Что такое сознание как высшая форма отражения материи
Сознание как высшая форма отражения
Формы отражения
Отражение как всеобщее свойство материи
Чем сложнее форма материи, тем сложнее отражение.
А) Отражение на уровне физической формы материи.
Пр: Отпечаток перстня в воске, мел по доске, заморозка воды в сосуде.
Характеристики отражения: носит материальный характер (гистерезисный характер, результативный).
Физические объекты не обладают индивидуальностью, при отражении не передается индивидуальность.
Б) Отражение на уровне химической формы материи.
Проявляется индивидуальность взаимодействующих объектов.
Комплиментарность (передача биологического кода) соединяются в строго определенном порядке.
В) Отражение на уровне биологической формы материи.
Появляется оценка воздействия позитивное, негативное.
Раздражимость (реакция на горячее, цветы поворачивают листья к солнцу)
Чувственность (ощущение, восприятие и представление).
Г) Отражение на уровне социальной формы материи.
Человек – самый сложный субстрат.
Сознание – высшая форма отражения, эта форма идеальна, универсальна, то есть может отразить любые предметы и явления.
Сознание – свойство высоко организованной материи, заключающееся в идеальном отражении действительности.
С. носит отраженный характер – является высшей формой отражения действительности.
Сознание имеет относительный характер, т.к. сознание – отражение предмета, следовательно, у них есть общее содержание.
Отражение сознанием окружающего мира носит творческий характер, (зависит от потребностей) именно на это сознание направляет свое внимание. Т.о. отражение носит избирательный характер (Смотрит на мир глазами, а видит мозгами.).
От опыта и знания зависит то, как человек отражает среду. Психофизический парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следовательно, в голове возникают качественно разнообразные образы?
Свойство опережающего отражения, то есть возможность продумывать, предвидеть будущее.
Продукт сознания – идеальные образы.
Противопоставление сознания и материи
В антологическом аспекте:
В гносеологическом аспекте:
Абсолютный образ предмета идеален и вторичен по отношению к материи.
Сознание отражает все свойства и признаки предмета, которые значимы для человека.
Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения
Несмотря на то, что сегодня конец XX века, когда наука ответила уже на многие тайны мировоззрения, вопрос о сущности сознания по-прежнему решается на уровне хотя и оригинальных, но гипотез. По-прежнему нет ответа на вопросы; вся ли материя обладает сознанием или нет, и как возникло сознание? Современная наука считает, что сознание существовало не всегда, оно возникло в процессе перехода одной формы материи в другую, более сложную, в результате чего возникла живая материя. Современная наука считает, что сознанием обладает только живая материя. Если к решению этого вопроса подходить неисторически, а это уже было в истории философии, то мы получим утверждение, которое высказывали представители философского направления, получившего название гилозоизма. В частности, Б.Спиноза и Робинэ утверждали, что сознание присуще всей материи, что мыслит не только человек, но и камень, а различие между ними количественные.
Сегодня известно, что в неживой материи никакого сознания нет, но есть свойство, сходное с ощущением, которое является основой для возникновения сознания, – отражение.
Отражение – всеобщее свойство материи, а сознание не является таковым, но оно является всеобщим в потенции, которая реализуется там и тогда, где и когда наличествуют пригодные для жизни мыслящих существ условия. Отражение – это способность материальных систем к воспроизведению, к взаимодействию.
В силу своей внутренней активности материя порождает различные формы отражения. Так, в неживой природе широко распространены изоморфные отображения, отпечатки, возникающие в результате взаимодействия двух или более объектов (след, вмятина, царапина, намагничивание и т.д.). Как свойство живого, организма выступает раздражительность, которая проявляется в виде физиологических реакций, еще не связанных с возникновением образа объективного мира. Она средство управления, регулирования приспособительного поведения.
Дальнейший этап в развитии форм отражения после раздражимости связан с возникновением у более высоких форм живой материи нового свойства – чувствительности, то есть способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм.
Ощущения, составляют начальную форму психики животных. Психика не является свойством живой, материи вообще. Она есть свойство высших форм органической материи. Психика – это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.
Психика как форма отражения присуща и человеку. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего, субъективного мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные процессы.
При изучении действий животных и людей на уровне психики часто возникает вопрос: «Думают ли животные?» Да, думают, но не так, как люди.
По шкале швейцарского зоолога А. Нортмана способности мышления человека, оцениваются в 214 баллов, дельфина – в 195, слона – 150, обезьяны – 63, зебры – 42, жирафа – 38, лисы – 8, а самого глупого существа – бегемота – 18 баллов. Животные не осознают ни своих действий, ни своего места в мире и среди себе подобных. Животное не обладает ни сознанием, ни тем более самосознанием. Итак, сознание есть высшая форма отражения. Сущность его состоит в том, что оно есть особое свойство мозга давать идеальное отражение реального мира. К такому пониманию сущности сознания ближе всего подошла марксистская философия. Марксистское понимание сознания характерно тем, что материализм подчеркивает, что сознание содержит в себе противоречия. Сознание, с одной стороны, материально, а с другой нет. Когда марксистская философия говорит о материальности сознания, это значит, что сознание не самостоятельно существующая сущность, а свойство высокоорганизованной материи, т.е. мозга, отражать в себе окружающий мир. Основываясь на вышеназванном понимании сущности сознания, попытаемся определить, что такое сознание.
Сознание – это знание чего-либо, осознание результатов общественного познания и преобразования мира. Сознание включает не все знания, а лишь ту часть, которая добыта в процессе жизненного опыта итак или иначе воспроизводится при решении конкретных задач, удовлетворении потребностей. Другая же часть знания, будучи не нужной в данной обстановке, может не осознаваться человеком. Это положение означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство. Различие состоит, во-первых, в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени ее развития, во-вторых, в том, что составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные копии последних.
Единство и связь между сознанием и материей также раскрываются в двух аспектах. С одной стороны, психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойство и материальный субстракт, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует; с другой – возникающие в сознании психические образы сходны, тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.
Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека.
Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями, – способностью прежде всего отражать в материальных формах языка, знаков и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Например, если бы людям каменного века каким-то образом попала книга о конструировании автомобилей, то они не смогли бы ее «идеализировать», то есть преобразовать в идеальное, в понятие, осмысленное представление о ней, так как в их жизни еще, не сложились те нормы действительности, которые обусловили бы уровень знаний и деятельности, обобщенные в этой книге.
Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане понятие «идеальное» позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения и тем самым конкретизировать материалистическое понимание сущности сознания, его противоположность материи. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.
В то же время идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней.
Вопрос 24. Сознание – продукт развития материи. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения. Сознание как высшая форма отражения
Сознание с точки зрения диалектического материализма:
Он признаёт генетическую связь сознания с материей, считая, что сознание порождено развитием и усовершенствованием материи. Однако, утверждают диалектические материалисты, материя на уровне появления сознания достигла новой степени своего развития, приобретя новые свойства, которых материя на прежних этапах своего существования не имела. Прежде всего здесь обращают внимание на идеальность сознания и продуктов его деятельности. Образы сознания не имеют ряда материальных характеристик, (в частности, массы); человек волен по своему желанию изменять размеры м другие характеристики образов и т.д. Итак, с точки зрения диалектического материализма сознание генетически (по происхождению) связано с материей, однако вполне материальным назвать его невозможно.
Отражение как всеобщее свойство материи, формы отражения
Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности.
Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер.
Сознание как высшая форма отражения.
Основные свойства сознания.
Понимание сознания какособого свойства высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных образах, требует рассмотрения особенностей этой формы отражения.
Известно, что отражение– это всеобщее свойство материи изменять свое состояние в результате внешнего воздействия и определенным образом реагировать на него. Основными характеристиками любого отражения являются активность и адекватность. Активность(Ак) – это степень приспособляемости явления к изменяющимся условиям. Адекватность (Ад) – степень соответствия отражения отражаемому явлению. При этом
4-я ступень – возникновение сознания на основе психики. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего, субъективного мира. Сознание является частью психики, которая охватывает не только сознательные, но и подсознательные процессы. На этом уровне Ак и Ад становятся максимальными, что и делает сознание высшей формой отражения.
Основой сознания как высшей формы отражения является его психофизиологическая природа. Она определяется тем, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи – коры больших полушарий головного мозга, содержащей около 15 млрд клеток, способных вступать в более 5 тыс. контактов. Поэтому важнейшими условиями возникновения и функционирования сознания выступают: а) наличие здорового головного мозга; б) обеспечение передачи в мозг информации об окружающем мире с помощью здоровых функционирующих органов чувств. При отсутствии этих психофизиологических условий сознание не возникает.
Свойства сознания как высшей формы отражения
1. Максимальная адекватность сознания означает, что оно отражает не только внешнюю сторону объекта, но и его внутреннюю сущность. Это возможно благодаря тому, что сознание включает не только чувственное отражение, но и логическое, т.е. абстрактное мышление, которое осуществляется с помощью понятий (слов); способность к понятийному мышлению связана с появлением и развитием языка (речи).
2. Максимальная активность сознания проявляется в его творческом характере: «сознание не только отражает мир, но и творит его», т.е. с помощью сознания человек
а) приспосабливается к окружающему миру;
б) активно воздействует на окружающий мир, преобразовывая его в соответствии со своими потребностями;
в) создает новую – субъективную реальность, тем самым «удваивая» реальность;
г) одновременно происходит процесс творениясамогоносителясознания – личности – и становление его самосознания. Сознание есть самосознание.
Иными словами, сознание — это специфически человеческий способ адаптации к окружающейсредепутем изменения – ее и самого человека.
3. Специфически человеческийспособ адаптации потребовал формирования устойчивых общностей людей, поэтому сознание носит социокультурный характер. Социокультурная природа сознания связана с тем, что сознание выступает продуктом общественного развития – в онтогенезе (возникновение человечества 30-40 млн лет назад) и филогенезе (возникновение сознания у каждого человека). Поэтому объяснить тот или иной факт сознания можно, обращаясь к истории общества в целом, отдельных цивилизаций или культур. Причем сознание возникает и существует в обществе при условиивключенности человека в систему общественных отношений и наличии полноценного общения между людьми. При отсутствии этих условий сознание не возникает (синдром Маугли).
4. Сознание существует в знаково-символической форме. Поскольку постоянное, устойчивое общение между индивидами в группе является одним из условий специфически человеческой адаптации, то средством общения, способом выражения и сохранения сознания является система знаков (или символов), которая функционирует и представляет свои значения через материальный носитель – язык. При этом сознание существует как символическая деятельность, заключающаяся в «зашифровке» и «расшифровке» знаков. Этот процесс называется «опредмечивание» и «распредмечивание».
5. Понятие «сознание» подразумевает его отождествление с совместным знанием. Осознание окружающей действительности — это знание о ней. При этом:
а) знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться и адаптироваться в мире природы;
б) знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагани, представляющего собой одно из качественных отличий сознания от других форм отражения.
6. Источниками сознания выступают факторы, создающие, видоизменяюющие, направляющие процессы сознания. К ним относятся:
– внешний материальный мир (оказывающий основное влияние на развитие сознания;
– социокультурная среда (в которой формируется сознание человека);
– духовный опыт самого человека (его переживания, осмысления, внутренняя работа духа).
Структура сознания
Сознание – целостный процесс, реализующийся в функционировании элементов, находящихся между собой в определенных отношениях. В структуресознания выделяются следующие основные сферы: познавательная; эмоциональная; ценностно-волевая.
1. Познавательная сфера сознания включает:
А) чувственные процессы, возникающие в результате внешнего воздействия на органы чувств человека; к ним относятся ощущение, восприятие, представление.
Б) рациональное мышление (от лат. ratio — разум), к которому относят: понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память.
2. Эмоциональная сфера сознания включает: эмоции — кратковременные переживания, такие какрадость, страдание, восхищение, страх, печаль и др.; чувства — устойчивые, длительные переживания (любовь, ненависть, счастье, горе, сострадание и др.).
3. Ценностно-волевая сфера сознания включает внутренние цели человека и духовные усилия, направленные на достижение этих целей. Целями, к которым стремится человек, выступают определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, которые формируются в сознании человека. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей.
Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфер в структуре сознания выделяют также: подсознание (инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т.п.) и сверхсознание (интуицию, озарение, совесть).
Наконец, структура сознания предполагает выделение в нем двух уровней: индивидуальное сознание (индивидуализированное духовное) и общественное сознание(объективированное духовное). При этом индивидуальное сознание(мысли, чувства, переживания человека) представляют собой субъективную реальность. Что касается общественного сознания, то различные его формы (политическое, правовое, религиозное, моральное, эстетическое и др. формы) складываются в ходе истории в процессе объективации мыслей, чувств, переживаний отдельного человека. Становясь достоянием многих людей и общества в целом, они начинают существовать независимо от воли и мышления отдельного человека и, более того, определять индивидуальное сознание. Так, язык, религия, мораль, искусство, наука, созданные людьми, существуют независимо от сознания каждого отдельного человека, то есть объективно.
Вопросы и упражнения
1. Что такое материальное? Что такое идеальное? Как соотносятся идеальное и материальное в действиях человека?
2. К каким философским течениям принадлежат приводимые ниже определения:
а) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;
б) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;
в) сознание — это этап развития абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;
г) сознание — божественный дар человеку.
3. Справедливы ли следующие утверждения:
а) сознание есть отражение человеком окружающей его внешней среды?
б) сознание есть отражение человеческой сущности?
Противоречат ли эти положения друг другу? Поясните свой ответ
4. Закончите следующие предложения:
а) сознание – это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма.
б) существенными свойствами сознания являются: вторичность, идеальность.
5. Если сознание есть копия, снимок действительности, то как возможно творчество нового?
6. В чем проявляется всеобщая способность к отражению? Приведите примеры.
7. Какие аргументы Вы можете привести в доказательство того, что человеческое сознание выше, чем другие известные формы отражения?
8. Назовите основные характеристики сознания.
9. В чем состоят отличия сознания людей от психики животных?
10. Может ли машина «мыслить»? В чем преимущество человека перед машиной? В чем преимущество машины перед человеком?
11. Какие сферы можно выделить в структуре сознания?
12. Сознание, рассудок, интеллект, ум, мудрость. Раскройте содержание этих понятий. Являются ли они синонимами?
13. В чем, на Ваш взгляд, состоит отличие понятий «бессознательное», «неосознанное», «подсознательное», «надсознательное»?
14. «Делай свое дело и познай самого себя» /Платон/. Почему самопознание считается самым сложным и важным актом человеческой рефлексии?
15. По 3. Фрейду, структура человеческого сознания включает в себя три инстанции: Оно /Ид/, Я /Эго/, Сверх-Я /Супер-эго/. Носителями каких начал является каждая из них? Ответьте, используя работу 3. Фрейда «Я и Оно».
16. Таинственные явления человеческой психики. Что Вы относите к этим феноменам?
18. В учении о Карме существование души вечно, а воплощение ее в конкретном человеке – временно, преходяще. Какую философскую позицию занимают сторонники этого учения? Как Вы к нему относитесь?
Тема 10. Сознание как философская проблема
Цель — показать специфики сознания как особого свойства человека, обеспечивающем эффективность его существования и развития.
Задача — сформировать понимание сути сознания, его структуры и функций.
Оглавление
10.1. Проблема сознания в философии
Одно из центральных мест в философии занимает научный анализ проблемы происхождения, сущности и социальной роли сознания.
Как уже отмечалось, сознание и материя — два типа реальности, существующие во Вселенной. Главные философские направления — материализм и идеализм — издавна вели полемику по вопросу о том, какая из этих реальностей является первичной, исходной.
С точки зрения идеализма сознание первично и более фундаментально. Для субъективного идеализма мир представляет собой совокупность человеческих ощущений, для объективного идеализма — проявление духовной субстанции, не зависящей от человека и порождающей человеческое сознание. Объективный идеализм утверждает, что сознание может существовать вне человека — в виде божественного духа, сотворившего мир, абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную сущность, идеализм делает невозможным действительно научное объяснение сознания. Сознание не может быть понято из самого себя, независимо от исследования материального мира.
С точки зрения материализма предпосылки для появления сознания постепенно подготавливаются, формируются в процессе эволюции материи. Сознание как таковое присуще только человеку.
Уже в материализме XVIII века делались попытки научно обосновать глубокое единство человека с живой и неживой природой. Человеческое сознание не «разлито» в окружающем нас мире, но развитие природы готовит необходимые условия для его возникновения. Появление сознания — не случайный и неожиданный скачок в эволюции Вселенной.
Исходным пунктом научного подхода к проблеме сознания является материалистическое решение основного вопроса философии, позиция материалистического монизма, признающего лишь одну и единственную объективную реальность — материю. С этой позиции сознание и все духовные явления следует рассматривать лишь как вторичное — свойства, функции высокоразвитой материи, неотделимые от нее.
Для решения проблемы происхождения и сущности сознания важно учитывать, что его вторичность по отношению к материи проявляется в нескольких планах или аспектах: в историческом (сознание — продукт исторического развития и усложнения материи); функциональном (сознание вторично как функция нормально работающего человеческого мозга; гносеологическом (сознание вторично по отношению к действительности как ее идеальное отражение).
Проникновение в природу сознания, закономерности его возникновения и развития — одна из сложнейших проблем науки. Несмотря на необычайные по масштабам и интенсивности сдвиги в развитии научных знаний, в современном естествознании сохраняются белые пятна: не раскрыты до конца вопросы происхождения живого из неживого, механизм превращения физических воздействий в психические процессы, чувственных восприятий в абстрактные понятия.
Возникновение сознания имеет длительную историю — это закономерный результат развития материального мира, природы. Материя в силу внутренней активности способна порождать бесконечное многообразие явлений природы. В самой материи, в ее фундаментальных свойствах кроются причины, которые при наличии соответствующих благоприятных условий на определенном этапе ее развития с необходимостью приводят к появлению мыслящих существ. Нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания.
10.2. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения
Всей материи присуще свойство, родственное сознанию и ощущению, в результате которого сознание и появилось. Это всеобщее свойство материи – отражение.
Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить, запечатлевать внешнее воздействие, а в более развитых формах – и отвечать на это воздействие.
Свойство отражения изменяется качественно и по форме своего проявления в процессе развития материи от низших ступеней к более высоким.
В развитии отражения можно выделить два качественных скачка:
В процессе исторического развития формы отражения изменялись в зависимости от усложнения строения материи.
Неживой материи присущи специфические формы отражения (табл.10.1).
Пассивное отражение, следообразующий характер
Еще Аристотель приводил нехитрый пример: если к куску воска прижать печать, то воск примет соответствующую форму. Информацию о печати теперь можно получить, изучив не ее саму, а другой предмет – кусок воска. Одна вещь, таким образом, фиксирует, «запоминает» некоторые черты и свойства другой вещи. Это «запоминание», фиксация внешнего воздействия и представляет собой очень простой и отдаленный, но вполне реально существующий аналог сознания. Само сознание познает и запоминает свойства вещей уже в буквальном, а не в переносном смысле этого слова. Столбик ртути в термометре отражает температуру окружающего воздуха. Грампластинка, магнитная лента или лазерный диск отражают воздействие звука, например, голос певца, который может быть считан с них и воспроизведен соответствующей аппаратурой. Индикатор отражает характер химической среды, в которую он попал, изменяя свою окраску. Все это – сравнительно простые, физические и химические проявления отражения.
Живой природе также присущи перечисленные формы, но этому уровню природы свойственны новые формы – формы биологического отражения.
Эти формы можно в свою очередь детализировать в зависимости от степени сложности живых организмов (табл.10.2).
Позвоночные животные (центральная нервная система)
Условный рефлекс, психические процессы:
Беспозвоночные животные (неразвитая нервная система)
На основе генетического отражения безусловный рефлекс (сложнейший из них – инстинкт)
Отражение внешнего мира живыми организмами приобретает приспособительный характер, то есть служит средством приспособления к среде обитания. Живая материя порождает более сложные формы отражения, в которых уже явно прослеживается прообраз сознания. Первая из этих форм – раздражимость, то есть способность организмов классифицировать (конечно, бессознательно) все многообразие воздействий внешней среды, разделяя их на два больших класса: полезные воздействия и вредные воздействия. Например, если в сосуд с инфузориями поместить кристалл поваренной соли, они стремятся отдалиться от него; если же создать большую концентрацию бактерий, которыми инфузории питаются, они приближаются к этому источнику пищи. Способность к такой избирательной реакции – приближаться к источнику полезных воздействий и удаляться от источника вредных – повышает жизнеспособность одноклеточных животных.
С формированием нервной системы и органов чувств возникает следующая форма отражения – чувствительность. Теперь ответ организма на воздействия внешней среды становится более тонким и совершенным, так как животное уже различает качество воздействующего раздражителя светового, слухового, обонятельного, вкусового или тактильного (осязательного). Соответствующие пять органов чувств есть у членистоногих. На основе чувствительности у них формируются инстинкты, которые передаются по наследству и обеспечивают довольно сложное поведение (мы наблюдаем его у пчел, ос, муравьев, пауков). Инстинкт представляет собой совокупность безусловных рефлексов – врожденных способностей тем или иным образом себя вести и отвечать на воздействия среды (собирать мед, охотиться на других насекомых, заботиться о потомстве). Основными безусловными рефлексами являются пищевой, половой, оборонительный и ориентировочный.
У высших животных возникают наиболее сложные бессознательные формы отражения – условные рефлексы и так называемое предметное мышление.
Условный рефлекс – это способность организма отвечать на воздействия внешней среды, которая может изменяться и корректироваться в зависимости от конкретных условий существования этого организма. Безусловный рефлекс является врожденным, но он никак не зависит от конкретных ситуаций и условий существования животного. Так, у всех животных и человека есть оборонительный рефлекс, который легко наблюдать в простых жизненных ситуациях. Если, например, сунуть палец в огонь, рука автоматически отдергивается прежде, чем мы начнем обдумывать возникшую ситуацию. Это врожденный автоматизм, один из безусловных рефлексов, предохраняющих организм от опасности. Условные рефлексы вырабатываются индивидуально у каждой особи в зависимости от изменения жизненной обстановки и могут многократно изменяться, возникать и исчезать. Всем известны эксперименты И.П. Павлова по выработке пищевого условного рефлекса у собак. Например, собака привыкает, что перед кормлением всегда загорается лампочка, и выделение слюны начинается у нее не при виде пищи, а уже при зажигании этой лампочки. Последняя служит сигналом того, что скоро появится жизненно важный раздражитель – пища. Если начать собаку обманывать, зажигая лампочку просто так, рефлекс перестанет получать подкрепление и угаснет. Безусловные рефлексы, наоборот, не угасают никогда.
Способность нервной системы корректировать поведение животного посредством условных рефлексов чрезвычайно ценна в реальных природных условиях. Так, у стада буйволов вырабатывается условный рефлекс – в определенное время приходить к ручью на водопой. Если ручей пересохнет, буйволы не станут ходить к сухому руслу снова и снова. Ставший бесполезным условный рефлекс угаснет, и чувство жажды приведет в действие безусловный ориентировочный рефлекс – стадо начнет искать новое место для водопоя. Когда оно будет найдено, выработается новый условный рефлекс – приходить пить на новое место.
Самое сложное проявление животной психики – так называемое предметное, или ручное, мышление. В природных условиях у животных не формируется абстрактное мышление, то есть мышление в понятиях. Оно является прерогативой человека и непосредственно связано с сознательной деятельностью. Животное способно мыслить чувственными образами, то есть представлениями об отдельных конкретных предметах. Это мышление И.П. Павлов называл также ручным мышлением – «обезьяна думает руками». Например, в известном эксперименте в лаборатории Павлова обезьяна методом проб и ошибок «приходила к выводу»: чтобы овладеть подвешенным к потолку бананом, следует составить пирамиду из ящиков, взять палку, забраться на эту пирамиду и сбить банан. Обезьяна никогда не садилась «обдумывать» план действий – она могла находить решение любой задачи только методом проб и ошибок.
Следует сделать оговорку, что в последние десятилетия были достигнуты впечатляющие результаты в обучении животных элементам разумного поведения. Обезьяны могут понимать сотни слов, образовывать простейшие общие понятия. Попугаев удалось обучить считать до семи, различать цвета, даже выработать абстрактное понятие «цвет». Однако элементы абстрактного мышления возникают у животных не в естественных условиях, а только под воздействием более сложной, социальной формы материи. Как и в случае с неживой природой общество может перестраивать низшую по отношению к нему форму материи – в данном случае биологическую – и реализовывать такие возможности ее развития, которые природа сама по себе реализовать не способна.
Высшей ступенью эволюции отражения в природе является психика.
10.3. Сознание как высшая форма отражения
На высшем, социальном, уровне развития материи, отражение приобретает принципиально новый характер.
Концентрированное выражение качественно иной формы отражения может быть представлено следующим образом (табл.10.3).
Человек (высокоорганизованный мозг)
Сознание, речь, труд
Активное, конструктивное творчество.
Существуют две исторические формы развития психики: животная психика и психика человека. При формировании человеческой психики происходит самое крупное событие в эволюции материального мира — возникновение сознания, то есть реальности, противоположной материи.
Главная особенность психической формы отражения — возникновение идеального мысленного образа. Идеальность — самая важная проблема и загадка теории сознания. В философии идеальное противопоставляется материальному как его противоположность. В чем особенность идеального образа, идеального отражения действительности?
Идеальный образ, возникающий в сознании человека (а в более примитивных формах — в психике высших животных) находится в сложном и противоречивом отношении с той материальной вещью (предметом, процессом, событием), которую он отражает. С материалистической точки зрения он вторичен по отношению к вещи, производен от нее. (Противоположной точки зрения придерживался Платон: вещи производны от идей, неких сверхчеловеческих мысленных образов.)
Мысленный образ содержит в себе реальные признаки вещи — мы знаем, например, вес, цвет, размеры, химический состав камня, который мы воспринимаем, знаем химические свойства составляющих его веществ. В этом смысле идеальный образ сходен с вещью. Однако в другом смысле слова можно утверждать, что мысленный образ не просто отличается от реального камня, а составляет его прямую противоположность.
Образ предмета не имеет ни одного физического или химического свойства самого предмета: камень имеет объем — образ камня не имеет никаких габаритов, камень имеет вес, а его образ невесом, камень имеет химический состав — но ни одна его молекула не попадает в мозг (поэтому можно, например, думать о самых сильных ядах, не подвергаясь ни малейшей опасности отравиться). Таким образом, идеальность психики и сознания заключается в том, что в сознании материальные предметы получают особое, второе существование, принципиально отличающееся от их существования в натуральной, природной форме.
В предисловии к «Капиталу» К. Маркс заметил: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Практика человеческой деятельности показывает, что мы способны достаточно правильно, адекватно отражать в своих мысленных образах окружающий мир. В то же время сам идеальный образ не обладает ни одним свойством материального предмета в его конкретно-чувственной форме. Поэтому идеальное можно определить как предмет, лишенный своего природного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувственного бытия, и существующий на основе особого материального субстрата — человеческого мозга. Этот удивительный способ существования мысленных образов диаметрально противоположен способу существования материальных предметов, которые имеют свой собственный субстрат, свойства и проявления.
Идеальное — это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием (психикой вообще). Важнейшая функция идеального отражения заключается в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества, сущности вещей. Если масса и энергия, химические и биологические свойства в объективном мире всегда связаны с конкретными материальными субстратами, то в мышлении они существуют на базе принципиально нового, универсального материального субстрата — человека с его мозгом, нервной системой и органами чувств.
Важнейшая черта идеального образа — его субъективность. Мысленный образ возникает и существует только в сознании данного субъекта, и передать его другому в принципе невозможно. Никто не может непосредственно воспринимать мысленный образ другого человека, видеть его ощущения и понятия. То же относится и к животным, обладающим простейшей психикой. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Разумеется, мы никогда не узнаем того, в каком виде воспринимаются муравьями химические лучи. Кого это огорчает, тому уже ничем нельзя помочь». Передать другому содержание своих мыслей можно только с помощью знаковых систем, используя материальные носители — слова и знаки естественного языка, звуки, зрительно воспринимаемые изображения и т. п.
Мысль находится в сложнейшей связи со своим материальным носителем — человеком. Утверждение, что мыслит человеческий мозг, является неточным: для мышления «нужен» весь организм — органы чувств, нервная система, нужны взаимодействия человека с другими людьми в рамках конкретного исторически сложившегося типа общества. У детей, выросших в джунглях в стадах животных и оторванных от общества, человеческое мышление не развивается, хотя мозг у них от рождения устроен так же, как у нас всех. Поэтому более точной является формулировка: мыслит человек при помощи мозга (причем человек является частью сформировавшей его личность социальной системы).
Конкретные нервные и психологические механизмы связи сознания с мозгом и человеческим организмом в целом исследованы пока слабо. Их научный анализ начался только в ХХ веке на основе методов, разработанных школой академика И. П. Павлова (1849 — 1936), создателя учения об условных рефлексах. Затем были найдены новые пути исследования высшей нервной деятельности, лежащей в основе психики — это электрофизиологические методы, химические воздействия, хирургическое вмешательство и т. д. Тем не менее в современной философии, физиологии высшей нервной деятельности и психологии существуют концепции, объясняющие общие, фундаментальные принципы организации мышления и взаимодействия материального и идеального, происходящего в организме человека.
Таким образом, в процессе длительного саморазвития неживой и живой природы, формирования человека материальное по своей форме отражение в неживой природе переходит в свою противоположность — в идеальную форму на уровне социальной организации материи.
Биологическая и психическая формы отражения живых организмов оказываются как бы переходными ступенями, связывающими простейшие физические и химические формы с высшей, человеческой формой отражения. Вместе с тем они свидетельствуют, что между высшей формой отражения мира — мышлением, сознанием человека — и низшей формой лежит путь длиной в миллиарды раз.
Что же способствовало появлению сознания? Каковы предпосылки этого качественного скачка в отражении?
10.4. Биологические предпосылки происхождения сознания
Исторически первыми были биологические предпосылки появления сознания, которые разделяются на общие и непосредственные.
Общие биологические предпосылки — это исторически отдаленные предпосылки, которые характеризуют возможность появления сознания при определенных условиях.
Общие биологические предпосылки:
Появлению сознания способствовали и непосредственные биологические предпосылки.
К непосредственным биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся:
Для развития сознания требовались и социальные факторы. Формирование сознания — это одна из сторон целостного процесса антропосоциогенеза, то есть возникновения и развития человека под воздействием социальных факторов.
10.5. Социальные условия возникновения и развития сознания
Возможность появления сознания превращается в действительность под воздействием социальных условий, факторов социальной жизни, к которым относятся:
Важнейшим социальным фактором возникновения и становления сознания является трудовая деятельность людей. Выделяются три стадии трудовой деятельности, которые оказали влияние на психику (табл.10.4).
Виды трудовой деятельности
Влияние на психику
Систематическое использование предметов в качестве орудий добывания пищи
Трудовая деятельность формирующихся людей
Создание простейших орудий труда, систематическая орудийная деятельность
Труд людей современного типа
Применение искусственных орудий разделения труда
Труд — главное отличие человека от животных. Если движение — способ существования материи, то труд можно было бы по аналогии назвать способом существования человека. Говорят также, что труд, в известном смысле слова, создал самого человека. (Оговорка «в известном смысле» означает, что труд не существовал до человека и не мог, конечно, «создавать» его буквально: сам человек и труд как его главная функция развивались одновременно, в постоянном взаимодействии).
Животные тоже умеют пользоваться различными предметами — камнями, палками, умеют строить муравейники, термитники, соты, гнезда, копать норы и т. п. Все эти действия тем не менее принципиально отличаются от человеческого труда. Труд, во-первых, начинается с изготовления орудий труда и, во-вторых, носит целенаправленный характер.
Орудия труда — это особые созданные человеком предметы, которые он ставит между собой и веществом природы для усиления своего воздействия на это вещество. Эволюция животных состояла в том, что они приспосабливали самих себя, свое тело к условиям окружающей среды. Человек посредством орудий начал приспосабливать природу к себе. Животное воздействует на природу своим собственным телом и может произвести в ней только такие изменения, какие позволяет его физическая организация, его сила и размеры. Муравьи, например, перемещают мелкие предметы, но никогда не поднимут обыкновенный кирпич.
Человек же стал усиливать свое воздействие на природу сначала с помощью ручных орудий, затем — механической техники и автоматических устройств. Пределов развития этого воздействия не существует: орудия труда позволяют человеку перестраивать окружающий мир, не ограничиваясь рамками своей физической организации. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс писал о различии между животным и человеком: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты». Процесс труда, материального производства стал главным организатором человеческой жизни. Он коренным образом перестроил не только тело, но и психику человека. В чем состояла эта перестройка?
Второе отличие человеческого труда от деятельности животных — целенаправленный характер трудовой деятельности. Сознание обладает уникальной способностью мысленно конструировать предметы, которых еще нет в реальном мире. Материальная трудовая деятельность — это реализация, воплощение в вещество природы мысленного образа, который предварительно строится в голове человека и используется как образец, цель процесса труда. То, что Платон считал идеями вещей, живущими в особом, недоступном человеку мире, в действительности оказалось целевыми образами, формируемыми человеческим мышлением без всякой связи с вымышленным «миром идей». Эти образы воплощаются в материальные вещи в процессе труда. Вот как описывал целенаправленную деятельность человека Карл Маркс, один из крупнейших оппонентов идеалистической философии: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей, архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю». Сознание возникает, образно говоря, для обслуживания процесса труда и совершенствуется вместе с усложнением трудовой деятельности».
Поведение некоторых животных может быть настолько сложным, что производит впечатление сознательного. (Мы здесь имеем в виду диких животных, а не домашних и лабораторных, которые в результате контакта с человеком действительно могут заимствовать у него элементы сознательного поведения). Очень сложными могут быть даже действия насекомых, прежде всего муравьев, пчел и ос-охотниц. В XIX веке часто возникал вопрос: нет ли в их действиях проблесков сознания, целенаправленной деятельности? Эту проблему детально исследовал крупнейший французский энтомолог Жан Анри Фабр (1823 — 1915). Он много лет изучал поведение ос-охотниц, которые очень искусно заботятся о потомстве. Например, осы некоторых видов выкапывают в земле норку, приносят туда строго определенное количество насекомых определенного вида, предварительно поймав их и парализовав уколами жалом в нервные узлы, откладывают в этих насекомых свои яйца и закупоривают норку. Вылупившиеся личинки питаются мясом своеобразных живых консервов — парализованных насекомых. Фабр поставил ряд экспериментов, показавших, что оса действует совершенно бессознательно. Так, в присутствии осы он вытаскивал пинцетом всех запасенных насекомых из норки и давал осе возможность осмотреть ее. После осмотра оса спокойно закупоривала пустую норку и улетала, как будто все в порядке и за будущее личинок можно не беспокоиться. Это поведение насекомого говорит о том, что у осы нет цели — мысленного образа того, что она должна сделать. Ей не с чем сравнить результаты своей деятельности. Поэтому она неспособна осознать, что результат действий совершенно не тот, какого следовало достигнуть, и работу надо переделывать. То, что человек может легко увидеть и осознать за считанные секунды, для осы непонятно и необъяснимо. Насекомое действует только под руководством инстинкта, то есть совокупности врожденных стереотипов поведения, задающих последовательность выполнения некоторых операций без достаточной обратной связи. Любая ситуация, искусственно созданная экспериментатором и не предусмотренная в инстинкте становится для осы непреодолимым препятствием. На основе серии подобных экспериментов Ж. А. Фабр сделал вывод: «Насекомое полностью лишено способности сознательного суждения, даже тогда, когда его работа — верх совершенства».
Итак, главные отличия труда человека от манипуляций животных с предметами состоят в том, что животное использует предметы достаточно случайно и эпизодично, не умеет изготовлять, сохранять и совершенствовать орудия труда; животное не создает идеальных моделей потребного будущего, которые можно было бы реализовать в трудовой деятельности. Труд и сознание — глубоко взаимосвязанные, чисто человеческие способности, ставящие человека в некотором смысле слова над природой и превращающие общество в особую, высшую форму материи.
Социальная организация (или коллективный образ жизни) была необходима для выживания первобытного человека. В процессе совместной деятельности люди учились координировать свои действия, понимать друг друга, передавать опыт от одного поколения другому. Освоение человеком опыта предыдущих поколений называют социализацией (более подробно этот процесс рассматривается в курсе социологии). У низших животных практически вся необходимая организму информация передается по наследству, генетически, через врожденные инстинкты. У высших животных детеныш проходит обучение у своих родителей, например приемам охоты. У человека все социальные навыки передаются через коллективы, состоящие из себе подобных, осваиваются людьми в общении друг с другом.
Это освоение накопленного в прошлом социального опыта известный генетик академик Н. П. Дубинин назвал социальным наследованием. В отличие от биологического наследования, происходящего бессознательно, автоматически, наследование социального опыта, формирующего человеческую личность, происходит только благодаря целенаправленному обучению в коллективе (в семье, племени, компании друзей, школьном классе и т. п.). Поэтому дети, выросшие в джунглях без общения с себе подобными, не могут стать полноценными людьми. По этой же причине распространившиеся в современном мире опасения по поводу клонирования человека (можно будет, якобы, тиражировать совершенно одинаковых людей) лишены серьезных оснований. Главное в человеке — его суть — не исчерпывается генотипом. Даже люди с одинаковыми генотипами (двойняшки, тройняшки и т. п.), всегда имеющие много сходного, могут стать очень разными личностями в зависимости от социального опыта, различий в воспитании, образовании, круге общения, профессии. Личность формируется под воздействием не столько биологического наследования, сколько социального.
Язык — система знаков для передачи информации, знаний от одного человека к другому. Процесс практического использования языка в человеческом общении называют речью. В современном обществе она бывает устной и письменной. В отличие от животного человек обладает членораздельной речью, выражающей свойства и сущность вещей, законы природы. Язык животных примитивнее — в нем выражается только состояние самого животного и некоторые внешние свойства окружающих предметов (например, сигналы в языке жестов у муравьев: «там опасность», «там еда»). Однако в языке животных нет понятий — поэтому выразить на нем законы природы или хотя бы простые суждения общего характера («все люди смертны», «все лебеди белы») принципиально невозможно.
Между языком и сознанием возникает глубокая связь. Передать мысли одного человека другому можно только при помощи знаковых систем и материального носителя. В абстрактном мышлении человек пользуется понятиями, а им соответствуют не отдельные вещи, а целые классы вещей. Обозначить, например, понятие «дом вообще» конкретным предметом, указав на какой-то реальный дом, невозможно: «дом вообще» нигде не существует в чистом виде, это понятие — результат мысленной процедуры обобщения, абстрагирования свойств огромного множества предметов. Понятия, отделяясь от чувственного представления конкретной вещи, теряют опору в наглядности и поэтому должны иметь некоторую иную чувственно фиксируемую форму. Обозначить понятие может только слово — главный компонент языка. Язык становится средством формирования, сохранения и передачи мысли, выраженной всегда в абстрактных понятиях.
Характер языка выражает уровень развития сознания, человеческих знаний о мире. Так, у племен дикарей существуют языки, в которых всего несколько сотен слов. Современному европейцу такого словарного запаса давно уже недостаточно. Закономерности развития языков изучает особая наука — языкознание. Языкознание показало, что все современные языки цивилизованных народов являются результатом долгого исторического развития. Ученые обнаружили, что все естественные языки (то есть возникшие стихийно в ходе исторического развития) имеют общие черты, обусловленные общностью законов мышления. Например, во всех без исключения человеческих языках существует разделение предложения на тему и рему. Тема — это исходный пункт сообщения, то, относительно чего нечто утверждается. Рема — то, что утверждается или спрашивается. Так, в простейшей фразе «взошло солнце» тема — «солнце», а рема — «взошло». Структура и словарный запас естественных языков постоянно совершенствуются. Происходит появление или заимствование из других языков новых слов. Структурные изменения языка иногда заметны на протяжении жизни одного поколения. Так, в последние десятилетия в русском языке наметилось отмирание склонения числительных: склонять их (изменять по падежам) не умеют даже дикторы радио и телевидения, речь которых в ХХ веке считалась эталонной. Можно высказать предположение, что в обозримом будущем склонение числительных в русском языке отомрет (что уже давно произошло, например, в английском).
Наряду с естественным, стихийно сложившимся у того или иного народа языком существуют языки других типов. Развитие науки и техники потребовало создания специальных и искусственных языков — в наше время это, например, языки программирования. Такие языки включают специальные термины и особые правила применения, отражающие содержание данной научной дисциплины, отрасли техники или особой сферы человеческой деятельности (например, спорта). Искусственный язык может быть формализованным или математизированным. В формализованном языке точно определены правила его использования, устранена многозначность терминов и введена специальная знаковая система — в виде цифр, букв или других обозначений. Таким искусственным формализованным языком пользуются, например, в правилах дорожного движения. Математика издавна начала создавать особый язык, необходимый для точных количественных расчетов. Так, для пересчета предметов достаточно иметь натуральный ряд чисел и действие сложения. Для описания физических процессов науке XVII — XX веков потребовалось усложненить математический язык — были созданы исчисление бесконечно малых, теория пределов, дифференциальное и интегральное исчисление и т. д.
Анализ деятельности человека в начальный период его исторического развития отчетливо показывает тесную взаимосвязь биологических и социальных факторов возникновения сознания, а именно:
Так, например, непосредственная орудийная деятельность обусловила за сравнительно короткий срок возрастание объема мозга от 500 куб.см до 1 400 — 1 600 куб.см.
В зарождении и развитии человеческого сознания важное место занимает речевое общение, язык.
Общинная связь, совместная деятельность формирующихся людей через расширение связей, через порождение качественно новых связей стали важным социальным фактором происхождения сознания.
Таким образом, происхождение сознания определялось как биологическими, так и социальными факторами.
Подводя итог описанию человеческого сознания можно сформулировать два его определения. Первое носит общефилософский характер и основано на понимании сознания как вторичной реальности, производной от материи, — реальности исходной, или первичной.
Сознание — это высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей.
Однако это определение не указывает на конкретные механизмы познавательной деятельности, функционирующие на основе сознания. Более детальное, конкретное исследование механизмов сознания осуществляет уже не философия, а ряд других, частных наук — прежде всего психология, а также языкознание, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика и т. д. С точки зрения психологического подхода общефилософское определение сознания можно дополнить более конкретным определением.
Сознание — высшая форма психической деятельности, функционирующая во взаимодействии с трудом и речью (языком).
Каждая наука, исследующая сознание человека, раскрывает свои, специфические аспекты этого уникального явления.
В последние десятилетия в результате развития кибернетики (науки о связях и управлении в системах) и создания все более мощных компьютеров появилась возможность имитировать работу мозга и осуществлять с помощью электронной техники функции, аналогичные мыслительной деятельности. Теория и практика создания кибернетических систем свидетельствуют о том, что машине передаются все более сложные функции мозга, причем многие из них она выполняет лучше, чем это делает человек. По-видимому, не существует функций мышления, которые не могли бы имитироваться достаточно сложными ЭВМ будущего. В этой связи возникает вопрос: не способна ли машина мыслить, есть ли принципиальное различие между ЭВМ и мыслящим мозгом?
Ответить на этот вопрос позволяет концепция соотношения низших и высших ступеней развития материи. ЭВМ состоит из физических элементов и находится на несколько уровней сложности ниже социальной формы материи — человека и его мыслящего мозга. Поэтому компьютер не может обладать равным с человеком творческим потенциалом. Работа машины сводится к физическим явлениям и процессам — электронным импульсам, магнитным состояниям и т. п. Деятельность мозга приводит к возникновению идеального образа, отражающего качества вещей. В машине никаких идеальных образов не возникает. Можно предположить, что в будущем будут созданы ЭВМ, работающие на искусственно сконструированных химических и биологических субстратах, которые удастся каким-то образом включить в социальные взаимодействия, смоделировать работу органов чувств, человеческие эмоции и т. п. По своему уровню сложности такие субстраты приблизятся к человеческому мозгу. Это будут, конечно, приборы (или организмы?) принципиально иной природы, чем современная вычислительная техника. Не исключено, что на их базе возникнут некие машины — организмы, адекватно воспроизводящие идеальные образы и сознание, аналогичное человеческому. Нельзя исключить, что на определенном уровне развития науки осуществится искусственная сборка человеческого мозга или органа, близкого к нему по строению и функциям. Однако в настоящее время возможность создания искусственных объектов, аналогичных человеческому мозгу и адекватно моделирующих сознание, остается только более или менее вероятным предположением.
10.6. Сознание — обобщающе-абстрактная, идеальная форма отражения
Есть несколько различных подходов к определению сущности сознания, причем они не противоречат друг другу, а взаимно дополняют, давая таким образом, полное представление о сущности сознания путем показа различных его аспектов (табл.10.5).