Что такое сознание доклад
Сознание
Сознание с практической точки зрения, его структура и составляющие. Взаимодействие сознания и психики. Биологическое, реальное, социальное и духовное «я». Проявление сознания в поведении, психологических процессах, свойствах и состояниях человека.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.01.2013 |
Размер файла | 22,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физических, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют материальную основу сознания.
Человек имеет возможность логически связывать и развивать в твоем сознании мысли таким образом, что они оказываются не просто копией воспринимаемых объектов и их связей, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. И в этом смысле сознание может отрываться от непосредственного отражения действительности. Такое опережающее отражение, если оно соответствует закономерностям реального мира, является субъективной предпосылкой преобразующей практической деятельности человека.
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем. Все это связано со сферой человеческого сознания.
В настоящее время единой теории сознания нет. Поэтому существуют различные подходы к рассмотрению сознания, и некоторые мы рассмотрим в дальнейшем.
1.1 Понятие о сознании
Давайте более подробно рассмотрим данное понятие.
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире.
Однако можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных, прежде всего, не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интернационально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).
К неотъемлемым признакам сознания также относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Из вышесказанного, мы видим, что сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Оно может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и само сознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими.
Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
1.2 Сознание и психика человека
Рассматривая взаимодействие сознания и психики, будем ориентироваться на исследования американского психолога Уильяма Джеймса. Он был третьим президентом (1894-1895) Американской психологической ассоциации и активно способствовал тому, чтобы психология как дисциплина стала независимой от неврологии и философии.
Модель сознания, предложенная самим Джеймсом, вероятно, до сих пор является более всеобъемлющей, чем большинство моделей, разрабатываемых в наши дни.
Сейчас мы рассмотрим проблему «я», затем элементы сознания и наконец-то, как сознание делает отбор.
Социальное «я» человека зависит от того, как его воспринимает близкое окружение.
Джеймс старался понять саму природу мысли. Он утверждал, что, благодаря этому можно понять как функционирует наш разум [2].
По его исследованиям можно сделать вывод, что не существует индивидуального сознания, независимого от своего обладателя. Каждая мысль кому-то принадлежит. Поэтому процесс мышления и восприятия мысли всегда связан с личностью, абстрактного индивидуального сознания не бывает. Сознание всегда существует по отношению к индивидууму; это не бестелесное абстрактное событие. В конце концов, Джеймс придет к утверждению, что не существует такой вещи, как сознание, под которым он понимал, что не существует бестелесного сознания, независимого от индивидуального опыта, реализующегося во времени и пространстве
По-моему, с этим можно не согласиться, так как если бы сознания не было, то и человека как думающего и социального существа не было, ведь этим мы и отличаемся от окружающей нас действительности, что у нас есть возможность мыслить и оперировать своим сознанием, образами, которые возникают, когда человек начинает анализировать какое-либо явление.
Как мы говорили, категория сознания определяется как «высший уровень психической активности человека как социального существа». Специфика этой активности заключается в том, что реальность, отражаясь в виде чувственных и умственных образов, определяет действия человека и дает им целенаправленный характер. С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира. Сознание имеет свойство отражаться в продуктах культуры, таких как, например, язык и другие знаковые системы. В понятие сознания входят не только отношения индивида к общественным ценностям, но и самому себе, и здесь сознание приобретает форму самосознания, имеющего, как и первое, социальную природу и развивающегося в процессе развития и становления человека как личности. Сознание приобретается в процессе соотнесения своих установок с мировоззрением других людей.
То есть в сфере психологии сознание понимается как высший уровень организации психики человека, при помощи которого человек может выделять себя из окружающего мира и отражать действительность в виде психических образов, которые служат в дальнейшем основанием для целенаправленной деятельности.
2. ПРОЯВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ В ПОВЕДЕНИИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ, СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА
сознание психика поведение
Каким образом появилось сознание и как оно связано с поведением, психологическими процессами и состоянием человека?
Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми.
Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т.е. с помощью коллективного труда.
Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий.
Сознание проявляется следующим образом:
Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.
Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.
Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.
Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.
Знает особенности своей индивидуальности и личности.
Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.
Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.
Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития.
Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них:
Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку.
Стержнем сознания, способом его существования является знание.
Труд развивает сознание.
Речь (язык) формируют сознание.
Сознание является функцией мозга.
Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.
Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.
Следовательно, за особенности высшей формы жизни, сознание, нужно благодарить общественно-исторический опыт поколений, труд, язык и знания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен. Теории личности и личностный рост.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Развитие сознания у человека. Основной закон исторического развития психики. Структура сознания, Я-концепция. Развитие человеческого мозга. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания, роль сна.
контрольная работа [27,4 K], добавлен 03.09.2010
Становление сознания как предмета изучения психологии. Определение сознания с точки зрения различных ученых–психологов. Психология сознания и метод ее исследования. Бессознательное проявление в психике и поведении человека, его взаимосвязь с сознанием.
курсовая работа [59,8 K], добавлен 28.11.2010
Ознакомление с основами исторического развития сознания у человека. Изучение сознания как высшей ступени развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания, роль сна. Рассмотрение Я-концепции как одного из базовых понятий гуманистической психологии.
презентация [1,2 M], добавлен 17.11.2014
Локализация функций в коре головного мозга. Эволюционно-морфологические предпосылки сознания. Определение сознания с точки зрения психологии и физиологии мозга. Внутренний мир и состояния сознания. Отделы нервной системы животных, отвечающие за сознание.
курсовая работа [2,4 M], добавлен 16.08.2010
Сущность сознания как высшей ступени развития психики человека: формирование, проявление, значение. Виды, типы, свойства и закономерности восприятия. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Соотношение сознания и бессознательного.
курсовая работа [2,5 M], добавлен 18.06.2014
Особенности человеческого сознания. Переход за пределы наглядного, непосредственного опыта. Возникновение и развитие сознания человека. Психология как наука и ее кризис. Творческая деятельность сознания. Переход от восприятий и представлений к понятиям.
курсовая работа [46,4 K], добавлен 24.06.2009
Возникновение сознания как высшей формы психики. Сознание и бессознательное в психике человека. Три составляющих структуры индивидуального сознания по А.Н. Леонтьеву. Виды фазовых состояний. Гипноз и внушение. Самосознание личности, «Я-концепция».
курсовая работа [52,0 K], добавлен 23.03.2015
Реферат: Сознание, его происхождение и сущность возможные интерпретации
Название: Сознание, его происхождение и сущность возможные интерпретации Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат Добавлен 04:03:37 02 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 5093 Комментариев: 20 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.8 Оценка: 5 Скачать |