Что такое совладающее поведение
Что такое совладающее поведение
Сложность и противоречивость современной жизни, постоянное возникновение трудных жизненных ситуаций, влекущих за собой отрицательные переживания, внутреннее напряжение, психологический дискомфорт и снижение удовлетворенности своей деятельностью в целом, неопределенность во многих сферах жизни, не только нарушающая, но и разрушающая «привычную картину мира человека» [1], объективно требуют от человека повышения не только физиологических, но и психологических адаптивных возможностей. Не случайно, как отмечают П.А. Егорова, П.А. Кисляков, А.-Л.С. Меерсон, «вопросы адаптации личности к меняющимся не всегда в конструктивном направлении реалиям, с сохранением её устойчивости и целостности собственного «я», являются важной темой современных исследований» [2, с. 11]. Обращаясь же к изучению закономерностей и механизмов оптимизации адаптивных возможностей человека, многие ученые исследуют такой феномен, как совладающее поведение (работы Дж. Вейлланта, Г. Гартманна, Т. Кроубера, Р. Лазаруса, Р. Уайта, С. Фолкмана, А. Фрейд, З. Фрейда, Н. Хаан и т.д.; К.А. Абульхановой–Славской, Н.Л. Карповой, Л.А. Китаева-Смыка, А.Б. Леоновой, Д.А. Леонтьева, В.И. Моросановой, О.Р. Тенна, С.О. Щелиной и др.), объективно своими исследованиями доказывая, что именно от выбора индивидуальных стратегий совладания зависит психоэмоциональное благополучие человека, его продуктивность, психологическое и физическое здоровье.
Цель данной публикации – проанализировать подходы ученых к феномену совладающего поведения.
Материалы и методы исследования
Использование нами метода теоретического анализа позволило проследить ретроспективу исследований в области совладающего поведения. В результате нами сделан вывод о том, что тему совладания в аспекте разрешения личностью проблем и трудных жизненных ситуаций начинают поднимать в XIX–XX вв. представители психоаналитической школы. В своих работах ученые начинают исследовать защитные реакции личности, ее «Эго». В результате осуществленных исследований достаточно активно начинает использоваться термин «психологическая защита», трактуемая учеными как «тот или иной способ уклонения, или так называемого ухода, от осознания психологической проблемы и от необходимости ее разрешения» [3, с. 19].
Результаты исследования и их обсуждение
Весьма интересны, на наш взгляд, и исследования Г. Гартмана [4]. Опираясь на то, что «совсем не обязательно адаптация к внешним условиям или процесс обучения и взросления являются конфликтом» [4, c. 8], в 1930 г. данный исследователь в связи с необходимостью описания «незащитных» (мирных) способов решения субъектом как внутренних, так и внешних конфликтов вводит понятие «копинг» – англоязычный термин, синонимичный понятию «совладание».
Свое видение проблемы совладающего поведения и у американского психиатра первой половины ХХ в., профессора Гарвардской медицинской школы Дж. Вэйлланта [5]. Данный исследователь считает, что реакция человека на стресс может быть двух видов – совладание над эмоциями и, диаметрально противоположная реакция, патологическое реагирование. Также Дж. Вэйллант [5] полагает, что в любой стрессовой ситуации совладающее поведение разделяется на три вида:
— произвольное получение помощи и поддержки от окружающих,
— умение прогнозировать сложные жизненные ситуации и заранее готовиться к ним,
— активное использование субъектом в сложной для него жизненной ситуации бессознательных устойчивых механизмов, таких как юмор, альтруизм и др.
Опираясь на идеи Г. Гартмана и Дж. Вэйлланта, мы считаем возможным говорить о том, что стойкость и приспособление индивида к постоянно меняющемуся миру – это не что иное, как умение восстанавливаться вслед за стрессом с помощью адаптивных стратегий [6].
Более фундаментальное погружение зарубежных ученых в изучение проблемы совладающего поведения начинается во второй половине XX в. (работы Р. Лазаруса, Р. Моуза, С. Фолкмана, Н. Хаан и др.). Анализ их работ, раскрывающий сущность понятия совладание (или совладающее поведение), позволяет выделить три основных подхода к его определению:
1. Эго-ориентированная теория совладания (Дж. Вайллант, Т. Крёбер, К. Меннингер, Н. Хаан), в рамках которой, основываясь на идеях психоанализа, разработанных З.Фрейдом и А. Фрейд, процесс совладания характеризуется как специфический эго-механизм, ориентированный на минимизацию внутреннего напряжения субъекта [3].
2. Диспозициально-ориентированный подход к совладанию (Р. Моуз), трактующий совладание как достаточно стабильные характеристики личности, обусловливающие в том числе его реагирование на различные факторы стресса. Более того, по мнению Р. Моуза [3], способы реагирования на стресс могут быть как активными и конструктивными, так и пассивными (неконструктивными).
3. Когнитивно-феноменологическая теория совладания со стрессом (предложена Р. Лазарусом и С. Фолкманом), рассматривающая совладание как процесс динамический, всецело определяемый спецификой ситуации, проживаемой субъектом, фазой столкновения с агрессором, а также индивидуальной когнитивной оценкой ситуации субъектом. При этом исследователи выделяют два ведущих типа совладания со стрессом: проблемно-ориентированное, предполагающее решение как внутренних, так и внешних проблем, и эмоционально-ориентированное, которое, как считает ученый [7], может обеспечить изменение интерпретации происходящего, но никак не меняет саму ситуацию. Задачами же совладания со стрессом Р. Лазарус [7] называет:
1) сведение к минимуму негативных воздействий и обстоятельств, влияющих на личность, и одновременное повышение адаптивных возможностей, способствующих восстановлению, выздоровлению и полному выходу из ситуации стресса;
2) полная адаптация и трансформация жизненных ситуаций, стабилизация образа «Я» положительной модальности, что объективно приведет к повышению уверенности в себе и своих силах;
3) поддержание эмоциональной стабильности и баланса, а также
4) сохранение и стабилизация контактов с окружающими людьми.
Как считает исследователь, именно объем и качество выполнения поставленных задач обусловливают успешность совладания [7].
Канадские же исследователи Н. Эндлер [8] и Д. Паркер [8] говорят о возможности выделения еще одного (третьего) типа совладания – избегания и его вариации – отвлечения. При этом под избеганием подразумеваются любые варианты ухода от реальности (увлечение виртуальными играми, фильмами или сериалами, пристрастие к алкоголю и наркотикам, «заедание» собственных эмоций, поиск поддержки извне и пр.). По мнению исследователей, такой тип относится к наименее эффективным стратегиям совладания [8].
Таким образом, степень успешности совладающего поведения в целом определяется индивидуальным состоянием конкретного человека – уровнем его психического, психологического, физического здоровья, степенью удовлетворенности жизнью, самооценкой, длительностью последствий от совладания с трудной жизненной ситуацией (кратковременные и долговременные эффекты).
Весьма интересным, с нашей точки зрения, является и рассмотрение термина «совладание» Р. Моузом, Д. Шафером, Ч. Холаханом [9], которые выделяют три специфических подхода к его рассмотрению:
1. Диспозиционный подход, в рамках которого выбор человеком совладающих стратегий поведения обуславливается набором его личностных характеристик. Более того, представители данного подхода, исходя из оценки силы личностных характеристик субъекта, предлагают выделять и стили совладания.
2. Ситуационный подход, в рамках которого совладание рассматривается как некий динамический процесс. Поскольку, согласно позиции Р. Лазаруса [7], усилия субъекта по преодолению трудной жизненной ситуации могут изменяться с течением времени, в том числе исходя из его отношения и оценки с ним происходящего, мы считаем возможным говорить о том, что ситуационный подход основывается на изучении всей специфики возникшей ситуации и всех потенциально успешных способов совладания с ней.
3. Интегративный подход, объединяющий в себе концепции диспозиционного и ситуативного подходов. Согласно интегративному подходу к рассмотрению феномена «совладание», вне зависимости от выбора стиля совладания, любой из них может оказаться полезным. Значение имеет лишь степень контроля самим человеком сложившейся жизненной ситуации.
Рассматривается проблема совладания и совладающего поведения и в работах отечественных исследователей (И.М. Никольская, Р.М. Грановская, С.К. Нартова-Бочавер, Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, Е.В. Битюцкая, А.В. Либина и др.). Так, Т.Л. Крюкова [10] в своих исследованиях рассматривает совладание в контексте анализа ситуации, личности и индивидуального восприятия человеком окружающей его действительности. Исследователь приходит к выводу о том, что выработка эффективного стиля совладающего поведения требует от субъекта не только адаптации, но и осознанной активности, направленной на изменение как сложившейся ситуации, так и себя самого. При этом совладающее поведение определяется исследователем как «поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией» [10, с. 20].
Весьма интересны, на наш взгляд, исследования в области проблематики совладающего поведения, проведенные Л.И. Анциферовой [11]. Результатом ее исследований стала разработка классификации стратегий совладающего поведения, являющейся на данный момент одной из наиболее распространенных в отечественной науке. В качестве стратегий совладающего поведения исследователь выделяет:
1. Преобразующие стратегии совладания, которые характеризуются конструктивной направленностью: человек начинает воспринимать трудную ситуацию как проблему и определять возможные пути ее решения.
2. Технологические аспекты приспособления, предполагающие модификацию характеристик субъекта, что ориентировано непосредственно на трансформацию условий жизни субъекта и обогащение опыта совладания.
3. Дополнительные приемы самосохранения в сложных жизненных ситуациях.
Также автор подчеркивает, что «следует особо отметить, что совладание – это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом повторим еще раз, не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях» [11, с. 16]. Другими словами, эффективное совладающее поведение подразумевает задействование всего арсенала стратегий в рамках каждой конкретной ситуации.
Несколько иной позиции придерживается С.К. Нартова-Бочавер [12].Опираясь на идею о том, что «создание удовлетворительной системной классификации видов психологического преодоления – дело будущего» [12, с. 23], исследователь в качестве возможных оснований для градации предлагает следующие признаки копинга:
1) локус копинга – его направленность или на решаемую проблему, или на самого себя;
2) «область психического» [12, с. 24] – то есть те психические процессы, функции, состояния, которые ориентированы на разрешение возникшей проблемы и преодоление сложной жизненной ситуации;
3) достижение позитивного эффекта;
4) время, затраченное на решение проблемы и выход из сложной жизненной ситуации;
5) ситуация, которая привела к необходимости реализации копинг-поведения.
Также важен, с нашей точки зрения, вывод автора о том, что совладающее поведение объективно зависит как от личности субъекта (его личностных ресурсов копинга), так и от реально проживаемой ситуации [12].
Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей в области проблемы совладающего поведения позволяет нам сделать вывод, что совладание (совладающее поведение) – осознаваемая человеком модель поведения, направленная на решение переживаемых им трудных жизненных ситуаций. Совладающее поведение всегда приводит к оценке субъектом как внешних, так и внутренних факторов и, как следствие, к осуществлению выбора конкретного способа решения проблемы. Не случайно его рассматривают как один из важнейших компонентов защитных механизмов психики человека (Дж. Вайллант, Т. Кроубер, К. Меннингер, Н. Хаан и др.), выступающий как «наиболее зрелый процесс эго, или «Я», свидетельствующий о самом высоком уровне развития личности» [3, с. 27]. Так, Дж. Вейллант в своих исследованиях приходит к выводу, что все механизмы функционирования «Я» относятся к защитным, и разделяет их по четырем уровням: психотический (самый низший); незрелый (инфантильный); невротический; зрелый (адаптивный) [3]. При этом, как отмечает ученый, «психотический уровень содержит самые неэффективные механизмы защиты: иллюзорную проекцию, отрицание внешней реальности, искажение реальности); незрелый (инфантильный): проекцию чувств, шизоидное фантазирование, ипохондрия, пассивно-агрессивное поведение, компульсивное поведение; на третьем уровне располагаются невротические механизмы: интеллектуализация, репрессия, перенос чувств, наигранное поведение, невротическое отрицание; наконец, четвертый, самый высший уровень, содержит такие зрелые механизмы защиты, как альтруизм, юмор, подавление импульсов, антипация будущего, сублимация» [3, с. 40].
А Н. Хаан и Т. Кроубер рассматривают защитный механизм с точки зрения трех разновидностей или модальностей: совладание, защита и фрагментация, которую можно сравнить с дезорганизованным и патологическим поведением [13].
Еще одним феноменом, связанным с совладающим поведением, как отмечает Е.Р. Пилюгина [13], многие исследователи называют «стресс» (работы В.Я. Апчел, Т.Л. Крюковой, У. Кэннон, Г. Селье, А.Д. Сперанского и др.).
Заключение
Обобщив изложенные нами позиции зарубежных и отечественных ученых и рассматривая совладающее поведение как сложную, многоуровневую систему, а также полагая, что формирование опыта совладания – процесс не только длительный и осуществляющийся на протяжении всей жизни человека, но и объективно связанный с типологическими и личностными характеристиками субъекта, акцентом своего дальнейшего погружения в проблему совладающего поведения личности мы определили изучение специфики совладающего поведения у женщин, проживающих кризис 30 лет.
Совладающее поведение
Понятие “coping behavior” (“совладающее поведение”, “поведение по преодолению”) используется для характеристики способов поведения человека в различных трудных ситуациях.
Проблему психологической адаптации к дистрессу хронической болезни можно рассматривать в контексте исследований совладающего поведения как формы психической активности, направленной на преодоление дистресса хронической болезни и овладение ситуацией. Способы совладания (проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные) являются средствами саморегуляции. «Соотнесение категорий деятельностного подхода и саморегуляции [50] предполагает, на наш взгляд, как преодоление упрощенной трактовки копинга только как поведения, так и прояснение связей его с показателями интеллектуально-личностного потенциала человека. Ресурсы, актуализируемые в стилях и стратегиях совладания, представляют динамическое единство когнитивных и личностных возможностей человека в выборе им направленности и способов действий» [25, с. 47].
В данной главе рассматриваются основные подходы к совладающему поведению, а также представления о саморегуляции в отечественной психологии.
2.1. Основные подходы к совладающему поведению.
В психологии существует давняя традиция изучения проблемы «совладания» личности с трудными ситуациями.
В западной литературе для обозначения двух типов совладающего поведения (психологической защиты от неприятных переживаний и конструктивной активности личности, направленной на решение проблемы) используются термины «defence» и «coping» соответственно. Понятие психологической защиты (defensive behavior) появилось в психоаналитической школе и обозначало реакцию человека на жизненные трудности, проявляющуюся в различных формах борьбы Я с тяжелыми мыслями и неприятными переживаниями. Термины копинг и совладание используются как синонимы в отечественной литературе. В то же время, большинство авторов отличают механизмы копинг-поведения от психологической защиты личности, осуществляемых без их осознания [52]. Крюкова Т.Л. отмечает, что в «отличие от психологической защиты копинг-поведение – это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, изменить которые человек не может» [28, с. 22]. С другой стороны, ряд исследователей объединяют понятия совладания и защиты, например, Анцыферова Л.И. [5], Корнилова Т.В [25], Р. Лазарус, С. Фолкман [54]. В данной работе защитные механизмы понимаются как способы совладания.
Cоциально-психологические особенности конфликтного поведения военнослужащих
Выделяют три подхода к совладанию, доминирующих в зарубежной научной парадигме стресса-копинга. Первый из них – диспозиционный подход, фокусирующийся на вопросе, существуют ли особые личностные качества, обуславливающие лучшее совладание с трудностями и стили преодоления стресса [28]. К данному подходу, как отмечает Т.Л. Крюкова, относятся эго-аналитическая модель З. Фрейда, выделение стилей копинг-поведения как устойчивых личностных образований [28], измерение черт личности. Сторонники этого подхода анализируют особенности личности как предикторы преодоления стресса и их взаимосвязь с эффективными и неэффективными стилями совладания.
Второй подход – ситуативный или динамический рассматривает процесс совладания со стрессом и изучение специфических стратегий в их связи с изменением конкретных ситуаций. К данному подходу относится когнитивная модель Р. Лазаруса. Он и его последователи считают, что стиль совладания со стрессом определяет не столько личность индивида, сколько сама стрессовая ситуация.
Р. Лазарус определяет копинг как сумму когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [54]. Когнитивно-феноменологическая теория совладания со стрессом, разработанная Р. Лазарусом и С.Фолкман, на сегодняшний день является наиболее распространенной. Авторы рассматривают совладание как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на то, чтобы справиться с определенными внешними или внутренними требованиями, оцениваемыми в качестве отягощающих или превышающих личностные ресурсы человека» [28 с. 174]. По мнению Р. Лазаруса, во всех случаях будет происходить «развивающийся, динамический процесс когнитивной оценки, переоценки, совладания и эмоциональной переработки» [54]. На копинг влияет оценка степени угрозы, оценка необходимых ресурсов, а также успешность собственных действий. Исследователи выделяют когнитивную оценку первого и второго уровня: «первичную когнитивную оценку» и «вторичную когнитивную оценку» соответственно, которые существенно различаются между собой. Первичная когнитивная оценка является ответом на вопрос: «Извлеку ли я из этого пользу или же окажусь в какой-либо неприятной ситуации сейчас или в будущем?».
Вторичная когнитивная оценка направлена на поиск ответа на вопрос: «Возможно ли в этой ситуации что-либо предпринять?». Выделяют три вида первичной когнитивной оценки: безразличие (стрессор оценивается в качестве безразличного фактора), слегка позитивная первичная оценка (взаимодействие со стрессором оценивается как слегка позитивное) и стрессовая первичная когнитивная оценка (стрессовый фактор воспринимается в качестве вреда, угрозы, вызова) [34]. Первичная когнитивная оценка интерпретирует характер столкновения с различными факторами, вторичная когнитивная оценка определяет выбор стратегии и исход процесса совладания. «Вторичная когнитивная оценка является более чем простым интеллектуальным упражнением по выявлению всего, что возможно было бы сделать. Это сложный оценочный процесс, берущий в расчет доступные для совладания возможности, а также вероятность того, что благодаря использованию данной стратегии человеку удастся осуществить изначально предполагаемый результат, и вероятность того, что человек может использовать одну или несколько конкретных стратегий эффективно» [54, p. 35]. Когнитивная оценка выступает в качестве медиатора между стрессовой реакцией и совладанием, от нее зависит также тип эмоциональной реакции человека в стрессовой ситуации.
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют два типа совладания со стрессом: проблемно-ориентированное совладание, нацеленное на разрешение стрессовой ситуации и эмоционально-ориентированное совладание, используемое в случаях, когда ситуацию невозможно изменить. Оценка ситуации в качестве контролируемой или неконтролируемой влияет на предпочтение того или иного типа совладания. Проблемно-ориентированное совладание позволяет разрешить проблему, создавшую стресс, эмоционально-ориентированное совладание регулирует эмоции, изменяет отношение к случившемуся. «Проблемно-фокусированное совладание может включать в себя как агрессивные межличностные усилия, направленные на изменение ситуации, так и холодные, рациональные, преднамеренные усилия, направленные на разрешение проблемы… Эмоционально-фокусированное совладание включает в себя дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход-избегание, принятие на себя ответственности и позитивную переоценку» [34].
По мнению ряда исследователей наиболее эффективным является использование не одной, а одновременно нескольких стратегий, в особенности с применением практических шагов. Неэффективным же признается стратегия избегания, позитивная переоценка ситуации [42].
Р. Лазарусом и С. Фолкман был создан опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire) и в результате экспериментального исследования с его использованием была получена восьмифакторная модель совладания со стрессом, в которую вошли такие шкалы, как конфронтирующее поведение, дистанцирование (отстранение), самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, уход-избегание, запланированное разрешение проблемы, положительная переоценка [54].
Стратегии дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, ухода-избегания, принятия на себя ответственности, позитивной переоценки ситуации нацелены на сохранение самоконтроля и относятся к эмоционально-ориентированному совладанию, при этом стратегии конфронтирующего поведения и запланированного разрешения проблемы направлены на разрешение ситуации и относятся к проблемно-ориентированному совладанию.
Третий подход к совладающему поведению – интегративный. Авторы, придерживающиеся данного подхода, считают, что на выбор копинг-стратегий влияют как личностные, так и ситуационные аспекты.
Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь
Стратегии совладания – это основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам [28]. Т.Л. Крюковой дается определение совладающего поведения, согласно которому оно определяется как «позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией» [29, с. 57]. Адаптивность или неадаптивность стратегии совладания определяется особенностями ситуации и самой личностью.
Большинство классификаций совладающего поведения построено на основе двух типов совладания, выделенных С. Фолкман и Р. Лазарусом: эмоционально-ориентированное совладание и проблемно-ориентированное. Исследователи сходятся на выделении трех базовых стилей:
1) Проблемно-ориентированный стиль (субъект совладания анализирует случившееся, обращается за помощью к другим, ищет дополнительную информацию);
2) Эмоционально-ориентированный стиль (погружение в собственные переживания, самообвинение, вовлечение других в переживание);
3) Избегание (уход от проблемы, попытки не думать о ней, часто сочетается с инфантильной оценкой происходящего) [28].
Свою собственную классификацию предлагает Л.И. Анцыферова:
Коэн и Р. Лазарус выделяют пять основных задач копинга: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности; 2) терпение, приспособление или изменение жизненной ситуации; 3) поддержание положительного образа Я; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми. Таким образом, успешность совладания зависит от решения указанных задач.
Примеры похожих учебных работ
Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного человека в толпе
Эмоциональные проблемы в речевой коммуникации
Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь
Онфликтная ситуация и конфликтное поведение.
Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей
Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства
Феномен совладающего поведения в психологии
Проблема совладающего поведения личности в трудных жизненных ситуациях получила свое развитие с начала двадцатого века. В настоящее время совладающее поведение имеет множество подходов. Данной проблеме посвящено большое количество работ, объясняющих сущность феномена, специфику и особенности его проявления. Работы имеют как теоретическую, так и эмпирическую направленность [гарбер 2015].
В зарубежной литературе чаще используется понятие «копинг-поведение», в то время как в отечественной психологии этот термин заменяется понятием «совладающее поведение». Первыми, кто начал исследовать феномен совладания, были клинические психологи. Среди зарубежных ученых следует выделить таких исследователей, как Н. Хаан, Р.С. Лазарус, С. Фолкман, К. Олдвин и другие. В России это были Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.М. Никольская, Р.М. Грановская [ялтонский 2008].
Западная литература рассматривает феномен совладания через призму двух понятий: психологическая защита и копинг-поведение. Понятие «психологическая защита» принадлежит его создателю – Зигмунду Фрейду. Позже, данный феномен был рассмотрен дочерью известного психоаналитика, Анной Фрейд. Психоаналитический подход объясняет психологическую защиту через обозначение реакции личности на трудные жизненные ситуации, проявляющейся с целью снижения напряжения и тревожности. Психологическая защита характеризуется бессознательностью и непроизвольностью и выступает механизмом сохранения целостности и адаптации личности.
Позже, в 1962 году, Л. Мэрфи впервые употребил в психологии термин «копинг», который был использован им при изучении кризисов развития детей и способов их преодоления. Л. Мэрфи в ходе проведения исследования выявил, что копинг-поведение, индивидуально-типологические особенности личности и прошлый опыт совладания со стрессом находятся во взаимодействии друг с другом. Кроме того, он выделил два основных компонента копинг-поведения – когнитивный и поведенческий.
Многие авторы разграничивают понятие «копинг-поведения» и «психологической защиты». Так, первым исследователем, разграничившим понятия, стала психолог Норма Хаан. В 1977 году, она описала предложенные феномены как совершенно противоположные по своей направленности процессы. Копинг, в её понимании, это процесс целенаправленный и гибкий, характеризующийся актуальностью в выборе методов по совладанию со стрессовыми ситуациями, а значит осознаваемый. Психологическая защита, напротив, представляет пассивные, ригидные формы, искажающие или вытесняющие реальность, кроме того, включающая в себя неосознаваемые реакции [гарбер 2015].
Т.Л. Крюкова также говорит об отличии понятий «психологическая защита» и «копинг-поведение». По её мнению, копинг-поведение является осознанной стратегией действий, оно направлено на устранение угроз и адаптацию человека к требованиям ситуации. Кроме того, с помощью копинг-поведения человек способен преобразовать ситуацию в соответствии со своими намерениями, либо же эффективно пережить те обстоятельства, которые он не в силах изменить [крюкова, 2004].
По мнению И.М. Никольской, «основным отличие совладающего поведения от психологических защит является пластичность копинга и его перспектива, а так же он является целенаправленным поведением, служащий для преобразования ситуации» [никольская, с. 52].
В зарубежной психологии принято выделять три подхода по проблеме совладающего поведения: диспозиционный, ситуативный и интегративный. В основе диспозиционного подхода лежит положение о том, что у человека имеются определенные личностные качества, которые обуславливают совладание с трудными жизненными ситуациями. К данному подходу относится аналитическая модель З. Фрейда, стили копинг-поведения рассматриваются как устойчивые личностные образования, измерения черт личности [крюкова, 2008].
Ситуативный подход подразумевает рассмотрение копинг-поведения личности в зависимости от сложившейся ситуации. Данный подход основывается на когнитивной модели Р. Лазаруса. По мнению американского психолога, стиль совладания зависит не от самой личности как таковой, а от ситуации, в которой она находится. Известным вкладом Лазаруса в изучение феномена совладающего поведения стала трехфакторная модель копинг-механизмов (копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение).
Совместно с С. Фолкманом, Р. Лазарус определил копинг как динамичное взаимодействие человека с ситуацией, а также как когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, направленные на устранение внешних и внутренних противоречий [битюцкая 2006].
Когнитивно-феноменологическая теория совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана является одной из наиболее распространенных в настоящее время теорий копинг-поведения личности. Сталкиваясь с трудной жизненной ситуацией, человек прибегает к использованию стратегий совладания. Сам механизм совладания имеет три этапа. Первый этап включает в себя субъективное восприятие ситуации и оценку происходящего (первичная оценка). Результатом прохождения данного этапа становятся выводы личности о том, какой характер имеет ситуация: угрожающий или безопасный. Следующий этап направлен на поиск внутренних ресурсов совладания, благодаря которым субъект мог бы справиться с существующей ситуацией (вторичная оценка). Завершающий этап характеризуется составлением стратегии совладания субъектом с учетом имеющейся у него информации о собственных ресурсных возможностях. Выбирая между несколькими стратегиями решения, человек старается выбрать наиболее оптимальную. Затем следует апробация стратегии и ожидание от ее эффективности или неэффективности [бехтер 2017].
Сторонники третьего, интегративного, подхода придерживаются позиции взаимосвязи личностных и ситуационных аспектов при выборе копинг-стратегий. Копинг в данном случае выступает одним из аспектов способностей человека, который вместе с ресурсами служит преобразованию ситуации, устранению угрозы (Р. Моос, А. Биллинг, 1982; Г. МакКуббин, 1987) [крюкова, 2005]
Канадский ученый, Поль Кон предлагает концепцию адаптивности, рассматривая феномен совладающего поведения. В своей концепции он заявляет о существовании последовательности совладающих стилей. По его мнению, адаптивность представляется определенными алгоритмами использования стилей совладания, которые имеют свою последовательность. Благодаря этому, они могут гибко подстраиваться под ситуацию [ветрова, 2008].
В отечественной психологии проблемой совладания начали заниматься лишь в 90-х годах двадцатого века, хотя сопряженные с ним явления изучались уже намного ранее. Так, в исследованиях К.К. Платонова, Л.И. Уманского, Б.М. Теплова феномен совладающего поведения рассматривался через понятие стрессоустойчивости, в работах В.С. Мерлина через «эмоциональную устойчивость» [сурвила 2013].
В настоящее время над различными аспектами совладающего поведения трудится ряд учёных, среди которых Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, И.А. Горьковая, И.М. Никольская, Н.И. Сирота, В.М. Ялтонский и многие другие.
В работах В.М. Ялтонского совладающее поведение понимается как индивидуальный способ совладания субъекта с трудной ситуацией в зависимости от значимости данной ситуации в жизни человека и от имеющихся у него личностно-средовых ресурсов. Само совладающее поведение способно как поддерживать, так и разрушать здоровье и благополучие личности.
Благодаря трудам Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяка и М.В. Сапоровской, в отечественной психологии появилось новое направление в изучении совладающего поведения. Отличительной особенностью нового подхода стал факт того, что теперь внимание уделяется не личностным характеристикам, а ситуационным факторам совладания.
Позиция совладающего поведения Т.Л. Крюковой имеет двоякую направленность. С одной стороны, совладающее поведение рассматривается как возможность преобразовать и изменить ситуацию, в случае, если она поддается контролю. С другой стороны – приспособиться к ней, если ситуация неконтролируема. Эффективность выбранной стратегии совладания зависит от общего уровня психического и эмоционального состояния субъекта, толерантности к стрессовым воздействиям, отсутствием невротизации и психосоматизации. Т.Л Крюковой также отмечена закономерность, касаемая субъектности и совладания: падение уровня субъектности ведет к непродуктивности совладания [бехтер, 2017].
Стремительный рост числа исследований, посвященных совладающему поведению, способствует развитию новых теоретических подходов к понимаю данного феномена и его аспектов. В настоящее время интерес ученых представляют три направления по выдвинутой теме: первое – модель опережающего совладания, ориентированного на будущее; второе – концепция соответствия когнитивной оценки и совладания; третье – модель двойного процесса в совладающем поведении.
В основе первого направления лежит мысль о том, что совладание может быть направлено не только на ситуации прошлого и настоящего, но и на события будущего. Особая ценность опережающего совладания заключается в том, что оно ориентировано на будущее, носит профилактический характер и способствует повышению качества жизни и благополучия человека. На основании данной модели выделяются следующие виды совладающего поведения: восстанавливающее (реактивное), опережающее (проактивное), предвосхищаемое (антипационное), профилактическое (превентивное).
Второе направление рассматривает вопросы, касающиеся механизмов совладающего поведения и оценки его эффективности. Ключевые аспекты концепции подчеркивают важность соответствия между индивидуальными попытками совладания и специфической ситуацией. Согласно данной концепции, использование функции проблемно-ориентированного совладания более адаптивно и эффективно в контролируемых ситуациях, при которой имеется больше возможностей к изменению обстоятельств.
Третьим направлением является модель двойного процесса в совладающем поведении. В основе модели лежит идея о том, что совладающее поведение включает в себя не только непосредственные ответные реакции человека на трудную ситуацию, но и процесс регулирования этими реакциями. Взаимодействие процесса реагирования и регулирования могут осуществляться как последовательно, так и параллельно [ялтонский, 2010].
Анализ форм проявления совладающего поведения, или копинг-поведения, позволяет выделить действия (чувства и мысли человека), стратегии (конкретные способы действия) и стили (объединенные стратегии). Основное отличие совладающего поведения от психологической защиты заключается в осознанности применения. Реально обучиться навыкам совладания с трудными жизненными ситуациями, конструктивно использовать стратегии совладания, принимать на себя ответственность за свое поведение и действия. Эффективность совладания подлежит оценке по результатам и состоянию субъекта. Показателем эффективного копинг-поведения является мобильное, адекватное, гибкое и вариативное реагирование на проблемные ситуации. Безрезультатное совладание ведет к психосоматизации, неврозам и эмоциональному выгоранию [бехтер; авраменко].