Что такое сознание человека обществознание
Что такое сознание человека обществознание
Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.
Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.
Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
• Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.
• Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;
• Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.
• Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).
Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.
Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.
Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.
Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.
К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.
По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.
Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:
– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;
– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
B4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.
Обществознание
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
В отличие от животных люди способны осознавать, что с ними происходит и изменять текущую ситуацию. Люди понимают, что каждое их слово и действие будет иметь определенные последствия, поэтому человек способен сдерживать свои инстинкты, страсти, эмоции. Такой самоконтроль возможен благодаря наличию у людей сознания.
Что такое сознание
Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Благодаря наличию сознания человек способен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, оценивать собственные мысли, слова, поведение, внешний вид. Возможность увидеть себя со стороны, способность человека к самосозерцанию, предоставляют ему шанс измениться к лучшему, развиваться и самосовершенствоваться.
Благодаря развитию сознания личности у нее постепенно формируется научная картина мира, складывается собственная система ценностей, развивается способность к логическому мышлению, память. Сознание позволяет людям осуществить переход от пассивного проживания в этом мире к его преобразованию, таким образом, человек превращается в творца собственной реальности, постоянно воздействуя на окружающую его природу и общество.
Понять каким образом формируется сознание, можно понаблюдав за развитием психики ребенка. Так, например, в возрасте до 1-2 лет дети фактически не способны узнавать себя в зеркале, а уже после 3-4 лет они могут не только узнавать себя, но и могут оценивать свою внешность, поведение.
Без развития сознания индивид не сможет быть человеком в полном смысле этого слова, ведь сознание выполняет множество значимых функций:
Индивидуальное и общественное сознание
Коллективное, или как его еще называют общественное сознание, представляет собой совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения, верования, традиции, интересы, нравы.Коллективное сознание существует как у небольших групп людей (например, кружков по интересам), так и у целых народов, наций, всех вместе взятых жителей планеты Земля.
Общественное сознание людей принято подразделять на научное, обыденное, политическое, экономическое, религиозное. Оно оказывает воздействие на каждого индивида, проживающего в данном обществе, и в тоже время, каждая отдельная личность вносит свой собственный вклад в развитие общественного сознания.
Самосознание
Осознание индивидом самого себя, своих мыслей, внешности, характера, поступков, личностных качеств, называют самосознанием. Способность к самосознанию отличает людей от животных, позволяет им оценивать свои личностные качества и на основе этих оценок менять свой характер и привычки.
Самосознание личности начинается с восприятия ребенком собственной внешности, некоторых физических данных и особенностей. Постепенно, в процессе самосознания, у индивида формируется целая система представлений о себе, своем внутреннем мире, собственном месте в социуме. Жизненный опыт, эмоциональные и душевные переживания накладывают свой отпечаток на каждую личность, проживающую в социуме. У каждого индивида собственный, неповторимый опыт жизни, поэтому в мире нет людей с одинаковым характером, системой ценностей, мировосприятием.
Так как развитие самосознания происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его людьми, его представления о себе во многом зависят от общественного мнения, независимо то того, объективное оно или нет.
Пример 2. Таня Михальчук считает себя очень талантливой и способной личностью, так как родители постоянно хвалят ее, восхищаются ее творческими и учебными достижениями. Учителя знают, что Таня обладает весьма средними способностями, но благодаря уверенности в своих силах и усердию, она достигает неплохих результатов в учебе.
Можно заметить, что в первом случае самооценка личности явно занижена, а во втором завышена. Разберемся, что такое самооценка, ведь она очень тесно связана с человеческим самосознанием.
Самооценка
Самооценка – это мнение личности о самой себе, ее оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, которая основывается на сравнении себя с другими людьми.В отличие от самосознания, самооценка всегда предполагает оценивание, сравнение, сопоставление, наличие взгляда на себя со стороны. Самооценка человека является составной частью самосознания, однако самосознание может существовать в чистом виде, без самооценки.
Психологи выделяют три основных вида самооценки личности:
Сфера бессознательного: подсознание и его уровни
Психологи утверждают, что влияние подсознания на жизнь человека очень сильно, именно оно формирует все привычки, пристрастия, побуждает людей к совершению механических действий. Бизнесмены и политики хорошо знают о силе бессознательного и умело используют это в рекламе, кинематографе (25 кадр), всех популярных средствах массовой информации.
Попробуем разобраться на примере, каким образом и что именно может оказывать влияние на подсознание.
Пример.Петя из всех дезодорантов предпочитает использовать Axe-Эффект. Петя считает, что свой выбор он делает осознанно, потому что ему нравится запах этой марки дезодорантов больше других. В действительности, Петя множество раз видел по телевизору рекламу, в которой парни и мужчины использовавшие Axe-Эффект начинали привлекать повышенное внимание противоположного пола. Петя, конечно, уже давно забыл о просмотре данных рекламных роликов, но все впечатления, эмоции и представления сохранились в его подсознании.
Таким образом, многие предприниматели многократно увеличивают продажи своих товаров благодаря влиянию рекламы на подсознание их потенциальных клиентов.
Несмотря на то, что подсознание оказывает сильное влияние на человеческие действия, благодаря усилиям, самоконтролю, человек может научиться анализировать все свои мысли, приходящие из сферы бессознательного, с помощью сознания. Чем больше развито сознание, тем более осознанные поступки совершает индивид, тем больший контроль он обретает над собственной жизнью, своей судьбой.
ЕГЭ. Человек.Тема 7. Сознательное и бессознательное
Высшим уровнем развития психики человека является сознание. Это способность рассуждать, мыслить, делать выводы и пр. Сознание позволят человеку мыслить абстрактно. Оно всегда связано с речью, со способностью человека к общению. Наличием сознания люди отличаются от животных, потому что сознание это продукт общества.
Однако существует и бессознательное в жизни человека, не контролируемое сознанием.
Сознательное и бессознательное
Сознательное – это контролируемое человеком, действия, совершаемые осознанно, за которые человек несёт ответственность.
Бессознательное – это не контролируемая сознанием человека деятельность и поступки. Это врождённая инстинктивно-рефлекторная деятельность. Такие действия направлены на удовлетворение биологических потребностей : сохранение организма и вида (продолжение рода).
К бессознательному относятся обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое сформировано на ранних стадиях развития человека.
Импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки – это тоже сфера бессознательного в человеке. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека».
Дополнительный материал по теме читайте ЗДЕСЬ.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Обществознание. Термины. Сознание. Сознательное и бессознательное в жизни человека.
Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.
СОЗНАНИЕ.
Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире
Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.
Характеристика особенностей сознания:
Функции сознания:
Структура сознания
Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.
К интеллектуальным способностям относятся:
Основной элемент сознания (интеллекта)- знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть:
Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.
В эмоциональную сферу входят:
Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.
Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания и не управляемые им.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидения, состояние невменяемости, интуиция, творческое озарение).
Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.
Бессознательные психические процессы:
Отличие сознания от психики животных.
Таким образом, сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Сознательное и бессознательное. Сознание, интеллект, воля, самосознание
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Сознательное и бессознательное. Сознание, интеллект, воля, самосознание« из раздела кодификатора (1.5. Мышление и деятельность)
Сознание — совокупность переживаний, ощущений, эмоций, представлений и мыслей, которые выделяются из всего пережитого, и которое человек воспринимает как собственное «Я».
Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.
Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.
Проявления активности сознания:
Сознание как высшая форма психических процессов свойственна только человеку. Оно участвует в осмыслении индивидом своей жизни и окружающего мира.
Одним из элементов сознания является интеллект.
Человек способен осознавать не только то, что его окружает, но и самого себя.
По мере того, как человек взрослеет и приобретает новый жизненный опыт в его сознании происходит глубокое переосмысление жизни. Такое переосмысление и обобщение практического знания человека о других людях является основой формирования отношений к себе как личности.
Сознательное в человеке граничит с бессознательным или подсознанием.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.
К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях.
Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.
Ежедневно бессознательные (неосознанные) действия проявляются непрерывно. Так, человек не осознает такие физические явления как дыхание, биение сердца, рефлексы, инстинкты, также за пределами нашей осознанности остаются действия, которые мы совершаем уже автоматически, не задумываясь над тем, как и почему мы это делаем, например, ходьба, чтение, вождение автомобиля, плавание и т п.