Что такое сознание в биологии

Сознание человека и его взаимосвязь с мозгом

Сознание человека – это великое поле для исследований. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, что такое сознание. Однако в определениях разных исследователей есть общие моменты. Существуют научные и псевдонаучные подходы к трактовке этого понятия. Есть религиозные и духовные определения того, что лежит в основе сознания. В этой статье рассмотрим, как определяют, что означает такое понятие, с использованием точных естественно-научных методов, а не философских взглядов и абстрактных суждений.

История изучения сознания

Первые серьезные работы, пытающиеся объяснить, в чем суть сознания, откуда оно появляется, на чем основывается, приходятся на конец XIX века. В 1872 году немецкий физиолог Дюбуа-Реймон представил миру теорию биопотенциалов, согласно которой исключительно физико-химические законы движут организмом человека. Физиолог пессимистично полагал, что человек никогда не узнает, что является сознанием. И судя по тому, что до сих пор точного ответа на этот вопрос нет, его взгляд можно считать оправданным. Коллега же Дюбуа, Карл Фридрих Вильгельм Людвиг, утверждал, что если бы не было сознания, у человека не было бы чувств и ощущений.

Что такое сознание в биологии. Смотреть фото Что такое сознание в биологии. Смотреть картинку Что такое сознание в биологии. Картинка про Что такое сознание в биологии. Фото Что такое сознание в биологии

Некоторые ученые считают, что сознание рождается в процессе поиска мозгом информации. Другие предполагают, что на основе имеющейся в головном мозге информации происходит формирование сознания. В любом случае мысль о том, что именно мозг порождает и определяет сознание человека, на сегодняшний день является общей. Хранящаяся в мозге информация получает своеобразные коды. Так и появляется сознание, которое можно охарактеризовать как процесс, при котором человек понимает, что происходит с ним в данный момент.

Сознание в современном понимании

Сегодня, как и раньше, человеческое сознание изучают медики, психологи, физики и другие научные деятели. Можно сказать, что это одно из главных направлений в современной науке. И сейчас ученые сходятся во мнении, что мозг моделирует внешний мир. К примеру, если закрыть глаза, то мы можем представить окружающий мир, причем гораздо ярче и интереснее, чем он есть на самом деле. То есть, мозг создает модели реальности.

Психологи утверждают, что реальность носит субъективный характер. Каждый воспринимает мир по-своему. На восприятие влияет богатство ощущений. Благодаря рецепторам мы определяем запах и вкус. Краски мы видим благодаря восприятию электромагнитных волн разной длины. Таким образом, индивидуальные особенности человека делают его сознание.

В свою очередь за восприятие, ощущения, эмоции и мысли отвечают нейроны, из которых состоит мозг. Сознание включает в себя образы, которые создают нейроны. Совокупность этих образов называют внутренним миром. С биологической точки зрения к проявлениям сознания относятся многомиллиардные физико-химические реакции, которые происходят из-за связи нейронов. Любая мысль рождается, когда нейроны активируются и образуют нейронные сети. С ходом мысли взаимодействие нейронов меняется. Таким образом, ученые пришли к выводу, что мозг – инструмент познания. При этом до сих пор невозможно определить, насколько точно и полно мозг отражает реальность. Этот орган изучен не до конца, и никто не знает, возможно ли это в принципе. Но мыслители полагают, что если это когда-либо удастся, человек сможет силой собственного разума изменить мир.

Меняя мышление, меняем сознание

То, как человек воспринимает окружающий мир, зависит от его индивидуальных особенностей, ощущений и эмоций. Если у человека много негативных эмоций, его сознание формируется не в самых радужных красках. В свою очередь это ведет к эмоциональной нестабильности и даже серьезным расстройствам психики. Чтобы это изменить, необходимо начать с мышления. Меняя свое мышление, учась понимать, контролировать и управлять собственными эмоциями, человек постепенно начинает по-другому относиться в реальности. А чем ярче в его сознании представлен окружающий мир, тем легче ему выполнять повседневные задачи, достигать цели, добиваться успехов.

Работайте над сознанием вместе с Викиум. Для начала можно пройти курс «Детоксикация мозга», чтобы научиться понимать свои эмоции и избавиться от негатива. А затем можно переходить к более глобальной работе над мышлением, пробуя другие онлайн-курсы, выбор которых достаточно большой.

Источник

§ 53. Мышление и сознание

С чем связаны различия в поведении человека и животных? Почему вид, к которому принадлежит человек, называется Homo sapiens? Вспомните, какие функциональные зоны различают в коре больших полушарий.

Сущность мышления. Существенным признаком человека как разумного существа является мышление, возникающее в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Источником мышления, его основой является чувственное познание — изучение окружающей среды с помощью сенсорных систем. В процессе мышления человек познает такие явления, которые нельзя непосредственно воспринять органами чувств, обнаруживает существенные признаки, свойства предметов и явлений, взаимосвязи между ними. Мышление активизируется тогда, когда у человека возникают вопросы («Что это?», «Почему так?», «Как это устроено?» и т. п.), на которые нельзя получить от

вет путем восприятия тех или иных объектов. Размышляя, человек оперирует имеющимися у него знаниями, открывает неизвестное в известном и таким образом постигает новое.

В процессе мышления человек познает мир обобщенно и опосредованно (через слово). Любая мысль возникает и приобретает свое развитие в слове, а удачно подобранное слово совершенствует, уточняет мысль. Особую роль в процессе мышления играет внутренняя речь. Она способствует возникновению мысли и подготавливает ее к высказыванию.

Физиологические основы и операции мышления. В основе мышления лежит высшая нервная деятельность всей коры головного мозга, первая и вторая сигнальные системы. Первая сигнальная система обеспечивает предметное конкретное мышление. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление, которое значительно расширяет приспособительные возможности человека. На основании имеющейся информации, способностей, навыков и привычек человек ассоциирует, то есть устанавливает связи между предметами.

МЫШЛЕНИЕ — процесс отражения связей и отношений между предметами и явлениями действительности, обеспечивающий усвоение новых знаний.

Ассоциации помогают ему проникнуть в глубину природных явлений, найти подобные качества предметов, благодаря чему раскрывается их суть, особенности. Например, кислое ассоциируется с лимоном, сладкое — с конфетой.

Мышление, опираясь на знания, осуществляется через анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, то есть через мыслительные (умственные) операции (ил. 132). Анализ является первым этапом изучения любого предмета или явления. Синтез обеспечивает целостное видение объекта. Неразрывное единство анализа и синтеза реализуется в сравнении, что является основанием для обобщения. Выделение существенных признаков дает возможность для классификации. Абстрагирование раскрывает взаимосвязи между объектами и явлениями и т. п.

Формы и виды мышления. Выполнение мыслительных операций базируется на формах мышления (ил. 133). Понятие отражает существенные свойства предметов. Суждение отражает связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-то. Умозаключение — форма мышления, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Различается мышление нескольких видов (ил. 133). Наглядно-действенное мышление основывается на непосредственном восприятии предметов. Наглядно-образное мышление опирается на представление объекта, предмета. Особенностью словеснологического мышления является то, что оно осуществляется с опорой на понятия и суждения.

Роль коры больших полушарий в мышлении. Вам известно, что в коре полушарий головного мозга выделяют чувствительные, двигательные и ассоциативные зоны.

Что такое сознание в биологии. Смотреть фото Что такое сознание в биологии. Смотреть картинку Что такое сознание в биологии. Картинка про Что такое сознание в биологии. Фото Что такое сознание в биологии

Ил. 132. Операции мышления

Что такое сознание в биологии. Смотреть фото Что такое сознание в биологии. Смотреть картинку Что такое сознание в биологии. Картинка про Что такое сознание в биологии. Фото Что такое сознание в биологии

Ил. 133. Формы и виды мышления

Что такое сознание в биологии. Смотреть фото Что такое сознание в биологии. Смотреть картинку Что такое сознание в биологии. Картинка про Что такое сознание в биологии. Фото Что такое сознание в биологии

Ил. 134. Ассоциативные зоны коры полушарий головного мозга

В мышлении человека важную роль играют ассоциативные зоны. Они осуществляют связь между различными участками коры, объединяя все импульсы, поступающие к ним, в целостные акты обучения (чтение, речь, письмо), логического мышления, памяти, и обеспечивают целесообразное поведение (ил. 134). С ассоциативными зонами коры связано формирование второй сигнальной системы.

Несмотря на то что оба полушария головного мозга имеют почти одинаковое анатомическое и микроскопическое строение, роль каждого из полушарий в их совместной деятельности неодинакова. В выполнении одних функций организма преобладает правое, других — левое полушарие. Это явление назвали функциональной специализацией коры головного мозга.

По функциональным особенностям полушарий люди делятся на праворуких и леворуких. Нервные пути, пролегающие от органов к головному мозгу, перекрещиваются. Поэтому левую часть тела контролирует правое полушарие, а правую часть тела — левое полушарие. У большинства людей левое полушарие является доминантным. Речевую функцию обычно контролирует левое полушарие. Это наблюдается у всех праворуких и у 70 % леворуких. Доминирующее левое полушарие обеспечивает праворуким понимание и формирование устной и письменной речи, словесно-логическое мышление, чтение. В нем есть центр счета и памяти (ил. 135).

Правое полушарие у правшей и у 70 % левшей отвечает за восприятие, переработку, анализ и синтез сигналов первой сигнальной системы. Чувственно-образное восприятие мира, эмоции, чувства, воображение, настроение преимущественно формируются в правом полушарии. Оно содержит центры ориентирования в пространстве и времени. Правому полушарию свойственно чувственно-образное, конкретное мышление. Музыкальные и художественные способности тоже преимущественно определяются функцией правого полушария.

Несмотря на определенное разделение функций и сложные взаимосвязи, оба полушария функционируют согласованно. Левое полушарие позволяет выделить из долговременной памяти сведения. Правое полушарие быстро воспринимает и воспроизводит оперативную информацию. Благодаря левому полушарию человек решает логические задачи, размышляет, планирует свои действия. Благодаря правому — воспринимает целостные образы и музыку, узнает лица и голоса, шум дождя, мечтает. Левое полушарие обусловливает жизнерадостность и оптимизм, а правое — тревогу и печаль.

Что такое сознание в биологии. Смотреть фото Что такое сознание в биологии. Смотреть картинку Что такое сознание в биологии. Картинка про Что такое сознание в биологии. Фото Что такое сознание в биологии

Ил. 135. Схема размещения центров регуляции функций организма в коре головного мозга

Человек целостно воспринимает окружающий мир благодаря взаимодействию двух полушарий. Например, если раздается звонок, «слышат» его оба полушария. Однако левое полушарие «не знает», будильник это, телефон или просто звонок в дверь. Правое полушарие «сообщает»: звонит телефон, и человек соответственно отвечает на звонок. Левое полушарие «понимает» слова, но «не может определить», знакомый или незнакомый голос звучит, мужчина это или женщина. Правое полушарие, не вникая в суть разговора, «подсказывает», что говорить и с какой интонацией произносить фразы.

СОЗНАНИЕ — процесс отражения действительности мозгом человека, охватывающий все формы ВНД и обусловливающий ее целенаправленную деятельность.

Сознание и его физиологические основы. Сознание — особая функция мозга, свойственная только человеку. Оно отвечает за психическое отражение внешнего мира (восприятие, запоминание, мышление, воображение), за общение с другими людьми, обеспечивает целенаправленное поведение человека и определяет его внутреннее состояние. Сознание обеспечивает связь человека с реальным миром, обществом и самим собой. Оно возникает только в обществе под влиянием трудовой деятельности и общения с другими людьми.

В структуре сознания выделяются четыре основные характеристики:

1. Способность отражать окружающий мир с помощью познавательных процессов. Основными среди них являются ощущение, восприятие, мышление, представление. Нарушение любого из этих процессов приводит к расстройству сознания.

2. Способность к самопознанию. Человек способен познать свое «Я», а также разделять мир на «Я» и «не-Я». Осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям называется самосознанием личности. Оно формируется под влиянием жизненного опыта человека и проявляется в способности выделять себя из окружающей среды.

3. Формирование человеком целей деятельности. Человек способен предвидеть будущее, ставить перед собой цель. При этом он оценивает различные мотивы, принимает решения, контролирует и корректирует выполнение действий. Своей деятельностью человек влияет на окружающий мир.

4. Наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг него, к другим людям и к самому себе. Отношение проявляется в чувствах и эмоциях.

Физиологической основой сознания считается определенный уровень активности головного мозга. Сознание — это результат целостной деятельности мозга, тесного взаимодействия коры и подкорковых центров. Это особое состояние мозга, при котором возможна реализация высших психических функций (памяти, мышления, воображения и др.). Формирование сознания в первую очередь зависит от факторов внешней среды. Этот процесс связан с языком, поэтому сознание не появляется сразу после рождения, а развивается по мере того, как приобретается жизненный опыт. Человек осознает только те процессы, которые были переработаны мозгом с помощью слов.

Осознанное и неосознанное. Для процесса осознания внешнего воздействия важна продолжительность активности нейронов коры большого мозга. Отличие между осознанными и неосознанными реакциями состоит также в уровне активности мозга, которая определяется количеством возбужденных мозговых структур. Если работает незначительное количество нейронов коры и подкорковых структур, то такие реакции осуществляются как подсознательные. А если реакции происходят при активности значительной части мозга, то они осознаются.

У человека регуляция внутренних функций осуществляется на неосознанном уровне. Не осознаются также некоторые врожденные мотивы деятельности и поведения, влечения, а также патологические явления (бред, галлюцинации). Основу поведения, осуществляемого на уровне подсознания, составляет жизненный опыт, прочные навыки, обеспечивающие возникновение почти мгновенных реакций, автоматических форм поведения. Когда же необходимо нестандартное решение, тогда включаются сознательные механизмы поведенческих реакций.

Человеку свойственно самосознание, благодаря которому он способен понимать не только окружающий мир, но и самого себя, свое отношение к объектам окружающей среды. Оно проявляется в различных формах деятельности, направленных на себя: самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, самочувствие и т. п. Благодаря им человек способен к самовоспитанию. С помощью самовоспитания — сознательной деятельности, направленной на выработку и совершенствование положительных и преодоление отрицательных привычек поведения, — человек может воспитывать в себе положительные и устранять отрицательные черты.

Сознание. Самовоспитание

Ученые пытаются выяснить механизмы, обеспечивающие непрерывное осознание окружающего мира. Согласно одной гипотезе, этот процесс основывается на постоянном сопоставлении сигналов, поступающих через органы чувств, с информацией, получаемой из памяти. Мозг выполняет такую работу примерно каждые 0,1 с, то есть человек автоматически вспоминает, каким был окружающий мир мгновение назад, и сопоставляет с данным моментом. Выявленные изменения складываются в последовательную цепь, что обеспечивает непрерывность сознания.

1. Что такое мышление? Что является его физиологической основой? 2. Назовите операции мышления. 3. Какие различают формы и виды мышления? 4. Что называется функциональной специализацией коры головного мозга? 5. Какое полушарие головного мозга отвечает за логическое мышление? 6. Каковы физиологические основы сознания? 7. В чем проявляется сознание человека? 8. В чем состоит различие словесно-логического и наглядно-образного мышления? 9. Проанализируйте, какое полушарие большого мозга «определяет» расстояние до предметов и «различает» среди значительного количества звуков шум автомашин, а какое «учитывает» правила дорожного движения, расшифровывает дорожные знаки. 10. Долгое время левшей заставляли в школе писать правой рукой. Однако впоследствии было установлено, что переучивание таких детей вредно для здоровья. Почему? 11. Присуще ли сознание новорожденным детям? Почему? 12. Некоторые человекообразные обезьяны с помощью языка жестов могут сообщить о своем эмоциональном состоянии и узнают свое изображение в зеркале. Является ли это свидетельством имеющегося у них сознания? Почему? 13. Среди индивидуальных характеристик мышления выделяют следующие: глубина, широта, гибкость, осознанность, самостоятельность, критичность. На основании самонаблюдений охарактеризуйте особенности своего мышления. 14. Дайте ответ на вопрос «Кто я?» двадцатью словами. Это могут быть существительные и прилагательные, которые, по вашему мнению, вас характеризуют. Попросите родственников ответить на этот вопрос за вас. Сравните полученные результаты и сделайте вывод относительно объективности вашей самооценки. Составьте проект для самовоспитания личностных качеств. 15. Сознание человека может быть не только ясным и четким, но и измененным. Измененные состояния сознания — это способ адаптироваться к изменениям внешней или внутренней среды, например, во время засыпания, при значительной усталости, в экстремальных ситуациях. Измененные состояния сознания достигаются и искусственно во время гипноза, медитации, а также под действием психотропных средств — алкоголя, наркотиков и т. п. Можно ли оправдать поведение человека, совершившего преступление в состоянии опьянения? Почему?

Источник

Что такое сознание в биологии

ОСОЗНАНИЕ ЗНАНИЙ О МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

Зрительные образы внешнего мира после предварительного преобразования в сенсорной системе глаз в виде последовательности электрических импульсов поступают по зрительному нерву в соответствующие отделы коры, здесь каким-то неизвестным образом идентифицируются, перерабатываются (перекодируются) и сохраняются (запоминаются). Аналогичным образом преобразуется информация от слухового, обонятельного, вкусового и тактильных анализаторов. Нейроны, обладая способностью к пространственно-временной самоорганизации в функциональные ансамбли, за счет многочисленных синаптических связей образуют когерентно возбуждаемые нейронные сети, определяющие интегративную реакцию, направленную на достижение необходимой цели в зависимости от совокупного образа внешнего явления, сформированного сенсорными сигналами. При этом предполагается, что в коре головного мозга происходит высшая переработка всей сенсорной информации: хранится информация о событиях прошлого, формируются образы явлений окружающего мира, идет процесс осознания этих явлений, вырабатывается стратегия поведенческих реакций в соответствии с обстановкой и формируется весь комплекс мышления и психоэмоционального состояния человека. Это кратко изложенный взгляд современной нейрофизиологии на проблему деятельности головного мозга. Нейрофизиологический подход основан на прямых электрофизиологических исследованиях, показывающих пути прохождения нервного импульса от биосенсоров до участков коры, на данных по изучению нейронной активности и иррадиации возбуждения при различных звуковых, зрительных и эмоционально-психологических тестах, то есть на опытах, включающих прямое воздействие на ту или иную сенсорную систему и изучение ответной реакции на нейронном и поведенческом уровнях. В этом направлении накоплен ценнейший экспериментальный материал.

Физиологические эксперименты и клинические наблюдения позволили установить многие важные для понимания механизмов деятельности мозга закономерности. В первую очередь, в аспекте рассматриваемой проблемы биологии сознания, это принцип «обратной связи», понятие о котором было введено в физиологию П. К. Анохиным [3, 4] задолго до появления этого понятия в кибернетике Н. Винера. Суть принципа «обратной связи» состоит в том, что любое адекватное действие саморегулирующейся системы может происходить лишь при условии получения ею своевременной информации о результатах предыдущего действия и динамике состояния окружающей среды. П. К. Анохиным введены также очень важные понятия «обратной афферентации», «афферентного синтеза», «опережающего отражения», которые характеризуют свойства нейронных структур, необходимые для формирования функции сознания.

Еще в начале прошлого века В. М. Бехтерев весьма четко представлял ход развития сложных нервно-психических процессов. Он пишет, что «центральная реакция, развиваясь далее, передается в другие центры нервно-психической деятельности, где путем переработки и сочетания с соответствующими мышечными ощущениями превращается в иной род реакции, выражающейся представлением, которое оставляет о себе след в форме вспоминательного образа, способного к оживлению. Далее, представление, являющееся спутником дальнейшего развития центральной реакции, благодаря существованию ассоциативных связей между различными областями головного мозга, вступает в сочетание с другими вспоминательными образами пережитых ранее подобных же центральных реакций, образуя собою более сложные продукты нервно-психики, которые также не лишены материальной основы» [5, с. 723].

Тем не менее, в рамках существующей нейрофизиологической модели весьма сложно объяснить феномен сознания как таковой со всей широчайшей гаммой ассоциативных реакций, происходящих у каждого из нас при восприятии окружающего мира, те эмоционально-психические проявления, внутренние переживания, сопровождающие мыслительный процесс и творческую деятельность человека. Поиски «места» хранения информации (памяти) в головном мозге, как известно, к успеху не привели. Более того, как показали результаты многочисленных исследований, включая исследования последних лет, области локализации проекций тех или иных однотипных сенсорных стимулов в коре мозга варьируют в широких пределах и имеют отражение в различных ее зонах [4, 7]. Но главное даже не в том как в нейронных сетях организована память. Ведь никто из современных нейрофизиологов не может хотя бы приблизительно дать объяснение тому как и где из электрических потенциалов нейронной активности воссоздаются (извлекаются из памяти) или синтезируются образы и понятия в результате мыслительной работы и на каком принципе вообще осуществляется сама эта мыслительная работа.

Действительно, наука только стоит на пороге познания многих явлений как чисто физических, так и связанных с сознанием человека в единстве с физическими процессами космического масштаба. Но относительно таких понятий как астральные и эфирные тела, энергоинформационное поле и т. п. пока существуют лишь абстрактные представления, некоторое теоретизирование, констатация таинственных (не укладывающиеся в современные научные знания) эффектов, не поддающихся какой-либо метрологической оценке, и не более. Следует, конечно, отметить, что физические поля (электромагнитное, гравитационное и др.), которыми оперирует современная фундаментальная наука, кстати, несущие и энергию и информацию, хотя и позволяют производить некие измерения своих проявлений и воспроизводятся в доступных человеку пределах техническими средствами, остаются до сих пор также загадочными в сути своей природы.

Излагаемая в данной книге теоретическая биология сознания (ТБС) сформировалась на основе логического осмысления накопленного наукой в данной области экспериментального материала, различных подходов, гипотез и теорий. Не претендуя на всеобъемлемость решения проблемы, ТБС обосновывает биологические механизмы сознания, рассматривает возможные пути исследований, ставя при этом задачу четко разделять абстрактные образы (модели) и реальные явления Природы. Основные положения излагаемой в данной книге теории впервые были доложены на Международном конгрессе «Наука, информация, сознание’99» в 1999 году в Санкт-Петербурге [11].

Источник

Понятие и содержание сознания человека

Что такое сознание человека

Сознание человека — это состояние психической жизни организма, которое выражается в субъективном переживании событий внешнего мира и тела самого организма вместе с отчетом об этих событиях и ответной реакцией на них.

Способность реагировать на происходящее и формировать отчет о своем внутреннем опыте необходима для организации совместной деятельности. Сознание отражает наше представление о мире и своем месте в нем. Это элемент нервной деятельности, центром которой является головной мозг. Механизм сознания связан с речью, мыслительной деятельностью человека, способностью к рефлексии и самоконтролю.

Изучение сознания

Проблема сознания возникла с философским учением Рене Декарта еще в XVII веке нашей эры. Французский мыслитель разделил тело и душу, посчитав, что тело омрачает человека, а душа как разумное начало борется с негативным телесным влиянием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Немецкий психоаналитик Зигмунд Фрейд полагал, что сознание — это одна из трех систем психики — наряду с бессознательным (подсознание) и предсознательным, — которая отражает только то, что осознается в определенный момент времени.

До сих пор мы не имеем точного и исчерпывающего понимания о том, что такое сознание и как оно соотносится с физической реальностью. Проблема определения сознания и его рамок является предметом исследований философии сознания, психологии, биологии, научных программ по изучению искусственного интеллекта.

Трудности в исследовании этого явления обусловлены тем, что к сознанию мы имеем только внутренний доступ и не можем наблюдать его работу со стороны. Известно, что человеческое сознание — это естественное явление, но, в то же время, для изучения проблемы соотношения сознания с мозгом и поведением человека не достает экспериментальных средств.

Признаки и свойства сознания

В описании сознание с психологической точки зрения, необходимо учитывать, что, помимо мышления и рефлексии, оно заключает в себе широкий и разнообразный спектр явлений.

В механизм сознание включены элементы:

Обычно считается, что сознание присуще только людям, как существам общественно-историческим.

С психологической точки зрения сознание можно охарактеризовать в следующих пунктах:

Сознание каждого человека уникально и обусловлено внешними факторами. Такими, как социальная система, в которой он живет, уровень общественного развития и т. д.

Основополагающим фактором работы сознания является восприятие.

Восприятие — система интерпретаций чувственных данных, чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Система совместной деятельности общества формирует структуру и ключевые свойства сознания:

Теории о сознании человека

К вопросам, которые особенно остро стоят в рамках изучения объекта исследования, можно отнести суждения о природе сознания и логике его взаимодействия с физической реальностью и человеческим телом.

Среди разнообразных теорий современной философии о природе сознания наиболее популярными являются следующие направления:

Сознание, как свойство мозга

Сознание — это свойство функционирующего мозга, которое представляет собой сложнейший психологический механизм, позволяющий человеку контролировать свое поведение, объяснять его, формулировать интерпретации событий, происходящих вокруг него, давать им оценку и т. д.

Сознание отражает сущность личности и его индивидуальные черты, так как строится на рациональном и эмоциональном отображении действительности человеком. Оно не может находиться в пассивном состоянии, так как человек постигает внешний мир и формирует свое оценочное мнение в ходе практической деятельности.

Осознанность не является функцией какой-то конкретной части мозга — она формируется в целостную систему благодаря совместной работе отдельных компонентов мозга, каждый из которых вносит свой незаменимый вклад.

Структурными элементами сознания являются:

В процессе мозговой деятельности сознание отвечает за обработку информации, идущей как из внешнего мира, так и из внутренних органов. При этом главную роль в возникновении сознания играет активация временных связей между воспринимающими и гностическими участками коры больших полушарий с двигательно-речевой областью.

Основным и самым важным свойством человеческого сознания является способность создавать и хранить внутри себя картину мира. Это умение позволяет любую проблему или ситуацию осмысливать через сопоставление с уже имеющимися представлениями о мире и собственным ранее полученным опытом.

Примеры функционирования сознания

В человеческом сознании непрерывно идут сложные и многообразные процессы, благодаря которым мы познаем мир, окружающих людей и самих себя. Все наши рутинные действия невозможны вне функционирования механизма сознания. Его работу можно рассмотреть на примере чтения любого текста. По сути, текст представляет собой всего лишь последовательный набор слов, каждое из которых может иметь несколько значений. Однако читатель, как правило, без труда понимает написанное и даже улавливает интонационную и эмоциональную окраску текста.

Этот процесс можно представить в виде следующих этапов:

Любое действие человека отражается и перерабатывается в его сознании. Процессы, которые происходят в нем, очень сложны для понимания, но при этом безупречно структурированы и отрегулированы. При нормальном функционировании мозга, процессы, протекающие в сознании, настолько слажены, что мы даже не замечаем его работу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *