Что такое современный танец в хореографии
Современная хореография
Современная хореография – это направление в танце, популярное среди молодежи.
Что собой представляет современная хореография?
Современная хореография – это в первую очередь искусство танца, это хореография, у которой отсутствуют правила и обязательные движения и позы. Она сформировалась в начале 20 века на Западе и предполагает разнообразное множество танцевальных течений.
Философию такой хореографии называют формирование индивидуальности, и особенных черт каждого танцора.
Стили современной хореографии
В направлениях современной хореографии выделяют:
Модерн – это стиль, который соединяет в себе движение танцоров и ритм музыки. Модерн полностью исключает каноны классических танцев. Танец основан на взаимоотношении движений и ритма.
Что дает нам современная хореография?
Занимаясь тем или иным занятием обычно мы получаем что-то взамен.
В случае с танцами это:
Танцевальные студии современных стилей
Танцы сочетают в себе спорт и искусство и являются одним из способов развлечения, расслабления и досуга. Кто-то занимается ими профессионально, кто-то для удовольствия, кто-то для поддержки фигуры.
Поэтому в настоящее время танцевальные студии очень востребованы. Они могут быть как полноценной школой танцев, так и небольшим отдельным залом. Школы, как правило, преподают несколько видов направлений.
Как выбрать школу танцев современной хореографии?
Каждый, кто мечтает начать танцевать, сталкивается с проблемой в какую школу пойти. Многие делают свой выбор на основе отзывов, кто-то идет в школу неподалеку от дома.
Но существует 7 четких шагов, которые помогут сделать правильный выбор:
Современные танцы – это возможность реализовать себя, не упустите её.
Современная хореография: как она зародилась, что с ней сейчас и почему это так круто
И зачем идти на фестиваль Context
В этот понедельник стартовал фестиваль современной хореографии Context. Балерина и главный редактор портала Ballet Insider Алиса Асланова расскажет, зачем нужно на него идти — а заодно объяснит, что такого особенного в танце модерн (и откуда он пошел).
Прежде чем современный танец стал таким, как сейчас, ему пришлось пройти долгий путь. Танец модерн возник как противоположность балетному искусству: если в балете существовали жесткие каноны и не менее жесткая иерархия, то модерн был основан на философии индивидуальностей, это отвергавших.
В конце XIX века, с подачи певца, педагога и теоретика сценического искусства Франсуа Дельсарта. Именно Дельсарт определил основные принципы движения в современном танце. Вкратце: все дело в жесте, свободном от условностей. Дельсарт, кстати, создавал эту систему скорее для актеров и музыкантов, чем для танцоров, но в мире танца она прижилась.
Рудольф фон Лабан с танцевальной труппой. Германия, 30-е годы
Примерно в то же время в Дрездене открылся институт ритма. Там преподавал швейцарец Эмиль Жак-Далькроз. Одной из его звездных учениц была немка Мэри Вигман; она чуть позже войдет в историю как родоначальница экспрессивного танца — Вигман первой придет в голову отказаться от танцевальных движений, традиционно считавшихся «красивыми». На Вигман повлиял не только Далькроз, но и танцовщик и педагог Рудольф фон Лабан. Лабан известен тем, что в 1928 году изобрел универсальный способ записи движений при помощи несложных рисунков — лабанотацию. Лабанотацию в балете использовали много лет — пока не появилась возможность разучивать движения по видеозаписям. Вот так выглядит танец, записанный по системе Лабана.
Айседора Дункан (и кто тут на самом деле новатор)
Часто возникновение танца модерн связывают с американской танцовщицей Айседорой Дункан — она считается основоположницей свободного танца. До Айседоры, правда, все это успешно делала другая американка — Лои Фуллер. Ни к хореографам, ни к танцовщикам ее причислять, возможно, не стоит: Фуллер скорее придумала технические нововведения в танце. Лои Фуллер — первая, кто догадался добавить в выступления работу с тканью и светом: в те времена, когда она выступала в парижском кабаре «Фоли Бержер», ее коронным номером был танец «Серпантин» с двумя огромными белыми покрывалами. Про Фуллер — и про юную Айседору Дункан — недавно сняли фильм «Танцовщица» — вымысла в нем порядочно, но посмотреть для общего развития стоит: дает неплохое представление о том, как зарождался модерн.
Чтобы не запутать вас, мы нарисовали схему: кто на кого повлиял в мире современного танца — и кому за что стоит сказать спасибо
Где учились великие
Первую школу танцев в Америке — «Денишоун» — открыли в 1915 году хореографы-танцовщики Рут Сен-Дени и Тед Шоун. Сен-Дени, увлеченная культурой Востока, относилась к танцу как к ритуалу или духовной практике. Шоун же изобрел танцевальную технику для мужчин — тем самым разрушив все предубеждения о танцовщиках. В «Денишоун» учебный план был крайне разнообразным — и даже эклектичным: йога, балет, этнические стили, религия, философия, принципы Дельсарта и многое другое. В сочетании все это помогло вырастить совершенно новое поколение танцовщиков. Самая известная из них — Марта Грэм, член так называемой «Великой четверки», группы будущих основателей американского танца модерн (кроме Грэм в четверке числились Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман и ученица Жак-Далькроза, немка Ханья Хольм). Школа Денишоун прекратила свое существование после разрыва Сен-Дени и Шоуна.
В 1931 году Шоун купил ферму, пригласил восьмерых студентов из Спрингфилдского колледжа и танцора из «Денишоун» Бартона Мумоу и начал работать над революционной танцевальной компанией — в ее постановках были заняты только мужчины. Успех пришел: гастролируя по Штатам, Англии, Кубе и Канаде, «Тед Шоун и его танцоры» выступили в общей сложности где-то перед миллионом зрителей.
Кое-что о Марте Грэм
Марта Грэм, которую мы уже упомянули выше, — женщина-легенда. Хореограф, танцовщица, режиссер, художник по костюмам — все это про нее. Вдохновение она искала в мифологии Древней Греции. Грэм больше интересовали истории героинь второго плана, о судьбе которых в литературе принято было не задумываться: к примеру, Клитемнестра, мать-предательница из мифа об Оресте и Электре.
Наследие Марты Грэм живо: до сих пор существует труппа Martha Graham Dance Company, а артисты из поколения в поколение пытаются постичь разработанную ею технику «сжатие-расслабление». Суть ее в том, что, если верить Грэм, физика движения подчинена дыханию — и анатомическим изменениям при дыхательном процессе.
Марта Грэм выступает на крыше. Бостон, 20-е годы
Все, что вы хотели знать о Мерсе Каннингеме
То есть о главном постмодернисте от танца.
Модерн начинался как танец-оппозиция существующей системе, но со временем, как это часто и бывает, и его сковали жесткие рамки: техники, которые не каждый мог осилить, превратили танец модерн в вид искусства только для избранных. Постмодерн же смог обрести ту самую свободу, которой так жаждали первые модернисты.
Мерс Каннингем. Нью-Йорк, 1975 год
Мерс Каннингем, который шесть лет был солистом труппы Марты Грэм, построил мостик от танца модерн к современной хореографии, изменил сам танец и отношение к нему. Каннингем стал первым во многом: абстракция, сочинение без цели, отрицание необходимости рассказывать историю, независимость танца от музыки, уничтожение иерархии между танцорами — вот лишь некоторые его принципы. Именно Каннингем, к слову, одним из первых начал интегрировать компьютерные технологии в хореографию.
С подачи Мерса Каннингема началась эпоха перформансов — не требующих ни костюмов, ни сценического света. Правила и ограничения были отринуты. Любые идеи могли быть осуществлены, импровизация стала важнейшим инструментом в работе над перформансом, а любое движение тела могло стать танцем. Чтобы перечислить всех представителей постмодерна, нужна отдельная статья — но есть имена, которые стоит запомнить. Одно из них — Триша Браун: она первой стала показывать свою хореографию в альтернативных пространствах (например, на улице и на крышах), а ее постановка «Человек, спускающийся по стене», в которой люди — сюрприз! — ходили по стенам, дала начало мощной серии экспериментов в области танца.
Алвин Эйли, 1961 год
Как дела обстоят у нас
В связи с историческими событиями в России — на минуточку, дело было в СССР — в это время постмодерн не смог прижиться. Да и особого основания для развития у него не было. Ситуация стала меняться с 1985 года — когда современные западные спектакли начали возить в Москву и Ленинград. Удивительно, но в Советском Союзе самая прогрессивная хореография стала развиваться не там, в Екатеринбурге, Челябинске и Перми. И если начиналось все с попытки скопировать то, что делали в Америке и Европе, то сейчас все больше новых имен возникает в пространстве российской современной хореографии.
Главное событие в этом пространстве — ежегодный фестиваль «Context. Диана Вишнева». В свое время самой Диане, прима-балерине Мариинского театра и одной из главных звезд российского балета, стало тесно в рамках классического репертуара. Тогда-то она и начала творческий поиск. Те, кто имеет представление о творчестве Вишневой, знают, как упорно она добивалась расположения мэтров современного танца и разрушала предубеждения о косности владения телом у классических танцовщиков, осваивала новую пластику и новую технику. Четыре года назад Диана наконец решила развивать современный танец в России. Цель выбрана непростая — взращивание хореографических талантов, процесс долгий и мучительный. За это Context и ценят.
Диана Вишнева в балете Каролин Карлсон « Женщина в комнате », 2015 год
За три года на фестивале отметились, пожалуй, главные современные труппы: уже упомянутая выше Martha Graham Dance Company, Нидерландский театр танца, монстры Introdans и Gauthier Dance. В этом году Context привез в Москву «Балет Мориса Бежара» (одного из крупнейших хореографов ХХ века), американскую труппу Алонсо Кинга LINES Ballet и шведского хореографа Матса Эка с его музой Аной Лагуной. С Матсом Эком у многих русских танцовщиков связаны романтические воспоминания: видеокассета с его «Жизелью», которую как раз танцевала Ана Лагуна, в 90-е передавалась в хореографическом училище как драгоценность. В этом году Эк завершил карьеру — так что возможность увидеть его и его постановку в Москве сравнима с выигрышем в лотерею. И не пары тысяч рублей, а пары миллионов.
Кстати, о видеозаписях: присмотритесь к афише Центра документального кино — у Context есть еще и кинопрограмма. И да, там есть и фильм про Матса Эка — правда, в этот раз он ставит не «Жизель», а «Ромео и Джульетту». Среди других документалок, которые точно стоит смотреть, — «Перезагрузка», фильм про время, когда балетом Парижской оперы правил хореограф голливудского «Черного лебедя» и муж Натали Портман Бенджамин Мильпье. В фильме (чертовски атмосферном) Мильпье пытается осовременить одну из старейших трупп мира — и изменить все: подход к репетициям, репертуару, составы артистов. Покажут за два часа все: балетные залы, неустанно работающего и сочиняющего в наушниках Мильпье, закулисную жизнь театра, репетиционный процесс танцовщиков (в наиболее эффектных ракурсах), грандиозные интерьеры Парижской оперы.
Подробная информация о фестивале — на сайте.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
Современный танец. Виды хореографии
Современный танец. Виды хореографии.
педагог дополнительного образования
МБУ ДО г.Ульяновска «ЦРТДиЮ им.А.Матросова»
Гиль Ирина Викторовна
Современный танец — понятие весьма относительное, можно даже сказать, сиюминутное. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая, в свою очередь, порождает новые виды танца. Поэтому, в принципе, каждый танец можно назвать современным, но — современным для своего времени. Современные танцевальные направления всегда имели широкий круг почитателей. В наши дни эта область современного танца пользуется наибольшим успехом, являясь подходящим танцевальным подкреплением для новых современных музыкальных композиций.
В настоящее время новейшими танцевальными направлениями интересуются люди разного социального положения и разной возрастной категории. Но, несмотря на несомненный интерес к данному направлению, знаний о современных танцев недостаточно, а методика их преподавания не совершенна. Многие преподаватели и хореографы работают над профессиональным изучением современных танцев, постоянно экспериментируя и практикуясь в создании интересных разработок. Западные танцевальные школы уже давно диктуют моду в мире современного танца. В России же, современные направления используют, как зрелищное шоу. В наше время, среди любителей современных танцевальных направлений встречается все больше детей и подростков, что говорит о необходимости изучать данное явление и создавать обучающие программы в этой области.
В этой статье я решила рассказать о некоторых видах хореографии, думаю, статья будет весьма полезна.
ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ— танцевально-игровая миниатюра. Вид сценического танца, небольшая хореографическая сценка, предназначенная для эстрадного исполнения (обычно в концерте). Построена на четкой драматургической основе, на лаконичных средствах хореографической выразительности.
В процессе своего развития, эстрадный танец, оказал влияние и на современную хореографию.Элементы эстрадной акробатики и жанровой специфики органично вошли в лексику классического танца.
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ — танец, воплощающий в своей хореографии идеи, темы, образы, почерпнутые из современной действительности и использующие при этом основные хореографические системы и приемы, пластические навыки свойственные и употребляемые в данное конкретное время.
Он обращен не к массе, не к толпе, а к индивидуальности. Отличается персональностью высказывания к небольшому числу зрителей, что позволяет ему уходить от академического пространства.
Современный танец не имеет никакого отношения к тому, что является клубным танцем, шоу-танцем, эстрадным танцем и так далее. То есть это не современные танцы, а современный танец – это один из видов хореографического искусства, что когда-то было тем, что называлось «танец-модерн», потом это переросло в «танец-постмодерн», потом «пост-постмодерн». И когда уже все устали прибавлять вот это «пост-», решили, что это будет называться «contemporary dance» («современный танец»).
ТАНЕЦ МОДЕРН — направление в современной хореографии, зародившееся в конце XIX- начале XX вв. Основные принципы это отказ от канонов, отвержение традиционных баалетных форм, воплощение тем и сюжетов новыми танцевально-пластическими средствами. В процессе развития этого направления, создались соответствующие методики обучения танцу модерн.
ДЖАЗ ТАНЕЦ — вид танцевального искусства, сложившийся на рубеже XIX-XX веков в результате слияния европейской и африканской культур и утвердившегося, прежде всего, в США.
Основные черты джаз танца — это основопологающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Современный джаз танец соединяет в себе воедино такие стили и направления, как: этно и балет, степ и модерн, а так же популярные уличные направления.
CONTEMPORARY DANCE (контемп) — актуальный танец, не имеющий казалось бы явной структуры, постоянно видоизменяющийся в зависимости от носителя стиля. На самом деле имеющий глубокую филосовскую и исследовательскую основу.
Вбирает в себя как новые тенденции и течения современного искуства, так и традиционные методы и практики, основанные на биомеханики тела человека.
В результате чего становится доступным видом танца и поиска танца не только для профессиональных исполнителей.
ДЕМИ-КЛАССИКА — Demi (франц. — полу-, наполовину) термин указывает на исполнение только половины движений. Полностью опирается на классическую балетную школу, но перекликается с другими танцевальными стилями: джаз, современный танец, народный танец. Элементы в своей основе остаются как в классическом балете, но они могут видоизменяться и значительно отклоняться от классических канонов, допускается импровизация, как в танцевальных элементах, так и в музыке и костюмах.
СТИЛИЗОВАННЫЙ ТАНЕЦ. Мастерство современного хореографа, стилизующего народный танец, заключается в умении правильно сочетать современные, акробатические движения, трюки с истинно народными движениями.
Современный танец. Стили. Особенности исполнения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дом детского творчества
Современный танец. Стили.
Педагог д/о Музычук Светлана Ивановна
Современный танец. Стили. Особенности исполнения.
Современный танец – это танец, в котором человек и его душа через движения, свободно выражают свои чувства, эмоции, переживания и стремления, без каких либо рамок и ограничений.
Лучшее исполнение современного танца – это совершенное владение собственным телом и способность с его помощью выразить любое движение своей души, оттенки чувств, свои мысли и переживания, так что тебя будут понимать миллионы, и чувствовать то, что чувствуешь ты, танцуя на сцене.
При этом современный танец, хоть и может быть абсолютно свободным и непредсказуемым, но он не должен быть лишён эстетики движений, и следования определённым законам. Каким должно быть движение или положение тела, чтобы это было эстетически красиво и достойно, и чтобы то или иное «па» не воспринималось коряво, неуклюже, тяжело или даже безобразно.
Современный танец берет свои истоки от классического балета. Он возник вследствие реакции общества на строгие, твердые и в некой степени формальные ограничения классического балета. Концепция современного танца заключается в свободе и выразительности движений, которые дают потрясающую возможность выражать свои чувства в самых ярких красках. Современная форма танца кардинально отличается от своего предшественника, в котором главный акцент делается на строгие определенные правила и нормы. Но, тем не менее основу составляют движения, шаги и па, взятые из классического балета.
В 60-х годах начался настоящий переворот в танцевальной культуре. Курс развития танца изменился и стал направлен на простоту движений, красоту мелких деталей, на естественность, отвергая этим всю «показуху», которая присутствовала ранее. Главной концепцией в танце стали чувства, взятые из жизни. Поначалу, новая танцевальная форма не предусматривала даже использования костюмов, сюжетов, декораций и другой подобной бутафории, основываясь на естественности. Но, как оказалось, такое решение не совсем положительно влияло на танцевальные шоу. Поэтому вскоре в современной хореографии вновь появились различные предметы и украшения, способствующие большей зрелищности и хорошему впечатлению от происходящего действия на сцене или танцполе.
Современный танец очень быстро развивался и совершенствовался. И уже к 80-м годам он превратился из «сырого теста» в танцевальное действие, поражающие своей красотой, высоким уровнем техники и безупречностью движений, которые представляли собой потрясающую композицию в сочетании с соответствующей музыкой, развивавшейся также динамично, как и современный танец.
Стоит отметить, что стало модно комбинировать современную хореографию с классическим танцем. Благодаря высокому профессионализму и отточенному мастерству хореографов и танцоров такое сочетание смотрелось довольно гармонично и совершенно по-новому. Подобное комбинирование пришлось по вкусу публике и самим хореографам. Сочетание классического балета и современной формы танца способствовало развитию новых стилей и видов танца.
Средина двадцатого века была для танцевальной культуры временем динамичного развития и периодом совершенствования. В эти года современный танец уже практически полностью отошел от концепций балета и превратился в самодостаточное полноценное искусство, в основе которого лежали движения, взятые из классического балета, искусно замаскированные под новый лад.
Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен, непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, создает новую пластику. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.
В копилку изобразительных средств танца ежегодно добавляются все новые и новые стили и направления. Вот некоторые из них:
Хип-хоп — это танец и культурное направление, появившееся в конце 70-х голов XX века в рабочих районах Нью-Йорка и имевшее яркую социальную направленность. Это уличные танцы с помощью которых рабочая молодёжь Нью-Йорка пыталась протестовать против неравенства и несправедливости, против власть предержащих. Однако в последнем десятилетии XX века, хип-хоп в значительной степени потерял свою социальную направленность и стал просто модной частью музыкальной индустрии.
В музыке хип-хопа присутствуют два основных элемента: рэп и ритм, который задает ди-джей.
В плане физических нагрузок хип-хоп – одно из наиболее универсальных направлений, где разрабатываются все группы мышц: корпус, руки, шея, плечи, локти, ягодицы, колени. Развивается координация и быстрота реакции, чувство ритма, в ходе изнурительных тренировок сжигаются лишние калории.
Особенность преподавания этого танца – наличие детских групп. Направление адаптировано под озорных непосед – здесь много прыжков, хлопков, нет фристайла и работы на колени. Даются растяжка, колеса, мостики. С неподдельным интересом ребята включаются в игру, а между делом у них формируется чувство ритма, пластика. Мальчишки и девчонки танцуют с ковриками и кроссовками, друг с другом, солируют по очереди. В отличие от взрослых, они не зажаты и не стеснительны, а вовсю отрываются и радуются танцу.
Хастл — группа парных танцев, основанных на импровизации и «ведении». Этот вид танца исполняется под музыку в стиле диско популярную в 1980-х годах: диско-фокс, диско-свинг и собственно хастл.
Этот вид танца характеризуется простотой исполнения, не требует долгого обучения и требует совсем немного практики, чтобы хорошо танцевать смог практически кто угодно. Разумеется, спортивный хастл, исполняемый профессиональными танцорами требует существенно большей подготовки.
Одно из самых интересных соревнований — хастл джек-н-джилл — формат соревнования по хастлу, в котором соревнующиеся пары получены случайным образом. Эта номинация наиболее ярко проявляет возможность социального импровизационного танца.
Шоу-хастл — это танец, основанный на элементах хастла, но имеющий свой сюжет. Ледис-хастл — исполняется двумя партнёршами. Дабл-хастл — исполняется тремя танцорами, как правило: одним партнёром и двумя партнёршами.
Основателем стиля танца «модерн» по праву считают известную танцовщицу Айседору Дункан. Зародился этот танец в конце 19 века, как своеобразный протест против строгих догм и правил классической хореографии.
«Модерн» в переводе с английского языка означает «современный». Использовать название для обозначения нового стиля танца стали не сразу. Интересно, что «модерн» также называли свободным, художественным танцем, дунканизмом и танцем босоножек.
Этот танец всегда наполнен глубоким смыслом. Он правдиво передает весь спектр переживаний танцора. Свои эмоции, чувства, страхи и надежды танцор «модерна» выражает с помощью ломаных движений и активной импровизации в партере.
Как и много десятилетий назад модерн сегодня танцуют без обуви. Ступни исполнителей как бы символизируют близость танца к самой природе и слияние танцора с ней в естественном ритме земной жизни.
Костюмы танцоров предельно лаконичны. Очень часто модерн танцуют в трико, купальнике и длинной развевающейся юбке. Этот стиль костюма уже можно назвать классикой в модерне. Эти детали костюма позволяют донести идею танца до зрителей, а также подчеркивают неповторимую стилистику движений.
Важную роль играет импровизация. Постановки танцев делает хореограф. Однако на репетициях танцоры часто импровизируют под разную музыку. Методика позволяет развить уверенность в себе и научиться включать в танец свои настоящие эмоции.
Модерн танцуют на особой системе дыхания. На репетициях танцоры много времени занимаются отработкой правильной техники вдохов и выдохов. Именно дыхание помогает танцевать модерн и погружаться в особое состояние сознания, необходимое для его исполнения.
Любая постановка в стиле «модерн» сегодня не мыслима без содержательной составляющей. Борьба добра и зла, пробуждение природы, любовь и ненависть – это все можно найти в хореографических композициях модерна.
Чтобы танцевать модерн, недостаточно механически освоить его технику. Необходимо обладать богатым духовным содержанием, а также уметь правильно включать свои настоящие эмоции и переживания в танец.
Контактная импровизация — это одна из форм свободного танца. Как следует из названия, танец представляет собой импровизацию, основанную вокруг точки контакта с партнёром.
При этом тела танцующих подготавливаются, настраиваются таким образом, чтобы, сохраняя необходимую безопасность, дать себе возможность проявить максимальную свободу и раскрепощенность, открывая себя для эмоционально насыщенного взаимодействия, проявляя естественную красоту индивидуальности.
Этот вид искусства проявился впервые в 1972 году, и его распространение стало возможным на пороге нового тысячелетия благодаря все более увеличивающемуся интересу человечества к осознанию всех сторон своего существования, глубинам, основам бытия, познанию и совершенствованию своей природы.
Контемпорарри — современный сценический танец, включающий в себя самые различные направления и техники. Причём это тот танец, который не имеет определённой формы стиля, потому что главное в нём — самовыражение . В «контемпорарри» происходит чередование напряжённых мышц с резким сбросом, расслаблением, резкие остановки, падения и подъёмы, работа с дыханием. Очень много движений происходит на полу. Танцор следует не какому-то четкому сценарию, а слушает голос своего тела, которое выражает глубокие эмоциональные переживания .
Особое внимание во время танца уделяется:
Освобождению от мышечных зажимов
Расслаблению и освобождению суставов
Налаживанию связей между центром тела и его конечностями.