Что такое совесть рассказ а гайдара совесть

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар «Совесть»

Конспект урока по литературному чтению.

Предмет: Литературное чтение.

Учитель: Алексеева Ольга Александровна

Тема: А.П. Гайдар « Совесть».

учебник «Литературное чтение», 2 класс (часть 2), автор: О.В. Кубасова, УМК «Гармония»

презентация к уроку (для учащихся);

Время реализации занятия

2 четверть _74 урок по тематическому планированию

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.

показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;

учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

формировать коммуникативные навыки;

развивать интерес к чтению

работа с художественным текстом

анализ литературного произведения.

Для учителя – демонстрационный материал, текст рассказа, мультимедийный проектор;

Для учащихся – текст рассказа

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

чтение с остановками;

обращение к личному опыту учащихся;

прогнозирование по названию;

использование «толстых» и «тонких» вопросов.

умение извлекать информацию из текста

умение на основе анализа объектов делать выводы

умение обобщать и классифицировать по признакам

умение делать выводы в результате совместной работы

умение слушать и понимать других

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

умение оформлять свои мысли в устной форме

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

умение определять цель деятельности на уроке

умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

2. Психологический настрой

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

3.Подготовительный этап. Девиз урока (записан на доске):

«Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки»

1. Целеполагание. ( Отгадывание кроссворда). Слайды 3-8

— Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам с вами нужно разгадать кроссворд.

1.За знаниями уже не в первый раз
Мы в свой просторный входим…. (класс).

2.Недаром молвится народная … (пословица).

3.Чтобы было понимание
Напрягай своё … (внимание).

4.На вопрос найти ответ
Поможет мудрый нам … (совет).

5.Как яркая раскраска,
Волшебством пестреет … (сказка).

6.Будто сказочная дверь
В знанья, это наш – … (портфель).

7.Мама, папа, брат и я
Все мы – дружная … (семья). .

4. Изучение нового материала.

— Прочитайте название произведения. СЛАЙД 9

– Как вы можете объяснить это понятие?

-Ваши объяснения этого слова мы занесём в специальную схему- кластер

— О чём мы будем говорить на уроке? ( О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).

– Каким должен быть совестливый человек? ( Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).

— А вы не знаете, кто автор этого произведения, может листали учебник дома? ( ответы детей).

— Автор этого произведения Аркадий Петрович Гайдар.

2. Биография автора.

ГАЙДАР АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (настоящая фамилия Голиков) (1904–1941). детский писатель. СЛАЙД 11.

Аркадий Гайдар родился (22) января 1904 года в посёлке в г. Льгов в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище. СЛАЙД 12.

Отец его, Петр Исидорович работал учителем. Мать писателя, Наталья Аркадьевна работала сначала учительницей, позже фельдшером. СЛАЙД 13.

В семье после Аркадия появилось еще трое детей — его младшие сестры.

Аркадий был самоотверженным СЛАЙД 14,15. уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни.

В армии Гайдар думал остаться на всю жизнь. Но раны и контузии, полученные на фронте оставили тяжёлые следы, поэтому продолжать службу он не мог. Был уволен в должности командира полка СЛАЙД 16.

Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара: СЛАЙД 17.

« Школа», « Дальние страны», « Военная тайна», « Тимур и его команда», « Чук и Гек», « Судьба барабанщика», « Горячий камень», « Голубая чашка».

— Сегодня мы прочитаем рассказ « Совесть».

3.Словарная разминка. Слайд 18.

— В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем по слогам (хором):

-Все ли эти слова вы понимаете? (дети говорят)

— Вот как объясняется значение этих слов в толковом словаре Серге́я Ива́новича Óжегова :

Вышмыгнуть — быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь

Добродушный — добрый и мягкий по характеру, незлобивый.

Украдкой — скрытно, тайком, незаметно для других.

Смекнуть догадываться, понимать, рассчитывать.

Доверчивый склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи.

Болтаться бездельничать, бродить, двигаться, шататься.

Наткнуться -наскочить, напороться на что-либо острое.

Беспощадный не дающий пощады; жестокий, безжалостный.

-Совпали ли ваши предположения с толкованием в словаре?

5.Физминутка под музыку. «Кошки и мышки»

6.Восприятие нового. Стадия осмысления.

Чтение с остановками.

— Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, что хотел показать нам автор? (Дети слушают и следят по тексту)

Чтение 1 фрагмента (1 и 2 абзацов).

Нина Карнаухова не приготовила урока … и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Вопросы по осмыслению текста

— Почему девочка решила не пойти в школу? (Не выучила уроки)

-Как она туда прошла? (Украдкой)

-Что такое «украдкой»? (Тайно)

-Почему «украдкой»? (стыдно)

Чтение 2 фрагмента

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Смотреть фото Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Смотреть картинку Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Картинка про Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Фото Что такое совесть рассказ а гайдара совесть

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

Вопросы по осмыслению текста:

-Какое настроение было у Нины? (хорошее)

-Кого она встретила? (Малыша)

-Каким был мальчик, которого встретила Нина?

-Почему она назвала его «несчастным прогульщиком»? (судила по себе)

– Чему удивился малыш? (что его назвали прогульщиком)

— Как он объяснил своё появление в роще? (испугался собаки)

— Почему Нина нахмурилась? (у мальчика была уважительная причина)

-Что заставило Нину помочь малышу провести его через рощу?

Чтение 3 фрагмента

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

– Почему Нина оставила книги под кустом? (было стыдно)

-Обманул ли мальчик Нину? (Нет, в роще действительно была собака)

-Как изменилось настроение Нины? (была весёлая, стала грустная)

-Почему заплакала Нина, ей жалко завтрака? (нет)

-Найдите в тексте, какие чувства испытала Нина в конце рассказа? (И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть. )

— Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (было больно, обидно, стыдно)

Давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его:

Словарь Ожегова : совест ь- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Источник

Аркадий Гайдар — Совесть: Рассказ

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

ПРИМЕЧАНИЯ

Предположительное время написания рассказа — весна 1941 года. Впервые опубликован в журнале «Мурзилка», 1946, No 8-9.

Источник

Совесть — Гайдар А.

Однажды Нина Карнаухова не выучила урок по алгебре и решила прогулять школу. Она пошла в рощу, где встретила мальчика с азбукой. Оказалось, что малыш шел в школу и испугался собаки.

Совесть читать

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Смотреть фото Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Смотреть картинку Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Картинка про Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Фото Что такое совесть рассказ а гайдара совесть

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Смотреть фото Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Смотреть картинку Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Картинка про Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Фото Что такое совесть рассказ а гайдара совесть

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Смотреть фото Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Смотреть картинку Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Картинка про Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Фото Что такое совесть рассказ а гайдара совесть

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Гайдар Аркадий “Совесть”. Читательский дневник, краткое содержание

Гайдар Аркадий “Совесть”. Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Гайдар Аркадий

Название: “Совесть”

Жанр: рассказ

Тема произведения: дети

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Девочка Нина не сделала домашнюю работу и решила прогулять школу. Она встретила малыша, которого отвела в школу, потому что тот боялся собаки.

Сюжет — краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда Нина отводила малыша в школу. Она оставила под деревом свои учебники и завтрак, ведь ей было стыдно перед малышом. А когда вернулась, ее бутерброды съела собака.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Совесть — лучший судья каждого человека.

Чему учит эта книга

Рассказ учит примерно учиться, всегда делать домашнюю работу и не прогуливать занятия. Учит поступать по совести, быть честным и уметь отвечать за свои ошибки.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ и сама девочка Нина. Она, конечно, поступила плохо, когда решила прогулять школу, и когда не выполнила домашнюю работу, но девочка осознала свои ошибки, и ее сильно мучила совесть. Так что она никогда больше так не поступит.

Новые слова и выражения

Алгебра — раздел математики.

Вышмыгнуть — выбежать тайком, незаметно.

Пословицы к произведению

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Нечистая совесть спать не дает.

Совесть без зубов загрызет.

Источник

Совесть

Информация для родителей: Совесть — рассказ, написанный Аркадием Гайдаром. В нём рассказывается о том, как девочка, не приготовив урока по влгебре решила пропустить школу. По дороге встретила она маленького мальчика, выяснилось, что за ним погналась большая собака и он заблудился. Помогла ему девочка выйти из рощи, а сама вернулась обратно. Рассказ «Совесть» будет интересен детям в возрасте от 9 до 12 лет.

Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Смотреть фото Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Смотреть картинку Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Картинка про Что такое совесть рассказ а гайдара совесть. Фото Что такое совесть рассказ а гайдара совесть

Читать сказку Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.

Несчастный прогульщик! — строго сказала она. И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

Нет!- удивлённо ответил малыш. Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

ПРИМЕЧАНИЯ

Предположительное время написания рассказа весна 1941 года. Впервые опубликован в журнале «Мурзилка», 1946, No 8 9.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *