Что такое совесть в литературе
Совесть: примеры из литературы, произведения про совесть
Содержание:
Совесть по Достоевскому – это действие Бога в человеческой душе. Писатель отождествляет муки совести с физической болью, душевными терзаниями. Суворов описывает ощущение совести как нежное прикосновение к сердцу. Она выступает в роли проводника, следующего повсюду за человеком, освещая его путь. Главное задание совести – уберечь людей от роковых ошибок, помочь осознать свои пороки, выбрать правильное решение.
Чувство стыда перед собой – это яркое проявление совестливости по древнегреческому философу Демокриту. Каждая страна в международных отношениях действует по совести, аналогично должны поступать люди. Это гарантия доверительного сотрудничества, дружбы, брака.
Тема совести в русской литературе
Моральной ответственностью называют переживания, удовольствие от собственных поступков. Это может быть совершенное или планируемое действие. Любой индивид сталкивается с этим ощущением. Писатели девятнадцатого века сравнивали совесть с судьей. Произведения про совесть – один из распространенных стилей в литературе. Авторы неустанно твердят о ее значении в жизни человека.
Проблема нравственности актуальна в любой временной период, их классифицируют как вечные. Известный писатель Качалков посвятил понятию моральной ответственности многие рассказы. В одном из них главный герой – Сергей Плетенкин – смог заработать легкие деньги, обрадованный, довольный собой пришел домой. После тщательного анализа собственных поступков он ощущает стыд, чувство вины.
Человек задумывается о последствиях своих действий, оценивает их влияние на жизнь других людей. Память постоянно возвращает его к событиям, когда он переступил через моральные принципы. Чувство не получается обмануть хитрыми оправданиями, многословными доказательствами. В литературе тест на совесть проходит каждый персонаж.
Примеры совести в литературных произведениях
Писатели всех времен поднимают вопрос нравственности. Это отдельный класс произведений, в заключении которых можно увидеть результат жестоких поступков, обмана, предательства. Как проявляется совесть – примеры из литературы:
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Совесть — аргументы для итогового сочинения и ЕГЭ
Тезисы
Аргументы
«Война и мир» Л. Н. Толстой. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это поистине значительное произведение русской классической литературы. Кажется, в нём можно найти примеры на любую тему, аргументы к любым жизненным ситуациям. Проблема совести также не осталась незамеченной. Наиболее яркий эпизод, который подтверждает мысль о том, что совесть необходима каждому благородному и нравственному человеку, – это момент, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег в тот момент, когда его семья испытывает материальные трудности. Юноша великолепно воспитан, у него есть собственные нравственные ориентиры, ему не чуждо такое понятие, как мораль. А потому в его душе моментально разгорается внутренний конфликт – борются страх и совесть. Первый стремится заглушить чувство вины, найти способ решить проблему, не сообщая ничего родным. Вторая же стоит на стороне правды, честности и искренности. Совесть побуждает героя признаться в содеянном родителям. Ему действительно стыдно перед ними, он прекрасно осознаёт свою ошибку и раскаивается в своём поступке. Читатель понимает это, когда Николай слышит пение и игру на фортепиано своей сестры – Наташи Ростовой. Музыка, связанная с детством, с добром, с семьёй, пробуждает в герое нравственную натуру, делает громче голос совести. Настоящее искусство и отличное воспитание помогли Николаю Ростову остаться честным и благородным человеком, который нашёл в себе силы признать свою вину и рассказать о своём неправильном поступке. Если бы он не совесть, Николай не нашел бы правильного выхода из этой ситуации и наверняка испортил бы отношения с родными.
«Челкаш» М. Горький. Рассказ Максима Горького «Челкаш» зиждется на антитезе. То есть на противопоставлении двух героев. «Заядлый пьяница и ловкий, смелый вор» Гриша Челкаш встречает бедного крестьянского парня Гаврилу. Первому как раз нужен был подельник для нового преступления, ведь старый товарищ Мишка угодил в больницу. Ночью новые знакомые совершают сделку «успешно» – если можно так выражать в адрес нелегальных действий. Но возникает проблема с тем, как поделить прибыль. Гаврилу не устроила та доля, которую отдал ему Челкаш. Жадность и алчность заглушили голос совести в душе крестьянского юноши. После того, как мирные просьбы и даже мольбы не увенчались успехом, он бросил в Гришу камень. Вначале страх от содеянного затуманил и без того неясный рассудок предателя – он было позабыл про деньги. Но мысли о них очень скоро подсказали ему оправдания чудовищного поступка: кто же будет жалеть о воре, кому он нужен? А вот Гаврила распорядится деньгами с умом. Но эти доводы не убедили Челкаша. Просить прощения было уже поздно – Гриша плюнул в лицо предателю и, презрительно оглядев его, швырнул деньги. М. Горькому удалось с помощью антитезы ярко и наглядно показать, что у Челкаша есть совесть. Несмотря на то, что выживать ему приходится воровством, он не утратил главного – человечности и нравственности. Жадность не застелила его глаза. Голос морали в нём звучит громче алчности, поэтому он бросает деньги и уходит, оставляя несостоявшегося убийцу наедине с корыстью. Вот к чему приводит Гаврилу отсутствие совести: он униженно собирает деньги, за которые чуть было не совершил смертный грех. Именно голос нравственности помогает людям сохранять достоинство и вести себя правильно.
«Смерть чиновника» А. П. Чехов. В рассказе «Смерть чиновника» Антон Павлович Чехов мастерски нарисовал гиперболизированную картину. Читатель знакомится с господином Червяковым. Сначала кажется, что он крайне хорошо воспитан, вежлив и чтит нормы морали. Однако впоследствии становится понятно, что его многочисленные извинения перед начальником, на которого он ненароком чихнул в театре, – это вовсе не вежливость и искреннее сожаление о столь неприятном казусе. На самом деле, это лишь страх наказания или даже увольнения, потери чина и должности. Червяков слушает отнюдь не свою совесть. Ведь в таком случае хватило бы одного искреннего извинения. Таким образом, А. П. Чехов проиллюстрировал ложное понимание совести и нравственности.
«Матрёнин двор» А. И. Солженицын. Яркий пример отсутствия совести можно найти в произведении Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня – праведница Матрёна – бескорыстно помогает всем соседям, знакомым и даже незнакомым. Она с радостью приходит на помощь, часто забывая о собственных удобстве и желаниях. Однако в ответ она не получает не то что взаимности, но даже малейшей подмоги. Когда Матрёна заболевает или просто с трудом справляется одна с каким-то тяжёлым делом, никто не подставляет ей плечо и не подаёт руку. Добрая, искренняя и нравственная женщина оказывается в действительности очень одинока. Не приходят на помощь даже те, кому Матрёна не раз оказывала услугу. К сожалению, добро не всегда отзывается добром. Однако главную героиню не останавливало отсутствие совести у окружающих, ведь она была воспитана иначе. Благодаря собственным нравственным ориентирам, она не опускается до злобы, обиды, мести, а также не уподобляется бесчестным людям, которые не приходят на подмогу в ответ. Матрёна всё так же по-настоящему любит помогать другим. Она живет по совести, в отличие от своего окружения, поэтому автор называет ее «праведницей», без которой жизнь в убогой и нищей деревушке утратила бы всякий свет.
«Человек на часах» Н. С. Лесков. В рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» читатель видит столкновение служебного долга и человеческого. Главный герой – солдат Измайловского полка Постников – занимал должность часового в ночь, когда услышал из темноты крики о помощи. Тема совести занимает в этом произведении важное место. Во-первых, Постников делает выбор в пользу совести и нравственности и бросается на помощь человеку, попавшему в беду. И это происходит, несмотря на то, что за оставленный пост герою грозит суровое наказание, ведь он нарушил Устав. Во-вторых, есть и другой персонаж в рассказе, у которого отсутствует совесть. Это офицер, который проезжал мимо на санях, когда Постников спасал человека. Офицер присвоил этот подвиг себе и сообщил об этом начальству. Впоследствии офицер получил награду за поступок, которого не совершал, а Постников – наказание за то, что покинул пост. В этом произведении очень четко расставлены акценты: Постников живет по совести, поэтому спасает человека, рискуя получить наказание, а вот офицер руководствуется только соображениями выгоды, поэтому лжет начальству и, конечно, никого не спасает, если в этом нет его материальной заинтересованности.
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается несколько историй и даже миров. В одном из них герой по имени Понтий Пилат вынужден судить Иешуа. Понтий Пилат занимает должность римского прокуратора. На самом деле, он понимает, что осуждённый мужчина ни в чём не виноват, что его казнь будет несправедливой. Однако его звание, его чин берут верх над ним и над истиной. Приговор вынесен. Иешуа распят. Судью мучает нескончаемая головная боль, а что ещё хуже – совесть. За свой бесчестный поступок Пилат наказан бессмертием и вечными муками. Однако вспомним слова самого Михаила Афанасьевича Булгакова из того же произведения: «Рукописи не горят». Это значит, что правда навсегда останется правдой, как бы её ни пытались спрятать или уничтожить. В конце концов, Понтий Пилат раскаивается в своём несправедливо вынесенном смертном приговоре и освобождает свою душу от мук. Таким образом, даже у человека, который серьёзно оступился, нарушил нормы морали, есть шанс на духовное спасение, если он действительно искренне сожалеет о своей ошибке и раскаивается, просит прощения. Но на всё это способны только люди, у которых изначально есть совесть. Она спасает и выводит на правильную дорогу даже тех, кто идет на поводу у трусости — самого страшного порока.
«Пропала совесть» М. Е. Салтыков-Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин известен как мастер сатиры. Из-под его пера вышла не одна сатирическая сказка. В этих произведениях многое гиперболизировано. Это сделано для того, чтобы ярче и нагляднее изобразить людские пороки. В творчестве этого выдающегося писателя есть и сказка, посвящённая чувству вины, – «Пропала совесть». По сюжету в самом деле люди лишились совести. Но никто и не заботится об этом – совести-то больше нет, зачем переживать? Кто-то начинает обманывать, кто-то строит козни, кто-то клевещет, кто-то льстит – бессовестные люди начинают регулярно совершать ужасные поступки, вредить друг другу. Но самое страшно то, что никого это не волнует. Ведь больше нет совести, которая заставляет задумываться, думать об окружающих, напоминает о нормах морали и нравственности. Сам автор пишет о произошедшем так: «Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть». Некоторое время совесть валялась, будто бы ненужная старая тряпка – все отшвыривали её, не желая забрать себе. Но однажды она попала в руки к пьянице. И с ним произошла удивительная метаморфоза: он протрезвел, к нему пришло осознание, как много ошибок и бесчестных поступков он совершал раньше, он моментально ощутил весь груз ответственности за совершённые деяния. Ему стало настолько тяжело и горестно, что он заплакал. От совести пьяница поспешил избавиться. После небольшого путешествия по людям разных чинов и званий совесть, наконец, обрела дом в сердце ребёнка. Теперь она растёт вместе с малышом, помогает ему принимать решения и жить честно. Таким образом, совесть – важная составляющая человеческой натуры и человеческой жизни. Без нее мир погружается во тьму коварства, насилия, лжи и бесчестия. Поэтому совесть нужно воспитывать с детства, ведь никто из нас не хочет жить в таком мире.
«Станционный смотритель», А.С. Пушкин. Человек без совести порой совершает ошибку, которую уже невозможно исправить. Именно в этом состоит опасность, который подвергается каждый из нас, кто не чувствует свою вину. Это доказывает пример из произведения «Станционный смотритель». Главная героиня убежала из отцовского дома вместе с гусаром. Отец очень любил ее, никогда не обижал, но не мог обеспечить богатства и процветания дочери. Поэтому Дуня выбрала обеспеченную жизнь в столице, не посоветовавшись с родителем. Самсон Вырин долго искал беглянку, хотел спасти ее от разврата и беды, ведь не знал намерений Минского. Однако при встрече дочь упала в обморок от страха, и офицер выгнал Вырина вон. От горя герой запил и умер в одиночестве. Дочь даже не писала ему. Но спустя несколько лет после смерти смотрителя богато одетая дама с детьми приехала на его могилу и горько плакала. Дуня заглушила голос совести богатством и роскошью, а потому сделала ужасную ошибку, бросив отца. Когда она сама стала матерью и поняла горе Самсона, она раскаялась, но было уже слишком поздно: отец умер. Вот почему нам так необходима совесть: она помогает вовремя одуматься и принять правильное решение.
Пример сочинения
В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое определение совести: это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Кроме того, Ф. М. Достоевский говорил, что совесть есть действие Бога в душе человека. Это действительно так: она поддерживает чистоту души человека и свет в его сердце.
Совесть с самого детства показывает, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Она есть у каждого, сопровождая человека на всём его жизненном пути. Но далеко не все прислушиваются к ней: многие предпочитают игнорировать её голос, пытаются договориться с ней, находят лазейки в собственной душе, чтобы поступить неправильно. Это характерно для людей, не получивших достаточно воспитания. Если родители в детстве объяснили человеку, что главное — прислушиваться к голосу совести, он вырастет честным и справедливым, если же нет ― бессовестным и эгоистичным.
Но даже у самого подлого человека совесть всё-таки существует. Именно она терзает и гложет душу, не позволяет спокойно спать по ночам, заставляет думать о совершённой ошибке, проводить анализ своего поступка, снова и снова прокручивая в памяти этот момент. Это состояние можно описать будто бы наличием какого-то тяжёлого камня на душе. Поэтому человек, не совершающий некрасивых поступков, чувствует себя легко и свободно.
Впрочем, нужно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и в жизни иногда случаются такие истории, когда просто невозможно не совершить неблаговидный поступок. В этом случае не стоит корить себя за содеянное до конца своих дней.
Но, чтобы не стать бесчестным человеком, лучше всего прислушаться к своим внутренним чувствам, извиниться перед людьми, перед которыми виноват, и раскаяться — тогда груз с души непременно спадёт.
Цитаты о совести
Многие известные люди, будь то учёные или писатели, приводили свои высказывания о совести. Некоторые из них:
В литературных произведениях
Сильными аргументами к сочинению о совести могут стать сюжеты литературных произведений, в которых затрагивается эта нравственная тема.
Проблемы порядочности очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных писателей.
Некоторые примеры совести в литературе:
В реальной жизни
Ежедневно практически каждый сталкивается с вопросами морали и нравственности даже в незначительных мелочах. Поэтому можно привести примеры совести из жизни:
Таким образом, можно сделать вывод, что совесть играет в жизни человека очень важную роль, и жить по чести и справедливости — это тоже искусство.
Примеры совести из литературы
1) “Конь с розовой гривой” В.П.Астафьев
Значительно лицо отказало Акакию Акакиевичу в помощи. Генерал, которому обратился главный герой, распек чиновника перед своим приятелем, а затем нагло выставил его за дверь. Эффект, которого добивалось значительное лицо, был достигнут: не только Башмачкин, но и гость, в страхе поспешили покинуть кабинет. Однако сердцу значительного лица были не чужды многие добрые движения. Генерал пожалел, что выставил не в чем неповинного Акакия Акакиевича. Муки совести преследовали его. Через неделю значительно лицо послало к чиновнику узнать, можно ли ему чем-нибудь помочь. Посыльный вернулся с вестью о смерти Башмачкина. Генерала поразило это известие, целый день он слышал упреки совести за то. Значительное лицо раскаялось, что так жестоко обошлось с Акакием Акакиевичем.
3) “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтов
4) “Евгений Онегин” А.С.Пушкин
Татьяна любит Онегина. Однако, не найдя взаимности в чувствах Евгения, она выходит замуж за другого. Онегин же через некоторое время осознает, что полюбил Татьяну. Он хочет ее вернуть, но молодая женщина отказывает ему. Несмотря на то, что Евгений все также небезразличен ей, Татьяна ставит моральный долг выше собственных чувств. Она остается верна своему мужу. Молодая женщина не любит супруга, но она уважает его и их взаимоотношения.
2 вариант
Совесть – это качество, которое мучает человека, на протяжении всех лет за поступки, которые ему не стоило делать.
В жизни, мы часто делаем, то, что хотим, не думая о других. Например, произведение Грибоедова «Горе от ума». Так, Чацкий не принимает службу «не по делу, а по лицам», точно так же, как и, не давая прав крестьянам. Именно чувство справедливости требует его постоять за общество, показывая его недостатки — это показывает, что совесть не спит в герои.
Это чувство, мешающее человеку бездействовать, когда происходит какое-либо зло или несправедливость, а также не разрешая прощать ему собственные грехи, называют совестью. Она позволяет сохранять человеческие качества там, где находишься ты, но если ты идёшь против неё, то совесть потом будет мучить тебя долгое время.
В своем произведении Дроганов пишет: «в течение многих лет рассказчик не может себе простить то, что он унижал своего знакомого, с которым учился, и совесть за это его наказывает. Не дает жить спокойно, вспоминая, что он делал, как не нашёл в себе сил исправить ситуацию».
Приведем еще один пример совести в литературе: произведение «Бедная Лиза» главный герой узнал о том, что: его любимая умерла, услышав о том, что он предал ее. Только в этот момент он понял, как неправильно обошелся с ней. Его мучает совесть всю оставшуюся жизнь, ведь именно из-за него героиня наложила на себя руки.
Тема совести в литературе очень широка, ее можно обсуждать часами, приводить миллионы примеров, и описывать тысячами фраз. И для каждого понятие «совесть» разное, но главное, что б оно было правильным.
И напоследок давайте представим, что совесть вдруг исчезла, что б произошло с нами всеми. Мы не можем знать на сто процентов что произошло б, но одно мы точно можем сказать большинство людей не замасливаясь делали ужасные вещи. И благодаря этому мы можем четко скачать что, совесть очень важная часть каждого из нас.
Примеры совести из литературы
Популярные сочинения
Главная героиня романа «Отцы и дети» Анна Одинцова вызывает у читателей противоречивые чувства. Это и сострадание, и чувство жалости, и непонимание того, как человек может не прислушиваться к своему сердцу и не идти к мечте.
Я мечтала, чтобы у меня появился домашний питомец. В основном все заводят кошек, собак, а я хотела попугая. Эта птица очень красивая и способна копировать человеческую речь и звуки.
Тридцать первого мая стояла очень жаркая погода. Солнце взошло уже достаточно высоко, ярко освещая каждый уголок. В этот день мы с моим братом Владиславом отправились на вокзал с багажом
Реферат «Муки совести в русской литературе»
Просмотр содержимого документа
«реферат «Муки совести в русской литературе»»
Введение: Значимость работы. Цель и задачи. 2
1. Понятие совести. Что такое совесть. Что говорят словари.
Наши исследования. 3
2. Проблемы совести в произведениях русской литературы. 5
2.1.1. Наказание за нераскаяние. « Каин и Авель»
2.1.2. Раскаявшаяся совесть блудного сына.
2.2.Пути литературных героев, которые не успели раскаяться
и обречены на муки совести. 8
2.2.1. Самоубийство Лизы и позднее раскаяние Эраста. (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»).
2.2.2. Блудная дочь. (А.С. Пушкин «Станционный смотритель»)
2.2.3. Троекуров и ненужное раскаяние ( А.С. Пушкин «Дубровский»).
2.3.1. Трудный путь к своей совести. (Астафьев В. П. Рассказ «Конь с розовой гривой»)
2.2.2. Не потерять себя. (Пришвин М.М. Сказка-быль «Кладовая солнца»)
2.2.3.Найти силы исправить зло. ( Паустовский К.Г. Сказка «Теплый хлеб »).
3. Практическая значимость исследования. 18
Особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе. Литература учит нас разбираться в людях, делать нравственные открытия.
Цель:
исследовать проблему СОВЕСТИ И МУК совести в произведениях русской литературы 19-20 века.
1. Перечитать произведения русской литературы (школьной программы 5- 9 классов).
2. показать существование понятия «совесть» в русской литературе;
3. определить своё отношение к этому нравственному понятию,
4. Определить практическую значимость исследования.
1. Понятие совести. Что говорят словари. Что такое совесть.
Совесть— способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например, «угрызений С.»(1)
Муки совести – болезненное чувство душевного дискомфорта, которое человек испытывает по поводу своих проступков.
По одной версии, совесть воспитывается еще в детстве: когда за правильные поступки ребенка хвалят, а за неправильные – наказывают. В результате с человеком на всю жизнь остается чувство ожидания наказания за плохие дела и даже мысли, так называемые муки совести. По другой версии, совесть – инструмент, измеряющий истинную меру вещей. Это то, что делает человека подобным с высшими силами. За праведные дела и мысли этот инструмент награждает по шкале удовлетворения, за неправедные поступки человека мучает совесть.(11)
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми обществом. (11)
Совесть – это внутренняя мотивация человека, которая помогает осуществлять контроль над чувствами, взглядами, поступками. Это внутренняя потребность человека нести ответственность за собственные поступки, действия. Голос совести можно услышать при наступлении дискомфорта, когда человек сам нарушает свои нравственные правила. (12)
Что говорят словари.
Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом («Толковый словарь» С.И.Ожегова Н.Ю. Шведовой).
СОВЕСТЬ ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь И. Даля. — 1863—1866)
Совесть каждый человек понимает и объясняет по-своему. Мне кажется, человек рождается с чувством совести. И именно это отличает нас от животных.
Отсутствие совести — признак возвращения человека в животный мир, потеря личности. Ведь нельзя назвать человеком того, кто с радостью убивает. По такого говорят «зверь».
Мне понравилась такое определение: «совесть – это мой личный внутренний судья. Судья, очень строгий, справедливый и неподкупный. Его нельзя обмануть и от его наказания нельзя убежать»
Поэтому я стараюсь не нарушать его законов, своих внутренних законов морали, главный из которых гласит: не делай другим того, чего себе не желаешь
2. Проблемы совести в произведениях русской литературы
Для анализа проблемы совести я выбрала следующие произведения:
«Каин и Авель» (Библия)
«Притча о блудном сыне» (Библия)
Карамзин Н. М. Повесть «Бедная Лиза»
Пушкин А.С. Повесть «Станционный смотритель»
Пушкин А.С. Роман «Дубровский»
Паустовский К. Г. Рассказ «Телеграмма «
Астафьев В. П. Рассказ «Конь с розовой гривой»
Пришвин М.М. Сказка-быль «Кладовая солнца»
Паустовский К.Г. Сказка «Теплый хлеб »
2. Проблемы совести в произведениях русской литературы.
«Я не знаю какой из себя Бог, и я не думаю, что он похож на человека сидящего на облаке, но я искренне верю, что именно Бог наделил нас совестью, чтобы мы не ошибались и поступали правильно. Нам дали своеобразную «нить Ариадны» и если по ней идти и не сворачивать, то все будет хорошо. Очень трудно не оступиться и не выпустить нить из рук. Каждый из нас, наверное, сталкивался с этим мучителем – Минотавром, под названием «муки совести». Это совершенно беспощадное существо. Оно не даст вам заснуть ночью, не даст делать дела днем, до тех пор, пока вы не исправите свою ошибку и не обретете вновь потерянную нить». (13)
2.1.1. Наказание за нераскаяние. « Каин и Авель»
Притча «Каин и Авель».
Притча рассказывает о двух братьях. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву Богу от чистого сердца, с любовью и верой, и Бог принял жертву Авеля — дым от нее вознесся к небу.
Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы. Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.
– Нет, Я положу на тебя такой знак, что тебя не убьет никто, но ты будешь жить и тебя всегда будет мучить совесть!
С той поры Каин никогда не мог поднять лицо к небу. Угрюмый и задумчивый, мучимый стыдом, он нигде не находил себе покоя и скоро вовсе ушел от родных в далекую землю»
Притча о Каине и Авеле прошла через века и тысячелетия – она постоянно напоминала человечеству о необходимости добра, о неотвратимости наказания за зло. Кара Каина состоит еще в том, что он в своем зле и муках обречен на тягостное бессмертие, на муки совести.
2.1.2. Раскаявшаяся совесть блудного сына.
Притча о блудном сыне.
В притче о блудном сыне повествуется о юноше, который получил от отца причитающуюся ему часть наследства. Он покинул дом и растратил всё в увеселениях. Но настал момент – деньги кончились, а вместе с ними – иссякли удовольствия и исчезли друзья. Блудный сын узнал нищету и презрение. Но горше всего были его собственные муки совести – юноша осознал свою вину. В момент крайнего отчаяния, крайнего голода и крайнего ужаса вспыхнула в блудном сыне некая искра. Нечаянная и позабытая искра! Глубокого искреннего покаяния! Он смиренно вернулся к отцу, не рассчитывая на прощение и скорбя о своих поступках. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием.
«Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему».
«И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Младший сын пережил муки совести от недостойного своего поведения и покаялся в этом. Отец простил его.
Эта притча показывает: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.
Эти две библейские притчи показывают два пути нашей совести: не раскаявшейся или не успевшей раскаяться и потому обречённой на муки и раскаявшейся и прощённой.
2.2. Пути литературных героев, которые не успели раскаяться и обречены на муки совести.
2.2.1. Самоубийство Лизы и позднее раскаяние Эраста. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
Молодой богатый дворянин добился любви бедной девушки-крестьянки, оставил её и тайно женился на богатой дворянке. Лиза понимает, что ей, крестьянке, не суждено быть женой богатого человека, но любовь оказывается сильнее разума. После признания Эраста она забыла обо всём и отдала ему всю себя. «Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми они не могли уже гордиться», и Эраст довольно холодно расстается с Лизой. Вместо слов он дал ей сто рублей за отданное ему сердце и искалеченную жизнь.
«Лиза очутилась на улице, и в таком положении, которого никакое перо описать не может.
Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда…
Тут она бросилась в воду.
Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом»
Для Лизы потеря Эраста была равносильна утрате Жизни. Трагическая судьба обманутой и покинутой девушки, осознавшей ужас последствий ее поступков. Горе и безысходность приводят к самоубийству Лизы. Она обесчещена и возможности счастливой жизни в браке для нее нет.
Драма — не только у Лизы, но и у Эраста. « Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».
Узнав о гибели Лизы, он смог осудить свои поступок, своё отношение к бедной девушке (а это уже работа совести) и осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни — наказание не меньшее, чем быть осужденным другими.
Увы, он не успел вовремя осознать безнравственность своего поступка, не смог объясниться с бедной девушкой. Осознание собственной ошибки пришло поздно. Совесть Эраста обречена на муки, поскольку проснулась для раскаяния слишком поздно.
В этой повести совесть – вина в смерти человека, когда – то любимой девушки. Муки совести –в осуждения своего поступка, своего поведения, своего образа жизни.
2.2.2. Блудная дочь. А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
Дуня, дочь станционного смотрителя, оставила отца и без разрешении, и без благословения бежала из дома. Отец Дуни очень переживал, искал дочь. Из-за переживаний, одиночества, тоски он заболел и умер, так и не увидев дочь.
Девушка забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца.
Прошло время, и Дуня возвращается в родные места.
«Прекрасная барыня, ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище». …Она легла здесь и лежала долго».
Она плачет на могиле отца, понимая, что он умер из-за неё.
А самое главное то, что она, в отличие от блудного сына, не успела искупить свою вину и попросить прощения у своего отца.
Я думаю, что теперь Дуня, как мать, понимает, что переживал её отец, потерявший дочь, и будет испытывать нравственные муки до конца своей жизни.
Невозможность попросить прощения у родителя, переживания по поводу того, что прощение опоздало, мысль о том, что твой родитель страдал, а тебя не было рядом – муки совести, которые будут преследовать «блудную дочь» станционного смотрителя.
Святитель Тихон Задонский написал “Обязанности детей по отношению к родителям”: Дети должны испытывать чувство благодарности к своим родителям за то, что они дали им жизнь и воспитали их. Быть послушными. Словом и делом показывать родителям своё почтение. Наказания принимать от родителей как благо и не роптать на них, а, признавая свои ошибки, просить прощения. В нужде и старости родителей питать и со всяким усердием служить им. Детям, которые родителей своих не почитают, Господь законом своим определяет страшные казни».
2.2.3. Троекуров и ненужное раскаяние. А.С. Пушкин «Дубровский».
Троекуров — центральный персонаж повести А.С. Пушкина «Дубровский», богатый, родовитый помещик.
Троекуров – человек избалованный и распущенный, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи – все обеспечивает ему вольготную жизнь. Он проводит время в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. Унижение слабых, вроде травли зазевавшегося гостя медведем, – вот его удовольствия.
«В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
Троекуров со своим соседом-помещиком Андреем Гавриловичем Дубровским «будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку».
Нелепая амбициозная ссора, желание поставить друг друга «на место» сделали старых друзей столь непримиримыми врагами, что довели их до суда, по которому Троекурову удалось отобрать имение Дубровского.
Удовлетворив свое самолюбие, К.П. Троекуров испытывает при этом сложные чувства: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала… Он решился помириться со старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние».
Будет ли Троекурова мучить совесть и дальше? Не знаю. Вряд ли. Но А. С. Пушкин показывает, что муки совести испытывает даже такой избалованный, жестокий, грубый человек.
2.2.4. Запоздавшее дочернее раскаяние (К.Г. Паустовский «Телеграмма»)
Екатерина Петровна добрая. Она страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.
Настя не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать.
Я думаю, что само письмо вызвало два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время у Насти проснулась совесть, которую она успокаивала тем, что у нее много работы.
Когда Настя прочитала письмо, то вслух назвала одну причину, ненастоящую: «Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!» А на самом деле ей просто не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, пересадки, материнские слезы, скука.
Даже когда Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон»( Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать), она скомкала её и нахмурилась.» Ей опять некогда.
Настя приехала на второй день после похорон.
В старом доме, в комнате своей мамы Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».
Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство потери, чувство совести и чувство вины.
Что такое совесть Насти? Это вина за свою черствость, равнодушие, невнимание к маме. Настя совершает предательство по отношение к самому близкому человеку маме. Совесть у неё пробудилась, но поздно
Муки совести – из-за невозможности исправить, вернуть маму, утешить её. Столько добра она делала чужим людям, и оставила одинокой и брошенной самого близкого человека.
Вывод. Мы рассмотрели несколько произведений русской литературы, в которых герои пошли против своей совести. Они испытывают болезненное чувство душевного дискомфорта по поводу своих проступков, иначе говоря, муки совести. И если исправить ничего нельзя, то эти муки, эти угрызения совести останутся с человеком до конца жизни.
Во всех этих произведениях показаны муки совести взрослых людей.
Совесть проснулась в них поздно. Ушли из жизни те, кто мог простить. Они опоздали попросить прощение за свои поступки.
2.3. Пути литературных героях, которые, испытав муки совести, смогли и успели раскаяться.
Второе направление в русской литературе, которое я попыталась проанализировать: герои, которые, испытав муки совести, смогли и успели раскаяться.
2.3.1. Трудный путь к своей совести. Астафьев В. П. Рассказ «Конь с розовой гривой»
Плохие поступки совершает мальчик Витя, рассказчик и герой рассказа. Сначала Витя, боясь показаться слабым, жадным и трусливым перед ребятами, поддаётся их уговорам и обманывает бабушку. Вместо ягод он приносит туесок, где ягоды были только сверху, а внизу была трава.
Затем он крадёт у бабушки калачи, уходит из дома, всё больше запутываясь в обмане.
Обман раскрылся, когда бабушка продала ягоды. Женщина, купившая туесок, обнаружила обман и стала стыдить бабушку.
Мальчик терзался, не спал всю ночь, собирался всё рассказать бабушке. Его сожаления и душевные страдания формируют чувство ответственности за собственные поступки. Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила.
«Коня бабушка мне всё же привезла. С тех пор много лет прошло, «нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести.
Какой жизненный урок получил герой из этой истории?
Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки.
Совесть героя – это чувство вины перед бабушкой за обман. Он пережил муки совести – угрызения совести от сознания, что совершил непоправимое и бабушка не простит его. Путь героя к своей совести был длинным и нелёгким для него. Чувство стыда и вины, пережитые мальчиком, стали искуплением для героя и уроком на всю жизнь.
2.2.2. Не потерять себя. Пришвин М.М. Сказка-быль «Кладовая солнца»
Герои рассказа Митраша и Настя, брат и сестра. В голодный послевоенный год пошли они за клюквой, поссорились и пошли в разные стороны.
Настя набрела на палестинку, увидев много ягод, забыла обо всём на свете. «Ей больше хотелось», «ссыпать горсточку за горсточкой». Она попала под власть унижающего человека чувства жадности. Даже лось не признал ползающую от жадности по земле девочку за человека, и Золотая курочка из-за своей жадности чуть не попала в беду. Если бы она не опомнилась, её бы укусила змея.Зло, с которым она сталкивается в природе, заставляет девочку оглянуться на себя и понять, какую ошибку она совершила, поддавшись вначале обиде, а затем азарту сбора ягоды. Тревога, отчаяние, страх за брата охватывают душу девочки. Именно через восприятие окружающей природы Настя в полной мере осознает свой поступок.
«А Золотая Курочка (тоже) всех удивила в селе. Никто ее в жадности, как мы, не упрекал, напротив, все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы. Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность».
Настя переживает за открывшуюся в ней жадность. Из – за этого чуть не погибла она, а из – за неё чуть не погиб Митраша, про которого Настя забыла в погоне за ягодой.
Настя потеряла себя, забыв о Митраше. Приобрела тоже себя, поняв, что только вместе с братом они единое целое, только любовь и забота друг о друге, помогут им перенести все тяготы судьбы.
Героиня рассказа вовремя раскаялась, пережив муки совести, исправила то, от чего мучилась. Она потеряла себя, забыв о брате, и приобрела тоже себя, поняв, что самое главное – это не потерять себя, не потерять человеческое достоинство.
2.2.3.Найти силы исправить зло. Паустовский К.Г. Сказка «Теплый хлеб »
Герой сказки Филька обидел коня, который был ранен на войне, о котором заботилась вся деревня. Конь ходил от двора к двору в поисках еды. Филька закричал на него, а кусок хлеба, к которому потянулся конь, забросил в снег. Слеза скатилась у коня из глаз. Засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу. Замерзли колодцы, мельница не могла работать. Деревне грозил голод.
«Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.
Филька сопел, вытирал рукавом глаза.
— Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат?
— спросил Филька.
Филька не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде. Вместе с ребятами он скалывает лёд, и мельница заработала. Осталось Фильке попросить прощения у коня
Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
— Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Все улыбались, радовались».
Совесть заговорила в герое, когда он испугался, что мороз выпал от его злого поступка. Филька пережил страх, нашёл в себе силы признаться в совершённом зле и исправить его вовремя.
Вывод: Чувство совести закладывается в детстве. В детстве учатся понимать, что хорошо, а что плохо. Русская литература показывает, как уже у детей и подростков проявляется совесть, как она формируется под влиянием обстоятельств, а также любящих и понимающих взрослых.
У детей много времени впереди. У них есть возможность научиться жить по совести и успеть исправить свои поступки.
3. Практическая значимость исследования
— это мои выводы и нравственные уроки, которые я получила, перечитывая русскую литературу:
1. «Притча о блудном сыне», «Станционный смотритель» А.С. Пушкин, К. Паустовский «Телеграмма» учат любить и почитать своих родителей сейчас, пока они живы, здоровы;
2. Притча «Каин и Авель» учит не завидовать никому, а особенно младшим братьям и сёстрам, кому нужна большая любовь и забота родителей;
4. Роман А.С. Пушкина «Дубровский»– уважать своих друзей, не завидовать им и дорожить дружбой;
6. Карамзин Н. М. Повесть «Бедная Лиза». Выводы по этой повести – очень личное : о любви, об отношениях, о целомудрии.
Важно, чтобы, читая книгу, каждый задумался о себе, о своей жизни, и ответы, на возникающие вопросы у каждого будут свои, а не авторские.
Муки совести как «движение сердца», как «голос совести необходимы для духовного роста» человека. Его можно называть по-разному: внутренним голосом, шестым чувством, подсказками ангела-хранителя. Суть в том, что совесть стоит на страже нравственности человека. И с этой точки зрения, жить по совести – значит, что нужно действовать, ошибаться, учиться на ошибках и жить дальше». (2)
Если забыть о том, что совесть есть, приходишь к пустоте, грубостиэгоизму, насилию. Совесть — это душа. И русская литература, напряженно размышляя о совести, призывает нас задуматься в первую очередь о душе человеческой, о своей душе.
Своими книгами писатели напоминают, что надо любить людей, быть внимательным к своим одноклассникам, близким, чтобы ничто не лишило бы нас радости, свободы, счастья.