Что такое советская цивилизация
Советская цивилизация — воспоминание о будущем
Ступени в развитии человечества
Заметим, что известно несколько определений понятия «цивилизация», описывающих порой достаточно разные явления. Так, говоря по преимуществу о человеческой цивилизации в целом, Фридрих Энгельс писал, исходя прежде всего из экономических критериев, что цивилизация «является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всём прежнем обществе». Характеризуя наиболее важные черты этого «переворота», американский географ Элсуорт Хантингтон утверждал: «Цивилизация начинается, когда люди научились заниматься сельским хозяйством, жить в постоянных общинах, создают определённые формы государства и овладевают искусством письма». С этой точки зрения цивилизация означает переход всего человечества на более высокий уровень развития по сравнению с предшествующим временем.
Вместе с тем на отдельных этапах развития человечества в тех или иных регионах планеты возникали и цивилизации, рождённые жизнедеятельностью отдельных народов и государств, которые играли роль «локомотивов прогресса». Достаточно вспомнить вавилонскую цивилизацию, греко-римскую, византийскую, западноевропейскую… Учитывая это, у нас есть основания предложить и ещё один вариант определения цивилизации: это устойчивое надгосударственное образование, характеризующееся более высокой формой политической, экономической и социальной интеграции, которая воплощается в прогрессивный для данного исторического периода способ производства и характер общественно-политических отношений, в собственную, органически цельную культурную среду. Сама же земная цивилизация представляет собой как бы равнодействующую и итог непрерывной эстафеты сменяющих друг друга подобных цивилизаций.
Некоторые историки ХХ века исходили именно из существования таких человеческих цивилизаций, подчёркивая уникальный характер каждой из них. При этом немецкий историк Освальд Шпенглер считал, что таких образований было восемь. Британский же историк Арнольд Тойнби насчитал 21 цивилизацию. Однако, подчёркивая их своеобразие, и тот и другой игнорировали одно характерное сходство всех этих цивилизаций: в каждой из них существовала эксплуатация человека человеком.
Общество нового типа
Между тем с 1917 года в мире стала складываться цивилизация нового типа, в которой победили трудящиеся классы, а потому она принципиально отличалась от каждой из тех, что исследовали Шпенглер и Тойнби. Первым в нашей стране рассмотрел вопрос о советском историческом опыте с точки зрения цивилизационного подхода к мировой истории автор двухтомного исследования «Советская цивилизация» С.Г. Кара-Мурза.
Советская цивилизация воплотила многие ожидания о счастливом будущем, которые излагали в своих утопических схемах революционеры буржуазной эпохи. Однако, в отличие от этих утопий, в которых верные догадки о будущем сочетались с ошибочными прогнозами, рождение новых общественных отношений было обосновано К. Марксом и Ф. Энгельсом в созданной ими теории научного коммунизма, получившей развитие в трудах В.И. Ленина, а затем И.В. Сталина. Правильность научных выводов марксизма-ленинизма и ошибки в утопических схемах буржуазных революционеров были доказаны в ходе становления социалистического строя.
При этом советская общественная формация явилась и органичной стадией развития нашей исконной отечественной русской — российской цивилизации.
Впервые в мировой истории классы, живущие за счет эксплуатации, лишились своего привилегированного положения. Власти паразитов и спекулянтов, а также постоянной погоне за прибылью за счёт ограбления других людей был положен конец. Советская цивилизация была первой, в которой восторжествовали принципы: «Кто не работает, тот не ест» и «Владыкой мира будет труд». С первых дней существования Советской власти были приняты меры по обеспечению самых насущных социальных и политических прав рабочего человека. Труд, возвеличенный в обществе наградами и самыми разнообразными мерами поощрения, стал делом чести, доблести и геройства.
Существовала ли «советская цивилизация»?
Цивилизационный подход к изучению отечественной истории подвел исследователей к проблеме цивилизационной характеристики советского периода развития России, отличающегося ярко выраженной спецификой. При этом в историографии прослеживаются две противоположных тенденции. Первая носит апологетический характер и настаивает на существовании в недалеком прошлом почти идеального общества, прообраза будущего человечества, основанного на принципах полного равенства и свободы граждан. Другая точка зрения носит разоблачительный характер и объясняет социалистический эксперимент «тупиком цивилизации», «империей зла», куда русский народ был загнан кучкой марксистских идеологов вопреки объективному ходу истории. И. Н. Ионов в учебнике «Российская цивилизация IX — начало XX в.», изданной в рамках программы Сороса «Культурная инициатива», считает, что хотя Россия выступила как инициатор создания новой мировой социалистической цивилизации, «на деле это было проявлением цивилизационного кризиса, первой волной периферийной фундаменталистской реакции Востока на вызов Запада». Оба основных течения в литературе носят политизированный характер и нуждаются в уточнении. Академик А. Д. Сахаров развивал концепцию «конвергенции», которая предполагала перспективу использования всего лучшего из опыта социализма и капитализма на основе гуманистических ценностей и построения нового общества. В истории такой подход означает попытку совмещения и синтеза цивилизационного и социально-классового методов и использования их без стремления к абсолютизации выводов, к очернению или обелению каких-то периодов отечественной истории, формированию новых догм и стереотипов, моноидеологий и сверхметодологий.
С конкретно-исторической точки зрения несомненно, что советский строй явился совокупным результатом деятельности миллионных масс людей — граждан России, которые в большинстве своем имели смутное представление о марксизме и теории социализма. Лозунги и идеи «русского марксизма-ленинизма», определившие историческое развитие, во многом не совпали с сущностью и практикой реального движения. Возникшее общество, несмотря на свою специфику, было продуктом естественноисторического развития евразийской российской цивилизации. Три революции за полтора десятка лет не просто повернули курс движения российской цивилизации, но сформировали новую социальную структуру общества, изменили ментальность населения и определили объективные закономерности развития нового общества. На практике оно было мало похоже на свое изображение как в советской, так и в западной обществоведческой литературе, подчиненной решению пропагандистских задач.
Народы геополитического преемника Российской империи — СССР развивались в рамках такой цивилизационной волны, которая еще в большей степени отходила от западных схем развития, чем российская традиционная цивилизация. При этом надо отметить, что на развитие новой советской общности в первой половине XX века огромное влияние оказала негативная внешнеполитическая среда, которая поставила ее в условия вооруженной борьбы за существование и выживание. Крах монархической системы и ужасающая разруха после I мировой войны сразу поставили социалистов на рельсы создания жестко централизованной государственности. Этот элемент евразийской цивилизации получил гипертрофированное значение и зазвучал с особой силой. Гражданская война и военная интервенция 14 государств закрепили тенденцию централизации.
Индустриализация страны с нищим малограмотным населением, среди которого имелись десятки народностей с феодальными и даже родовыми социальными отношениями, потребовала еще большей мобилизации всех сил общества авторитарно-бюрократическим режимом. Мобилизационно-революционный характер развития Советской России на основе эксплуатации временного революционного энтузиазма одной части масс и принудительного подчинения другой — стал характерным качеством этого общества. Сталинская диктатура 30—50-х гг. в полной мере отразила ату особенность процесса строительства социализма вопреки марксизму в одной отдельно взятой стране. Советское общество, безусловно, несло на себе выраженную печать тоталитаризма, но вместе с тем невозможно отрицать и то, что оно гарантировало трудящимся определенный социальный минимум, в том числе реализацию права на труд, бесплатное образование и здравоохранение, отдых и жилье. Если западная цивилизация не смогла изжить экономические кризисы, безработицу, войны, наркоманию, то советское общество не смогло избавиться от дефицита товаров, ограничений народовластия, роста милитаризации экономики. Великая Отечественная война и развязанная «холодная война» вновь создали крайне неблагоприятные условия для воплощения социалистической идеи в ее первозданном виде и это снова стимулировало мобилизационный характер развития общества. С началом хрущевской десталинизации политическая система обновилась, но возрождения прав личности, ее собственности и свобод не произошло. В СССР была утверждена свойственная аграрным цивилизациям коллективистская и уравнительная психология, имеющая глубокие исторические корни. Такая ментальность стимулировалась всеохватывающим советским государством, которое стояло над гражданским обществом и контролировало его. Сложившийся в советском обществе особенный архетип культуры базировался на идеологии марксистского социализма, которая во многих отношениях сохранила ветхозаветные библейские категории — («моральный кодекс строителя коммунизма»), что придавало ей религиозный характер. Сохранение в государственной идеологии функций православия при формальном его отрицании, элементов русской патриотической идеи («На веки сплотила великая Русь») придавало социалистической идеологии совершенно особый, «священный» смысл Это была своеобразная религия, не подлежащая критике, обновлению, совершенствованию с позиций новых условий и требований НТП. Идеология догматизировалась и омертвела, оторвавшись от масс. Поколение советских людей, выросших во второй половине XX в., в своей массе стало аполитичным, предрасположенным к усвоению индивидуализма и культа потребительства.
Полно н точно оценить эту субцивилизацию очень трудно и будет реально возможно в отдаленной перспективе при общем анализе развития социализма как в Европе, так и в Азии, особенно в Китае, успешно решающем проблемы модернизации и освоения достижений НТР. Но уже сейчас ясно, что советская история не является исключительно осуществлением чьего-то эксперимента, процессом взаимодействия жертв и палачей, серией глупостей и авантюр вождей. Она является имманентной частью мировой цивилизации, без которой нельзя представить развития человечества. Западные историки четко фиксируют эффект опосредованного воздействия советской системы на западную, результатом чего явилось использование в ней элементов планирования в экономике, регулирования социальных отношений. Во всем мире сейчас наблюдается тенденция развития, связанная с ограничением анархически свободного рынка и варварской эксплуатации, экономического подчинения человека капиталу Беспредельный индивидуализм постепенно отступает под натиском гуманистических ценностей. Преодоление надвигающейся экологической и демографической катастрофы возможно лишь при сознательном регулировании всего общества и природы со стороны человечества, объединенного в новую цивилизацию.
Современные условия придают актуальность историческому опыту планового регулирования, накопленного в СССР, несмотря на его противоречивость. Советская субцивилизация достаточно успешно развивалась три четверти века, обеспечив победу над фашизмом и прорыв в Космос. Это стало возможным также потому, что советское общество восприняло и в преращенном виде развило глубинные исторические традиции и ценности российской евразийской цивилизации — соборность, общинность, государственный патриотизм, сотрудничество народов в рамках единой государственности. Становление на территории СНГ в новом идеологическо-политическом оформлении и на другой социально-экономической основе очередной цивилизационной волны объективно требует творческого освоения духовного наследия и уроков предшествующего развития России как страны-континента, страны — цивилизации.
Советская цивилизация- это цивилизация будущего.
7 ноября 1917 года в России началось построение первого в истории человечества социалистического общества
В 1991 году этот проект был насильственно приостановлен, но отнюдь не навсегда: ведь ни одна еще общественно-экономическая формация не утверждалась с первого захода.
День 7 ноября в СССР был государственным праздником — всенародно отмечалась очередная годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Сегодняшнее государство, реставрировавшее власть олигархов, других паразитов общества и поставившее в самое унизительное в мире положение человека труда, конечно же, отменило этот праздник (государственным он остался только в Белоруссии).
На Октябрьскую революцию и Советскую власть «демократы» навешали всех собак. Главное обвинение — свержение самодержавия, векового уклада русской жизни. Однако реально самодержавие свергли буржуа и прозападные «демократы» в результате февральской буржуазно-демократической революции. Но поскольку, как мы видим и по сегодняшним результатам деятельности духовных потомков Временного правительства, их амплуа лишь разрушать, то вскоре, развалив государство, они вошли в политический ступор. Большевики, по меткому выражению одного политика, подобрали власть, валявшуюся в пыли. Произошедший в ночь с 24-го на 25 октября (с 6 на 7 ноября) переворот для всех явился неожиданностью, — ни демонстраций, ни противоборства. Просто отряды рабочей красной гвардии и матросов Балтийского флота, по приказам созданных «снизу» Советов, взяли под свой контроль вокзалы, электростанцию, телефонную станцию, телеграф и т. д., и т. д. И всё это без единого выстрела, спокойно и методично. Потом в Зимнем дворце, где располагалось Временное правительство, отключили телефоны и свет. Утром 25 октября (7 ноября) под контролем Временного правительства оставался лишь этот дворец, окружённый отрядами красной гвардии. Силы защитников Временного правительства составляли примерно 200 ударниц женского батальона смерти, 2—3 роты юнкеров и 40 инвалидов общества Георгиевских кавалеров, возглавляемых капитаном на протезах.
В 10 часов утра 25 октября Военно-революционный комитет выпустил воззвание «К гражданам России!». «Государственная власть, — сообщалось в нём, — перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона. Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства — это дело обеспечено».
В 2 часа ночи 26 октября (8 ноября) вооружёнными рабочими, солдатами Петроградского гарнизона и матросами Балтийского флота во главе с Владимиром Антоновым-Овсеенко Зимний был взят, а Временное правительство арестовано. Впервые в истории человечества началась эра человека труда.
Что дал Октябрь
Советская цивилизация была короткой, но никто до сих пор не превзошел её по основным жизненным показателям (нынешние потуги накачать ВВП просто смешны). Вот цифры и факты, опубликованные в открытой печати, которые утаить невозможно, говорят сами за себя.
До революции экономика России характеризовалась слабо развитой промышленностью и достаточно крепким сельским хозяйством. Исходный уровень экономики, с которого Советская Республика начинала социалистическое строительство, был очень низким: первая мировая война поставила её на грань катастрофы, а иностранная интервенция и Гражданская война повергли страну в состояние глубокой разрухи.
В 1920 году промышленной продукции выпускалось в 7 раз меньше, чем в 1913 году, а уровень сельскохозяйственного производства составлял чуть больше половины довоенного.
Решающий вклад в успехи Советского государства вносил рабочий класс, который насчитывал около 80 млн. человек, то есть две трети всего занятого населения Советского Союза. Уже к 1980 году три четверти рабочих в СССР имели среднее и высшее образование.
А что «дал» переворот 1991 года?
А пока её конкретные «достижения» таковы. 10 процентов населения (в основном, как говорится, не титульной нации) захватили 90 процентов национальных богатств. При этом только 40 процентов доходов от продажи ранее принадлежавшим всему народу нефти и газа попадает в бюджет, остальные 60 процентов пополняют мошну кучки олигархов. Но экономический задел Советской власти был настолько велик, что Россия до сих пор его эксплуатирует, хотя уже на последнем дыхании. Износ основных фондов в среднем составляет 70% от первоначальной стоимости, а по некоторым отраслям доходит до 80%. Экономика России отброшена на 60-е место в мире и держится только лишь на нефтегазовой игле. Если при Советской власти мы продавали 20% добываемой нефти, то сейчас более 70%. Другие виды экономики практически не развиваются. Наоборот, деградируют. Показательный пример: в СССР было несколько тысяч аэродромов, на которых эксплуатировалась в основном только советская авиатехника. Сегодня их всего 200, причем массово летает у нас, как правило, списанная по старости американская техника, своей практически нет.
Та же жуткая картина в духовно-культурной области. Даже образование, которое многие десятилетия советского периода считалось лучшим в мире, сейчас становится едва ли не национальным позором.
Сегодня доля студентов, обучающихся на платной основе приблизилась к 65 процентам. Остро стал вопрос о качестве подготовки таких специалистов, которые месяцами не появляются в аудиториях, поскольку «за все уплачено». ВЦИОМ провел опрос современных студентов, задавая примитивные вопросы, типа: «Вращается Земля вокруг Солнца или наоборот?» Ответы повергли социологов в шок. 28 процентов российских студентов уверены, что Солнце вращается вокруг Земли, а 20 процентов считают, что первым человеком, побывавшим в космосе, был американец. Приехали!
*
Накануне 100-летия Великого Октября Федеральная служба государственной статистики (Росстат) сообщила о сокращении населения страны. Число родившихся в России в январе — мае 2017 года снизилось до 679,2 тыс. человек с 762,5 тыс. человек за аналогичный период 2016 года. Таким образом, за январь — май 2017 года была зафиксирована естественная убыль населения на 111,8 тыс. человек (за январь — май 2016 года естественная убыль составила 41,6 тыс. человек). Уточняется, что миграционный прирост на 72,2% несколько компенсировал численные потери населения.
Ещё несколько цифр. За годы правления Путина-Медведева) в РФ исчезли 5 тысяч 700 крупных и средних заводов (каждый год 570 заводов, или 1,5 завода в день). Даже Гитлеру не удалось разбомбить столько за время войны. За 10 лет из России выведены 75% национального богатства (около 61 триллиона рублей), и этот вывод не останавливается.
Экономист Михаил Делягин: «У нас в стране 16 миллионов человек имеют доходы ниже прожиточного минимума. Напомню, в Освенциме умертвили 1 миллион человек. У нас 16 миллионов обречены на медленное вымирание. А ведь дело не в отсутствии средств у правительства. Цена вопроса не превышает 800 млрд рублей в год. Причем эти деньги сразу же придут в торговлю, а потом в налоговую систему, то есть вернутся государству. Так что спасение этих 16 миллионов человек зависит не от отсутствия у государства налички, а от отсутствия у правительства желания их спасти. Наше правительство служит не народу, а финансовым спекулянтам».
Накануне 100-летия Великого Октября СМИ сообщили о новом достижении демократии: власть массово распространяет особую практику воздействия на неплательщиков коммунальных платежей. Она заключается в установке преграды к трубе канализации, которая расположена в квартире. Вероятно, здесь постарался Чубайс со своими нанотехнологиями: в канализационный стояк вводится микроэлектронное устройство, которое «находит» ответвление к проштрафившейся квартире и внедряет в него специальную оболочку, раздуваемую сжатым воздухом. Теперь неплательщики «ходят» на горшок. Куда выбрасывают? Пока не ясно, возможно, с балкона вниз. Кстати, наши умельцы уже придумали антидот, который прокалывает оболочку и сбрасывает её в общую канализацию. Беда в том, что это в конце концов приводит к закупорке целого стояка, и весь подъезд начинает массовый заплыв в фекалиях.
Нельзя не обойти вниманием еще одну предпраздничную новость: власть готовится ввести своеобразный налог на похороны, то есть обязательную систему похоронного страхования. По ней человек каждый месяц будет оплачивать полис, и в случае гибели гражданина страховщики возьмут на себя организацию похорон. В Общественной палате РФ 9 ноября пройдут первые слушания по проекту о «похоронных полисах», пишет telegram-канал Mash. По замыслу каждый россиянин сможет купить такую страховку и фактически при жизни заказать себе место на кладбище. По аналогии с пенсионным страхованием, можно без труда вычислить, чьи карманы оттопырит похоронный налог.
К сожалению, подобными идиотскими новостями пестрит вся демократическая пресса. Стоит вспомнить, как в советские годы народу сообщалось то об открытии нового месторождения, то о пуске в строй нового завода, то о вводе новых детских садов. Но то был тоталитаризм и, как истерично визжат демократы, назад возврата нет!
Есть ли у социализма будущее?
Что такое советская цивилизация
Цивилизация возникла 1 в. назад.
Цивилизация остановилась 1 в. назад.
.
С 1917 года в мире стала складываться цивилизация нового типа, в которой победили трудящиеся классы, а потому она принципиально отличалась от каждой из тех, что исследовали Шпенглер и Тойнби.
Возникновение советской цивилизации положило начало расколу гуманистической цивилизации на западную и восточную ветви.
В 30-е годы 20-го века советская цивилизация набирает силу и своим фактом существования начинает влиять на мировой распорядок.
С 50-х годов Советская цивилизация начала серьёзно влиять на состояние мировой цивилизации.
Всплеск технического прогресса, произошедший в 50-70-е годы двадцатого века известен в истории как Научно-Техническая Революция (НТР).
Положительные результаты приносит взаимообмен между цивилизациями в сфере международных отношений.
Существование великих цивилизаций носит, как правило, своего рода пульсирующий характер. Они знают времена взлётов и моменты падений, подчас настолько глубоких, что создаётся впечатление об их гибели. Однако проходит время, и такие цивилизации вновь начинают возрождаться, устремляясь к высотам развития.
Д о конца 19 века гуманистическая цивилизация, родившаяся в результате преодоления межконтинентального барьера роста, продолжала свою экспансию по поверхности планеты, не встречая географических препятствий, непреодолимых при существовавшем уровне техники. Но к концу 19 века человечество вовлекло в хозяйственный оборот ресурсы всех континентов Земли, и таким образом вышло к новому, межпланетному барьеру роста, в то время технически непреодолимому.
О становился экономический рост, остановился технический прогресс, в некоторых странах (Германия, Италия) идеалы свободы оказались забыты и возникли тоталитарные фашистские режимы. Произошёл раскол гуманистической цивилизации на западную и восточную ветви как средство преодоления первого кризиса гуманистической цивилизации.
Первым вопрос о советском историческом опыте с точки зрения цивилизационного подхода к мировой истории поставил Кара-Мурза.
Рождение новых общественных отношений было обосновано К. Марксом и Ф. Энгельсом в созданной ими теории научного коммунизма, получившей развитие в трудах В.И. Ленина.
Это важнейшее учение есть кардинальный поворот в мировоззрении, действиях и революционном объяснении действительности, характерных для периодаХ1Х-XX вв. Оно является важнейшим в той мере, в какой связывает революцию с современным капиталистическим, промышленно развитым обществом, из которого революция проистекает естественно и неизбежно. Это учение является важнейшим еще и потому, что предлагает комплексную концепцию мирового развития, тесно увязывающую его социальное объяснение с экономическим.
С 50-х годов Советская цивилизация начала серьёзно влиять на состояние мировой цивилизации.
В сплеск технического прогресса, произошедший в 50-70-е годы двадцатого века в результате противостояния Восточной и Западной ветвей гуманистической цивилизации известен в истории как Научно-Техническая Революция (НТР)
Положительные результаты приносит взаимообмен между цивилизациями в сфере международных отношений. Идеи мира без войн и насилия, глобальной международной безопасности и сотрудничества, как и тесно связанная с ними идея единства человеческого рода, давно уже циркулируют в лоне самых различных цивилизаций.
С оветская власть пытались создать собственную цивилизационную систему. Русский язык признали советским. Признали своим кое-что из истории. Выдумали даже «новую историческую общность — советский народ. (Володихин)
С егодня о советской цивилизации вспоминают всё чаще. Само это понятие обрело полное право на существование как в научных публикациях, так и в политической полемике. К её авторитету всё чаще обращаются уже не только сторонники социалистического пути развития, но и, казалось бы, ярые его противники, у которых зачастую просто не остаётся никаких других исторических ориентиров. Впрочем, исследование советской цивилизации — дело сложное и многотрудное, оно ещё впереди. И сегодня мы только определяем контуры этой научной и политической задачи.
С 1917 года в мире стала складываться цивилизация нового типа, в которой победили трудящиеся классы, а потому она принципиально отличалась от каждой из тех, что исследовали Шпенглер и Тойнби.
Советская общественная формация явилась и органичной стадией развития русской — российской цивилизации.
С первых дней существования Советской власти были приняты меры по обеспечению самых насущных социальных и политических прав рабочего человека.
Советская цивилизация стала первой, в которой были осуществлены принципы социального равенства.
Впервые в мире у любого человека появилась возможность учиться бесплатно и получать бесплатно все виды медицинских услуг.
Впервые со времён патриархата была создана цивилизация, покончившая с неравноправием и угнетённым положением женщин.
Советская цивилизация была первой, основанной на принципах национального равенства. Были учреждены различные национально-территориальные образования. Была создана письменность для тех народов, которые прежде её не имели. Практически у всех народов СССР появились национальный театр и национальная литература.
Впервые в мире цивилизация строилась на научной основе. Советская цивилизация воплощала в жизнь вывод марксизма-ленинизма о постоянном развитии общества от капитализма, разделённого на антагонистические классы, к обществу с дружественными классами, к социализму, а затем — к бесклассовому коммунистическому обществу.
Впервые в мире было организовано плановое хозяйство, не знающее кризисов, банкротств предприятий и безработицы.
Построенное на научной основе общество обеспечивало приоритетное развитие исследований во всех областях человеческого знания.
Советская цивилизация доказала свою способность к защите от вражеских посягательств. В годы Великой Отечественной войны наша страна продемонстрировала не превзойдённые в мире достижения в создании самого совершенного оружия: легендарные «катюши», танки Т-34, самолёты Ил-2.
Свидетельством совершенства советской цивилизации стали быстрое восстановление разорённой страны и начало мирного строительства.
Одно из главных достижений советской цивилизации — становление советского человека. Отторжение буржуазной морали как пережитка прошлого сопровождалось развитием таких качеств, как добросовестное, а порой и самоотверженное исполнение своего общественного долга, патриотизм, готовность оказать помощь не только ближнему, но и людям из дальних краёв и стран.
