которая, несмотря на порочную профессию, обладала совершенной чистой душой, своим советом помогла Раскольникову сознаться и очиститься перед Богом. Но и сам Раскольников не всегда проходил мимо чужого горя. История с пьяной девочкой, гуляющей мимо Невы, доказывает, что душа персонажа еще жива и его совесть требует справедливости. Родион не был в силах оставить юную девушку, потому что чувствовал себя ответственным за нее. Он следил за действиями незнакомки, и, когда к ней начал приставать господин, внешне похожий на Свидригайлова, главный герой заступился за нее. Лишь потом, покинув это место и девушку, Раскольников вновь погружается в мысли о преступлении, и он сожалеет о помощи, оказанной пьяной незнакомке.

Таким образом, можно сказать, что совесть в романе является еще одним действующим лицом, которое влияет на поступки героев и выстраивает общий ход сюжета.

Источник

«Два века – две совести?» (категория «совесть» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и в восприятии старшеклассников КГУ «Средней школы №6 с ДМЦ» г. Текели)

Введение. Роль совести в жизни человека……………………..………………. с.2

1. Основная часть. Совесть, как один из ключевых индикаторов нравственного сознания личности…. с.3

— Категория «совесть» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». …………………………………………………с.4

— Категория «совесть» в восприятии старшеклассников КГУ «Средней школы №6 с ДМЦ» г. Текели…………………………………………………………….с.12

2. Сопоставление понятия о совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и в восприятии старшеклассников КГУ «Средней школы №6 с ДМЦ» г. Текели…………………….……………………………. с.16

Как часто мы чувствуем, что совесть не позволяет нам сделать что-либо, и как часто мучаемся ее угрызениями, если совершили какой-то поступок, не соответствующий нашим внутренним моральным ценностям, правилам. Как часто мы вдруг испытываем отвращение к человеку, узнав, что он занимается какой-то деятельностью, лежащей за рамками нашего понимания нравственности.

Совесть – это наш внутренний голос, который то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за содеянное. Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный. Мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо. Можно сказать, что совесть – это некая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным.

Совесть — черта духовного облика личности, выражающая ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей. Совесть, как направляющий, контролирующий фактор, неотделима от морали и нравственности. В ней, как в зеркале, отражается доброта и честность человека, его мотивы и ценности, убеждения, воля и характер. Слабое развитие совести у того человека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальный или моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда, недовольства собой и стремления поправить дело. И если он поступает против совести – значит и против себя тоже, изменяя себе и попирая все самое важное и дорогое.

Если бы каждый человек ставил совесть на первое место, то наше общество не знало бы лжи и предательства и было добрее и счастливее. моральностью и гуманностью своего поведения.

Сегодня в своей работе мы хотим остановиться на вопросах: «Что такое совесть, каково ее предназначение и откуда она вообще берется?», «Насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности?»

В толковом словаре В.И. Даля «совесть» определена как 1) «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке»; 2) «внутреннее сознание добра и зла»; 3) «тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка»; 4) «способность распознавать качество поступка»; 5) «чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла»; 6) «невольная любовь к добру и к истине»; 7) «прирожденная правда, в различной степени развития» [2].

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова указано такое значение «совести»: 1) «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» [8].

В этимологическом словаре Макса Фасмера сказано, что слово «совесть» пришло в русский язык вместе с другими словами христианской лексики из старославянского съвѣсть, а туда из греческого conscientia (συνείδησις). Оно состоит из приставки «со» (означающей совместность чего-то: содружество, сотрудничество, совещание) и «весть», то есть информация о чем-то. Совесть — согласие с самим собой, душевный покой. [9]

Совесть человека не зависит от мнения других людей, соотносясь только с долгом. Руководствуясь своей совестью, человек судит свои поступки как бы от своего имени. Поэтому совесть действует и в том случае, когда контроль извне отсутствует.

