Что такое совесть рассказ а гайдара совесть
Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар «Совесть»
Конспект урока по литературному чтению.
Предмет: Литературное чтение.
Учитель: Алексеева Ольга Александровна
Тема: А.П. Гайдар « Совесть».
учебник «Литературное чтение», 2 класс (часть 2), автор: О.В. Кубасова, УМК «Гармония»
презентация к уроку (для учащихся);
Время реализации занятия
2 четверть _74 урок по тематическому планированию
создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.
показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
формировать коммуникативные навыки;
развивать интерес к чтению
работа с художественным текстом
анализ литературного произведения.
Для учителя – демонстрационный материал, текст рассказа, мультимедийный проектор;
Для учащихся – текст рассказа
Развитие критического мышления через чтение и письмо.
чтение с остановками;
обращение к личному опыту учащихся;
прогнозирование по названию;
использование «толстых» и «тонких» вопросов.
умение извлекать информацию из текста
умение на основе анализа объектов делать выводы
умение обобщать и классифицировать по признакам
умение делать выводы в результате совместной работы
умение слушать и понимать других
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
умение оформлять свои мысли в устной форме
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
умение определять цель деятельности на уроке
умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
2. Психологический настрой
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
3.Подготовительный этап. Девиз урока (записан на доске):
«Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки»
1. Целеполагание. ( Отгадывание кроссворда). Слайды 3-8
— Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам с вами нужно разгадать кроссворд.
1.За знаниями уже не в первый раз
Мы в свой просторный входим…. (класс).
2.Недаром молвится народная … (пословица).
3.Чтобы было понимание
Напрягай своё … (внимание).
4.На вопрос найти ответ
Поможет мудрый нам … (совет).
5.Как яркая раскраска,
Волшебством пестреет … (сказка).
6.Будто сказочная дверь
В знанья, это наш – … (портфель).
7.Мама, папа, брат и я
Все мы – дружная … (семья). .
4. Изучение нового материала.
— Прочитайте название произведения. СЛАЙД 9
– Как вы можете объяснить это понятие?
-Ваши объяснения этого слова мы занесём в специальную схему- кластер
— О чём мы будем говорить на уроке? ( О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).
– Каким должен быть совестливый человек? ( Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).
— А вы не знаете, кто автор этого произведения, может листали учебник дома? ( ответы детей).
— Автор этого произведения Аркадий Петрович Гайдар.
2. Биография автора.
ГАЙДАР АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (настоящая фамилия Голиков) (1904–1941). детский писатель. СЛАЙД 11.
Аркадий Гайдар родился (22) января 1904 года в посёлке в г. Льгов в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище. СЛАЙД 12.
Отец его, Петр Исидорович работал учителем. Мать писателя, Наталья Аркадьевна работала сначала учительницей, позже фельдшером. СЛАЙД 13.
В семье после Аркадия появилось еще трое детей — его младшие сестры.
Аркадий был самоотверженным СЛАЙД 14,15. уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни.
В армии Гайдар думал остаться на всю жизнь. Но раны и контузии, полученные на фронте оставили тяжёлые следы, поэтому продолжать службу он не мог. Был уволен в должности командира полка СЛАЙД 16.
Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара: СЛАЙД 17.
« Школа», « Дальние страны», « Военная тайна», « Тимур и его команда», « Чук и Гек», « Судьба барабанщика», « Горячий камень», « Голубая чашка».
— Сегодня мы прочитаем рассказ « Совесть».
3.Словарная разминка. Слайд 18.
— В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем по слогам (хором):
-Все ли эти слова вы понимаете? (дети говорят)
— Вот как объясняется значение этих слов в толковом словаре Серге́я Ива́новича Óжегова :
Вышмыгнуть — быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь
Добродушный — добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
Украдкой — скрытно, тайком, незаметно для других.
Смекнуть — догадываться, понимать, рассчитывать.
Доверчивый — склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи.
Болтаться — бездельничать, бродить, двигаться, шататься.
Наткнуться -наскочить, напороться на что-либо острое.
Беспощадный — не дающий пощады; жестокий, безжалостный.
-Совпали ли ваши предположения с толкованием в словаре?
5.Физминутка под музыку. «Кошки и мышки»
6.Восприятие нового. Стадия осмысления.
Чтение с остановками.
— Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, что хотел показать нам автор? (Дети слушают и следят по тексту)
Чтение 1 фрагмента (1 и 2 абзацов).
Нина Карнаухова не приготовила урока … и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Вопросы по осмыслению текста
— Почему девочка решила не пойти в школу? (Не выучила уроки)
-Как она туда прошла? (Украдкой)
-Что такое «украдкой»? (Тайно)
-Почему «украдкой»? (стыдно)
Чтение 2 фрагмента
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
Вопросы по осмыслению текста:
-Какое настроение было у Нины? (хорошее)
-Кого она встретила? (Малыша)
-Каким был мальчик, которого встретила Нина?
-Почему она назвала его «несчастным прогульщиком»? (судила по себе)
– Чему удивился малыш? (что его назвали прогульщиком)
— Как он объяснил своё появление в роще? (испугался собаки)
— Почему Нина нахмурилась? (у мальчика была уважительная причина)
-Что заставило Нину помочь малышу провести его через рощу?
Чтение 3 фрагмента
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
– Почему Нина оставила книги под кустом? (было стыдно)
-Обманул ли мальчик Нину? (Нет, в роще действительно была собака)
-Как изменилось настроение Нины? (была весёлая, стала грустная)
-Почему заплакала Нина, ей жалко завтрака? (нет)
-Найдите в тексте, какие чувства испытала Нина в конце рассказа? (И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть. )
— Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (было больно, обидно, стыдно)
Давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его:
Словарь Ожегова : совест ь- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Аркадий Гайдар — Совесть: Рассказ
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
ПРИМЕЧАНИЯ
Предположительное время написания рассказа — весна 1941 года. Впервые опубликован в журнале «Мурзилка», 1946, No 8-9.
Совесть — Гайдар А.
Однажды Нина Карнаухова не выучила урок по алгебре и решила прогулять школу. Она пошла в рощу, где встретила мальчика с азбукой. Оказалось, что малыш шел в школу и испугался собаки.
Совесть читать
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Гайдар Аркадий “Совесть”. Читательский дневник, краткое содержание
Гайдар Аркадий “Совесть”. Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Гайдар Аркадий
Название: “Совесть”
Жанр: рассказ
Тема произведения: дети
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Девочка Нина не сделала домашнюю работу и решила прогулять школу. Она встретила малыша, которого отвела в школу, потому что тот боялся собаки.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда Нина отводила малыша в школу. Она оставила под деревом свои учебники и завтрак, ведь ей было стыдно перед малышом. А когда вернулась, ее бутерброды съела собака.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Совесть — лучший судья каждого человека.
Чему учит эта книга
Рассказ учит примерно учиться, всегда делать домашнюю работу и не прогуливать занятия. Учит поступать по совести, быть честным и уметь отвечать за свои ошибки.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ и сама девочка Нина. Она, конечно, поступила плохо, когда решила прогулять школу, и когда не выполнила домашнюю работу, но девочка осознала свои ошибки, и ее сильно мучила совесть. Так что она никогда больше так не поступит.
Новые слова и выражения
Алгебра — раздел математики.
Вышмыгнуть — выбежать тайком, незаметно.
Пословицы к произведению
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Нечистая совесть спать не дает.
Совесть без зубов загрызет.
Совесть
Информация для родителей: Совесть — рассказ, написанный Аркадием Гайдаром. В нём рассказывается о том, как девочка, не приготовив урока по влгебре решила пропустить школу. По дороге встретила она маленького мальчика, выяснилось, что за ним погналась большая собака и он заблудился. Помогла ему девочка выйти из рощи, а сама вернулась обратно. Рассказ «Совесть» будет интересен детям в возрасте от 9 до 12 лет.
Читать сказку Совесть
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.
Несчастный прогульщик! — строго сказала она. И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
Нет!- удивлённо ответил малыш. Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.
ПРИМЕЧАНИЯ
Предположительное время написания рассказа весна 1941 года. Впервые опубликован в журнале «Мурзилка», 1946, No 8 9.