Что такое современная россия
Современное российское государство
Во время реформ 90-х гг. XX столетия и в начале XXI века Россия претерпела существенную эволюцию. Но говорить о том, что в период реформ (с 1993-го г. по 2009-й г.) в России было построено демократическое государство, пока что рано.
Современное российское государство обладает рядом отличительных признаков.
Тип государства
Для современной России характерен переходный (транзитный) тип государства. На нем остался отпечаток бывшей, авторитарной (советской) государственности. Таким образом, современное российское государство:
Параллельно происходило зарождение и укрепление демократических начал в государственной деятельности: разделялись ветви власти, конституция обрела большую значимость, свободные выборы воспринимались как способ формирования верховной власти государства, появился политический плюрализм, т.е. многообразие политических партий, идеологий.
Новые институты образуются быстрее, чем происходит формирование гражданского общества и демократической политической культуры. При таких условиях абсолютно неочевиден конечный пункт назначения российской государственности: демократия либо автократия.
Форма правления
По своей форме правления, как это прописано в Конституции от 1993-го г., Россия трудно ассоциируется с президентской республикой, о чем утверждает множество экспертов. Следует отметить, что президент – это не глава исполнительной ветви власти, который не является ответственным за проводимую социальную экономическую политику, хотя он назначает членов правительства. Вероятнее даже, что в Российской Федерации на практике сформировалась смесь признаков президентской и смешанной республики.
Государственная власть разделяется по принципу «1+3», при этом президент выведен за привычную модель разделения властей. Он находится над ними, символизируя самостоятельную (президентскую) ветвь власти. В его руках сосредоточены существенные полномочия, при которых законодательные, исполнительные, контрольные органы остаются в зависимости от него. Парламент и правительство выступают не в качестве самостоятельных институтов, а вспомогательных, технических, целью которых является служение президенту. Подобная моноцентрическая модель власти заточена под личность главы страны, делая народ заложником собственных качеств.
Чем это чревато для общественности, можно увидеть по опыту 90-х гг. XX столетия. Во время правления Б.И. Ельцина (с 1993-го г. по 1999-й г.) Россия оказалась на грани развала в связи с глубоким экономическим кризисом. Несмотря на декларацию в Конституции 1993-го г. о демократическом и социальном характере государства, социальная сущность его была олигархической. Из-за номенклатурной приватизации происходило сращивание собственности и власти в олигархических руках (финансовых, промышленных), которые овладевали государственной собственностью. Данные группы влияли на процедуру принятия решений. На тот момент Россия отражала интересы узкой олигархической группы и новой номенклатурной бюрократии, а не народа.
Россия снова стала выполнять функцию обеспечения «общего блага» только в период правления В.В. Путина (с 2000-го г. по 2008-й г.). Одиозные олигархические группы, привязанные к верховной власти, были исключены из системы госвласти, а государство начало рассматривать проблемы большинства населения.
Коррупция и преступность
Вместе с номенклатурно-олигархическими признаками для современной России характерна масштабная коррупция и слияние госвласти с организованной преступностью. Слияние происходит не только в качестве подкупа должностных лиц криминальными группами, но и через проникновение последних путем всеобщих выборов. Преступные организации стремятся легализовать собственный бизнес: им подконтрольны в России до половины товарооборота, множество банков, промышленных компаний, при этом они стремятся стать легальными игроками на политической арене.
Политический режим
Политический режим современной России прошел 2 этапа. В 90-е гг. XX столетия его можно определить в качестве режима конкурентной олигархии. Деструктуризация тоталитарных институтов и декларация демократических принципов работы новых властных органов не привели к особой перестройке государственного механизма. Страна отказалась от собственных социальных обязательств и обслуживала интересы промышленно-финансовых групп. Из-за того что отсутствовала независимая судебная власть, расцвела коррупция и происходил произвол властей, а тем временем большая часть населения пыталась как-то выживать.
В начале XXI века конкурентная олигархия трансформировалась в управляемую демократию. Существенно увеличилась регулирующая роль государства. После длительного хаоса выстроилась вертикаль исполнительной ветви власти. Появился новый порядок назначения глав субъектов: отныне они назначались и отзывались президентом. Федерация стала более централизованной.
Государственный механизм
Существующий гос. механизм, который слабо реагирует на меняющиеся потребности общества, отличается крайней неэффективностью. Это ярко было выражено в процессе рыночных реформ 90-х гг. XX столетия. Из процедуры реформ почти было исключено 60 миллионов людей, которые оказались за чертой нищеты. Данное обстоятельство не способствовало становлению зрелого гражданского общества, наоборот, происходила его маргинализация. Благодаря административным реформам 1996-1998-х гг. не повышалась его эффективность, так как не было такой цели.
С 2000-го г. неэффективность госаппарата компенсировалась финансовым потоком «дешевых денег» от реализации нефти и газа по высоким мировым расценкам. Мировой финансовый кризис 2008-2009-го гг. снова обострил этот вопрос. В результате в 2009-м г. ниже черты бедности жило свыше 40 миллионов людей (а это 1/3 населения), хоть порог ее существенно увеличился.
Форма политико-территориального устройства
Современная Россия по форме территориального устройства объединяет в себе федеративные и конфедеративные начала. Отметим, что в Российской Федерации существуют как национально-государственные образования, к которым относится республика, автономная область, автономный округ, так и административно-территориальные образования, которые представляют край, область. Все они обладают равным статусом субъектов (таких в РФ на сегодняшний день насчитывается 83), однако, различаются по собственным возможностям, а поэтому и объем полномочий центра и субъектов в каждой конкретной ситуации различный.
Отношения центра с большинством национально-государственных образований строятся на основании 2-сторонних договоров, которые закрепляют разделение компетенций.
Таким образом, строятся взаимоотношения центра с Башкортостаном, Татарстаном, Якутией и некоторыми другими областями.
Поэтому в России выстраивается федерация с асимметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов Федерации союзной страны. Подобные образования могут быть эффективными в случае, если в их основе заложена экономическая и другая заинтересованность обоих участников в сотрудничестве и строгая вертикаль власти, которая способна выполнять федеральные программы. Но в современных условиях многие регионы (70) получают дотации, и не могут сами решать свои проблемы.
Современная Россия – это государство-недоразумение. Но недоразумение с большими претензиями
Вы согласитесь, что большой и великий – это не синонимы? Особенно в геополитике. О месте России в мире и хотелось бы поговорить в свете прошедших недавно международных саммитов.
8-9 июня 2018 года в мировой политике случилось два больших события: саммит G7 и саммит ШОС. Примечательно, что оба саммита проходили буквально параллельно и генеральный вопрос этих международных встреч был один: Кто и как будет управлять миром в XXI веке.
Поскольку встречи проходили параллельно, то можно смело предположить, что у участников этих саммитов совершенно перпендикулярный взгляд на грядущее будущее: на обустройство мирового порядка, деятельность мировой финансово-экономической системы, организация международной безопасности и т.д. и т.п.
У «Большой семёрки» сегодня большие, можно сказать глобальные, проблемы и от этих горестей саммит глав западных государств был больше похож на собрание жильцов в советской коммунальной квартире – Васисуалий Лоханкин (он же Трамп) демонстративно и нагло нарушает сложившиеся в коммунальном хозяйстве правила. Более того, требует, чтобы соседи приняли его условия дальнейшего совместного проживания.
«Маленькая шестёрка», как часть «большой семёрки», сделала почти героическую попытку надавить (уговорить, усовестить, объяснить, принудить, в конце концов) на Трампа и вернуть хуличана на оговоренную ранее, привычную союзникам, траекторию, но Дональд, нужно отдать ему должное, в заготовленную ловушку не пошёл, сделал соседям красиво ручкой и улетел в Сингапур, заниматься действительно важным для американского президента делом.
И что бы про Трампа не говорили, а он, на фоне Макрона и Меркель, просто молодец и умница. Он прекрасно знал, что «шестерка» попытается оказать на него давление. Более того, участники саммита, задолго до начала мероприятия, анонсировали не только свои ультиматумы, но и грядущую победу. И что делает Трамп? Он пишет в Твиттере:
Россия должна быть на встрече, должна быть ее частью. Знаете, нравится вам это или нет, и это может политически некорректным, но нам надо тут управлять миром, и G7, которая раньше была G8, но выкинула Россию, должна принять Россию обратно. Нам нужна Россия за столом переговоров.
И убивает сразу, как минимум, двух зайцев одним твиттом:
Чего хотели от Трампа?
В случае же если Трамп не пойдёт на уступки, то лидеры стран недовольной «шестёрки» грозились подписать итоговые документы без США и даже против США, звучали угрозы «изоляции США».
Предполагались «острые споры», «тяжёлые и проблематичные дискуссии», которые приведут к решению возникших между союзниками проблем на основании общих западных ценностей.
Что получилось в итоге:
США не разрешат другим странам вводить огромные пошлины и торговые ограничения в адрес наших фермеров, рабочих и компаний, в то время как они посылают свою продукцию в нашу страну без уплаты сборов. Мы терпели произвол в торговле в течение десятилетий, и это слишком затянулось.
А ещё сделал заявление, что у него нет времени на выслушивание нотаций от тех, кто много лет обворовывает рядовых американцев и хочет заниматься этим и дальше.
Никакого единого фронта против Трампа не случилось. И вообще фронта как-то не получилось…
Буквально на следующий день после окончания саммита в Квебеке, президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкерк заявил:
Поэтому мы должны вернуться, я бы не сказал к нормальным отношениям с Россией, но есть так много отраслей, где мы можем лучше сотрудничать с исследованиями, инновациями и другими. Не забывая о том, каковы наши различия и разногласия. Но эту травлю России надо прекратить.
Макрон заявил, что теперь Франция займёт лидирующее положение в Европе, поскольку Германия плохо справляется с ролью лидера Евросоюза. Россия нужна Европе для решения возникших проблем, но о равноправном партнёрстве пока не может быть и речи.
Следом и Меркель признала, что Запад нуждается в России для преодоления кризисов, но для присоединения России «к большой семёрке» требуется прогресс в реализации минских соглашений.
Так «замечательно» прошёл саммит в Канаде. А что случилось на Востоке?
«Шанхайская организация сотрудничества» — это не только почти половина населения земного шара. Это ещё и формирующийся действительно мощный геополитический центр, который потенциально решает не только экономические задачи в Евразийском регионе, но и уже прямо ставит задачи по формированию второго полюса силы, который ограничит (а в перспективе обнулит) западное влияние на Евразийском континенте. Следовательно, логичным этапом развития ШОС будет перерастание союза экономического в политический, а затем и военно-политический.
Нужно сказать, что ШОС, в целом, движется к поставленным целям – уже достаточно ясно формируются правила и устраивающая стороны модель экономического сотрудничества, проходят совместные учения по борьбе «с террористами», что ясно указывает на подготовку к созданию органа коллективной безопасности.
А если строится структура, то в ближайшее время остро встанет вопрос о лидерстве. И о лидерстве не только в ШОС. Понятно, что на роль лидера сегодня претендует Китай с его мечтой о овладении миром без войны.
И в этих условиях, рано или поздно, остро встанет вопрос о месте России в ШОС. Не декларативной позиции равного партнёра, а именно месте, которое Россия будет занимать по праву. И вот тут возникают большие проблемы, которые вытекают не столь из состояния экономики современной России, сколько из её, если можно так сказать, морально-политического состояния.
Россия – это страна без какой-либо стратегии собственного развития, без миссии (как говорят на западе), но с большими амбициями стать лидером. Лидером кого и чего? Куда страна может повести своих партнёров и союзников? К высотам либеральных ценностей?
Страной фактически руководят либералы, т.е. представители того самого параллельного и перпендикулярно мира G7, который совсем не устраивает Китай и против которого фактически создана ШОС.
При этом коллективный Запад достаточно давно (задолго до 2014 года) дал ясный сигнал – Россия никогда не будет принята Западом, как равный партнёр. Более того, сегодня Запад сделает всё, чтобы даже страны такой не было. Только после этого жёсткого указание на желаемое будущее, Россия даже не повернула, а обозначила взгляд на Восток. При этом Россия действует в направлении Востока так, что и Китаю, и Индии понятно – поманит Запад Россию и российские власти с большим удовольствием разрушат восточное партнёрство. Кому такой союзник нужен?
Россияне удивляются тому, что в сторону Запада с разной скоростью дрейфуют бывшие советские республики. А чему тут удивляться? В системе либерального рынка Россия, при любом уровне экономики, не будет лидером. Даже страной-союзником для коллективного Запада не будет? Это поставщик дешёвого сырья и рынок сбыта для западных товаров при самом благоприятном, для России, развитии ситуации. А какой смысл связывать свою судьбу и будущее с гарантированным аутсайдером системы?
Не особенно интересна сегодня Россия, как союзник, и формирующемуся азиатскому центу силы. Китай и Индия – это социалистические государства. Либеральная Россия – это однозначно идеологически чуждый элемент. Кроме того, это государство с системной коррупцией и растущей социальной напряжённостью, что делает союз с таким «субъектом» весьма опасным. Более 80 % населения отрицательно относятся к либеральной модели развития страны.
Современная Россия – это, фактически, не суверенное государство, а взбунтовавшаяся западная колония. При этом как-то странно взбунтовавшаяся – тут мы бунтуем, а тут доллары заворачиваем. Российские политики смеются над Украиной, которая в Раде воюет с Россией, а параллельно торговый оборот увеличивает. А чем, по большому счёту, Россия отличается от Украины? Какой-то игрушечный суверенитет… В Сирии воюем, а доллары регулярно в США текут.
По этой причине и коллективный Восток Россия интересует не более, чем поставщик дешёвого сырья. Какие ещё могут быть общие цели?
Была бы Россия размером с Швейцарию и выпускала исключительно шоколад – её статус «ни вашим, ни нашим», «поскольку мы великая держава сама по себе», всех бы замечательно устроил. Всякие разговоры про многовекторную политику России – это от невеликого ума. Посмотрите, чем закончилась многовекторность для Украины. Куда приведёт «многовекторность» Казахстан? Тут, как говорится, к бабке не ходи…
Запад за уничтожение России уже взялся. Можно достаточно точно предположить, что однажды и у Китая терпение только смотреть на это бардак кончится, и «дракон покажет зубы».
Если Запад несёт по миру глобальный (или теперь американский протекционисткий) либерализм, то Китай, что подтвердил Октябрьский съезд, будет, как альтернативу, продвигать идею китайского социализма. И все страны ШОС, кроме России, эту социальную идею поддерживают.
Страна без собственного геополитического проекта не может в современном мире претендовать на величие и лидерство. Россия могла бы формировать своё геополитическое пространство и сейчас для этого ещё есть возможности. На постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке, в Азии. Если бы только у страны был свой большой привлекательный проект, отличный от желания российских элит стать привилегированными подручными Запада буквально любой ценой.
Почему современная Россия — страна победившего неофеодализма: рассуждает сотрудник спецслужб
Много лет назад во время прогулки по весеннему Замоскворечью мой товарищ N (историк по образованию и философ в душе) в беседе о нравственных началах государственного управления в России высказал тезис, показавшийся мне тогда не просто спорным, но абсурдным. N утверждал, что зарождавшийся в ранних 2000-х строй — не дикий капитализм, а развитой феодализм.
N специализировался на истории Античности, разбирался в хитросплетениях римской политической жизни, а я уже тогда понимал, что человечество редко придумывает новые механизмы там, где прекрасно работают старые.
В те годы многих переполнял патриотизм: 1990-е подошли к концу, у России был новый молодой президент, нефть дорожала. В страну хлынули деньги. Правда, вскоре стало понятно, что у некоторых персонажей — до тех пор не входивших в списки олигархов — этих денег становится необъяснимо и непропорционально много и что несмотря на разговоры о борьбе с коррупцией имущественное расслоение растет. На первый план начали выходить силовики, загнавшие в андеграунд последних бандитов. Окрепло и напиталось ликвидностью чиновничество. В деловой жаргон вошли такие термины, как «структуры», «решальщик», «возвратный бонус» (или «откат»). В беспокойной Москве начали появляться флегматичные петербуржцы, обживавшие разного рода кабинеты в федеральных ведомствах. Жизнь сулила нам, молодым, либерально мыслящим, образованным, неравнодушным к судьбам Отечества, новые приключения. Приключения должны были сделать нас богатыми и знаменитыми. Будущее выглядело если не светлым, то по крайней мере футуристическим: мобильные телефоны, интернет. И вдруг — феодализм. Неожиданно. На первый взгляд.
Социальный уклад, который принято называть феодализмом, вырос из цивилизационной трагедии — из падения Рима с его регулярными государственными институтами и бесперебойно работавшей репрессивной машиной. Римские территории разделили варвары-завоеватели (вполне вероятно, что в переделе принимали участие и римляне, сумевшие сохранить силовой ресурс). В новой постимперской реальности единственным значимым ресурсом оказалась грубая сила. Правовые механизмы отошли на второй план, религия заняла по отношению к новым хозяевам сервильную позицию. Важно, что в описываемую эпоху земля все еще оставалась главным средством производства; основной угрозой был голод. Империя, даже распавшаяся, импортировала зерно. Воин-феодал, получавший землю в условную собственность, мог содержать себя и вооружать свой отряд.
Вместо «феодал» и «отряд» можно сказать «преступный авторитет» и «организованная преступная группировка», и разница получится чисто семантическая. Целью средневековой войны была добыча, приобретаемая на завоеванных землях, — то есть в современных юридических терминах военные операции той эпохи можно описать как сочетание разбоя в составе организованной преступной группы (ст. 162 УК РФ) и рейдерского захвата активов (ст. 179 УК РФ). Слабая государственная власть, лишенная мощного репрессивного аппарата, могла только легитимизировать происходящее, раздавая феодалам титулы и имущественные права на незаконно приобретенное.
Все это с заменой боевых коней на «мерседесы» и доспехов — на малиновые пиджаки в 1990-е годы можно было наблюдать на улицах. События, которые мы привыкли называть термином «криминальный передел», когда-то описывали в балладах трубадуры — им на смену пришел шансон. В некотором смысле страна действительно совершила переход от развитого социализма к развитому феодализму. Но почему возник именно феодализм? Я сказал бы, что он биологически обусловлен. Размышляя о социальных структурах с позиции этолога, можно предположить, что феодализм — естественный для высших приматов уклад. Общество обезьян иерархично. В стае всегда есть вожак, которому подчиняются более слабые самцы. Стаи приматов воюют между собой за территорию, которая их кормит; внутри группы идет борьба за лидерство, причем место на вершине социальной пирамиды можно завоевать только силой. У приматов нет собственности и, таким образом, отсутствует передача власти по наследству: каждый обезьяний «монарх» завоевал свой статус сам, во внутривидовой конкуренции, и единственное, что он может передать потомству, — генный набор победителя.
Вернемся к современной России. Наше общество иерархично, и на нижних ступенях иерархии находятся производители материальных ценностей и услуг. Следующую ступеньку занимает класс «пролетариев умственного труда»: они не владеют никакими иными средствами производства, кроме собственных знаний и навыков, которые являются результатом длительного и затратного образовательного процесса в сочетании с природным интеллектом. Выше всех стоят «неофеодалы». Так как проблема голода решена, аграрные ресурсы перестали быть абсолютной ценностью. Но суть феодальной ренты осталась прежней: это контроль над ресурсами, будь то добыча полезных ископаемых, доминирование в информационном поле или политическое влияние. Юриспруденция в таком иерархическом обществе по‑прежнему существует, но уступает главенствующую роль праву сильного. Демократия из механизма передачи власти превращается в средство легитимизации неофеодальной системы отношений.
Кто составляет этот новый класс современных феодалов? Прежде всего лидеры финансово-промышленных групп, владеющих системообразующими предприятиями. Влияние Газпрома или, скажем, Роснефти, огромно. К неофеодальной верхушке относятся и главы спецслужб, руководители фискальных и надзорных органов. Неофеодальная иерархия воспроизводится и на региональном уровне, причем формальный руководитель региона (губернатор) не всегда на вершине пирамиды. Четко разделены «феоды» в банковской и производственной сферах. Забавно наблюдать схватку двух крупных феодалов на рынке телевещания. «Неофеодалам» в качестве абсолютного арбитра необходим «монарх», за близость к которому идет упорная борьба. Особое место в этой борьбе занимает «двор» и «преторианцы», обслуживающие непосредственные нужды Первого лица. Во взаимоотношениях «монарха» и «неофеодалов» присутствует и амбивалентность: последние не заинтересованы в чрезмерном усилении Первого. Складывается ситуация неустойчивого равновесия, хорошо знакомая этологам. Точки риска здесь очевидны: при смене «монарха» общественно-политическая структура может стать неустойчивой, а избрание номинала — слабой и зависимой от крупного «неофеодала» фигуры — может привести к серьезным социальным потрясениям.
Вывод, который может показаться циничным: демократические процедуры не вписываются в логику социальной эволюции. Субъектов политического процесса интересует в первую очередь стабильность, а демократия часто не интересует вовсе. У неофеодализма, однако, есть одно важное отличие от монархий прошлого: власть здесь не передается по наследству. «Неофеодалы» получают свой статус не по рождению, а в результате борьбы, причем сохранить положение им удается, только побеждая конкурентов и новых претендентов на господство. Социальные лифты в неофеодальном обществе доступны только сильнейшим в эволюционном смысле особям, обладающим сбалансированным набором качеств.
Современное общество, таким образом, вынуждено оставить позади иллюзии, навеянные мыслителями эпохи Просвещения. Мы прагматики и ориентируемся скорее на собственные нейробиологические и социальные особенности, чем на умозрительные гипотезы. Самое главное теперь — не забыть, что милость выше справедливости и мир спасет любовь. Возлюбив ближнего как самого себя, мы сможем преодолеть собственные хищнические инстинкты, прислушиваясь к ним исключительно в эволюционных целях.
Краткая, но яркая история современной России
История современной России начинается из 1991 года и продолжается по этот день. Всю историю России можно разделить на несколько периодов.
Период после распада СССР
Россия как государство начинает свое существование после распада Советского Союза. Это происходит в 1991 году, когда от СССР отделяются все республики.
Первым президентом Российской Федерации становиться Борис Ельцин, которого поддержало более 57% всех граждан нового государства.
Россия за президентства Ельцина
За президентства Ельцина начинается глобальная экономическая реформа по всей территории огромной страны. Спустя долгие годы изоляции начинается эра в торговле, когда Россия начинает закупать импортные товары из других стран.
В это время начинается инфляция, из-за чего уровень жизни в стране сильно падает. Многие предприятия не могут выплачивать зарплаты. Цены выросли настолько, что многие граждане не могли себе позволить обеспечить семью продуктами питания.
Средняя заработная плата составляла около 400 рублей. Серьезно возросла бедность в стране. 1993 года стал особенно ужасным для населения, около 40% считались бедными. Кроме этого в России начинается демографический кризис.
Во время кризиса, огромное число людей настроены за смещение Ельцина с поста президента.
Во время президентства Ельцина начинается война в Чечне, которая протекала, не слишком хорошо, и Россия в этой войне понесла больше потерь, чем получила преимуществ.
В 1996 году на пост президента вновь выбирают Ельцина. В следующем году Россия заключает союз с Белоруссией.
1998 год является для современной России самым сложным, такого кризиса она еще не видела. Причиной этому был государственный долг России, а также низкие цены на российские товары. Курс рубля упал в 3 раза, теперь один доллар стоял 21 рубль. Доверие к правительству и государственной валюте сильно упало. Особенно пострадали небольшие предприятия и разорились небольшие банки. Уровень жизни упал снова, теперь еще ниже.
Как видим, кратная история современной России – весьма печальная, она столкнулась со многими трудностями.
Президентство Путина
В 2000 году на пост президента приходит В. Путин. За его правления проводить множество реформ: экономическая, земельная, банковская, трудовая реформа, электроэнергетики, военная, а также многие другие. В целом за время правления Путина инфляция значительно снизилась, а экономический и особенно военный потенциал странны, сильно возрос.
За время президентства Путина происходит Вторая Чеченская война, которая была встречена многими негативно, особенно западными странами.
В этот период приходят реформы в следующих сферах: образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и жилищная реформа.
Президентство Медведева
За годы ее правления начинается война в Южной Осетии и в 2008-10 годах, вновь начинается экономический кризис. Однако, не смотря на это ВВП страны серьезно возрастает, и теперь в Азии оно уступает только Японии.
Третье президентство Путина
Путин в третий раз становиться президентом РФ в2012 году и находиться на этом посту до этих дней. Во время его президентства начинается противостояние на Востоке Украины. Этот конфликт разрывает многие отношения РФ с другими государствами. Разрывается дружба с Европой и в особенности с США.
Краткая история современной России – это череда недолгих взлетов и частых глубоких экономических кризисов. Кроме этого в этот период Россия ведет войну с Чечней и участвует в конфликте в Южной Осетии, а также противостоит против Грузии.