Что такое современная организация
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые элементы современной организации
Чтобы представить себе устройство создаваемой организации, потребуется изучить взаимодействие нескольких ключевых факторов. Именно благодаря взаимодействию этих факторов, организация развивается как единое целое, выполняя заданную функцию. Для ознакомления с основными факторами — элементами современной организации — воспользуемся визуальной моделью, представленной на рисунке, и коротко опишем каждый из них.
Модель представляет внутренние элементы, присущие непосредственно самой организации (миссия, цели, стержневые цели и ценности, люди и квалификации, системы, стратегия, культура, структура, процессы бизнеса), и ее внешнее окружение.
Миссия организации —- это образ компании, предназначение компании, ее кредо, выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. В миссии должна быть заключена философия управления, а формулировка миссии должна представлять собой установку для всего персонала компании. Она должна быть короткой, точной и понятной для всех работающих. В формулировке миссии необходимо отразить:
Миссия должна включать в себя общественно значимые приоритеты, соответствовать высшим идеалам общества. Известный японский предприниматель К. Татеиси отмечал: «Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех». Г. Форд так сформулировал свою миссию: «Я хочу производить для людей самые надежные и дешевые автомобили». Миссия влияет на имидж, привлекает покупателей, влияет на деловую среду, придает организации определенность и индивидуальность. Она предъявляет требования к сотрудникам.
Если проанализировать миссии известных компаний, то можно сделать вывод о том, что организация, которая учитывает общественно значимые интересы государства, получает большие преимущества.
Миссия должна иметь гуманный характер. «Благосостояние — для всех!» — провозгласил Л. Эрхард, начиная свои реформы в послевоенной и разрушенной Германии. И провел их успешно, постоянно разъясняя населению, какие трудности им вместе надо преодолеть. «Приватизация — любой ценой!» — провозгласил А. Чубайс и быстро реализовал сказанное, но население не ощутило позитивных результатов и не поддержало реформу.
Кроме общества в целом, на миссию оказывают влияние: рынок, потребители, руководители организации, сотрудники, собственники акций, партнеры, местное сообщество. Миссия пересматривается в соответствии с изменениями, происходящими в компании. Миссия должна быть понятна и доведена до каждого работающего в компании, так как в современном конкурирующем мире бизнеса для выживания компании нужна коллективная воля. Каждый работник, являясь элементом системы, должен хорошо понимать, куда движется система, знать, на каком отрезке траектории своего развития она находится в настоящий момент, и представлять тенденции развития.
Примеры формулировок миссии различных компаний:
Цели организации — это конкретные намерения о реализации миссии. Миссия не должна остаться только лозунгом, декларацией, а должна реализовываться через конкретные цели. Цель есть тот желаемый конкретный результат, на достижение которого направлены усилия организации.
Выбор цели организации — наиболее ответственный момент в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируются стратегия и тактика организации, разрабатываются планы и прогнозы, оцениваются результаты. Цель — это тот самый стержень, вокруг которого и формируется оргаж-зация как единая система. Среди множества целей надо уметь выбрать, увидеть стержневые цели и ценности, то, что действительно архиважно и без чего организация не сможет реализовать свою миссию. Опрос менеджеров, работающих в крупных дистрибьюторньгх фирмах, показал, что основными ценностями для своих фирм они называют: честность, необходимость прибыли и удовлетворение потребителя. Стержневыми ценностями для парков Диснея являются: безопасность, вежливость, зрелищность, эффективность. Не будь эти ценности тщательно продуманы, люди оказались бы предоставлены сами себе. Лицо, отвечающее за последний пункт, не должно переоценивать значение эффективности и подвергать риску реализацию трех вышестоящих ценностей.
Выработка стержневых целей и ценностей имеет глубокий смысл: они должны учитывать меру социальной и этической ответственности организации перед обществом. Например, при развитии нефтедобывающего комплекса на Самотлоре (Тюменская область, Нижневартовск) стержневой целью должна была бы стать охрана окружао-щей среды, но этого не произошло, и общество получило еще одну территорию с кризисной экологической ситуацией. Цель надсистемы (общества, региона) была игнорирована интересами системы (корпорации, отрасли).
При разработке целей необходимо помнить о противоречивости целей отдельных элементов системы, системы и надсистемы, системы и ее внешнего окружения.
Примеры противоречивости целей.
Цели соответствуют разным иерархическим уровням. Генеральная цель организации — основа для постановки целей ее подразделений. Иерархию и соподчиненность целей, сформированных организацией, называют деревом целей:
Чтобы система целей была измеримой, необходимо иметь набор критериев, которые позволяют определять степень достижения целей. Действительно, если мы хотим задействовать механизм обратной связи, надо устанавливать отклонения от заданной цели, т.е. от заданного критерия. Система критериев также может быть представлена вместе с деревом целей, имеющем несколько уровней (рангов) целеполагания:
— уровень исполнения решений, здесь также должна быть своя система критериев.
По временному диапазону цели бывают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
Основные требования при постановке целей: достижимость, гибкость, приемлемость, конкретность, измеримость и совместимость.
Стратегия — один из рычагов осуществления миссии и достижения целей.
В Оксфордском словаре английского языка дано следующее определение: «Стратегия — искусство главнокомандующего, искусство планирования и ведения крупных военных операций и войны в целом, в отличие от тактики — искусства руководства войсками в бою или при приближении противника». О стратегии написано множество книг, и бизнесмены взяли на вооружение этот термин, используемый военными. Большинство деловых людей согласится с определением Наполеона: «Стратегия — это запланированная маневренность». С другой стороны, тактика — это разработка, подготовка и ведение непосредственно боевых действий. Тактика и стратегия не равнозначны: тактикой занимаются лейтенанты, стратегия же — работа генералов. Таково толкование стратегии военными.
Исследуя организационные системы, мы употребляем термин «стратегия» для описания явления, оказывающего длительное влияние на характер организации. Стратегию как долговременный замысел можно осуществить только в том случае, если он не противоречит реальности. Например, фирма берет как одну из главных стратегию обновления продукции (инновационная стратегия). При этом фирма не располагает ни соответствующими профессиональными, ни финансовыми ресурсами. Неправильное применение и неправильный выбор стратегии ведут к конфликтам, срывам, постоянным изменениям внутри организации, что отрицательно сказывается на ее работе.
Стратегия иногда определяется как метод, посредством которого компания планирует создавать уникальные ценности (товар или услуги). Каким образом, с помощью каких средств и действий организация собирается достичь цели в изменяющихся условиях? Исходя из уникальности, неповторимости миссии организации, каждая компания вырабатывает свою уникальную стратегию. Существует столько стратегий, сколько компаний. Выделяют общекорпоративную стратегию, которая определяет на перспективу общее направление деятельности организации. Можно выделить: предпринимательские (деловые) стратегии и функциональные стратегии (маркетинговая, финансовая, производственная, исследований и разработок, управления). Мировой опыт компаний показывает, что многочисленные стратегии призваны обеспечить результат с помощью трех основных стратегических направлений: организационная эффективность; инновация (обновление) продукции; близость к потребителю.
Организационная эффективность. Компании, следующие по этому направлению, разрабатывают стратегии, которые снижают производственные затраты, постоянно меняют функциональную и организационную структуры с целью повышения эффективности.
Инновация (обновление) продукции. Компании, следующие этому направлению, сосредоточены на стратегии постоянного обновления продукции, услуг, поиска инноваций. Примерами компаний, пользующихся этой стратегией, могут служить «Сони», «Сименс» и др.
Близость к потребителю. Это важнейшая стратегия для компаний, зависящих от потребителей. Для них важен сервис, лестный для клиентов, завоевывающий потребителя. Потребитель пользуется услугами этой фирмы, даже если цены там значительно выше. У таких фирм появляются «ярые фанаты», которые продвигают товары или услуги компании. Легендарное «Нет проблем!» тоже относится к этому классу стратегий.
Фирма, которой не удается разработать действенных стратегий хотя бы по одному из трех этих направлений, никогда не сможет стать компанией мирового класса, будет постоянно испытывать трудности.
Непосредственное существование и развитие организации во многом зависят от тактических успехов. В свою очередь тактика опирается на процессы бизнеса, структуру и системы, которые действуют в организации. Использование тактики для получения преимущества перед конкурентами может одновременно оказать длительное влияние на характер организации. Однако если продолжать применять одни и те же тактические методы, несмотря на изменения, они станут преградой на пути к инновациям, внесут элемент организационной инертности, не учитывающей условия среды.
Процессы бизнеса — это основные процессы, обеспечивающие создание продукта или услуги. Например, в небольшом медицинском центре ключевыми процессами будут: прием больного, определение диагноза, лечение, выписка с последующим наблюдением. Для промышленного предприятия основные процессы — поиск оригинальной идеи; разработка соответствующего типа продукции; производство продукции (производство может состоять из множества разных технологий); сбыт готовой продукции. Процессы бизнеса — важнейший элемент любой организации. Но чтобы не стать тормозом в эволюции организации, они должны меняться в соответствии с изменением внутренних и внешних условий,
Структура организации — это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Структура характеризует конкретную систему (организацию) со стороны ее строения. Элементами формальной структуры являются подразделения (команды, отделы, отделения) и управленческая иерархия. Структура определяет, может ли компания быть быстродействующей и гибкой. Как и стратегии, организационные структуры имеют множество вариантов. В условиях неопределенности и постоянных изменений любая структура будет временной.
Системы — это хорошо отработанные процедуры, стимулирующие функционирование и развитие организации. Если в организации хорошо работают системы планирования, контроля, информации, мотивации и признания, обучения кадров, то можно говорить об успешной организации.
Некоторые известные западные авторы выделяют пять важнейших систем, без наличия которых организация не способна к устойчивому развитию:
Люди и квалификации — важнейший ресурс любой организации. Прежде чем определить типы людей, нужных вашей организации, необходимо определить стержневые квалификации для процессов бизнеса и достижения поставленных целей. Стержневые квалификации вносят неравнозначный и уникальный вклад в создание итогового продукта, идущего к потребителю, и при этом служат источником конкурентного преимущества. Стержневые квалификации для каждой конкретной компании специфичны. Например, стержневая квалификация «Хонды» (двигатели и силовые поезда) дает ей явное преимущество в производстве автомобилей, мотоциклов, газонокосилок и генераторов. Именно благодаря специалистам по двигателям автомобиль «Хонда» потребляет бензина намного меньше, чем другие автомобили того же класса. Для высшего учебного заведения стержневыми квалификациями являются профессорско-преподавательский состав, для ресторана — повара и т.д.
Носителями стержневых квалификаций являются люди. Существует четыре ключевых момента в отношении к человеческим ресурсам:
Согласование действий по всем этим направлениям — залог успеха повышения квалификации и способностей сотрудников организации.
Культура внутренней жизни организации — это образ жизни, мышления, действия. Понятие организационной культуры в последние годы переосмыслено. Оно трактуется на основе двух основных моментов: с точки зрения ценностей, превалирующих внутри организации и с точки зрения национальных культур. Этот последний аспект имеет особое значение в современных условиях интернационализации и глобализации бизнеса. Культура есть «способ, которым мы выполняем работу». Она проявляется в поведении и речи людей в организации, основывается на совместных взглядах и убеждениях ее членов.
Мы рассмотрели основные элементы внутренней среды организации. Но для устойчивого развития организации большое значение имеет состояние внешней среды организации, ее макроокружение. В современном бизнесе перемены происходят так часто, так быстро усложняется внешняя среда и так значительно ее воздействие на элементы внутренней среды, что преуспевающей организации необходимо хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся окружении бизнеса.
I
Новые формы современных организаций
Тема новых форм современных организаций на данный момент имеет большую актуальность. В последнее время мир претерпевает изменения во многих сферах, из них: демографическая, культурная, политическая, информационная, технологическая и др. Нашу современность захватил такой процесс, как глобализация, вместе с этим стираются всевозможные границы для распространения услуг и товаров, информационных технологий, культурного обмена, мир постепенно превращается в единую огромную бизнес–площадку, которая открывает много возможностей для потенциальных предпринимателей и клиентов.
В связи с этим многие организации переходят к новым формам ведения бизнеса. Возникают новые бизнес–структуры, которые через Всемирную Сеть позволяют устанавливать партнерские отношения, в независимости от места нахождения партнеров друг от друга
Данный вид ведения бизнеса на данный момент является одним из самых эффективных, так как практически каждый современный человек использует электронные носители в повседневной жизни (ПК, ноутбук, планшет, телефон),что позволяет клиенту в любое время и в любом месте найти интересующий его товар или услугу, сразу оплатить (интернет– банкинг, WebMoney, Яндекс Деньги, QIWI и т.д.) и выбрать доставку товара удобным для него способом.
Виртуальные организации
Появление интернета способствовало возникновению новых бизнес–структур, которые с помощью Сети могут устанавливать партнерские отношения, находясь при этом в любой точке земного шара. Это позволило территориально рассредоточенным предпринимателям или компаниям создавать единый или базовый уровень компетенции и при помощи инфокоммуникационных технологий (ИКТ) разрабатывать эффективные технологические процессы производства товаров и услуг. По статистическим данным Ассоциации Компаний Интернет Торговли (АКИТ) количество компаний, который занимаются своим бизнесом в Интернете растет в геометрической прогрессии.
Такие бизнес–структуры имеют следующие параметры организации:
Можно выделить 4 основные цели создания виртуальных организаций: формирование общей ресурсной базы для снижения издержек ее эксплуатации и воспроизводства, создание общей базы знаний, обмен необходимыми компетенциями и предложение рынку более привлекательной ценности, распределение рисков между партнерами, максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта (системного эффекта).
Значение новых форм организации способствует формированию бизнес–структур. Мы живем в век информационных технологий, тем самым, можно сказать, что Интернет является базой для того, чтобы сформировать бизнес–площадки. Такие бизнес–структуры за счет более высокой гибкости могут быстро адаптироваться к изменениям рынка и трансформироваться в новые структуры, формируя при этом тот уровень компетенции, который необходим для организации производства товаров и услуг в зависимости от потребностей рынка.
Сетевой бизнес сейчас уверенно шагает по Интернету, есть огромное количество разных компаний, работающих по принципу многоуровнего маркетинга: это и продуктовые компании, и инвестиционные и туристические компании, этот список можно продолжать бесконечно. Зачастую компании работают хорошо, но их развитие оставляет желать лучшего, для того, чтобы компания имела спрос, используют сетевой маркетинг.
Обязательные атрибуты современных организаций
Необходимо проработать каждую составляющую бизнеса, чтобы работа компании была на высоком уровне. Основа – фирменный, современный и грамотный сайт, главная задача которого – занять ТОП позиции в поисковых системах. Человек зайдет на сайт с поиска, а значит, по запросу, связанному с этой компанией, а у вас сайт командный – грамотно оформлен, современный, человек на нем останется и может он будет уже являться вашим потенциальным клиентом.
Обязательно нужна дорогая, качественная, красивая и грамотно проработанная продающая страница – Landing Page (веб–страница, основной задачей которой является сбор контактных данных целевой аудитории). Эту страницу везде распространять: рассылки, контекстная, баннерная реклама, социальные сети. Обязательно настраивать и настраивать грамотно контекстную рекламу Яндекс Директ.
Командный сайт есть, находится в ТОПе. Что дальше? Научить всех сотрудников компании этим пользоваться. Без обучения ничего не получится. Более того, обучив человека определенным навыкам и умениям, помимо того, что он будет эффективен для вас, он будет еще очень благодарен за то, что с вашей помощью и в вашей команде он вышел на серьезный результат. Такой партнер с вами останется всегда и будет знать, что вы его приведете к результату.
Digital-маркетинг
Также для развития организации можно использовать таргетированную рекламу.
Тематичность рекламы – самый точный ход. Проще говоря, речь идет про соответствие материалов, которые призывают к покупке того или иного товара и услуги, с интересами тех людей, которым они демонстрируются. К примеру, рекламировать пуанты нужно там, где можно встретить балерин.
По статистике продаж, которую ведут практически все компании в любой сфере бизнеса, можно увидеть, что таргетируемая реклама – это наиболее эффективный канал продаж. Эффективнее нее могут быть только слухи и личные рекомендации постоянных клиентов своим друзьям и знакомым. Поэтому, собственно говоря, такой способ продвижения продукта ценится больше всего. Настройка таргетированной рекламы в социальных сетях позволяет четко определить группы пользователей, учитывая их возраст, пол, место жительства и даже личные интересы.
Таким образом, можно сделать вывод, что виртуальные организации развиваются с каждым днем все больше и больше. Многие предприниматели выбирают именно такую форму ведения бизнеса и я считаю, что за данными бизнес–площадками будущее предпринимательской деятельности.
Природа и сущность современной организации
Эффект синэргии. Анализируя процесс возникновения организаций в человеческом обществе, мы задаем себе естественные вопросы: для чего люди начинают сотрудничать и взаимодействовать в ходе достижения своих целей? Если цель у всех членов группы одна, то разве их разрозненные действия не должны привести к тому же результату?
Для того чтобы понять суть этого уникального эффекта организации, проведем следующую аналогию: пусть два теннисных мяча находятся в разных состояниях. Каждому из мячей сообщается одинаковое количество энергии, но разной природы. Например, один из мячей нагрет до определенной температуры, а следовательно, получает дополнительную энергию в виде теплоты. Но несмотря на полученную энергию, шар не может совершить работу, поскольку все его частицы беспорядочно ориентированы.
Второму шару также придана дополнительная энергия, которая сообщается ему путем толчка или удара. В этом случае все частицы шара ориентированы в направлении, противоположном толчку или удару, т.е. в одном направлении, поэтому шар начинает движение и может пробить тонкую стенку на своем пути. Таким образом, при сообщении шару некоторого количества энергии воздействие его на внешнюю среду будет различным в зависимости от направления ориентации различных частей.
Переходя к организациям, можно сказать, что эффективность ее деятельности будет высокой только в том случае, когда удастся скоординировать действия всех ее подразделений и отдельных членов, т.е. придать их действиям однонаправленность. Только тогда организация может взаимодействовать с внешним окружением, что является необходимым условием ее выживания. Это является первым важным моментом эффекта синэргии. Достижение координации действий между отдельными частями организации представляет собой сложную проблему.
Классический пример того, что происходит в отсутствие координации действий, дает библейская история строительства Вавилонской башни. Смешение языков привело к отсутствию понимания между людьми, строящими башню, и отсутствию координации действий между ними. В результате эффективность их деятельности в организации не только не повысилась, но и стала в значительной мере следствием действий отдельных работников, что в конечном итоге привело к разрушению башни.
Таким образом, можно сделать вывод: эффект синэргии появляется, если, во-первых, усилия всех участников скоординированы руководящим органом организации так, что каждый член организации знает, что ему делать, в каком месте и в какое время; во-вторых, все участники одновременно действуют для достижения организационных целей.
Многие исследователи полагают, что эффект синэргии проявляется только в концентрации усилий, и сводят понятие синэргизма к приложению усилий точно в одном месте и в нужное время. Однако такое понимание эффекта синэргии нельзя назвать полным. Это понятие должно учитывать, что эффект синэргии усиливается в случае мотивации усилий, при появлении стремления участников достигать собственных целей через достижение целей организации.
Определение организации. Понятие часто используется в повседневной практике, причем в это понятие вкладывается самое различное содержание. Три самых распространенных значения термина дает А.И. Пригожин.
Вопервых, организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координации усилий отдельных членов социальной группы.
Например, руководитель организует производственный процесс. Это означает, что он должен расставить работников по рабочим местам таким образом, чтобы достигались непрерывность и быстрота выполнения операций. Кроме того, он должен обеспечить взаимозаменяемость и установить нормы выработки, режим рабочего дня, взаимодействие рабочих участка и поставщиков и т.д. Эта деятельность называется организацией производственного процесса.
Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, связанных определенным образом. Обычно термин в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур. В частности, говорят, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами.
В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию.
Например, банк представляет собой организацию, выполняющую функцию накопления, распределения и упорядоченного использования денег, а школа – организацию, коллектив которой участвует в выполнении функции передачи знаний молодому поколению и функции его социализации.
Можно выделить четыре основных направления в определении теории организации.
Анализ этих четырех направлений в определении организации позволяет выделить две специфические черты, отличающие организации от других видов социальных групп.
Во-первых, организации – это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия – для реализации политической программы, больница – для лечения больных.
Во-вторых, организации – такие группы, которым свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают практически все сферы поведения ее членов. Эти правила ясно и точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации. Директор, его заместители и помощники или рядовые исполнители – все они подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от личностных качеств.
На основании перечисленных основных специфических черт можно дать следующее определение организации: организация – это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованных структур на основе специализации или разделения труда.
Нередко определение организации отражает и такую специфическую черту, как наличие координирующего и управляющего органов. Однако эти органы присущи не всем организованным социальным группам.
Опыт показывает, что в некоторых организациях развито самоуправление, они характеризуются высокой степенью взаимозависимости отдельных подразделений и зрелостью работников; эти организации могут иметь относительно слабо развитый координирующий орган, выполняющий в основном функции связи с внешним окружением. Но подавляющее большинство организаций нуждается в централизованном управлении и наличии координирующего органа с широкими полномочиями.
В целом современная организация – это сложный организм, построенный на четкой координации усилий всех структурных единиц, осуществляемой со стороны управленческого органа. Функционирование организации основано на системе особых, организационных отношений, на четком определении и выполнении ролевых требований каждым членом организации.