Советский Союз оказал мощное воздействие на окружающий его — близкий и далёкий — мир. СССР способствовал формированию советского типа общественных систем практически везде — в Европе, где сложилось социалистическое содружество таких стран, как ГДР, Болгария, Польша, Югославия, Чехословакия, в Азии (Китай, Вьетнам), в Америке (Куба), в Африке (Ангола и Мозамбик). Причём очаги и ростки советской цивилизации сохранились в ряде этих стран и после разрушения СССР. А некоторые, как, например, Китай, даже окрепли, во многом переняв «красную» цивилизационную инициативу Советского Союза и привив её к древу собственной многотысячелетней культуры.
Свержение социалистического строя и развал СССР сопровождались разрушением советской цивилизации.
Советская цивилизация сменилась эпохой буржуазного варварства. Упадок знаний, культурная деградация, бешеный рост алкоголизма и наркомании.
СССР, советская цивилизация стали легендой нашего времени, своего рода Китеж-градом ХХ века. Они стали не столько легендой, сколько мечтой, обращённой в будущее.
В СССР был установлен режим политической диктатуры, где отсутствует свобода слова, прессы, высказывания независимого мнения, организации общественных союзов, забастовки, где существует одна-единственная дисциплинированная и «монолитная» политическая партия, противоречия в которой проявляются только на уровне драматического столкновения личностей.
Таким образом была установлена социальная иерархия в обществе, появились очевидные привилегии.
В человеческом плане за индустриализацию пришлое дорого заплатить. В 1917 г. Россия не предоставила новому режиму заготовок, поэтому Советский Союз вынужден был создавать их сам, что предопределило особенности сталинской диктатуры. Индустриализация выполнила здесь свою основную, «осуществленную в других странах капитализмом железного века» задачу.
Произошли огромные социальные сдвиги. Все слои советского общества подверглись влиянию развивающейся быстрыми темпами индустриализации. Процесс индустриализации развивается, невероятные успехи были достигнуты в Сибири и других регионах.
Союз, созданный еще во времена царской империи, идо 1917 г. испытывал немалые трудности. Внутренние связи то разрывались, то восстанавливались, но проблема всегда оставалась, и наилучшего решения так и не было найдено.
Автономия республик в СССР очевидна, но они не являются по настоящему независимыми, поскольку оборона, полиция, основные коммуникации находятся в ведении центра, представленного делегатами, включенными в ЦК каждой Республики. В республиках существуют свои националисты, свои шовинисты, которых периодически разоблачают. Происходят столкновения интересов.
Российская социал-демократическая партия, впоследствии Коммунистическая, была основана в 1898 г. усилиями второго поколения русских марксистов (Ленин, Мартов, Дан) при согласии первого поколения (Георгий Плеханов, Павел Акеельрод, Вера Засулич, Лев Дейч), которые создали за границей группу «Освобождения труда».
На втором съезде РСДРП в Лондоне (1903) произошел раскол на большевиков, имевших преимущество всего в один голос, и меньшевиков, в их числе Плеханов. В чем причины раскола? Он был вызван первой статьей партийного устава, в которую Ленин внес положения, известные под именем «демократического централизма».
Эти положения предусматривали следующее:
1) руководящую роль профессиональных революционеров (т.е. специалистов);
2) строгую (железную) партийную дисциплину;
3) расширенные диктаторские права Центрального Комитета, которому должны были подчиняться низовые организации;
4) при необходимости передачу всех полномочий узкому партийному бюро.
Партия становилась самостоятельной военной машиной, что послужило причиной критических выступлений со стороны меньшевиков, которые заявляли об установлении диктатуры, о забвении демократических принципов партийного строительства.
Международный коммунизм. Внутри огромного коммунистического семейства, следует собственным правилам: сталкиваются интересы, возникают разногласия вплоть до взаимных угроз, происходит примирение, достигаются компромиссы, на которые способны нетолько англосаксонские нации. Однако в мире вырисовывается классификация коммунистических партий, которые вращаются вокруг СССР, подобно планетам, вращающимся вокруг Солнца (ведь планеты не похожи одна на другую).