Что такое современное общество 10 класс

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 14. Современное общество

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Глобализация — это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда.

Постиндустриальное (информационное) общество — современный этап

общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.

Транснациональные корпорации (ТНК) — фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализуют на международном рынке свою продукцию, оказывая влияние на мировую экономику или её отдельный сегмент.

Регионализация — процесс углубления взаимодействия экономик отдельных регионов.

Интеллектуальный капитал — это знания, которыми обладает рабочая сила и которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или международную конкурентоспособность страны.

Инфраструктура — совокупность различных каналов связи, которые могут быть названы средствами информационного взаимодействия.

Информационное пространство – это совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также технологии, которые обеспечивают это взаимодействие.

Глобализация, современное общество, регионализация, инфраструктура, информационное общество.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

С современным постиндустриальным (информационным) обществом связывают процесс глобализации. Но если посмотреть в глубь истории мы увидим и там подобные явления. Великая Римская империя объединяла в себе множество стран и народов, Великие географические открытия связали континенты, в XVI –XVII веках начал складываться мировой рынок.

Тем не менее только во второй половине XX в. человечество создало действительно единый мир, части которого взаимосвязаны и взаимозависимы, а проблемы носят всеобщий характер.

Мы живем в век высоких технологий и символом глобализации стала информация. Созданное человечеством единое информационное пространство дает возможность быть в курсе мировых событий здесь и сейчас. Создана информационная инфраструктура – совокупность различных каналов связи; системы регулирования разнообразных связей, складывающихся в процессе создания и распространения информации и взаимодействия различных социальных институтов.

Субъекты глобальной экономикиЧто такое современное общество 10 класс. Смотреть фото Что такое современное общество 10 класс. Смотреть картинку Что такое современное общество 10 класс. Картинка про Что такое современное общество 10 класс. Фото Что такое современное общество 10 классЧто такое современное общество 10 класс. Смотреть фото Что такое современное общество 10 класс. Смотреть картинку Что такое современное общество 10 класс. Картинка про Что такое современное общество 10 класс. Фото Что такое современное общество 10 класс

Транснациональные отдельных регионов

В современном обществе наблюдается углубление взаимодействия экономик регионов – регионализация. этот процесс не противоречит глобализации. Важной чертой современной экономики является информатизация. Она проявляется в развитии информационных технологий, опережающем росте затрат на научные исследования в области информационных технологий и инвестиций в эти области. Важную роль в развитии современного общества играет интеллектуальный капитал. Так называют знания, которыми обладает рабочая сила, обеспечивающая конкурентоспособность фирмы или страны как субъекта экономики.

Основой информационного общества является материальное производство, производство информации и знаний. Новые процессы, характеризующие современное общество способствуют развитию гражданского общества и решению социальных и политических проблем разного уровня, от желания повара получить новый рецепт или изложения своей позиции по политическому вопросу. Социальный опыт показывает, что Интернет действительно является одним из инструментов политического участия. То, что человек решает свои проблемы, живя в виртуальном мире, может стать как благом, так и злом. Для защиты национальных интересов в информационной среде в 2000 г. в Российской Федерации была принята Доктрина информационной безопасности. Этот документ рассматривает должное поведение государства, общества, личности в информационной сфере.

Из-за огромного объема информации, невозможности успевать за изменениями, происходящими в разных сферах общественной жизни человек находится в постоянном стрессе. Это приводит к необходимости модернизации системы образования, воспитания, поиску способов сохранения национальной и мировой культуры, нравственных основ общества.

Итак, на пороге XXI века наметились угрожающие тенденции в обществе. Самым главным для их преодоления являются человеческие качества, глобальная ответственность каждого. Масштабность и сложность угрожающих факторов требуют комплексного взаимодействия всего мирового сообщества.

Разбор типового тренировочного задания

1). Субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации.

2). Регионализация противоречит глобальным тенденциям, она не является одним из уровней единой мировой экономики.

1). Субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации.

2. Восстановите смысловое значение предложений:

Интересы национальной безопасности заставляют закрывать сайты, распространяющие _______________ (А) информацию.

Субъектами __________ (Б) экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации

Источник

Урок обществознания в 10 классе по теме : » Современное общество»

Что такое современное общество 10 класс. Смотреть фото Что такое современное общество 10 класс. Смотреть картинку Что такое современное общество 10 класс. Картинка про Что такое современное общество 10 класс. Фото Что такое современное общество 10 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Деятельность — присущая только человеку форма взаимодействия с ***(А). Основное ее содержание — изменение и ***(Б) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на ***(В) продукта материальной или духовной культуры. Деятельность всегда связана с определенной ***(Г), она и осуществляется ради ее удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ***(Д), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, ***(Е), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий и поступков. 1) окружающий мир 6) производство 2) преобразование 7) потребность 3) приспособление 8) потребление 4) результат 9) мотив 5)сознательность

3. Ниже приведен ряд терминов, все они, за исключением одного, относятся к индустриальному обществу. Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда. Массовая культура, технология, община, частная собственность, промышленное предприятие, закон, классы, экологический кризис, права и свободы человека 4. Установите соответствие между сферами общества и связанными с ними общественными институтами: к каждой позиции, приведенной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СФЕРА ОБЩЕСТВА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ А) экономическая I) церковь Б) политическая 2) биржа В) духовная 3) общественное движение Г) социальная 4) пенсионный фонд

5. Найдите в списке характеристики творческой деятельности человека 1) создание нечто нового, ранее не существовавшего 2) строгое следование инструкциям 3) использование нестандартных приемов и методов 4) стремление достичь цели несколькими способами 5) копирование уже существующего предмета 6. Из приведенных ниже слов и словосочетаний все, за исключением одного, относятся к понятию «свобода личности». Запишите слово или словосочетание, выпадающее из общего ряда. Выбор, решение, самооценка, познанная необходимость, престиж, ответственность, самосознание

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. ***(А) — это соглашение между работодателем и ***(Б), в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить ***(В), своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату. А работник обязуется ***(Г), соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Условия о месте работы, дате начала работы, наименование должности, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретная трудовая функция, права и обязанности работника и работодателя, характеристики условий труда, оплата труда и виды социального страхования — это ***(Д). Условия об испытательном сроке, о неразглашении коммерческой, служебной или государственной тайны и другие являются ***(Е). Трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок или на определенный срок, но не более ***(Ж). на то, что в описке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков. 1) необходимые условия труда 6) факультативные условия 2) три года 7) обязательные условия 3) трудовой договор 8) работник 4) работать лично 9) пять лет 5) гражданский договор

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда. Стр. 89

Постиндустриальное (информационое) общество – это современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.

Что такое глобализация? Развитие постиндустриального общества неразрывно связывают с процессом глобализации.

Термин «глобализация» в середине 19 века использовал Карл Маркс. Характеризуя создание мирового рынка.

Источник

Современное общество

Что такое современное общество 10 класс. Смотреть фото Что такое современное общество 10 класс. Смотреть картинку Что такое современное общество 10 класс. Картинка про Что такое современное общество 10 класс. Фото Что такое современное общество 10 класс Что такое современное общество 10 класс. Смотреть фото Что такое современное общество 10 класс. Смотреть картинку Что такое современное общество 10 класс. Картинка про Что такое современное общество 10 класс. Фото Что такое современное общество 10 класс

Всего получено оценок: 551.

Всего получено оценок: 551.

Современное общество отличается умением анализировать ситуацию. Глобализация проблем, быстрое распространение информации позволяет находить и добывать те знания, которые необходимы для практической деятельности человека, его творчества и развития.

Что такое современное общество 10 класс. Смотреть фото Что такое современное общество 10 класс. Смотреть картинку Что такое современное общество 10 класс. Картинка про Что такое современное общество 10 класс. Фото Что такое современное общество 10 класс

Понятия и термины

Современное общество – это новый этап в развитии общественных отношений. Что играет важную роль в его становлении? Глобализация мировых процессов. Начинать необходимо с понятий:

Современное общество меняет общение между людьми, переходит на уровень информационных технологий, но следует помнить, что привычная форма общения не должна заменяться компьютерами и телефонами.

Что такое современное общество 10 класс. Смотреть фото Что такое современное общество 10 класс. Смотреть картинку Что такое современное общество 10 класс. Картинка про Что такое современное общество 10 класс. Фото Что такое современное общество 10 класс

Отличие современного общества

Наука предлагает рассмотреть особенности современного состояния государственных устройств и общественных отношений и признаки современного общества:

Современное развитие привело к созданию концернов экономики, охватывающих десятки или сотни стран. Транснациональные компании (ТНК) позволяют использовать модернизацию процессов, разработанную в одной стране, на производствах других государственных структур. ТНК открывают филиалы в разных странах, распределяют свою продукцию по мировому рынку. ТНК оказывают влияние на развитие всей мировой экономики и отдельных сегментов.

Информация стала требовать защиты, поэтому в 2000 году в РФ принята доктрина о соблюдении безопасности информационной среды и национальных достояний, выполняющая роль защиты интересов России.

Слои общества

Роль среднего класса в современном обществе невозможно недооценивать. Ученые с древности выявили значение класса. Чем больше средний слой, тем стабильнее общество. Первым делить общество на слои начал Аристотель. Его идеи поддерживаются учеными сегодняшнего времени. Примерная типология классов:

Источник

Урок-презентация «Современное общество» (10 класс)

Выбранный для просмотра документ Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации Microsoft Word.docx

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212

III. Цель, задачи и принципы развития информационного общества в Российской Федерации

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

создает условия для равного доступа граждан к информации;

использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

Что такое современное общество 10 класс. Смотреть фото Что такое современное общество 10 класс. Смотреть картинку Что такое современное общество 10 класс. Картинка про Что такое современное общество 10 класс. Фото Что такое современное общество 10 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Приготовиться к уроку Тетрадь Ручка Учебник Дневник

Сегодня 7 ноября. ЗДРАВСТВУЙТЕ. Начнем наш урок с вопросов, которые возникли у вас на прошлом уроке. 1 вопрос: Кто авторы учебника? Смотрим данные в самом учебнике.

Познаваем ли мир? Да Нет В некотором смысле Гносеологический оптимизм Частичный агностицизм Агностицизм

Критерии истины – то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения. 1. Всеобщность и необходимость (И. Кант); 2. Простота и ясность (Р. Декарт); ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ 3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов); 4. Полезность и экономность; 5. Истина – это «естина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский); 6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).

Что такое общество?

Что представляет из себя современное общество? Выберите варианты ответа Общество, где преобладает сельское хозяйство Общество, где преобладает промышленность (индустриальное) Общество, где преобладают информационные технологии

Цель: (Зачем я пришел на урок?) Узнать Понять Поговорить Убедиться Показать Научиться Разобраться Попробовать Подумать Поделиться

План урока. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.

Домашнее задание § 8, устно ответить на самый интересный с вашей точки зрения вопрос (1 – 9 стр. 91). Письменно ПО ЖЕЛАНИЮ (на выбор): Документ и вопросы к нему стр. 90 – 91. Эссе на тему: «Может ли существовать информационное общество без государства?» или «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (У. Черчилль)

Прочитайте пункт 1 стр. 80 – 81 и ответьте на вопрос: В чем выражается асимметричность процессов глобализации? Выполните задание 1 на стр. 92 Противоречия глобализации

Глобальная информационная экономика Что такое экономика? Как вы понимаете фразу «Глобальная информационная экономика»? Существуют различные толкования соотношения понятий постиндустриального и информационного общества. Одним из подходов является сближение понятий, рассмотрение их как определений одного и того же этапа общественного развития. Концепцию перехода западного индустриального общества в постиндустриальное выдвинул в 1973 г. Д. Белл (США). Годом ранее в Японии была поставлена задача превращение общества в информационное. Как пишет российский философ В.Г. Федотова, две научные идеи «образовали концепт «информационное общество», который определяет суть постиндустриального общества как общества, в котором определяющую роль играет не индустрия, а информация». В современной науке распространение получили также термины «экономика знания» и «общество знания».

Интеллектуальный капитал – это знания, которые могут быть конвертированы в стоимость (т.е. это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентоспособность организации). Интеллектуальный капитал – это знания, которые могут быть конвертированы в стоимость, другими словами, это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентоспособность организации. Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания. При оценке человеческого капитала специалисты по менеджменту учитывают параметры, среди которых – не только знания, навыки и творческие способности, но и моральные качества работника.

Задание: Прочитайте раздел параграфа «Глобальная информационная экономика» и составьте план. Усвоить характеристики глобальной информационной экономики вам поможет составление плана раздела. параграфа.

4. Социально-политические изменения информационного общества. Вопросы к документу. Выделите в документе информацию об одном из аспектов деятельности государства (по группам). Докажите, что данный аспект предусматривает социальные и политические изменения российского общества. Найдите в учебнике социальные и политические критерии развития информационного общества. Соотнесите указанные изменения в обществе, которые предусматривает «Стратегия» (вопрос 2), и критерии развития информационного общества. Сделайте вывод.

я не участвовал в работе почти во время всего урока, не старался, не размышлял, не пытался формулировать и высказывать своё мнение, с заданиями не справлялся. Оцени свою работу на уроке: я активно участвовал в работе на всех этапах урока, думал и размышлял, самостоятельно высказывал своё мнение, отлично справлялся со всеми заданиями. 8 7 6 5 4 3 2

Запишите 3 понятия по пройденной теме урока Скажи комплимент данной теме. Мне это необходимо для. Строки самому себе.

Источник

Урок обществознания в 10 классе : » СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

Урок обществознания в 10 классе.

Тема урока: Современное общество.

Цель:формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества в нашем мире ; развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества; развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания; воспитать чувство толерантности и уважительного отношения в современном обществе.

Оборудование : учебник, тетрадь.

Предложение ответить на вопрос: создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития?

(этот вопрос использовать как для мотивации, так и при проведении рефлексии).

План изучения нового материала

1. Особенности глобализации как явления современности

2. Современное информационное пространство

3. Глобальная информационная экономика

4. Социально-политическое измерение информационного общество

1. Особенности глобализации как явления современности

Что такое глобализация?

— Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести?

(Учащиеся отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)

— Чем можно объяснить такое многообразие?

(Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию)

Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв.

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия.

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

В чем выражается асимметричность процессов глобализации?

(работа с текстом учебника и составление кластера)

Единство и целостность – разнонаправленность и неравномерность развития мира

Общие черты развития государств и регионов – мозаичность, фрагментарность мира

Возможность наднационального регулирования процессов – рост конфликтности мира

Задание : подтвердить примером существование каждого из названных противоречий

2. Современное информационное пространство

Работа со схемой учебника «Информационная сфера» и ее описанием.

Организуется обсуждение следующего проблемного вопроса: СМИ все чаще называют «четвертой властью». Приведите доводы и факты «за» и «против»).

3. Глобальная информационная экономика

Усвоить характеристики глобальной информационной экономики поможет составление плана раздела параграфа.

1 субъект глобальной экономики:

— международные экономические и финансовые организации

2 уровни мировой экономики:

3 роль государства в глобальной экономике. Модели взаимодействия государства и экономики

4 развитие информационных технологий. Их влияние на формы организации экономики

5 интеллектуальный капитал. Новые требования к работнику в информационном обществе.

4. Социально-политическое измерение информационного общество

Может ли существовать информационное общество без государства?

В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики.

Работа с документом – «Стратегия развития информационного общества в РФ» пункт 3.

III. Цель, задачи и принципы развития информационного общества в Российской Федерации

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

— разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

— определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

— обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

— обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

— создает условия для равного доступа граждан к информации;

— использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

Возвращение к вопросу в мотивации в начале урока, об оценке глобализации и выяснение, изменилась ли оценка учащихся и почему.

Д/з: § 8, выучить понятия на стр.89;

написать эссе «Может ли существовать информационное общество без государства?».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *