Что такое современная классическая музыка
Современная классическая музыка
Многие считают, что классическая музыка полностью отрицает современное, и к классике относятся только написанные в прошлом произведения. Но они серьезно ошибаются. Классическое искусство продолжает активно развиваться, появляются новые имена, с которыми знакомы практически все просвещенные люди в мире. Так давайте тоже немного познакомимся с современными композиторами, сочиняющими в классическом стиле, и с их творчеством.
Знаменитые классические композиторы
На данный момент времени к великим именам в истории музыки причисляют подобных творцов:
Ханс Циммер относится к наиболее известному композитору современности. Его сочинения – это классика не только музыки, но и кинематографа. Он стал знаменит, благодаря написанию музыкального сопровождения к таким кинолентам, как «Пираты Карибского моря», «Шерлок Холмс: игра теней», «Человек дождя» и «Король Лев».
Филипп Гласс представляет собой популярнейшего классического композитора. Главным музыкальным направлением является минимализм. Творец часто сочиняет музыку к кинофильмам.
Родион Щедрин – российский композитор не перестает удивлять мир новыми творениями. Последняя опера «Рождественская сказка» ставилась на крупнейших музыкальных сценах мира.
Пекарский Марк является представителем юмористического начала в современной классической музыке.
Ховард Джеймс Ньютон является композитором, сочиняющим произведения преимущественно для киноиндустрии. Его работу слышал практически каждый в фильмах «Красотка», «Адвокат дьявола», «Воды слонам» и «Голодные игры».
Современная классическая музыка стремительно развивается, во многом она стала помощницей и лучшим другом кинематографа. Многие имена уже стали классикой и прочно отпечатались в истории музыки, а некоторым еще предстоит пройти тернистый путь к всемирной славе.
Современная классическая музыка
Современная классическая музыка (англ. contemporary classical music ) — музыка, написанная в середине 1970-х — первой половине 1990-х годов и включающая модернистскую, постмодернистскую, неоромантическую и плюралистическую музыку. Тем не менее этот термин может также использоваться в более широком смысле — для обозначения всех музыкальных форм, написанных после 1945 года, включая академическую музыку ХХ века. В настоящее время самый распространённый вид современной классической музыки — академическая музыка XXI века.
Содержание
Деление
Вообще, «современная классическая музыка» включает:
Черты современной классической музыки
В начале двадцатого века композиторы классической музыки экспериментировали со все более диссонирующим языком основного тона, который иногда давал атональные произведения (такие писал Кайхосру Сорабджи — это Opus clavicembalisticum, Opus archimagicum). После Первой мировой войны, как реакция на то, что они считали музыку все более преувеличенной бесформенностью позднего романтизма, некоторые композиторы приняли неоклассический стиль, который стремился вернуть сбалансированные формы и явно ощутимые тематические процессы более ранних стилей (см. также Новая простота и Соцреализм). После Второй мировой войны модернистские композиторы стремились достичь более высокого уровня в своем композиционном процессе (например, с помощью техники двенадцати тонов, а позднее — тотального сериализма). Технологические достижения привели к рождению электронной музыки. Эксперименты с повторяющимися текстурами способствовали появлению минимализма. Другие композиторы начали исследовать театральный потенциал музыкального перформанса (перформанс, смешанная техника, флуксус). Новые произведения современной классической музыки продолжают создаваться. Каждый год Бостонская консерватория в Беркли проводит 700 представлений современной классической музыки. Новые работы учеников программы «Современная классическая музыка» составляют около 150 таких представлений.
Композиторы в 1945—1975 годы
В Америке такие композиторы, как Милтон Бэббитт, Джон Кейдж, Эллиот Картер, Генри Коуэлл, Филип Гласс, Стив Райх, Джордж Рочберг и Роджер Сессионс, сформировали свои собственные идеи. Некоторые из этих композиторов (Кейдж, Коуэлл, Гласс, Рейх) представляли новую методологию экспериментальной музыки, которая стала подвергать сомнению основные понятия музыки, такие как нотация, исполнение, продолжительность и повторение, в то время как другие (Баббитт, Рочберг, Сессионс) создавали форму музыки, и их собственные расширения двенадцатитонального сериализма Шенберга повлияли на всю современную классическую музыку.
Споры
Долгое время шли споры, считать ли современную классическую музыку музыкальным стилем или оставить это название исключительно для нового или авангардного музыкального направления. По сей день использование значения не является полностью однородным. Иногда оно используется, говоря только о живых композиторах. Таким образом, не существует общепринятого критерия для его использования, но слово используется в основном для обозначения временного интервала в развитии музыки.
Доклад: «Классическая музыка в современном мире»
«Классическая музыка в современном мире»
Принято считать, что современная музыка – это музыка, идущая в ногу со временем. Понимание современной музыки у каждого разное. Для кого-то это рок или рэп, а для кого-то классика, потому что если я слушаю классику сейчас, в это время, значит она для меня современна.
Понятие «Классическая музыка» не такое сложное, как может показаться на первый взгляд и как мы привыкли воспринимать этот термин. Это музыка, которая прошла испытание веками и не потеряла актуальности в наше время. Это музыка, которая была создана в определенное время (вторая половина 18 и начало 19 веков), когда культурно-эстетическое направление достигло расцвета и в дальнейшем получило название «классицизм».
Современная классическая музыка – на первый взгляд довольно странное сочетание слов. У многих при словах «классическая музыка» возникает представление о чем-то скучном и совсем древнем. Но это не так. Современная классическая музыка присутствует на нынешней эстраде в компьютерной обработке и надо признать, что это не портит ее и придает новой звучание и позволяет не быть отвергнутой и урбанизированной молодежью. Поскольку технологии прочно вошли в современную жизнь, то и классической музыке приходится подстраиваться под них, переходить на новые форматы – из залов на компьютеры, с пластинок на мр3-диски, чтобы сохранить прежние и приобрести новые позиции в умах и сердцах слушателей. Но было бы ошибочно считать, что классическая музыка в своей традиционной форме отошла в прошлое. Концерты симфонических оркестров становятся все более популярнее и теперь довольно часто в наушниках рядом стоящего или сидящего в транспорте человека слышатся популярные отрывки и произведений И.С. Баха, А. Вивальди, А. Моцарта или Л-В. Бетховена или другого классика.
Классическая музыка продолжает жить в современности наряду с той музыкой, которая создается сегодня. Она подвергается новым интерпретациям, получает свежее звучание на театральных сценах и в кинозалах, нередко ее можно услышать в самом неожиданном контексте, например, в рекламных роликах. Она вошла в современный звуковой мир и с этим не поспоришь. К этому можно относиться по-разному, но это позволяет классической музыке вступить в диалог с современностью и доказать свою актуальность и вечность.
Конечно, надо помнить, что классическая музыка, наполненная серьезным содержанием, нравственными, религиозными и философскими проблемами, создавалась не для сотовых телефонов. И слушать ее, конечно, рекомендуется в концертных залах. А мелодии мобильного телефона давайте воспринимать как напоминание о красивом и нестареющем.
Еще несколько лет назад мы говорили о том, что наши дети и родители основную часть времени проводят дома за компьютером или телевизором, то сейчас ситуация начинает немного меняться. Мы начинаем чаще посещать концертные, театральные и кинозалы и тем самым получаем возможность услышать классическую и современную музыку.
Вообще людям нужны все виды музыки – от простого напева до звучания огромного симфонического оркестра, от популярной эстрадной песни до симфоний и сонат Моцарта, Бетховена.
Использованная литература:
1. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. – М., 1972; Алексеев Э.Е., Головинский Г. и др. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 1980; Человек в мире художественной культуры /Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина – М., 1982.
Ссылки на интернет ресурсы:
12 лучших современных композиторов мира и их произведения
Большинство ценителей классических композиций считают, что хорошая музыка осталась в ХХ веке. Однако то, что мы не слышим имена достойных композиторов в мейнстримном медиа, не значит, что их нет. На музыкальном Олимпе достаточно представителей течения contemporary classical, или неоклассики. Мы собрали для вас топ современных композиторов, которых стоит послушать, если вы считаете себя ценителем музыки.
Нужен аудиоредактор для старта музыкальной карьеры?
Современная классическая музыка: какая она?
Уже в ХХ веке понятие классической музыки значительно расширилось, выйдя за пределы концертных залов, филармонии и оперы. Наверняка, каждый из вас знает хотя бы одного композитора, который писал музыку для кино или эстрады, но его произведения принято считать классикой.
ХХI век продолжил эту традицию. Музыкальные жанры, в которых работают современные композиторы, совмещают в себе академические и авангардные течения. Среди неоклассиков можно найти даже тех, кто не получил высшее музыкальное образование.
Образ современного композитора не похож на классический, но музыка так же красива
Молодые композиторы записываются с оркестрами, создают песни для кинофильмов и даже дают старт новым современным музыкальным жанрам. При этом многие используют общественную платформу для того, чтобы привлечь внимание к важным социальным и политическим проблемам.
Современные российские композиторы
Если вы являетесь поклонником неоклассики, эти современные русские композиторы 21 века обязательно должны войти в ваш плейлист. Мы отобрали лучшие показательные произведения, чтобы вы могли получить общее представление о современных музыкальных классиках.
Алексей Айги
Алексей Айги – весьма многосторонний талант: его музыку можно услышать в залах классической музыки и в фильмах и сериалах (например, «Каменская»). Российский композитор является создателем и руководителем ансамбля 4’33’’ и также выступает как скрипач и дирижер. Айги создал музыку к внушительному количеству фильмов, в том числе зарубежных, и является обладателем крупного списка наград.
Чтобы оценить, как умело артист сочетает классику и модерн, посмотрите оркестровое исполнение его композиции с названием The Sprit Lives:
Композитор совмещает в своем творчестве минимализм и экспрессию. Именно с его подачи названия музыкальных произведений современных композиторов стали исполняться симфоническими оркестрами наравне с классическими произведениями. Как скрипач музыкант активно гастролирует по миру, а в качестве композитора недавно сотрудничал с американским телеканалом HBO.
Слушайте Nocturne No. 0 — Алексей Айги на Яндекс.Музыке
Евгений Гринько
Евгений Гринько начинал с психоделической группы «Солнцецветы», в которой играл на барабанах, однако в сольном творчестве больше тяготел к инструментальную музыке в стиле минимализм. Как многие гениальные исполнители, считал свои работы слишком простыми для широкой публики, однако, с поддержкой друзей в 2010 году решился записать короткий клип на YouTube, и это по счастливому стечению обстоятельств изменило все.
Клип сняли на одну из известных работ Евгения – фортепианный вальс, пронзительный, лиричный, трогательный. Мелодия действительно очень проста и циклична, но это лишь прибавляет ей красоты и искренности. Предлагаем вам послушать этот вальс, а заодно оценить, как видеоряд атмосферно дополняет музыку.
«Вальс» принес Евгению известность, но, к счастью, не превратил его в «использителя одного хита». Сейчас он выпускает сольные альбомы и гастролирует с камерным оркестром, исполняя как собственные произведения, так и каверы на советские и международные хиты. Композиторский стиль этого молодого феномена можно назвать гибридом современности и ностальгии. Его музыка поэтична и образна, она понятна, но совсем не банальна – его мелодии способны вызывать сильную эмпатию в самых разных слушателях. Советуем убедиться в этом, послушав композиции с нового альбома музыканта – «Orange Marmalade».
Слушайте On The Waves — Evgeny Grinko на Яндекс.Музыке
Кирилл Рихтер
Кирилл Рихтер – настоящая звезда современной неоклассической музыки. Его композиция звучала в заставке к FIFA 2018 на американском телеканале FOX Sports, а артист драматического балета Сергей Полунин использовал его работы в своей недавней постановке «Распутин».
В 2016 году музыкант подписал контракт со шведским лейблом 1631 Recordings и с тех пор успешно дает концерты. В 2020 году отрывок его композиции «Механизмы» использовался в официальной рекламе Apple. Посмотрите, как он исполняет это произведение в Гронингене:
Кирилл не обучался музыке (по образованию он дизайнер) и добился известности благодаря природному таланту и чувству гармонии. Свой стиль Рихтер определяет как «экспрессивный минимализм». Для направления характерно минимальное использование музыкальных инструментов с упором на экспрессию исполнителя.
Слушайте In Memoriam — Кирилл Рихтер на Яндекс.Музыке
Настасья Хрущева
Современная инструментальная музыка российских композиторов нечасто получает мировую признательность, но Настасья Хрущева – исключение из правил. Ее партитуры выпускаются издательствами Испании и России, а произведения исполняют оркестры Швейцарии, Германии, Мексики, Швеции, Великобритании, Польши. Эта талантливая женщина – также пианистка и автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее», в которой она рассматривает историю музыки от академических истоков до современных мемов.
Композитор написала музыку к 25 пьесам, а в 2020 году стала автором мелодии к балету Мариинского театра «Русские тупики – II». Отрывок произведения можно послушать на ее официальном канале YouTube:
Не так давно Настасья записала на эту же тему масштабный альбом – попытку воссоздать стиль салонной музыки. Проект состоит из 36 фортепианных пьес длительностью от 20 секунд до 1 минуты.
Дмитрий Евграфов
Дмитрий Евграфов – типичный представитель XXI века: музыкант-самоучка, который начинал с создания ремиксов на компьютере и написания треков в мобильном приложении Garageband. Теперь он записывается на студии британского лейбла FatCat Records, а его интерактивным приложением пользуются многие известные личности, в том числе певица Граймс, которая таким образом создала колыбельную для своего ребенка.
Композитор является ярким представителем нью-эйдж и создает треки в самой разной стилистике, от нежных струнных до динамичных электронных звучаний. Однако композитор не чужд и академическому стилю, что хорошо показано в его композиции Anthem:
Евграфов любит экспериментировать с музыкой и использует в своих произведениях разные звуковые приемы. В том числе музыкант использует нейронные сети для генерации музыки, что отличает его от современников, отдающим предпочтение классическим музыкальным инструментам.
Слушайте Sway — Dmitry Evgrafov на Яндекс.Музыке
Денис Стельмах
Денис Стельмах работает на стыке академического стиля и поп-звучаний. Артист проявил любовь к написанию музыки еще в школьные годы, посвящая небольшие композиции своим родным и выкладывая треки в социальные сети. И, хотя первый альбом артиста разошелся количеством только в 50 экземпляров, он решительно продолжал свою музыкальную карьеру, совершенствуясь и обретая новых поклонников.
Денис использует музыку как некий личный дневник, передавая в ней свои эмоции, как в композиции Obscure:
На данный момент Денис является одним из ярчайших представителей классического кроссовера, создавая мелодии для телевидения и фильмов. Музыкант продолжает выпускать сольные альбомы, которые получают благоприятную оценку критиков, и успешно гастролирует по стране. Своим главным вдохновением композитор называет родной город Архангельск.
Слушайте Nevermore — Denis Stelmakh на Яндекс.Музыке
Современные зарубежные композиторы
В отличии от России, в которой неоклассика не является мейнстримом, зарубежное музыкальное сообщество относится к инструментальной музыке более внимательно. Мы собрали список самых известных современных композиторов неоклассики, чьи альбомы распродаются почти в таком же объеме, как и у эстрадных звезд.
Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi)
Этот выдающийся итальянский композитор известен всем, кто смотрел такие шедевры кинематографии, как «1 + 1» и «Черный лебедь». Композиции Людовико отличаются пронзительным, слегка щемящим звучанием. Это помогает без слов подчеркнуть эмоциональную окраску кинофильмов, к которым он создает свои произведения.
Помимо саундтреков, Людовико также записывает самостоятельные альбомы. В них Эйнауди сочетает разные стили, умело переплетая минимализм, эмбиент, электронику и этнические мотивы, как, например, в треке Fly:
Композитор гастролирует по Америке и Канаде и даже смог покорить английских меломанов: его альбом Elements стал единственным классическим альбомом за 20 лет, вошедший в британский ТОП-20. Людовико неоднократно привлекал внимание общественности к социальным проблемам, в том числе вопросу о сохранении Арктики.
Дзё Хисаиси (Joe Hisaishi)
Редко встретишь произведения современных композиторов, которые стали классикой при жизни автора. Дзё, или Джо, Хисаиси относится к этой категории. Он пришел в мир шоу-бизнеса уже в достаточно сознательном возрасте: его первый альбом «Information» вышел в 1982, когда музыканту было 32 года. После этого композитор создал саундтрек к манге «Навсикая из Долины Ветров», а на следующий год его попросили сочинить мелодию к песне к одноименному фильму. Именно так началось его сотрудничество со студией Гибли, основанной Хаяо Миядзаки.
Это стало толчком к международной славе, и на данный момент артист заслуженно входит в список великих композиторов 21 века. Сейчас Хисаиси создает дорожки к японским и международным кинофильмам, а также успешно гастролирует по миру. Композитор повлиял на родную Японию не только своей музыкой: в 2004 году он создал Новый японский филармонический оркестр, или Мировой оркестр Мечты, который объединяет струнные, духовые, клавишные инструменты.
Олафур Арнальдс (Ólafur Arnalds)
К своим неполным 30 годам Олафур Арнальдс прочно занял место в списке признанных современных классиков. Исландский композитор и мультиинструменталист записал саундтрек к британскому сериалу «Убийство на пляже», успел получить престижную награду BAFTA и выпустил 10 сольных альбомов. Также артист принял участие в написании музыки к балету Dyad 1909.
Музыкант не боится экспериментировать со звуком, смешивая струнные и клавишные, биты и лупы, электро и поп. Помимо сольной карьеры, Олафур сотрудничает с другими музыкальными деятелями, в том числе известной исландской группой Sigur Rós. В 2009 году совместно с Янусом Расмуссеном из Bloodgroup основал экспериментальный проект Kiasmos.
Слушайте So Far — Ólafur Arnalds на Яндекс.Музыке
Лесли Барбер (Lesley Barber)
Лесли Барбер вознеслась на вершину музыкального Олимпа после того, как поразила публику щемящей мелодией к оскароносному фильму «Манчестер у моря». Несмотря на то, что музыкальные издания критиковали композитора за то, что в своих работах она смешивает свои партитуры с уже существующими произведениями, это стало ее визитной карточкой.
После окончания Университета Торонто со степенью магистра она несколько лет работала над создания музыки к пьесам, прежде чем перешла в кино и на телевидение. С тех пор она участвовала в написании саундтреков к таким известным фильмам и сериалам, как «Мэнсфилд парк», «Можешь рассчитывать на меня» и сотрудничала с Warner Bros., HBO, Miramax. В 2016 году Барбер стала первой женщиной, которая была представлена на круглом столе композиторов Hollywood Reporter.
Янн Тьерсен (Yann Tiersen)
Несмотря на то, что Тьерсен создает легкие атмосферные мелодии, которые приятно слушать в качестве фоновой музыки, его можно смело отнести к лучшим современным зарубежным композиторам. Всемирную славу Тьерсену принесли произведения, созданные к кинофильму «Амели», после чего он получил статус «Нино Рота 21 века».
Помимо работы в кинематографе, в начале 2000-х Тьерсен выпускает сольные альбомы, гастролирует по миру и записывает концертные DVD. В начале карьеры музыкант экспериментировал со звуком, совмещая электрогитару и синтезатор в поисках нового звучания. В 2015 году Янн поселился на острове Уэссан, и с того времени большинство его работ посвящено истории этого места. В 2021 году был анонсирован его новый альбом Kerber – сборник фортепианных пьес с использованием электрических инструментов.
Шин Джихо (Shin Jiho)
Редко случается, чтобы современные пианисты композиторы получили признание во всем мире. Шин Джихо – виртуоз из Кореи, который завоевал всемирную славу благодаря своим аранжировкам классики и собственным инструментальным композициям. Музыкант играет на струнных, пианино и фортепиано и отличается экспрессивным, но в то же время проникновенным стилем игры.
Музыкант и актер был саунд-директором сериала «Запах любви», выпустил несколько сольных альбомов, завоевавших мировое признание и дважды стал обладателем награды президента США за особые достижения в исполнительском искусстве. Свой стиль композитор определяет как поп-классику с элементами джаза, а своей целью считает популяризацию классического звучания.
Слушайте Oriental — Shin Jiho на Яндекс.Музыке
В заключение
Конечно, это не все современные исполнители классической музыки, чьи произведения следует включить в ваш плейлист. Но эти истории современных неоклассиков могут стать источником мотивации для молодых музыкантов, ведь они показали, что для успешной карьеры не обязательно профессиональное образование. Страсть к своему делу, осознание своего стиля и хороший аудиоредактор помогут вам создать композицию, которую будет не стыдно выложить для общего прослушивания.
Классическая музыка
История классической музыки | |
Средневековье | (476—1400) |
Ренессанс | (1400—1600) |
Барокко | (1600—1750) |
Классицизм | (1750—1820) |
Романтизм | (1820—1900) |
XX век | (1901—2000) |
Современная классическая музыка | (с 1975 года) |
Класси́ческая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.
Содержание
Оценочный смысл
В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX веков, вальсы Иоганна Штрауса и т. п.
Исторический смысл
В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, поскольку классицизм в изобразительном искусстве и в литературе заключается в следовании античной традиции, в то время как живая музыкальная культура Древней Греции и Древнего Рима до нас практически не дошла.
Таким образом, в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.
К системообразующим музыкальным классикам относят также таких композиторов XVII—XVIII веков, как И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди.
Типологический смысл
В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веков музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.
Значительное влияние классическая музыка оказывает на современную рок-музыку. Тональный язык, используемый большинством различных музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко. Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с частью классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики. Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, таких как на Oasis, с их аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (Вивальди и Баха) на творчество гитарстов хард-рока и тяжёлого металла, таких как Эдди Ван Хален и Рэнди Роадс вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке для таких групп как Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer, в группах симфонического рока. Классическая музыка также глубоко проникает в тяжёлый металл (хэви-метал), формируя разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленный такими группами, как Adagio, Apocalyptica, Nightwish, Epica и многими другими. [1]
Классическая музыка также играет важную роль в популярных фильмах с музыкальными композициями, либо за счёт повторного использования уже существующих композиций, либо оказывая влияние на написание оригинальных произведений композиторов, работающих над фильмом.
Значение термина в разных языковых культурах
Путаница значений, присущая понятию «классическая музыка», характерна большинству европейских языков.
Подобные неоднозначные термины существуют в немецком (нем. klassischer Musik ), французском (фр. musique classique ), итальянском (итал. Musica classica ) и других языках. Они стали особенно распространены со становлением англоамериканских стандартов коммерческой классификации аудиопродукции.
В то же время, например, в польском языке сохраняется чёткое разграничение понятий классической музыки как таковой, относящейся к эпохе классицизма (польск. Muzyka klasycystyczna ), и академической музыки (Muzyka poważna).
Классические музыкальные инструменты
Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше). В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами (фортепиано, клавесин, орган). Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр, включающий струнные инструменты, деревянные и медные духовые инструменты, ударные инструменты.
Электроинструменты, такие как электрогитара, используются время от времени в классической музыке XX и XXI веков. Музыканты экспериментируют в последние десятилетия с синтезаторами, инструментами из других культур, таких как гамелан. Иногда используются световые эффекты (см. Скрябин).