Что такое совесть судьи

ЗАЧЕМ СУДЬЕ СОВЕСТЬ

Что такое совесть судьи. Смотреть фото Что такое совесть судьи. Смотреть картинку Что такое совесть судьи. Картинка про Что такое совесть судьи. Фото Что такое совесть судьи

выступая, в декабре 2014 года, на IV Московской юридической неделе,

сделал акцент на низком уровне доверия граждан к правосудию,

призвав развивать профессиональные и общественные экспертизы

Действующее законодательство, закон об основах общественного контроля, не запрещает нам, гражданам обсуждать судебные решения. Надо признать тот факт, что всё больше людей втягиваются в гражданские судебные процессы, и всё больше граждан сомневаются в законности судебных решений.

И дело тут совсем не в том, что судебным решением не довольна проигравшая сторона, а в том, что часто судебные решения не просто не мотивированы и не обоснованы, но и зачастую прямо противоречат общественной морали и нравственности, культурным нормам общества, обычаям и традициям жизни россиян.

Особенно ярко это проявляется в решениях судов по жилищным спорам. Дом, жильё, крыша над головой – одна из важнейших потребностей человека, как и безопасность в собственном доме.

Казалось бы, суд должен руководствоваться законом и не прибегать к таким оценочным суждениям как мораль и нравственность, обычаи и традиции. Но это не так. В отношении граждан применяются нормы законов, при которых их поведение при заключении сделки может быть признано безнравственным и противоречащим основам правопорядка, а такая сделка недействительной по этим основаниям.

Судьи приносят присягу «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Федеральный закон «О статусе судей в РФ» вроде бы не позволяет судьям лгать, быть безнравственными как в профессиональной, так и в личной жизни, не иметь совести. И вроде бы квалификационная коллегия судей должна отсутствие совести и нравственности у судьи считать дисциплинарным поступком.

Однако, это касается только поступков судьи, а не его решений, которые не соответствуют совсем общественной нравственности, морали, понятию справедливости, совести, да и добросовестность в таких решениях трудно различима, ввиду очевидного игнорирования разъяснений пленумов Верховного суда РФ и Конституционного суда, прямых законов.

Что такое совесть судьи. Смотреть фото Что такое совесть судьи. Смотреть картинку Что такое совесть судьи. Картинка про Что такое совесть судьи. Фото Что такое совесть судьи

Между тем, судья по существу оказывает государственную услугу по восстановлению нарушенных прав граждан, установлению законности действий граждан в тех или иных случаях.

Судебное решение это продукт судебного производства, и у этого продукта есть потребитель – это мы. Не секрет, что мы, потребители, всё больше убеждаемся в том, что это продукт не слишком соответствует обещаниям производителя.

Сразу оговорюсь, есть прекрасные судебные решения, и великолепно работающие судьи, и юристы, и граждане учатся на такой судебной практике. И, спасибо им, иначе надежда на справедливость бы окончательно оставила народ. Речь здесь не о таких профессионалах своего дела.

Мы всё чаще встречаемся с такими определениями решений судей общественностью, как бесчеловечные, не справедливые и бессовестные. А ведь судьи клянутся в том, что будут добросовестными и руководствоваться законом, долгом и совестью.

Словари дают множество определений совести: совесть – это способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль.

Юридическая наука в теории всерьёз озабочена ролью нравственного содержания правосудия. Особенно важно наличие совести у судьи, в связи с ролью оценки доказательств судьями, которые должны руководствоваться своими внутренними убеждениями, руководствоваться законом и совестью, как в уголовном, так и в гражданском процессе.

Но правоприменение, как всегда, хромает. Никто не обращает внимания на нравственность или безнравственность процессуальных действий. Совесть судьи позволяет ему не соотносить свои действия с общественной моралью. Ущербная моральная основа действий судьи приводит к искажению доказательств, безнравственному внутреннему убеждению судьи, на основании которого он выносит своё решение, которое в результате противоречит законодательным нормам и исторически сложившемуся пониманию справедливости народами России.

Судебная практика по делам, связанным со спорами по владению, распоряжению и пользованию общей долевой собственности на дом или квартиру, ярко показывает нам серьёзную общественно-политическую проблему абсолютно противоположенных взглядов судей и общества на жилищные права. Создаётся впечатление, что некоторые судьи и общество — это представители различных культур.