Вполне естественно, что из-за многообразия различных человеческих характеров понятие о совести может быть разным и даже противоположным у двух разных личностей. Именно из-за этой вариативности понимания проблема совести волновала писателей, поэтов. Уроки классической литературы жизненно важны для нас, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе. Литература учит нас разбираться в людях, делать нравственные открытия.

Но, на наш взгляд, наиболее оправданным было бы рассмотрение проблемы совести на основе величайшего романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», романа «о неминуемом пробуждении совести, о самом страшном для человека, о душевных муках».

Категория «совесть» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Достоевский создал ситуацию, которая неизбежно фокусирует весь роман на проблеме совести. «Никаких на них [Раскольникова] подозрений нет и не может быть»[4], но герой добровольно доносит на себя. Что же заставляет его явиться с повинной?

Итак, цель повествования — привести героя к искуплению вследствие требований «земного закона», «человеческой природы» и «Божьей правды». Последняя мотивировка касается исключительно сферы совести. Искупление требовало, чтобы он судил себя, взял на себя полную ответственность за свои преступления, вообщем, чтобы он осознал свою совесть.

Совесть в романе представлена в трех ипостасях.

После преступления, в согласии с христианским понятием совести, душевные муки Раскольникова становятся почти невыносимыми.

Проснувшись, Раскольников лежал неподвижно «в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал» [3, 91[. «Безграничный ужас» здесь очень кстати. В христианстве нечистая совесть, вызывая безграничные муки ада, настоятельно, «не оставляя его ни на минуту», напоминает грешнику о его злом поступке, чтобы заставить раскаяться. После кошмара Раскольников как бы проходит через муки ада: несколько дней «мучился, стонал, впадал в бешенство или в ужасный, невыносимый страх, хотел бежать» [3, 92]. Но скрытое значение сна — бежать от совести нельзя.

Совесть Раскольникова говорит на символическом языке сновидений.

Раскольников лежит на постели, пока Разумихин и Зосимов говорят о преступлении. Настасья, служанка, стоя у двери, обращаясь к Раскольникову, вдруг «брякает»:

— Лизавету-то тоже убили! …

— Лизавету? — пробормотал Раскольников едва слышным голосом.

— А Лизавету, торговку-то, аль не знаешь? Она сюда вниз ходила. Еще тебе рубаху чинила.

Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматривать: сколько в нем листиков, какие на листиках зазубринки и сколько черточек? Он чувствовал, что у него онемели руки и ноги, точно отнялись, но и не попробовал шевельнуться и упорно глядел на цветок» [3, 105].

Это гениальное место. «Неуклюжий» — слово, более подходящее для описания человека, а не цветка. Читатель, запомнивший, что автор употребил то же самое слово в описании Лизаветы, сразу поймет, что «неуклюжий белый цветок» — символ неуклюжей, невинной Лизаветы, а грязные, желтые обои, на фоне которых «она» беспощадно предстает перед глазами Раскольникова, символизируют его преступление.[6] И как художественно уместно то, что Настасья, другая простая, добрая женщина, обращаясь к Раскольникову, говорит ему об убийстве Лизаветы. И как равно уместно, что мы от нее узнаем, что Лизавета когда-то чинила Раскольникову рубашку, между тем как он раскроил ей череп «почти до темени» [3, 65]. Этот контраст между скромной услугой (она чинит, исправляет) и его убийственной оплатой (он рубит, раскраивает) подчеркивает с драматической четкостью ужасающую бесчеловечность его преступления.

Проходит тринадцать дней с момента, как Раскольников вышел, «как бы в нерешимости», из своей каморки («на пробу»), до той минуты, как произнес в полицейской конторе: «Это я убил…»

Первое, «нестерпимое ощущение», которое Раскольников испытал в своем преступном «пророческом» сне, выражено буквально такими же словами: «О, если бы я был один!» А если не один? Значит – всех остальных надо принести себе в жертву или – вернуться ко всем.

Раскольников выговаривает самое главное условие, при котором преступник может не считать себя преступником: никого не любить, ни от кого, ни в чем, никогда не зависеть, обрезать все родственные, личные, интимные связи. Обрезать так, чтобы ни одно человеческое чувство не подавало бы никакой вести о себе изнутри. Так, чтобы человек был абсолютно слеп и глух ко всякой человеческой вести извне. «О, если б я был один…» – это и есть для Раскольникова неосуществимая мечта отделаться от совести, иначе говоря – еще одно доказательство невозможности преступления по совести. Преступление происходит против совести, а лучше всего – без совести.

Но ведь Раскольников уже был «один», и ему хорошо было тогда, когда исступленно, бессонными ночами писал он свою статью «с подыманием и стуканьем сердца», когда – «дым, туман, струна звенит в тумане…». Тогда, ночью, ему все было ясно, «как солнце». Есть теория. Есть человечество – абстракция, с которой можно делать все, что угодно. Есть «обыкновенные». Есть он, «избранный». «Обыкновенные» – безличны. Они – только пешки. А он, он – гениальный шахматист, нашедший наконец абсолютно выигрышный ход, создавший наконец небывалый дебют… В какой разряд зачислить близких, родных? В какой – детей? Об этом пока не думается, от этого пока отвлечемся – потом разберемся, главное – первый ход, «новое слово». И он говорит свое «слово», делает этот ход. И вдруг эти далекие, безликие, безымянные пешки начинают превращаться в людей, в живых людей – в Миколку, Лизавету, Сонечку. «О, если б я был один…» Отчаянный крик раненой, убиваемой, но еще живой совести.

Мать, сестра, Соня – вот люди, которые своей любовью, самоотверженностью и удерживают его в жизни. Ведь сказал же он Соне: «За одним и звал, за одним и приходил: не оставить меня. Не оставишь, Соня?» И только тогда он и решается идти на признание (и в предчувствии далекого спасительного раскаяния), когда «почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света, куда бы ему ни вышла судьба. Все сердце его перевернулось…». Если бы Раскольников был один, он бы и не воскрес. «В человеке человек» без людей невозможен. Простить себя сам человек не может.

Раскольников еще не готов принять крест, но предложение Сони остается у него в душе. В самом конце романа, когда Раскольников берет в руки Новый Завет Сони, который она по его просьбе принесла, рассказчик напоминает читателю о том, что «эта книга. была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря» [3, 422]. То, что эта книга оказалась у него в руках, дает нам надежду на то, что Раскольников раскается нравственно. Автор привел сознание героя в хранилище Божьей правды, к истоку совести.

Категория «совесть» в восприятии старшеклассников КГУ «Средней школы №6 с ДМЦ» г. Текели

Сто пятьдесят лет прошло со дня опубликования романа «Преступление и наказание», почти два века отделяет нас от понимания совести Ф.М. Достоевским. В 20 веке Анна Ахматова написала в одном из стихотворений: «Кто не знает, что совесть значит / И зачем существует она?» А в нашем, 21 веке все ли знают, что такое совесть?

Этот вопрос очень четко встал передо мной в прошлом году, когда я помогал школьному психологу обрабатывать анонимные анкеты старшеклассников по методике «Приоритет», целью которой было выявить наиболее значимые, ценные для подростка качества личности.

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы провели ряд исследований. В роли испытуемых выступили учащиеся 8-11 классов.

Вначале мы провели анкетирование, целью которого стало выявить, понимают ли старшеклассники «Что такое совесть» и какое отношение у них к совести. Анкета состояла из 4 вопросов :

1.Что такое совесть?

2.Нужна ли человеку совесть?

3.Что значит поступать по совести?

4.Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно? Как проявлялось чувство стыда?

Результаты показали, что старшеклассники знакомы с понятием совесть (100%), считают, что совесть нужна (100%). Для 38% учащихся 8- 11 классов совесть – это внутренний контроль, для 25%- чувство ответственности за свои поступки, для 22%- личная оценка поступков, для 15%- чувство, которое помогает понять, где зло, где добро.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *