Что такое современная пастораль

Рубрика Точка зрения

СТАТЬЯ Военная пастораль (по повести В. Астафьева «Пастух и пастушка»)

«Современная пастораль»

В. П. Астафьев для повести «Пастух и пастушка», написанной в 1967 г., избрал особое жанровое определение — «современная пастораль». Почему именно пастораль? Этот жанр комбинирует возвышенную сентиментальность пасторали и жестокость военного быта. Идиллическая любовь пастухов и пастушек, воспетая поэтами Античности и Средневековья, породила идеал мирного существования на лоне природы. У Астафьева мирного существования нет, оно вообще не кажется достижимым в рамках заданного художественного мира, потому что степень внутренних повреждений героев, речь о которых пойдет ниже, предельна. Утраченная гармония только подчеркивает внутреннюю чистоту героев, которая какое-то время хранит их от внутреннего разложения.

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

«За давно не топленной, но все же угарно пахнущей баней, при виде которой сразу зачесалось тело, возле картофельной ямы, покрытой шалашиком из будылья, лежали убитые старик и старуха. Залп вчерашней артподготовки прижал их за баней — тут их и убило.

Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику.»

Образы стариков, случайно погибших, «обнявшихся преданно в смертный час», предвещают развитие линии любви Бориса и Люси в повести.

Новый Николай Ростов

Главный герой напоминает «мальчиков» Окуджавы: он молод, по-своему наивен и неопытен, на войне он, в отличие от Мохнакова, сохраняет внутреннюю целостность. Примечательно воспоминание о самых первых шагах Бориса Костяева на фронте, которое удивительно напоминает конфликт между ожиданиями и реальностью у молодых героев из «Войны и мира»

Любовь во время войны

Однако молодой герой не идет по пути деградации, так как его нравственные качества даже в страшных условиях не оставляют его.

Позднее Борис узнает, как на самом деле всё «работает» на войне, он поймет, что его порыв немедленно геройствовать был ошибкой.

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

Расчёт советского 45-мм противотанкового орудия 53-К на позиции в районе Понырей, 1943.

Сердце, которое он сберег от ужаса войны, — то, благодаря чему Астафьев может рассказать «современную пастораль». Любовь, рождающаяся между Борисом и девушкой Люсей, которая устроила бойцов на ночлег в своем доме, помогает читателю увидеть Бориса не только как воина, но и как сына, возлюбленного, человека. Описание того недолгого времени, что влюбленные провели вместе, наполнено чуткими заметками автора о каждом колебании их отношения друг к другу: после сближения наступает отдаление, связанное с пережитыми ужасами войны. Воспоминания Люси о зверствах «фрица», который на той самой постели потрошил девушек, уносят её прочь от Бориса, так что у него возникает желание уйти прочь. «Он невольно отстранился от нее, и опять его потянуло на кухню, к солдатам — проще там все, понятней, а тут черт-те какие страсти-ужасы, и вообще. » Иллюзия покоя всё равно нарушается: «Люся уткнулась носом в мятый, будто изжеванный погон лейтенанта и дрогнула: стойкий запах гари, земли, пота не истребило стиркой.» Героям не дано сбежать от пережитого трагического опыта.

Внутренний мир Люси читатель познает через призму сознания Бориса, а для него её внезапные слёзы или нежность могут быть непонятными. Для него странно знать, что она когда-то училась в музыкальном училище, как это странно и для неё самой. Героя шокирует её рассказ о повешенном генерале, его удивляют вопросы о родителях, которые она задает, эта женщина с «такими близкими и в то же время далёкими глазами», и вопросы эти, очевидно, более понятны самому автору и должны быть понятны для читателя. Если в главе «Свидание» мы узнаем внешний облик героини, то внутренне она раскрывается именно в сцене прощания. Люся мечтает о том, как после войны они снова встретятся, а она в белом платье примчится

на вокзал к своему «лейтенантику», а вокруг все будут счастливы, но её настигает осознание реальности: «Люся прервалась и чуть слышно выдохнула:

— Ничего этого не будет.» Она надевает нарядное платье, и это тоже показательная деталь, потому что платье, которое очевидно приберегалось для особого случая, она достала именно теперь — любовь к Борису переживается как лучший момент всей жизни. «Она ловила его руки, пыталась прижать к себе: вот, мол, я, вот, с тобой, тут, рядом. » Люся противится необходимости расставания, и внутреннее сопротивление выражается в этом её жесте. Всячески девушка стремится скрыть свои чувства, Борису она напоминает раскапризничавшуюся школьницу на выпускном вечере, и толкового разговора при прощании в избе у них не происходит. Позднее Люся не выдерживает и догоняет бойцов, которые уже были в машине, чтобы попрощаться со всеми и, разумеется, с Борисом, и бежит в туфлях по снегу. Астафьев не использует внутренний монолог или речь героини для её характеристики, но деталь передает исключительность её состояния. «Корней Аркадьевич снял с Люси туфлю, вытряхнул снег. Опираясь на плечо Малышева, Люся стояла на одной ноге, смеялась сквозь слезы и что-то говорила, говорила.» От Бориса не остается даже адреса, ничего, «всё было и всё минуло», и по возвращении Люся истошным воем производит на вошедшего сержанта впечатление сходящей с ума.

Чувства Бориса при расставании с единственной в его жизни женщиной переданы через повествование от третьего лица: «Никакого душевного потрясения Борис еще не испытывал, лишь чувствовал, как непросохший, затвердевший на морозе воротник обручем сдавливал шею, да шинелью снова жгло, пилило натертое место, да от холода ли, от закостеневшего ли воротничка было трудно дышать, мысли ровно бы затвердели в голове, остановились, но сердце и жизнь, пущенные в эту ночь на большую скорость, двигались своим чередом.» Любовь к Люсе превращает героя в другого человека, и эти перемены замечают в нем сослуживцы.

Деградация и/или стойкость

В Борисе читателю важна его «пасторальная» молодость и неискушенность,

Астафьев не использует внутренний монолог или речь героини для её характеристики, но деталь передает исключительность её состояния.

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

Подразделение зенитных орудий движется на передовые позиции, 1942.

Война меняет и Бориса. Он сам замечает за собой, что начал «привыкать» к смерти, когда не чувствует страдания в сердце от смерти беспечного сапёра-Шкалика. Привычка к смерти и «оглушенность», устоявшаяся боль в сердце — патологические процессы в человеке на пути к его гибели духовной и физической, которые отмечает Астафьев.

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

«Почему ты лежишь один посреди России?»

Астафьев, как и Толстой, утверждает ценность человеческой жизни и чувств, говорит о войне как о неоспоримом зле, которое нельзя замаскировать проповедями героизма и патриотизма.

Любовь как самое простое и естественное для человека чувство оказывается попрана войной.

Повесть заключена в композиционное кольцо: одинокая женщина находит заброшенную могилу солдата, и произносит лишь один вопрос: «Почему ты лежишь один посреди России?» У пастуха и пастушки в военной пасторали есть только один счастливый финал: счастье умереть в одной могиле. Женщина, которая находит могилу своего солдата, может горевать лишь о том, что он лежит в своей могиле один, без нее, и надеяться на их будущее воссоединение. «Спи! Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро. Совсем скоро мы будем вместе. Там уж никто не в силах разлучить нас». ■

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Источник

Тема природы и человека в творчестве В. П. Астафьева

Школьное сочинение

В наше время очень много говорится об экологических проблемах, об угрозе, которая нависла не только над природой, но и над нами — людьми. И это понятно, ведь мы — часть природы, одно из звеньев цепи, которая когда-то была прочной и надежной. Как же так случилось, что мы сами порвали эту цепь? Откуда возникло это нелепое, чудовищное противостояние между природой и человеком? Когда-то кто-то решил объявить человека «царем природы». Но «царь» этот оказался злым, жестоким и беспощадным. Он превратил окружающий мир не просто в подчиненного, а в раба. Точнее, попытался превратить. Потому что природа не сдается просто так. Человек объявил ей войну,— она готова дать достойный ответ. И тут вспоминаются слова Егора Полушкина из романа Е. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»: «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!»

Экологические вопросы не раз затрагивались в литературе. Взаимоотношениям природы и человека посвящено немало стихов, рассказов, повестей и романов. Потому что писатели и поэты, обладая чутким сердцем, отзывчивой душой и наблюдательным взглядом, не могут не заметить, а заметив, не могут остаться равнодушными к тому злу, которое все чаще причиняет человек окружающей его природе. Особенно остро конфликт между природой и человеком-потребителем раскрывается в произведениях современных писателей. И все чаще они рассматривают этот конфликт с философской точки зрения — как противостояние беззащитной красоты и наступательного, вселенского зла. Говоря об отношении человека к природе, большинство авторов идут дальше, глубже, перенося эти отношения в социальную сферу, делая их мерилом человеческих чувств, личности и общества в целом.

Именно такой философский подход использует в своем творчестве известный русский писатель Виктор Петрович Астафьев — признанный мастер, знающий и чувствующий природу, требующий бережного к ней отношения. Тема природы и человека в той или иной мере звучит во всех его произведениях. С помощью ее Астафьев стремится решать глобальные проблемы времени, искать пути совершенствования личности, пробуждать в человеке чувство сострадания. Тема природы захватила писателя с самых первых его рассказов для детей, где она в основном выражается в восторженном отношении к окружающему миру, в восхищении его красотой. Впоследствии же эта тема углубляется автором и начинает звучать уже как тема экологическая. Защита природы, защита человеческого в человеке — вот основная мысль, которая проходит через все творчество писателя. Она связана с высокими гуманистическими традициями всей русской классической литературы.

В большинстве произведений Астафьева главными действующими лицами являются природа, человек и сам автор. При этом природа выступает то в виде конкретных пейзажей, то как абстрактная философская категория. Разнообразными красками рисует писатель человека, чей образ в основном зависит от отношения к окружающему миру — как к миру природы, так и к миру людей. Каждый персонаж у Астафьева сложен и многогранен. И задача автора заключается в том, чтобы увидеть и оценить многообразные взаимосвязи человека и природы.

В рассказах писателя мы сталкиваемся с двумя противоположными видами этих взаимоотношений: с одной стороны, те, кто бездумно и жестоко уничтожает природу, с другой — те, кто стремится всеми способами сохранить, спасти окружающий мир. В этом отношении к природе проявляется в целом нравственная сущность человека. С теплотой и сочувствием рисует В. Астафьев образы душевных, чистых сердцем людей, например главная героиня рассказа «Людочка», сохранившая жестоких жизненных условиях доброту, порядочность, милосердие и уважение к людям. В этом произведении затронуты важнейшие вопросы: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности. Все эти вопросы тесно взаимосвязаны и переплетаются между собой.

В городском парке люди выкопали канаву и проложили по ней трубу, а вот закопать забыли. «С годами к канаве приползло и разрослось, как ему хотелось, всякое дурнолесье и дуркотравье: бузина, малинник, тальник, волчатник, одичалый смородник, не рожавший ягод, и всюду развесистая полынь, жизнерадостные лопухи и колючки. Кое-где дурнину эту непролазную пробивало кривоствольными черемухами, две-три вербы, одна почерневшая от плесени упрямая береза росла и, отпрянув сажень на десять, вежливо пошумливая листьями, цвели в середине лета кособокие липы». Что же сделал с когда-то буйной и красивой природой человек? Как мог допустить все это? Вырублены леса, уничтожены цветы, плодородная в прошлом земля изрыта канавами, залитыми грязной зловонной водой. Уничтожив красоту, человек порвал все связи с окружающим миром. Он поработил природу, заставил работать на себя. Но чего он этим добился? Только постепенного самоуничтожения! Вместо того чтобы жить в согласии с природой, наслаждаться ее красотой и обогащать свой внутренний мир общением с ней, человек вынужден теперь бороться за собственное выживание.

Что же, как говорит Астафьев в повести «Царь-рыба», «пришла пора отчитаться за грехи, пробил крестный час». Люди ужасно эгоистичны и лицемерны, они не способны чувствовать чужую боль. Даже то, что еще осталось от природы, они испоганили, так как считали это ничьим. И в этом изуродованном мире все чаще появляются такие «изуродованные» люди, как Стрекач из «Людочки» — жалкое, нравственно одичавшее существо, которое собрало в себе все гадкое и подлое, что только может быть в человеке.

В. Астафьев в своих произведениях ставит вопрос не только об экологии природы, но и об экологии души. «Забылся в человеке человек!» —говорит писатель, и от этого все беды человеческие, все катастрофы. Разорваны связи человека с природой — отсюда великие нравственные потери, утрата человеком живой души. Автор убежден, что спасать природу необходимо не только вокруг человека, но и в нем самом.

Автор показывает пробуждение души своего героя, полное нравственное перерождение, которое и спасает его от смерти. «Клянусь родом и подом: брошу рыбачить. » — обещает Игнатьич. И сдерживает свое обещание. Потому что постигает главную истину: смысл человеческой жизни в том, чтобы всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. Не случайно, освободившись от рыбы, герой ощутил, что «ему сделалось легче». «Телу — оттого, что рыба не тянула вниз. душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения». Да, человеческая душа очерствела, человек беспощадно губит природу, приближая возможные экологические катастрофы, приближая собственную гибель. Но все же В. Астафьев решительно не согласен с тем, что наступило время разрушения и ничего исправить нельзя. Он не может спокойно воспринимать надругательство над природой и убежден, что остались еще люди, которые, как и он, не утратили духовной чистоты. Еще есть шанс на спасение у человека и человечества. И этот шанс в том, чтобы оглянуться, осознать свои ошибки, увидеть красоту природы и сделать все возможное, чтобы сберечь, сохранить, приумножить эту красоту. Потому значительная роль отведена в произведениях Астафьева таким людям, как Аким, которого автор сравнивает со стойким северным цветком. Мать «подарила ему братьев и сестер, тундру и реку, чистое небо, солнце. цветок, протыкающий землю веснами, звуки ветра, белизну снега. «. И он благодарен ей за это. Всю доброту, все тепло своего сердца Аким с радостью отдает окружающим: «Дети и собаки его любили — верный признак души открытой и незлой». Верой в лучшее будущее, в то, что человечество одумается и тем самым спасет себя, проникнуты пейзажи Астафьева.

Красота природы, слияние с ней дают его героям силы для существования. Природа выступает единственным источником энергии и успокоения. Она очищает мысли и душу.

Писатель обращается к каждому из нас, призывая помнить, что природа и человек неразрывно связаны между собой. Губя природу, мы губим самих себя, разрушая связи не только с окружающим миром, но и с себе подобными. Поэтому, чтобы выжить и не потерять себя, мы обязаны соблюдать разумное равновесие между человеком, его внутренним миром и окружающей его природой.

Астафьев в своих произведениях выражает надежду на то, что еще не поздно осознать все это и наладить гармоничные отношения с миром.

«Красота спасет мир», — говорил Ф. М. Достоевский. Так давайте же научимся видеть эту красоту! Давайте впустим ее в свои сердца и будем беречь, как самое дорогое в жизни!

Источник

Пастораль — изящный и беззаботный жанр искусства эпох Барокко и Рококо

Пастораль (от латинского pastorale «пастушеский») — это жанр в искусстве, в идиллической манере описывающий традиционную мирную сельскую жизнь. Пасторалями называют не только картины художников, но и произведения музыки, театра и литературы, посвященные тематике пастушества. Этому жанру характерно противопоставление приукрашенной жизни обычных крестьян бесцельным тяготам существования городских жителей.

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

Пастораль в искусстве имеет ярко выраженную социальную направленность. Этот жанр возник в период зарождения капитализма и пользовался большой популярностью в среде аристократов, весьма далеких от настоящей сельской жизни. Героями пасторальных картин часто становились не реальные труженики, а идеализированные или мифологические персонажи.

История пасторали

История пасторали берет свое начало в XVI веке. Создателем этого жанра в искусстве считается итальянский поэт Якопо Саннадзаро (Jacopo Sannazaro). В 1504 году вышел в свет его роман «Аркадия», в котором автор мастерски отобразил идиллическую картину жизни деревенских пастухов. Саннадзаро сумел убедить огромное количество читателей в том, что в этом утопическом мире царит гармония и счастье, абсолютно отсутствуют страдания и горести.

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

Огромная популярность «Аркадии» стала толчком к бурному развитию пасторального жанра в различных видах искусства. В живописи одним из первых к этой тематике обратился знаменитый художник итальянского Ренессанса Джорджоне (Giorgione). В 1510 году он написал картину «Сельский концерт», в которой рядом с обычными мужчинами изображены божественные обнаженные нимфы. Хотя многие искусствоведы оспаривают авторство этой картины и считают ее творением молодого Тициана (Tiziano Vecellio).

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

Работа великого мастера была восторженно принята публикой и на несколько столетий стала образцом нового жанра в изобразительном искусстве. К этой тематике в своем творчестве обращались многие великие живописцы XVI-XVII веков.

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

В эпоху Барокко и Рококо пастораль достигла пика популярности. Помимо картин в этот период создавались многочисленные музыкальные и литературные произведения: симфонии, балеты, оперы, романы, стихи и драмы.

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

Последний всплеск активного интереса к пасторали состоялся в первой половине XIX века, когда в искусстве доминировал романтизм. Произведения этого направления отображали высокую духовную ценность человека и картины очаровательной сельской жизни идеально вписывались в идейные каноны стиля.

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

В середине XIX века с появлением новых революционных течений в искусстве пасторальный жанр утратил былую популярность. С этого времени идиллические образы в живописи стали неинтересны широкой публике, их вытеснили более актуальные для общества произведения в духе реализма, модерна и авангарда.

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

Известные художники пасторального жанра

Среди самых знаменитых художников-пасторалистов много великих мастеров живописи. Их картины и сегодня поражают зрителя изящной красотой и гармонией. Отдельного упоминания в нашей статье заслуживают:

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

Нежными пасторалями мастеров старой школы можно любоваться часами. Они очаровывают зрителя беззаботной легкостью художественных образов и невероятно красивыми пейзажами.

Что такое современная пастораль. Смотреть фото Что такое современная пастораль. Смотреть картинку Что такое современная пастораль. Картинка про Что такое современная пастораль. Фото Что такое современная пастораль

Посетители портала Very Important Lot имеют прекрасную возможность принять участие в аукционах искусства в разных уголках Земли в режиме онлайн. Здесь же можно недорого купить картины, рисунки, скульптуры у современных художников без посредников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *