Что такое советы народного хозяйства
Совнархозы
Совнархо́зы, сове́ты наро́дного хозя́йства (СНХ) — органы государственного управления во всех сферах народного хозяйства СССР.
В советской истории совнархозы существовали в течение двух периодов, разделённых по времени.
Содержание
Совнархозы в 1917—1932 годах
Главной задачей ВСНХ и совнархозов было возрождение разорённого разрухой народного хозяйства, в частности:
Положение предусматривало создание в каждом местном совнархозе 14 секций: государственного хозяйства и банков; топлива; по обработке металлов; по обработке волокнистых веществ; бумажных изделий; дерева; минеральных веществ; химического производства; строительных работ; транспорта; сельского хозяйства; продовольствия и потребления. При необходимости могли быть образованы и другие секции.
Каждая секция имела 4 главных отдела: организационный (его функции — управление, финансирование, техническая организация предприятий); снабжения и распределения; труда; статистики. Совнархоз избирал исполнительный комитет и его президиум в качестве руководящего органа. Постановления совнаркома были обязательны для исполнения всеми учреждениями и предприятиями; отменить их мог только ВСНХ.
Для выработки принципиальных решений и координации работ проводились съезды совнархозов. На первых трёх таких съездах (с мая 1918 по январь 1920 года) выступил председатель Совнаркома В.И. Ленин. По мере проведения в стране национализации расширялся круг предприятий, попадавших в государственный сектор экономики и тем самым входивших в сферу влияния совнархозов.
Аналогичные системы совнархозов существовали во всех советских республиках. В соответствии с Договором об образовании СССР был создан Высший совет народного хозяйства СССР как союзно-республиканский наркомат, руководивший деятельностью ВСНХ союзных республик. Таким образом управление государственной промышленностью всей страны было сосредоточено в едином центре, что давало возможность проводить единую экономическую политику на всей территории СССР.
Совнархозы в 1957—1965 годы
Децентрализация управления
По мнению инициаторов реформы, главным преимуществом территориальной системы управления было приближение руководства промышленностью и строительством к низовым звеньям экономической системы — предприятиям и объединениям. Также предполагалось, что совнархозы, будучи не связаны ведомственными барьерами, обеспечат комплексный подход к развитию территорий, что имело немаловажное значение, особенно для отдалённых от центра, экономически неразвитых регионов.
Укрупнение
Начиная с 1960 года в системе совнархозов начался процесс централизации:
СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (СОВНАРХОЗЫ)
Органы территориального управления советским хозяйством в 1917-1932 и 1957-1965 гг.
В ходе Октябрьской революции 1917 г. совнархозы стали создаваться советами для управления хозяйством, проводили на местах политику Высшего совета народного хозяйства. В 1932 г. их функции переданы подразделениям экономических наркоматов. Централизауция управления экономикой в 30-50-е гг. привела к росту бюрократизации, отрыву управления от местных нужд. Размещение новых предприятий часто было непродуманным – предприятия–смежники располагались за тысячи километров друг от друга, и продукцию приходилось возить через всю необъятную страну.
14 февраля 1957 г. пленум ЦК КПСС постановил “осуществить мероприятия по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью и строительством. имея в виду приближение руководства к экономическим районам. ” После дискуссии в прессе о принципах управления 10 мая 1957 г. была осуществлена реформа управления. Если раньше предприятия подчинялись министерствам, организованным по отраслям, то теперь они поступали в ведение территориальных органов управления – совнархозов. Министерства распускались, и на их месте оставались только небольшие комитеты, отвечавшие за общее планирование, научно-техническую политику в той или иной отрасли и общую координацию работы предприятий одной отрасли.
Переход от министерств к совнархозам обеспечил более рациональное расходование ресурсов регионов и размещение предприятий. Но поскольку политическая система СССР оставалась авторитарной, не удалось приблизить чиновников к нуждам населения, сделать их зависимыми от него. Зато теперь хозяйственные органы попали в полную зависимость от территориальных партийных организаций. Подчинение экономики регионам ослабляло межрегиональные связи в СССР, способствовало местничеству, то есть преобладанию региональных интересов над общенациональными. Но Хрущев считал, что еще большей опасностью является ведомственность, то есть преобладание интересов центральной отраслевой бюрократии.
После отстранения Хрущева от власти новое руководство во главе с Л. Брежневым и А. Косыгиным сочло, что местничество – более серьезная проблема, и вернулось к отраслевой системе управления.
СОВНАРХО́ЗЫ
Том 30. Москва, 2015, стр. 561-562
Скопировать библиографическую ссылку:
СОВНАРХО́ЗЫ [Советы народного хозяйства (СНХ)], 1) в РСФСР и СССР – местные органы по управлению нар. хозяйством (1917–20), промышленностью (1920–32). Подчинялись Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ), действовали под контролем Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. Образованы в соответствии с положением ВСНХ от 23.12.1917. Подразделялись на областные (охватывали территорию нескольких губерний, упразднены в дек. 1918, за исключением Туркестанского СНХ и СНХ Северного р-на), губернские [с 1929 областные (краевые) и окружные] и уездные, в ряде промышленно развитых областей действовали также городские СНХ (напр., Моск. горсовнархоз, 1918–20). В отд. случаях вместо городских создавались СНХ в районах города (Петроград). Нередко формировались на базе органов земского самоуправления, а также быв. гос. и неправительственных учреждений. Ряд СНХ образован воен. властями – реввоенсоветами армий и фронтов (Уфимский, Тюменский, Омский губернские СНХ). Общая численность работников СНХ устанавливалась решением Совета депутатов, в состав СНХ входили представители управлений предприятий, а также лица, избранные от профсоюзов, фабзавкомов, земельных комитетов, кооперативов. Председатели СНХ всех уровней назначались, как правило, из членов исполкомов Советов депутатов. Руководителями крупных СНХ были известные деятели РКП(б): Я. Э. Рудзутак (Моск. областной СНХ), В. М. Молотов (СНХ Северного р-на) и др. Функции СНХ: издание обязат. постановлений и распоряжений по вопросам местного хозяйства в пределах своей компетенции; национализация предприятий и управление ими и их объединениями; контроль над деятельностью частных кооперативов и кустарных предприятий; составление производств. программ и смет по отраслям пром-сти; распределение отпускаемых ВСНХ кредитов; снабжение предприятий сырьём и топливом; распределение производств. заданий между предприятиями и др. В 1932 СНХ упразднены, часть их функций перешла к пром. отделам Советов депутатов, часть – к пром. отделам при гор. комитетах ВКП(б).
Советы народного хозяйства
Полезное
Смотреть что такое «Советы народного хозяйства» в других словарях:
СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА — (Совнархозы) органы управления пром стью в СССР. С. н. х. начали создаваться в дек. 1917. Уже летом 1918 они существовали во всех губерниях и уездах Сов. России; существовали также областные С. н. х. (Уральский, Московский, Сев. р на и др.), к… … Советская историческая энциклопедия
Планирование народного хозяйства — в СССР, основной метод осуществления экономической политики Коммунистической партии, направленной на всесторонний подъём производительных сил общества и всё более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей народа. С… … Большая советская энциклопедия
Высший совет народного хозяйства — (ВСНХ) общее наименование центральных государственных органов управления народным хозяйством советских республик в 1917 1932 годах, а также высшего органа территориального управления промышленностью и строительством в СССР в 1963 1965 годы … Википедия
Высший Совет народного хозяйства — (ВСНХ) учреждён при СНК декретом ВЦИК и СНК от 2 (15) декабря 1917 [опубликован 5 (18) декабря 1917] для организации всего народного хозяйства и государственных финансов. ВСНХ был первым центральным советским органом по регулированию и… … Большая советская энциклопедия
Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) — руководит всей добывающей и обрабатывающей промышленностью. Местными органами ВСНХ являются Советы Народного Хозяйства, существующие как отделы Губисполкомов … Популярный политический словарь
ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА — (ВСНХ) учрежден при СНК декретом ВЦИК и СНК от 2(15) дек. 1917 (опубл. 5 (18) дек. 1917) для организации всего нар. х ва и гос. финансов. ВСНХ был первым центр. сов. органом по регулированию и управлению всем нар. х вом. На местах были созданы… … Советская историческая энциклопедия
Советы народных депутатов — Советы народных депутатов представительные органы государственной власти СССР в 1977 1993 годах. Созданные Конституцией СССР 1936 года под названием Советы депутатов трудящихся, переименованы в Советы Народных Депутатов Конституцией… … Википедия
Советы депутатов трудящихся — I Советы депутатов трудящихся Советы, в СССР выборные представительные органы государственной власти. Согласно Конституции СССР (ст. 3) «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся». Все… … Большая советская энциклопедия
Советы депутатов трудящихся — I Советы депутатов трудящихся Советы, в СССР выборные представительные органы государственной власти. Согласно Конституции СССР (ст. 3) «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся». Все… … Большая советская энциклопедия
СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ — – органы государственной власти социалистического государства (см.) рабочих и крестьян. Политическую основу СССР, говорится в ст. 2 Конституции СССР, составляют С. д. т., выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов… … Советский юридический словарь
ЕГЭ. История. Термины. Совнархозы
ЕГЭ. История. Термины.
Совнархозы
Два периода деятельности совнархозов
Задачи ВСНХ и местных совнархозов:
Решение экономических вопросов
Руководство органами народного контроля
Составление планов по распределению заказов
Выявление потребностей того или иного района в рабочей силе, сырье, топливе и другие экономические вопросы.
В 1923 году был создан ВСНХ СССР, который руководил ВСНХ союзных республик. Всё это создавало благоприятные условия для руководства экономикой страны из единого центра.
После 1932 года ВСНХ СССР и республик были реорганизованы в наркоматы, а совнархозы на местах – в исполкомы.
В 1957 году Хрущёв Н.С. проводит реформу государственного управления. Вся территория СССР была разделена на экономические административные районы, во главе которого стояли совнархозы. Совнархозы подчинялись советам министров республик.
Были упразднены 10 министерств, которые занимались вопросами промышленности. Немногие оставшиеся министерства занимались планированием и руководили через совнархозы.
Цель создания совнархозов как территориальных органов управления: приближение руководства к низовым звеньям экономик- предприятиям и объединениям. Предполагалось. что совнархозы обеспечат комплексный подход к развитию той или иной территории, что особенно важно, если они удалены от центра.
С 1960 г. начался процесс централизации совнархозов.
В 1964— создан ВСНХ— Высший совет народного хозяйства.
После отставки Хрущёва Н.С. в октябре 1964 новое руководство Л.И.Брежнева наметила новый путь развития. В 1965 году территориальные органы управления промышленность- совнархозы- были упразднены и появились отраслевые министерства.
Плюсы и минусы совнархозов
Плюсы
Минусы
Переход от административных к экономическим методам управления, эффективному использованию ресурсов, особенно местных
Усложнилась система управления, подорвана единая политика управления производством.
Переход от принуждения к материальной заинтересованности тружеников
Увеличилось количество чиновников
Переход от жёсткой централизации управления к территориальному руководству
На селе создавали агрогорода, укрупняли совхозы и колхозы, что отрицательно сказывалось на показателях.
Обновление производства, внедрение новой техники
Низкими были материальные стимулы, что приводило к понижению уровня экономики.
Большую роль стали играть моральные стимулы труда (например, присвоение по итогам деятельности звания Бригады коммунистического труда).
Появились трудности в осуществлении связей между крупными регионами
Преодоление межведомственных барьеров, сокращение затрат на транспортировку сырья, комплектующих материалов, усиление кооперации между предприятиями, находящимися на одной территории, укрепление местной промышленности
Диктат отраслевых ведомств сменился диктатом территориальных совнархозов
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна