Что такое современный портрет
Портретный реализм в современной живописи
На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) того, с кого пишут этот портрет.
Издавна мастера портретного жанра искали материал, на котором живопись маслом сохранялась бы веками, не теряя своих первоначальных качеств.
Но какой бы материал ни использовался для работы, настоящий мастер всегда уделял громадное внимание качеству основы, её подготовке.
В портретной живописи изображение натуры реализуется через художественный образ, цвет, композицию и колорит.
Первейшее качество портретиста заключается в неторопливом и добросовестном изучении модели.
Тут художнику необходимо не только глубокое проникновение в индивидуальный склад модели, но и способность его обобщить и сознательно утрировать кое-какие детали, дабы выделить самое характерное в модели и отчётливо передать её облик.
Когда я вижу хороший портрет, я понимаю, как велики были усилия художника, которому нужно было не только увидеть всё явное, но и разгадать всё скрытое.
Художник должен не копировать натуру, а истолковывать её более простым и более выразительным языком.
Художник выявляет преимущественно то, что он сознательно или интуитивно считает особенно важным, главным в портрете.
Спасибо за внимание!
О современных портретах и портретистах
Что можно сказать о современном искусстве — изображать человеческие лица. Это та самая карта, которая, как случайно полетевший с дерева лист почему-то приземляется на золотую телегу, запряженную обыкновенными дровами и пьяным погонщиком. Искусство заключается не в том, что художник научился улыбаться среди нужных людей и находить к ним дорогу. А в том, чтобы они могли открыть эту дорогу ему. Сознание наших артистов, певцов, политиков и скоморохов было всегда подвержено массовой культуре. Они создавали ее. Они же по великому счастью виновны в том, что плодят на свет себе же подобных, выводят их в свет, не отличая галерей от казарм, света от тьмы, озарения от затмения, крика от боли, потрясения от счастья, радость от беды. Научившись смешивать краски под великих мастеров, данные типы изобразителей вовлекают в свои авантюрные тризны с названием «портреты» и другие поколения, не окрепших еще мастеров, которые слепо следуют за ними, понимая, что нужно сделать, чтобы укрепиться на шустрых ногах. И чтобы не пошатнуться в своем начинании, им нужно писать не только известные лица, но их домочадцев, жен и детей, кошек, собак, их яхты, машины, клумбы с цветами, подкрашивать их профили тем ярче, чем будет ослепительней свет их известности. Все было бы весело, если бы не было так грустно! И все было бы намного веселей, если бы перед картинами данных исполнителей не плясали скоморохи, сошедшие с экранов телевизора и их почитатели. В то время, как не они должны плясать перед картиной, а картина должна быть впереди плясунов, выводить их на то расстояние, с которого они скажут в сердцах: «А почему же он, собака, мне не сделал такую же гнусную рожу, как на этой старой картине. Почему он сделал мне такую сладкую мину?
В профиле картина фламандского живописца 16 века — Массейса Квентина «Уродливая герцогиня».
ЛИЦА. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ПОРТРЕТ
Выставка в Центре современного искусства М’АРС
—
Олег КУЛИК. Лиза и Куилти. 2004
Из серии «Страхи белого мужчины». Ч/б фотография
В современной культуре и, в частности, в современном искусстве существует такой термин, как «реактуализация», то есть когда какое-то явление или жанр как бы снимается с архивной полки и предъявляется культурному сообществу в новом качестве, с новыми смысловыми значениями и с новой функциональной ориентацией.
Проект «ЛИЦА» является реактуализацией такого жанра, как портрет. Задача проекта состоит в том, чтобы попытаться обнаружить, показать и по возможности систематизировать те последние тенденции в современном искусстве, которые используют, цитируют или применяют этот жанровый прием для решения той или иной задачи.
—
Айдан САЛАХОВА. Глаза. 2005
Из серии «Спящая красавица». Холст, акрил. 100×150
С появлением фотографии назначение портрета сильно изменилось. Возникли фотоизображение и художественный портрет. И если фотография взяла на себя функцию документации, сохранения, получения изображения для тех или иных надобностей, то художественный портрет сделался предметом решения чисто художественной задачи. В эпоху А. Модильяни и П. Пикассо очень важен был взгляд автора на персонаж, неповторимость и уникальность этого взгляда, тогда как фотография допускала тиражное изображение, а также предполагала документальность и подлинность.
Дело в том, что в контексте позднего постмодернизма отношение зрителя к портрету, изображению сильно поменялось по сравнению с классической эпохой. Все изображения сегодня условно можно разделить на несколько категорий: информационные (политико-социальный контекст), рекламные, культовые (субкультурные), художественные и частные. Современные авторы, впрочем, используют в своих работах все существующие категории, цитируя или симулируя оные. Это обусловлено тем, что зритель, реципиент сейчас воспринимает любое изображение как симулякр, знак товара, власти, политики, моды, поп-культуры и так далее. Поэтому зрительское восприятие сейчас обусловленно, контекстуально и мифогенно. Вследствие этого художник, чтобы «достучаться» до зрителя, вынужден работать на чужих социально-культурных полях, постоянно меняя стиль, язык, манеру и message. Таким образом, можно сказать, что портрет как жанровая категория скорее мертв, чем жив. Но если рассматривать все актуальные практики сегодня и если есть некие живые проявления портретного жанра, то это, вероятнее, жизнь после смерти.
Портрет — жанр живописи: суть, виды, история жанра, знаменитые портреты и портретисты
Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.
Портрет в живописи — это всегда изображение реального человека. Недаром в старину на Руси портреты назывались парсунами — от латинского слова persona, что означает «личность». Как видим, парсуна и персона — родственные слова. Что же касается современного термина для обозначения данного жанра живописи, то в его основе лежит старофранцузское слово portraire. Оно означает воспроизведение чего-либо очень точно, «черта в черту». Но, что интересно, портретный жанр стал самостоятельным раньше, чем у него появилось отдельное название.
Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.
Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений.
Классификация — какими бывают портреты?
По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.
Камерные портреты более лиричны, интимны.
Среди парадных выделяют:
Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.
Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.
Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.
Виды портрета (поджанры)
Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:
Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.
Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.
А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.
Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.
История портретного жанра
В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.
Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.
Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.
Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.
Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.
Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.
С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.
Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.
Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.
Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…
Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.
Известные портретисты
В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.
Великолепные образцы жанра созданы:
Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.
Некоторых художников прославили именно портреты — например, загадочная «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского или скандальная «Мадам X» Джона Сингера Сарджента (John Singer Sargent).
Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:
Знакомство с шедеврами мировой живописи побуждает поклонников прекрасного создавать и свои собственные коллекции. На сайте Very Important Lot вы сможете поучаствовать в аукционах или приобрести картины у современных художников, которые не только будут