Что такое современный тип человека обществознание 10 класс
Основные типы общества
6 класс, 8 класс, 10 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Три типа общества
Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Традиционное общество
Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.
Характерные черты традиционного общества:
Ручной труд и примитивные технологии.
Преобладание сельского хозяйства.
Низкая социальная мобильность.
Преобладание ценностей коллективизма.
Влияние церкви на общественную жизнь.
Признаки традиционного общества:
Основная сфера экономической деятельности — сельское хозяйство.
Низкий темп развития.
Направлено в прошлое, боится нововведений.
Полное поглощение личности коллективом.
Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.
Индустриальное общество
Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.
Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.
Характерные черты индустриального общества:
Активное развитие промышленности.
Серийное машинное производство и автоматизация.
Превращение науки в общественный институт.
Рождение массовой культуры.
Предоставление прав и свобод людям.
Формирование гражданского общества.
Признаки индустриального общества:
Базовая структура — экономика.
Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.
Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).
Направлено на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Постиндустриальное общество
Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.
Главный фактор производства — информация.
Характерные черты постиндустриального общества:
Развитие сферы услуг.
Основная единица товара — информация (знания).
Развитие информационных технологий.
Профессиональное деление общества.
Широкое использование компьютерных технологий.
Реализация научно-технической революции.
Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки постиндустриального общества:
Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.
Фактор развития — теоретические знания или информация.
Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.
Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».
Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).
Другие классификации общества
Как мы уже отметили, существует множество человеческих обществ. Люди из мира науки делят их на типы разными способами. В таблице описали характеристику видов общества по степени открытости, наличию письменности, степени социального расслоения, на основе религии.
По степени открытости
Закрытое — основано на статичной социальной структуре, ограниченной мобильности. Характерен низкий темп развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.
Открытое — характеризуется отсутствием единой государственной идеологии, динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом. Чаще всего такой тип встречается в демократических обществах.
По наличию письменности
Дописьменные — не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это признак низкого уровня развития и создает трудности в общении.
Письменные — группы, у которых есть свой алфавит, с помощью которого происходит общение. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться успехов в развитии общественного строя.
По степени социального расслоения
Простое — относятся простые организации без четкой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчиненные и руководители. Такая структура возможна на начальных периодах развития без государственной власти.
Сложное — подразумевает классовое неравенство, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Такая структура характерна для государственной формы управления.
На основании доминирующей религии
Политеизм — вера в множество богов, к которым люди обращаются, чтобы задобрить и попросить помощь.
Монотеизм или единобожие — вера в одного Бога, который считается покровителем и помогает людям в земной жизни.
Пантеизм — Бог наравне с природными силами и тесно с ними связан.
Религии без Бога — философское осмысление важных вопросов жизни.
Урок обществознания в 10-м классе. Базовый уровень по теме «Человек в системе социальных связей»
Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)
I. Организационно-мотивационный этап.
— Чтобы определить тему урока, послушайте исторический анекдот:
Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».
— А вы можете сказать, что такое человек?
— Что станет темой нашего урока? Человек:
— Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?
— Итак, тема урока «Человек в системе социальных связей».
II. Цель и задачи урока.
— Исходя из темы, давайте определим задачи урока. С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).
— А вот вторая задача урока у меня обозначена, но вы сформулируете её несколько позднее.
1. Биологическое и социальное в человеке.
— На уроке вы будете работать в группах.
III. Изучение нового материала.
По ходу работы заполнить таблицу:
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
— Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.
— Оцените следующие суждения и сделайте вывод.
2) Если разум действительно есть сущность человека, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слышен в любви или в творчестве.
— При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.
1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид)
2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид)
— Одно из определений записать.
1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность)
2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)
3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)
— Одно из определений записать.
-Определите еще один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Что ты ищещь, Диоген?». «Ищу человека», отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?
— Личность. Итак, что будет второй задачей нашего урока?
1. Биологическое и социальное в человеке.
— Слово «личность» первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.
— Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?
— Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?
— Одно из определений записать.
— Второе значение понятия личность, человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом личность совершенствуется, меняется).
— Какое из определений личности отражает оба подхода?
— Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.
— Легко ли быть личностью?
Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.
Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.
— Пользуясь художественным рядом, определите, кого вы можете отнести к личности, а кого нет и почему?
— Гитлер, заливший кровью весь мир, безусловно был личностью. Наполеон, который пытался захватить Россию, был выдающейся личностью. Тем не менее, в России этих людей не уважают и если кто-то назовет любового из них «Личностью» (с большой буквы), это вызовет глубочайшее изумление.
— Как Вы понимаете разницу между понятиями «человеческая личность» и «Личность» (с большой буквы)?
— Приведите примеры великих людей, которых действительно можно считать личностями с Большой буквы, которым вы бы хотели подражать и на кого вы бы хотели быть похожими.
— А себя вы можете назвать личностью и почему?
— Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.
— Проанализируйте высказываниями и определите факторы формирования личности и пути, через которые это происходит.
2. Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею. Т.Фуллер
3. Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери
4. Без личного труда человек не может идти вперед; не может остаться на одном месте, но должен идти назад. К.Д.Ушинский
6. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г.Белинский
1. Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родиться без пороков. Но порочным становиться тот, кто их терпит. Из древнеиндийского эпоса.
2. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя. Сократ
3. Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье есть потребность говорить беспрерывно. Ж.-Ж.Руссо
4. Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок
5. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лищь в сообществе с другими он может сделать многое. А.Шопенгауэр
6. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Л. Фейербах
Факторы формирования личности.
2. Отдельные личности (общество) (как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности).
— Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».
IV. Закрепление изученного.
Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.
А.Пьерон говорил: «Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека».
Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В ответе используйте соответствующие понятия. Свой ответ аргументируйте.
(Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности).
Согласны ли вы со следующим определением индивидуальности? Свой ответ аргументируйте.
Обдумайте высказывание и дайте ему оценку.
И.Кант говорил о личности «Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам».
1. Человек от животного отличается тем, что он:
Б) обладает потребностями
В) не зависит от природных условий
Г) обладает членораздельной речью
2. Для характеристики человека как личности в первую очередь учитывают его:
Б) тип нервной системы
Г) состояние здоровья
3. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Человек есть природный, биологический факт.
Б) Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения:
А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.
Б) Новорожденный человек еще не является личностью.
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность»?
А) Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.
Б) Личность может не включать в себя понятие индивида.
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о личности?
А) Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.
Б) Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
Ответы на тест: 1-г; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-а (проверка с помощью карточек А, Б, В, Г)
— Блезу Паскалю принадлежат следующие слова. Согласны ли вы с писателем? Чем можете аргументировать свое мнение?
Что такое современный тип человека?
Что такое современный тип человека.
Это тот тип человека, который разрабатывался веками.
Этот тип разумного(развитого) человека, а также, это тот, который всегда прогрессирует.
К какому из этих типов относится современная Россия?
К какому из этих типов относится современная Россия.
К какому типу общества можно отнести современную Россию?
К какому типу общества можно отнести современную Россию?
К КАКОМУ ТИПУ ОЩЕСТВА МОЖНО ОТНЕСТИ СОВРЕМЕННУЮ РОССИЮ?
К КАКОМУ ТИПУ ОЩЕСТВА МОЖНО ОТНЕСТИ СОВРЕМЕННУЮ РОССИЮ.
К какому типу общества можно отнести современную Россию?
К какому типу общества можно отнести современную Россию?
К какому типу общества можно отнести современную Россию?
К какому типу общества можно отнести современную Россию?
К какому типу общества можно отнести современную Россию?
К какому типу общества можно отнести современную Россию?
Что такое толерантность?
Что такое толерантность?
Почему она является одним из важнейших качеств современного человека?
Что такое современный тип человека?
Что такое современный тип человека?
К какому типу общества можно отнести современную россию?
К какому типу общества можно отнести современную россию.
Что такое суеверия, в чем причина их живучести в сознании современного человека?
Что такое суеверия, в чем причина их живучести в сознании современного человека.
Например, учитель ценится учениками как личность с более высоким культурным уровнем.
Леонардо Да Винчи, он был развит со всех сторон и в обществе очень центлось его мнение.
Ответ : Охранительная функция права – направление правового воздействия, которое связано с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к нарушителю мер, предусмотренных в праве. Применение юридических санкций к виновным – яркий..
Не было такого в истории России. В России постоянно ощущался недостаток демократии и свободы граждан.
Урок по обществознанию «Что такое человек» 10 класс
Шкунова Ольга Альбертовна
г. Чехова Московской области
Конспект урока обществознания
Цель урока: введение учащихся в сложный круг проблем человековедения.
углубить знания учащихся об уникальности каждого человека, о возможностях индивидуальной самореализации, единстве биологического и социального в человеке, существенных признаках, отличающих его от других живых существ;
формировать теоретические знания по вопросам: индивид, индивидуальность, личность; социализация личности.
развивать навыки анализа, синтеза, сравнения;
способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся.
воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
схемы, таблицы, фотографии, дидактический материал.
I . Мотивационная часть
Учащимся предлагается игра «Кто ты?».
Условия игры: ответить на вопрос, не повторяя друг друга и не называя имен собственных (предполагаемые ответы: человек, ученик, гражданин, друг, сын и т.д.).
А какое из перечисленных понятий является наиболее общим по сравнению с остальными? Человек!
Представьте, что перед вами слепой человек. Как бы вы описали ему образ человека, его отличительные признаки от других живых существ?
(Учащиеся называют ряд признаков, как правило, биологических)
Вам было дано нелегкое задание.
Философы тоже не едины в оценке человека. Ф.Ницше называл человека «халтурой природы», а Ч.Дарвин «венцом природы», Л.Фейербах – «центром мироздания», Шри Ауробиндо – «переходным существом», Аристотель – «общественным животным». В Библии человек определяется как «образ и подобие Бога». (данные цитаты вывешены на доске)
Средневековый поэт и философ Омар Хайям писал:
Мы источник веселья и – скорби рудник.
Мы вместилище скверны и – чистый родник.
Он ничтожен и – он же безмерно велик.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (учащиеся определяют тему «Что такое человек?»)
II . Основная часть (включение нового в систему знаний)
На доске план урока:
1. Человек с точки зрения человека (обзор подходов к изучению человека в истории философии).
2. Индивид и индивидуальность (своеобразие проявления человека).
3. Личность (социальная сущность человека).
Вопрос о том, что составляет сущность человека, является одним из центральных в философии в социальных и гуманитарных науках. Великий немецкий философ И.Кант считал, что основные философские вопросы сводятся к одному главному – «что такое человек?».
Проблемой человека занимается множество наук. Посмотрите на схему и определите разницу между науками, обозначенными на ней.
Схема «Науки о человеке»
Науки, изучающие биосферу, изучают происхождение человека, его внутренний мир.
Науки, изучающие ноосферу, изучают положение человека в обществе.
Дополнительное задание учащимся:
Что изучает каждая из указанных наук?
(В случае затруднения учащимся предлагается обратиться к словарю или к словарику, вывешенному на доске, с переводом ряда терминов.)
В научном мире существует два подхода к проблемам человека:
Сегодня наша задача посмотреть на проблему человека «извне».
Из истории вам известны основные периоды в развитии человечества. Попытайтесь определить, какие представления о человеке были на различных ступенях философской мысли.
Учащимся предлагается обсудить вопрос в группах, дать аргументированный ответ. В случае затруднения учитель дает краткую характеристику исторического периода, тем самым подводя учащихся к верному ответу. На доске вывешены названия основных периодов. После ответа каждой группы вывешивается табличка с верным ответом. В итоге на доске появляется таблица.
Философские поиски сущности человека
Этапы истории философии
Представления о человеке
Древняя философия Востока
Человек – часть природы
Человек – духовно-телесное существо
Христианская философия средневековья
Человек – образ и подобие Бога
Философия эпохи Возрождения
Человек – центр мироздания, творец
Философия эпохи Просвещения
Человек – существо разумное
Гуманистическая философия XIX века
В философии ХХ века появились различные подходы, концепции о сущности человека.
Сторонники биологизаторских концепций утверждали, что человек – существо биологическое. Не существует барьера между человеком и животным.
У муравьев существует сложный код общения;
Пчелы распределяют обязанности в улье;
Слоны хоронят своих умерших сородичей;
Большинство животных живут в коллективе – стае, стаде, роде;
Животным присущ голос, жесты;
Животные могут быть преданными (собаки, лебеди).
Вопрос для обсуждения:
Чем же человек отличается от животного?
(учащиеся обсуждают проблему)
Возможные варианты ответов и дополнений учителя:
— главное биологическое отличие – прямохождение.
— речь (у животных голос);
— сознание (у животных – инстинкт);
— ощущение времени (у животных – ориентирование в пространстве);
— умение творить (ни одно животное не создало культуры);
— животные не могут делать орудия труда, воспитывать, заниматься познанием и самопознанием, смеяться.
Вывод: лишь у человека – разум, воля, чувство, хотя зачастую, к сожалению, неразумного и бессознательного в человеке больше, чем разумного.
Представители биологизаторских концепций считают, что развитие человека целиком обусловлено генами. В целом, биологическая природа человека, его физический облик, умственные способности по сути не меняются с момента выделения его из животного мира.
Представители социологизаторских концепций определяют человека как совокупность общественных отношений. Все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование.
В философской мысли ХХ века есть и сторонники биосоциальных концепций.
Предположите, в чем сущность биосоциальных концепций?
Учащиеся приходят к выводу, что сторонники биосоциальных концепций считают, что человек – синтез биологических и социальных начал.
В качестве иллюстраций к диалогу о философии человека ХХ века можно предложить следующие схемы:
Человек – существо биологическое
Молекулярная генетика – ключ к пониманию человека.
Человек – совокупность общественных отношений
Общество – ключ к пониманию человека.
Человек – синтез биологических и социальных начал
В ХХ веке наряду с понятием человек, появились понятия индивид, индивидуальность, личность. В бытовой речи эти слова употребляются как синонимы. В философии они различаются по смыслу.
Учащимся предлагается самим дать определения на основе работы с текстом документа.
В качестве текста предлагается фрагмент книги классика отечественной и мировой психологии А.Н.Леонтьева «Деятельность, сознание, личность».
Фрагмент называется «Индивид и личность» (текст фрагмента в «Методическом пособии по обществознанию 10 кл.» под ред. Л.Н. Боголюбова).
Анализ текста осуществляется в парах учащихся. Пара обсуждает между собой текст и дает общий ответ.
На доске вывешиваются таблички с определениями.
Индивид (от греч. «атом» – неделимый по определению Цицерона) – человек как единичное природное существо, представитель общности.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, совокупность социально-значимых отличий от других людей.
Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально-значимых черт.
Учитель предлагает игру «Кто это?»
Необходимо по трем фотографиям узнать человека. Первое фото – ученик класса в младенческом возрасте, второе – человек, которого хорошо знают в школе или в городе, третья – известный политик, писатель, актер.
После узнавания личностей предлагается ответить на вопросы:
— В чем индивидуальность каждого из этих людей?
— Когда начинается становление личности?
— Как вы понимаете выражение «Личностью не рождаются, личностью становятся?»
Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, процесс становления личности называется процессом социализации. Как осуществляется этот процесс?
Учащимся предлагается прокомментировать схему.
Схема «Социализация личности»
Социальное проявляется в общении:
Ч
Ч О ч Ч ч
ч ч
Помните! Личность человека проявляется в его делах и поступках. От вас зависит, как вы воспользуетесь шансами, предоставленными вам историей, какой путь вы изберете.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Учащимся предлагаются два варианта тестов по теме.
Форма работы – парная. Форма проверки – самопроверка.
Оценки не выставляются.
IV . Рефлексивная часть
Учащимся предлагается закончить фразы:
«Сегодня на уроке я…»
V . Домашнее задание
§ 2 учебника Боголюбова Л.Н. «Человек и общество»
Эссе на тему (по выбору):
«Человек самая слабая в природе тростинка, но эта тростинка мыслящая»
«Без много может обходиться человек, но только не без людей»
«Много есть чудес на свете. Человек их всех чудесней»
Самоанализ урока обществознания в 10 классе
Тема урока: «Что такое человек?»
Урок является интерпретацией модели урока, предложенной автором курса «Человек и общество» Л.Н. Боголюбовым (Л.Н. Боголюбов «Методическое пособие по курсу «Человек и общество. 10 кл.» М.; Просвещение, 2005 г.). Автор курса предлагает проведение урока в форме учебной лекции. Предлагаемая форма данного урока – урок-диалог, осуществляемый в рамках деятельностного подхода к обучению.
По типу урок относится к урокам изучения нового материала, «открытия» нового знания. Урок является вводным в курс обществознания, где учащиеся знакомятся с рядом основных философских понятий, которые в дальнейшем будут конкретизироваться и дополняться. Доминирующим методом обучения на данном уроке является диалог.
В построении урока определены 4 основных этапа.
1 этап – мотивационный.
В ходе игры «Кто ты?» учащиеся начинают «втягиваться» в диалог. Учащимся сообщается цель урока, а тему урока они формулируют самостоятельно.
2 этап – включение нового в систему знаний.
Открытие нового происходит в ходе побуждающего и подводящего диалога. Учащиеся используют знания, полученные при изучении обществознания в 8 – 9 кл., истории, биологии. Для более полного зрительного восприятия материала используются цветные схемы, таблицы, фотографии. Таким образом, процесс познания осуществляется как рациональным, там и эмпирическим путем.
3 этап – первичное закрепление знаний.
Закрепление осуществляется путем выполнения тестовых заданий. Работа проверяется учащимися самостоятельно по образцу, выявляются ошибки и происходит их исправление.
4 этап – рефлексия деятельности.
Учащиеся анализируют полученные результаты деятельности. Домашнее задание даётся учащимся по выбору.
Учащиеся, несмотря на высокий темп урока, сложность вводимых понятий, показывают хороший уровень усвоения материала.