Что такое совместная деятельность взрослых и детей
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста
Любовь Душебаева
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста
В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.
Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей.
Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что это равноправный участник деятельности и как таковой связан с другими взаимным уважением. Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей.
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Позиции воспитателя в разные моменты совместной деятельности.
Воспитатель приглашает детей к деятельности непринужденно:
• Кто хочет, устраивайтесь удобнее.
• Кто хочет — присоединяйтесь.
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети находят возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности воспитатель «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.). Предлагает свою идею или свой результат для детской критики. Проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку действий участников, так же усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряя содержательное общение. Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Необходима оценка взрослым действий детей, но она может быть дана лишь косвенно,как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.
Таким образом, существенными характеристиками организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности;
свободное общение и перемещение детей во время совместной деятельности;
открытый временной конец совместной деятельности (каждый работает в своем темпе)
Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал. Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге. Дети реализуют свои интересы в различных видах деятельности в основном самостоятельно, а взрослый не только обязан создать условия для стимулирования ребенка в различных видах деятельности, ему необходимо ориентироваться на интересы, потребности и способности детей. Взрослый включается в деятельность наравне с детьми, не только присутствует при работе, но и стремится получить конечный продукт, поддерживая у остальных участников это стремление. Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись,вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы,в результате меняются:
стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.
Таким образом, при организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей.
Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы просто не возникают.
Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.
Дети могут работать в разном темпе.Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми в форме совместной партнерской деятельности:
уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности;
обеспечение взаимосвязи совместной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью.
создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности
широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования
«Уж небо осенью дышало…» Совместная деятельность педагога с детьми и совместная деятельность родителей и детей (фотоотчет) Красивое время года «Осень». Сколько интересного и полезного можно увидеть,собрать и воплотить в творчество. Для творческих работ использовался.
Консультация для родителей «Совместная деятельность взрослого и ребёнка 2–3 лет» Совместная деятельность взрослого и ребёнка 2-3 лет На третьем году жизни ведущей является предметная деятельность. Ребёнку 2-3 лет интересны.
НОД «Животный мир» (совместная деятельность родителей и детей) Конспект ООД «Животный мир» в старшей группе. Совместная деятельность родителей и детей. Минкевич Оксана Петровна воспитатель МОУ «Всеволожский.
Совместная деятельность детей и воспитателя. НОД «Приготовим винегрет» Непосредственная образовательная деятельность по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе.
Совместная деятельность родителей и детей Совместное творчество Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное.
Совместная деятельность взрослого и детей «Осенние листочки в гостях у сказки» Цель: учить детей делать аппликацию из листьев; развивать у детей интерес к художественной литературе. Предварительная работ : • сбор.
Совместная деятельность взрослого и детей во второй половине дня Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Сказка» г. Ртищево Саратовской области Совместная деятельность.
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках» Совместная образовательная деятельность взрослого и детей по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках- мишке и мышке».
Совместная продуктивная деятельность детей и родителей Не для кого не секрет, что взаимодействие детского сада с семьёй всегда была и остается актуальной и, в тоже время довольно сложной задачей.
Совместная музыкальная деятельность детей и участие в ней родителей «Совместная музыкальная деятельность детей и участие в ней родителей» Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной.
Формы совместной деятельности взрослого и детей
Татьяна Коновалова
Формы совместной деятельности взрослого и детей
1сл. Формы совместной деятельности взрослого и детей
из опыта работы Коноваловой Т. М.
2 сл. Основными формами организации совместной деятельности взрослого и детейдошкольного возраста являются: игра и игровые упражнения, чтение, беседы, рассказы, загадки, разговоры, ситуации, викторины и конкурсы, проектная деятельность, экспериментирование и исследование, коллекционирование, мастерские, формы совместной музыкально-художественной деятельности.
Естественная Специально созданная
Педагогическое акцентирование внимания детей на каком-либо событии реальной жизни, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственное включение ребёнка в неё Преднамеренное моделирование ситуации, в которую включается ребёнок, чтобы совершить нравственно ценное действие или поступок
Ситуации морального выбора, общения и взаимодействия, проблемные, игровые, ситуативный разговор с детьми
4сл. Принципы формирования ситуаций: доступность содержания; возможности для варьирования содержания; соответствие задачам социализации ребёнка-дошкольника; соответствие содержанию деятельности, в которую включены дети.
В своей работе используем практические ситуации игрового и реального содержания. Например, «Поможем Петушку», «Научим куклу Катю здороваться и прощаться», «Зайка заболел», «Покажем Лунтику, как принимать гостей», «Поздравим Каркушу с днем рождения», «Делаем покупки», «Медвежонок чинит автомобиль» «Как быть, что делать?»
Например, цветы в горшке вянут; рассыпались картинки; некоторым детям не хватает пластилина для лепки; обнаружена разлитая вода; перепутана одежда. Как быть? Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.
Дети самостоятельно ищут решение, вместе находят способы разрешения проблем.
Свою задачу воспитателя вижу в создании ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливая на поиск новых творческих решений. В своей группе стараемся заинтересовать детей, даем совет, задаем наводящие вопросы, активизируем имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливаем на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызываем у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий
5сл. «Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка
В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. Дети уже 3- лет с удовольствием рассматривают предметы коллекции, дополняют новыми предметами.
Коллекционирование в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей – предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций детьми – это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком. Коллекционирование как продуктивная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада.
Создание коллекций для реализации образовательных областей
«Мой веселый звонкий мяч», «Полезные для здоровья продукты Познавательное развитие:
«Животные дикие и домашние» «Деревянные игрушки» «Пуговицы» «Подарки осени»Речевое развитие:
коллекции разнообразных сюжетных картин, «Любимые герои сказок», «Новогодние открытки» и
Социально-коммуникативное развитие: «Положительные герои мультфильмов, книг,» «Семейные коллекции», «Что такое хорошо и что такое плохо»
Художественно-эстетическое развитие: «Музыкальные инструменты» «Матрешки» «Краски лета» «Коллекция фантиков» и др
По форме:
Коллективные По мотиву:
6сл. «Экспериментирование» — форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними
Формыэкспериментирования и исследования: практическое, умственное, социальное.
Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды, снега, песка, теста и пр
Умственное экспериментирование в отличие от практической формы осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поиска ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций
«Исследование» — особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий
7сл. «Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса
«Проект» — это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр
Ребенок —активный субъект образовательного процесса: он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта; самостоятельно выбирает деятельность и устанавливает последовательность и общую продолжительность ее выполнения; выступает в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых; реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.
Воспитатель —активный субъект образовательного процесса его права и возможности:
занимает позицию помощника ребенка, поддерживающего его инициативу и облегчающего решение выбранных им задач;
является одним из источников информации;
имеет право на импровизацию, на следование за инициативой детей, на реализацию темы вместе с детьми в том темпе и в той направленности, которую задают дети;
имеет возможность привлекать к реализации проекта других членов команды – взрослых и детей.
Права и возможности детей:
право свободного общения;
возможность проявления инициативы, самоорганизации и самостоятельности;
возможность свободы выбора деятельности и ответственность за результаты принятого решения;
возможность сотрудничества с разными людьми: сверстниками, педагогами, родителями, приглашенными членами команды.
В младшей группе дети только учатся самостоятельности. Их роль в проекте будет скорее наблюдательной. Организовываем деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить собственное мышление, реализовать идеи, провести эксперимент. Главное в проектной деятельности — соучастие взрослого и детей. Моя задача как педагога — направить, подсказать, подать идею, участвовать в процессе на равных с детьми.
Для детей младшего возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результатам мини-проекты, организуемые чаще всего при участии родителей или совместно с ними.
В своей работе мы активно применяем методику проектной деятельности. В группе стараемся создать условия, при которых проектная деятельность становится востребованной. Дети в большей мере реализуют свои познавательные потребности и активируют познавательные и коммуникативные способности, становятся любознательными. Реализовали проекты «Будь здоров, малыш»(совместно с родителями) «Волшебница вода», «Чудо песок», «Волшебный мир сказок».
Основные компоненты «мастерской»:
самостоятельный выбор детьми вида деятельности в процессе реализации общей цели – свобода выбора между деятельностью и ее содержанием, а не между деятельностью и бездельем;
самостоятельность детей и помощь педагога в том случае, если ребенок об этой помощи просит;
деятельность детей в индивидуальном темпе, самостоятельное определение объема предполагаемой деятельности;
обязательное доведение деятельности до завершения, до получения задуманного результата;
9сл организация «мастерской» возможна в ходе организации образовательной деятельности (вместо или в процессе занятий рисованием, лепкой, конструированием, а также в ходе режимных моментов. В мастерской дети изготавливали «Бусы для елочки», «Новогодние подарки», «Урожай яблок» (лепка) подарки родным «Мимоза» «Подснежник», «Зажигаем огоньки» и др. использовали нетрадиционные техники рисования (рисовали пальчиками, ладошками, зубными щетками, печатками, тычками)»
10сл. Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии
•разнообразный дидактический материал для развития речи: картины (предметные и сюжетные, серии картин, раскраски, детские рисунки;
• альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей;
• книжный уголок с подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы
• развиваем активный и пассивный словарь детей, постоянно обогащаем их словарный запас, поощряем к использованию новых слов ;
• ежедневно используем в работе с детьми дидактические речевые игры, отгадывание загадок, применяем пословицы и поговорки,образные выражения:
• в качестве одной из добрых традиций практикуем ежедневное чтение детям;
• поощряем стремление ребенка делать собственные умозаключения, внимательно выслушиваем все его рассуждения, относимся к таким попыткам внимательно, с уважением
• поддерживаем стремление ребёнка
рассказать о личном опыте, поделиться своими впечатлениями
Организация детей
• применяем различные виды занятий (фронтальные, индивидуальные, подгрупповые – взаимодействие в минигруппах);
• используем дидактические речевые игры при реализации всех образовательных областей;
• организовываем речевое общение детей во время занятий по всем направлениям развития детей
Используем в своей работе дидактические речевые игры:
Игра «Угадай, кто идет».
Игра «Повторяй за мной».
Игра «Голоса животных».
Игра «У меня зазвонил телефон».
А также дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику, подвижные игры с речевым сопровождением, логоритмические игры с самомассажем, игры – подражания с речевым сопровождением, пальчиковые игры.
Работаем над развитием речи малышей, большое внимание уделяем умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
Для поддержки речевой активности проводим беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинение самостоятельных рассказов («В мире добрых слов», «Наша одежда», «Моя семья», «Чистые руки», «Любимая игрушка», «Зимние забавы», «Добрый доктор Айболит» и др.
Отношения с детьми мы строим с позиции партнера, с взаимным уважением. Проявляя внимание к каждому ребенку в группе, когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу
11сл. Меняются формы организации образовательного процесса – обеспечение активности, инициативы, самостоятельности и творчества. Знания, умения и навыки в контексте ФГОС ДО становятся вторичны – рамочный подход к содержанию образования. Модель образовательного процесса предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В соответствии с требованиями современных нормативных документов в области содержания дошкольного образования необходимо каждой образовательной организации определить стратегические принципы описания модели образовательного процесса, конкретные методические рекомендации, определяющие тактику образовательного процесса в контексте направлений ФГОС ДО.
Основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющих реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого и детей «Путешествие в сказку» (в подготовительной группе) ЦЕЛЬ: Повторить и закрепить уже приобретенные знания, умения детей; способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций детей.
Конспект совместной деятельности взрослого и детей подготовительной группы «Спасение жителей планеты Математика» » Спасение жителей планеты «МАТЕМАТИКА» Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная. Цель: воспитывать любовь.
Конспект совместной деятельности взрослого и детей в младшей группе «Расскажем медвежонку о зиме» Цель: Обобщение представлений детей о характерных признаках зимы и природных явлениях. Задачи: Формировать умение устанавливать простейшие.
Конспект совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе с использованием ИКТ Реализован: Назимова С. И. Направление: «Социально-коммуникативные развитие». Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей,.
Конспект совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах, решение проблемной ситуации «Маша на прогулке» Цель: Развитие любознательности. Задачи: Осознать различные признаки предметов, их взаимосвязь с окружающей действительностью. Средства:.
Конспект совместной деятельности взрослого с детьми в режимные моменты Тема: Мороз-Красный нос. Форма: развлечение на свежем воздухе. Цель: создание условий для развития двигательной, речевой, познавательной.
Мастер-класс для педагогов «Лэпбук-как форма совместной деятельности взрослого и детей» Мастер-класс для педагогов: «Лепбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» Цель: Познакомить с лепбуком, как одной из форм.
Новые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей Видео Наша студия анимации «Сказка за сказкой» с первым днем лета закрывается на каникулы. Художникам тоже нужно отдохнуть, позагорать, набраться.
Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики. Цель: развивать ловкость.