Что такое современная архитектура
Современная архитектура
Архитектура — это искусство, задачей которого является формирование окружающей человека среды, создание функциональных строений в соответствии с требованиями, продиктованными понятиями эстетики и красоты. Архитектурные сооружения должны отвечать трем основным требованиям: польза, прочность и красота. Художественные образы, воплощаемые современными архитекторами, играют большую роль в духовной жизни человека, а конструктивные, функциональные и эстетические качества произведений архитектуры тесно связаны между собой.
Каждому историческому периоду присущи определенные типы строений, которые определялись используемыми материалами и технологиями. Поэтому каждая эпоха характеризуется своим собственным стилем, на который помимо материалов и технологий большое влияние оказывали постоянно менявшиеся понятия о красоте и целесообразности.
Если говорить о развитии архитектуры в наши дни, то многие архитекторы выделяют в ней два направления. Во-первых – это «эклектика» или традиционная архитектура. Это направление характеризуется постоянным обращением к различным историческим стилям при создании архитектурных форм. Вторым направлением развития архитектуры считают «современную архитектуру», которая в поисках новых образов обращается к высоким технологиям (как строительным, так и компьютерным), использует новейшие достижения ученых и самые современные стройматериалы.
В современной архитектуре можно наблюдать полную свободу идей и мнений: сегодня нет приоритетных направлений и стилей, а все концепции развития являются равноправными. В последние десятилетия двадцатого века и в начале нынешнего столетия мы видим отказ от прежних стилей и форм, а также неустанный поиск и применение современных материалов, таких как железо, стекло, пластик, железобетон. Современная архитектура использует самые разнообразные стили: конструктивизм, постмодернизм, минимализм, китч, «техно», «хай-тек» и т.д., а также их комбинации, порой довольно смелые.
Пожалуй, первым направлением современной архитектуры можно назвать конструктивизм, или как его чаще называют – функционализм. Приверженцы этого направления считают, что эстетическая сторона сооружения должна полностью подчиняться функциональному назначению. В связи с этим отрицается значение красоты и любых достижений прежних эпох. Функционализм ориентируется не на внутренний мир человека, его индивидуальность, а на усредненные биологические и социальные потребности.
Поэтому архитектурные сооружения этого направления отличаются предельно простыми формами, минимальной обработкой поверхности, ограниченной цветовой гаммой. Правда к плюсам функционализма следует отнести небольшие материальные затраты на возведение зданий, что позволило воплотить принцип: больше жилья за те же деньги. Большую часть архитектурных решений современных городов, с однообразными серыми, невыразительными коробками жилых домов, можно отнести именно к направлению функционализма.
«Архитектурный постмодернизм» также отрицает необходимость художественного эталона, но в противовес конструктивизму этот стиль пытается возродить такие принципы построения композиции, как пропорциональность, симметрия и перспектива. Постмодернизм руководствуется принципами эклектики, соединяя в единое целое элементы самых разнообразных стилей. При этом разные стили могут проникать друг в друга, создавая оригинальные, поражающие воображение здания.
В некоторых странах, как например, в Японии основным критерием строительства можно назвать «полифункциональность». Архитектурные сооружения этого направления выполняют не только функцию крова, но и являются незаменимым элементом в обеспечении жизнедеятельности человека. Ярким примером такого здания может служить «Медиатека» (архитектор Тойо Ито), в которой мы видим полную гармонию между естественной и искусственной составляющей. Подобные библиотеки и музеи позволяют значительно быстрее получать новую информацию и привлекают к себе множество посетителей.
Сегодня в архитектуре и дизайне все большее распространение получает стиль «хай-тек» (high-tech), отличающийся применением высоких технологий и нетрадиционных для строительства материалов. «Хай-тек» использует много стекла и металла. Зачастую архитекторы включают в композицию здания разное инженерное оборудование (трубопроводы, шахты лифтов, воздуховоды и т.п.), что придает сооружениям определенный технократический вид. Ярчайшим представителем этого стиля можно назвать жилую башню «Suite Vollard» в Бразилии. Это здание состоит из 11 этажей, и может вращаться вокруг своей оси. Каждый этаж вращается независимо от других. Каркас здания состоит из виниловых и металлических конструкций, а стены – почти полностью из стекла.
В последние десятилетия мы можем наблюдать все более широкое развитие так называемого «биоморфного» направления в современной архитектуре. Развитие этого направления стало возможным исключительно благодаря активному использованию в архитектуре новейших компьютерных технологий. К этому направлению можно отнести, например, знаменитый музей Гоггенхайма, который находится в Испании. Спроектировал этот музей американец Ф.Гери, который впервые применил в архитектуре современные компьютерные технологии.
Снаружи музей напоминает раскручивающуюся спираль, хотя некоторые утверждают, что он похож на распускающийся цветок. Дополняет этот эффект облицовка из листов титана. Внутри здание представляет собой лабиринт с выгнутыми стенами, большими окнами и обилием хромированных аксессуаров.
Как видим в современной архитектуре уживается множество разных стилей, направлений и школ, которые ничем не ограничивают творческое воображение архитектора, предоставляя широкие возможности для того чтобы сделать нашу жизнь ярче и выразительнее.
музей Гоггенхайма
музей Гоггенхайма
Что такое современная архитектура?
Что представляет собой современная архитектура? Обычно под этим понимается архитектура сегодняшнего дня.
Как вы можете себе догадаться, это определение может привести к путанице. Можно подумать, что любое недавно построенное здание считается примером направления современной архитектуры (англ. ‘contemporary architecture’), но это явно не так.
Современная архитектура основана на принципе, который разделяют все те архитекторы, которые его практикует: желание и возможность проектировать и строить нечто, отличное от того, что было сделано в прошлом и что обычно делается сегодня.
1. Чем современная архитектура НЕ является?
Поскольку современная архитектура не является архитектурным движением, она не подвержена этому ограничению. Это не школа мысли. Это означает, что современная архитектура может предложить множество решений, при условии, что они выделяются из того, что создается обычно.
Тем не менее, высокий уровень разнообразия не препятствует использованию некоторых общих в современной архитектуре. Это то, что мы рассмотрим далее.
2. Форма.
В некоторых случаях здание может быть полностью спроектировано из кривых линий. В других случаях в одном здании используется комбинация изогнутых и прямых линий.
3. Композиция пространства.
Использование изогнутых линий также позволяет создавать пространства, которые не являются просто кубическими формам, как в случае с прямыми линиями. Итак, в современной архитектуре можно увидеть здание с закругленными формами.
Даже в тех случаях, когда современная архитектура использует прямые линии, что означает, что единица объема является кубом, она пытается собрать эти кубы удивительными способами, чтобы создать отличительную композицию пространства.
4. Новые материалы.
Еще одной особенностью современной архитектуры является использование новых материалов для интерьера и экстерьера. Используются такие материалы, как стекло, дерево, кирпич и металлы. Растения занимают особое место в современной архитектуре, особенно на крышах, но также и на стенах.
Если вы живете в загородном доме и вам нравится садоводство, вы можете воспользоваться этой тенденцией к широкому использованию растительности в жизненном пространстве и выращивать вертикальный сад; например, путем выращивания вьющихся стеблей томата, покрывающих всю стену.
5. Окна.
Большие и многочисленные окна также характерны для современной архитектуры. Множество оконных проемов и их необычное позиционирование, панорамные окна, оконные стёкла и световые люки применяются весьма широко.
Если вы любите естественный свет или наслаждаетесь захватывающими видами, современная архитектура для вас. Но будьте осторожны! Если вы заботитесь о неприкосновенности частной жизни и планируете строить в городских условиях, где близко расположены соседние здания, то для окон требуются продуманные решения.
6. Экологические соображения.
В современной архитектуре широко используются фотогальванические элементы, геотермальное отопление и термальные коллекторы с целью производства и сохранения тепла современным способом.
Например, в области жилищного строительства загородных домов цель состоит в том, чтобы полностью интегрировать дом в его естественную среду. Цель состоит не только в том, чтобы защитить окружающую среду от вредного воздействия, но и превратить ее в один из архитектурных элементов, который придает дому свой особый характер.
Если экологическая ответственность и сокращение выбросов парниковых газов являются одними из ваших приоритетов, современная архитектура удовлетворит вас, поскольку она позволит вам построить дом, который намного превосходит существующие экологические стандарты.
7. Анимированная (оживленная) архитектура.
Идея состоит в том, чтобы сделать здание более живым и сделать его внешние части более оживленными.
Несколько примеров современной архитектуры.
Прежде всего, приведем несколько примеров институциональных или коммерческих зданий. Причиной этого выбора является то, что эти здания с большим бюджетом позволяют создавать впечатляющие архитектурные идеи и демонстрируют ключевые элементы современной архитектуры.
Башня Capital Gate в Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты. Эта круглая 35-этажная башня имеет 18-градусный наклон в середине, что делает ее самым наклонным зданием в мире.
Более того, внутренняя компоновка включает пространства, которые все разные; ни одна из комнат не идентична другой комнате. Дизайн был разработан шотландской архитектурной фирмой RMJM.
Аудиторио-де-Тенерифе (исп. ‘Auditorio de Tenerife’), зрительный зал с закругленной формой и арочным навесом, нависающим над ним, который также имеет закругленную форму. Кажется, что он бросает вызов гравитации. Создан испанским архитектором Сантьяго Калатравой.
Сиднейский оперный театр (англ. ‘Sydney Opera House’), форма которого напоминает паруса корабля или несколько гигантских сложенных морских ракушек. Хотя он был открыт в 1973 году, эта конструкция является точкой отсчета современной архитектуры. Это работа датского архитектора Йорна Утцона, ныне покойного.
Те, кто смотрел Олимпийские игры 2008 года, несомненно, помнят Пекинский национальный стадион (англ. ‘Beijing National Stadium’), прозванный «Птичье гнездо», который включает в себя прямые и изогнутые линии. Это достижение швейцарской архитектурной фирмы Herzog & de Meuron.
Также необходимо упомянуть про покрытый титаном Музей Гуггенхайма (англ. ‘Guggenheim Museum’) в Бильбао, Испания. Это работа Франка Гери, американского архитектора, родившегося в Канаде.
Но не думайте, что современная архитектура отсутствует в жилом строительстве. Она безусловно присутствует в этом секторе, особенно в сфере строительства загородных коттеджей и коттеджных поселков в целом.
Но поскольку жилые здания более скромные, они менее впечатляющи. Тем не менее, они весьма современны. Вот несколько примеров.
Жилой экодом в Монпелье, Франция. Обратите внимание на нерегулярные формы, выбранные для здания и его окон, несмотря на использование прямых линий и кубических пространств. Дизайн ECDM Architects.
Дом в Гренобле, Франция, который архитектор Жерар Ганье обновил в соответствии с принципами современной архитектуры. Он активно использовал натуральные материалы, закругленные формы и множество окон.
Длинный дом (‘The Long House’), созданный британской архитектурной фирмой Hopkins Architects, расположен в сельской местности Норфолка в Великобритании. Этот дом по существу построен по линии. Обратите внимание на то, как этот архитектурный выбор позволяет внутренним жилым помещениям иметь нетрадиционную планировку.
Например, цель постройки здания необычной формы, очевидно, в том, чтобы удивить, восхитить и изменить перспективы.
Особенности современной архитектуры
Архитектурные стили и особенности характерны для каждой исторической эпохи. Еще со временем средневековья все строения, которые сохранились до наших дней, имели массу отличий от зданий другой эпохи. Для построек и зданий характерна своя особенная мода, которая хоть и меняется не так часто и скоропостижно, как мода в одежде и стиле, но все же имеет свое постоянное развитие. Есть свои определенные особенности и в архитектуре нашего времени. Не смотря на то, что даже прошлый век для нас пока не стал далекой историей, уже с того момента архитектура претерпела массу значительных изменений. Прежде всего, главным отличием современной архитектуры от строений прошлого является стремление к разнообразию. Не только масштабные постройки, но даже частные дома люди хотят возводить так, чтобы не нашлось в мире ничего даже примерно на них похожего.
Не менее важной особенностью является и то, что для современных архитектурных изысков характерна максимальная функциональность. Если раньше больше внимания уделяли экономии материальных средств, то теперь вместе с этим не меньшее внимание уделяется практичности. Функциональность стала во главе большинства проектов, ведь современные ритмы жизни требуют от нас высокой мобильности и продуктивности везде и всегда, будь мы дома или на работе. Если взять хороший журнал по архитектуре, то можно самостоятельно убедиться в том, что строительство все меньше ограничено техническими условиями, и все больше внимания уделяет тому, чтобы создать для человека максимально комфортный уголок обитания, в котором он мог бы не только проводить ночь, но и вести полноценную активную жизнь.
Не удивительно, что при таких условиях появилось множество архитекторов и дизайнеров, которые стремятся предложить вам свои решения, как единственно верные. Но не стоит всецело полагаться на чужое мнение. Будь дизайнер хоть самым известным, он по-своему видит мир и приоритеты в нем, так что для вас его идеи не всегда будут уместны. Например, все больше архитекторов утверждают, что для настоящего комфорта и соответствия моде важно построить дом с высокими потолками. Но не если вы не видите в этом преимущества, то просто отбросьте все советы и сделайте так, как велит вам душа. Только так вы сможете добиться настоящего комфорта и полного удовлетворения проделанной работой.
Современная архитектура
Современная архитектура
Архитектура современная
Смотреть что такое «Архитектура современная» в других словарях:
Архитектура — (лат. architectura, от греч. architeckton зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры здания, ансамбли, а также… … Художественная энциклопедия
Архитектура Молдавии — Архитектура Молдавии архитектура Молдавского княжества, позднее Бессарабии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская архитектура воплотила в себе… … Википедия
Современная иудаизация мира, или Еврейский вопрос в XX столетии — Автор: К.В. Родзаевский Жанр: Публицистика … Википедия
АРХИТЕКТУРА — АРХИТЕКТУРА, архитектуры, мн. нет, жен. (см. архитектор). Зодчество, строительное искусство. Архитектура древних греков. Современная архитектура. || Наука о возведении зданий. Курс архитектуры. || Стиль постройки. Готическая архитектура. Дом… … Толковый словарь Ушакова
Архитектура Одессы — Архитектура Одессы совокупность приёмов градостроительства, применённых в Одессе. Одесса один из немногих городов, построенных в основном по регулярному плану, который был реализован благодаря удобной плоской местности и таланту… … Википедия
Архитектура — (лат. architectura, от греч. architéкtón строитель) зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с… … Большая советская энциклопедия
Архитектура Португалии — Клуатры Монастыря иеронимитов в Лиссабоне … Википедия
Архитектура Санкт-Петербурга — Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия
Архитектура Нидерландов — Каналы Амстердама (XVII век) и в наше время остаются одним из самых грандиозных градостроительных проектов в архитектуре Нидерландов Архитектура Нидерландов (нидерл. … Википедия
Архитектура Москвы — В столице Российской Федерации Москве сохранился целый ряд ценных памятников архитектуры, некоторые из которых входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди наиболее выдающихся объектов ансамбль Московского Кремля и Красная площадь,… … Википедия
Современная архитектура — что это такое? Чем сегодня определяется актуальность того или иного архитектурного объекта – только его стилистикой или чем-либо еще?
Меня часто спрашивают, особенно студенты, что же такое современная архитектура и каким стилем она определяется? Ответить на этот вопрос сегодня не так уж просто. А для того чтобы понять ответ, необходимо хотя бы в общих чертах представлять историю развития архитектуры в ХХ веке.
В современной архитектуре можно выделить по крайней мере два стиля (направления) – «поздний (или нео) модернизм» и «постмодернизм». Эти термины ввел в научный обиход в начале восьмидесятых годов ХХ века известный английский теоретик и критик архитектуры Чарльз Дженкс в своей уже ставшей классической книге «Поздний модернизм и постмодернизм в архитектуре». Несложно заметить, что оба этих названия есть производное от общего термина – «модернизма», по отношению к которому они себя и определяют. Либо как его продолжение (поздний модернизм), либо как его преодоление (постмодернизм, т.е. после модернизма). Так что и понять их можно, только зная, что представляет собой этот самый модернизм в архитектуре.
В общих чертах его можно определить как проявление в архитектуре общекультурных модернистских тенденций в период модернизации общества при переходе от патриархального его состояния к индустриальному. Этот стиль в архитектуре окончательно сложился в тридцатые годы ХХ века как логическое продолжение авангарда начала прошлого века и наибольшего расцвета достиг в послевоенные годы. Одной из основных черт модернизма в архитектуре стала навязчивая экпансия новых («современных» для своего времени) архитектурных форм по всему миру на базе повсеместного распространения сходных индустриальных методов строительства архитектурных объектов. Т.е. фактически модернизм стал крайним проявлением глобализации в архитектуре в период ускоренной индустриализации всех включенных в этот процесс стран, что привело в первую очередь к утрате национальных черт в их архитектуре.
Нельзя сказать, что такая глобализация в архитектуре вызвала всеобщий восторг и не встретила никакого сопротивления у архитекторов и общественности ряда стран. Особенно ярко это проявилось в Японии (см. статью о современной японской архитектуре в журнале «Кровли», № 4 (15) за 2007 г.) и некоторых североевропейских странах. Такое «сопротивление» глобализму в архитектуре получило общее, независимо от страны, название – «регионализм». Представители этого направления в архитектуре ставили своей целью соотнесение новых («современных») форм в архитектуре с национальным культурным и территориальным контекстом, а не с неким общим международным стандартом. Что многим и удавалось.
Так вот, современный «поздний модернизм» и есть прямое продолжение «классического модернизма» с его стремлением к универсальности и всеобщности, а «постмодернизм» – это развитие «регионализма» как оппозиции «модернизму» и учета национального культурного и территориального контекста.
Однако трудности с отнесением того или иного современного архитектурного объекта к «позднему модернизму» или «постмодернизму» тут только и начинаются. Дело в том, что оба этих направления пользуются весьма сходными архитектурными формами. Формами, создание которых стало возможным на современном уровне технического обеспечения архитектурного процесса. И то и другое направление в архитектуре являются современными в том смысле, что «производят» архитектуру, которую нельзя было бы построить вчера. Это касается и конструктивной структуры, и отделочных материалов, и применяемых инженерных систем.
Более того, «поздний модернизм» избавился от главной болезни своего предшественника – одинаковости, повторяемости и демонстрирует сегодня изощренное многообразие. Так что практически единственный критерий, по которому можно различить эти два направления, – это характер взаимодействия с окружающим контекстом. А здесь нет точных инструментов, позволяющих однозначно определить степень включенности или инородности архитектурного объекта по отношению к окружающему культурному и территориальному контексту, и оценки в большинстве случаев носят субъективный характер, не исключая и общественное мнение, признающее или не признающее архитектурное сооружение в качестве принадлежащего к своей национальной традиции.
Все это позволяет более определенно взглянуть и на наметившуюся в настоящее время экспансию иностранных архитекторов в Россию (присутствие которых в связи с ожидаемым вступлением нашей страны в ВТО, очевидно, будет только возрастать). Вообще, активное участие иностранных, прежде всего европейских, архитекторов в архитектурном процессе в России имеет длительную историю. Можно сказать, что и само становление российской архитектуры как профессии происходило при самом непосредственном их участии.
Так что вроде бы особой беды от присутствия «иностранных спецов» в российской архитектуре не должно быть. Тем более, что объективно они куда более хорошо подготовлены для создания объектов современной архитектуры, чем наши архитекторы, которые просто не имеют соответствующего опыта и необходимых для этого знаний. Вот только в современной ситуации с присутствием иностранных архитекторов в российской архитектуре есть одно, но очень существенное отличие от исторических примеров. До начала двадцатого века все иностранные архитекторы приезжали в Россию всерьез и на долго, безоговорочно связывая с ней свою профессиональную и личную судьбу.
В результате под влиянием российского культурного и территориального контекста они быстро «обруссевали», и их архитектура становилась российской, несмотря на страну происхождения ее авторов. Но сегодня иностранные архитекторы предпочитают совсем другой подход, который можно назвать «вахтовым методом». А такой подход исключает включение их архитектуры в культурный и территориальный контекст тех российских населенных мест, для которых они предлагают свои сооружения. Более того, иногда возникает подозрение, что их проекты не являются специально разработанными для того или иного заказа в России, а просто извлечены из архива, где хранятся непристроенные разработки.
Так что действуют они явно в рамках «неомодернистского» подхода, а их архитектура грозит оказать, несмотря на всю свою завораживающую «современность», разрушительное влияние на среду наших населенных мест. И не случайно известный московский архитектор, профессор МАРХИ Е. Асс охарактеризовал деятельность некоторых современных иностранных архитекторов в России как «архитектурный терроризм».
Однако было бы глупо ставить какие-то искусственные преграды на пути иностранных специалистов в российскую архитектуру. Да в современном мире это наверное и не возможно. Единственный выход здесь – это «подтянуть» собственную архитектуру до современного уровня, начиная прежде всего с архитектурного образования, которое сегодня продолжает оставаться весьма архаичным. И тогда должна повториться ситуация конца ХIX века, когда рост уровня собственно российского архитектурного образования и квалификации российских архитекторов привел практически к полному вытеснению иностранных архитекторов из России. Они стали просто не нужны.
М. Туркатенко
В статье использованы иллюстрации из книги
«Spectacular Buildings», TASHEN, 2007