Напомню, речь идёт о таком общественно-опасном явлении, как квартирное рейдерство.

Одной из схем захвата жилой недвижимости граждан рейдерами является покупка либо получение в дар у одного из совладельцев квартиры доли в праве на квартиру.

Зарегистрировав незаконно в Росреестре право собственности на долю, рейдеры врываются в квартиры к гражданам, спиливают двери, громят сантехнику, мебель, крадут вещи и документы, угрожают физической расправой, используют психологическое давление. Цель – склонить совладельца к продаже всей квартиры, продаже рейдеру долей по заниженной цене или, напротив, покупка у рейдеров по завышенной цене. Квартирой пользоваться становится невозможно. Даже тип такого жилья определить невозможно, он близок к такому понятию как коммунальный барак или ночлежка.

В результате бездействия правоохранительных органов и незаконных решений судов, на рынке недвижимости сформировались устойчивые криминальные группы, которые подселят, пользуясь решениями судов и помощью полиции рейдерам, для устрашения к добросовестным гражданам больных СПИДом и гипатитом Б, туберкулёзом, многодетных семей с агрессивными подростками, вышедших на свободу уголовников, торговцев наркотиками, радикальных мусульман

Суды могут легко решить эту проблему в рамках закона, но не делают этого в большинстве случаев.

Во-первых, такие сделки согласно закону являются не заключёнными и они не могут иметь никаких юридических последствий, они нарушают прямой закон статью 554 ГК РФ, согласно которой можно передать только недвижимость с присущими ей характеристиками, такими как кадастровый номер, площадь, границы недвижимости и т.п.

Статья 252 ГК РФ, если из квартиры нельзя сделать две квартиры, то есть долю в натуре выделить невозможно, прямо указывает, что владелец доли должен обратиться к другим совладельцам за выплатой ему компенсации, а не продавать долю посторонним лицам. Таки образом закон сохраняет квартиру в семейной собственности.

И такая судебная практика признания сделки не заключённой по причине отсутствия предмета договора существует. Однако, сегодня суды не готовы признавать подобные не заключённые сделки ничтожными и недействительными.

Если отбросить коррупционную составляющую, из-за которой судьи в упор не видят прямые законы, то приходиться признать, что судьи просто не профессиональны, они не разбираются в таких простых понятиях как доля в праве на квартиру, которая не является объектом недвижимости, и часть квартиры.

Часть квартиры, как правило, это оставшиеся с советских времён комнаты в коммунальных квартирах, имеющие кадастровый номер, площадь, границы на плане Бюро технической инвентаризации. Отдельные квартиры посемейного заселения не подлежат разделу в силу технических особенностей, не позволяющих из одной квартиры сделать две.

Отказывая истцам в признании сделки не заключённой либо не действительной, суды порождают бесконечный поток судебных исков людей, пытающихся защитить свою жизнь и имущество от рейдеров.

В результате суды занимаются самозагружением по рассмотрению исков граждан, квартиры которых Росреестр и рейдеры превратили не просто в коммунальное жильё, но и в поле битвы, в подобие гражданской войны, которая сегодня идёт в квартирах и домах людей, ставших жертвой безграмотных нотариусов, безграмотных регистраторов Росреестра и бандитов.

Что такое совесть судьи. Смотреть фото Что такое совесть судьи. Смотреть картинку Что такое совесть судьи. Картинка про Что такое совесть судьи. Фото Что такое совесть судьи

Забавно и грустно, что некоторые судьи обосновывают своё решение об отказе признать сделку продажи доли в праве на квартиру рейдерам не заключённой, фактом того, что собственность на долю зарегистрирована в Росреестре, считая это неоспоримым доказательством законности договора. Судьи игнорируют закон об ответственности регистраторов Росреестра и их обязанности проверять договор на юридическую чистоту.

То есть, у нас в стране теперь решения регистратора Росреестра выше решения суда, оно имеет преюдициальное обязательное для суда основание принять без проверки доказательств факты – значение для правосудия. О как!

Что такое совесть судьи. Смотреть фото Что такое совесть судьи. Смотреть картинку Что такое совесть судьи. Картинка про Что такое совесть судьи. Фото Что такое совесть судьи

Ни на минуту в голову таких судей не закралось сомнение в невозможности передать нематериальный объект покупателю, даже после разъяснения Конституционного суда о том, что доля может быть продана только в составе всего объекта недвижимости, это значит, что продаём квартиру, а деньги распределяем между всеми совладельцами.

Столкнувшиеся с квартирными рейдерами люди тщетно взывали к судьям с просьбами показать, где находится в квартире эта самая доля на плане квартиры, или просили в зале суда, включить пространственное воображение и показать, где находится доля судьи, если в зале присутствует 5 человек. Ответа не получили, кто промолчал, а кто и прикрикнул на не в меру любопытных граждан, находящихся в поисках истины.

Смешно, конечно, если бы не было так грустно.

Можно ли судью, который не знает не только законов, но и программы первого курса института, не в состоянии отличить долю в объекте от части объекта, назвать добросовестным, повышающим свои профессиональные знания? Допустимо ли считать, что такой судья руководствуется законом и совестью?

И совсем уж несовместимы с понятием совести и справедливости решения судов о вселении рейдеров в отдельные квартиры к людям. Хотя некоторые судьи и тут идут дальше – вселяют в комнаты в коммунальных квартирах незнакомцев независимо от пола и вероисповедания, такого не было даже во времена Гражданской войны 100 лет назад. Хотя горожан и уплотняли в связи с тяжелым экономическим положением страны, но исключительно давали комнаты для проживания одной семьи не менее 5 метров на человека.

Судья что-то чувствует или ощущает хоть небольшой укол совести, когда знает, а не знать он этого не может, что, вселяя рейдеров в квартиру, он своим решением фактически подвергает жизнь и здоровье людей опасности, что это начало их истязания и вымогательства бандитами, которых он вселяет в квартиры к семьям, к пожилым одиноким людям и детям, превращая их жизнь в ад

Что такое совесть судьи. Смотреть фото Что такое совесть судьи. Смотреть картинку Что такое совесть судьи. Картинка про Что такое совесть судьи. Фото Что такое совесть судьи.

Таким судьям неведомо и то, что с 1957 года у нас в стране не строят коммунальных квартир, была принята программа по их расселение и строительство отдельных квартир посемейного заселения. Эта программа была продолжена и после образования Российской Федерации, подтверждена в начале двухтысячных, нашла своё отражение в программах и указах президента.

Поэтому возникает вопрос не только о наличии совести у судей, которые провоцируют формирование криминальных групп и способствуют их безнаказанности, поскольку получив решение о вселении рейдер потом везде во всеуслышание заявляет о том, что судьи у них на посылках служат золотыми рыбками, но и о их верности государственному строю и пониманию позиции президента страны, который подписывает указ об их назначении и гарантирует нам соблюдение наших конституционных прав.

В статье 80 Конституции нам обещано не только это, но и то, что президент обеспечит нам согласованное взаимодействие всех государственных структур. Но на деле, в таком важном вопросе для любого государства, как жилищный, касающийся каждого гражданина, согласия нет.

Президент страны пребывает в мечтах о том, что качество жизни и жилищные условия должны неуклонно улучшаться, а судьи упорно из года в год их ухудшают, превращая добротные отдельные квартиры в коммунальные бараки, в лице государства принуждая граждан жить с бандитами и вымогателями, цель которых лишить людей жилья.

Логично, что следует недоверие граждан не только к судебной системе, но и к власти в целом.

Невольно возникает мысль о том, что такие судьи заинтересованы в создании хаоса в стране, или в этом заинтересованы те, кто их на эти тёплые и хорошо оплачиваемые места определяет.

Источник

Термину «совесть» судьи, дознавателя, прокурора — не место в УПК РФ

Что такое совесть судьи. Смотреть фото Что такое совесть судьи. Смотреть картинку Что такое совесть судьи. Картинка про Что такое совесть судьи. Фото Что такое совесть судьи

На мой взгляд, в статье 17 Уголовно-процессуального кодекса содержится глубинный правовой изъян, могущий и приводящий к нарушению прав обвиняемых, осужденных.

В настоящее время статья 17 УПК РФ — свобода оценки доказательств — выражена следующими словами:

1. Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

2. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.

Эта статья закона безупречно работает, если должностные лица органов следствия и дознания, судьи способны испытывать стыд за проявленную при вынесении того или иного решения необъективность. Их стыд не позволит им пойти на сделку с совестью и вынести неправосудное решение.

Проблему вижу в том, что УПК слабо защищает участников процесса от бессовестных судей, следователей, прокуроров.

Предлагаю сравнить формулировки различных процессуальных законов, в тексте которых упоминается про внутреннее убеждение судьи.

Статья 67 ГПК РФ (оценка доказательств) гласит:

1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Статья 84 КАС РФ (оценка доказательств) гласит:

1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Статья 71 АПК РФ (оценка доказательств) гласит:

1. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Считаю, что термину «совесть» не место в УПК РФ. Совесть — понятие субъективное, его не измерить рулеткой, не взвесить на весах, не оценить на вкус.

Считаю, что слово «совесть» в статье 17 УПК РФ нужно заменить на слова «беспристрастность, объективность и справедливость».

Именно такие слова, как «беспристрастность и справедливость», содержатся в клятве судьи, текст которой закреплен статьей 8 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

К тому же УПК РФ не закрепляет правило, что проявленный судьёй низкий уровень совести можно приравнять к существенному нарушению уголовно-процессуального закона, соответственно, отменить приговор, вынесенный бессовестным судьей, процессуально затруднительно.

Существенное нарушение уголовно-процессуального закона является основанием для отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке (статья 389.15 УПК), в кассационном порядке (статья 401.15 УПК РФ), в порядке надзора (статья 412.9 УПК РФ).

Если в ходе обсуждения будут высказаны предложения о необходимости доработки ст. 17 УПК РФ в части удаления слова «совесть», сконструирую правотворческую инициативу граждан и после дополнительного обсуждения направлю её субъектам права законодательной инициативы.

Термину «совесть» судьи, дознавателя, прокурора — не место в УПК РФ

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Да, слово «совесть» нужно убрать из ст. 17 УПК РФ

Нет, слово «совесть» правильно закреплено законодателем в УПК РФ

Источник

Морально-этический компонент внутреннего убеждения судьи

Что такое совесть судьи. Смотреть фото Что такое совесть судьи. Смотреть картинку Что такое совесть судьи. Картинка про Что такое совесть судьи. Фото Что такое совесть судьи

Дата публикации: 30.04.2014 2014-04-30

Статья просмотрена: 3175 раз

Библиографическое описание:

Школа, С. А. Морально-этический компонент внутреннего убеждения судьи / С. А. Школа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 587-589. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10699/ (дата обращения: 25.12.2021).

В течение всего судебного процесса судья находится в центре внимания участников данного процесса и непосредственно оказывает на них воспитательное воздействие, все его действия оцениваются присутствующими, судья должен обладать эмоциональной устойчивостью, беспристрастностью, вежливостью, выдержкой и умением выслушать.

Для достижения целей правосудия, судья, помимо высокого уровня образования и практики, должен обладать рядом необходимых волевых качеств, а именно: ответственностью, справедливостью, настойчивостью, организованностью, собранностью, принципиальностью и многими другими. Необходимо отметить, что огромное значение в профессиональной деятельности судьи имеет такая категория как совесть, которая оказывает влияние на внутреннее убеждение судьи, его совесть, и руководствуясь которой судья может оценить соответствие способов получения доказательства требованиям морали, этичность использования в процессе тех или иных полученных сведений, доказанность несоответствия того или иного явления социальным нормам. К немаловажным критериям, оказывающим влияние на внутреннее убеждение судьи, следует отнести особенности личности судьи, его мировоззрение, моральные и политические взгляды, нравственные и моральные качества, важным из которых является справедливость, правосознание, ведь несправедливый суд, как и преступление, совершенное осужденным, может нанести вред, как отдельному индивиду, так и всему обществу.

Известное требование руководствоваться в своей профессиональной деятельности совестью является одним из важнейших нравственных ориентиров в работе судей. Ведь не случайно, принося присягу, судья клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и его совесть (ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [1]).

А. Ф. Кони, говорил «то, что называется «судейскою совестью», есть сила, поддерживающая судью и вносящая особый, возвышенный смысл в творимое им дело. Условия ее проявления прекрасно изображены в присяге судей и присяжных заседателей. С ее голосом надо считаться, под угрозою глубокого душевного разлада с собою». [2, с. 84]

Часть 1 статьи 17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации гласит: «Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью».

Данная статья содержит в себе принцип свободы оценки доказательств, который изначально возник одновременно с судом присяжных и говорит нам о том, что доказательства оцениваются судьей, присяжными заседателями, прокурором, следователем, через призму совести, закона и внутреннего убеждения. Но нельзя не отметить, что например судья, прокурор, либо следователь подходят к оценке имеющихся в деле доказательств с более профессиональной стороны, с детальным знанием закона, тогда как присяжные заседатели могут оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь совестью, но в какой мере законом? С этой точки зрения присяжные заседатели не могут быть объективными при оценке доказательств, в результате чего вынесенный ими вердикт имеет возможность оказаться не справедливым.

Исходя из содержания указанной выше статьи, с целью детального осмысления внутреннего убеждения судьи и морально-этического компонента данного понятия необходимо рассмотреть определения совесть и закон.

Имеющееся в русском языке слово совесть не имеет аналогов в иностранных языках, в словарях данное понятие определяется как внутреннее чувство, разумение, понимание. В европейских культурах преступление противопоставляется законности, тогда как только в русской культуре внутреннее убеждение соединяется со справедливостью, правдой и истиной.

Совесть можно определить как внутренний духовно-нравственный закон человека, который позволяет ему уважать право без внешнего побуждения. В каждом вменяемом, зрелом человеке присутствует внутреннее сознание добра и зла, побуждение к истине, справедливости, через которое и приходит осуждение или одобрение того или иного поступка, получившее у русской культуры наименование — совесть. Законы общества и государства могут быть недоступными для понимания, противоречивыми, иметь пробелы, и тогда человек и гражданин должен руководствоваться совестью.

В научной литературе под совестью понимается категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. [3, с. 25]

С древности на Руси придавали высокую ценность праву в общественной жизни, оно предполагалось не столько в качестве инструмента управления, сколько в виде способа воспитания души. Именно это восприятие о праве хорошо отражало понятие «правда», которое использовали в качестве замены понятия «закон». На Руси понятие «закон» употреблялось чаще для обозначения нравственно-религиозных заповедей, а не для названия нормативного акта государственной власти.

Законодательство, существовавшее в западноевропейских странах, длительное время не признавалось в России. Например, о датских законах Екатерина II говорила следующее: «Все здесь предвидено; следовательно, никто сам не мыслит, и все действуют как бараны. Я предпочла бы бросить в огонь все, что, по вашему выражению, я перевернула вверх дном, нежели создавать прекрасные законы, которые порождаю отвратительную породу пошлых и глупых баранов». [4, с. 336, 337] В своем «Наставлении губернаторам» Екатерина II указывала: «Итак, со своей стороны, поставляем милосердие за основанием законов и открываем дорогу к достижению правосудия». [5, с. 240] Императрица считала, что законы не принесут пользы, если они будут основываться на страхе и что воспитание в людях добрых нравов упрочнит правопорядок в существовавшем обществе. Уровень правосознания и духовного статуса народных низов в России XVII в. был выше, чем правосознание и духовный статус элитарных групп.

Вопрос о сущности такого понятия как справедливость, и каким образом ее осуществлять, интересовал человечество на протяжении многовековой истории его развития и остается актуальным в настоящее время. Справедливость, заняв главенствующее место в большинстве этических доктрин, несет в себе оценку добра и зла, закона и беззакония, лжи и истины, содержащиеся в тех или иных действиях или явлениях. Справедливость пронизывает все стороны общественной и государственной жизни. Такая категория как справедливость, являясь имеющим огромную ценность, многогранным и сложным явлением выходит за границы предмета правовой науки и права. Понятие справедливости динамично, оно имеет свойство самоизменяться при изменениях политической мысли, либо общественных отношениях.

Результатом всей процессуальной деятельности суда является постановление приговора. Согласно ст. 383 УПК РФ справедливость приговора сводится к справедливости назначенного уголовного наказания, то есть приговор, в котором назначенное наказание не соответствует тяжести преступления, личности осужденного, либо наказание, которое хотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, но по своему виду или размеру является несправедливым как вследствие чрезмерной мягкости, так и вследствие чрезмерной суровости.

Однако честь и свобода подсудимого зависят не только от приговора, вынесенного судьей, но и от принятых в процессе судебного разбирательства решений. Именно поэтому справедливость должна иметь место не только при принятии итогового решения, но и пронизывать все решения суда, принятые в порядке судебного контроля.

Основным условием успешного решения задач уголовного судопроизводства является применение критериев справедливости и напрямую зависит от уровня нравственности и наличия деловых качеств судьи. Морально-этическая часть внутреннего убеждения характеризует поступки и действия, выполняемые в соответствии со своими убеждениями, требованиями совести и критериями справедливости при вынесении решений.

Таким образом, рассматривая морально-этическую сторону внутреннего убеждения уместным было бы указать на восприятие данного явления Т. Н. Москальковой, которая понимает убеждение как моральное основание принимаемого решения, а это, по ее мнению является важной нравственно-психологической гарантией его правильности и справедливости. [6, с. 91.]

По содержанию понятие нравственность является относительным, оно зависит от воспитания, культуры, среды жизни, религиозных убеждений. Поэтому обеспечение идентичного понимания и отношения к тем или иным нормам, принятым в обществе, является невозможным, даже не смотря на исчерпывающий перечень уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных в уголовном законодательстве Российской Федерации. Аналогично и внутреннее убеждение формируется под влиянием различных жизненных факторов воздействующих на субъект. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что внутреннее убеждение является нравственной гарантией принятия правильного решения.

Однако в отсутствии профессиональной деформации у судьи такой немаловажный критерий как правосознание является одним из факторов постановления справедливого, законного и обоснованного судебного решения и побуждает судью к единственно верному применению закона.

Ю. М. Грошевой считает, что «специфика проявления профессионального правосознания состоит в том, что собственные выводы по делу судья соотносит со своим правосознанием, определяя при этом, соответствует ли личная правовая оценка фактических обстоятельств конкретного уголовного дела и выносимое решение требованиям закона». [7, с. 69] Нельзя не согласится с мнением автора, ведь правосознание судьи выражается в направлении процессуальной деятельности на установление истины, осмысление содержания доказательств с точки зрения их ценности и т. д. Это обосновывается и тем, что деятельность судьи предусматривает решение не только теоретических, но и практических задач, которые возникают при исполнении служебных обязанностей и требуют профессионального уровня правосознания.

Общность правовых, этических, профессиональных, нравственных норм и установок является признаком единообразного применения норм права, деятельности судов и обеспечения упорядоченности и стабильной эффективности судебной системы в целом.

Однако проблема кроется все же в том, кто именно будет принимать решение, которое будет не только законным, но и справедливым, на сколько высоки буду его моральные устои и принципы, в какой среде он воспитывался, что лежит в основе понимания им справедливости, какого качества образование, полученное им и какой опыт лежит в фундаменте его деятельности. Поэтому всегда актуальной задачей государственной политики в сфере образования во все времена будет необходимая подготовка высоконравственных и высокоморальных юристов, ведь имеющиеся пробелы в знаниях в последствии можно восполнить, например усиленным самообразованием или курсами повышения квалификации, а отсутствие нравственности и морали вовремя не заложенной в сознание человека компенсировать, чем либо не удастся.

1. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 25.11.2013) «О статусе судей в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

2. Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики) // Кони А. Ф. Избранные труды и речи / Сост. И. В. Потапчук. — Тула: Автограф, 2006. — 158 с.

3. Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА•М, 1999. — 168 с.

4. Валишевский К. Роман императрицы: Екатерина II императрица всероссийская. С. 35 портретами на отдельных листах. — Спб.: издание А. С. Суворина, 1908. — 630 с.

5. Переверзев С. В. Россия. М., 2006. С. 240.

6. Этика уголовно-процессуального доказывания. Стадия предварительного расследования / Москалькова Т. Н. — М.: Спарк, 1996. — 125 c.

7. Грошевой Ю. М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. Ун-те, 1975. — 144 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *