Что такое современный театр

Что такое современный театр? Разбираемся с экспертом Любимовки

Вокруг часто говорят о современном театре, а ты не знаешь, про что это и как его смотреть? Разобрались в этой теме с режиссёром Юрием Шехватовым, арт-директором фестиваля «Любимовка».

Кстати, фестиваль молодой драматургии «Любимовка» проходит в Москве — с 2 по 10 сентября. Вход свободный, нужно только пройти регистрацию — все подробности на сайте.

Что такое современный театр

Современный театр — это общее название для сразу нескольких направлений театрального перфоманса наших дней. Сюда входит:

Это далеко не весь список. Всё это формируется не на пустом месте — причиной тому изменчивое общество, новые технологии и сам зритель. Как и любая сфера, театр ищет новые способы реализации себя — как когда-то давно художники стали писать авангард после появления первых фотоаппаратов.

У зрителя сейчас другие чувства, окружение и реальность: показать Шекспира в традиционных костюмах прошлого, не меняя сюжета — уже слишком банально и просто (хотя по-своему прекрасно — не будем умалять значения и величия традиционного театра).

Что такое современный театр. Смотреть фото Что такое современный театр. Смотреть картинку Что такое современный театр. Картинка про Что такое современный театр. Фото Что такое современный театр

Традиционный театр затрещал по швам ещё в 1960-х — время изменилось, мир уже встал на твёрдую почву после масштабной войны. Новые технологии развивались, а мораль — менялась, как и цели людей, их мечты и восприятие. Нужно было менять и театр — как раз в 1969 году мир услышал имя Роберта Уилсона — его до сих пор знают, как одного из самых известных режиссёров постдрамы. Если объяснять просто, постдрама — это когда театр не выглядит так, как мы себе его обычно представляем: на сцене может не быть актёров, может стоять бассейн с водой, а на фоне играть песня «Дельфина».

Вернёмся к Уилсону: его спектакли не были основаны на произведениях — они брали текст лишь как одну из многих составляющих, не делая его фундаментом. Уилсон размышлял образами и цветом; текстом, как отдельным от говорящего объектом. Поэтому его спектакли часто относят и к визуальному театру — те же «Сказки Пушкина».

Как раз в это время современный театр развивается во всём мире — похожие тенденции сохранились и до сих пор. Театр демократизируется, становится ближе к зрителю и берёт его в свою реальность. Например, променад-спектакли, где для того, чтобы увидеть спектакль, нужно его пережить — на зрителя (вернее будет назвать его актором) надеваются наушники и в голове звучит голос, который говорит что делать, куда смотреть и о чём думать. То же происходит в постановках, где зритель сам определяет концовку сюжета, решая, что будет дальше.

В России яркими представителями постдраматического театра являются Дмитрий Волкострелов (например, его «Лекция о ничто»), Всеволод Лисовский и его «Молчание на заданную тему».

Что такое современный театр. Смотреть фото Что такое современный театр. Смотреть картинку Что такое современный театр. Картинка про Что такое современный театр. Фото Что такое современный театр

Почему современный театр часто отходит от изначального сюжета и содержания пьесы

Всё просто — это самостоятельное произведение. Как художественный фильм про историческую личность не претендует на подлинность всех показанных событий, так и современный театр не стремится к полному соответствию произведению. И так даже интереснее — можно увидеть, как интерпретируют один и тот же текст разные режиссёры, как играют одну и ту же роль разные актёры.

Резонанс в голове возникает, потому что мы видим не то, что ожидаем: это не тот образ театра, про который нам говорили в детстве. Это не то искусство, которое мы привыкли считать искусством — поэтому часто от тех, кому не понравилось современная постановка или любое другое произведение культурного труда можно услышать «Современное искусство — не для всех». Пожалуй, для всех — вот только отказаться от стереотипов и воспринимать происходящее на сцене без мыслей о том, «как дóлжно» — получается не у каждого.

Сейчас театр в России, по сравнению с театром в СССР, гораздо более свободный и многообразный. Театроведы придерживаются мнения: режиссёры, актёры и сценаристы гораздо меньше хотят быть похожими на кого-то — хотят вдохновляться работами прошлого, восхищаться работами настоящего, но создавать своё — отличное от всего.

Совместимость современного театра с школой морали (эту функцию часто приписывали традиционному театру прошлого) для многих становится нелогичной. Но театр сейчас — это про то, как показать изменчивость мира, формы, сознания. Время, пространство и люди подвижны — и это главный урок современного театра.

Какая роль теперь у зрителя

Как мы писали выше — зритель больше не вторичный элемент. Прошлый опыт зрителя, его воспоминания — также важны, как и видение автора и режиссёра. Смысл спектакля рождается не на сцене, а в голове тех, кто его смотрит — плохо это или хорошо, но сейчас происходит именно так.

«Ассоциативный ряд зрителя — это самое ценное в театре и искусстве вообще. Без зрителя ничего не происходит, зритель и его эмоции должны становиться всё более равноправными со всем остальным в театральном процессе».

Благодаря развитию наук о сознаниии человека в XX веке начинается погружение и художника в эти знания. Теперь художник размышляет о том, как зрители воспримут его произведение — эксперименты с воздействием на разные органы чувств, отрыв объекта от звука, осязательных ощущения от картинки или привычного образа.

Как понимать современный театр

Павел Руднев, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России, считает, что быть зрителем — это отдельное искусство. Нет, это не значит, что теперь нужно заказать кучу книжек про театр и пересмотреть спектакли с ручкой и блокнотом — нужно уловить язык режиссёра спектакля, понять правила игры, по которым будет ясно, как воспринимать художника дальше. Иногда такого «коннекта» не случается — может, виноват и сам творец, а может, зритель не готов воспринимать то, что не близко его представлениям.

«Театроведы и критики могут помочь лучше разобраться в тонкостях той или иной постановки. Но такого понятия как «понимать» не должно быть вообще. Высказывание или трогает, или нет — это единственный критерий.

Если всё же возникает такой вопрос, то стоит определиться, с какой целью нужно распознавать эти тонкости. Если есть желание самому создавать театральные постановки — важно действительно разобраться, но это просто инструментарий как в любой другой профессии. Для восприятия непрофессионала пригодится скорее простая насмотренность.

Театром нужно просто наслаждаться. Я уверен, что главное в искусстве — ничего от него не ожидать, ни высокой морали, ни «правильности». Тогда всё случится».

Как разбираться в современном театре: читаем, слушаем и смотрим

От Яндекса есть гид по типам современного театра, написанный очень доступным языком — советуем.

Ещё можно послушать лекции Павла Руднева и его подкаст «В своём репертуаре» с Варварой Шмыковой (наверное, знаете по «Чикам»).

Из книжек рекомендуем «Апологию театра» В. В. Мирзоева — легко читается и хорошо совместимо с современными реалиями, без исторического занудства.

Вообще советуем подписаться в любых социальных сетях на аккаунты про театр, чтобы видеть, на кого сейчас стоит обратить внимание и на какой спектакль пойти на этой неделе. В группах подобного содержания часто выкладывают и уже отгремевшие спектакли.

Подпишитесь и на соцсети местных театров — точно не пропустите приезд иногороднего или иностранного коллектива и услышите о премьере первыми. Часто в таких группах бывают и онлайн-читки — обычно такое практикуют в частных театрах.

За кем следить в современном театре

« Сложно выделять конкретные имена. Но мне нравится, что делают Екатерина Августеняк, Светлана Петрийчук, Ася Волошина, Викентий Брызь. Есть имена, которые совсем на слуху, но их всё равно стоит произнести — это Иван Вырыпаев, Павел Пряжко, Михаил Дурненков. Из режиссёров для меня важны работы в театре и кино Виктора Рыжакова и Кирилла Серебренникова. Но не только, конечно».

Что по «Любимовке»

Крупнейший фестиваль молодой драматургии в России «Любимовка», который пройдет с 2 по 10 сентября впервые в театре «Современник», опубликовал на сайте полное расписание читок и специальных мероприятий.

В основной программе будут представлены 24 пьесы авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Уфы, Львова, Баку, Минска, Владивостока, Софии, Казани, Екатеринбурга и Воронежа.

«Какие-то выводы можно делать уже после фестиваля, когда пьесы прозвучат — в этой возможности опробовать звучание текста и есть одна из главных задач Любимовки. Но на этапе чтения мне отдельно запомнились пьесы «Ленточки», «Местоимения меня», «Чёрная пурга» и «Семь первых работ Алины». Внимание стоит обратить и на пьесы Зухры Яниковой — яркий дебют с текстами сразу в двух программах фестиваля, что случается довольно редко».

Источник

Особенности современного театра

Театральное искусство пользовалось популярностью со времен своего зарождения. Классический театр возник в Древней Греции. Театральная сцена представляла собой открытую круглую площадку, называемую орхестрой. Актеры выступали лицом к зрителям, которые сидели на деревянных или каменных скамьях. Именно в Древней Греции зародились основные жанры: драма, комедия, трагикомедия, мюзикл и буффонада.

Современный театр сильно отличается от классического – это экспериментальные жанры, зародившиеся в начале XX века. Нововведения шокировали и удивляли зрителей, привыкших к строгой классике. Несмотря на это, изменения были тепло приняты большинством ценителей жанра и успешно развиваются по сей день.

Ключевой момент современного искусства — это некие новые конвенции, заключенные между теми, кто производит это самое искусство, и реципиентом, который его воспринимает. В театре это наиболее очевидно, потому что даже самые важные знаменитые спектакли — это спектакли, где зритель приходит как некий оценщик. Он купил билет, сел, потом говорит: хороший спектакль или плохой.

Современное театральное искусство имеет несколько важных особенностей.

Стили театра

Искусствоведы выделяют несколько театральных стилей, используемых в театре. К ним относятся: абсурдизм, экспрессиониз, мелодрама, модернизм, постмодернизм, натурализм, марионетки, реализм

На сегодняшний день театр представляет собой целый мир, состоящий из десятков мини-миров (разных видов спектаклей). Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим ниже такой актуальный вид, как спектакль-перформанс.

Спектакли-перформансы

Перформанс на Западе вообще не относится к театру и, более того, считается его полной противоположностью. Королева перформанса Марина Абрамович говорит: тот, кто занимается перформансом, должен ненавидеть театр, ведь театр – это бесконечный обман. Определение перформанса в свою очередь связано со словосочетанием «живое искусство» (living art). Иначе говоря, перформанс только тогда перформанс, когда жизнь артиста сама по себе является произведением искусства, выражающим своим естеством личную философию. Если взять пример из истории, то одним из первых перформансистов был известный философ Диоген, живший в бочке. Получается, что перфоманс имеет отношение больше к стилю жизни, чем к искусству, и как раз поэтому далеко не многие искусствоведы вообще воспринимают его.

Формулировкой спектакль-перформанс пользуется только постсоветское пространство, определяя так жанр театрального искусства, в котором театр выходит за свои привычные рамки. К категории спектакль-перформанс относят спектакли, которые либо играются на нестандартных площадках (улица, завод, заброшенное место), либо спектакли без драматургии, пластические спектакли, спектакли, в которых задействуются живая музыка, взаимодействие со зрителем, инсталляции, современные технологии – другими словами, все, что подразумевает эксперимент.

С другой стороны, спектакли-перформансы могут рассматриваться как синтез театра и перформанса, выдумки и реальности. Грань между ними определяет сам режиссер. Такие спектакли зачастую включают в себя особую провокацию по отношению к зрительному залу, объекты концептуального искусства и актерскую жертвенность, начиная с наготы или реальной драки и заканчивая отправлением нужды на сцене.

Если вы ни разу не были в театре, – самое время исправить положение. Современные театры – идеальное место, где можно отдохнуть и узнать что-то новое. Выразительная игра актеров подарит живые эмоции и переживания.

Источник

Современный театр

Жанры современного театра

Сегодня в театре можно увидеть, что угодно, кроме классических постановок с традиционными декорациями. Режиссеры ищут новые формы, позволяющие представить зрителям привычные вещи в совершенно новом, неожиданном исполнении.

Новая драма
Родоначальниками новой драмы принято считать Эмиля Золя и ГенрикаИбсена. Жанр новой драмы предполагает вечные вопросы о смысле жизни и так называемую «чернуху«: вы можете услышать матерную речь, увидеть обнаженное тело, странные костюмы и символические декорации. Примерами таких спектаклей можно считать «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Изображая жертву» Кирилла Серебринникова, «Ставангер» Константина Богомолова и другие.

Вербатим
В этом жанре тесно переплелось документальный театр и новая драма. Все спектакли основаны на реальных монологах или диалогах обычных людей. Отличительными чертами вербатима является минимум режиссуры, не поставленная речь, интуитивная пластика, предельная приближенность «героев» к зрителю.

Перфоманс
Сегодня перфомансом принято называть явление современного искусства в принципе. Обычно это постановка на стыке музыки, драматического слова, модерн-танца и, безусловно, визуальных искусств и мульти-медиа. Обязательным условием являются неожиданные сценографические решения и навороченные визуальные эффекты.

Постановка Давида Бобе и Кирилла Серебренникова «Метаморфозы» и спектакли Дмитрия Волкострелова по пьесам Павла Пряжко — лучшие примеры спектакля-перформанса.

Актуализированная классика
Еще один подвид новой драмы. Сегодня классику без отступлений можно видеть увидеть только в Малом театре. В остальных случаях на Пушкина или Чехова из школьной программы не стоит и надеяться. В Школе современной пьесы спектакль «Горе от ума» идет в черно-белом пространстве теней и бумажных особняков, с отсылками к творчеству Бродского и деятельности современного Парламента. Суть этой интригующей стилизации в писке нового героя времени. Кто он? Чем живет? Любит ли? И существует ли вообще?

Подробнее о том, как правильно понять современный театр в нашем видео рассказывает преподаватель курсов актерского мастерства в Санкт-Петербургской школе телевидения Евгения Поздеева

Чем так привлекателен театр? Он способен подарить зрителю особую атмосферу, настроение, несравнимо более сильные эмоции, чем обычный кинопросмотр. Яркость и выразительность актерской игры усиливает впечатления, делая зрителей участником событий.

Источник

Какой он, современный театр?

Что такое современный театр. Смотреть фото Что такое современный театр. Смотреть картинку Что такое современный театр. Картинка про Что такое современный театр. Фото Что такое современный театр

Театр — это удивительный и завораживающий мир, который издавна привлекал к себе ценителей прекрасного. Он знавал разные времена, переживал периоды упадка и повального увлечения сценой, но всегда оставался особым видом искусства. Но привлекает ли театр людей сегодня так, как раньше? Есть ли у него будущее в век новых технологий, когда даже билеты можно купить через интернет (в том числе здесь http://www.biletico.ru/)?

Он изменился, но не стал хуже

При слове «театр» большинство из нас представляет себе тяжелый занавес, (непременно из красного бархата), зал, замерший в ожидании увертюры, некую торжественность момента. Но вот на сцену выходит актер в современной одежде, начинает говорить, и зритель узнает в его словах монолог гоголевского Хлестакова…

Современный театр совсем не такой, как был раньше. Одной из основных тенденций сегодня становится прочтение классики в новой интерпретации. Ну что же – современное искусство должно идти в ногу со временем. И потом, дело ведь не только во внешнем эффекте. Вспомните Владимира Высоцкого в роли Гамлета. Все, кто приходил на спектакль, замирали, когда он произносил: «Быть или не быть?» И не важно, что в это время Гамлет был одет не в панталоны и длинный камзол, главное — единение зала и сцены, актёра и зрителей. Такие спектакли всегда будут актуальны.

Но постановкой классики репертуар нынешнего театра не исчерпывается. На сцене все чаще можно увидеть спектакли, в основу которых положены произведения наших современников. На смену глубоким философским рассуждениям актеров приходят легкие комедии, новые, иногда довольно провокационные постановки. Иногда они не до конца понятны зрителю, в некоторых из них для усиления действия используются весьма нестандартные подходы, например, ненормативная лексика. Это лишний раз доказывает, что театр — это живой организм, который развивается сообразно времени и ищет своё место в современном мире.

И это не может не радовать. Значит ему не страшны никакие перемены, время над ним не властно. И всегда найдутся люди, которые любят ходить в театр. И не потому, что это весьма престижно, а потому, что им это нравится.

Что дает им театр? Атмосферу праздника, торжественность обстановки, несравнимо большие эмоции, чем кинопросмотр. Зритель становится участником событий, а не посторонним наблюдателем. К тому же в театре есть то, что нет на ТВ и в кино — искренность. Ведь это — не съёмка или запись, здесь актёры играют вживую, и каждое выступление на сцене как первое. Они переносятся в разные эпохи, играют непохожих друг на друга людей и делают это так, что не сопереживать им просто невозможно. Именно за это их и любят, награждают овациями и признанием.

Как и 20-30 лет назад, люди идут за артистами, за режиссерами. А ещё — за мыслями и чувствами, за пищей для размышлений. Ведь современный театр старается быть не только простым развлечение, он стараться донести до зрителей такие проблемы современности, как безразличие, одиночество. Режиссеры и актеры хотят заставить людей задуматься о себе, своей жизни, об окружающих. За рутиной ежедневных дел у людей просто не остается времени на это. А постановки, особенно классические — помогают взглянуть на вещи под другим углом, сквозь призму времени, ведь многие вопросы и проблемы тех времен актуальны и по сей день.

Иными словами, театр будет интересен всегда. Не смотря на экономическую ситуацию, постоянную занятость и темп жизни, люди все равно будут находить время для его посещения. Хотя бы для того, чтобы, переступив порог театра, уйти от своих проблем и насладиться прекрасным миром искусства.

Источник

Что такое современный театр

Вначале (у древних греков) театральных жанров было ровно два: трагедия и комедия. Потом, как известно, с миром случилось: христианство, Великое переселение народов, Крестовые походы, Возрождение, чума, технологический прогресс, Дарвин, Фрейд, «Черный квадрат», кинематограф, сексуальная революция, интернет, — и сингулярность маячит на горизонте. К XXI веку образовалось немыслимое множество видов театра. И все они перепутались. Чтобы хоть как-то в них разобраться, пробуем все распутать и разложить по полкам.

Текст: Антон Хитров, Алексей Киселев
19.12.18

Как это выглядит: Актеры на сцене перед зрителями разыгрывают вымышленные сюжеты.

Откуда взялось: Первые зафиксированные в истории спектакли — драматические. Фактически смысл представления в античном театре — декламационное исполнение пьесы. Главное в драме — пьеса, ее сюжет и фабула; словом — рассказываемая история. Впрочем, с появлением профессии режиссера в ХХ веке не менее важным стал способ рассказывания, нежели сама история. Именно в ХХ веке написаны все главные теоретические труды о театре; вот тут можно все их почитать.

Что посмотреть: Качественные спектакли, рассказывающие истории по старинке, идут в московских театрах «Студия театрального искусства» Сергея Женовача и «Мастерская Петра Фоменко». Наиболее прогрессивные драматические спектакли — в «Гоголь-центре», ЦИМе и в петербургском БДТ им. Товстоногова. Самые видные режиссеры-интерпретаторы: Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Юрий Бутусов. За пределами Москвы и Петербурга тоже много интересного.

Как это выглядит: Мужчины и женщины в роскошных костюмах на огромной сцене поют в сопровождении оркестра.

Откуда взялось: Принято считать, что опера сформировалась как вид театрального искусства в Италии в начале XVII века. Если в драме главное — история (или ее интерпретация), то в опере — музыка (и ее интерпретация). Впрочем, полтора века назад Рихард Вагнер убеждал мир, что опера — это встреча всех искусств, и в первую очередь драмы и музыки, — и убедил. Если в ХХ веке в драме трон занял режиссер, то в опере образовалось двоевластие: появился феномен режиссерской оперы, однако дирижер при этом не утратил позиций.

Что посмотреть: Более или менее традиционные оперные спектакли можно найти в Большом театре, Музтеатре им. Станиславского и Немировича-Данченко и в Мариинке. Один из важнейших оперных центров России — Пермский театр оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса. А самые экстремальные эксперименты на территории жанра сконцентрировались в московском «Электротеатре Станиславский». Подробнее о самых интересных операх на территории России читайте тут.

Новый музыкальный театр

Как это выглядит: Вы уверены, что это музыкальное сочинение и что его нужно воспринимать глазами, а не только ушами, — но это совершенно точно не опера.

Откуда взялось: Новый музыкальный театр — собирательное название для всех театральных жанров, которые композиторы придумали в XX веке и продолжают придумывать сегодня как альтернативу опере. Например, инструментальный театр, возникший в 50-е годы: в нем актер и музыкант — одно лицо, а сама игра на музыкальном инструменте — часть визуального ряда.

Что посмотреть: В России такого рода спектаклей пока совсем немного: обязательны к просмотру «Проза» Владимира Раннева в «Электротеатре Станиславский» и «Звуковые ландшафты» Петра Айду в «Школе драматического искусства» со старинными театральными шумовыми машинами. В Европе и на международных фестивалях высматривайте спектакли Хайнера Гёббельса и Кристофа Марталера.

Как это выглядит: Изящные мужчины и женщины в облегающих трико грациозно двигаются под музыку.

Откуда взялось: Из придворных увеселений Франции XVII века. Техника танцев усложнялась вместе с музыкой; к XIX веку балет окончательно оформился как искусство физического воплощения музыки. В классическом балете (в отличие от современного танца) во главе угла — техника танцовщика. В современном — авторский метод хореографа.

Что посмотреть: За классикой нужно идти в Большой театр в Москве, в Мариинский и Михайловский — в Петербурге. За современным — в московский Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, екатеринбургский «Урал Опера Балет» и новосибирский НОВАТ (да, там все еще отличная балетная труппа).

Как это выглядит: Бодрые артисты весело поют и танцуют.

Откуда взялось: Оперетта — максимально легкомысленная мини-опера, в современном виде сформировалась как отдельный театральный жанр в середине XIX века. Мюзикл же возник сравнительно недавно — около ста лет назад; его родители — мюзик-холл, варьете, кабаре, бурлеск и прочие буржуазные увеселения начала века. Задача мюзикла столь же элементарна, сколь невообразимо трудна: собрать полный зал сто раз подряд, то есть быть понятным всем, уметь угодить каждому.

Что посмотреть: Классические оперетты вроде «Мистера Икс» и «Летучей мыши» идут в «Московской оперетте». За настоящим мюзиклом надо лететь в Нью-Йорк или Лондон. Впрочем, у московского отделения Stage Entertainment случаются большие успехи, и в Театре мюзикла идут отличные «Принцесса цирка» и «Все о Золушке».

Как это выглядит: Так, что невозможно точно установить, театр это или нет.

Откуда взялось: Термин придумал немецкий театровед Ханс-Тис Леман, так называется его докторская диссертация, ставшая самой популярной книгой о театре в XXI веке. Строго говоря, Леман называет постдраматическим театром эпоху, начавшуюся в 1960-е годы, когда театр окончательно освободился от примата драмы, сюжета и вообще нарратива как такового. Наличие истории в спектакле перестало быть необходимым. Самый наглядный пример режиссера эпохи постдраматического театра — Роберт Уилсон.

Что посмотреть: В России название книги Лемана стало известно сильно раньше того, как появился ее перевод. Поэтому постдраматическим театром у нас заочно стали называть все более или менее экспериментальное. Главный герой постдраматического театра в российском понимании термина — Дмитрий Волкострелов, создатель петербургского «театра post»; в первую очередь идти нужно на «Я свободен», «Диджей Павел» и «Лекцию о ничто». В Москве же всем интересующимся пограничными явлениями рекомендуется спектакль Всеволода Лисовского «Молчание на заданную тему».

Как это выглядит: Нам показывают что-то реальное или рассказывают о чем-то, что происходило на самом деле.

Откуда взялось: Первый полностью документальный спектакль — «Несмотря ни на что» про революционеров всех времен и народов — поставил немецкий режиссер Эрвин Пискатор в 1925 году. В советском авангардном театре 20-х годов тоже использовали документальные материалы. Но настоящий бум театра нон-фикшн начался в 60-х в Германии, Великобритании и США.

Что посмотреть: Самые крутые театральные документалисты сегодня — группа Rimini Protokoll. Если видите их в афише какого-нибудь фестиваля — непременно идите. В Москве нужно смотреть «Игру на барабанах» и, конечно, спектакли «Театра.doc», в Петербурге — «Топливо». В регионах популярен жанр «городского вербатима» — спектакля, основанного на интервью с жителями города; из удачных примеров — воронежский «День города» и новосибирская «Пыль».

Как это выглядит: Это когда неодушевленные вещи на сцене — свет, цвет, предметы и материалы, из которых они сделаны — занимают вас не меньше, чем люди, и точно больше, чем слова.

Откуда взялось: Визуальная революция охватила театр на рубеже XIX–XX веков, вместе с появлением режиссуры. Из некоторых легендарных спектаклей начала прошлого столетия — например, из «Гамлета» Гордона Крэга в Московском художественном театре и оперы футуристов «Победа над Солнцем» — современники запомнили решение пространства лучше, чем работу артистов и трактовку пьесы. Пионером визуального театра в его сегодняшнем виде считают американца Роберта Уилсона.

Что посмотреть: Самого Уилсона — «Сказки Пушкина» в московском Театре наций и «Травиату» в Пермской опере. А еще — спектакли Дмитрия Крымова в Москве и «Инженерного театра АХЕ» в Петербурге.

Театр кукол / театр анимации

Как это выглядит: Взрослые люди невозмутимо манипулируют разнообразными предметами.

Откуда взялось: По всей видимости, из детства. Чуть ли не в каждой культуре есть собственная традиция театра кукол — от Китая и Индии до Италии и Камбоджи. Генеральный принцип: на глазах у изумленной публики неживое становится живым. Вопреки распространенному заблуждению, театр кукол совершенно не обязательно ориентирован на детей. Об этом и других заблуждениях можно почитать вот здесь.

Что посмотреть: В Москве — спектакли Бориса Константинова в Театре им. Образцова и всё в театре «Тень». В Петербурге есть два удивительных независимых театра кукол: «Кукольный формат» и Karlsson Haus, а в Большом театре кукол каждую осень проходит лучший международный фестиваль театра кукол «БТК-фест». Среди режиссеров, ставящих по всей стране, есть безусловный чемпион предметного театра (театра анимации / фигуративного театра) — Яна Тумина.

Как это выглядит: Как обычный цирк, только красивее, осмысленнее и без дрессированных животных. «Старый цирк» — про невероятные умения, новый — про цельный замысел, эстетику и настроение.

Откуда взялось: Новый цирк придумала в 70-х дочь Чарли Чаплина Виктория вместе со своим мужем Жан-Батистом Тьерре. А спустя десять лет в Канаде появился «Цирк дю Солей» — самая знаменитая и успешная компания, работающая в этой сфере. Подробнее о том, что такое новый цирк и откуда он взялся, можно почитать вот тут.

Что посмотреть: Главное лицо нового цирка в России — клоун Слава Полунин, а главный спектакль Славы Полунина, если вы вдруг не знали, — «сНежное шоу». Еще можно посмотреть «Антикварный цирк» в Москве и «Упсала-цирк» в Петербурге. И не пропускайте гастроли «Цирка дю Солей»: они нередкие гости в России.

Как это выглядит: Вы (как правило) в маске или в наушниках перемещаетесь в свободном режиме, спектакль происходит вокруг вас.

Откуда взялось: Слово immersive переводится с английского как «погружающий». Эксперименты с разного рода интерактивными театральными формами устраивались в Европе и США неоднократно и в прошлом веке, но только с возникновением британской группы Punchdrunk в начале XXI века и их флагманского проекта «Sleep No More» об иммерсивном театре заговорили как о самостоятельном направлении. На входе в особняк зрители надевают маски и отправляются бродить по этажам, где в каждом закутке происходит что-то таинственное.

Что посмотреть: Прямая реплика «Sleep No More» в Москве — иммерсивное шоу «Вернувшиеся» по мотивам пьесы Ибсена «Привидения»; точное соблюдение канона Punchdrunk. Из необычных и самобытных — в краснодарском «Одном театре» недавно выпустили иммерсивный спектакль Сергея Чехова «Жизнь мертвецов»: публике предлагается путешествие в загробный мир и обратно. Больше примеров — в нашей подборке 10 самых интересных иммерсивных спектаклей России на данный момент.

Как это выглядит: Ярко загримированные ходулисты, клоуны и шпагоглотатели надувают мыльные пузыри и дышат огнем под разухабистые марши духового оркестра.

Откуда взялось: Из средневековой Европы. Строить театральные здания еще никому в голову не приходило, бродячие труппы выстраивали подмостки на площадях и использовали все доступные средства для привлечения внимания публики. От площадного театра один шаг до цирка, но столько же и до стендапа, карнавала и, главное, до традиционной комедии положений, истоки которой нетрудно обнаружить на итальянских площадях эпохи Возрождения в импровизационных выступлениях трупп commedia dell’arte.

Что посмотреть: В теплое время года повсеместно проходят фестивали уличных театров. Самые самобытные российские коллективы — «Высокие братья», «Огненные люди», есть отличные уличные шоу у москвичей Liquid Theatre и петербуржцев «АХЕ».

Как это выглядит: На фабрике, в лесу или торговом центре артисты исполняют нечто заготовленное для специально собравшейся публики.

Откуда взялось: Сам термин site-specific обозначает примерно «пространственно ориентированный». Опыты исполнения спектаклей за пределами театральных сцен случались на протяжении всей истории театра, но в особое направление сайт-специфический театр обособился в середине прошлого века вровень с возникновением хеппенинга. Если в драматическом театре основой спектакля служит пьеса, в музыкальном — партитура, то в сайт-специфическом — пространство со всеми его особенностями: историей, акустикой, архитектурой, атмосферой и так далее.

Что посмотреть: В Москве — «Remote Moscow» компании Rimini Protokoll; спектакль, декорациями которого служат улицы города. В Петербурге действует стрит-арт-театр под названием «Театр. На вынос», все спектакли которого сайт-специфические. Там же проходит ежегодный фестиваль «Точка доступа», специализирующийся на спектаклях вне театральных зданий (в лифтах, на пароходе, в торговых центрах). А в городе Губаха Пермского края проводят ландшафтный фестиваль, все спектакли которого играются под открытым небом на закате.

Как это выглядит: Сюрреалистические спектакли с участием людей с особенностями развития.

Откуда взялось: Арт-терапия — достояние ХХ века. А конкретно театральные практики, нацеленные на социализацию и личностный рост людей с особенностями развития, получили распространение около тридцати лет назад.

Что посмотреть: В Москве «Театр простодушных», «Открытое искусство», ИТС «Круг» и «Круг II» создают такие спектакли с особыми актерами, от которых невозможно оторвать глаз; ужасно красивые, трогательные, а иногда и выдающиеся в чисто профессиональном смысле. В Петербурге режиссер-интеллектуал Борис Павлович время от времени на разных площадках выпускает спектакли с подопечными фонда «Антон тут рядом»; его новая (в некотором роде иммерсивная) работа «Разговоры» номинирована на «Золотую маску».

Как это выглядит: Как обычный драматический театр, только голоса актеров вы слышите в записи. И иногда там еще есть текст от автора.

Откуда взялось: Радиотеатр — настолько самоочевидная идея, что он возник практически сразу, как только появилось радиовещание. В 20-х и 30-х, до распространения магнитной звукозаписи, это был театр в полном смысле слова: артисты разыгрывали пьесу в прямом эфире.

Что послушать: Из нового — любой выпуск подкаста «Стереотеатр», который выпускает фестиваль «Любимовка» совместно с радио «Глаголев FM». Из классики — «Алису в Стране чудес» с песнями на стихи Высоцкого и «Мартина Идена» в постановке Анатолия Эфроса.

Как это выглядит: Кукольный мюзикл. Документальный цирк. Балет с участием оперных певцов и артистов драмы. Любые комбинации.

Откуда взялось: Идеями синтетического театра, то есть такого театра, в котором соединяются сразу все главные жанры, бредили едва ли не все реформаторы театра XX века от Александра Таирова до Роберта Уилсона. Привело это к тому, что на сегодняшний день жанров в чистом виде практически не существует. Как правильно заметил поэт Оксимирон: «Все переплетено».

Что посмотреть: «Нуреев» Кирилла Серебренникова в Большом театре — это одновременно балет и опера при участии актеров драмы. «The Marusya» костромской компании Dialogue Dance — гибрид стендапа и современного танца. «Художник извне и изнутри» Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского — фактически инсталляция культурологического исследования. А окажетесь на Бродвее — посмотрите «The Lion King». Это кукольный мюзикл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *