Что такое современный спорт
Понятие и виды спорта
Содержание
Определение спорта [ править | править код ]
В системе основных понятий физкультурно-спортивной сферы особое место занимает термин «спорт».
К началу нового тысячелетия в ведущих странах мира сложилось общее понимание роли и места спорта [1] в жизни государства, общества и личности. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, спорт зачастую (и совершенно справедливо) называют социально-экономическим феноменом XX и начала XXI в., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной нам культуры.
Всемирный энциклопедический словарь: «Спорт — игровое состязание или другое приятное времяпрепровождение, требующее некоторого мастерства и определенной физической тренировки».
Английская энциклопедия: «Спорт — универсальная форма рекреации, одно из важных средств самоутверждения».
Французская энциклопедия Вебера: «Спорт — деятельность в свободное время, цель которой — физическое совершенство, участие в состязаниях и подготовка к ним в соответствии с определенными правилами и установками, а также возможность в дальнейшем стать спортсменом-профессионалом».
Спортивная хартия Европы (Родос, 14—15 мая 1992 г.) [5] определяет спорт как «все формы физической активности, которые через эпизодическое или организованное участие направлены на выражение или совершенствование физического и умственного состояния, формирование социальных отношений или достижение результатов в соревнованиях всех уровней».
В России термин «спорт» известен с 1893 г., когда его определение появилось в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. До настоящего времени неизвестно точное время и место возникновения этого термина. Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда возникают различные толкования термина «спорт».
Спорт [ править | править код ]
В. И. Столяров Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма; Спартианский гуманистический центр, Россия
Статья посвящена обсуждению вопроса о роли спорта в формировании и реализации ценностей устойчивого развития и культуры мира. Этот вопрос в последние годы привлекает внимание все большего числа ученых и специалистов-практиков разных стран. Уточняются основные понятия и методологические принципы, которые необходимы для правильного его решения. Дается характеристика позитивных социокультурных функций спорта, а вместе с тем показывается противоречивый характер его функций. Излагаются те субъективные и объективные факторы, которые определяют роль спорта в реализации ценностей устойчивого развития и культуры мира.
В этой ситуации все более или менее значимые социальные институты подвергаются оценке с точки зрения того, в какой мере они адекватны ценностям устойчивого развития и культуры мира, способны ли они содействовать реализации этих ценностей.
Самого пристального внимания в этом плане заслуживает спорт. Он получает все более широкое развитие, вовлекает в свою сферу и приковывает к себе внимание миллионов людей нашей планеты. В настоящее время спорт выступает как социальная система, социальный институт и социальное движение, которые оказывают мощное воздействие практически на все слои и сферы современного общества, современной культуры, включает в свою орбиту образование, политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации, сферу досуга и т.д. Все более важной становится его роль в социализации и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни.
Концепции устойчивого развития и культуры мира поднимают ряд острых вопросов относительно столь интенсивного развития современного спорта.
Применительно к концепции устойчивого развития это прежде всего вопрос о том, как сочетать голод, болезни и отсутствие элементарного образования в странах «третьего мира» и роскошные конькобежные центры, корты для гольфа или дороги для мотоспорта? Или в более общем плане: являются ли первостепенными потребности, удовлетворяемые через спорт? Может быть, их можно отодвинуть на задний план по сравнению с другими, более важными потребностями? Относятся ли спортивные достижения к числу наиболее важных характеристик качества жизни населения?
Актуальным является и вопрос относительно влияния спорта (в первую очередь спортивных сооружений и спортивных соревнований) на окружающую среду.
Не менее важные проблемы относительно спорта поднимает концепция культуры мира:
Спорт как социальная система [ править | править код ]
О спорте в строгом смысле этого слова можно говорить лишь тогда, когда на основе функционирования и развития спортивного соревнования возникает комплекс неразрывно связанных с ним социальных явлений:
Понятие «спорт» («спортивная деятельность») характеризует весь этот комплекс социальных явлений, складывающихся на основе спортивных соревнований и в связи с ними.
Поэтому спорт выступает как определенная социальная система. Эта система обладает относительной автономией, независимостью от других социальных систем общества, а вместе с тем взаимодействует с ними: подвергается их влиянию и сама оказывает на них определенное воздействие.
Разновидности спорта [ править | править код ]
Спорт весьма многолик. Существуют различные виды спорта (легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол и т. п.), которые отличаются друг от друга предметом состязания, спортивной техникой и тактикой, регламентом состязания и критерием достигаемого результата.
При выделении различных форм спортивной деятельности в науках о спорте учитываются и другие признаки:
На различных этапах исторического развития спорт приобретает специфические черты. Важные особенности имеет и современный спорт.
Современный спорт [ править | править код ]
Важным элементом рационализации современного спорта является его опора на результаты научных исследований и связанное с этим стремление ко все более и более точным измерениям спортивных достижений (даже в таких видах спорта, как гимнастика, танцы на льду и т.п.), развитие спортивной статистики. На основе этого у спортсменов появляется возможность соревноваться заочно, невзирая на разделяющие их время и расстояние.
Важная особенность современного спорта связана также с процессом институционализации спорта. Имеется в виду процесс замены спонтанного, стихийного поведения социальных групп в сфере спорта на ожидаемое, регулируемое путем создания в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса и содействующей удовлетворению некоторой общественной потребности. Характеризуя процесс становления спорта как социального института, выделяют как минимум четыре его составляющих.
1. Учреждение норм и правил, т. е. формулирование, четкое определение, а возможно, и кодификация соответствующих правил и процедур. Эти нормы, правила и уставы должны быть выстроены, систематизированы и изложены в виде долгосрочных формулировок, что поможет предсказывать деятельность будущих спортсменов.
2. Создание официальных объединений и административных органов, наделенных властью, механизмами и уполномоченных принимать периодические решения относительно таких вопросов, как расписание спортивных мероприятий, количество спортивных встреч, которые планируется провести, продолжительность спортивного сезона, правила соревнований, а также внесение изменений в таковые.
3. Охват широкого и относительно стабильного слоя участников спортивной деятельности с помощью широкого круга специалистов — организаторов, тренеров, ученых.
Современному спорту присущи значимые общественные ценности, стандартизированные образцы поведения, система ролей и статусов. Он выполняет важные социальные функции, имеет свою развитую инфраструктуру, материальную базу (спортивные залы, стадионы, бассейны, специальные учебные заведения и т.д.), ведет подготовку собственных профессиональных кадров (тренеров, преподавателей физкультуры и физического воспитания и др.). Сформировалась сложная система национальных и международных спортивных организаций, которые руководят спортом, утверждают правила и рекорды, проводят спортивные соревнования и исследования. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время завершился процесс институционализации спорта, он сформирован как социальный институт и как социальная организация.
Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в 21 веке
Аннотация: В данной статье рассказывается о формировании научных взглядов, подходов, методов по совершенствованию основных направлений в области физической культуры, спорта, здорового образа жизни.
Проблема сохранения здоровья постоянно интересовала человечество.
В наш век стрессовых перегрузок и серьезных нарушений в экологии эта проблема особенно актуальна и занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества.
Потребность в здоровье ощущается человеком чаще всего тогда, когда оно уже утрачивается. Вместе с тем, именно для сохранения здоровья, обеспечения активного трудового и социального долголетия особое значение имеет потребность в самовоспитании и самосовершенствовании.
В основе самовоспитания лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности.
В системе социальных ценностей и приоритетов общества здоровье человека занимает важное место. Проблема здоровья неотделима от проблемы жизнедеятельности человека, она возникает вместе с ней и видоизменяется соответственно условиям, которые создает себе сам человек.
Творческий потенциал человека в жизни, в учебной и производственной деятельности тем выше, чем крепче его физическое и психическое здоровье, чем богаче и разнообразнее его жизнедеятельность. Здоровый образ жизни является одним из важнейших параметров целостного бытия человека.
Одним из главных приоритетов в решении поставленной задачи является совершенствование преподавания учебного предмета «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, наполнение его новым интересным содержанием, способствующим кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом, формированию у подрастающего поколения России устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Основной курс совершенствования физической культуры и спорта в системе образования, определенный стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года, – это создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодежи вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом.
Одним из главных приоритетов в решении поставленной задачи является совершенствование преподавания учебного предмета «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, наполнение его новым интересным содержанием, способствующим кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом, формированию у подрастающего поколения России устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Традиционные программы, существующие десятилетиями по предмету «физическая культура», безусловно, не плохи, на них в послевоенное время и далее выращены здоровые поколения, которые и решали задачи страны, и были физически дееспособны. Но изменилась страна, изменились наши дети, и потребности сегодняшних школьников немного другие. Жизнь идет вперед, поваляются новые виды спорта, увлечения, новые экстримы. И не учитывать это нельзя. Реализуя задачи физической культуры, учитель мечтает о победах на соревнованиях, однако далеко не всем детям интересен дух соперничества и спортивного азарта. Многие из таких школьников теряют интерес к урокам и всячески от них отлынивают, либо выполняют упражнения спустя рукава. Можно сказать, что урок физической культуры в какой-то степени «уперся в стенку». Поэтому возникла необходимость помимо традиционных четырех-пяти опорных видов спорта предусмотренных программой, искать новые технологии и создавать инновационные программы, которые были бы востребованы, как учительским сообществом, так и учениками для того, чтобы разнообразить и, в какой-то степени, определить свободу выбора детей. Новые программы должны быть и привлекательными для здоровья и, что очень важно, для жизни. Каждая новая программа должна сопровождаться медико-гигиеническими, психолого-педагогическими исследованиями, позволяющими адаптировать и оздоравливать детей в условиях образовательного процесса.
Самым доступным видом физической нагрузки является фитнес-аэробика. Это массовый, эстетически увлекательный вид спорта, собравший все лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики.
Это отличный эмоциональный фон тренировок и занятий, который увлекает в мир движений и танцевальных упражнений, развивает чувство ритма, способствует улучшению настроения и возможности избежать депрессий.
Этот вид занятий адаптирует программы для детей с различными способностями и уровнем физической подготовленности. Главное то, что все физические упражнения не травмоопасные, а оздоровительные. Они положительно влияют на различные группы мышц, работу дыхательной системы, помогают поддерживать стабильный вес и отличную физическую форму.
Фитнес-аэробика гармонично развивает в детях следующие физические качества – силу, выносливость, гибкость, ловкость, используя новейшие технологии фитнес-индустрии, которая по темпам развития в настоящее время занимает второе место после индустрии высоких технологий.
Занимаясь этим видом спорта, дети имеют возможность участвовать в соревнованиях и конкурсах по фитнес-аэробике и получать спортивные разряды.
В содержание занятий, как правило, входят:
разминка в танцевальном стиле (разучивание комбинаций классической аэробики с элементами хореографии),
силовая тренировка с использованием различного фитнес-оборудования (фитболы, медболы, гантели, амортизаторы, бодибары и др.),
Программа по фитнес-аэробике разработана специалистами Федерации фитнес-аэробики России, утверждена экспертным советом Министерства образования и науки РФ и рекомендована для апробации в рамках третьего урока физической культуры в российских школах.
Занятия спортом в юности развивают ум, в зрелом возрасте помогают обрести ясность мыслей, способствуют психологическому здоровью, помогают человеку успешно справляться со многими трудностями и приносят ему радость ощущения жизни. Но человек не будет заниматься спортом, если у него нет внутренней привычки, внутренней потребности вести активный здоровый образ жизни. Каким образом можно создать эту внутреннюю потребность? Полагаю, что ответ прост и ясен: необходимо формировать, прививать привычку вести активный здоровый образ жизни с детства. Еще Аристотель писал, что повторяя одни и те же действия, мы воспитываем себя и создаем привычки, которые меняют наш характер, доведя эти действия до совершенства.
Человек наиболее восприимчив к воспитанию в раннем возрасте, когда происходит формирование мыслительных и физических способностей. Именно в детском возрасте можно строить дорогу к лучшему здоровью, любви к спорту и стремлению к высоким достижениям в жизни. Главное — нужно делать нужные вещи в нужное время!
Сто лет назад наши предки много двигались, но были не обучены наукам, многие были просто неграмотны. Сегодня, когда все имеют среднее образование и образованы без меры, возникла неграмотность другого вида — безграмотность физическая, которой страдают в основном наши дети и внуки. Это серьезная проблема, которой нельзя пренебрегать. Бездействуя, мы обрекаем целое поколение будущих граждан на нездоровое существование.
С физической безграмотностью нужно бороться в раннем возрасте, в детских садах и в центрах дошкольного воспитания. Раннее воспитание физической грамотности может сыграть важнейшую роль и стать интегральной частью процесса по стимулированию возникновения тяги к здоровому образу жизни. В детских садах для детей до 6-летнего возраста было бы целесообразно начать программу обучения основ физической грамотности в виде игр и веселых упражнений. Эта программа «активного начала» могла бы помочь изучить самые базовые движения и умения в самое нужное и необходимое для этого время в развитии ребенка.
Ежедневно, через игры с друг другом, дети могут развивать фундаментальные умения двигаться, которые станут основой для обучения спорту, когда они чуть-чуть подрастут. Эти умения, такие как гибкость, чувство баланса, координация, скорость и быстрота движений и составляют основу физической грамотности — своеобразную «Азбуку движений». И чем раньше мы начнем обучать детей «Азбуке движений» — тем активнее и быстрее будут развиваться дети, их физическая координация, общая моторика, осанка и чувство равновесия.
Дети начнут верить в свои возможности и обретут уверенность, социальные умения, эмоциональный контроль и воображение, снижение психологического стресса, что будет способствовать улучшению сна ребенка — все то, что более всего важно в развитии физической грамотности ребенка.
Любая физическая активность обязательно должна быть большим удовольствием для ребенка, запоминающимся на всю жизнь, самым замечательным и восхитительным событием в его жизни, дающим радость познания и физического удовольствия от игры и движения.
Игры нужны детям, чтобы нормально развиваться — это непременный процесс обучения и развития. Каждый день жизни ребенка должен быть заполнен играми, чтобы помочь ему иметь хорошее здоровье на всю жизнь. Это работа над обретением многообразных умений в безопасном окружении детского учреждения, под непрестанным наблюдением воспитателей и педагогов, может принести самые полезные результаты.
Игры могут быть неструктурированными, но довольно активными для всех детей, а также адаптированными для детей с ограниченными возможностями. В самом сердце этого процесса будет активная работа воспитателей, их позитивный пример.
Дети обучаются к новым умениям и навыкам только тогда, когда их тела готовы к этому, когда их мозг и нервы могут правильно воспроизводить движения. Процесс обучения очень индивидуален. Некоторые дети могут быстро начать двигаться, в чем-то быть быстрее других, в чем-то чуть медленнее, поэтому необходимо будет многообразие подходов.
Самые разные игры и движения нужны для развития разных видов моторики, маленьких и больших мышц тела. Разнообразие игр, игрушек и движений быстро развивает мозг ребенка. Двигаясь, ребенок развивает свои мышцы, что делает кости крепкими, развивает сердце и делает его сильным.
Дети учатся чему-то посредством действий, методом проб и ошибок. Во всей детской кутерьме и куче мала есть глубокий смысл. Дети учатся, когда играют, когда они прыгают, бегают, кричат и разговаривают, бросают, толкают, повторяя эти действия бесчисленное количество раз — так происходит процесс обучения.
Взрослые несут ответственность за условия развития своих детей и подопечных, создавая им стимулирующие условия для исследования окружающего мира и развития своего потенциала, поощряя детей пробовать все новые и новые вещи и движения.
Каждый родитель помнит драгоценные моменты из жизни своего ребенка, когда он начал самостоятельно поднимать голову, сидеть, ползать, стоять, держась за мебель, начал ходить, осторожно опираясь, забираться по ступенькам, толкать и бросать мячик, прыгать и научился двигать педалями трехколесного велосипеда. Эти бесценные моменты развития человека, когда он обретает новые возможности и раскрывает новые горизонты своего потенциала, происходят в период «активного Старта».
Каждый из нас помнит что-то, что произошли с ним в этом возрасте. Это особый возраст в жизни человека, это возраст активного восприятия окружающего мира и психического становления. Каждое незначительное событие в глазах ребенка в этом возрасте обретает гиперболические пропорции. Ребенок в своем стремлении адаптировать себя к реалиям окружающего мира, воспринимает все глазами человека, который только что начал видеть. Вместе с красотой окружающего мира в этот момент могут проникнуть печали и тревоги мира. Это и хорошо, и плохо, но одно несомненно — в этот период развития мы должны уберечь ребенка от чрезмерного разочарования, травмирующего развивающееся самовосприятие маленького человека.
Часто можно видеть, как дети 6-8 лет, ведомые своими любящими и желающими им всего наилучшего родителями, участвуют в различных соревнованиях. Велика бывает радость победителей, событие по своему значению превосходит все, что может быть в дальнейшей жизни. А побежденный ребёнок заливается самыми горькими слезами. Наша спортивная образовательная система возникла в самое беспощадное по отношению к личности время. Всегда приветствовалось лишь желание победить и победить любой ценой, когда было принято говорить, что «за ценой не постоим». При этом никто не хотел даже думать, насколько бесценна жизнь каждого человека. Это мучительное бремя неистового желания победы появилось из-за тех лихолетных лет, последовавших после первой мировой и гражданской войны, абсолютно разрушившим само понятие ценности человеческой жизни. Нам трудно избавиться от этого исторического груза, и тем более от этого отношения в такой казалось бы прекрасной сфере человеческой деятельности как спорт.
Все те, кто в детстве принимал участие в соревнованиях, получают самые яркие впечатления, которые заряжают их на всю жизнь. Участвуя в спортивной жизни, человек получает навыки восстановления, учится избегать травмы и хорошо питаться.
К 18-19 годам человек вырабатывает свой стиль жизни и, возможно, будет придерживаться его на многие лета. Этот путь выработки своего стиля жизни начинается в самом раннем детстве. Успех создания здорового активного образа жизни зиждется на здоровом начале, заложенном в детском саду, взлелеянном и взращённом в школьные годы, закрепленном в молодом возрасте. Тот, кто начал рано вести здоровый активный образ жизни, имеет гораздо больше шансов преуспеть в этом пути, чем тот, кто не имел возможности этим заниматься в молодые годы. Таким образом, детский сад и школа не только могут учить учиться, но и могут способствовать развитию здорового образа жизни.
Страны с самым высоким уровнем средней продолжительности жизни, что является показателем успешности нации и её здоровья — скандинавские страны, Япония, Южная Корея, и в последнее время Китай — давно обратили внимание на феномен раннего воспитания и образования. В этих странах здоровый активный образ жизни формируется уже в детском саду и результат очевиден. Еще 19 веке японский просветитель и организатор системы образования Дзюгаро Кано, создатель олимпийского вида спорта «дзюдо», утверждал, что желание человека к совершенствованию и здоровому образу жизни можно заложить в самом раннем возрасте. Благодаря такому подходу, когда лучшие и высокооплачиваемые педагогические кадры и средства были направлены на дошкольное образование, Япония быстро стала одной из ведущих технологических и экономических мировых гигантов.
Наша образовательная система рассматривала дошкольное образование как обычный подготовительный этап к школьному образованию, и соответственно, развивала это направление образования по остаточному принципу. Только в последние годы фокус внимания немного сдвинулся в сторону дошкольного образования. Раннее привитие здорового образа жизни — лишь часть решения огромной проблемы по оздоровлению нации. Одним из непременных условий изменения ситуации является расширение детского школьного спорта, с тем, чтобы он действительно стал школьным.
Почти все российские нобелевские лауреаты были выходцами системы русского гимназического образования, которое давало самый широкий и всеохватный взгляд на мир. Они изучали в школе древние языки, древнегреческий и латынь, серьезную математику, естественные дисциплины, художественное искусство и классическую музыку, при этом огромное время уделяли спорту. Идея гимназического образования заключалась в древнегреческой идее развития всесторонне развитой личности и, действительно, все наши великие ученые, прошедшие эту систему образования были превосходными гуманистами, великолепными лингвистами, знающими по несколько европейских языков, хорошими музыкантами и спортсменами-любителями. Академик Иван Петрович Павлов был активным спортсменом и создал «Общество врачей — любителей физических упражнений и велосипедной езды». Нобелевские лауреаты Игорь Тамм, Николай Басов и Леонид Канторович были заядлыми альпинистами, а Николай Семёнов, Павел Черенков и Пётр Капица активно занимались лыжным спортом. Их пример говорит о том, что спортивный здоровый образ жизни является естественным атрибутом цивилизованной жизни и нисколько не мешает, а наоборот, способствует жизненному успеху человека.
Для реализации принципа «спорт для всех» в школах должна идти настоящая спортивная жизнь. Все школьники должны иметь возможность участвовать, вне зависимости от их спортивных талантов, в любом выбранном ими виде спорта. Основным критерием должно быть участие и то, что этот спорт нравится школьнику. Если каждый школьник будет участвовать в этом движении, то, несомненно, будет гораздо больше людей, любящих спорт и ведущих активный здоровый образ жизни.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой. Если вы ведете здоровый образ жизни, то вы должны знать все о здоровом питании, а так же что в этом возрасте не надо много пищи, много надо питательных веществ. Регулярные физические нагрузки также важны для здорового образа жизни, как и все остальные составляющие. Оптимальные нагрузки предохраняют от заболеваний и, чему масса свидетельств, замедляют процесс старения, укрепляют иммунитет, что зачастую обеспечивает саму возможность вести здоровый образ жизни. Физкультура полезна подавляющему большинству людей, поскольку обычная дневная активность редко может снабдить достаточную физическую нагрузку. Для поддержания здорового образа жизни важно уметь определить состояние здоровья самостоятельно в домашних условиях.
К элементам здорового образа жизни относятся:
― навыки и привычки здорового образа жизни, которые закладываются в раннем детстве;
― окружающая природная среда (она должна быть максимально безопасной и благоприятной для обитания);
― отказ от таких вредных форм поведения, как курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ;
― сбалансированное и рациональное питание (питание качественными продуктами должно соответствовать физиологическим особенностям индивида);
― спорт и физическая активность (с учетом физиологических и возрастных изменений);
― гигиена личная и общественная (т.е. возможность позаботиться о собственном здоровье и при необходимости оказать другим первую медицинскую помощь);
Если мы хотим, чтобы наше общество было здоровым и физически, и морально, а высокая мораль, этичность и здоровый дух — это производные здорового тела, то «спорт для всех» должен стать главным лейтмотивом в области политики по продвижению здорового образа жизни.