Что такое современность музыки 7 класс
Конспект урока по теме»Что значит современность в музыке?»
Конспект урока музыки в 7-м классе по теме «Что значит современность в музыке?»
Филатовой Е.Е., учитель музыки и МХК
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».
Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.
Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
Способствовать развитию монологической речи обучающихся.
Оборудование и наглядные пособия:
Текст песни: «Люди идут по свету».
Музыкальная драматургия урока:
Примеры современных песен (по желанию учащихся), тексты – слушание, размышления.
«Слово мама дорогое» русская народная песня – слушание.
И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор – слушание.
Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» – слушание.
«Люди идут по свету» Н. Ченборисовой – исполнение.
I. Организационный момент. Организация входа в класса под музыку. Приветствие. Обеспечение мотивации.
Современная музыка, современность, современники…
Мы – современники? ( живём в современном мире ). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
Открывается презентация урока. Слайд 1 (далее – по необходимости по ходу урока).
II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»
Слайд № 2 (Проблемные вопросы)
1) Постановка проблемных вопросов:
Может ли быть классической современная музыка?
Современна ли народная песня?
Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
2. Проверка домашнего задания:
I. Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)
Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).
Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов).
Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
Может ли быть классической современная музыка?
После размышлений, вывод делают сами школьники.
3) Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
Слайд №5 (иллюстрация «народная песня»)
— Глубокие корни – долго живут в народе… почему.
— Что отражается в народных песнях?
(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)
— Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).
— Почему так долго живут народные песни?
(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений).
Слайд № 6 (народная песня сегодня)
— Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
Слайд №7 (Русская народная песня «Слово мама дорогое». Исполняет семейный дуэт «Хмель»).
— В чём сила? Почему волнует наши чувства?
4) Слайд №8 (проблемные вопросы)
— Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание.
— Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)
Слайд №10 (портрет И.С. Баха)
— Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).
— Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Почему не музыка современных рок-групп? (отвечает нашим современным идеалам)
Слайд № 12 (Людвиг ван Бетховен) «Лунная соната» Л. Бетховена в исполнении учителя на ф-но – слушание.
— Что позволило сделать такой вывод?
— Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)
— Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)
Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).
Слайд № 14 (Соната № 14 «Лунная»)
«Лунная соната» Л. Бетховена в современной обработке – слушание.
1. Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский ).
— Как вы понимаете эти слова?
— Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?
Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.
Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.
Вывод делают сами ребята.
III. Вокально-хоровая работа.
Учитель: Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»
V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.
Конспект урока музыки в 7 классе по теме»Что значит современность в музыке?»
Тема учебного занятия: «Что значит современность в музыке?»
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».
Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.
Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
Способствовать развитию монологической речи обучающихся.
Оборудование и наглядные пособия:
Текст песни: «Люди идут по свету».
Музыкальная драматургия урока:
Примеры современных песен (по желанию учащихся), тексты – слушание, размышления.
И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор – слушание.
I . Организационный момент. Организация входа в класс под музыку. Приветствие. Обеспечение мотивации.
Мы – современники? ( живём в современном мире ). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире.
— Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам?
— Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
Открывается презентация урока. Слайд 1 (далее – по необходимости по ходу урока).
II . Обобщение и систематизация знаний по теме: «Что значит современность в музыке?»
Слайд № 2 (Проблемные вопросы)
1). Постановка проблемных вопросов:
3. Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
2). Проверка домашнего задания:
I . Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)
Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
(Учащиеся представляют свою любимую музыку, анализируют, доказывают её актуальность и современность).
Презентация современной музыки (слушание, комментарий учащихся, размышления, решение проблемных вопросов).
Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже она неинтересна слушателям…
— Почему? ( потому что не отображает главное содержание современности).
Может ли быть классической современная музыка?
После размышлений, вывод делают сами школьники.
3). Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
Слайд №5 (иллюстрация «народная песня»)
— Глубокие корни – долго живут в народе… почему?
— Что отражается в народных песнях?
(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)
— Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста)
— Почему так долго живут народные песни?
(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений)
Слайд № 6 (народная песня сегодня)
— Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
Слайд №7 ( Русская народная песня «Слово мама дорогое»).
— В чём сила песни? (размышления учащихся)
4). Слайд №8 (проблемные вопросы)
— Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
И.С. Бах. Токката ре минор – слушание.
— Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)
Слайд №10 (портрет И.С. Баха)
— Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).
— Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Почему не музыка современных рок групп?
— Помощницей, как всегда, вам будет музыка этого гениального композитора.
Слайд № 12 (Людвиг ван Бетховен) «Лунная соната» Л. Бетховена в исполнении учителя на ф-но – слушание.
— Что позволило сделать такой вывод?
— Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
(С 27-летнего возраста Бетховен страдал глухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людьми, затруднял выступления…)
— кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)
Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).
Слайд № 14 (Соната № 14 «Лунная»)
«Лунная соната» Л. Бетховена в современной обработке – слушание, размышления учащихся.
1. Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям современной молодёжи?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд № 15 («Многое меняется, сердце остаётся одно». Ф.М. Достоевский ).
— Как вы понимаете эти слова? (размышления учащихся).
Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.
Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.
Вывод делают сами ребята.
III . Вокально-хоровая работа.
— самовыражение учащихся в певческой деятельности.
Учитель: Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»
Урок музыки в 7 классе «Классическая музыка в современной аранжировке.»
Выбранный для просмотра документ 7 кл. музыка.docx
Тема урока: Классическая музыка в современной аранжировке.
Обучающая: через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.
Развивающая: Развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.
Воспитательная: духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.
Цель, которую могут для себя определить учащиеся: научиться понимать особенности исполнительской интерпретации.
Задачи (ставят для себя учащиеся по шаблону):
Тип урока: формирование новых знаний.
карточки с алгоритмом анализа произведения.
Личностные универсальные учебные действия
представления о нравственном содержании прослушанных музыкальных произведений;
этические и эстетические чувства, осознание роли прекрасного в жизни человека;
восприятия нравственного содержания музыки классической и её современной интерпретации.
инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией;
осуществление поиска нужной информации, используя ИКТ;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
— Тема нашего урока (сл.1): Классическая музыка в современной аранжировке. Вспомните, пожалуйста, что означает слово «классика»?
-(сл. 2) КЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую (т. е. вечную) ценность для национальной и мировой культуры.
— А что такое классическая музыка?
-(сл.3) В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе.
Учитель. Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации.
Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока?
= Узнать особенности аранжировки классической музыки
Учитель. Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, какому композитору оно принадлежит?
Звучит «Симфония №40» В.А.Моцарта /дети отвечают/.
Показ слайда №1с изображением портрета В.А.Моцарта.
Что в этом слове? – очень много.
Она скрывает за собой
Все мысли, чувства и уроки,
Что жизнь дала лишь нам с тобой.
Она скрывает те желанья,
Что в жизни нам не передать,
Скрывает также и страданья,
Их люди не хотят понять.
В мелодии всё скрыто также,
Как зашифровано письмо.
И разговор мелодий даже
Будет известен всё равно.
И всё понятно станет сразу.
Или прислушайся на миг
И выучи одну лишь фразу.
Ведь ты поймёшь, ты так пытался
Поговорить с ней, но не мог.
Мир музыки тебе открылся,
Ведь музыка – это твой Бог.
Учитель. Скучно роялю в скупом одиночестве,
Струны покрылись быльём и забвением.
Вальсы Шопена, сонаты Бетховена,
Ноты, аккорды давно позабытые…
Звучит «Лунная соната», Л.Бетховен.
Учитель. Встречу с каким композитором мы ждём?
Показ слайда №2 с изображением портрета Л. Бетховена
Заворожила музыка сонаты
И звёздно – лунный за окном пейзаж.
И тёплый, тихий летний вечер
И тусклый свет сквозь радужный витраж.
Учитель. Вечна красива музыка классиков, как зарубежных, так и русских композиторов.
Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский.
Показ слайда №3 с изображением портрета П.Чайковского.
Ученик. Музыканты в чёрных фраках
Взяли скрипки и альты.
Дирижёр привычным взмахом
Воскресил свои мечты.
Души резал на клочки,
И качались как качели
3. Знакомство с темой «Классическая музыка в современной аранжировке».
Учитель. Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.
Это Ванесса Мэй и Янни Хрисомаллис. Не случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.
Показ презентации о Ванессе Мэй.
Сегодня новое для вас слово – АРАНЖИРОВКА (от франц. c лова arranger – приводить в порядок).
Аранжировка – переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. В эстрадной музыке это гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.
Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.
«Токката и фуга» И.С.Баха в новой интерпретации Ванессы Мэй.
Учитель. Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?
Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?
/происходит дискуссия между учащимися/
Дети. На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.
Солирует скрипка как и в оригинале. Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.
Учитель. Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?
Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.
Звучание электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.
Учитель. В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техноакустикой.
Показ слайдов с изображением Янни.
Стал известен во всём мире благодаря потрясающим мелодиям синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это музыкант, работающий в стиле NewAge , новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Это движение, достигшее публичной известности на западе в 1970 – 1980 годах, выступающее за возрождение духовности, пересмотр устоявшихся взглядов.
Предлагаю послушать произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллис.
Учитель. Что вы можете сказать о произведении?
/ дискуссия между детьми/
Дети. В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.
Учитель. Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.
Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнять
«Жизнь как пьеса. Не то важно – длинна ли она, а хорошо ли сыграна».
Пришло время подвести итоги урока.
Что вызвало затруднение……
Достигли мы цели урока…
Как вы себя оцениваете…
А теперь, покидая стены нашего кабинета, мне бы хотелось, чтобы вы выразили своё отношение к тому, о чём мы с вами говорили. На ваших партах есть ноты – смайлики. Красный цвет означает, что вы узнали много нового и интересного, синий – информацию приняли к сведению, серый – было скучно и неинтересно. Разместите их на соответствующих по цвету нотных станах.
Помогите доклад на тему что такое современность в музыке ЗАРАНЕЕ СПАСИБО
Музыка вдохновляет. Она вызывает в обыкновенном человеке желание творить, желание сделать что-то красивое, совершить что-то хорошее, нужное, полезное, желание улучшить себя, свою жизнь, окружающий мир. «Музыка, — писал Стендаль, — когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть она дает, несомненно, самое яркое счастье…» О том же говорил в своем стихотворении и великий А. С. Пушкин:
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь — мелодия…
Но все это, на мой взгляд, больше относится к музыке классической. Ведь в музыке, как и в любом искусстве, есть много разновидностей, множество разных направлений и стилей. Музыка делится на классическую и современную, инструментальную и вокальную, хоровое исполнение и т. д. Наверное, можно сказать, что музыка во многом отвечает потребностям века, потребностям эпохи, общества. Я не хочу сказать, что в прошлые времена люди были лучше, духовно богаче, глубже и серьезнее воспринимали окружающую действительность. Но раньше самой музыке отводилась другая роль. Потому и содержание ее, и характер были другими. Для прослушивания музыкальных произведений специально собирались люди, для этого отводились специальные залы, создавалась соответствующая обстановка.
Сейчас же музыка сопутствует нам постоянно: на улице, в кафе, в магазинах, в транспорте. Мы слушаем музыку, делая уроки, убирая в квартире, общаясь с друзьями, гуляя с собакой, принимая ванну… Мы напеваем знакомую легкую мелодию, когда причесываемся перед зеркалом или гладим юбку перед дискотекой. Мы танцуем под музыку на самой дискотеке — причем танцы эти также не похожи на старинные вальсы. Мы иногда даже не задумываемся над словами, над смыслом современных песен — главное, чтобы была легкой и непринужденной мелодия. Трудно представить себе, чтобы кто-то ставил на печку чайник или жарил яичницу под симфонии Бетховена или Чайковского. А вот незамысловатый мотивчик вроде: «Ля-ляля, фа-фа-фа» очень легок в исполнении и довольно быстро способен поднять настроение и отогнать грустные мысли (а иногда — мысли вообще!).
Конечно, есть среди современных музыкальных произведений и довольно серьезные вещи, заставляющие сердце сжиматься или учащенно биться, произведения, которые с первой же ноты погружают в размышления — о любви, о жизни, о судьбе, о дружбе и т. д. Эти произведения вызывают искренние слезы или счастливый восторг. И при этом не важно, отвечает ли содержание песни твоему душевному состоянию или же ты просто проникаешься историей героя. Таким образом, как современная, так и классическая музыка может представать в различных обликах, вызывать различные эмоции. И если это действительно настоящая музыка, а не просто песня-однодневка, то и в прошлые времена, и сегодня она открывает перед нами душу автора, заставляя радоваться, грустить, разочаровываться и верить вместе с ним.
«Я считаю невозможным сочинять музыку, которая не прочувствована мною вполне; это кажется мне ложью, ибо ноты имеют такой же определенный смысл, как и слова — быть может, еще более определенный», — говорил композитор Ф. Мендельсон.
И если бы все современные композиторы точно так же относились к своему творчеству, современная музыка обладала бы такой же силой воздействия на людей, как классическая. На сегодня это, к сожалению, не так. А может быть, нам в современном мире просто некогда погружаться в мир музыки. Может быть, у нас нет возможности посвящать музыке столько времени, сколько она требует? Может быть, сама жизнь выдвигает требования и диктует свои условия и нам, и искусству? Хорошо это или плохо — наверное, покажет время. А пока — пусть живет музыка! И пусть каждый находит в ней то, что он ищет, то, что ему необходимо именно здесь и именно сейчас