Что такое сознание и самосознание
Сознание и самосознание
Контролируемая самостоятельная работа
Cамосознание личности и ее поведение
Гродно 2007 г.
Введение в модуль
Сознание и самосознание
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:
1) биодинамические свойства движений, опыт действий;
2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.
2. порождающая (творчески-креативная),
4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: 1. отражение мира, 2. мышление о нем, 3. способы регуляции человеком своего поведения, 4. сами процессы рефлексии, 5. свое личное сознание.
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.
Формирование последнего становится венцом развития сознания. В реэультате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение — это не столько проявлен того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):
1. сознание отличия себя от остального мира;
2. сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
3. сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;
4. социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная.
С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать, спои умственные способности, реализовать свои возможности полностью и каждый данный момент.
Критерии самосознания таковы:
I ) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;
2) осознание своей активности: «Я управляю собой»;
3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.
Формирование Я-концепции начинается с раннего детства.
Я концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я – наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.
Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр». Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения. Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена — даже в лучшую сторону может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.
При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя и настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.
Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и со знавать себя сознающим, самооценивающим. В структуре самосознания можно выделить:
1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);
2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:
— самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
— самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Когда человек думает «Я знаю себя», «Я чувствую, что устал», «Я ненавижу се то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же необходимо их различии. Первую сторону личности принято называть Я, а вторую — самостью. Различи, между ними относительно. Я является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. У современного человека первое наблюдает за самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако может быть и наоборот: Я отслеживает свою склонностью наблюдать, и в этом случае оно становится самостью.
Психологи рассматривают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.
Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение — не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:
1) непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация личности;
2) целостно-образный, личностный уровень: осознание себя как деятельного субъекта; он проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание идентичности Я;
3) рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень: осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
4) целенаправленно-деятельный уровень: своеобразный синтез трех указанных уровней, выполнение регулятивно-поведенческих и мотивационных функций благодаря многочисленным формам самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.
В целом можно выделить три пласта сознания человека:
1) отношение к себе;
2) отношение к другим людям;
3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям и осознание его бывают различными:
2. Группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»).
3. Просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и принимай его таким, каков он есть», «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»).
4. Эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек определенным образом соотнесен с духовным миром, с Богом», «Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).
При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Существуют специфические его нарушения:
*деперсонализация, когда происходит утрата своего Я, все происходящее с их психикой люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;
*расщепление ядра личности: оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой, каждое из которых обладает памятью, индивидуальностью, утверждает собственную жизненную целостность, но не признает саму мысль о возможном существовании другого;
*нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как отдельное от себя;
*крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подчинности существования всего окружающего мира.
Сознание и самосознание человека
В психологии и в философии предмет исследования заключается в самосознании. Ядром изучения сознания также является сознание собственного «Я».
Современная философия определяет самосознание как главную и самую важную характеристику сознания. Иными словами принятие в качестве субъекта самого себя или состояний своего тела, фактов сознания, своего «Я». Под собственным «Я» в данном случае, понимается свой внешний вид, особенности характера, система ценностей, присущая самому себе, вкусовые предпочтения, собственные стремления. В отдельных ситуациях самосознание настолько обширно представляется, что включает в себя ещё и самооценку.
Сознание и самосознание личности
Психология представляет самосознание как психический феномен.
Самосознание – понимание человеком самого себя в качестве субъекта деятельности, где феномен определяет понимание человека о самом себе, которое складывается в подсознательный «Образ-Я».
Самосознание – психические процесс на высоком уровне самоорганизации, который обеспечивает единение, целостность и постоянство личности.
Выражение самосознания происходит в осознании человека самого себя, своих черт характера и качеств, своего «Я».
Самосознание – это результат развития человека, который находится в системе общественных отношений. Отношения, в свою очередь, служат источником для формирования сознания и самосознания.
Концепции возникновения самосознания
Существует несколько подходов, которые определяют происхождение самосознания. Согласно видениям выдающегося учёного психолога и философа С. Л. Рубинштейна, самосознание – это высшая форма сознания, которая возникает как развития, которое предшествует сознанию. Он объяснял свою теорию тем, что самосознание может возникать только по мере того, как развивается личность и принимает себя как самостоятельный субъект.
Другая концепция была предложена И. М. Сеченовым, он является основателем русской физиологической школы, а также создателем совершенно нового направления в психологии – естественно-научного. Он полагал, что самосознание и познание внешнего мира одновременно в человеческой личности зарождаются и развиваются параллельно друг другу под влиянием одних и тех же факторов.
Сеченов говорит о том, что основу самосознания человек приобретает буквально сразу после рождения. Источником самосознания являются системные чувствования, которые оживляются в процессе развития человека. Системные чувствования, в свою очередь, складываются при воздействии внешних факторов и субъективных характерных особенностей состояния собственного тела, иными словами самоощущения.
В силу взаимодействия таких ощущений зарождаются и развиваются представления о внешнем мире и о самом себе. Результатом такого синтеза ощущений является познание человеком самого себя и понимание своего места в обществе. В ходе развития личности происходит отделение знаний о внешнем мире от знаний о самом себе.
Становление самосознания
Процесс становления самосознания принято разделять на два основных этапа:
Рефлексия – любой мыслительный процесс человека, который направлен на познание самого себя и анализ своих действий и собственных состояний.
Смысл рефлексии заключается в том, чтобы человек мог отделить себя от внешнего мира, прочувствовать это. Кроме того, постигнуть эти переживания на понятийном уровне.
Характерной особенностью уровня самосознание является то, что именно в его очагах формируется чувство, которое даёт личности понятия внутренней целостности и постоянства. Способность в любой ситуации оставаться самим собой зарождается именно на этом этапе.
Самосознание также тесно связано с чувством собственной исключительности. Пи этом полностью зависит от временной непрерывности.
Любой психически здоровый человек помнит о том, что происходило в его жизни до настоящего момента, адекватно воспринимает реальность или настоящее, и планирует своё будущее.
Основная задача самосознания заключается в том, чтобы доступными способами разъяснить человеку мотивы и следствия его действий, а также сформировать его понимание кто он есть на самом деле.
Научная электронная библиотека
Тема занятия №7. Сознание. Самосознание. Бессознательное
Место проведения занятия: учебная аудитория
Продолжительность изучения темы: 2 часа.
Цели занятия: Изучить основные особенности сознания, самосознания, бессознательного. Установить взаимосвязь между сознанием и бессознательным. Рассмотреть механизмы психологической защиты. Ознакомиться с состояниями нарушенного сознания.
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Темы проектов, рефератов.
Рекомендуемая литература.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Исходный контроль уровня знаний.
Основные вопросы темы:
Итоговый контроль уровня знаний.
Содержание занятия
1. Общая характеристика сознания и самосознания.
Сознание выступает объектом исследования многих наук (философия, антропология, социология, психология, педагогика, физиология), круг которых становится все шире. Однако свести воедино научную формацию, получаемую всеми этими дисциплинам, чрезвычайно трудно, и в силу этого существует множество толкований термина «сознание».
В материализме признается первичность материи, и сознание возникло в результате длительной эволюции живого. Совершенствование нервной системы послужило основным источником развития психики и сознания. Эти новые свойства нервной системы приобретались в результате приспособления к среде и закреплялись в генотипе.
Решающим для формирования сознания человека стало изготовление им орудий труда и появление языка. Только с возникновением сознания у человека появилась способность выделять себя из природы, познавать и овладевать ею.
Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспитания, усвоения им выработанных за длительное время существования человечества понятий, взглядов и социальных норм, причем это усвоение требует опоры на непосредственные впечатления от предметов и явлений действительности.
Психологическое определение сознания. В психологии предпочтение отдается определениям, которые могли бы отграничить сознание от других психологических понятий, т.е. мышления, внимания, воли и пр., хотя сознание как таковое не существует вне всех этих психических процессов. В психологии понятие «сознание» служит скорее для определения сущности особого качества протекания психической деятельности: осознанно протекающие психические процессы четко и ярко субъективно переживаемы, узнаваемы, управляемы. При этом возникает возможность выбора и направления их в сторону решения ставящихся задач. Другими словами, сознание является особой формой психического отражения у человека, интегрирующей в себе все другие психические процессы, обеспечивая их взаимодействие, т.е. последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания. Достаточный уровень развития отдельных высших психических функций в их тесном взаимодействии формирует у человека внутреннее отражение внешнего мира, его модель. Направляющее влияние этой модели на поведение и воспринимаются человеком как сознание.
Таким образом, термином «ясное сознание» в медицине принято обозначать такое психическое состояние человека, при котором у него сохраняется способность отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.
Человек, у которого ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний, выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к своему окружению и на основе этих данных управляет своим поведением. Он дает относительно четкие и адекватные ответы на вопросы врача, а выражение лица и взгляд его гармонируют с внутренним состоянием и окружающей обстановкой.
Не только психические, но и различные соматические заболевания, особенно протекающие с лихорадкой или серьезными нарушениями обмена веществ, могут вызвать различные расстройства ясности сознания. Взгляд таких больных блуждающий, внимание рассеяно, и контакт с ними крайне затруднен. Они дезориентированы в обстановке, могут не узнавать окружающих, а в тяжелых случаях их речь и мышление отрывочны, спутаны.
Источники сознания
Что является источником сознания? Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:
Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.
Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.
Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.
Функции сознания
Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.
Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции.
Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в целом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, человек должен сознавать свое отделение от объекта.
Понятие и формы самосознания
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности. Мы всегда остаемся сами собой вне зависимости от меняющихся ситуаций. Ощущение человеком своей единственности, самоидентичности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: мы помним свое прошлое, переживаем настоящее, имеем надежды на будущее.
Основные компоненты сознания
2. Формирование сознания в онтогенезе
Сознание от момента рождения ребенка до зрелого возраста проходит несколько периодов своего становления (Ушаков Г.К., 1973).
1. Бодрствующее сознание (8-10 мес). В первый год жизни ребенок много спит, и его сознание проявляется только периодами бодрствования. Постепенно в периоды бодрствования появляются первые «реакции выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций». Например, можно заметить, что ребенок явно предпочитает находиться на руках у матери или засыпать при покачивании. Можно также заметить, что начинаются попытки исследования (сравнения и сопоставления) объектов окружающего мира. Такого рода реакции составляют первые элементы сознания, так как свидетельствуют о начале формирования и развития отношений ребенка к среде и начале выделения своего тела из окружающего. Ряд исследователей заметили и описали в этом возрасте своеобразные состояния «сытого бодрствования», при которых ребенок не реагирует даже на слова матери, хотя и не спит, а мимика его выражает полное удовлетворение. Полагают, что в этом возрастном периоде в мозге происходят процессы формирования «схемы» тела: импульсы, приходящие из различных частей тела, фиксируются в прогрессивно созревающих мозговых структурах. Формирование в мозге структур в виде «схемы тела» закладывает основу будущего самосознания.
4. Индивидуальное сознание (от 3-4 до 7-9 лет) знаменуется появление у ребенка сознания своего «Я» и началом развития самосознания. Возможность выделения себя из окружающей среды становится возможной в связи с уже достаточным развитием первых представлений ребенка о пространстве и времени. Сознание собственного «Я», сугубо индивидуальное в начале, в последующем претерпевает изменения по мере расширения общения ребенка со сверстниками и близкими.
5. Коллективное сознание (от 7-9 до 14-16 лет) характеризуется появлением в сознании ребенка к 7-9 годам новых качеств. Знание о предметах действительности и о себе начинает сочетаться со знанием простейших форм отношений и взаимосвязей между собой и коллективом сверстников. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания. Все эти новые качества сознания обеспечивается началом постепенного перехода после 3-4 лет от представлений об объектах пространства воспринимаемого (реального) к формированию представлений об объектах своего внутреннего мира, т.е. пространства интрапсихического, субъективного (представляемого и воображаемого).
6. Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет) характеризуется совершенствованием сознания и приобретением им качеств, которые создают основу для научного мышления. Постепенно сознание приобретает возможность не только создания некой внутренней модели (фотографии) мира, но и как бы «рассматривания» изнутри полученной картины («отражение отражения»).Таким образом, при рефлексии сознание обращается на само себя, и происходит размышление над своими психическими состояниями. Рефлексия знаменует окончательное становление самосознания.
В психологической литературе описываются случаи более медленного развития самосознания у монозиготных близнецов, воспитывающихся вместе. Они долго откликаются на имя своего собрата-близнеца, и правильная ответная реакция у них устанавливается лишь после 2 лет. У близнецов чрезвычайно выражена эмоциональная синтонность, т.е. переживание за своего собрата как за самого себя (сопереживание). В зеркале близнец начинает узнавать себя лишь в возрасте от 3 до 4 лет, а до этого смешивает свое отражение с отражением своего партнера (Zazzo R., 1960).
Таким образом, в онтогенезе из сознания предметного, воспринимающего постепенно, вырастает самосознание, которое в свою очередь также претерпевает сложное развитие: от сознания своего телесного, соматического «Я» до сознания психического «Я». Последнее на своих высших этапах (рефлексия) находит выражение в способности индивидуума контролировать адекватность, целостность, последовательность, завершенность своих психических процессов и умение их направлять на решение главных задач, стоящих перед человеком.
3.Основные состояния сознания (бодрствование и сон).
При пробуждении от глубокого сна или при выходе из глубокого обморока восстановление сознания происходит поэтапно. Эти этапы обычно очень короткие и сменяют друг друга в какие-то мгновения, но некоторые люди их фиксируют и могут запомнить. А.Ф. Лазурский (1925) отметил три особенности восстановления сознания после сна: восстановление порогов восприятия (1), восстановление связи восприятия с окружающей действительностью (2), восстановление связи впечатлений с собственным «Я», собственной личностью (3).
Таким образом, наиболее важными обобщенными характеристиками сознания, требующими оценки в повседневной врачебной практике, являются следующие:
Бодрствование является состоянием неоднородным, и его можно условно подразделить на следующие три стадии:
У некоторых животных наблюдается сезонный сон (спячка), обусловленный неблагоприятными для организма условиями среды (холода, засухи и т.п.). Все другие виды сна (наркотический, гипнотический и патологический) являются следствием нефизиологических воздействий на организм человека или животного.
Гипнотический сон наступает под влиянием словесного воздействия гипнотизера, сосредоточением на монотонных раздражителях, гипнотическим действием обстановки.
Патологический сон возникает при анемии мозга, мозговой травме, опухолевом поражением больших полушарий или некоторых участков ствола мозга. К явлениям патологического сна относятся и летаргический сон, снохождение и др.
Фаза «медленного» сна длится примерно 70 мин, а фаза «быстрого», парадоксального сна длится 15-20 мин. При нормальном 8-часовом ночном сне фазы медленного и парадоксального сна много раз чередуются (цикл около 90 мин).
Фаза парадоксального («быстрого») сна интересна тем, что здесь активность мозга резко возрастает, как будто человек просыпается, учащаются сердечный ритм и дыхание, глаза совершают быстрые движения под сомкнутыми веками, но в то же время человек находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса. Это обусловлено очень сложным механизмом тормозного контроля двигательной активности во сне.
Исследования показали, что за фазу быстрого сна ответственна определенная область ретикулярной формации, состоящая из гигантских клеток, разветвления которых заходят далеко в соседние области и приводят к активации сенсорных областей коры, особенно зрительной зоны, возбуждают высшие мозговые центры влечений и эмоций. Сновидения в этот период отражают мотивацию, желания человека и служат как бы символической их реализацией, разряжают очаги напряжения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. В сновидениях отражается прошлая жизнь человека, его переживания (Фрейд 3., 1933). Быстрый сон способствует стабилизации эмоционального состояния человека, а сновидения можно рассматривать как своеобразный дополнительный механизм психологической личностной защиты. Каждую ночь человек видит сны 4-5 раз, и «разглядывание» сновидений занимает в сложности от 1 до 2 ч. Люди, утверждающие, что они видят сновидения редко, просто не просыпаются в фазе сновидений.
О связи сновидений с бывшими впечатлениями убедительно свидетельствует факт, что в своих снах слепорожденные не видят зрительных сцен, а глухорожденные не слышат голосов и звуков. Другим источником сновидений могут быть текущие ощущения, в том числе и со стороны внутренних органов, включая интерорецептивные сигналы, не доходящие до сознания в состоянии бодрствования. Последнее обстоятельство может иметь значение во врачебной практике, так как первые симптомы нарастающего неблагополучия органов могут проявляться в сновидениях больных.
Медленноволновой сон сопровождается снижением вегетативного тонуса: сужаются зрачки, розовеет кожа, активность сердечной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем снижается. В противоположность этому во время парадоксального сна наступает «вегетативная буря». Дыхание становится нерегулярным, меняется по глубине и ритму. Возможна остановка дыхания (например, в ночном кошмаре).
4. Взаимодействие сознательного и бессознательного
Чем отличается сознательная деятельность человека? Первое отличие заключается в том, что деятельность животных может осуществляться только по отношению к предмету жизненной, биологической потребности. Сознательная деятельность человека не всегда и не обязательно связана с биологическими мотивами, а зачастую даже противоречит им. У человека то, на что направлена деятельность, не совпадает с тем, что ее побуждает. Это проявляется в изготовлении орудий труда, в разделении функций (например, загонщика и охотника) в процессе трудовой деятельности.
Вторая особенность сознания заключается в том, что человек обладает иными формами отражения действительности, не только наглядным, чувственным, а отвлеченным, рациональным опытом, абстрактным мышлением. Обезьяна, по выражению Келлера, является рабом зрительного поля, то есть ее отражение ограничено наглядной ситуацией, она отражает непосредственно данные, внешние связи и отношения между предметами. Сознание же человека отражает существенные, устойчивые, закономерные связи между предметами и явлениями окружающего мира, выходит за пределы чувственного опыта.
Понятия «сознательное» и «психическое» неравнозначны. Нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. В психике часто выделяют три взаимодействующих уровня:
В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением.
Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Большинство физиологических процессов (например, процессы обмена веществ) вообще не осознаются, другие (сердцебиение, дыхание) могут быть частично осознаны, если направить на них свое внимание. Сознание не участвует и в таких безусловных рефлекторных реакциях, как моргание или отдергивание руки при уколе, можно сознательно тормозить, задерживать эти реакции. Сознание практически не участвует и в таких автоматизированных действиях, как ходьба или езда на велосипеде. Здесь речь идет не о выборе направления, а о самих двигательных актах, хотя иногда, задумавшись, человек может автоматически (бессознательно) обходить препятствия.
На неосознаваемом уровне могут протекать и некоторые психические процессы. Мы можем частично воспринимать и запоминать предметы и звуки, на которые наше внимание не было сознательно обращено. При мышлении человек не всегда может дать себе ясный отчет, каким именно образом он пришел к определенному заключению. В таких случаях мы говорим об интуиции, так как начало мышления и его завершение (вывод) осознаны, но вся промежуточная часть цепочки мыслительных операций человеком не осознается. Особенно велика роль неосознаваемых психических процессов в возникновении и проявлениях эмоций и чувств. Во многих случаях человек не может дать обоснование на уровне сознания причинам антипатии или симпатии к кому-либо в своем окружении или чувству страха перед какими-то предметами явлениями.
Взаимоотношения между осознаваемыми и бессознательными психическими процессами очень сложны. Многие наблюдения психологов, особенно при изучении явления установки (Узнадзе Д.Н., 1966), показали, что в каждый данный момент в зону ясного сознания попадают преимущественно те моменты, которые создают затруднения для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Происходит как бы непрерывная передача управления, постоянное взаимодействие сознания и подсознания.
Отсюда допускают, что сознательное управление пошаговое (поэтапное дискретное) и сознание привлекается к данному объекту только на относительно короткий интервал времени. Если сознание принудительно сосредоточивается на одном и том же монотонно изменяющемся содержании достаточно долго, то это автоматически приводит к снижению уровня бодрствования, возникновению сонливости и сна. Очень многие техники медитации и гипноза используют эти эффекты сосредоточенности на монотонных раздражителях с целью получения измененных состояний сознания.
В структуру бессознательного психического входит широкий круг явлений:
— Субсенсорные (то есть подпороговые) ощущения и восприятия.
— Интероцептивные ощущения, которые не осознаются в норме, когда человек здоров и начинают осознаваться только при нарушениях состояния здоровья.
— Автоматизмы и навыки, которые вырабатываются в течение жизни (например, автоматизм речи, ходьбы, навык письма, рабочие навыки). Сознательная деятельность может выполняться лишь тогда, когда большинство ее элементов автоматизировано. Мы можем следить за смыслом речи и письма, только если их механизм автоматизирован.
— Информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый момент в фокусе сознания находится только небольшая ее доля. Формы бессознательной переработки информации, в частности, интуиция.
— Установка как целостное состояние человека, выражающее динамическую направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.
Сознание структурно организовано и представляет собой целостную систему, состоящую из множества компонентов.
В современной философии в структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента:
1) телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);
2) чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);
3) логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);
4) ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).
Современные представления о феноменологии бессознательного психического позволяют говорить о том, что сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. При этом зона максимально ясного сознания невелика. Бессознательное можно определить как совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, безотчетных и не поддающихся контролю.
5. Механизмы психологической защиты
Механизмы психологической защиты и сопротивления могут проявляться в следующих случаях:
Если длительное время не решать возникшие проблемы, то психологические защиты могут отрицательно воздействовать на психику человека, т.е:
1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Возникают сложности общения. Ограничивается образ жизни или он становится очень специфичным.
2. Далее дезадаптация нарастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
Образ жизни становится формой «безболезненной психотерапии». Защитный стиль жизни становится самым важным, т.о. идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматики.
В свое время профессор Зигмунд Фрейд и его младшая дочь, профессор Анна Фрейд, открыли т.н. защитные механизмы психики, посредством которых любая информация из внешнего мира, будучи отвергнутой сознанием, попадает, минуя его, в бессознательное психики. К подобным защитным механизмам следует отнести такие формы и способы защита, как сублимация, отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, интроекция, рационализация, аннулирование действия, расщепление и др. Кратко рассмотрим перечисленные защитные механизмы психики.
Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации.
Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира. Это может достигаться, например, такими путями как: устранение из сознания источников конфликтных переживаний; трансформация конфликтных переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта.
В тех случаях, когда Эго не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного искажения восприятия человеком реальной действительности. Защита психологического механизма является по существу способами искажения реальности (самообмана): Эго защищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся внутренними характеристиками человека, то есть теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколько.
Несмотря на различия между конкретными видами защит их функции сходны: они состоят в обеспечении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.
6. Нарушения сознания
Наиболее четко главные симптомы нарушенного сознания описал немецкий психиатр К. Ясперс (1923). Он сформулировал три главных признака синдромов нарушенного сознания: отрешенность от окружающего мира, дезориентировка и амнезия в период нарушенного сознания.
3. Амнестические расстройства (полная или частичная амнезия), распространяющиеся на события всего периода расстроенного сознания.
Важно подчеркнуть, что для установления состояния нарушенного сознания необходимо обязательное наличие совокупности перечисленных признаков. Один или несколько не связанных между собой симптомов не могут в достаточно точной степени свидетельствовать о патологии сознания.
Состояния выключения сознания
Количественные нарушения сознания связаны с нарушениями процессов активации, что приводит к снижению уровня бодрствования со своеобразным «выключением» сознания. В зависимости от степени выраженности выключения сознания выделяют кому, сопор и оглушение.
Сопорозное состояние характеризуется, так же как и кома, полным выключением сознания, но у больного сохранены оборонительные и другие безусловное рефлексы. Сопор и кома являются признаками тяжелого соматического неблагополучия организма. После выздоровления остается полная амнезия всего периода бессознательного состояния.
Состояния помрачения сознания
Качественные нарушения сознания обусловлены расстройством (дезинтеграцией) сознания и его «заполнением изнутри» патологическим содержанием (психопатологической продукцией, чаще галлюцинаторной и бредовой), в силу чего нарушается ориентировка больного в конкретно-предметной среде, изменяется поведение, а после выздоровления отсутствуют или отрывочны воспоминания о периоде помрачения сознания.
Менее глубокое помрачение сознания наблюдается при ониризме («бред сновидений»), когда нарушается дифференцировка между сновидениями и реально происходящим вокруг. Бред является как бы продолжением очень ярких сновидений и сновидных переживаний, чаще приятных. После пробуждения убежденность в реальности виденного во сне, его актуальность постепенно уменьшаются.
Аменция (от лат. amentia — бессмыслие) характеризуется состоянием спутанности сознания в силу острой потери способности синтеза восприятии образования причинно-следственных ассоциаций (инкогеренция, бессвязность мышления). Поведение определяется растерянностью с аффектом недоумения. Нарушены все виды ориентировки, а речь больного состоит из рывков воспоминаний. Амнезия после выздоровления полная, распространяю на весь период аменции. Аментивные состояния бывают после тяжелых травм мозга, при тяжелых и длительных заболеваниях, приводящих к истощению нервной системы (интоксикации, инфекции).
Тестовый контроль знаний
1. Относительно устойчивая совокупность всех представлений человека о самом себе, связанная с самооценкой, называется в психологии:
2. Грезоподобное нарушение сознания, сопровождающееся состояниями зачарованности или эйфории, называется:
3. Онейроидное помрачнение сознания представляет собой:
4. Особая форма психического отражения у человека, интегрирующая в себе все другие процессы, обеспечивая их взаимодействие, т.е. последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания.
5. В философии понятия «сознание» и «душа» рассматриваются как две основные разновидности бытия. В рамках какого философского направления душа является сущностью, началом любого предмета живой, а иногда и не живой природы, рассматривается как причина жизни, дыхания, познания.
7. Какие факторы стали решающими для формирования сознания.
8. Основные компоненты сознания.
9. Компонент сознания, способствующий познавательной деятельности, это
10.Какой этап бодрствования не связан с творчеством и не окрашен особыми эмоциями?
11.На каком этапе происходит переход ко сну на фоне внутреннего созерцания?
12. Периодическое функциональное психическое состояние со специфическими поведенческими проявлениями в сфере вегетативной и моторной, характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира.
13. Вид сна, сопровождающийся быстрыми низкоамплитудными колебаниями на энцефолограмме, атония антигравитационной мускулатуры, падет активность мышц шеи, появляется физические явления в виде быстрых движений глаз, подергивание мышц лица, конечностей, нарушается регулярность ритма дыхания и сердечной деятельности, поднимается артериальное давление.
14. В фазе этого сна наблюдаются тонические (стойкие)изменения вегетативных и моторных показателей, снижается тонус мускулатуры, замедляется активность дыхания, сердечной, пищеварительной и выделительной систем, сужаются зрачки, розовеет кожа.
15. Синхронизированный сон, без сновидений, со снижением вегетативного тонуса, фаза которого длится приблизительно 70 минут. В период этого сна могут появляться сомнамбулизм, сноговорение, ночные кошмары у детей, о которых после пробуждения не помнят.
16. Вид сна, сопровождающийся физическими явлениями в виде быстрых движений глаз, подергивание мышц лица, конечностей, нарушается регулярность ритма дыхания и сердечной деятельности, поднимается артериальное давление.
17. Этот сон наступает под влиянием словесного воздействия, сосредоточением внимания на монотонных раздражителях.
18. Тип сна, при котором бодрствование и сон приурочены к суточной смене дня и ночи.
19. Что не входит в структуру бессознательного?
20. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.
21. Теория личности, личностной структуры развития, динамики и изменений личности, созданная Зигмундом Фрейдом.
22. Основатель психоаналитической теории, он утверждал, что поведение в большей степени подчиняется влиянию подсознательных сил (влечений).
24. При каком состоянии у больного наблюдается полное выключение сознания, однако сохраняются оборонительные и другие безусловные рефлексы.
25. Состояние выключенного сознания, при котором больного удается «растормошить» и он приходит на некоторое время в сознание. При отсутствии сильных стимулов извне больной снова погружается в спячку.
26. К количественным нарушениям сознания, характеризующихся нарушениями процессов активации, приводящим к снижению уровня бодрствования со своеобразным «выключением» сознания, относятся все нижеперечисленные состояния, за исключением:
27.Качественные нарушения сознания обусловлены расстройством сознания и его заполнением изнутри патологическим содержанием. К качественным нарушениям сознания относятся все перечисленные состояния, за исключением:
28.Состояние помраченного сознания, характеризующееся преобладанием у больных наплывов ярких сценоподобных истинных зрительных галлюцинаций.
29. Состояние, характеризующееся преобладанием у больных наплывов фантастических зрительных псевдогаллюцинаторных переживаний, напоминающих сновидения или грезы.
30. Состояние спутанности сознания в силу острой потери способности синтеза восприятий и образования причинно-следственных ассоциаций. Поведение определяется рассеянностью с эффектом недоумения, нарушены все виды ориентировки, а речь состоит из обрывков воспоминаний.