Что такое современная наука
Наука как высшая форма знания. Особенности современной науки
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие науки
Наука – это сфера человеческой деятельности, основная функция которой – выработать и систематизировать знания об окружающем мире.
Основные задачи науки: описать, объяснить и предсказать явления действительности, основываясь на открываемых ею законах. Систему наук условно подразделяют на естественные, технические, общественные и гуманитарные науки.
Под термином «наука» обычно подразумевают:
Знания в повседневной жизни выступают как средство достижения практических целей, а в науке получение знаний и есть цель. Научная деятельность характеризуется:
Совокупности научных знаний характерна понятийная форма их выражения, их эмпирическая и теоретическая обоснованность, доступность для критики, ориентация на истинность и объективность, тенденция к системной связности и непротиворечивость.
Наука как социальный институт предполагает функционирование научных сообществ, учреждений, ряда научных периодических изданий, проведение научных конференций, дискуссий, связь науки с другими социальными институтами.
Спектр проблем философии науки
Философия науки – это одно из направлений философии, занимающееся исследованием характеристик научно-познавательной деятельности.
В соответствии с другим определением:
Философия науки – это философский раздел, разработанный в рамках разных направлений философии и занимающийся изучением науки в качестве специфической сферы человеческой деятельности и развивающейся системы знаний.
Готовые работы на аналогичную тему
Философия науки в качестве самостоятельного раздела философии сформировалась в конце ХХ века, как ответная реакция на потребность осмысления социальных и культурных функций науки в рамках научно-технического прогресса.
Философия науки в качестве философского направления существует с середины XIX века. Начало данному направлению положили работы позитивистов О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера.
Основная проблематика философии науки значительно изменилась за время существования этого направления.
На первом этапе основное внимание уделяли психологическим характеристикам и индуктивно-логическим процедурам опытного познания.
На втором этапе, то есть в первой четверти ХХ века началось осмысление революционных изменений в основании науки на рубеже веков. Центром внимания стали содержательные основные положения науки. Шло отделение науки от метафизики, математики от естествознания, социально-гуманитарного знания от естественнонаучного.
На третьей ступени – аналитической – во второй трети ХХ века, преобладающими являлись вопросы анализа научного языка. Неопозитивисты стремились к устранению из научного языка псевдонаучных утверждений и унификации науки на основании языка физики. Шло рассмотрение проблем построения целостной науки на фундаменте чистого эмпирического знания, сведение теоретической терминологии к эмпирической.
Современный этап – постпозитивистский – начался в 50-60-х годах ХХ века, его характеризует внимание к исторической динамике знаний и к социокультурным детерминантам познания, многообразие методологических концепций и их взаимная критика, признание относительности норм научно-познавательной деятельности. Поставлен вопрос о влиянии результатов и методов социально-гуманитарного знания на философию науки. Актуализированы проблемы распространения философско-методологического анализа на гуманитарные знания, донаучные и ненаучные разновидности познания.
Особенности современной науки
Современная наука – это наука XXI века. Она сама представляет удивительный феномен, радикально отличающийся от образа ее, сложившегося на протяжении предшествующих столетий. Не зря она часто называется «большая наука». Принято выделять сразу несколько ее характерных черт:
Современная наука
Краткая история возникновения и развития современной науки. Основные концепции науки и их взаимосвязь. Роль и статус науки в современном обществе, ее основные функции. Влияние научного мировоззрения на духовную сферу жизни общества и каждого человека.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.11.2017 |
Размер файла | 18,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Ведь наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли.
Сегодня стоят вопросы в весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.
1. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным. наука современный общество духовный
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом.
Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов.
Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.
Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. Поэтому разработано другая концепция науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
2. РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
21 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.).
Ниже перечислены одни из главных функций науки:
3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др;
4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.
3. ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА ДУХОВНУЮ СФЕРУ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли.
Наука постоянно расширяет область своего ведения. Это расширение границ научного миросозерцания является одним из наиболее характерных и наиболее важных симптомов научного прогресса. Развитие науки раздвигает рамки жизни и составляет могущественный элемент прогресса.
Влияние науки на все стороны духовной жизни человека неизбежно. Оно вызывается характером научных истин, во многом резко отличающихся от великих построений философии, произведений искусства, идеалов и концепций религии. Научные истины заставляют философов и теологов менять свои взгляды и концепции и вырабатывать новые более соответствующие и не противоречащие научным знаниям. Процесс борьбы науки с религией привел к становлению научной картины мира. Научная картина мира и связанные с нею конкретные знания различных дисциплин постепенно превратились в основу системы массового образования. Наука стала реальным фактором формирования мировоззрения людей.
Научное мировоззрение могущественно влияет на все формы жизни, мысли и чувства человека и заключает в себе единственные проявления истины, которые для всех времен и для всех людей являются бесспорными.
Соединений научных ценностей с социальными ценностями (нравственность, искусство, религиозное и философское постижение мира) в современную эпоху должно привести к возникновению нового типа научной реальности.
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.
Связанная с наукой, техникой и информацией модернизация человеческой жизни раскрывается перед нами со всеми своими тревогами. Мы обязаны исследовать проблемы, связанные с тем, измеряются ли успехи техники и науки по шкале гуманизма, отвечают ли они потребностям индивидуального развития людей, нужна ли какая-то сверхобычная техника для преодоления опасностей, грозящих человечеству. Мы еще далеки от удовлетворительного понимания радостей и печалей, достижений и провалов, которыми полна техническая деятельность человечества. Среди множества различных технических альтернатив мы должны осуществлять свой выбор с чувством реальной возможности следовать подлинно человеческим ценностям, и должны научиться предвидеть опасности, которые может принести наша научная или инженерная деятельность.
Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.
Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М.: Конкур, 1998
Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. М., 2003. 160 с.
Щеглов Б.С. Социальная рациональность в контексте современной эпистемологии // Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Воронеж, 2004. С. 98-104.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Развитие науки. Структура и функции науки. Фундаментальное и прикладное в науке. Функции науки. Влияние науки на материальную сторону жизни общества. Наука и технология. Влияние науки на духовную сферу жизни общества. Наука и развитие человека.
реферат [39,0 K], добавлен 01.12.2006
Теоретическое понятие науки. Некоторые аспекты изучения науки в древние времена. Этапы развития научной мысли в средневековые времена. Связь науки и философии. Современное состояние науки, ее основные концепции. Роль науки в современном обществе.
реферат [33,7 K], добавлен 07.11.2007
Философский анализ науки как специфическая система знания. Общие закономерности развития науки, её генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества.
учебное пособие [524,5 K], добавлен 05.04.2008
История развития науки. Появление мировоззренческих задач, геометрии у древних египтян и шумерской астрономии. Формирование философии. Принцип всеобщей относительности Эйнштейна. Воздействие науки на мировосприятие и ее роль в современном обществе.
эссе [9,4 K], добавлен 13.01.2014
реферат [30,4 K], добавлен 19.02.2011
Наука как особый вид знания и подходы к изучению науки. Позитивизм как философия научного знания, стадии его развития. Роль философии на позитивном этапе. Отличительные особенности неопозитивизма и сущность концепции нейтральных элементов опыта.
реферат [85,6 K], добавлен 17.12.2015
Роль науки в формировании современной картины мира, её социальные функции и место в жизни и развитии общества. Тенденции к интеграции различных отраслей науки, её значение в философском понимании мира человеком и формировании его духовной культуры.
реферат [21,3 K], добавлен 07.12.2016
Современная наука
История науки показывает, что научное знание не всегда является истинным. Понятие «научный» часто применяется в ситуациях, которые не гарантируют получение истинных знаний, особенно когда речь идет о теориях. Многие научные теории были опровергнуты. Иногда утверждают (например, Карл Поппер), что любое теоретическое высказывание всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.
Важные черты облика современной науки связаны с тем, что сегодня она является профессией.
Для развития науки характерны противостояние различных направлений. Новые идеи и теории утверждаются в напряженной борьбе. М.Планк сказал по этому поводу: «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу».
Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Она является одним из критериев научности.
Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности.
Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, обращение к статистическим данным и т.п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления.
Особенности современной науки кратко
Особенности современной науки
«В настоящее время мы все осознаем, — писал немецкий философ К.Ясперс, — что находимся на переломном рубеже истории. Это — век техники со всеми ее последствиями, которые, по-видимому, не оставят ничего из всего того, что на протяжении тысячелетий человек обрел в области труда, жизни, мышления, в области символики».
Наука и техника в XX столетии стали подлинными локомотивами истории. Они придали ей беспрецедентный динамизм, предоставили во власть человека огромную силу, которая позволила резко увеличить масштабы преобразовательной деятельности людей.
Радикально изменив естественную среду своего обитания, освоив всю поверхность Земли, всю биосферу, человек создал «вторую природу» — искусственную, которая для его жизни не менее значима, чем первая.
Сегодня благодаря огромным масштабам хозяйственной и культурной деятельности людей интенсивно осуществляются интеграционные процессы.
Взаимодействие различных стран и народов стало настолько значительным, что человечество в наше время представляет собой целостную систему, развитие которой реализует единый исторический процесс.
Что же представляет собой наука, которая привела к столь значительным изменениям во всей нашей жизни, во всем облике современной цивилизации? Она сама оказывается сегодня удивительным феноменом, радикально отличающимся от того ее образа, который вырисовывался еще в прошлом веке. Современную науку называют «большой наукой».
Каковы же основные характеристики «большой науки»? Резко возросшее количество ученых
Численность ученых в мире, человек
На рубеже XVIII—XIX вв. | около 1 тыс. |
В середине прошлого века | 10 тыс. |
В 1900 г. | 100 тыс. |
Конец XX столетия | свыше 5 млн. |
Наиболее быстрыми темпами количество людей, занимающихся наукой, увеличивалось после второй мировой войны.
Удвоение числа ученых (50—70 гг.)
Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
Рост научной информации
В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10—15 лет. Так, если в 1900 г. было около 10 тысяч научных журналов, то в настоящее время их уже несколько сотен тысяч. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX в.
Такой колоссальный рост научной информации создает особые трудности для выхода на передний край развития науки. Ученый сегодня должен прилагать огромные усилия для того, чтобы быть в курсе тех достижений, которые осуществляются даже в узкой области его специализации. А ведь он должен еще получать знания из смежных областей науки, информацию о развитии науки в целом, культуры, политики, столь необходимые ему для полноценной жизни и работы и как ученому, и как просто человеку.
Изменение мира науки
Наука сегодня охватывает огромную область знаний. Она включает около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом. Современная наука дает нам целостную картину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на Земле и основных стадий ее развития, возникновения и развития человека. Она постигает законы функционирования его психики, проникает в тайны бессознательного, которое играет большую роль в поведении людей. Наука сегодня изучает все, даже саму себя — то как она возникла, развивалась, как взаимодействовала с другими формами культуры, какое влияние оказывала на материальную и духовную жизнь общества.
Вместе с тем, ученые сегодня вовсе не считают, что они постигли все тайны мироздания.
В этом отношении представляется интересным следующее высказывание видного современного французского историка М.Блока о состоянии исторической науки: «Эта наука, переживающая детство, как все науки, чьим предметом является человеческий дух, это запоздалый гость в области рационального познания. Или, лучше сказать: состарившееся, прозябавшее в эмбриональной форме повествование, долго перегруженное вымыслами, еще дольше прикованное к событиям, наиболее непосредственно доступным, как серьезное аналитическое явление, история еще совсем молода».
В сознании современных ученых имеется ясное представление об огромных возможностях дальнейшего развития науки, радикального изменения на основе ее достижений наших представлений о мире и его преобразовании. Особые надежды здесь возлагаются на науки о живом, человеке, обществе. По мнению многих ученых, достижения именно в этих науках и широкое использование их в реальной практической жизни будут во многом определять особенности XXI века.
Превращение научной деятельности в особую профессию
Наука еще совсем недавно была свободной деятельностью отдельных ученых, которая мало интересовала бизнесменов и совсем не привлекала внимания политиков. Она не была профессией и никак специально не финансировалась. Вплоть до конца XIX в. у подавляющего большинства ученых научная деятельность не была главным источником их материального обеспечения. Как правило, научные исследования проводились в то время в университетах, и ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы.
Одна из первых научных лабораторий была создана немецким химиком Ю. Либихом в 1825 г. Она приносила ему значительные доходы. Однако это не было характерным для XIX в. Так, еще в конце прошлого столетия, известный французский микробиолог и химик Л.Пастер на вопрос Наполеона III, почему он не извлекает прибыли из своих открытий, ответил, что ученые Франции полагают унизительным зарабатывать деньги таким образом.
Сегодня ученый — это особая профессия. Миллионы ученых работают в наше время в специальных исследовательских институтах, лабораториях, различного рода комиссиях, советах. В XX в. появилось понятие «научный работник». Нормой стало выполнение функций консультанта или советника, их участие в выработке и принятии решений по самым разнообразным вопросам жизни общества.
Достижения современной науки
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Постижение это закрепляется в форме знаний как мысленного (понятийного, концептуального, интеллектуального) моделирования действительности.
Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.
Становление и развитие опытной науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям образа жизни человека. Как отмечал Б. Рассел: “Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке…
Новый мир, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века”
Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека.
Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни.
Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе. Современное развитие науки ведет к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности человека.
Особо впечатляющее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наука создает новую среду для бытия человека. «Как и искусство, — пишет М. Хайдеггер, — наука не есть просто культурное занятие человека.
Наука — способ, притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”
Таким образом, достижение современной науки является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом.
Социальные и психологические особенности науки
Уже в далекой древности открытие нового в природе вещей переживалось отдельным индивидом как социальная ценность, превосходящая любые другие. Быть может, первый уникальный прецедент связан с научным открытием, которое легенда приписывает одному из древнегреческих мудрецов Фалесу (VII века до н. э.), предсказавшему солнечное затмение. Тирану, пожелавшему вознаградить его за открытие, Фалес ответил: “Для меня было бы достаточной наградой, если бы ты не стал приписывать себе, когда станешь передавать, другим то, чему от меня научился, а сказал бы, что автором этого открытия являюсь скорее я, чем кто-либо другой”.
В этой реакции сказалась превосходящая любые другие ценности и притязания социальная потребность в признании персонального авторства. Психологический смысл открытия (значимость для личности) оборачивался социальным (значимость для других, непременно сопряженная с оценкой общественных заслуг личности в отношении безличностного научного знания).
Свой результат, достигнутый благодаря внутренней мотивации, а не “изготовленный” по заказу других, адресован этим другим, признание которыми успехов индивидуального ума воспринималось как высшая награда. Уже этот эпизод далекой древности иллюстрирует изначальную социальность личностного “параметра” науки как системы деятельности.
Общение ученых не исчерпывается обменом информацией. Иллюстрируя важные преимущества обмена идеями по сравнению с обменами товарами, Бернард Шоу писал: “Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то остаемся при своих — у каждого по яблоку.
Но если у каждого из нас по одной идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый из нас становится богаче, а именно — обладателем двух идей”.
Эта наглядная картина преимуществ интеллектуального общения не учитывает главную ценность общения в науке как творческого процесса, в котором возникает “третье яблоко”, когда при столкновении идей происходит “вспышка гения”. Процесс познания предполагает трансформацию значений. Если общение выступает в качестве непременного фактора познания, то такая информация не может интерпретироваться только как продукт усилий индивидуального ума.
Она порождается пересечением мысли, идущей из многих источников. Реальное движение научного познания выступает в форме порой весьма напряженных диалогов, простирающихся во времени и пространстве. Ведь исследователь задает вопросы не только природе, но также другим ее испытателям, ища в их ответах информацию (приемлемую или неприемлемую), без которой не может возникнуть его собственное решение.
Это побуждает подчеркнуть важный момент. Не следует, как это обычно делается, ограничиваться указанием на то, что значение термина (или высказывания) само по себе “немо” и сообщает нечто существенное только в целостном контексте всей теории.
Такой вывод лишь частично верен, ибо неявно предполагает, что теория представляет собой нечто относительно замкнутое. Конечно, любой термин лишен исторической достоверности вне контекста конкретной теории, смена постулатов которой меняет и его значение.
Прослеживая социальный параметр науки как деятельности, мы видим многообразие его “сечений”. Эта деятельность вписана в конкретно-исторический социокультурный контекст. Она подчинена нормам, вырабатываемым сообществом ученых. (В частности, вошедший в это сообщество призван производить новое знание и над ним неизменно тяготеет “запрет на повтор”.) Еще один уровень представляет причастность к школе или направлению, к кругу общения, входя в который индивид становится человеком науки.
Наука, как живая система, — это производство не только идей, но и творящих их людей. Внутри самой системы идет незримая непрерывная работа по построению умов, способных решать ее назревающие проблемы. Школа как единство исследования, общения и обучения творчеству, является одной из основных форм научно — социальных объединений, притом древнейшей формой, характерной для познания на всех уровнях его эволюции. В отличие от организаций типа научно — исследовательского учреждения школа в науке является неформальным, т.
е. не имеющим юридического статуса объединением. Ее организация не планируется заранее и не регулируется регламентом. Поскольку конфронтация и оппонирование происходят в зоне, которую контролирует научное сообщество, вершащее суд над своими членами, ученый вынужден не только учитывать мнение и позицию оппонентов с целью уяснить для самого себя степень надежности своих оказавшихся под огнем критики данных, но и отвечать оппонентам.
Полемика, хотя бы и скрытая, становится катализатором работы мысли. Между тем, подобно тому как за каждым продуктом научного труда стоят незримые процессы, происходящие в творческой лаборатории ученого, к ним обычно относят построение гипотез, деятельность воображения, силу абстракции и т. п., в производстве этого продукта незримо участвуют оппоненты, с которыми он ведет скрытую полемику. Очевидно, что скрытая полемика приобретает наибольший накал в тех случаях, когда выдвигается идея, претендующая на радикальное изменение устоявшегося свода знаний.
И это не удивительно. Сообщество должно обладать своего рода “защитным механизмом”, который препятствовал бы “всеядности”, немедленной ассимиляции любого мнения. Отсюда и то естественное сопротивление общества, которое приходится испытывать каждому, кто притязает на признание за его достижениями новаторского характера. Признавая социальность научного творчества, следует иметь в виду, что наряду с макроскопическим аспектом (который охватывает как социальные нормы и принципы организации мира науки, так и сложный комплекс отношений между этим миром и обществом) имеется микросоциальный.
Он представлен, в частности в оппонентном круге. Но в нем, как и в других микросоциальных феноменах, выражено также и личностное начало творчества. На уровне возникновения нового знания — идет ли речь об открытии, факте, теории или исследовательском направлении, в русле которого работают различные группы и школы, — мы оказываемся лицом к лицу с творческой индивидуальностью ученого. Ее игнорирование столь же неправомерно, как редукция процесса научного познания к внутрипсихическим “вспышкам гения”.
Таким образом, научная информация о вещах сливается с информацией о мнениях других по поводу этих вещей. В широком смысле и добывание сведений о вещах, и добывание сведений о мнениях других по поводу этих вещей может быть названо информационной деятельностью. Она столь же древняя, как сама наука. Для того чтобы успешно выполнить свою главную социальную роль, ученый должен быть информирован о том, было что известно до него. В противном случае, он может оказаться в положении открывателя уже установленных истин.
В настоящее время в экономике, политике и социальной жизни общества все большую роль играет научно-техническая революция. Она представляет собой сложную динамичную систему, которая включает в себя науку, технику и производство. В этой системе наука служит генератором идей, техника осуществляет их материальное воплощение, которое реализуется через производство.
Развитие науки приводит к глубоким, революционным изменениям в технике и технологии, что, естественно, революционизирует и материальное производство.
Первой и наиболее характерной чертой современной науки является то, что она становится непосредственной производительной силой.
Это значит, что технический прогресс непосредственно опирается на развитие науки. Даже техническое проектирование стало отраслью научного труда (почти всегда при проектировании решаются новые научные проблемы).
Конечно, не вся наука «работает» исключительно на технику. В общем объеме науки значительное место занимают исследования, решающие «собственные» проблемы науки. И все же можно говорить об индустриализации науки не только с точки зрения ее оснащения, но и с точки зрения ее связей с производством.
Вторая характерная черта современной науки – масштабность. На смену ученым-одиночкам, относительно свободным в выборе научной проблематики и сроков исследования, пришла масса людей, опирающаяся на мощную техническую базу, научная работа которых планируется и управляется.
Резкое ускорение темпов научно-технического прогресса – третья характерная черта современной науки.
Оно приводит, во-первых, к развитию науки в направлении ее внутренней дифференциации, вызывающей, в свою очередь, узкую специализацию исследователей, и, во-вторых, к колоссальному увеличению объема накапливаемых знаний, что требует новых масштабов и форм систематизации передачи научной информации.
Наряду с процессом дробления и специализации в современной науке проявляется и противоположный процесс «объединения» не только смежных, но и весьма далеких наук, например: экономики и математики, эксплуатации автомобильного транспорта и математической логики.
Это четвертая характерная черта современной науки, которую можно назвать тесным взаимодействием наук. Особенно ярко это проявляется в глубоком проникновении математических методов в самые разные, не только точные, но и гуманитарные науки.
В последние годы в науке обнаруживается еще одна – пятая характерная черта системный подход к изучению объектов исследования. Это означает, что исследователь выявляет не только строение и свойства исследуемого объекта, но и старается понять способ связи его частей и подсистем, понять функции, выполняемые каждым элементом.
При системном подходе исследуемый объект рассматривается как сложное целое, обладающее свойствами сохранять устойчивость и качественную определенность в различных условиях его существования.
Эти характерные черты науки определяют ее приоритетные направления. Для России на современном этапе они таковы:
1 Энергетика– энергообеспечение, нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, энергосбережение и эффективное использование энергии; создание энерго- и ресурсоэкономичных архитектурно-конструктивных систем нового поколения.
2 Машины и механизмы– механика машин, обеспечение надежности и безопасности технических систем, повышение конкурентоспособности продукции машиностроения.
3 Новые материалы и вещества, модифицированные биологические формы – физические, химические, биологические и генетические методы и технологии получения новых веществ, материалов, модифицированных биологических форм, наноматериалы и нанотехнологии.
4 Технологии профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
Медицинская техника, изделия медицинского назначения, лекарственные препараты – разработка новых лечебных, диагностических, профилактических и реабилитационных технологий, приборов и изделий медицинского назначения, лекарственных и иммунобиологических препаратов, клеточных и молекулярно-биологических технологий.
5 Продовольственная безопасность и эффективность агропромышленного комплекса– повышение эффективности агропромышленного комплекса и уровня продовольственной безопасности, разработка интенсивных и ресурсоэкономных технологий ведения сельского хозяйства.
6 Математика, физика, информационные технологии – математическое и физическое моделирование систем, структур и процессов в природе и обществе, информационные технологии, создание современной информационной инфраструктуры.
7 Новые приборы, электроника, лазерно-оптическая техника – конкурентоспособные изделия радио-, микро-, нано-, СВЧ- и силовой электроники, микросенсорики, лазерно-оптической техники, разработка новых видов приборов, в том числе для научных целей.
8 Природопользование и экология – полезные ископаемые и недра России, методы эффективного использования и возобновления природных ресурсов, проблемы экологии, методы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
9 Социально-ориентированная инновационная экономика – теоретико-методологические основы становления в Республике Беларусь инновационной социально-ориентированной экономики, обеспечивающей ее устойчивое развитие во взаимодействии с мировой экономической системой.
10 Человек, общество, культура, образование – философско-мировоззренческие предпосылки и логико-методологические основания общественного прогресса и социальной устойчивости, развития личности, культуры и образования, формирования идеологии белорусского общества.
11 Обороноспособность и национальная безопасность – научное обеспечение укрепления обороноспособности и повышения уровня национальной безопасности России.
Характерные черты современной науки
Современная наука представляет собой обширную ассоциацию естественно-научных, гуманитарных, технических отраслей, определенное единство которой обеспечивается стратегией исследований, стилем постановки и изучения проблем, способом производства и функционирования знаний, природой исследовательской деятельности и т.д.
Она характеризуется использованием качественно новых способов научного исследования, слиянием революции в науке и технике в общую научно-техническую революцию, важными чертами которой является автоматизация, кибернетизация, химизация производства, овладение ядерной энергией, стремительное освоение космоса.
Широкое использование электрон но- вычислительной техники, автоматизация обработки информации создают условия для резкого увеличения продуктивности труда ученых. Задачи, которые стоят перед современной наукой, уже не могут быть успешно решены без использования ЭВМ, которая параллельно с экспериментом все более становится самостоятельным источником знаний.
Так, физическая картина явления может быть получена на основе количественной обработки на ЭВМ предложенными теоретическими формулами, как это было сделано при создании математической модели Азовского моря, при прогнозировании изменений в биосфере в результате ядерной войны.
Характерной чертой современной науки становится «лавинный», экспоненционный рост научной информации, обработка и анализ которой традиционными методами уже невозможны.
Это требует как усовершенствования технических средств обработки и передачи информации, так и последующего синтеза конкретных наук, с их обобщением и трансформацией разнообразных научных данных в более упорядоченную стройную систему научных знаний.
На современном этапе наука все более изучает и использует глобальные и космические явления, закономерности, факторы, что характеризует новые взаимоотношения человека и природы.
Познание и освоение космоса имеет большое значение для решения целого ряда земных проблем глобального характера (экологической, источников энергии и сырья, охраны Мирового океана и т.д. ), для оценки и прогноза определенных метеорологических, геологических и других явлений.
Они также обеспечили бурное развитие космических методов исследования в таких науках, как метеорология, геодезия, ландшафтоведение, геология, землеведение и т.д. И сейчас уже можно говорить о космическом землеведении, то есть изучению Земли из космоса при помощи искусственных спутников и космических станций.
Исследование космоса оказывает большое влияние на развитие научно-технического прогресса, концентрирует наиболее передовые достижения науки и техники различных направлений, являясь мощным стимулятором дальнейшего развития науки, техники, производства, поскольку результаты решения сложных задач при проведении космических исследований используются и в земных условиях.
Именно развитие космической техники определило производство новых материалов, сверхчистых металлов и сплавов увеличенной мощности и легкости, требует автоматизации, микро миниатюризации, увеличения надежности и точности продукции и т.д.
Одна из характеристик особенностей современной науки — высокие темпы её развития, которые становятся важнейшим фактором социального прогресса, роста уровня культуры и экономики общества.
В характере научной деятельности, в самой системе отношений между учеными, которые складываются в процессе их деятельности, произошли коренные изменения, обусловленные переходом от индивидуальной исследовательской работы к работе крупных исследовательских учреждений с их подчинением определенной цели, единому плану, с их организационной иерархией, разделением труда, коллективностью творческого поиска.
В эпоху бурного научно-технического прогресса происходит процесс взаимопроникновения и интеграции научных знаний, возникновение междисциплинарных исследовательских отраслей.
Это предвидел еще В.И.Вернадский, который в своих «Размышлениях натуралиста» писал: «… рост научных знаний ХХ века быстро стирает грани между отдельными науками.
Мы все больше специализируемся не на науках, а на проблемах. Это дает возможность, с одной стороны, углубляться в исследуемые явления, а с другой – расширять охват его всех точек зрения».
Междисциплинарные исследования требуют создания междисциплинарных научных центров как постоянных (региональных центров), так и временных (конкретных исследовательских программ и проектов, временных научных коллективов и т.д.) или периодичных (например, программы Международного геофизического года).
При этом возникают разноаспектные проблемы, среди которых важнейшей является подготовка высоко квалифицированных специалистов в междисциплинарных отраслях.
Это требует прежде всего культивирования в высшей школе целевой подготовки специалистов по специальным учебно-научным программам, что, в частности, сегодня особенно необходимо для будущих специалистов в областях наук о Земле.
В современных условиях все более выделяется производственная инфраструктура, которая включает отраслевые научные исследования, подготовку и переподготовку кадров, информационное обеспечение и управление производством, создание природоохранных технологий и т.д.
Развитие науки зависит и от объема затраченных на неё средств.
Современные масштабы научных исследований, эффективная реализация полученных результатов, сложность и постоянно растущая стоимость научных исследований требуют больших объёмов финансирования. Особенно возрастает стоимость исследований на ведущих направлениях научно-технического прогресса, что связано с индустриализацией научных поисков. При проведении многих фундаментальных исследований используется дорогостоящая и уникальная аппаратура, необходимы крупные вычислительные центры, оснащенные современным оборудованием, которое обеспечивает автоматизированную обработку информационных потоков.
