Что такое созвучие в музыке

созвучие

Смотреть что такое «созвучие» в других словарях:

созвучие — См. согласие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. созвучие гармония, согласие; строй; симфония, гармоничность, ассонанс, рифма, соответствие, созвучность, унисон, сочетание … Словарь синонимов

СОЗВУЧИЕ — в музыке сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты. Построенное по определенному принципу созвучие из трех и более звуков называют аккордом … Большой Энциклопедический словарь

СОЗВУЧИЕ — (музыкальное), одновременное звучание тонов различной высоты. Один из видов созвучия аккорд … Современная энциклопедия

СОЗВУЧИЕ — СОЗВУЧИЕ, созвучия, ср. 1. Гармоническое сочетание двух или нескольких тонов (муз.). 2. Совпадение, сходство звуков речи, рифма (устар.). «Я без ума от тройственных созвучий и влажных рифм, как например, на ю.» Лермонтов. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

СОЗВУЧИЕ — СОЗВУЧИЕ, я, ср. В музыке: сочетание нескольких звуков разной высоты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Созвучие — или консонанс С. в приме при равном числе колебаний,сопровождается особенным явлением, коль скоро это равенство будетнесколько нарушено. Так, если из двух камертонов один делает 128 колеб.,а другой 127 или 129 колебаний в секунду, то С. остается… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Созвучие — (музыкальное), одновременное звучание тонов различной высоты. Один из видов созвучия аккорд. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

созвучие — я, с. 1) муз. Сочетание двух или нескольких звуков различной высоты в одновременном звучании. Виды музыкального созвучия. Синонимы: акко/рд 2) Гармоничное сочетание звуков (в звучащей речи, вокальном искусстве и т. п.). Созвучие голосов. Созвучие … Популярный словарь русского языка

созвучие — darnusis sąskambis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. concord; consonance vok. Konsonanz, f rus. консонанс, m; консонансный аккорд, m; созвучие, n pranc. accord consonant, m; consonance, f … Fizikos terminų žodynas

Созвучие — в музыке, сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты. С. может состоять из двух (гармонический интервал) и более звуков, может быть консонирующим и диссонирующим (см. Консонанс, Диссонанс). Основной вид созвучия … Большая советская энциклопедия

Источник

Аккорды в музыке и их виды

Тема сегодняшней публикации – аккорды в музыке. Мы будем говорить о том, что такое аккорд и какие есть виды аккордов.

Аккорд – это созвучие нескольких звуков (от трёх и более), которые находятся по отношению друг к другу на определённом расстоянии, то есть по каким-то интервалам. Что такое созвучие? Созвучие – это звуки, которые сосуществуют вместе. Простейшим созвучием является интервал, более сложные типы созвучий – это разнообразные аккорды.

Термин «созвучие» можно сравнить со словом «созвездие». В созвездиях несколько звёзд расположены на различном расстоянии друг от друга. Если их соединить, то можно получить очертания фигур животных или мифологических героев. Подобное же и в музыке, соединение звуков даёт созвучия тех или иных аккордов.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Какие бывают аккорды?

Для того чтобы получился аккорд, нужно соединить минимум три звука или больше. От того, сколько звуков сцеплены вместе, и от того, как они соединены (по каким интервалам), зависит вид аккорда.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыкеВ классической музыке звуки в аккордах располагаются по терциям. Аккорд, в котором три звука, расположенных по терциям, называется трезвучием. Если записать трезвучие нотами, то графическое изображение этого аккорда очень будет напоминать маленького снеговика.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыкеЕсли созвучие составляют четыре звука, также отстоящих друг от друга на терцию, то получается септаккорд. Название «септаккорд» означает, что между крайними звуками аккорда образуется интервал «септима». В записи септаккорд – тоже «снеговик», только не из трёх снежков, а из четырёх.

Трезвучие, септаккорд и нонаккорд – это основные виды аккордов, применяемых в музыке. Однако этот ряд можно продолжить другими созвучиями, которые формируются по тому же принципу, но используются гораздо реже. К таким можно отнести ундецимаккорд (6 звуков по терциям), терцдецимаккорд (7 звуков по терциям), квинтдецимаккорд (8 звуков по терциям). Любопытно, что если построить терцдецимаккорд или квинтдецимаккорд от ноты «до», то в их составе будут абсолютно все семь ступеней музыкального звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Итак, основные типы аккордов в музыке следующие:

Аккорды нетерцовой структуры

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыкеВ современной музыке нередко можно встретить аккорды, в которых звуки расположены не по терциям, а по другим интервалам – обычно по квартам или квинтам. Например, из соединения двух кварт образуется так называемый квартсептаккорд (обозначается комбинацией чисел 7 и 4) с септимой между крайними звуками.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыкеИз сцепления двух квинт можно получить квинтнонаккорды (обозначается с помощью чисел 9 и 5), между нижним и верхним звуком будет составной интервал нона.

Классические терцовые аккорды звучат мягко, гармонично. Аккорды же нетерцовой структуры имеют пустоватое звучание, зато они очень красочны. Вероятно поэтому эти аккорды так уместны там, где требуется создание фантастически-загадочных музыкальных образов.

В качестве примера назовём Прелюдию «Затонувший собор» французского композитора Клода Дебюсси. Пустые аккорды из квинт и кварт здесь помогают создать образ движения воды и появления легендарного невидимого днём собора, лишь в ночную пору поднимающегося из водной глади озера. Эти же аккорды словно передают звон колоколов и полночный бой часов.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Ещё один пример – фортепианная пьеса другого французского композитора Мориса Равеля «Виселица» из цикла «Призраки ночи». Здесь тяжёлые квинтнонаккорды как нельзя кстати подходят для обрисовки мрачной картины.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Кластеры или секундовые гроздья

До сих пор мы упоминали только те созвучия, которые состоят из консонансов разного рода – терций, кварт и квинт. Но созвучия можно строить и из интервалов-диссонансов, в том числе и из секунд.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыкеИз секунд образуются так называемые кластеры. Иногда их также называют секундовыми гроздьями (их графическое изображение очень напоминает гроздь каких-нибудь ягод – например, рябиновых или винограда).

Нередко кластеры обозначаются в нотах не в виде «нотных россыпей», а как закрашенные или пустые прямоугольники, располагаемые на нотном стане. Их следует понимать следующим образом: играются все ноты (белые или чёрные клавиши фортепиано в зависимости от цвета кластера, иногда и те, и другие) в пределах границ этого прямоугольника.

Пример подобных кластеров можно увидеть в фортепианной пьесе «Праздничная» российского композитора Лейлы Исмагиловой.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Кластеры, как правило, не относят к аккордам. Причина на то следующая. Оказывается, в любом аккорде должны хорошо прослушиваться отдельные звуки его составляющие. Любой такой звук можно в любой момент звучания выделить слухом и, например, пропеть, остальные звуки, составляющие аккорд, при этом нам не будут мешать. В кластерах же – иначе, потому что все их звуки сливаются в единое красочное пятно, и отдельно расслышать какой-либо из них не представляется возможным.

Разновидности трезвучий, септаккордов и нонаккордов

Классические аккорды имеют множество разновидностей. Трезвучий всего четыре вида, септаккордов – 16, но в практике закрепились лишь 7, вариантов нонаккордов может быть ещё больше (64), но те, которые из них употребляются постоянно, снова могут быть пересчитаны по пальцам (4-5).

Подробному рассмотрению видов трезвучий и септаккордов мы посвятим отдельные выпуски в будущем, сейчас же дадим им лишь самую краткую характеристику.

Но сначала, нужно понять, почему вообще существуют различные виды аккордов? Как мы уже отмечали ранее, в качестве «строительного материала» для аккордов выступают музыкальные интервалы. Это своеобразные кирпичики, из которых затем получается «здание аккорда».

Но вы также помните, что интервалы также имеют множество разновидностей, они могут быть широкими или узкими, а кроме того чистыми, большими, малыми, уменьшёнными и т.д. Облик интервала-кирпичика зависит от его качественной и количественной величины. И от того, из каких интервалов мы строим (а можно строить аккорды из интервалов как одинаковых, так и различных), зависит, какой вид аккорда, в конечном счёте, у нас выйдет.

Итак, трезвучие имеет 4 вида. Оно может быть большим (или мажорным), малым (или минорным), уменьшённым или увеличенным.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

На следующем примере вы можете видеть все перечисленные виды трезвучий, построенные от нот «ми» и «фа»:

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Септаккордов есть семь основных видов (7 из 16). Их названия складываются из двух элементов: первый – это вид септимы между крайними звуками (она может быть большой, малой, уменьшённой или увеличенной); второй – вид трезвучия, которое находится в основании септаккорда (то есть вид трезвучия, которое образуется из трёх нижних звуков).

Например, название «малый мажорный септаккорд» нужно понимать так: у этого септаккорда септима между басом и верхним звуком малая, а внутри него находится мажорное трезвучие.

Итак, 7 основных видов септаккордов можно легко запомнить так – три из них будут большими, три – малыми, а один – уменьшённым:

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Нотный пример демонстрирует перечисленные виды септаккордов, построенные от звуков «ре» и «соль»:

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Что касается нонаккордов, то их нужно научиться различать, главным образом, по их ноне. Как правило, применяются нонаккорды только с малой или с большой ноной. Внутри нонаккорда, конечно, требуется уметь различать и вид септимы, и вид трезвучия.

Среди часто встречающихся нонаккордов можно назвать следующие (всего пять штук):

В следующем нотном примере эти нонаккорды построены от звуков «до» и «ре»:

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Обращение – способ получения новых аккордов

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыкеТак, трезвучие можно обратить два раза, в ходе обращений мы получим новые созвучия – секстаккорды и квартсекстаккорды. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – двумя числами (6 и 4).

Например, возьмём трезвучие из звуков «ре-фа-ля» и сделаем его обращение. Переносим звук «ре» на октаву выше и получаем созвучие «фа-ля-ре» — это секстаккорд этого трезвучия. Далее, перенесём теперь звук «фа» вверх, получим «ля-ре-фа» — квартсекстаккорд трезвучия. Если затем перенести звук «ля» на октаву выше, то мы снова вернёмся к тому, от чего ушли – к первоначальному трезвучию «ре-фа-ля». Таким образом, мы убеждаемся, что трезвучие действительно имеет всего два обращения.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыкеСептаккорды имеют по три обращения – квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд, принцип их выполнения такой же. Для обозначения квинтсекстаккордов применяют соединение чисел 6 и 5, для терцквартаккордов – 4 и 3, секундаккорды обозначаются числом 2.

Например, дан септаккорд «до-ми-соль-си». Выполним все возможные его обращения и получим следующее: квинтсекстаккорд «ми-соль-си-до», терцквартаккорд «соль-си-до-ми», секундаккорд «си-до-ми-соль».

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Обращения трезвучий и септаккордов используются в музыке очень часто. А вот обращения нонаккордов или аккордов, в которых ещё больше звуков, применяются крайне редко (практически никогда), поэтому мы их рассматривать здесь не будем, хотя получить их и дать им название несложно (всё по тому же принципу переноса баса).

Два свойства аккорда – структура и функция

Любой аккорд можно рассматривать двояко. Во-первых, можно построить его от звука и рассматривать структурно, то есть по интервальному составу. Этот структурный принцип как раз таки и отражён в уникальном названии аккорда –мажорное трезвучие, большой минорный септаккорд, минорный квартсекстаккорд и т.д.

По названию мы понимаем, как нам построить тот или иной аккорд от заданного звука и каково будет «внутреннее наполнение» данного аккорда. И, заметьте, ничто не мешает нам построить любой аккорд от любого звука.

Во-вторых, аккорды можно рассматривать на ступенях мажорного или минорного лада. В этом случае на образование аккордов оказывают большое влияние вид лада, знаки тональностей.

Так, например, в мажорном ладу (пусть будет До мажор) мажорные трезвучия получаются только на трёх ступенях – первой, четвёртой и пятой. На остальных ступенях возможно построение только лишь минорных или уменьшённого трезвучия.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Аналогично в миноре (для примера возьмём до минор) – минорные трезвучия также будут находиться только на первой, четвёртой и пятой ступенях, на остальных же можно будет получить либо мажорные, либо уменьшённое.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

В том, что на ступенях мажора или минора можно получить только определённые виды аккордов, а не любые (без ограничений) состоит первая особенность «жизни» аккордов в условиях лада.

Другая особенность заключается в том, что аккорды приобретают функцию (то есть определённую роль, значение) и ещё одно дополнительное обозначение. Всё зависит от того, на какой именно ступени аккорд построен. Например, трезвучия и септаккорды, построенные на первой ступени, будут называться трезвучиями или септаккордами первой ступени или тоническими трезвучиями (тоническими септаккордами), так как они будут представлять «тонические силы», то есть будут относиться к первой ступени.

Трезвучия и септаккорды, построенные на пятой ступени, которая именуется доминантой, будут называться доминантовыми (доминантовое трезвучие, доминантсептаккорд). На четвертой ступени строятся субдоминантовые трезвучия и септаккорды.

Это второе свойство аккордов, то есть умение выполнять какую-то функцию, можно сравнить с ролью игрока в какой-нибудь спортивной команде, например, в футбольной. Все спортсмены в команде – футболисты, но одни поставлены вратарями, другие – защитниками или полузащитниками, а третьи – нападающими, и каждый выполняет только свою, строго определённую задачу.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Функции аккордов не следует путать со структурными названиями. Например, доминантсептаккорд в ладу по своему строению является малым мажорным септаккордом, а септаккорд второй ступени – малым минорным септаккордом. Но это совсем не значит, что любой малый мажорный септаккорд можно приравнять доминантсептаккорду. И это также не значит, что в роли доминантового септаккорда не может выступить какой-нибудь другой по структуре аккорд – например малый минорный или большой увеличенный.

Итак, в сегодняшнем выпуске мы рассмотрели основные типы сложных музыкальных созвучий – аккордов и кластеров, затронули вопросы их классификации (аккорды с терцовой и нетерцовой структурой), описали обращения и выявили две главные стороны аккорда – структурную и функциональную. В следующих выпусках мы продолжим изучать аккорды, подробнее рассмотрим виды трезвучий и септаккордов, а также самые основные их проявления в ладу. Следите за обновлениями!

Музыкальная пауза! За роялем — Денис Мацуев.

Ян Сибелиус — Этюд ля минор соч. 76 № 2.

Источник

Основы гармонии в музыке

Трезвучие – аккорд из трех нот, расположенных по терциям.

Аккорд – сочетание трех или более нот, взятых одновременно.

Теперь дадим само определение гармонии. Процитирую старый советский учебник:

Гармония – объединение звуков в созвучия и связная последовательность таких созвучий.

Гармония подчеркивает атмосферу мелодии, задает контекст. Например – послушайте одну и ту же мелодию, сыгранную под аккорды ЛЯ-минор и ДО-мажор:

Мелодия написана в натуральном ЛЯ-миноре, и настроение ее подчеркивается аккордом ЛЯ-минор. Однако во второй части та же мелодия звучит иначе – появляется позитивное настроение, она будто обнадеживает: «все не так уж плохо!».

Видите, как по-разному воспринимается одна и та же мелодия под разным контекстом.

Трезвучия. Обращения трезвучий.
В примере выше аккорды представляли собой трезвучия, о которых я также говорил в прошлой статье.

Хорошо, переместим тонику (ноту ДО) на октаву выше.

А что получится, если переместить второй звук (ноту МИ) на октаву выше? Получим квартсекстаккорд :

Что будет, если и его нижний звук переместить на октаву выше? Получится обычное трезвучие C3-5, только октавой выше. Поэтому, говорят, у трезвучия два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке

Как же сделать последовательность аккордов связной? Вспомните об устойчивых и неустойчивых ступенях и тяготении между ними – все это работает и с аккордами.

Если мы рассматриваем трезвучия в контексте определенной тональности, называться они будут по названию ступеней, от которой построены. Если построим его от тоники (1-й ступени), оно будет тоническим. От четвертой ступени субдоминантовым, а от пятой – доминантовым.

Для того, чтобы сделать простейший гармонический оборот, нам нужно взять тонику, затем какую-либо неустойчивую ступень (например, субдоминанту), а затем снова тонику:

Итак, что произошло в данном примере?

1. Взяв тоническое трезвучие мы дали слуху понять, что в данный момент «по умолчанию» мы находимся в тональности ДО-мажор.

2. Взяв трезвучие от неустойчивой ступени, субдоминанты (от ноты ФА в данном случае), мы создали для нашего слуха напряжение.

3. И снова взяв тонику, мы разрешили созданное напряжение.

Этот гармонические оборот можно записать как « T-S-T », где:

Обычно очень популярны обороты « T-S-D-T » (где D – доминанта ):

Тут субдоминанта разрешается в доминанту, которая наиболее сильно стремится разрешиться в тонику:

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке
Как видите, третья и пятая ступень доминантового трезвучия – вводные ступени гаммы «ДО мажор». Отсюда такое стремление разрешиться в тоническое трезвучие.

Таким образом, в гармоническом обороте T-S-D-T напряжение держится дольше, чем в T-S-T, или T-D-T.

А если копнуть еще глубже…
Можете вместо доминанты взять трезвучие от 7-й ступени лада – получится уменьшенное трезвучие, которое отлично разрешится в тонику.

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке
T-S-7-T.mp3

Но если приглядеться, окажется, что это уменьшенное трезвучие – 3, 5 и 7 ступень доминантсептаккорда!

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке
Тут возникнут вопросы: доминантсептаккорд – что это за зверь такой? Это септаккорд, построенный от доминанты натурального мажора.

Да, что-то нас совсем уж занесло…

Как теперь это все соединить с мелодией?
Например, попробуйте наиграть на каждый аккорд одну и ту же мелодию в вашей тональности:

Если хотите сделать мелодию разнообразней, обыграйте каждый аккорд:

Таким образом, получится, что с каждым аккордом ваша мелодия будет нести оттенки того лада, которому он будет соответствовать. Поэтому вместе с эмоциональным окрасом натурального мажора в данной мелодии есть оттенки лидийского (4-я ступень) и миксолидийского (5-я ступень) лада.

Также можете просто обыграть каждый аккорд его звуками. Т.е. построить мелодию так, чтобы она состояла только из звуков звучащего в данный момент аккорда:

В общем – издевайтесь, как хотите.

Кварто-квинтовый круг (или как еще удобно подбирать аккорды)
Взгляните на изображение:

Что такое созвучие в музыке. Смотреть фото Что такое созвучие в музыке. Смотреть картинку Что такое созвучие в музыке. Картинка про Что такое созвучие в музыке. Фото Что такое созвучие в музыке
Мы видим 2 круга – внутренний и внешний. Во внешнем с интервалом в квинту последовательно расположены тональности в натуральном мажоре, во внутреннем – параллельные им тональности в натуральном миноре.

Хорошо, как подобрать с помощью этого всего аккорды? Взглянем на следующее изображение:

Ниже – все то же самое, только для параллельного ЛЯ-минора – МИ-минор справа будет доминантой, а РЭ-минор субдоминантой.

Все эти 6 аккордов можно использовать в тональности «ДО-мажор».

***
Теперь определите сами, какие аккорды войдут в тональность РЭ-мажор (если что, под спойлером ответ).

* РЭ-мажор – тоника.
* СОЛЬ-мажор – субдоминанта
* ЛЯ-мажор – доминанта
* СИ-минор – тоника параллельного минора
* МИ-минор – субдоминанта параллельного минора
* ФА-диез-минор – доминанта параллельного минора

***
На просторах сети также слышал о том, что, если в натуральном миноре доминанта разрешается в тонику, доминанту лучше брать не минорную, а мажорную. Т.е. если МИ-минор у нас доминанта, лучше заменить ее на МИ-мажор.

В принципе, логика в этом есть – если доминанта у нас минорная, между 3-й и 5-й ее ступенями и первым звуком тонического трезвучия будут расстояния в 1 тон. В случае, если она мажорная, между ее 3-й ступенью и первой ступенью тонического трезвучия будет расстояние в 1 полутон. Поэтому тяготение доминанты к тонике будет сильнее.

Я не думаю, что минорную доминанту можно всегда заменять на мажорную – и так оно тоже интересно звучит. Но можно использовать это как некую «фишку». Например, как в припеве песни группы Metallica – Unforgiven. Сначала там звучит обычная последовательность аккордов в ЛЯ-миноре:

Однако в конце припева вместо минорной доминанты (МИ-минор) берется мажорная (МИ-мажор):

В результате чего припев притягивает больше внимания к себе – кажется… эм… более «логически завершенным», что ли.

Нетерцовые созвучия (нетерцовые аккорды)
Данные аккорды строятся на любых интервалах, кроме терций, и обладают интересным свойством – они не мажорные, и не минорные. Что, в принципе, логично. Ведь мы убрали терцию, которая и давала понять, какой наклоненности аккорд.

Возьмем, к примеру, обычное ДО-мажорное трезвучие:

b3-m3.mp3
Хорошо, понизим вторую его ноту на одну ступень, и получим трезвучие, состоящие из большой секунды и кварты:

Теперь послушайте пример – в первой части будет играть мажорное трезвучие, после чего данный аккорд, а во второй то же самое, но с минорным трезвучием вначале:

Как видите, в первой части он подчеркивает твердость и позитив мажорного лада, а во втором – добавляет трагичности минорному. Хотя это – один и тот же аккорд!

Можно сделать еще так – сначала взять кварту, а после большую секунду:

Можно сделать аккорд из квинты и кварты:

Можно из кварты и квинты:

Или из двух квинт (в аккорде из большой секунды и кварты второй звук переносим на октаву выше):

Звучит он красиво, если обыграть (как в миноре, так и в мажоре):

Этими аккордами можно заменить обычные трезвучия. Давайте сделаем это с примером из предыдущего раздела:

Эпилог
На этом заканчиваю тему ) Хотел рассказать больше, но получилось уже и так слишком много контента – не влезает в предел 20 файлов на статью.

Мы и так сегодня узнали достаточно:

Думал я этой статьей завершить серию о создании музыки… И, наверное, так и сделаю, хотя – хорошим завершением была бы статья об основах аранжировки. Пока у не выходит у меня ее сделать. Но, возможно, через какое-то время займусь ей )

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *