Что такое сознание доклад

Сознание

Сознание с практической точки зрения, его структура и составляющие. Взаимодействие сознания и психики. Биологическое, реальное, социальное и духовное «я». Проявление сознания в поведении, психологических процессах, свойствах и состояниях человека.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления13.01.2013
Размер файла22,8 K

Что такое сознание доклад. Смотреть фото Что такое сознание доклад. Смотреть картинку Что такое сознание доклад. Картинка про Что такое сознание доклад. Фото Что такое сознание доклад

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физических, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют материальную основу сознания.

Человек имеет возможность логически связывать и развивать в твоем сознании мысли таким образом, что они оказываются не просто копией воспринимаемых объектов и их связей, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. И в этом смысле сознание может отрываться от непосредственного отражения действительности. Такое опережающее отражение, если оно соответствует закономерностям реального мира, является субъективной предпосылкой преобразующей практической деятельности человека.

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем. Все это связано со сферой человеческого сознания.

В настоящее время единой теории сознания нет. Поэтому существуют различные подходы к рассмотрению сознания, и некоторые мы рассмотрим в дальнейшем.

1.1 Понятие о сознании

Давайте более подробно рассмотрим данное понятие.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире.

Однако можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных, прежде всего, не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интернационально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

К неотъемлемым признакам сознания также относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Из вышесказанного, мы видим, что сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Оно может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и само сознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими.

Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

1.2 Сознание и психика человека

Рассматривая взаимодействие сознания и психики, будем ориентироваться на исследования американского психолога Уильяма Джеймса. Он был третьим президентом (1894-1895) Американской психологической ассоциации и активно способствовал тому, чтобы психология как дисциплина стала независимой от неврологии и философии.

Модель сознания, предложенная самим Джеймсом, вероятно, до сих пор является более всеобъемлющей, чем большинство моделей, разрабатываемых в наши дни.

Сейчас мы рассмотрим проблему «я», затем элементы сознания и наконец-то, как сознание делает отбор.

Социальное «я» человека зависит от того, как его воспринимает близкое окружение.

Джеймс старался понять саму природу мысли. Он утверждал, что, благодаря этому можно понять как функционирует наш разум [2].

По его исследованиям можно сделать вывод, что не существует индивидуального сознания, независимого от своего обладателя. Каждая мысль кому-то принадлежит. Поэтому процесс мышления и восприятия мысли всегда связан с личностью, абстрактного индивидуального сознания не бывает. Сознание всегда существует по отношению к индивидууму; это не бестелесное абстрактное событие. В конце концов, Джеймс придет к утверждению, что не существует такой вещи, как сознание, под которым он понимал, что не существует бестелесного сознания, независимого от индивидуального опыта, реализующегося во времени и пространстве

По-моему, с этим можно не согласиться, так как если бы сознания не было, то и человека как думающего и социального существа не было, ведь этим мы и отличаемся от окружающей нас действительности, что у нас есть возможность мыслить и оперировать своим сознанием, образами, которые возникают, когда человек начинает анализировать какое-либо явление.

Как мы говорили, категория сознания определяется как «высший уровень психической активности человека как социального существа». Специфика этой активности заключается в том, что реальность, отражаясь в виде чувственных и умственных образов, определяет действия человека и дает им целенаправленный характер. С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира. Сознание имеет свойство отражаться в продуктах культуры, таких как, например, язык и другие знаковые системы. В понятие сознания входят не только отношения индивида к общественным ценностям, но и самому себе, и здесь сознание приобретает форму самосознания, имеющего, как и первое, социальную природу и развивающегося в процессе развития и становления человека как личности. Сознание приобретается в процессе соотнесения своих установок с мировоззрением других людей.

То есть в сфере психологии сознание понимается как высший уровень организации психики человека, при помощи которого человек может выделять себя из окружающего мира и отражать действительность в виде психических образов, которые служат в дальнейшем основанием для целенаправленной деятельности.

2. ПРОЯВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ В ПОВЕДЕНИИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ, СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА

сознание психика поведение

Каким образом появилось сознание и как оно связано с поведением, психологическими процессами и состоянием человека?

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми.

Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т.е. с помощью коллективного труда.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий.

Сознание проявляется следующим образом:

Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.

Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.

Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

Знает особенности своей индивидуальности и личности.

Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития.

Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них:

Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку.

Стержнем сознания, способом его существования является знание.

Труд развивает сознание.

Речь (язык) формируют сознание.

Сознание является функцией мозга.

Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.

Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Следовательно, за особенности высшей формы жизни, сознание, нужно благодарить общественно-исторический опыт поколений, труд, язык и знания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен. Теории личности и личностный рост.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Развитие сознания у человека. Основной закон исторического развития психики. Структура сознания, Я-концепция. Развитие человеческого мозга. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания, роль сна.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 03.09.2010

Становление сознания как предмета изучения психологии. Определение сознания с точки зрения различных ученых–психологов. Психология сознания и метод ее исследования. Бессознательное проявление в психике и поведении человека, его взаимосвязь с сознанием.

курсовая работа [59,8 K], добавлен 28.11.2010

Ознакомление с основами исторического развития сознания у человека. Изучение сознания как высшей ступени развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания, роль сна. Рассмотрение Я-концепции как одного из базовых понятий гуманистической психологии.

презентация [1,2 M], добавлен 17.11.2014

Локализация функций в коре головного мозга. Эволюционно-морфологические предпосылки сознания. Определение сознания с точки зрения психологии и физиологии мозга. Внутренний мир и состояния сознания. Отделы нервной системы животных, отвечающие за сознание.

курсовая работа [2,4 M], добавлен 16.08.2010

Сущность сознания как высшей ступени развития психики человека: формирование, проявление, значение. Виды, типы, свойства и закономерности восприятия. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Соотношение сознания и бессознательного.

курсовая работа [2,5 M], добавлен 18.06.2014

Особенности человеческого сознания. Переход за пределы наглядного, непосредственного опыта. Возникновение и развитие сознания человека. Психология как наука и ее кризис. Творческая деятельность сознания. Переход от восприятий и представлений к понятиям.

курсовая работа [46,4 K], добавлен 24.06.2009

Возникновение сознания как высшей формы психики. Сознание и бессознательное в психике человека. Три составляющих структуры индивидуального сознания по А.Н. Леонтьеву. Виды фазовых состояний. Гипноз и внушение. Самосознание личности, «Я-концепция».

курсовая работа [52,0 K], добавлен 23.03.2015

Источник

Реферат: Сознание, его происхождение и сущность возможные интерпретации

Московский государственный лингвистический университет

Факультет экономики и права

Реферат по философии на тему:

«Сознание, его происхождение и сущность: возможные интерпретации»

Выполнила: Кретова Мария

факультет экономики и права,

1 курс, д/о, группа № 108

Глава 1. Происхождение сознания:

1.1. Возникновение понятия «сознание». 4

1.2. Источники сознания. 7

Глава 2. Сущность сознания:

2.1. Структура сознания. 10

2.2. Концепции сознания. 12

2.3. Свойства сознания. 16

Список используемой литературы. 20

Человеческое сознание является сложным феноменом, оно многомерно, многоаспектно. Представления о нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки. Понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией. Человек давно понял, что, кроме окружающей его реальности, есть другая реальность – его внутренний мир, обозначаемый терминами «душа», «разум», «чувства», «рассудок», где сознанию отведено не последнее место. Поэтому вопросы о том, как возникает сознание, почему оно возникает, что собой представляет, были и остаются актуальными, сложными, требующими объяснения. Не случайно этими вопросами занимается целый ряд наук – психология, психиатрия, логика, физиология, кибернетика, информатика и др. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддается общесистемному определению и любое его определение, если не оговорить специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить. При этом философия, обобщая данные конкретных исследований, формирует общее представление о природе сознания.

Глава 1. Происхождение сознания

1.1. Возникновение понятия «сознание»

В древности имела место попытка понять, что есть душа. Демокрит высказал предположение, что душа есть особого рода атомы, т.е. душа материальна. Идеалисты считали, что душа есть особая, чуждая материи духовная субстанция. Она может вести самостоятельное существование, не зависящее от материи, в частности от тела (Декарт).

Так, в развитии материалистической линии с позиции механицизма появляется следующая точка зрения: поскольку сознание есть материальная субстанция, следовательно, она есть свойство любой материи, значит, вся материя (природа) мыслит.

В XIX в. «вульгарные материалисты», немецкие физиологи Бюхнер, Фохт, Молешотт, рассмотрели сознание как физиологическое вещество, выделяемое мозгом. Согласно взглядам данных ученых, сознание может быть полностью и без остатка разложенным на элементарные физиологические, нервные процессы. В этом же веке возникла новая наука электрофизиология, где вроде бы подтвердилась идея материальности сознания.

В какой-то степени вопрос о сущности сознания, в частности материальности сознания, проясняется при рассмотрении вопроса о том, как возникло сознание, являющегося, как и вопросы возникновения жизни, возникновения человека, «большой тайной».

Живая, органическая материя, являющаяся основой жизни, возникнув, продолжала развиваться в прогрессивном направлении. Критериями прогресса растительных и животных организмов были: 1) усложнение их организации; 2) установление связи между формой и строением каждого органа и организма в целом; 3) установление гармонии между организмом и его окружающей средой.

Реализация вышеназванных критериев была невозможна без совершенствования организмами способности к накоплению информации и саморегуляции посредством развития такого качества как отражение. Дело в том, что в случае простейших форм отражения в неживой природе след – отпечаток воздействия одного воздействия на другое – не становится для них ориентиром их собственной активности по отношению друг к другу. Живая материя в силу наличия в ней внутренней программы, закодированной в материальных носителях, способна активно относиться к предметам и явлениям внешнего мира в форме ориентации на жизненно важные для живой материи факторы внешней среды, целенаправленно реагируя на содержащуюся в отражении информацию.

Так, первой формой отражения в живой природе была раздражимость. Жизнь возникает там, где появляются органические соединения, способные к саморегуляции, самовоспроизведению, самосохранению, размножению, самосовершенствованию путем эволюции и раздражимости. Раздражимость — такое свойство жизни организма, которое заключается в отражении воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и внешней ответной избирательной реакции.

С появлением животных возникает новая форма отражения – чувствительность: способность ощущать и реагировать на ощущения, являющиеся начальной формой психики.

Возникшая и развившаяся нервная система (психика) у животных обеспечила еще более широкие возможности отражения, поведения, а следовательно, развития организма: так, беспозвоночные животные строят свое поведение на безусловных рефлексах – инстинктах, «закодированных» в нервной системе схем регуляции работы внутренних органов и внешнего поведения (дыхание, процесс пищеварения, процессы теплообмена и т.д.). Инстинкты, передающиеся по наследству, порой поражают нас своим совершенством и являются результатом многовекового приспособления животных к условиям существования.

В связи с появлением мозга у позвоночных животных отражение осуществляется уже посредством условных рефлексов. При этом отражательная функция условных рефлексов основана на принципе обратной связи: рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя – внешнего сигнала, продолжается нервными процессами коры головного мозга и заканчивается ответным действием мышц и органов. Возникающие импульсы сигнализируют о результатах этой работы и возвращаются в мозг. Это дает возможность вносить коррективы в протекающее действие. В итоге отражение поднимается на следующую ступень – нейрофизиологическое отражение, присущее только высшим животным, проявляющееся уже не только в прямой реакции на раздражитель, а в целой системе расчлененной, организованной последовательности действий, в конечном счете подчиненной жизненно важной цели.

Дальнейшее развитие нервной системы, психики и мозга породило и новый вид отражения – сознание: отражение действительности посредством образов – представлений. В связи с этим сознание, будучи высшей ступенью отражения вообще и психического в частности, есть особое свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать мир в идеальных образах.

Из данного определения вытекает важное следствие. Сознание есть свойство не всякой материи, а только высокоорганизованной, появившейся позднее на более высоком уровне развития мира.

1.2. Источники сознания

Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др. Натуралистское направление сосредоточено на выявлении связи сознания с материально-вещественным субстратом и сводит мышление, сознание к вещественным же изменениям, только иного рода. Противоположный этому направлению объективно-идеалистический подход нацеливает на выяснение структур и компонентов сознания, не зависимых от мозга, но определяемых неким духовным фактором (фактически же его представители упираются в социокультурную доминанту сознания).

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет среди множества известных и неизвестных еще науке факторов, обусловливающих содержание сознания, следующие факторы.

Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности. Часть норм и запретов социокультурного характера транслируется в индивидуальное сознание, становясь (в качестве «Сверх-Я») частью содержания этого сознания. Индивидуальное сознание способно подниматься благодаря этому над непосредственно данной ситуацией на уровень общественного ее осознания и осмысления. Справедливо говорится, что индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.. Разные люди по-разному реагируют на музыку, произведения живописи и т.д., продуцируя специфические переживания и образы. В динамику отражательного процесса вовлекается, иначе говоря, духовная реальность самого человека.

Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние. Если вспомнить натуралистское направление исследования сознания, то нельзя не признать его правоту в данном отношении: действительно, для голодного человека или для человека, получающего в течение длительного времени неполноценную пишу, окружающий его мир может показаться другим, чем человеку с нормальным питанием; иначе говоря, физиологическое и химико-биологическое состояние мозга есть один из факторов, воздействующих на характер восприятия мира. Ошибка же сторонников натуралистского подхода — не в изучении такой зависимости, а в игнорировании ими специфичности других факторов, воздействующих на сознание и в отстаивании положения о материальности, вещественности сознания (мышления) во всех возможных его аспектах. В противоположность им философский реализм утверждает: отношение мозга и содержания сознания — это не отношение причины и следствия, а отношение органа и его функции.

Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которой является сознание индивида. В настоящее время все больше опытных подтверждений находят гипотезы о волновой квантовомеханической природе мозга. Исследователи приходят к выводам: «мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии»; «мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи — энергетическим и информационным» (А. П. Дубров, В. Н. Пушкин. «Парапсихология и современное естествознание». М., 1990. С. 80, 146). Отсюда могут проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общемировом информационном процессе, но и воздействия информации умерших предков на сознание ныне живущих людей (через сферу бессознательного). Так или иначе, но развиваемые в этом отношении гипотезы заслуживают внимания с философской точки зрения.

В заключение отметим, что при формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание.

Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов), источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Глава 2. Сущность сознания

2.1. Структура сознания

Будучи сложной системой, сознание состоит из ряда взаимосвязанных сфер. Ученые выделяют интеллектуальную, эмоциональную и мотивационно-волевую сферы. Такой подход оправдан и логически, и с точки зрения конкретной практики.

Когнитивную сферу составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, то есть сами знания. Традиционно выделяют две основные познавательные способности человека: рациональную и сенситивную. Рациональная познавательная способность – это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Сенситивная способность – это способность к ощущениям, восприятиям, которые выступают базой для рациональных знаний. Долгое время сознание отождествлялось с когнитивной сферой, а все субъективные проявления человека сводились к интеллектуальным. Философский смысл проблемы сознания виделся только в прояснении вопроса о том, какая из познавательных способностей является ведущей.

Помимо интеллекта и сенситивной способности в познавательную сферу входят внимание и память. Память обеспечивает единство всех сознательных элементов, внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые и выступают содержанием когнитивной сферы.

Элементами эмоциональной сферы сознания являются аффекты (ярость, ужас), элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть, надежда). Все эти разнопорядковые явления объединяются понятием «эмоции». Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или, напротив, снижая его эффективность.

Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в единстве со способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы – воля, определяемая как способность человека к достижению своих целей.

В представленной выше концепции неявным образом предполагается, что главной деятельностью человека, наделенного сознанием, является познавательная. Элементы сознания выделяются и интерпретируются именно по отношению к познавательной активности человека, ее содержанию и результату. Очевидным недостатком этой концепции является то, что единство сознания, представленного как набор разнопорядковых элементов, взаимоотношения между которыми недостаточно прояснены, остается лишь констатацией.

2.2. Концепции сознания

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).

Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.

Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII – начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы «может ли машина мыслить?», исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.

Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.

Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.

Сознание – идеальное явление, функция, особое свойство, продукт высокоорганизованного материального субстрата – человеческого мозга, мыслящей материи.

Сознание – идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта.

Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.

Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.

Все шесть рассмотренных концепций содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания. В неклассической и постнеклассической философии складывается парадоксальная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания и, следовательно, о философском статусе феномена сознания ставится под сомнение, а практическое изучение сознания объективными, в том числе научными, методами активизируется, что свидетельствует о непреходящем значении и значимости человеческого мышления. На протяжении всего XX века одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят идеи об ирреальности, трансцендентности сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность.

Разнообразие интерпретаций сознания связано в первую очередь, с вопросом о природе сознания и обоснованием его содержания. Представители современного конкретно-научного знания и философские системы, ориентирующиеся на науку, отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, которая в отличие от других дает возможность исследовать различные формы и продукты мыслительной деятельности научными методами. Однако, несмотря на популярность в научном сообществе, данная концепция не дает логически непротиворечивых и проверяемых на практике ответов на самые сложные, фундаментальные вопросы проблемы сознания.

2.3. Свойства сознания

Сознание, будучи высшей формой отражения действительности, обладает следующими свойствами. Во-первых, оно объективно по содержанию, то есть то, что находится в поле сознания, задается прямо или косвенно (через память, текст, знаки) предметной, окружающей действительностью. При этом поле сознания зависит и от персонального, активного «Я». Кроме того, сознание является не только результатом отражения объекта, но и отношения к нему, то есть оно включает в себя ценностное «измерение», описываемое понятиями «желание», «стремление», «внутренний выбор» и другими.

В современной философии и психологии существует специальный термин для характеристики свойства сознания зависеть от того, что оно отражает, – интенциональность сознания, то есть его направленность на определенные объекты.

Вторым свойством сознания является то, что оно идеально по механизму функционирования: хотя существование сознания неотделимо от деятельности мозга, нервной системы, оно работает по специфическим строгим, четким законам, механизм функционирования которых ненаблюдаем.

Сознание – невидимый, скрытый от внешнего наблюдателя непрерывный поток переживаний: чувств, мотивов, мыслей, убеждений, установок, ценностей. А.Бергсон, впервые обративший внимание на сознание как поток переживаний, указал на еще одно важное свойство сознания – длительность (каждое отдельное переживание может начинаться и заканчиваться, но поток переживаний не имеет ни начала, ни конца). Сознание как субъективный психологический временной процесс обладает качеством неделимости, целостности, взаимопроникновения прошлого, настоящего и будущего. По мнению другого выдающегося аналитика сознания – Э.Гуссерля, сознание – это «Гераклитов поток», который нельзя математически анализировать, расчленять на составляющие, охватывать понятиями.

Тем не менее исследовать поток сознания необходимо и важно, это можно делать, в частности, на основе самоотчета о происходящем в сознании. Однако существуют косвенные методы изучения сущности сознания – это конкретное поведение, а также некоторые физиологические процессы, имеющие место в связи с «работой» сознания.

Отсюда третье свойство сознания: сознание материально по форме выражения – «работу» сознания можно фиксировать по следующим показателям: изменение кожно-гальванического сопротивления, состава крови, давления, пульса, частоты дыхания, температуры, электростатических потенциалов отдельных участков мозга, имеющих определенный ритм.

Однако данные фиксирующие физические, физиологические, химические процессы, происходящие в мозге, не раскрывают содержание мыслей, образов, идей, поскольку законы сознания не совпадают с законами физики, физиологии и химии. Процессы сознания являются следствием не столько физического состояния мозга, сколько функционального его состояния. Поэтому сознание является именно свойством (системным, функциональным) мозга.

Можно утверждать, что сознание формируется в результате естественно-исторической эволюции материи и ее всеобщего, атрибутивного свойства – отражения. В процессе эволюционного развития материя, все больше усложняясь в своей структурной организации, порождает такой субстрат, как мозг. Вне мозга, способного вырабатывать информацию не только для приспособления к действительности, но и к ее преобразованию, сознание не возникает.

Таким образом, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Сознание, его происхождение и сущность возможные интерпретации
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат Добавлен 04:03:37 02 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 5093 Комментариев: 20 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.8 Оценка: 5 Скачать