Сегодня большое количество институтов фундаментального профиля по наличию оборудования, насыщенности контрольно-измерительной аппаратурой, использованию энергетических мощностей и по другим показателям уже приблизились к крупным промышленным объектам.
По мнению известного научного деятеля И.Г.Герасимова, в развитии современной науки произошли такие изменения :
Открыты ранее неизвестные, качественно новые объекты, возникли новые научные проблемы и направления исследований, созданы новые сложные материальные средства познания;
Произошла глубокая дифференциация научно-исследовательской деятельности, её результаты приобрели организованный характер;
Расширено взаимодействие различных наук в разрешении не только специальных заданий, а и проблем развития самой науки;
Разрабатываются долгосрочные программы научных исследований, планируется и организовуется деятельность научных коллективов, а вместе с этим и управление развитием науки.
Как справедливо указывает философ У.А.Раджабов, «наука ХХ века отличается качественным своеобразием в сравнении с наукой предыдущих столетий.
В отличие от классического природоведения, современному природоведению присущи рефлективность и теоретичность, оно отличается наличием развитой методологической инфраструктуры, которая регулирует динамику роста знаний и интегрирует отдельные научные дисциплины в целостную систему».
В книге бельгийских ученых И.Пригожина и И. Стенгерса «Порядок из хаоса.
Новый диалог с природой» мастерски изображена «сцена» современной науки с её умопомрачительной панорамой идей, которые находятся в постоянном движении. Авторы на современном этапе развития науки аргументировано акцентируют переход от «мира количества» к «миру качества», к миру, который возникает, предстает, а не просто дается. Подчеркивается, что природным процессам и явлениям, которые познаются, предпочтительно присуща необратимость (направленность) и случайность, в то время как пропагандируемые ранее их обратимость и строгая детерминация является только исключениями из данного общего правила.
Наука способствовала и способствует прогрессу человеческого общества, на беспримерные результаты направленной в будущее научно-технической революции ссылается сложный механизм современного развития.
Одновременно наука выдвинула новые, иногда беспрецедентные проблемы и альтернативы. И как в недалеком прошлом безмерно возвышали научно-технический прогресс, связывая с ним всесторонний прогресс человечества, так сейчас настолько же безоглядно зачастую многими отрицается социально-этичная и гуманистическая сущность развития науки, скептично воспринимается сократовский постулат «знания и добропорядочность неразрывны».
Современный процесс интенсификации производства связан с необходимостью более полного и рационального использования природного сырья, прежде всего минерально-сырьевых ресурсов.
Это непосредственно соприкасается с актуальными проблемами охраны окружающей среды, обеспечения природосохраняющего воспроизводства. Разрешение таких жизненно важных проблем сейчас выступает одним из приоритетных направлений всей общности современных научных исследований. Как подчеркивал русский академик А.Л.
Яншин, время разговоров, общих размышлений о важности охраны природы прошло, результативность природоохранных действий становится решающим направлением будущей экологической программы. Диалектика такова, что научно-технический прогресс не только создает проблемы гармоничного развития системы «человек – природа», а и помогает эффективно их решать.
Сегодня рациональное использование минеральных ресурсов все более связывается с созданием безотходных производств на всех стадиях добычи и переработки сырья, изготовления, перемещения, хранения и употребления продукции.
Организация безотходного производства обозначает качественно новый этап развития промышленного производства, его технологии и техники. Речь идет о создании предприятий нового типа — комплексных комбинатов, которые объединяют различные отрасли на базе полного использования всех привлеченных сырьевых ресурсов и производственных отходов.
Таким образом, наука сегодня полностью осознает себя как источник экономичного, социального и культурного прогресса общества, понимает свою ответственность за будущее человечества и подчиняет этой ответственности свои решения и поиски.
В условиях современного научно-технического прогресса растет взаимодействие науки как важного компонента социальной инфраструктуры с непроизводственной сферой (образование, культура, охрана здоровья и т.д.